в чем особенность блэкберри
BlackBerry в России
В 2014 году, фотоконкурс National Geographic получил более 9200 снимков от профессиональных фотографов и любителей из более чем 150 стран. Фотография, которая стала победителем изображает женщину в центре поезда заполненного пассажирами. Свет экрана ее мобильного телефона освещает ее лицо. Снимок ясно говорит, несмотря на то, что она физически присутствует вагоне, на самом деле она далеко.
Все пользователи смартфонов часто ловят себя на этом. Вы берете свой телефон с единственной целью — быстро написать сообщение. Час спустя, после того, как вы проверили в 27-й раз свою ленту новостей Facebook, посмотрели восемь YouTube видео, вступили в спор в Twitter о том, что лучше Стар Трек или Звездные войны, и начали играть в Candy Crush, когда вы вдруг понимаете, что все еще не отправили текстовое сообщение.
Это то, что можно назвать эффектом гаджет-прокрастинации — способность устройства заставлять нас отвлекаться, развлекаться, и зависать уставившись в их светящиеся экраны, не обращая внимания на реальный мир вокруг нас. Они как сирены, заманивают нас в сторону, чтобы просматривать бесконечные ленты с котиками или играть в клоны Flappy Bird.
Чем отличаются телефоны BlackBerry?
И Apple и Google, возможно, хотели бы, что бы вы думали иначе, но и iPhone и смартфоны на базе Android были разработаны для потребления контента (видео, музыка, приложения, книги, объявления и т.д.), как их основной функции. Конечно, они, могут быть использованы для связи, работы и сделать вас продуктивными, но это не является их основным акцентом. Телефоны Windows предлагают другой вариант, но они не имеют доступа к огромному количеству приложений для iOS и Android (Хотя это может измениться с выходом Windows 10, который якобы сможет, запускать портированные приложения для iOS и Android), и Windows Phone удалось превзойти долю рынка BlackBerry, только за счет возможности Microsoft, регулярно выбрасывать новые и новые грузовики наличных на поддержку телефонов на WP, несмотря на то, что они так и не стали популярными.
И наконец есть BlackBerry, компания, которая разрабатывала свои телефоны с акцентом на связь, производительность, безопасность и неприкосновенность частной жизни. Компания получила многолетний опыт в этих областях, и поэтому по прежнему имеет корпоративных и государственных заказчиков (и отдельных клиентов, которые разделяют эти ценности).
Это не означает, что телефоны BlackBerry не хороши для потребления контента. Несколько приложений для BlackBerry 10 являются одними из лучших, и в плане дизайна и по функциям, в сравнении с любой другой платформой. Они сильны в работе с цифровым контентом: таким, как аудио, видео и книги (особенно Passport, который был разработан для удобства чтения). И хотя эти возможности могут понравиться типичному среднему пользователю, это не отрицает тот факт, они предназначены в первую очередь для бизнес-пользователей.
Сама природа и направленность устройств BlackBerry предоставляет опцию, которая не привлекательна для обычного пользователя смартфона.
И если средний пользователь смартфона видит его как способ отключиться от мира и людей вокруг него — игнорировать их или скрываться от жизни на некоторое время, то это не для пользователей BlackBerry. Мы все должны иногда отвлекаться, но слишком частое отвлечение может быть контрпродуктивным.
Мы хотим, что бы телефон, был в первую очередь способом подключения и воссоединения с людьми и миром вокруг нас. Мы хотим, чтобы это было средство, а не цель. И мы хотим улучшить и украсить жизнь, а не загораживаться от нее.
Средний пользователь смартфона не против того, что бы быть постоянно прилипшим к экрану своего устройства, и Google, и Apple, конечно этому рады, и именно благодаря этому они загребают деньги. BlackBerry, с другой стороны, направлена на создание оборудования и программного обеспечения, которое поможет вам быстрее справляться с задачей, так что вы не должны быть приклеены к экрану — так что вы можете создавать, работать, чувствовать, продолжать жить, оставаясь при этом на связи.
В чем особенность блэкберри
Такие устройства действительно «мобильные», их удобно носить и во внутреннем кармане пиджака, и в кармане пляжных шорт. Их не нужно выкладывать на стол, когда садишься. Это придает им универсальности и практичности. А их характеристики говорят о том, что мало – не значит плохо.
Батарея
Крайне важный параметр для современных смартфонов. На ёмкость батареи влияют два тренда, которых стараются придерживаться все производители. Первый это увеличение мощности девайса, которая приводит к соответствующему увеличению энергопотребления. Второй – стремление к утоньшению устройств, из-за которого ставить большие и ёмкие батареи не получается. Не всем удается держать баланс между этими тенденциями. У BlackBerry пока получается. Самый долгоживущий аккумулятор на данный момент стоит в BlackBerry Passport, затем идет Z30 и Classic.
Важно понимать, что ёмкость батареи необходимо соотносить с предполагаемым энергопотреблением. BlackBerry удается сбалансировать свои смартфоны таким образом, чтобы аккумуляторы соответствовали требованиям «железа» смартфона, но не слишком утяжеляли его. Иными словами, полностью заряженный Q10 прослужит Вам примерно столько, сколько и Z30 с его огромным экраном, сжирающим много энергии. На мой взгляд, батарея BlackBerry Classic немного выбивается из рамок баланса «размер/ёмкость», но в лучшую сторону. Для его неплохих характеристик и экрана «не на всю панель», у Classic батарея очень даже большая. С раннего утра до позднего вечера при активном использовании можно даже не брать с собой запасное зарядное устройство.
Совет: оцените, как Вы собираетесь использовать смартфон, чтобы понять, насколько ёмкий аккумулятор Вам нужен.
Статус
Обладание BlackBerry уже много говорит о владельце. Обычно пользователь смартфона BlackBerry – человек, который предпочитает продуктивность и надежность, а не следует за модой вслепую. Он четко понимает, что ему нужно от мобильного девайса, такой человек не разменивается на бесполезные «навороты». Мобильный телефон – помощник, который всегда рядом, а не дорогая игрушка с кучей приложений «just for fun», которая меняется на новую раз в год. При этом владелец BlackBerry выбирает все эти качества не в ущерб внешнему виду своего девайса. BlackBerry – это следующая ступень для тех деловых людей, которые раньше ходили с простыми устройствами, «держащими заряд три недели», в то время как остальные мерялись мегапикселями камеры.
И тем не менее, BlackBerry совместно с дизайнерским бюро Porsche Design выпустили линейку смартфонов премиум-класса, которые еще больше подчеркивают статус владельца. В двух словах, модели BlackBerry Porsche Design P’9982 и P’9983 – это функциональная роскошь.
Несмотря на «эксклюзивность» Porsche Design, другие модели BlackBerry трудно назвать «обычными» и «для всех». Продукты BlackBerry – вовсе не для всех. Возможно это будет звучать слишком пафосно, но до них надо «дорасти» и перестать поддаваться на маркетинговые уловки.
В кризис, стоимость такого необходимого в повседневной жизни предмета как смартфон становится очень важным фактором. Но и сам производитель, и магазин BlackBerry Russia предлагают устройства самых разных ценовых категорий.
Несомненно, самыми дорогими являются дизайнерские BlackBerry Porsche Design. Но те, кто готов платить за эксклюзив – могут найти их в нашем интернет-магазине в наличии.
Традиционно на модели предыдущего выпуска цены снижаются. Линейка Q и Z представлена смартфонами разных ценовых диапазонов. Меньшая по сравнению с «новыми» моделями цена не означает, что они сильно уступают новинкам. Просто такова ценовая политика BlackBerry.
В вопросе стоимости важно сделать одну ремарку. Устройства BlackBerry устаревают медленнее, чем смартфоны других производителей. Тот же iPhone, купленный сегодня, через год превратится в «тыкву», хотя новая модель не сильно будет отличаться от предыдущей. В BlackBerry прекрасно понимают, что их целевая аудитория имеет другую психологию, и склонна хранить верность одному телефону по несколько лет, вплоть до полного износа (телефон, как правило, отвечает взаимностью). Поэтому в нескольких сферах компания предпочитает опережать мобильную индустрию и выпускать конкурентоспособные смартфоны, которые останутся таковыми и в ближайшем будущем. Все это к тому, что любой BlackBerry безусловно стоит своих денег.
Итоги
Мы надеемся, что эта статья помогла Вам разобраться, какой смартфон BlackBerry Вам больше подходит. Разумеется, тут были указаны лишь некоторые из множества характеристик смартфонов. Ознакомиться с полными характеристиками BlackBerry Classic, Passport, Porsche Design, Q10, Q5, Z30, Z3, Z10 вы можете в соответствующих статьях. Если остались какие-то вопросы – задавайте их в комментариях, мы будем рады на них ответить.
Если Вы выбрали свой BlackBerry, вам будет полезно узнать, как перенести на него личную информацию (контакты, календарь, заметки и прочее) с iPhone/Android, а так же с BlackBerry с предыдущими версиями операционной системы.
Особенности BlackBerry в России
Почему люди вдруг решают купить аппарат BlackBerry вместо Nokia либо iPhone 3G?!
Начнем с того, что BlackBerry – это не просто смартфон, как думает абсолютное большинство пользователей, а целая технология, которая предполагает под собой набор услуг, свойственных только этому решению. Эти аппараты производит канадская компания RIM (Research In Motion), которая начала свое восхождение к олимпу технологического доминирования с середины 90-х годов. Изначально компания позиционировала свой продукт, как безопасное и защищенное решение для работы с электронной почтой. Первые коммуникаторы даже не имели функции голоса и были предназначены сугубо для работы с электронной почтой. Причем все разработки компании были направлены исключительно на корпоративный сегмент, т.е. на работу с корпоративной электронной почтой и почтовыми серверами Microsoft Exchange, Novell или Lotus Domino. Впоследствии, компания вышла также и на уровень простого пользователя, предоставив возможность работы с общественными почтовыми ресурсами, такими как: mail.ru, yandex или gmail. Так что сегодня любой желающий и проживающий в Европе или Америке может вполне спокойно купить себе аппарат и воспользоваться всем арсеналом услуг компании. К сожалению, в России все пока совсем не так… В то время как в Америке и Европе iPhone был потеснен BlackBerry и по итогам 2008 года компания RIM была признана самой прибыльной и быстрорастущей компанией с абонентской базой более 26 миллионов человек, в России таких пользователей насчитывается не более десятка тысяч, да и то, половина из них пользуется BlackBerry как простым коммуникатором.
Так что же такого особенного в этом коммуникаторе? Дело в том, что данная технология как нельзя более актуальна сегодня для российского рынка, потому как она использует очень сильное сжатие информации при ее передаче в сети сотового оператора, таким образом, обеспечивая более быструю передачу данных. В то время, как в Америке и Европе давно уже пользуются сетями ЗG (а в России пока только в нескольких городах) и всеми вытекающими из этого преимуществами, в России вся система беспроводной передачи данных для мобильных телефонов все еще базируется на технологии GPRS и как следствие более медленной передачи данных. Наверное, каждый из нас хоть раз попробовал зайти на любимый сайт в интернете через сотовый аппарат. Результаты наверняка не сильно отличались, после нескольких минут загрузки появлялась некая версия сайта, да и переходить от странички к страничке было крайне утомительно. И, конечно, наверняка почти каждый пользователь пытался проверить электронную почту со своего мобильного. На первый взгляд здесь ситуация проще, поскольку есть достаточно софта у популярных почтовых ресурсов дабы предоставить простому обывателю возможность проверки почты прямо с мобильного аппарата. И все бы хорошо, да вот как только письмо оказывается с вложением, которое больше чем 1 МБ, то вот тут начинаются проблемы и мы говорим себе: «Не беда, проверю дома». Потому, как скачать такое вложение может занять неопределенное время. Если Вы используете свой коммуникатор сугубо в личных целях и получаете 2-3 электронных письма в день, то можно конечно и дома проверить. Когда же аппарат нужен Вам для работы и своевременность получения информации является критическим фактором, вот тут BlackBerry становится действительно незаменимым помощником, поскольку может свободно работать с любыми вложениями, любого объема и практически в любом формате.
Работа с BlackBerry затрагивает еще один такой очень важный аспект работы с электронной почтой, как безопасность передачи данных. Информация не только сжимается, но и кодируется 256-ти битным ключом в стандарте 3DES (для того чтобы взломать такую кодировку понадобится несколько лет). Кодируется и шифруется не только само письмо, но и весь канал передач данных на всем его протяжении от смартфона до почтового ящика и обратно. Это исключает саму возможность мониторинга Вашей почты третьими лицами, либо рассылку и проникновение на Ваш персональный компьютер различных шпионских программ и вирусов и как следствие нанесение непоправимого урона Вашему бизнесу.
А кто из нас ни разу в жизни не терял сотовый аппарат? Наверняка таких найдется единицы (если сами не теряли, то многих наверняка просто обкрадывали). И тут сразу остро встает вопрос, как восстановить всю утерянную информацию. А если в коммуникаторе была личная и деловая переписка конфиденциального характера, как быть с ней? Ведь не только хочется получить ее назад, но и стереть, чтобы никто другой не смог прочитать. И эту проблему сегодня поможет решить BlackBerry. При помощи услуг, предлагаемых технологией BlackBerry, есть возможность не только удалить информацию с утраченного аппарата и заблокировать ее, но и перенести всю эту информацию на новый аппарат в том же виде, в каком она была на старом аппарате. На сегодняшний день возможность переноса утраченной информации предоставляет только технология BlackBerry.
А чего стоит возможность синхронизации контактов, планировщика задач и календаря? Ведь сегодня человеку совсем не обязательно находиться в офисе, чтобы в режиме реального времени, не выполняя ни единого звонка и находясь на собрании или переговорах, принимать или отклонять запланированные ранее или новые встречи (когда изменения, сделанные ассистентом в распорядке дня руководителя, автоматически отображаются в смартфоне).
BlackBerry выигрывает даже при сравнении с iPhone 3G (поскольку вся скорость 3G в российском исполнении отсутствует). Основная особенность BlackBerry в их богатой функциональности. Есть различные форм-факторы телефонов, с различными технологиями ввода данных, использующихся на них, выбрать можно то, что нравится, но не на всех аппаратах есть такая насыщенная операционная система, как на BlackBerry, тут есть практически все, что нужно рядовому пользователю, так же ОС на BlackBerry очень стабильна. Телефоны хорошо собраны и в них использовано интересное управление, вместо привычного джойстика – трекбол (проще говоря, шарик, который нужно крутить пальцем), если не считать, конечно, BlackBerry Storm (как раз аналог iPhone 3G с сенсорным экраном, который поступит в продажу в следующем году). Насыщенная ОС на BlackBerry vs «Голенькая» ОС на iPhone 3G. Сильные динамики с качественным звуком на BlackBerry vs один слабенький динамик на iPhone 3G. К тому же, у BlackBerry стандартный 3.5 дюйма вход для обычных наушников, что позволяет подключить практически любые качественные наушники к телефону и действительно насладиться качеством воспроизводимого звука.
А теперь более подробно о самих услугах. Как уже говорилось ранее, услуга BlackBerry сегодня предлагается как корпоративным пользователям, так и остальным желающим, не имеющим в своем распоряжении корпоративного почтового ящика.
Услуга для простого обывателя называется BIS (BlackBerry Internet Server) и позволяет подключить до 10 почтовых ящиков на смартфон BlackBerry. На сегодняшний день данную услугу предоставляют на российском рынке операторы связи МТС и ВымпелКом. В этих компаниях Вы сможете подключить услугу за 300- 350 рублей в месяц. Но давайте разберемся, что конкретно Вы получите за столь символическую сумму. Как показывает опыт, услуга тоже дается в достаточно символичном виде, а проще говоря, вы получаете только «пуширование» (от английского PUSH-толкать) почты на ваш смартфон и больше ничего. Из всего спектра перечисленных ранее услуг вы получите лишь самую базовую из них. Единственное преимущество, которое можно выделить, состоит в том, что подключиться в МТС можно и со своим аппаратом, т.е. его не обязательно покупать в МТС.
С услугой для корпоративных пользователей дела обстоят несколько сложнее, потому как существуют несколько вариантов подключения. Услуга называется BES (BlackBerry Enterprise Server). Для того чтобы подключить данную услугу надо купить BlackBerry сервер, который будет подключен к почтовому серверу клиента и позволит в полной мере использовать весь функционал данной технологии. Продают данный сервер по лицензии всего 2 сотовых оператора: МТС и ВымпелКом. Компания ВымпелКом предлагает купить готовое решение «всего» за 330,000 рублей ( включая лицензии для 20 пользователей). МТС предлагает взять неполное решение за 190,000 рублей (т.е. на каждого пользователя нужно будет приобретать лицензию + дополнительное программное обеспечение, которые должен приобрести сам клиент). Как можно понять из выше перечисленного, решение далеко не из дешевых, а значит позволить купить данную технологию смогут только крупные компании. Но как же быть тем, кто хочет купить лишь несколько аппаратов, дабы подключить к услуге лишь топ менеджеров фирмы? К счастью, не так давно появилась еще одна компания, которая официально получила лицензию на предоставление услуги BlackBerry в России. Компания называется Дельта Мобил и за действительно символическую цену в 1000 рублей в месяц за абонента, она предоставляет услугу хостинга или аренды своего BES сервера.
Но и здесь есть несколько вариантов подключения услуги. Если у клиента есть свой почтовый сервер, то Дельта Мобил подключает свой ВES по безопасному VPN туннелю к почтовому серверу компании, используя IPSec, что позволяет доставку корпоративной почты и синхронизацию информации с мобильным устройством BlackBerry. Если же у клиента нет корпоративной почты либо почта находится на хостинге, то Дельта Мобил предлагает купить у них почтовые ящики в домене 3-го уровня of.ru и уже на эти ящики подключить услугу (так как при использовании BES нельзя подключиться к общественному почтовому ресурсу). При таком соединении с уже имеющегося почтового ящика клиента производится переадресация почты на новый почтовый ящик (что на сегодняшний день позволяют сделать большинство общественных почтовых ресурсов). Ящики сдаются за месячную абонентскую плату. Данное решение подходит как для российских компаний, так и для компаний, являющихся филиалами зарубежных фирм, которые не хотят, чтобы к их почтовой системе подключались из заграницы и предпочитают не давать никаких прав в системе для третьих лиц извне.
Хотелось бы добавить, что для пользования услугой ее нужно активировать и у сотового оператора, за что Билайн берет 1000 рублей, а МТС 590 рублей в месяц абонентской платы, которая включает в себя безлимитный трафик на территории России для работы только с электронной почтой. А значит, если абонент захочет воспользоваться мобильным интернетом, то за него он будет платить отдельно, исходя из тарифного плана, к которому подключен у оператора. Так что, мало просто привезти в Россию смартфон BlackBerry, его надо еще подключить к услугам, для пользования полным функционалом данной технологии.
Однако подключить все услуги не получиться. Есть определенные требования регулятора в России, которые не позволяют открыть все услуги.
Первое требование гласит, что BES сервер должен находиться на территории Москвы или Московской области. Какие ограничения это несет? Если ваша компания расположена территориально не в Москве, то купить сервер вы просто не сможете, т.е. сразу сужается круг потенциальных пользователей услуги. Даже если вы приобретете услугу в хостинговом варианте Дельта Мобил, то все равно ее должны активировать у оператора связи и сделать это можно только на московские сим карты.
По второму требованию регулятора надо запретить BES браузер, поскольку он также использует шифрование трафика (который регулятор просто не сможет мониторить). Это значит, что пользование более быстрым браузером будет закрыто для российских абонентов. Хотя хорошая новость в том, что для абонентов Билайн, с подключенной услугой BES, не была отменена возможность установки стороннего софта, работающего через точку доступа blackberry.net. Для простого обывателя это значит, что плата за пользование сторонними приложениями, такими как Skype, ICQ, Google maps, Opera будет включена в абонентскую плату.
Также пока закрыты к использованию службы мгновенного обмена сообщениями PIN2PIN, которые позволяют пересылать текстовые и даже голосовые сообщения между пользователями BlackBerry без дополнительной платы. Но в будущем и эта функция аппарата будет открыта для массового использования.
В итоге, на сегодняшний день мы имеем весьма неплохо зарекомендовавшую себя технологию, которая достаточно успешно работает на российском рынке, но с небольшими «национальными» особенностями, которые совсем не мешают данной технологии занять лидирующее место среди услуг по удаленной работе с электронной почтой.
Комментарии
Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий
Взять рынок, а потом его упустить. Грустная история самобытного бренда BlackBerry
В наших краях телефоны BlackBerry всегда воспринимались настоящей диковинкой, но на Западе это был невероятно популярный бренд. Компания захватила 50% американского рынка и 20% мирового, продавая в год по пятьдесят миллионов устройств — в середине нулевых казалось, что канадской компании ничто не угрожает. Но планы канадцев нарушили Apple и Google: они ворвались на рынок смартфонов и начали устанавливать свои порядки. BlackBerry долго сопротивлялась и жива даже сейчас, однако вернуть позиции и величие — задача уже невыполнимая.
Поиски пути
Долгое время у компании было самое скучное название, которое только можно вообразить: Research in Motion, или RIM по-простому. Основал ее Михалис Лазаридис — сын эмигрантов, которые перебрались из Турции в Канаду. Детские увлечения техникой привели Михалиса, который на западный манер стал представляться Майком, в Университет Ватерлоо, где студент изучал электронику и информатику.
К 1984 году Майк, еще будучи студентом выпускного курса, выиграл первый серьезный контракт. Причем не от кого-нибудь, а от самой General Motors. Автомобильный гигант заказал сеть для использования на своих заводах, и 23-летний студент получил контракт примерно на полмиллиона долларов. До вручения диплома в университете оставалось каких-то два месяца, но Майк к тому времени явно не видел смысла в корочке — он забросил учебу.
Полученные деньги от General Motors стали капиталом для открытия Research in Motion. К Майку присоединился друг детства Дуглас Фреджин. Дела с заказом GM пошли неважно: контракт в итоге разорвали и основатели компании не особо понимали, что делать дальше. После нескольких неудачных разработок RIM решила попробовать себя в развитии технологии Mobitex, которая в дальнейшем и прославила будущий бренд BlackBerry.
Саму сеть Mobitex создала шведская компания Televerket, ее запустили в 1986 году. Стандарт отличается высокой степенью защиты и идеально подходит для, например, передачи электронных писем. RIM, как и другие компании, увидела в этом возможность. В Канаде начали готовить инфраструктуру для Mobitex, и производители пейджеров уже разрабатывали устройства для работы на этом стандарте.
Мессенджер-гаджет
Лазаридис решил обогнать всех и в 1996 году выпустил Inter@ctive Pager 900. По большому счету сейчас этот девайс описали бы как «мессенджер в виде гаджета»: если пейджеры работали на прием данных, то Inter@ctive Pager 900 позволял вести полноценное текстовое общение между пользователями. Выглядел он так:
Позднее RIM выпустила более удобное и продуманное устройство — модель 950. Оно хоть и оказалось успешнее преемника, но особым спросом не пользовалось: во второй половине девяностых коммуникация обычно шла или через голос, или через объемные письма, в то время как RIM 950 звонить не умел, а писать развернутые сообщения на крошечном дисплее не очень удобно.
Примерно в то же время RIM задумалась о создании запоминающегося бренда и обратилась к Lexicon Branding. Компания, которая занимается разработкой брендов, сочла кнопки клавиатуры похожими на косточки ежевики — так и появилось название BlackBerry.
RIM разработала почтовый сервис, который через собственный сервер BlackBerry Enterprise Server обрабатывал данные и обеспечивал их защиту. Это определило целевую аудиторию BlackBerry — люди, которые хоть мало-мальски беспокоятся о конфиденциальности информации. То есть бизнесмены, сотрудники оперативных служб, знаменитости. За ними подтянулись и обычные пользователи. Дела RIM наконец-то наладились: в 1999 году компания даже стала публичной и за полученные от продажи акций деньги могла развернуть полномасштабный бизнес.
В начале нового тысячелетия под брендом BlackBerry по-прежнему выходили пейджеры, которые использовали сеть Mobitex. Мобильные телефоны постепенно вытесняли обычные пейджеры, но продукты RIM были все же другого толка, хотя с развитием беспроводного интернета их тоже ждал неминуемый конец. Однако компании в каком-то смысле здорово помогли теракты 11 сентября 2001 года. В тот день Нью-Йорк оказался практически без сотовой связи из-за обилия звонков, но относительно свободная Mobitex отлично работала: пострадавшие могли связаться с родственниками, экстренные службы поддерживали связь по пейджерам. Устройства BlackBerry проявили себя в лучшем виде.
$612,5 млн штрафа и переход к мобильникам
Несмотря на успех пейджеров, RIM понимала: телефоны вытеснят такие устройства. В 2002 году компания выпустила свой первый мобильник — модель BlackBerry 5810. Правда, полноценным телефоном назвать его не получалось: микрофона и динамика у девайса не было. Звонки предлагалось совершать через подключение проводной гарнитуры. RIM по-прежнему делала акцент на текстовой передаче информации, но уже по GPRS. Покупатели оказались не в восторге от модели: при цене в полтысячи долларов устройство не было полноценным телефоном — подключать для каждого звонка гарнитуру просто неудобно.
Все устройства RIM ориентировала на корпоративный сегмент: в те времена корпорации закупали для своих сотрудников коммуникаторы и другие средства связи, а защита сервисов BlackBerry внушала клиентам доверие относительно безопасности рабочей переписки. Но постепенно компания решила полноценно выйти на потребительский рынок. Ее мобильники обрастали цветными экранами, камерами, музыкальными плеерами. При этом RIM сохраняла важную особенность — QWERTY-клавиатуру, что стало отличительной чертой бренда. Дела продолжали идти хорошо вплоть до 2007 года, когда на рынке телефонов появился новый игрок — Apple.
Опять iPhone все испортил
Купертиновцев поначалу не воспринимали всерьез: iPhone был дорогущим ($500 за базовую версию!), отсутствие физической клавиатуры вызывало много вопросов, да и Apple предстояло вступить в бой на новом для себя поле — где господствовали Nokia, Samsung, BlackBerry и другие. Пусть первый iPhone и был весьма компромиссным устройством, но направление для развития смартфонов он задал более чем ясно. Однако другие производители, включая RIM, продолжали стоять на своем.
Лазаридис в интервью открыто ругал iPhone: «Я не мог и не могу писать на нем, и множество моих друзей тоже. Сложно писать по куску стекла». Удивительно, но в том же 2008 году вышла модель BlackBerry Storm с виртуальной клавиатурой. Устройство подвела операционная система, которая делалась по старым принципам и ощутимо уступала iOS. Но хуже всего была даже не ОС — по какой-то немыслимой причине в смартфоне отсутствовал Wi-Fi.
Продажи по-прежнему держались: BlackBerry в нулевые годы быстро стал одним из самых популярных мобильных брендов в США, лояльная аудитория продолжала выбирать именно его. Смартфоны компании глобально разделились на две ветки: одни модели выходили с кнопочными клавиатурами, другие выпускали с сенсорными — в угоду трендам.
Окончательное падение
В 2011 году компания представляет новый продукт — планшет BlackBerry PlayBook. RIM купила разработчика QNX Software ради ее операционки QNX, которая легла в основу ОС планшета. Систему доделывали в жуткой спешке, и она получилась сырой: к релизу планшета не успели даже добавить нативный почтовый клиент, поддерживаемые приложения для Android работали медленно. PlayBook ждала судьба BlackBerry Storm: продажи оказались слабыми и RIM даже отменила разработку второго поколения устройства.
2011—2013 годы становятся самыми неприятными для RIM: она упустила практически весь рынок. Начались массовые сокращения, компанию переименовали в BlackBerry Limited, а Лазаридис ушел с поста исполнительного директора: и совет директоров, и он сам понимали, что упущено слишком много возможностей и нужен свежий взгляд на ситуацию. У руля становится Джон Чен, который предложил вернуться к корпоративному сегменту и сервисам. Последняя попытка ворваться на рынок смартфонов, с которого компанию уже целиком вытеснили, была в 2013 году. Компания представила новую операционную систему BlackBerry 10 и устройства Q5, Q10 и Z10. Ничего путного в очередной раз не вышло, и тогда у Чена осталась только одна идея — попробовать Android.
Так появился слайдер BlackBerry Priv: под сдвижным экраном пряталась все та же QWERTY-клавиатура (с сенсорной поверхностью), от которой BlackBerry так и не смогла отказаться.
Телефон выглядел многообещающе: изогнутый по краям дисплей (как в Samsung Galaxy S6 Edge), 5,4-дюймовый экран, 3 ГБ оперативной памяти, чип Snapdragon 808. Но аппарат оказался довольно медленным в плане производительности, а для флагмана это недопустимо. В то же время обозреватели отмечали, что это лучший смартфон BlackBerry за последние годы.
Сейчас компания практически ушла с рынка смартфонов и сконцентрировалась на программном обеспечении для бизнеса. Устройства продолжают изредка выходить, причем остались модели с физической клавиатурой — видимо, есть люди, которым такой формат нравится. Но BlackBerry как компания уже не занимается разработкой телефонов: смартфоны под этим брендом выпускает китайская TCL. Сейчас BlackBerry — компания исключительно по разработке софта.