в чем особенность древних государевых больших знамен
В чем особенность древних государевых больших знамен
Централизованное русское государство окончательно сложилось к 15 веку после того, как князья Московские (Московское княжество выделилось из Владимиро-Суздальского) присоединили к своим владениям значительную часть русских земель. Московский великий князь Иван III Васильевич (1462-1505) первым присоединил к своему титулу слова «всея Руси», он же начал иногда именоваться царём.
На хранящейся в Третьяковской галерее новгородской иконе «Знамение Пресвятые Богородицы» степенной крест изображен на знаменах «угодной Богу» новгородской рати.
Материалы статьи А.Малова «Знамена полков нового строя»// Цейхгауз, №№15-16.
Со времен Василия III Ивановича (1505-1533) известно употребление на великокняжеских знаменах образа Иисуса Наввина. В сочинении Д.Флетчера главное полковое знамя русских войск времён Федора Ивановича имеет образ святого Георгия Победоносца.
Материалы статьи А.Малова «Символ небесного: знамена московских конных сотен XVII в».
Государевы знамёна
Историк Р.А.Симонов высказал предположение, что под словом “чёрные” могли иметься в виду тёмно-синие или фиолетовые знамёна (в собраниях “Оружейной палаты” не сохранилось ни одного чёрного знамени, а в древних описаниях чёрными часто именовались именно синие тона).
В рукописном Летописном Лицевом своде (Царь-книге), составленном по заказу Ивана IV Грозного в 1568-1576 года, на многих миниатюрах изображены красные или зеленые знамена со светлой полосой у древка.
В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552) говорится: “и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный, и наверх водружен животворящий крест, иже бе у прародителя его, государя нашего, достохвалного великаго князя Дмитриа на Дону”. Долгое время, что знамя Ивана Грозного копировало знамя Дмитрия Донского. Лишь недавно, тот же Р.А.Симонов, исследуя древнерусскую грамматику, доказал, что Иван Грозный скопировал лишь “животворящий крест”.
В Лицевом летописном своде помещено изображение знамени Ивана Грозного в Казанском походе – раздвоенное белое с изображением Спаса и восьмиконечным крестом над ним. По другим данным знамя (вероятно полковое) было красным с изображением Спаса. Копия этого знамени, много раз отреставрированная, по сей день хранится в Оружейной палате Кремля.
По христианской мифологии «Нерукотворный Спас» это отпечаток лица Иисуса Христа на платке, который был подарен Христом царю Эдессы Авгарю. Благодаря этому платку царь спасся от болезни.
Хорошо известен так называемый «Великий стяг» Ивана Грозного 1560 года. Это полотнище в виде трапеции (с откосом). У древка на лазуревом поле изображён Святой Михаил на коне. На откосе «сахарного» цвета изображён Христос. Знамя имеет кайму «брусничного цвета», у откоса дополнительно кайма «макового» цвета.
Религиозные сюжеты изображались и на других царских знамёнах. На алом знамени Алексея Михайловича. например, изображался лик Спасителя.
Со времён царя Алексея Михайловича начали изготавливать «гербовые знамёна», первое такое знамя было белым с широкой красной каймой, в центре изображался золотой двуглавый орёл и гербы подвластных царю земель, на кайме размещалась легенда (автор герба Станислав Лопуцкий). В описи Оружейной палаты о гербовом знамени 1666-1667 годов сказано: «В кругу изображен двуглавый орел, коронованный двумя коронами, а на груди у него «царь на коне колет копием змия».
Полковые знамёна
В 1654 году при царе Алексее Михайловиче были построены знамена для Большого полка, Большого наряда (артиллерии Большого полка), Сторожевого полка, Ертоульного полка. Все они несли христианские сюжеты.
Большой полк
На знамени Большого полка (1654) изображена икона «Покров Пресвятой Богородицы».
А.Малов «Символ небесного: знамена московских конных сотен XVII в».
Подробнее об этом знамени в разделе «Знамёна конкретных войсковых частей Российской армии» > > > >
Большой наряд
Источники рисунков:
1) Рисунки к изданию «Русские старинные знамёна» (цветной рисунок Яковлева.).
2) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c130ec39-bc33-4030-8f3e-33b78a9ea89f/p17_znamya_bn237.jpg (музейное фото).
Подробнее об этом знамени в разделе «Знамёна конкретных войсковых частей Российской армии» > > > >
Сторожевой полк (XVII в-)
В тексте использована информация «Исторического описания одежды и вооружения российский войск» А.Висковатова (Использован цветной рисунок Яковлева.)
Подробнее об этом знамени в разделе «Знамёна конкретных войсковых частей Российской армии» > > > >
Ертоульный полк (XVII в-)
В 1654 году при царе Алексее Михайловиче изготовлено знамя для Ертоульного полка. «Середина знамени была из жёлтой тафты, откос из чёрной, кайма из красной тафты. На одной стороны изображены: Спас, стоящий на камне Пречистая Богородица, Иоанн Предтеча и Петр, Иона, Алексей и Филипп Митрополиты; на откосе Святые Петр и Павел, несущие по кресту, и в откосе же: в одном круге Великомученик Георгий на коне, с мечем; въ другом крест о пяти ступенях с копьем и тростью. На середине другой стороны: образ Пресвятой Богородицы, на откосе Святые Петр и Павел, несущие по кресту; на откосе в одном круге Меркурий Смоленский на коне с мечом; в другом круге крест о пяти ступенях с копьем и тростью.
В тексте использована информация «Исторического описания одежды и вооружения российский войск» А.Висковатова
Подробнее об этом знамени в разделе «Знамёна конкретных войсковых частей Российской армии» > > > >
Боярские прапоры
Ю.В.Арсеньев. О знаменах с геральдическими изображениями в русском войске XVII века.
Кайма синяя. Полотнище (квадрат, треугольники, кончики косиц) красное. Все звезды и полумесяцы и эфесы мечей золотые с белым обводом. Лезвия мечей медного цвета и зеленой струйкой посередине. В углу квадрата облако медного цвета с зелеными струйками. В облаке лик в золотом сиянии с золтой одеждой. Архангел в золотой одежде с золотыми крыльями. На рукавах и штанах красные и зеленые полоски. Корона золотая с красными разводами. Чепрак золотой с красными полосками. Кадило и труба золотые. Евангелие золотое с красными и зелеными полосками. Крест в руке красный. Радуга из одной красной и двух медных полос. Конь медного цвета. крылья и копыта золотые. Уздечка красная, сбруя золотая с красными и зелеными каменьями. Вверху два золотых прямоугольника с красными надписями. Запас палевый.
Стрельцы
Русская армия до XVI века состояла из конницы. В середине XVI века появились «стрельцы». Стрелецкие полки (после 1550) имели большие полковые знамена и меньшие сотенные.
Капитан Эрик Пальмквист, участник шведского посольства, посещавшего Россию в 1673-74 гг., подготовил рисунок униформы 14 стрелецких приказов (полков) и их знамён. Позже А.Висковатов приводил описания этих знамен московских стрелецких полков (1674) в своем труде.
Все стрелецкие знамена на планшете Пальмквиста имели кайму, средину и крест, все элементы разных цветов. На трех знаменах из 14 на полотнище имеются дополнительные украшения в виде змеек или звезд. На рисунке несколько примеров стрелецких знамён 1674 г.
В книге А.Висковатова приводится также описание знамени Астраханских конных стрельцов с религиозным сюжетом.
Материалы «Исторического описания одежды и вооружения российских войск» А.Висковатова
Знамя 9-й конной стрелецкой сотни XVII в. (слева) и сотенное стрелецкое знамя.
Псковский стрелецкий полк Юрия Вестова (1699) на полковом знамени Всемилостивейший Спас в окружении святых. На 9 ротных знаменах на золоте печать Псковского государства, кайма – «по золоту разными травами», опушки красные и зеленые.
Псковский стрелецкий полк Василия Козодавлева: под образами святых гербы великого государя, луны и звезды…
Новгородский стрелецкий полк Захария Вестова – на голубом поле Св.Арх.Михаил, справа Иисус Навин, слева город Иерихон (хранится в Оружейной палате).
По статье В.Великанов «Знамена русской армии в Нарвском походе 1700 года». // Цейхгауз, №37.
Павел Коновальчук (Москва) предоставил «Вексиллографии» изображение стрелецкого знамени, взятого шведами в 1703 году под Салатами. Знамя принадлежало московскому полку полковника Алексея Лаврентьевича Обухова. Знамя черное с изображением двуглавого орла в середине, на кайме изображены растительные орнаменты, образы Святых; в углах гербы Выборга, Сердоболя, Вятки.
Ещё одно ротное стрелецкое знамя неизвестного полка из шведских трофеев в битве под Салатами (Фото из Музея армии в Стокгольме). Среди салатских трофеев таких знамен шесть: «на красном фоне нашит белый крест, в каждой из четвертей — жёлтый полумесяц и звезда. Кайма — из жёлтых, золотых и голубых косиц».
Перечень потернянных русскими стрельцами при Салатах знамён (по Великанов В.С. «Салатские трофеи»: полковое имущество стрелецких полков Нечаева и Протопопова, потерянное в сражении при Салатах 18/29 марта 1703 г. // Военно-исторический журнал «Старый Цейхгауз». № 52 (2/2013). М. 2013.):
1-4. Полковое и 3 ротных знамени полка Алексея Обухова
5. Полковое Ивана Канищева
6-8. Полковое и 2 ротных Дмитрия Жукова
9-10. Ротные Петра Борисова
11-13. Три ротных Бориса Дементьева
14-15. Ротные Семена Кровкова
16-23. Восемь светлых шёлковых знамён украшены изображением Девы Марии над градом, кайма из разноцветных косиц. Все знамёна, несмотря на то что относятся к одному комплекту, отличаются размерами и цветами отдельных элементов декора. Возможно, эти знамёна принадлежали полку Нечаева, либо Протопопова. На это указывает количество знамён, а также то, что ещё два аналогичных знамени были потеряны этими полками в сражении при Якобштадте в 1704 г.
24-25. На двух белых шёлковых знамёнах изображён Валаамский крест в окружении святых
26. Знамя из светлого шёлка украшено Степенным крестом, слева и справа от которого находится по архангелу, а выше — Иисус Христос
27. Одно красное шёлковое знамя украшено Иисусом Христом с четырьмя святыми, светло-голубая кайма с растительным декором, по углам — херувимы
Еще 15 знамен относятся к т.н. «крестовым» знаменам.
28-33. Шесть знамен на красном фоне нашит белый крест, в каждой из четвертей — жёлтый полумесяц и звезда. Кайма — из жёлтых, золотых и голубых косиц
34-36. Три знамени из голубого шёлка с жёлтым (на одном знамени — красным) крестом, красная кайма
37-38. Два знамени — светло-жёлтого (ясеневого) шёлка с авроровым крестом и белой каймой.
39. Зелёное знамя с красным крестом с белой каймой
40. Белое знамя, чёрный крест, зелёная кайма
41. Знамя из чёрной хлопчатобумажной ткани с белым крестом и белой каймой. Такое же знамя указано в описи полковых вещей стрелецкого полка Нечаева весной 1704 г. (ссылка)
42. Знамя из зелёного шёлка с жёлтым крестом, в центре которого Дева Мария с Иисусом
43-45. Три литовских пехотных знамени, принадлежавших неизвестному полку
Полки нового строя
Т.н. «полки нового строя» появились в России в начале XVII века. Они строились по нидерландскому или шведскому образцу, русских ополченцев в них обучали иностранные инструкторы. Командовали полками также преимущественно иностранцы.
В отличие от знамён стрельцов и казаков, которые делались по древним образцам, для полков «Нового строя» знамёна делались по европейской моде по указаниям «иноземных полковников».
Существало три рода войск нового строя: рейтары, драгуны и солдаты. Из знамена несколько отличались. Также отличия имели знамена командиров полков («полковниковы», «генераловы») и ротные («капитанские», «маеорские»). Полковничьи знамена являлись одновременно полковыми и знаменами первой полковничьей (генеральской) роты. Они были по размеру обычно несколько больше ротных.
Знамена изготавливались централизованно в Казенном приказе, либо деньги на изготовление знамени передавались полковнику. Дизайн знамен мог быть произвольным «как ротмистр укажет сам».
44. Знамя вероятно полка иноземного строя, хранящееся в Стокгольме. Полотнище белого дамаска. Белый двуглавый орёл нарисован черной тушью. Короны и скипетр золотые. держава белая, крест и полосы на ней золотые. На груди орла в золотом круге царь Петр верхом, с мечом в руке. Всадник, конь и земля белые, нарисованы черной тушью. Запас красный.
47. Знамя, кайма и середина светло-желтые. На кайме белые полосы. Крест чёрный, запас малиновый.
58. Прапор полка иноземного строя. Полотнище и запас светло-желтые. Эфесы золотые с зелеными каменьями. Лезвия серебряные, ветси и буквы серебряные. В гербе на серебряном щите зеланя гроздь винограда. Щит помещена на зеленое поле, орнамент вокруг серебряный.
В Оружейной палате хранятся солдатские знамёна времён Михаила Федоровича. Некоторые из них имеют на полотнище косые зубчатые («бургундские») кресты. Такой тип можно назвать «модным» в Европе в тот период, таковые знамёна были в Испании, Англии.
Данные публикаций А. Малова
В солдатском полку, как правило, было 10 рот. Каждая имела своё знамя. Детали знамён разнились, т.к. полковники их делали по своему усмотрению. Но обязательным был степенной крест. Знамя первой роты полковое, белое с двуглавым орлом, знамёна остальных рот цветные. На белом знамени солдатского полка на фото вверху степенной крест и девиз «Furchte Gott» (девизы на солдатских знаменах тех лет были либо на немецком, либо на латыни.
Реконструкцию одного из подобных солдатских ротных знамен (с изображением короны и перекрещенных мечей) приводил в своей работ П. Белавенец.
Материалы статьи А.Малова «Знамена полков нового строя»// Цейхгауз, №№15-16
В коллекции Эрмитажа хранятся ротные знамёна конца XVII века (солдатского полка) с белыми холщовыми полотнищами, изображением креста на Голгофе, в центре в круге — единорог. По полю нашиты звезды, число которых указывает номер роты, (в коллекции представлены знамена 2-й, 3-й, 5-й, 7-й и 9-й рот). Знамёна хранились в доме Петра I в Нарве, затем поднесены городским магистратом Николаю I.
Ротное знамя 9-й роты солдатского полка. XVII в. По данным энциклопедии «Академик» такой образец знамён (в углу крест, в середине круг с изображением (расцветом) льва, единорога, грифа и т.п., вне круга разбросаны звезды) появились в 1668 году.
Драгунские знамена в полках нового строя имели меньшую площадь полотнищ и две или одну косицу.
Эскиз драгунского знамени (из труда П.И.Белавенеца, 1911).
Среди шведских трофеев, захваченных в бою у Якобштадта в 1704 году, есть знамена драгунского полка Сухотина (Тверского). Полковое знамя белое с золотым орлом под тремя коронами. Ротное знамя тёмно-жёлтое, на одной стороне Св. Аника Воин (?), на другой стороне золотой крест. В конце 1704 года взамен захваченных знамен полку Сухотина были дарованы 3 новых знамени.
Реконструкции рейтарских ротных знамен рот Белгородского разряда (1665). Голубые и красные знамена изготавливались из камки, зеленые из тафты.
Рейтарские знамена были по размеру еще меньше, обычно полотнище было одноцветным, на полотнище степенной крест и звезды.
Материалы статьи А.Малова «Знамена полков нового строя»// Цейхгауз, №№15-16
Данные В. Великанова
Cохранились эскизы знамён Севского рейтарского полка. В 1677 году новый полковник Яган Гулиц просил в Иноземном приказе прислать в полк 10 рейтарских знамен, 3 копейных знамени, 3 драгунских знамени.
«. 10 рейтарских штандартов из камки с золотой бахромой и кистями. Размер штандарта «вдвое полтара аршина», т.е. 1,06 Х 1,06 м. Первый штандарт белый с двуглавым орлом, остальные 9 – красные. На них в середине писано золотом: 2-й роты лев, 3-й роты журавль, держащий в ноге камень, 4-й Богородица, 5-й Св. Георгий на коне, 6-й Архангел Серафим, 7-й лебедь, 8-й пеликан, 9-й «индрик» (единорог), 10-й олень.
Для 3-х копейных прапоров он получил белую и лазоревую камку, размеры их неизвестны. Видимо один прапор был с тремя косицами, а два – с двумя.
На три драгунских знамени Гулиц просил выдать 9 аршин красной ткани. На одном из них должен был быть вшит один крест, в другое – два креста, в третье – три креста».
В 1660-х годах по образцу польских гусар был создан полк «гусарского строя» князя Ивана Хованского По информации. приведенной на сайте http://dic.academic.ru/. : «. на флажках [русских гусар в отличие от польских] и доспехах вместо крестов изображался золотой двуглавый орел на белом поле».
© Russian Centre of Vexillology and Heraldry.
last modified 11.9.2014
Стяг, хоругвь, знамя, флаг: Под какими символами государства бились русские воины
Максим Фаюстов. На поле Куликовом (фрагмент)
Флаги, знамёна, штандарты появились у человечества ещё в древние времена. На Руси слова «флаг» не знали, в ходу было слово «стяг», то есть боевое княжеское полотнище, под которое стягивались полки. У каждого князя было несколько стягов. Например, в «Повести о битве на Липице», описывающей междоусобное сражение князей, говорится, что «Бяше бо у Юрья стягов 17, а трубь 40, толико же и бубнов, а у Ярослава стягов 13, а трубъ и бубнов 60».
Трубы и бубны нужны были князьям, чтобы управлять построением войск и подавать сигналы в бою. Как правило, княжеский стяг находился в середине боевого строя русских, а остальные были рассеяны по полю — по ним опытный полководец судил о ходе битвы. Стяг охраняли самые сильные и опытные бойцы — стяговники. Если стяг падал, это означало, что княжеские войска в этом месте терпят поражение. Если же «стязи ихъ золоченыа ревуть, просьтирающеся, аки облаци», то это означало, что войска успешно противостоят врагу или идут в наступление.
Первым известным стягом стал стяг князя Владимира — это было квадратное полотнище с золотым изображением коловрата, которое использовалось с VIII века вплоть до крещения Руси. После крещения символ солнца со стяга исчез, сам стяг стал треугольным, а навершие стяга стали делать в виде копья с крестом. Уже осаждающие Корсунь войска князя Владимира изображались с подобными стягами на миниатюрах Радзивилловской летописи XIII века.
В домонгольский период была известна вариация красного стяга с двоезубцем — это князь Святослав таким образом отметил разгром Хазарского каганата. Но двоезубец на стягах русских князей не закрепился, исчез, возможно, он был символом личной победы полководца. Под клиновидными стягами русские князья бились с монголами, под такими же стягами князья Дмитрий Донской и Александр Невский отстаивали рубежи родины.
Однако вскоре наравне с красными у князей появились и синие стяги. Это изменение задокументировано в миниатюрах Сильвестровского сборника XIV века: на них князь Борис идёт на печенегов под стягами двух цветов — синего и красного.
В литературном памятнике XII века «Слово о полку Игореве» встречается новое обозначение княжеского стяга — хоругвь. В это время на стягах начинают изображать лики святых, а сам стяг приравнивается к святыням и становится не только средством для управления войсками, но и символом власти. Князья перед битвами склоняют перед хоругвями колени и просят Бога о даровании победы. Например, перед битвой с ханом Мамаем князь Дмитрий Донской молился, встав на колени перед хоругвью с ликом Всемилостивейшего Спаса.
Тверская улица в Москве станет пешеходной 11 и 12 июня
В этом же «Сказании. » встречается ещё одно новое обозначение флага — знамя. Появляются и описания знамён. Например, у князя Владимира Андреевича знамя чёрного цвета: «Князь же Владимеръ Андрѣевичь ста на костѣх под черным знаменем». А из боя князья возвращаются «каждый под своё знамя».
У великого московского князя Василия III знамя было белого цвета, на нём был вышит библейский герой-полководец Иисус Навин. При Иване Грозном Русь ждала Второго пришествия Христа, потому и отношение к знамёнам с изображениями святых было трепетным.
В войске Грозного, осадившем Казань, была точная копия стяга Дмитрия Донского — клиновидное знамя с изображением Всемилостивого Спаса, а на великом стяге самого царя был изображён Христос на коне в окружении святого воинства в белых одеждах и архангел Михаил верхом на золотом коне, держащий распятие. Знамя царя было многоцветным — с синим и «сахарным» полями и с зелёной и широкой красной (брусничной) полосой.
Вообще, при Иване Грозном российские знамёна получили настоящее развитие — знаки царской, а значит, и божественной власти были большими, в длину достигали трёх метров и шились из дорогих и тяжёлых тканей — тафты, шёлка, бархата, расшивались золотом.
Наиболее известным в истории России осталось знамя с Всемилостивым Спасом. Его использовали во время сражений вплоть до петровских времён — русская армия под этим знаменем ходила в поход на Азов и воевала со шведами. Своё знамя было даже у Ермака и его дружины, когда казаки в конце XVI века пошли покорять Сибирское ханство. На нём был крупно изображён архангел Михаил на коне, а на другой стороне — лев и единорог.
Во времена Смуты ополченцы встали под малиновое знамя князя Пожарского, на котором был изображён архистратиг Михаил и преклонивший перед ним колени Иисус Навин. А второй царь из династии Романовых, Алексей Михайлович, ходил в военные походы под тёмно-красным знаменем с ликом Спаса. Именно при этом царе в России впервые появился бело-сине-красный флаг.
От знамён к триколору
Удивительно, но к концу XVII века у русского государства не было знамени, которое могло бы объединить всех. Знамёна оставались частными — царскими, боярскими, полковыми. Именно этот пробел и ликвидировал Алексей Михайлович. Он создал первый флаг страны по подобию стрелецких знамён. В основу был положен крест синего цвета, который символизировал Россию как последний оплот подлинной веры. Два поля оставались белыми, а два поля стали красными.
Триколор с золотым двуглавым орлом как символ государства был учреждён лишь 6 августа 1693 года сыном Алексея Михайловича Петром I для 12-пушечной яхты «Святой Пётр». На триколоре чередовались горизонтальные полосы красного, синего и белого цвета с золотым двуглавым орлом посередине. Кроме этого флага Пётр ввёл в обиход Андреевский флаг для флота и армейское знамя на основе триколора с орлом и пушками внизу. Торговый флот имел право вывешивать чистый триколор, без орла.
Почему Ватикан запретил книгу о славянах и грозил её автору смертью
У самого Петра был личный императорский штандарт жёлтого цвета с чёрным двуглавым орлом. Наверху красовались три короны, в лапах орёл держал карты морей, омывавших Российскую империю, а на груди его изображался святой Георгий, поражающий змея.
Этот штандарт просуществовал с различными изменениями вплоть до XIX века, пока наконец не трансформировался в жёлто-бело-чёрный триколор. И лишь 29 апреля 1896 года император Николай II объявил национальным символом бело-сине-красный флаг и повелел, чтобы флаги других цветов к почитанию не допускались. Это вызвало в обществе многочисленные споры, которые закончились лишь после того, как геральдист и историк Пётр Белавенец привёз из Архангельска настоящее знамя Петра I, которое было сшито из флажной материи — флагдуха. Это был квадрат из трёх полос равной ширины: снизу была красная полоса, посередине — синяя, сверху — белая. Вшитый в полотнище жёлтый двуглавый орёл захватывал все полосы. На груди императорской птицы масляной краской было нарисовано церковное изображение щита с Георгием Победоносцем. Больше вопросов к императору не было.
В 1918 году большевики тоже озаботились проблемой государственного флага. Согласно декрету о флаге РСФСР, страна получила красное знамя, которое одновременно было и национальным, и государственным, и боевым. Со временем флаг незначительно менялся: исчезла надпись РСФСР в рамке, у навершия на полотнище появилась звезда, а позже серп и молот.
Страна вернулась к историческому знамени Петра I только в 1991 году после попытки государственного переворота. Тогда Михаил Горбачёв прибыл из Фороса в Москву и первым делом заявил о необходимости смены государственной символики. И уже 25 декабря 1991 года над Кремлём взвился знакомый всем триколор. Герб — двуглавый орёл — появился в 1994 году, но изображается он только на президентском штандарте.