в чем особенность военной лирики

особенности лирики военного времени ПОМОГИТЕ. Нужно написать по литературе сочинение особенности лирики военного времени

Мужественно, вместе со всем советским народом, переносит Ахматова ужасы войны. Она чувствует ответственность каждого человека перед будущими поколениями:

Мы знаем, что нынче лежит на вехах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Здесь «я» и «мы» слиты в единое целое и становятся своеобразным девизом тех людей, которые самоотверженно шли к победе. Для Ахматовой, как для женщины, очень важны те чувства, которые испытывает мать, жена, дочь или сестра, провожая своих любимых на войну:

Когда вчитываешься в эти строчки, то начинаешь чувствовать боль и страдание каждой матери, готовой подписаться под этим стихотворением.

Таким образом, стихи Ахматовой о войне связаны со страданиями женщины, которая наравне с мужчинами переносит множество мук. Для нее война – это постоянная душевная ноющая боль, которую невозможно заглушить.

Немного иного характера душевные переживания мужчин на войне, поскольку на них лежит нечеловеческий груз ответственности за каждого живущего и за тех, кто воюет рядом. Так, стихотворение А. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины… » повествует о нравственных муках солдата, который испытывает чувство вины перед погибшими товарищами:

Остались там, и не о том же речь,

Речь не о том, но все же, все же, все же…

На мой взгляд, чувство вины свойственно для большинства поэтов, писавших о Великой Отечественной войне. Должно быть, уже спустя годы, человек снова и снова возвращается на поле боя и думает о том, что можно было изменить:

Да, мы сделали все, что могли, мы,

Кто мог, сколько мог и как мог.

И были мы солнцем палимы,

И шли мы по сотням дорог.

Это строки из стихотворения Бориса Слуцкого, для которого память является главной наградой тех, кто воевал и отдал свою жизнь за свободу нового поколения:

Да, каждый был ранен, контужен,

И каждый четвертый – убит,

И лично отечеству нужен.

И лично не будет забыт.

Таким образом, война для целого поколения стала настоящим откровением, которое показало истинную сущность каждого. И, думаю, солдат, идущий в бой, всегда знал, ради чего и кого он это делает. Невольно вспоминаются строки из стихотворения «Говорят, что посмертно…» :

Должно быть, эти слова являются ключевыми в жизни каждого настоящего солдата. Приближаясь к финалу своих размышлений, я снова хочу вернуться к творчеству Анны Ахматовой, ее стихотворению «Памяти друга» :

Источник

Особенности поэзии периода Великой Отечественной войны.

Лекционный материал занятия для изучения и конспектирования

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события. Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины».

22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Об этом Степан Щипачев писал:

Такою все дышало тишиной,

что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

всего каких-то пять минут осталось!

В первые дни начала Великой Отечественной войны появляются песни и стихи, которые стали последствием потрясения людей от случившегося. Появляется песня «Священная война». Писатели, поэты не молчали. Они также встали в строй, как все советские люди. Не осталось ни одного равнодушного.

в чем особенность военной лирики. Смотреть фото в чем особенность военной лирики. Смотреть картинку в чем особенность военной лирики. Картинка про в чем особенность военной лирики. Фото в чем особенность военной лирики

Рис. 1. Плакат времен ВОВ (Источник)

Не победить страну, в которой мирных нет,

Где каждый бьет врага – трудом или снарядом,

Где музыкант, артист, художник и поэт

С поэмой и штыком идут с бойцами рядом.

В годы войны сражалось около 1215 писателей. 400 из них погибло, около 500 были награждены. Очень многие ушли на фронт и стали там фронтовыми корреспондентами. Военные корреспонденты создавали свои произведения, писали очерки, публицистические статьи по впечатлениям от увиденного. Очень часто им вместе с солдатами приходилось быть на передовой. Среди военных корреспондентов оказались поэты Константин Симонов, Александр Твардовский, Илья Эренбург.

Стихи, проза, рисунок

Очень многие молодые студенты ушли на фронт прямо со студенческой скамьи. Так появилась поэзия фронтового призыва. Этот период в литературе – период коротких жанров. Некогда было писать повести, романы, поэтому стихотворения занимают первое место. Лирика выступает на первый план.

Поэт Алексей Сурков в это время писал: «У нас сейчас должны появиться такие стихи, которым не аплодируют. Это стихи, от которых сжимаются кулаки, стихи, от которых хочется плакать или зубами скрежетать…».

Такие стихи действительно появились. Они были разными – лирическими, героическими – но все они звали в бой, звали на подвиг.

По сей день любима народом песенная лирика М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, К. Симонова, О. Берггольц, Н. Тихонова, М. Алигер, П. Когана, Вс. Багрицкого, Н. Тихонова, А. Твардовского. Проникновенное национальное чувство звучит в их стихах. У поэтов обострилось чутье, взгляд на родные широты стал сыновьим, почтительным, нежным. Образ Родины – конкретный, понятный символ, который перестал нуждаться в красочных описаниях. Героический пафос проник и в интимную лирику.

Мелодическая поэзия с присущей ей эмоциональностью и декларационно-ораторской речью очень скоро распространяется на фронтах и в тылу. Расцвет жанра логически обусловлен: было необходимо эпически отразить картины героической борьбы. Военная литература переросла стихотворения и вылилась в национальный эпос. В качестве примера можно прочитать А. Твардовского «Василий Теркин», М. Алигер «Зоя», П. Антокольского «Сын». Поэма «Василий Теркин», знакомая нам со школьных времен, выражает всю тяжесть военного быта и неукротимо веселый нрав советского солдата. Таким образом, поэзия в период ВОВ приобрела огромное значение в культурной жизни народа.

Основные жанровые группы военных стихов: Лирическая (ода, элегия, песня), Сатирическая, Лирико-эпическая (баллады, поэмы). Самые известные поэты военного времени: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов.

Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Михаил Львов, Александр Межиров, Юлия Друнина, Борис Слуцкий, Константин Вашенкин, Григорий Поженян, Б.Окуджава, Николай Панченко, Анна Ахматова, и многие другие. Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. Лейтмотивом поэзии тех лет стали строки из стихотворения Александра Твардовского «Партизанам Смоленщины»: «Встань, весь мой край поруганный, на врага!».

Поэты обращались к героическому прошлому родины, проводили исторические параллели: «Слово о России» Михаила Исаковского, «Русь» Демьяна Бедного, «Дума о России» Дмитрия Кедрина, «Поле русской славы» Сергея Васильева.

В ряде стихов передается чувство любви солдата к своей «малой родине», к дому, в котором он родился. К тем «трем березам», где он оставил часть своей души, свою боль и радость («Родина» К.Симонова).

Запомнил каждое крыльцо,

Куда пришлось ступать,

Запомнил женщин всех в лицо,

Как собственную мать.

Они делили с нами хлеб –

Они нас выводили в степь

Своя беда не в счет.

(А.Твардовский «Баллада о товарище»)

В той же тональности звучат стихи М.Исаковского «Русской женщине», строки из стихотворения К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».

Суровая правда времени, вера в победу советского народа пронизывают стихи А.Прокофьева («Товарищ, ты видел…»), А.Твардовского («Баллада о товарище») и многих других поэтов.

Серьезную эволюцию претерпевает творчество ряда крупных поэтов. Так, муза Анны Ахматовой обретает тон высокого гражданства, патриотического звучания. В стихотворении «Мужество» поэтесса находит слова, образы, воплотившие стойкость сражающегося народа:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Стихотворение К. Симонова«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины. » (1941) получило широкую известность, потому что выражало чувства и переживания всего народа. Интонация горестного раздумья, интонация доверительной беседы с задушевным другом. Поэт перебирает в памяти общие воспоминания, восстанавливает картины отступления 1941 года. Стихотворение лишено призывных интонаций, в нем воплощена напряженная работа ума и сердца, ведущая к новому пониманию жизни и судеб людей и Родины.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз

Деревни, деревни, деревни с погостами.

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

Ты. знаешь, наверное, все-таки родина

Не дом городской, где я празднично жил

А эти проселки, что дедами пройдены

С простыми крестами их русских могил.

Стихотворение «Жди меня» (1941) о верной, преданной любви, о ее спасительной силе. Над любовью не властно время, обстоятельства. Многократные повторения слова «жди». В первой двенадцатистрочной строфе оно повторено десять раз. Словами «Жди, когда. » начинаются шесть из двенадцати строчек, в которых обрисованы все времена года и разные жизненные обстоятельства, обозначающие, что ожидание бессрочно.

Жди меня, и я вернусь,

Жди, когда наводят грусть

Жди, когда снега метут,

Жди, когда других не ждут.

Жди, когда из дальних мест

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь.

А. Сурков знаменит стихотворением «Бьется в тесной печурке огонь. » (1941) тоже о любви, ее спасительной силе, о верности и преданности. В трагических обстоятельствах войны («До тебя мне дойти нелегко, / А до смерти четыре шага») моральной опорой человеку служит любовь («Мне в холодной землянке тепло / От твоей негасимой любви»).

Источник

Великая Отечественная война в лирике военных и послевоенных лет

в чем особенность военной лирики. Смотреть фото в чем особенность военной лирики. Смотреть картинку в чем особенность военной лирики. Картинка про в чем особенность военной лирики. Фото в чем особенность военной лирики

Полное название темы работы

ВОВ в лирике военных и послевоенных лет

Фамилия имя автора(-ов)

Дегтярева Ира, Никифорова Полина

МКОУ «Высотинская СОШ» 8 класс

Муниципальное казённое учреждение «Высотинская средняя общеобразовательная школа»

Великая Отечественная война

и послевоенных лет

(Исследовательская работа по литературе)

учитель русского языка и литературы

Село Высотино, 2014 год.

Общие сведения о теме ВОВ в военное и послевоенное время……………….5

Сравнительный анализ патриотических стихотворений……………………….6

Сравнительный анализ лирических

Сравнительный анализ стихотворений, называющих «цену», заплаченную за Победу……………………………………………………………………………..9

Сравнительный анализ стихотворений,

женщину на войне. 11

Менее чем через год наша страна будет отмечать 70-летие со Дня Победы в самой страшной и кровопролитной Великой Отечественной войне. Эта война ушла в историю, но не ушла из неё, она вошла в жизнь каждого человека, и в каждую жизнь внесла тревоги и волнения, заботы и горести. Казалось бы, прошло так много времени с этих огневых лет, и мы давно живём в мире. Возникает вопрос: зачем же ворошить прошлое, раз за разом вспоминать эти тяжелейшие для народа годы?

С подобными вопросами мы обратились к современным людям и получили следующие ответы:

· На вопрос «Нужно ли сегодня говорить о Великой Отечественной войне?» более 90% ответили положительно.

· На вопрос «Если – да, то почему?» отвечали так:

ü «Об этом никогда не следует забывать, это наша история, без которой нет будущего»;

ü «Потому что ВОВ показала, как в лихую годину может народ жить одной судьбой, деля радости и горе пополам»;

ü «В ВОВ наш народ показал свою способность объединяться и бить врага. Была общая цель, которую достигали все вместе и на фронте, и в тылу. Сегодня этого единства не хватает»;

ü «Как можно об этом забыть! Это пример великого подвига. И это не громкие слова. Вот где в полную силу, в полный рост проявился патриотизм. На этом надо учиться жить не только для себя, но и для других».

Дорогами войны вместе с нашими героическими дедами и прадедами прошла и советская литература, постаравшаяся выразить весь ужас тех событий, мысли, чувства и поступки воинов и тыловиков. Особую роль сыграла поэзия, мощно воздействующая на душевное состояние бойцов. Поэтическое слово встало в один ряд с защитниками Родины.

О Великой Отечественной войне писали стихотворения в военное и в послевоенное время, пишут и сейчас. Вроде бы все их объединяет одна тема, но есть в них, безусловно, отличия. В этом мы и попытаемся разобраться.

Объект исследования – тема Великой Отечественной войны в лирике военных и послевоенных лет.

Предмет исследования – общие и отличительные черты этой лирики.

Проблема исследования – что сближает и что отличает тему Великой Отечественной войны в лирике военных и послевоенных лет?

Гипотезы: предположим, что в стихотворениях о ВОВ, написанных во время войны и после неё, есть и сходства, и различия, а именно:

ü Лирику военных и послевоенных лет о ВОВ сближает тематика, уверенность в победе

ü стихотворения, написанные в военное время, наполнены призывом встать на защиту Отчизны, в них звучит вера в победу;

ü стихотворения, написанные в послевоенное время, проникнуты чувством благодарности защитникам Родины, в них тоже есть призыв к потомкам – сохранить историческую ПАМЯТЬ о страшной войне, о цене, которую заплатили за Победу.

· выяснить, что сближает и что отличает лирику военных и послевоенных лет о Великой Отечественной войне.

1. провести анкетирование с целью узнать мнение людей о том, нужно ли сегодня говорить о давно прошедшей войне;

2. подобрать стихотворения о Великой Отечественной войне разных авторов, узнать год их создания, распределить стихи на две группы: написанные в военное и послевоенное время;

3. в каждой из двух групп разделить стихотворения по содержанию: лирические (любовные), патриотические (имеющие призывный характер), рисующие ужасы (называющие «цену») войны;

4. составить перечень критериев, по которым будут сравниваться стихотворения двух основных групп и их подгрупп;

5. объединить стихотворения в пары, глубоко изучить и проанализировать их по критериям, выявляя при этом сходство и различие;

6. проанализировать собранный материал, обобщить его и сделать вывод о подтверждении или опровержении гипотезы.

Методы исследования – анкетирование (эмпирический); теоретические (анализ, сравнение, обобщение).

Практическая значимость работы:

1. Материал исследования можно будет использовать на уроках литературы для показа связи поколений.

2. Анализ стихотворений может пригодиться при проведении внеклассных мероприятий, посвящённых Дню Великой Победы.

2. Основное содержание.

2.1. Общие сведения о теме ВОВ в военное и послевоенное время.

Более трехсот литераторов не вернулись с полей сражений.

«Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за последние годы», — заметил А. Сурков в одном из своих публичных выступлений во время войны, и был совершенно прав. Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных эстрад на фронте и в тылу…

Крылатыми для советских людей, вставших на битву с фашизмом, стали слова А. Твардовского:

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Советская литература стала подлинной художественной летописью Отечественной войны, вместе с тем она помогала народу сражаться, выражая величие его идеалов и целей, во имя которых советские люди шли на жертвы, не щадили ни своей крови, ни жизни.

Читатели и слушатели тепло встречали поэзию. Об одной из таких встреч рассказывает А. Фадеев в дневнике «Ленинград в дни блокады», вспоминая литературный вечер у рабочих Кировского завода, в котором он принимал участие вместе с Н. Тихоновым и А. Прокофьевым. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи «Жди меня» К. Симонова, «Землянка» А. Суркова, «Огонек» М. Исаковского породили многочисленные стихотворные «ответы». Поэтический диалог пишущих и читающих, горячая заинтересованность в поэзии широких масс свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт.

Душевная близость с народом является самой примечательной и в известном смысле исключительной особенностью лирики 1941—1945 г. г. жанровая принадлежность лирики разнообразна: от гимнов, маршей до элегий, писем, посланий.

В послевоенное время ведущей темой была прошедшая война, отражённая в литературе XX века глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы.

Писателей, прошедших войну, не оставляла в покое память о трагедии народа, тревожили воспоминания о погибших родственниках, друзьях, просто сослуживцах. Душевные раны, нанесённые войной, невозможно залечить.

Великой школой мужества и героизма навсегда останется в памяти людей Великая Отечественная война, получившая многогранное отражение в лирике Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Друниной, Р. Рождественского, Э. Асадова, Р. Казаковой и других поэтов.

2.2. Сравнительный анализ патриотических стихотворений

В. Лебедев-Кумач «Священная война»

Б. Окуджава «Здесь птицы не поют…»

Узкая, конкретная тема

Призыв к уничтожению «проклятой орды».

Военные будни десантного батальона.

Мотив, побудивший написать стихотворение

Понимание масштаба грандиозных событий, понимание героической души народа, вера в могучие силы «страны огромной», тревожная боль за судьбу народа, которому предстоит выдержать «смертный бой» с выдрессированным фашизмом.

Оружием борьбы поэт выдвигает «ярость благородную».

Просьба режиссеров фильма «Белорусский вокзал», снимавшегося в 70-ые годы, сделать стилизацию песни, будто бы исполняемую десантниками в годы войны. Окуджаве удалось прекрасно воплотить замысел авторов фильма, потому что он сам был фронтовиком.

Огромный, гуманный народ, который взялся за правое, святое дело: он поднимается на бой с фашизмом, понимая при этом, что должен защитить от рабства всё человечество.

«Десятый десантный батальон» как часть великого русского народа, вставшего на защиту своей страны, беспрекословно выполняющего приказы, шаг за шагом отстаивающего территорию своей страны.

Отношение к событиям

Ощущение невыносимости присутствия оккупантов на территории родной земли.

Готовность заплатить любую цену за Победу. Другой исход войны даже не рассматривается.

Глубина эмоционального отклика

Автор до глубины души потрясён разворачивающимися событиями, его волнует судьба страны. На панику или страх даже нет намёка. Есть непоколебимая уверенность в том, что «отродью человечества» будет сколочен «крепкий гроб».

Автор понимает, что борющийся народ делает несоизмеримо больше того, что он может сделать. Ощущать, чувствовать усталость неуместно.

Поэт осознаёт тот факт, что когда-нибудь, в уже мирное время, защитники Родины, оглянувшись назад, не смогут поверить в то, что они совершили. Потому что это за пределами человеческих возможностей.

Выводы по 1-ой гипотезе

· Кроме общей тематики, стихотворения объединяет наличие главного образа – народа, вставшего на защиту своей Родины, ощущающего свою правоту, осознающего священность ведущейся битвы.

· Помимо этого, стихотворения близки по отношению авторов к изображаемым событиям. Они даже мысли не допускают, что враг победит.

· Сближает их и общее чувство – уверенность в том, что враг будет разбит. По-другому и быть не может.

Выводы по 2-ой гипотезе

· Различаются эти стихотворения более конкретной темой: в первом призыв на защиту Отчизны, во втором – военные будни десантного батальона.

· Разными они являются и по мотивации, заставившей авторов написать произведение: в первом потребность поэта высказать свою гражданскую позицию, во втором – заказ режиссёров фильма «Белорусский вокзал».

· В стихотворениях, написанных на общую тему в разные годы (во время войны и после неё), оказывается гораздо больше сближающих факторов, чем различных. Следовательно, наши предположения о том, что в подобных стихотворениях связующих нитей больше, подтверждаются.

2.3. Сравнительный анализ лирических (любовно-интимных) стихотворений

К. Симонов «Жди меня»

А. Дементьев «Письмо отца»

Узкая, конкретная тема

Послание-письмо любимой женщине с фронта.

Чтение сыном письма отца к матери, которое тот написал, уходя «в свой последний решительный бой».

Мотив, побудивший написать стихотворение

Скорее всего, поводом для написания послужила необходимость знать и верить, что в далёком от фронта тылу любимая женщина будет ждать, несмотря ни на что.

Желание сына попытаться прочувствовать то, что испытывал его отец, о чём он думал перед своим последним боем.

Это демонстрация неразрывной связи и преемственности поколений.

Любимая женщина, находящаяся в тылу. На её умение ждать надеется лирический герой как на единственную возможность выжить в смертельной схватке с врагом.

Образ сына, читающего письмо отца матери с фронта. Сын как будто сам проживает те минуты, в которые отец писал письмо, и, пропустив их через сердце, осознаёт, что способен поступить так же, как когда-то отец.

Отношение к событиям

Лирический герой понимает, что может не вернуться. Но для него является важным тот факт, что его всё равно ждут. И это помогает ему выживать в нечеловеческих условиях.

Создается впечатление, что от способности далёкой, любимой женщины ждать и зависит, в конечном счёте, жизнь и победа.

Перечитывая письмо отца, лирический герой как будто приближает к себе те роковые годы, ощущает свою причастность к ним и видит готовность отца защитить свою семью от беды. Он примеряет эти события на себя и выражает уверенность в том, что сможет «всегда повторить» подвиг отца.

Глубина эмоционального отклика

Когда читаешь стихотворение, понимаешь, насколько лирический герой любит женщину, хотя слово «любовь» ни разу не упоминается. Но этого нельзя не чувствовать.

Это стихотворение звучит как заклинание, как молитва.

Лирический герой испытывает бесконечное чувство гордости за отца, судьба которого безраздельно входит в судьбу сына, готового соответствовать подвигу отца-героя.

Но нельзя не понимать, что поступками отца и сына движет любовь.

Выводы по 1-ой гипотезе

· Вместе с общей темой стихотворения объединяют адресаты (любимые женщины).

· Близки эти стихотворения и глубиной эмоционального отклика – любовь способна преодолеть все преграды и победить врага.

Выводы по 2-ой гипотезе

· Различными являются мотивы, побудившие создать стихотворения (в первом случае – это просьба «жди меня» как заклинание, во втором – показ тесной связи между отцом и сыном).

· Вроде бы адресаты одни, а центральные образы разные (в первом – любимая женщина, во втором – образ сына, читающего письмо, адресованное матери).

· Совсем по-разному герои относятся к изображаемым событиям (в первом – способность любимой ждать поможет выжить, во втором – готовность отца защитить семью от беды, а сына – повторить подвиг отца).

· В данных стихотворениях различных факторов больше. Значит, наша гипотеза не до конца подтверждена.

2.4. Сравнительный анализ стихотворений, называющих «цену», заплаченную за Победу.

М. Джалиль «Варварство»

А. Дементьев «Баллада о матери»

Узкая, конкретная тема

Расстрел фашистами мирных жителей.

Надежда матери на возвращение сына с войны.

Мотив, побудивший написать стихотворение

Передать живущим людям беспредельную жестокость фашистов, варварски расстреливающих беззащитных женщин, детей.

Желание передать горе матери, потерявшей сына на войне, но не перестающей надеяться даже после 30-ти лет на его возвращение.

Образ матери, ждущей сына вот уже 30 лет с войны. Для неё эта война ещё не закончилась, потому что сын ещё не вернулся. Увиденные в клубе кадры кинохроники лишний раз питают её надежду на возвращение Алёшеньки.

Отношение к событиям

Это крик души лирического героя, не имеющего возможности прекратить «такой позор и варварство такое». Вместе с ним кричит земля, солнце, реки, деревья – всё. Сама природа пытается противостоять расстрелу. Но даже она не в силах остановить тех, кто поставил себя вне всяких законов.

Автор принимает как своё неописуемое горе матери, наверное, понимающей, что спустя 30 лет, сын уже никогда не вернётся, что он погиб. Но где-то подсознательно она всё-таки верит, что когда-нибудь «посреди вечерней тишины постучится сын её с войны».

Автор подчёркивает всю бесчеловечность, противоестественность войны – неизбывное горе матери, потерявшей сына.

Глубина эмоционального отклика

Лирический герой потрясён увиденным, он ощущает себя беспомощным (он сам в концлагере) перед этим действом. Но тем ярче звучит его надежда на родную страну, которая, уничтожит «тех варваров, тех дикарей, что кровь детей глотают жадно, кровь наших матерей».

Лирический герой сопереживает, сочувствует матери, поддерживает вместе с нею и односельчанами её сына Алёшу бегущего в атаку, запечатлённого на кадрах хроники военных лет.

Выводы по 1-ой гипотезе

· В обоих стихотворениях звучит осуждение войны как таковой. Она бесчеловечна, противоестественна, потому что результатом её становятся жертвы (мать с сыном (1-ое стих-ие) и молодой боец Алёша (2-ое стих-ие)), которые в мирное время способны были дать жизнь другим поколениям.

Выводы по 2-ой гипотезе

· Различаются эти стихотворения деталями: во втором, на наш взгляд, мощнее трагедия, потому что мать жива, но можно ли это назвать жизнью. Нет рядом сына, и она наедине со своим горем.

· В данных стихотворениях объединяющих нитей гораздо больше. Следовательно, наша гипотеза доказывается.

2.5. Сравнительный анализ стихотворений, рисующих женщину на войне

А. Ванеев «Женщины с военными медалями»

Узкая, конкретная тема

Посвящение погибшей подруге.

Посвящение всем женщинам «с военными медалями»

Мотив, побудивший написать стихотворение

Нестерпимая боль от гибели близкой подруги, такой молодой, не успевшей даже влюбиться, не познавшей жизни, но, когда понадобилось, отдавшей её за Родину.

Бесконечное чувство благодарности женщинам, вставшим в годы войны на защиту своей страны в одни ряды с мужчинами.

Образ подруги Зинки, с которой лирическая героиня делила одну шинель, согреваясь на «продрогшей, гнилой земле», с которой обсуждала свои секреты, которая в трудную минуту повела за собой батальон и погибла.

Собирательный образ женщин, прошедших дорогами войны, не заметивших своей юности, которую потратили на то, чтобы спасать раненых солдат.

Отношение к событиям

Лирической героине трудно смириться с мыслью, что её подруги нет в живых. Она рассуждает о том, что они, девчонки войны, и не думали умирать, они хотели жить.

Но самым страшным для неё является то, что у неё не поднимается рука написать матери Зинки письмо и сообщить о гибели (пусть даже героической!) дочери.

Глубина эмоционального отклика

Лирическая героиня испытывает потрясение от гибели подруги.

В то же время лирический герой выражает глубокое сожаление этим героиням, потому что молодость их прошла на фронте, в медсанбатах. И тех, кого они, возможно, любили, уже давно нет в живых.

Выводы по 1-ой гипотезе

· Вместе с общей темой стихотворения объединяют адресаты (женщины войны).

Выводы по 2-ой гипотезе

· Различает эти стихотворения мотивация (1-ое – воспоминание о погибшей подруге; 2-ое – выражение чувства благодарности всем женщинам, прошедшим войну).

· Разными являются и центральные образы (в 1-ом – конкретный человек; во 2-ом – обобщённый образ женщин).

· Глубина эмоционального отклика тоже различна (в 1-ом – потрясение от гибели подруги; во 2-ом – искреннее чувство благодарности женщинам-воинам и сожаление о том, что война не дала им возможности насладиться своей молодостью).

· В данных стихотворениях отличительных черт больше. Значит, наша гипотеза не до конца подтверждена.

Рассматриваемая проблема звучала следующим образом: что сближает и что отличает тему Великой Отечественной войны в лирике военных и послевоенных лет?

Исходя из изученных и проанализированных нами стихотворений о Великой Отечественной войне, написанных в военное и послевоенное время, можно сделать вывод о том, что все они насквозь пропитаны любовью к своей Родине. Почти в каждом из них звучит вера в Победу, боль от гибели людей, надежда на то, что сражающегося солдата ждёт дома любимая, и эта любовь даёт ему силы подниматься и идти в бой.

Нами были выдвинута гипотеза, что сближающих черт гораздо больше, чем отличительных, а именно:

· Мы предположили, что лирику военных и послевоенных лет о ВОВ сближает тематика, уверенность в победе.

· Отличает стихотворения, написанные в военное время, призыв встать на защиту Отчизны, вера в победу.

· А стихотворения, написанные в послевоенное время, проникнуты чувством благодарности защитникам Родины, в них тоже есть призыв к потомкам – сохранить историческую ПАМЯТЬ о страшной войне, о цене, которую заплатили за Победу.

Анализируя стихотворения, мы выяснили, что объединяющие черты, конечно, есть. Это:

· общая тема – Великая Отечественная война;

· беззаветное чувство любви сражающегося народа к своей стране;

· непреодолимое желание уничтожить врага;

· абсолютное отсутствие сомнения в том, что враг будет сражён.

Присутствуют и факторы, отличающие стихотворения, написанные о войне в разные годы. Это:

· наличие узких, более конкретных тем;

· обращение авторов к конкретным лицам или же к обобщённым;

· не все стихотворения, написанные в годы войны, являются призывными, в них может присутствовать лиризм;

· не во всех стихотворениях, написанных после войны, есть призыв к сохранению исторической Памяти, чаще в них встречаются рассуждения о «цене», которую заплатил наш народ за Победу (прежде всего, это жертвы, затем бесследно ушедшая молодость, которую воины не успели заметить). Хотя, наверное, упоминание о «цене» и есть Память.

Следовательно, наша гипотеза практически полностью доказана.

Цель, поставленная в работе, нами достигнута, так как через отбор и анализ стихотворений мы выявили сходные и отличительные черты стихотворений о Вов, написанных в разные годы.

Мы почти нигде не могли найти подробного анализа анализируемых нами стихотворений о Великой Отечественной войне. Проза по данной теме представлена очень широко. Это говорит, безусловно, о том, что рассматриваемая нами тема мало изучена и требует глубокого в неё проникновения.

Нас, например, очень заинтересовала тема «Женщина и война в русской лирике», над которой будем работать в следующем году.

Стихотворения, использованные для анализа.

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей.

Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

Булат Окуджава. Мы за ценой не постоим.

Здесь птицы не поют, деревья не растут.
И только мы, к плечу плечом, врастаем в землю тут.

Лишь только бой угас, звучит другой приказ,
И почтальон сойдет с ума, разыскивая нас.

Взлетает красная ракета, бьет пулемет, неутомим.
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех мы за ценой не постоим!
Одна на всех мы за ценой не постоим!

От Курска и Орла война нас довела
До самых вражеских ворот, такие, брат, дела.

Когда-нибудь мы вспомним это, и не поверится самим,
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех мы за ценой не постоим!
Одна на всех мы за ценой не постоим!

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души.
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

А. Дементьев. Письмо отца

Я читаю письмо,
Что уже пожелтело с годами,
На конверте в углу
Номер почты стоит полевой.
Это в сорок втором
Мой отец написал моей маме
Перед тем, как идти
В свой последний
Решительный бой.

Дорогая моя,
На переднем у нас передышка,
Спят в окопах друзья,
Тишина на крутом берегу.
Дорогая моя, поцелуй
Ты крепче сынишку,
Знай, что вас от беды
Я всегда сберегу.

Я читаю письмо,
А за окнами солнце смеётся,
Начинается день,
И сердца продолжают любить.
Я читаю письмо
И уверен, что если придётся,
Всё, что сделал отец,
Я сумею всегда повторить!

Дорогая моя,
На переднем у нас передышка,
Спят в окопах друзья,
Тишина на крутом берегу.
Дорогая моя, поцелуй
Ты крепче сынишку,
Знай, что вас от беды
Я всегда сберегу.

Муса Джалиль. Варварство.

А. Дементьев. Баллада о матери

Юлия Друнина. Зинка.

1.Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

— Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2. С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские хаты пели

О рязанских глухих садах.

3. Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.

Женщины с военными медалями

Восемнадцать было вам в то лето,
Первым чувством сердце расцвело.
Грянула война и на полсвета
Распростерла черное крыло.
Что тогда вы, милые, умели?
Знали лишь одно — пришли враги.
Не в театр надели вы шинели,
Не на бал обули сапоги.
В тот июнь чего не повидали вы,
Женщины с военными медалями!
На войне в кустах не отсидеться,
Трудно, страшно — маму не зови.
Защищали вы и наше детство,
Юные защитницы земли.
Как солдатам вы нужны бывали —
Отпускала боль фронтовика,
И быстрее раны заживали,
Лишь коснется девичья рука.
Все перенесли, перестрадали вы,
Женщины с военными медалями.
Где он, юный, синеглазый, милый —
Та любовь, та первая весна?
Сколько их, таких, безумной силой
Растоптала и сожгла война!
Вы глаза одним закрыли сами,
Не простясь, оплакали других.
Письма с полевыми адресами
И сегодня ждете вы от них…
Где та юность, за какими далями,
Женщины с военными медалями?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *