в чем ошибка льва толстого
Была ли анафема? Ереси и трагедия Льва Толстого
1. Ереси Л.Н.Толстого имеют длинную историю, и восходят к секте евионитов, (иудействующих христиан), возникшей в 1 веке нашей эры, и осуждённой Вселенскими Соборами Святых Отцов.
Сектанты отрицали догмат Троичности, божество Иисуса Христа, Его сверхъестественное рождение, не признавали искупительной Жертвы Спасителя.
Л.Толстой, исповедуя все эти ереси, по-своему трактовал учение ХРИСТА.
Он, начиная с неприятия ХРИСТА как БОГА (хотя уж куда как ясно сказано ХРИСТОМ: «Я и Отец – Одно». Ин.10,30), постепенно пришёл к лютой ненависти в отношении созданной Спасителем Церкви, обвиняя её во всех мыслимых и немыслимых «грехах».
В своей гордыне он мнил, что если Христос – просто человек, учитель, проповедник, но не БОГ, то он, Лев Толстой, признанный гений, имеет право, как никто другой, учить и проповедовать, а также трактовать «евангелие». Он «знает лучше», не в пример апостолам, Святым Отцам и всем богословам вместе взятым, что и как надо понимать под учением Иисуса Христа.
Он отвергает Святые Таинства Церкви, созданной Самим ХРИСТОМ, не понимая, что именно в них происходит телесное и духовное единение человека с БОГОМ, оБОжение человека, а значит его приобщение Вечной Жизни.
2. Лев Толстой верил в существование БОГА, «в Бога – дух, в Бога – любовь», но эта вера была идеалистической, лишённой реальной связи человека с БОГОМ, которая может осуществляться только через БОГОчеловека ХРИСТА.
Толстой считал, что спасение в любви. Но его любовь к БОГУ и человечеству, была любовью вообще, некоторой абстракцией, а не любовью к конкретному человеку, и к конкретному БОГОчеловеку Иисусу ХРИСТУ, в которого воплотился БОГ.
3. По словам некоторых публицистов и историков – Толстой был первой и решающей причиной революции, активно занимаясь дискредитацией Православной веры, Церкви и ХРИСТА как БОГА в среде крестьянства и интеллигенции. В частности, А. Луначарский, называя Л. Толстого «большим союзником» коммунистов в борьбе с «церковным строем». То есть с тем, что хранило Учение ХРИСТА в истинном святоотеческом понимании и осуществляло Святые Таинства, заповеданные Иисусом ХРИСТОМ, и которые являлись неотъемлемой мистической частью Христианства.
6. Гениальность Л.Толстого как великого писателя и непререкаемого авторитета сыграла с ним злую шутку. Всеобщее почитание, убеждение в своей гениальности как властителя дум, нравственного и духовного «гуру», превозношение, тщеславие и гордыня…
Гордыня – вот опаснейшая страсть, она мгновенно человека губит,
в ней с а м о с т ь как чудовищная пасть всё пожирает и себя лишь любит.
Гордыня…Его творческий ум создал свою «религию», своё «христианство». И он, уверовав в свою гениальность, посчитал её за «божественное откровение», и с негодованием отверг Истинное Христианство и Церковь, созданную Самим ХРИСТОМ.
7. Пойдя по пути ереси и сектантства, Толстой не мог не оказаться в духовном тупике и во власти сил падших духов, увлекших его на неверный путь.
Его последние годы проходят в смятении, в потери смысла жизни, в мыслях о самоубийстве (явный признак власти бесовских сил).
Много раз он пытался пойти в Оптину Пустынь к Святым Отцам, возможно, примириться с Церковью, и даже приходил туда под видом странника, но демоническая сила гордыни гнала его прочь.
Он не мог молиться, его горделивый дух не мог и не хотел смириться не только перед Церковью, но и перед БОГОМ.
Известно, что за два года до смерти, Толстой категорически отверг всякое примирение с Церковью, и отказался от предсмертного покаяния.
Но пути Господни неисповедимы. Разбойник покаялся на Кресте в последние часы жизни, и был спасён. В деле спасения последняя минута жизни может стать решающей.
Говорят, что перед смертью Лев Толстой хотел исповедаться и Причаститься. Так ли это, трудно сказать. Старцы Оптиной Пустыни пришли, чтобы облегчить покаянием и соборованием его последний путь и посмертную участь, но неверующие родственники не допустили их к умирающему.
8. Присутствующие у смертного одра Л.Толстого утверждали, что в последние минуты он говорил о всеобщей любви, о том, что он всех любит.
Похоронен Лев Толстой в Ясной Поляне в саду на краю оврага, в тёмном, заросшем деревьями, весьма мрачном месте. Креста на могиле нет.
9. Удивительно! Какое потрясающее различие в том, как умирали два величайших русских гения – Л.Н. Толстой и А.С. Пушкин!
Часть 2.
Добавим, что никогда ни анафемы, ни отлучения Л.Толстого со стороны Церкви не было.
В Определении Святейшего Синода от 20–22 февраля 1901 г. о графе Льве Толстом http://antimodern.ru/tolstoy/ был засвидетельствован факт духовного отпадения Льва Толстого от Православной Церкви.
Надо заметить, что ереси тем и привлекательны, что подменяют духовное и Божественное (понимание которого требует напряженной работы разума и сердца) упрощёнными земными, человеческими понятиями. А демон гордыни заставляет поверить еретика в свою непогрешимость и не позволяет признать свою неправоту и заблуждения, что и приводит к трагическим последствиям.
Как «Войну и мир» обвиняли в клевете на армию и дворянство
Дмитрий Бабич, РИА Новости
Говоря об объеме, стоит вспомнить слова куда более многословного младшего современника Толстого – Томаса Манна: «Без обстоятельности нет занимательности». Неспособность западного читателя двадцатого века «переваривать» большие тексты, постепенно передавшаяся и российскому читателю, лишает этих «фанатов экшна» огромного эстетического наслаждения: подробное и многомерное повествование в литературе – это аналог цвета и трехмерности в кино. Ну, невозможно некоторые замыслы воплотить в короткой форме!
Граф Толстой – обидчик ветеранов?
Это насчет объема. Теперь о патриотизме. Как-то забылось, что старшими современниками Толстого, включая некоторых участников войны 1812 года, его произведение было воспринято как пасквиль на российскую армию. Не в лучшем виде предстал и «нерушимый блок» народа с самым привилегированным сословием России – дворянством. Вспомним описание вспыхнувших при эвакуации мужицких волнений в имении Болконских, каковые волнения Николенька Ростов подавляет ругательствами и поркой. В искажении фактов обвиняли писателя участники войны Авраам Норов и Александр Михайловский-Данилевский. Сами дворяне, да к тому же еще и ветераны (Михайловский-Данилевский был адъютантом Кутузова под Бородином), они не могли простить Льву Николаевичу его неуважение к военному планированию (что такого смешного во фразе «Первая колонна марширует»?), а заодно и пренебрежение к чинам и к официальной монархической идеологии.
Так ли уж он очернял?
Кто тут прав? Не думаю, что Норов и Михайловский-Данилевский ошибались в деталях. Но большая правда, увиденная Толстым, больше соответствовала общей панораме, чем порой точные наблюдения ветеранов – это касается и военного планирования, и отношений между классами. И так ли уж беспощаден был он в своей критике сословий?
Да, Толстой, как ветеран крымской кампании, неплохо знал, как рушились штабные планы и диспозиции в «дотелефонную» эпоху при первом столкновении с реальным противником. Но в описании Кутузова он дает на самом деле лестное определение идеального русского военного менеджмента: «Он ничему полезному не помешает и ничего глупого не позволит». Так описывает Толстой Кутузова накануне Бородинского сражения, в момент встречи с князем Андреем Болконским. Умудренный опытом Кутузов не пытается лезть во все детали, он дает простор действиям своих подчиненных, строит связи с ними на доверии, а не только на правовой основе. И это оказывается ключом к успеху: офицер Болконский осознает, что Кутузов – «русский, несмотря на роман Жанлис и французские поговорки». В итоге князь Андрей проникается доверием к Кутузову – даже он, Болконский, скептик и тертый калач, много на что насмотревшийся под Аустерлицем. И как же порой не хватает нам этого русского доверия друг к другу сейчас…
Фатализм – наживка для шарлатанов
Впрочем, своим декларируемым фатализмом Толстой сам облегчил этим господам задачу – если не дать двигающему историю закону нравственное объяснение, то непременно вылезут желающие все объяснить деньгами или классовой борьбой. «Это случилось потому, что должно было случиться»,- пишет Толстой,
и эта фраза из его историко-философских рассуждений идет вразрез с его же литературными образами. Холодный, прозаический расчет Наполеона имел все шансы на успех, если бы не очередное духовное «воскресение» Болконского, если бы не смелость Ростова, не хождение в народ Пьера. Добавим важный момент – по роману (хоть и не по рассуждениям Толстого) выходит так, что победа была бы невозможна, если бы не женский, домашний патриотизм княжны Марьи и Наташи, в страшную пору не допускающих и мысли о том, чтобы остаться под властью «цивилизованных» оккупантов, языком которых они владели с пеленок.
Вот описание мыслей княжны Марьи при приближении французов: «Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтобы она, дочь князя Николая Андреича Болконского, просила генерала Рамо оказать ей покровительство, пользовалась его благодеяниями!» Эта мысль приводила ее в ужас, заставляла ее содрогаться, краснеть и чувствовать еще неиспытанные ею припадки злобы и гордости… Солдаты разорят свежую могилу отца, чтобы снять с него кресты и звезды; они мне будут рассказывать о победах над русскими, будут притворно выражать сочувствие моему горю…»
Кошмары княжны Марьи могли не оказаться преувеличением: после падения монархии в 1792-1793 годах во Франции прошла настоящая волна ограблений фамильных склепов: вместе с традиционным католичеством тогда к «предрассудкам» было причислено и уважение к мертвым.
А вот Толстой тщательно выписывает сцену, когда Наташа Ростова, вопреки решению матери, требует приготовленные для вывоза вещей подводы отдать для перевозки раненых: «По-моему,- вдруг закричала Наташа, обратив свое озлобленное лицо к Пете,- по-моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… а я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?»
Прошло двести лет, а в России все тот же раскол между патриотами и смердяковыми. И сколько есть сегодня других Марий и Наташ, только и думающих, как бы сбежать к сегодняшним носителям тех самых наполеоновских «двунадесяти языков», толком не выучив ни одного из них. Впрочем, смердяковы были во всех слоях русского общества и в 1812 году: Толстой весьма иронично описывает переход Элен Безуховой в католичество как раз во дни наполеоновского нашествия.
Толстовские детали: точность в главном
За деталью с упорным желанием княжны Марьи покинуть поместье, не оставив врагу припасов, стоит историческая правда: если бы смоленские и вяземские дворяне со всем своим скарбом и хлебными запасами не бежали, а отдались на милость победителя, французам не пришлось бы идти сперва в Москву, а потом обратно по рукотворной пустыне, где им нечем было прокормиться. Да, французскую армию голод губил не меньше пушек, но голод-то этот не с неба свалился – он стал следствием того отказа от сдачи оккупантам, в котором тогда оказались едины и дворяне, и крестьяне.
Точен ли Толстой в деталях, справедлив ли? Не всегда. Под Бородином он «не замечает» удачную конную диверсию конницы Уварова и Платова, игнорирует бой наполеоновских польских частей под командой Юзефа Понятовского с русскими войсками у деревни Утица. Между тем «демонстрация» русской конницы и неудача Понятовского сыграли ключевую роль в отказе Наполеона довести бой до конца, бросив на уже расстроенные русские позиции Старую гвардию.
Но Толстой, словно хороший военачальник, упуская детали, видит главное. Свои литературные Багратионовы флеши, свою батарею Раевского он отстоял. Простим ему незначительные отступления.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
О Льве Толстом. В чем же ошибка и трагедия русского писателя
Л. Н. Толстой получил от Бога большой талант художественного восприятия и отображения мира, позволивший ему написать историческое литературное полотно «Война и мир», психологическую драму «Анна Каренина», а в конце 70-х годов он начал богоборческий трактат «Исповедь» и закончил свою противоцерковную деятельность философским опусом «Критика догматического богословия».
Он писал:». Я прожил на свете 55 лет и за исключением. 15 детских лет, 35 лет я прожил нигилистом, в смысле отсутствия всякой веры». Дойдя до полного духовного опустошения и будучи у порога самоубийства, Толстой пробовал механически исполнять внешние обряды Православной Церкви. Однако это был самообман, т.к. всю обрядность он проделывал при отсутствии веры в Бога. Поэтому Толстой пришел к выводу, что традиционное Православие есть ложь.
Прямые, грубые и кощунственные выпады в адрес Православной Церкви имели место в главах 39 и 40. Слишком оскорбительно для православного чувства цитировать эти места из романа, потому лучше их опустить. Чаша терпения Православной Церкви была переполнена, встал вопрос об отлучении от нее писателя-еретика.
20-22 февраля 1901 г. состоялось специальное Определение Священного Синода. Цитируем дословно: «Святейший Синод, в своем попечении о чадах Православной Церкви об охранении их от губительного соблазна и о спасении заблуждающихся, имев суждение о графе Льве Толстом и его противохристианском и противоцерковном лжеучении, признал благовременным, в предупреждении нарушения мира церковного, обнародовать через напечатание в «Церковных ведомостях» нижеследующее свое Послание:
«Божией милостью. Святейший Всероссийский Синод верным чадам Православной Кафолической Греко-Российской Церкви, о Господе радоватися». Молим вы, братия, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, ему же вы научитеся, и уклонитеся от них (Рим. 16:17).
Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть ее и поколебать в существенных ее основаниях утверждающихся на вере во Христа, Сына Бога Живаго.
Но все силы ада, по обетованию Господню, не могли одолеть Церкви Святой, которая пребудет неодоленною во веки. И в наши дни Божиим попущением явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой. Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила Вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепла Русь святая. В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской; отверг личного живого Бога, во Святой Троице славимаго, Создателя и Промыслителя Вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа-Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человек и нашего спасения и воскресшаго из мертвых, отрицает божественное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до Рождества и по Рождестве Пречистой Богородицы, Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самими священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию. Все сие проповедует граф Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем неприкровенно, но явно пред всеми сознательно и намеренно отверг себя сам от всякого общения с Церковью Православной. Бывшие же в его вразумление попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствует перед всею Церковью к утверждению право стоящих и к вразумлению заблудшихся, особенно же к новому вразумлению самого графа Л. Толстого. Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбью о том, что он на конце дней своих остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв и от всякого общения с нею.
Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молясь, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2 Тим. 2:25). Молимтися, милосердный Господи, не хотяй смерти грешным, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь».
Смиренный Антоний, митрополит С.-Петербургский и Ладожский.
Смиренный Феогност, митрополит Киевский и Галицкий.
Смиренный Владимир, митрополит Московский и Коломенский.
Смиренный Иероним, архиепископ Холмский и Варшавский,
Смиренный Иаков, епископ Кишиневский и Хотинский.
Смиренный Борис, епископ. Смиренный Маркел, епископ.
Сестра известного русского философа профессора Л.М. Лопатина, вспоминая свой разговор с родной сестрой Толстого, монахиней Марией, передает характерные слова этой матушки о своем любимом брате: «Ведь Левочка какой человек-то был? Совершенно замечательный! И как интересно писал! А вот теперь, как засел за свои толкования Евангелия, сил никаких нет! Верно, всегда был в нем бес. «, и Лопатина от себя прибавляет: «Я в этом никогда не сомневалась» (Иван Бунин. «Освобождение Толстого». Париж, 1937. С. 125).
В ответ на постановление Св. Синода об отлучении Л. Толстого, его жена Софья Андреевна Толстая написала резкое непродуманное письмо Главе РПЦ Первоприсутствующему в Синоде митрополиту С.-Петербурга Антонию. 24 марта 1901 г. в № 17 «Церковных Ведомостей», издававшихся при Святейшем Синоде, было опубликовано письмо графини Толстой С.А. и ответ митрополита. Эти оба письма являются библиографической редкостью в наши дни, поэтому приводим их целиком по порядку.
26 февраля 1901 г. Графиня София Толстая.
«Милостивая Государыня, графиня София Андреевна!
В заключение прошу прощения, что не сразу Вам ответил. Я ожидал пока пройдет первый острый порыв Вашего огорчения. Благослови Вас Господь и храни, и графа, мужа Вашего, помилуй!
Антоний, митрополит С.-Петербургский.
Через год после отлучения (1902 г.) Толстой написал легенду «Разрушение и восстановление ада». А потом в том же году еще более глумливое и кощунственное «Обращение к духовенству».
На это «Обращение» откликнулся о. Иоанн Кронштадтский:
Конкурировать в подобных выпадах против Церкви и ее последователей, в глумлении над святыней может только вождь пролетарской революции, который, кстати, сразу увидел в еретике Толстом «зеркало русской революции».
7 ноября 1910 г. в 7.10 игумен Варсонофий телеграфировал епископу Вениамину Калужскому: «Граф Толстой скончался. Умер без покаяния. Меня не пригласили». Когда старца Варсонофия корреспонденты просили об интервью по случаю смерти графа Толстого, он ответил: «Вот мое интервью: хотя он и Лев, но не мог разорвать кольца той цепи, которою сковал его сатана».
В чем же ошибка и трагедия русского писателя?
За долгую историю литературы ни одному писателю не удалось превзойти Л.Н. Толстого в способности изображать правду мира такой, какова она есть. Его произведения имеют величайшее значение, в них чувствуется непревзойденное мастерство в передаче непреукрашенной действительности каждого дня жизни. Как реальны чувства и порывы Анны Карениной в ее искренней любви к Вронскому или достоинство и честь русских офицеров в «Войне и мире»!
Но опять же, стоит лишь вернуться к религиозно-философскому творчеству писателя, то в его эссе, пояснениях к Евангелию и трактатах прослеживается метание широкого мятежного ума, который ни в чем не может обрести покоя и остановить взор на чем бы то ни было. Идеалы Евангелия, с которыми столкнулся Толстой, манили его как огонь, а его неспособность жить по этим высоким принципам в конце концов поглотила все духовные и физические силы писателя. Подобно лососю, идущему на нерест, он всю жизнь шел против течения и в конце концов погиб от морального истощения.
Писатель буквально стремился следовать учению Иисуса, и это желание было столь сильным, что члены семьи его нередко поднимали ропот, поскольку это непосредственно затрагивало их интересы. Например, после прочтения евангельского призыва к богачу, Толстой хотел освободить своих крепостных крестьян, отказаться от авторских прав на издание, а имение передать крестьянской общине. Жене Софье Андреевне стоило величайшего труда убедить мужа в неприемлемости такого решения, да и то она была вынуждена нанять для охраны усадьбы отряд вооруженных чеченцев. Лев Николаевич продолжал ходить в крестьянской одежде, сам пахал плугом землю, плел лапти, отказался от охоты, мяса, яиц, вина и табака, не носил кожаных одежд. Составил себе «Правила по развитию нравственной силы воли, возвышенных чувств и устранению низменных». Тем не менее, он так и не смог достичь той самодисциплины, которую наметил себе. Не раз Толстой, не стыдясь, публично при гостях в торжественной форме давал обет супружеского воздержания и даже разделил спальни, но долго в этом обете продержаться не мог, из-за чего испытывал жгучий стыд перед близкими. (Софья Андреевна была беременна от супруга 16 раз.)
Свой последний роман «Воскресение» Толстой написал, собственно, в поддержку духоборов. Весь гонорар был передан на оплату их эмиграции в Канаду.
Безблагодатная святость от того и безблагодатна, что строится на рационалистическом начале улучшения человеческой природы. Толстой как бы юридически обосновал и санкционировал такое «добро». Абсолютный кошмар коммунизма в том и заключается, что он хочет принудительной организации добра, хочет принудить к добродетели.
Все реакционные и революционные инквизиторы, начиная с Торквемадо и до Робеспьера и Дзержинского почитали себя носителями абсолютного добра (т.е. святости, но не Божественной). Они и убивали во имя добра, искренне считая это правильным решением.
Человек выше Субботы. Человек выше отвлеченного абстрактного добра. В этом и заключается благодатная святость, полностью полярная морали Толстого.
Профессор Виктор Михайлович Чернышев
Почему Лев Толстой не любил «Войну и мир»: интересные факты из жизни русского классика и его памятные цитаты
Когда вы думаете о великих русских писателях, то, скорее всего, сразу же вспоминаете Льва Толстого. Его романы стали поистине бестселлерами на все времена. До сих пор романы Толстого считаются одними из лучших литературных произведений, когда-либо созданных на планете. Предлагаем вашему вниманию интересные факты из жизни русского классика.
Почему Лев Толстой не любил свой эпохальный роман «Война и мир»
Написание романа «Война и мир» стало для писателя изнурительным процессом. Он постоянно пересматривал и переделывал работу. Одна лишь вступительная часть потребовала от него 15 черновиков и примерно год на то, чтобы довести ее до совершенства.
«Война и мир», пожалуй, самая известная работа писателя. Несмотря на то, что над книгой ему пришлось так долго трудиться, Толстой стал относиться к роману с неудовольствием. Возможно, он хотел еще больше его усовершенствовать, но у него уже не было на это сил.
В своем дневнике он написал:
Реальная история в сюжете «Анны Карениной»
События в романе перекликаются с реальной драмой, произошедшей с другом и соседом Льва Толстого Александром Николаевичем Бибиковым. У Бибикова случились романтические отношения с женщиной по имени Анна Степановна Пирогова.
Но романтика встреч закончилась, когда Бибиков увлекся немецкой гувернанткой своих детей. Анна Степановна, охваченная ревностью, сбежала в соседнюю деревню, где несколько дней бродила, убитая горем, а потом бросилась под поезд и свела счеты с жизнью.
Толстой был свидетелем ее вскрытия. Этот эпизод настолько его поразил, что год спустя он решил использовать его в романе. Конечно, писательский гений Толстого до неузнаваемости изменил сюжет, а обобщение о силе любви и разрушительной роли греха вывели роман на мировой уровень литературы.
Бесценный помощник София Андреевна
Многие великие писатели пользовались услугами своих партнеров и помощников, но поддержка Льва Толстого со стороны его жены была особенно важной. Часто Софья Андреевна сидела рядом с писателем во время работы, вносила предложения или правки.
Именно она переписывала все его черновики для отправки в издательство, так как писала более разборчиво. На это уходило много времени, учитывая объемы произведений Толстого.
Что касается публикаций, то именно София Андреевна убедила мужа опубликовать «Войну и мир» в виде полномасштабного романа, а не серии рассказов.
13 детей
У Софьи Андреевны и Льва Толстого было 13 детей, восемь из которых дожили до взрослого возраста.
Некоторые пошли по стопам своего отца, когда выросли и стали писателями, в том числе Илья Львович Толстой и Лев Львович Толстой.
Один из самых продаваемых авторов в мире
В 2004 году только «Анна Каренина» была продана тиражом 20 тысяч экземпляров, а в наше время продажи поднялись до 800 тысяч. Роман «Война и мир» не менее популярен и вошел в список 50 бестселлеров Великобритании в 2016 году.
Всего продано более 400 миллионов экземпляров произведений Льва Николаевича Толстого.
Почему Лев Толстой не получил Нобелевскую премию
Когда в 1901 году присуждалась Нобелевская премия по литературе, многие предполагали, что победителем станет именно Лев Толстой. До сих пор считается одной из самых больших ошибок, что Толстого обошли и присудили премию французскому поэту по имени Сюлли Прюдом.
Сорок два шведских писателя и художника написали Толстому, чтобы выразить свое несогласие с комитетом по присуждению Нобелевской премии, на что он ответил: «Я был очень рад узнать, что Нобелевская премия не была присуждена мне. Это лишило меня большой проблемы, как распоряжаться деньгами».
Его номинировали на премию еще шесть лет подряд (до 1906 года), но комитет так и не решился наградить Нобелевской премией великого русского писателя.
Памятные цитаты Льва Толстого о жизни, о вере и переменах
Цитировать Толстого трудно, так как почти каждая строка из его произведений имеет ценность. Мы подобрали несколько высказываний писателя о вечных человеческих ценностях:
«Изменения в нашей жизни должны происходить из-за невозможности жить иначе, чем в соответствии с требованиями нашей совести, а не из нашего ментального решения попробовать новую форму жизни».
«Во всей истории нет войны, которая не была бы развязана правительствами, правительствами в одиночку, независимо от интересов народа, для которого война всегда пагубна, даже если она успешна».