что больше балхаш или алаколь
Путешевствие в июль 2011 — «Два озера, Балхаш-Алаколь» сложным путем
Маршрут был заранее запланирован следующий Алматы-Сарыозек-БалыкБи-Уштобе-Копберлик-Лепсы-Коктума-Сарканд-Талдыкорган-Алматы. Вышло что пришлось вернуться с Копберлика в Уштобе. Планировали дозаправится в Копберлике и махнуть вдоль берега до Лепсов там км 150 где то напрямую но увидев тамошнее покрытие из солончаков и болот (даже гравийками там непахло) решили в одиночку так не рисковать. Но обо всём позже.
Цель посмотреть один из самых отдаленных поселков в области (210 км от ближайшего населенного пункта города Уштобе) и посетить два наших знаменитых озера мелководный, но очень теплый Балхаш (с его соленой стороны поселок Лепсы) и холодный Алаколь между гор. Проехать при этом через пустыню Сарыесик-Атырау, а затем для контраста через горный и безлюдный перевал перед Алаколем.
Т.к. к поездке готовились давно было заранее собрано и куплено всё. Палатка-кариматы, спальники, стулья, две горелки с упаковкой балонов, запаску повесил на калитку. В общем много всего что должно пригодиться в поездке на большие расстояния. Из продуктов было куплено все кроме овощей их думали закупить по дороге. Ну и много-много воды — все таки пустыня будет нас сопровождать следующие 70% пути — 24 литра питьевой воды.
Выехали с города в воскресенье утром. Сразу же на выезде меня хлопнули гайцы на тонировке, пришлось расчехлится и содрать «колхузную» тонировку бывших владельцев. Поехали дальше по капчагайской трассе. Проехали Капчагай — местный Лас-вегас с десятками казино перенесенных с Алматы, вход платный но все что внутри за счет заведения. Замечю что второй раз гайцы меня хлопнули на радар уже за Сарыозеком на спуске с холмов. Опять чехлиться (( Более мы их не встречали.
Перед Сарыозеком встретили группу из трех Гелендвагенов G500 с чешскими номерами и логотипами чешского G-клуба. Европейцы активно нам махали и говорили типа отличные у нас всех машины.
Заехали в Сарыозек — небольшой городок перед въездом в Национальный парк Алтын Емель. В Сарыозеке — закупаемся тем что забыли, а забыли мы овощи купить в дорогу, элементарно картошку. Город довольно оживленный — но фрукты-овощи оказались крайне дорогие. Потому что своих нет и завоз идет с Алматы, откуда мы и приехали, соответственно цены с накруткой. Заправили снова бак до горловину и двинули в сторону Уштобе через Балык-Би.
Сразу за Балык-би на развилке где дорога уходит на Талдыкорган мы поехали прямо и скоро выехали из жилой зоны по асфальту переходящему в проселок. Через 20 км препятствие, строят мост через реку Тентек — единственный быстрый проезд вброд или искать объезд как все легковухи которые ехали за нами. Зато потом выехали на идеально ровную — совсем новую и совершенно пустую дорогу. Вот там я выжал хорошо педальку!
Перед уштобе немного заблудились. Уперлись в железнодорождую насыпть в каком то на тот момент неопределенном поселке. Навигатор говорит что дороги там нету. Пришлось обращаться к местным. Остановил русского мужика — которы с трудом на русском мне объяснил как объехать ЖД насыпь. Подъехали к Уштобе. Последняя заправка была ещё перед Сарыозеком а в багажнике лежали НЗ 60 литров алматинского бензина. В городе поразили цены на топливо! Там нарушались все возможные законые. При том что 102 была зафиксированная цена — на Гелиосе бензин стоил 115 тенге литр 92-го. Я тогда даже заправляться не стал. Заскочили на базарчик порадовали себя Тандемом с мороженным и в путь. В сумую глушь — как оказалось там была действительно самая глушь из глуши!
Расстояние от Уштобе до Копберлика 210 км (это как Алматы-Баканас 1 в 1) при этом на всем протяжении дороги мы никого невстретили. Кроме дорожных рабочих на 120 км дороги. Вот уж кого а их я там встретить не ожидал! А там временем жара в пустыне давала о себе знать! Уже 400 км за день по летнему солнцепеку и ещё не меньше 140 км ехать впереди. Справа от нас пески Жаманжал — слева пески Жаманкум. Когдато вдоль Каратала в тени редких деревьев были небольшие поселения — но с тех по они все оказались брошенные на всей дороге только на финише дороги на берегу огромного Балхаша остались люди.
Съехали с дороги в поисках выхода на Каратал. Но покатавшись по пустыне вернулись на трассу так и не найдя спуска к жутко мутной воде Каратала.
В пустыне нашли много стреляных патронов с гладкоствольных ружей. Видать в такую даль сюда охотники приезжают. Сам Каратал бежит среди песков Сарыесик-Атырау. Такая же мрачная как и сама пустыня — туда даже ногу сунуть страшно — немало народу затянула пустынная река. Вообще если брать выше то у истока он не менее коварен — переводится с казахского «черная ива». Текели и Талды-Курган он предствляет из себя довольно бурную горную реку берущую начало в горах Джунгарского Алатау.
Наконец я увидел за камышом мост! Ура мы уже у цели. Пофотались на мосту и решили поискать бензин в первом же поселке.
Единственный мост через Каратал после Уштобе. Без него 3 мелких поселка отрежет от цивилизации. В брод эту реку ниодной машине не переехать. Песок очень тягучий стоит поставить ногу как её будто засасывает в него!
В поселке первое что увидели это новая отстроеная школа. Она там одна на все 3 поселка. Второй поселок честно назвать поселком то сложно — в нем домов штук около 10-ти. Подъехали к первому же — спросили про бензин. Хозяин говорт тут нету нада в Копберлик ехать. Это ещё 40 км севренее перед камышом у берега Балхаша!
Дорога в Копберлик хуже придумать даже в кошмаре нельзя. Все 40 км танковая гребенка. Наверное тут ходовку делают каждые 2 месяца. Солончаков там великое множество но чтоб сфотографировать нужно было лезть в дебри. А время шло к ночи — пора было искать ночлег. Вообще солончак это прикольная и в тоже время страшное для авто штука. Захав туда можно там остаться надолго пока не придет помощь, а искать трактор в этом поселке небыло никакого желания учитывая что весь поселок был просто пьян.
ККрай географии с большой буквы. Полторы тысячи человек в радиусе 230 км. Это сильно! Прошелся по домам в поселке — поинтересовался про бензин. Какой то космос — 150 тенге за литр 80 го который выдавали за 92-й. Думаю нестоит брать. У меня ещё 60 литров в багажнике — живыми вернемся с пустыни это точно. Тут ещё подеъехали местные — человека 4 на Ниве — пьяные в усмерть. Вообще водка-самогон там походу напиток №1. Я кроме детей в поселке ниодного трезвого мужика невидел. Ну участковый наверное только — он меня на Нексии встретил прям на въезде в поселок с глазами с бильярдный шар. Не каждый день приезжает Гелендвагены к ним.
Сначала мы выехали с поселка и двинули вдоль камыша ищя место с выходом на озеро. Проехав километра 3-4 вдоль берега мы так ничего и ненашли. А дорога без того опасная становилась все более болотистой. По сути в районе поселка берег Балхаша представляет собой камыш который углубляется метров на 200 вглубь озера и воды не видно вообще. Кроме как лодкой недобраться до воды. А тут уже комары жрали как сволочи. Тут ещё я чуть незакопался в солончаке. Всё поедем в устье Каратала искать ночлег и вернулись в поселок.
Как писал ранее в поселке трезвые были только дети. Да и в такую глушь редко люди приезжают — на нас смотрели как на инопланетян! Пьяная-припьяная компашка на Ниве упорно пыталась на помочь — мы были вынуждены покинуть поселок и венуться к мосту через Каратал. Снова зубодробильная дорога — рулевая убивается хорошо (моя что интересно выдержала почти напофиг).
Заночевали на берегу Каратала в 30 км от места впадения в озеро Балхаш, походил я по нему чувство будто ходишь по глиняной жижи, ну так оно и есть. Ноги просто тонут. Зато в дебрях в далеке от людей мы с женой просто срубились в поставленой засветло палатке! Была просто шикарная тишина. Иногда нарушаемая каким то мотоциклом в поселке в 1 км от нашего места ночьлега.
Утренюю тишину и покой, нарушил рой комаров, разбудив меня ни свет ни заря. Гул стоят ещё тот! Встал пошёл рыбу ловить. Но чето совсем глухо было. Даже клева небыло. Походу завтрак с рыбой отменялся! Местные хорошо постарались вылавливая её в нерест!
Через час увидел рыбака, осматривал на лодке все свои закиды. Ничего не вытащил. Подъехал нам. Поговорили. По русски что интересно разговаривают почти все — кроме детей. С ними говорил частично на казахском как мог по школьной програмы — они улыбались. Рыбак рассказал что рыбы давно нету уже в реке. Так для галочки объезжает в надежде на чудо. Попращались.
Сели завтракать. Попекли картошку на углях, вскипятили чайник. Собрали палатку и решили нада ехать на Лепсы! И назад через Уштобе. Повесил запаску на калитку погрузились и вперед.
Дорога назад была такая же «интересная» как и туда. Неменяющаяся пустыня — ещё к утру не успевшая нагреться. снова 210 км по жаре.
Заехали в Уштобе. Первым делом на АЗС бак полный залили по 115 тенге. Далее на уже знакомый базарчик — закупаемся вредными гадостями, мороженое-газировка. Решили что в объезд назад непоедем. Срежем путь снова через пустыню. Тем более карта говорила что там дорога областного значения. Поехали через поселок Молалы. Навигатор показывает что мы НИГДЕ — пустыня во круг, а карта говорит обратно типа дорога областного значения — грунтовка временами переходящая в песок и с крутыми подъемами. Суровые у нас дороги в области. Ну помучались мы немного. Зато срезали сотнй полторы километров если бы поехали через трассу Алматы-Талдык. Ехали строго вдоль ЖД путей. В одном месте нам посигналил приветливо поезд мы как смогли помахали ему. Я продолжал офигевать от дороги — кое где машина даже буксовала на заднем приводе. Ах хорошая областная дорога.
Поселок Молалы находится посреди пустыни. С одной стороны битый асфальт с другой по песку приехали мы. В поселдке одна достопримечательность — типа нефтехранилища — на фото. Как в «белом солнце пустыни» — только откуда там нефть?) Сделали фото на память и дальше к цели.
Первое что увидели на асфальте это поля подсолнуха в пустыне. Жена выскочила пофотаться с ними не каждый день так)) Пейзаж менялся очень быстро пока мы доехали до трассы Талдыкорган — Лепсы. Пошел асфальт причем очень хороший. Дорога сильно утомила — уже 900 км за сутки в пути, непростое испытание для меня и машины по жаре переваливавшей там за 40 градусов. Ждем недождемся залезть в воду — остудиться! Причем отрезок между местом где мы на трассу выехали и лепсами получился дико тяжелым и обнообразным. Наверное никогда мне так нехотелось залезть в воду как тогда. Уже считал километра до озера. Оставили в стороне Матай и через некоторое время появился на горизонте поселок Лепсы. Заскочив в магазин как дикие набрали очередных гадостей вредных и двинули на море!
Наконец Балхаш — за Лепсами. Теплый-теплый — даже горячий. И никого. Идеальное место для дикого отдыха. Ближайшая зона в нескольких километрах и та по сравнению с капчагайскими почти пустая. Лишь днем приезжали местные купаться. Такого спокойствия давно небыло. Лучшие три дня в моей жизни — точно говорю!
Поездка в Казахстан (Алаколь, Балхаш)
Данную поездку запланировали еще в начале лета, неопределенность была только с датами. Как всегда собиралось очень много людей). В итоге даже руководитель не поехал — соответственно он и маршрут разрабатывал…
Запланировали выезд на 10-00 пятницы — 18 августа. Собрались в две машины, двумя семьями.
В день выезда в 16 часов пилот машины и сам автомобиль выглядели так:
Наш экипаж привез все необходимое для ремонта и решили встречаться за Бердском. Встретились уже по темноте около 22 часов. Решили ехать, сколько сможем проехать.
В итоге не доехали даже до Рубцовска, разложили спальники и легли отдыхать.
Проснувшись утром, приготовили завтрак, на который пожаловала лиса (корсак)
Страховку оформляли в Веселоярске. В 13 часов были на границе с Казахстан, повезло — народу нет.
Границу прошли очень быстро за 70 мин оба автомобиля.
В 18 часов были в Семипалатинске, там обменяли валюту и подключили симкарты.
Сразу за Семипалатинском, я проморгал знал ограничения скорости, в итоге отдали по 1000 рублей.
На ночлег остановили в с. Калбатау в гостинице «Рахат» (49.322128, 81.595067).
Следующий весь день ехали, чтоб уже ночевать у озера, остановиться решили в районе села Кабанбай.
Долго искали базу, либо не устраивали условия, либо стоимость — сезон закончился и половина баз отдыха уже вообще была закрыта. В итоге остановились на базе отдыхе «Эверест» (46.077956, 82.035624), 15 мин от пляжа, по 800 руб. трехместный номер с телевизором, холодильником, душем, кондиционером.
Вода в озере очень теплая, единственное что уже часто бывает высокая волна.
23 августа погода начала портится, решили собираться и на следующий день ехать дальше вокруг Алаколя, в уже в направлении озера Балхаш.
24 августа позавтракали, загрузили вещи и поехали для начала в санаторий Барлык-Арасан (46.108189, 82.298033).
Санаторий Арасан. Особое значение придается применению минеральных вод. Вода здешних источников по химическому составу и слабой радиоактивности имеет сходство с минеральными водами Цхалтубо, Сары-Агаш, Алма-Арасан. В районе, прилегающем к санаторию, всего на протяжении полукилометра есть 12 выходов ее на поверхность. Температура ее в двух основных источниках составляет на выходе 43*С. Вода дает высокий эффект как при наружном, так и при внутреннем применении.
В Советское время был огромный санаторий, сейчас все корпуса брошены, работает только водолечебница.
Санаторий Арасан. Особое значение придается применению минеральных вод. Вода здешних источников по химическому составу и слабой радиоактивности имеет сходство с минеральными водами Цхалтубо, Сары-Агаш, Алма-Арасан. В районе, прилегающем к санаторию, всего на протяжении полукилометра есть 12 выходов ее на поверхность. Температура ее в двух основных источниках составляет на выходе 43*С. Вода дает высокий эффект как при наружном, так и при внутреннем применении.
Далее стали огибать озеро Алаколь. Обедали на озере Жаланашколь на границе с Китаем. Жаланашколь (каз. Жалаңашкөл — «голое озеро») — озеро на Балхаш-Алакольской низменности, на границе Алматинской и Восточно-Казахстанской областей, на территории Алакольской впадины. Располагается в северной части Джунгарских ворот и входит в Алакольскую озёрную систему. Высота — 433 м над уровнем моря.
Рядом с озером находятся одноимённый населённый пункт и железнодорожная станция. Бальнеологический курорт.
Дорожка от Кабанбай, вокруг Алаколь еще та… до озера Жаланашколь — гравий, еще как то можно ехать. Дальше… убитый советский асфальт! Большинство ехали по степи вдоль трассы, степь ровнее!
На Балхаш решили ехать на ближайшую его точку в поселок Лепсы.
На озере нашли одну единственную рабочую базу и та выглядела как тюрьма — бетонный забор 2 метра, машины оставлять только за забором, вход через КПП, база старая мебель полуразвалившаяся. Поставили машину на стоянке, вокруг темнота… и все вокруг шевелится! Живности полно, особенно лягушек, зайцев и тушканчиков.
Балха́ш (Балка́ш; каз. Балқаш) — бессточное полупресноводное озеро в Балхаш-Алакольской котловине на юго-востоке Казахстана, второе по величине непересыхающее солёное озеро (после Каспийского моря) и 14-е в списке крупнейших озёр мира. Уникальность озера состоит в том, что оно разделено узким проливом на две части с различными химическими характеристиками воды — в западной части она практически пресная, а в восточной — солоноватая.
Озеро относится к Балхаш-Алакольскому водохозяйственному бассейну и расположено сразу в трёх областях Казахстана: Алматинской, Жамбылской и Карагандинской. К северу от озера раскинулся обширный Казахский мелкосопочник, к западу простирается Бетпак-Дала, а к югу располагаются Чу-Илийские горы, пески Таукум и Сарыесик-Атырау.Топоним «Балхаш», по одной из версий, происходит от слова balkas татарского, казахского и алтайского языков, которое значит «болотистая местность, покрытая кочками» или «кочки на болоте». В казахском языке «балкыту» значит «плавка металла», «плавить». Этимология от «балку» подтверждается археологическими данными экспедиции академика А. Маргулана по Прибалхашью как очагу древней металлургии эпохи энеолита и ранней бронзы, а также бореальным (ностратическим) характером глагольной праформы *Blķ (праиндоевропейское *Brķ), означающей «сверкать», «гореть», «жечь», «таять», «растапливаться».
Согласно легенде о происхождении озера, у богатого чародея Балхаша была красавица-дочь Или. Когда пришло время выдавать её замуж, Балхаш объявил, что выдаст свою дочь только за самого богатого, красивого и сильного. Среди прибывших женихов были два сына китайского императора с караванами, груженными дорогими товарами, сыновья монгольского хана с табунами лошадей и серебром, а также молодые бухарские купцы с коврами и изделиями из слоновой кости. Однако был среди пожелавших попытать счастье и бедный пастух Каратал, который сразу же понравился невесте.
После состязаний, из которых Каратал вышел победителем, Балхаш с негодованием выгнал его. Однако Или ночью сбежала из родного дома и ускакала с избранником от злого отца. Узнав о побеге дочери, Балхаш наложил заклятие на возлюбленных, и они превратились в две реки, стремительно несущие свои воды с гор. А чтобы реки никогда не соединились, Балхаш упал между ними и стал седым от пенных волн озером.
Также существует версия о происхождении названия от авестийского Ворукаша (Воурукарта) и далее персидского Варкаш, это название упоминается в Авесте.