в чем обвиняют сергея романова
«Будет исцеление, но затем придут мучения и смерть» Убийство, тюрьма и чипирование: откуда взялся отец Сергий, захвативший монастырь на Урале?
Фото: Владислав Лоншаков / «Коммерсантъ»
На Урале продолжают следить за захватом женского монастыря схиигуменом Сергием (Романовым). Священник, отрицающий коронавирус и верящий в чипирование, проклял всех, кто призывал закрыть храмы в эпидемию, и ушел в оборону, призвав в свою защиту паству и казаков. Отец Сергий — человек, служивший в милиции, совершивший убийство и 13 лет отсидевший в тюрьме. Как он, несмотря на смертный грех, стал одним из самых известных и влиятельных священников России — разбиралась «Лента.ру».
Попутчик-пьянчужка
Схиигумен Сергий родился в 1955 году в Горьковской (ныне Нижегородской) области. Отслужив в армии, он окончил школу милиции. Будущий священник, которого тогда звали Николаем Романовым, в советские времена служил в органах внутренних дел (есть также версия, что он был продавцом в продуктовом магазине).
Однако с защитой социалистической законности что-то пошло не так, и в 1985 году он оказался в колонии, где отсидел 13 лет за убийство, грабеж, кражу, хищение государственного имущества и гибель человека в ДТП, что подтверждалось справкой главного информационно-аналитического центра МВД России.
«В 1985 году взятый за хищение госимущества тридцатилетний Николай рассказал, как с двумя товарищами монтировкой забил в Подмосковье попутчика-пьянчужку с целью, как написано, ограбить. Подпоил, привязал к бетонной плите и утопил, тело забросал другими плитами», — так описывали преступление будущего священника.
Отбывая наказание, Романов пропустил распад Союза и почти все лихие 90-е, освободившись только в 1997 году, аккурат к экономическому кризису и дефолту. После освобождения он решил посвятить жизнь религии.
В 1998 году Романов поступил в Московскую духовную семинарию и стал послушником Алапаевского мужского монастыря под Екатеринбургом. Совершившим тяжкие преступления, согласно канону, даже отбывшим наказание, запрещено становиться священнослужителями Русской православной церкви, так как убийство — один из смертных грехов. Как Романову удалось обойти это препятствие — неизвестно. Журналистам говорили, что его «простили».
Как бы то ни было, его карьера резко пошла вверх. В 2000 году, всего через два года после поступления в семинарию, отец Сергий стал первым игуменом мужского монастыря Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма под Екатеринбургом, воздвигнутом в память расстрелянной большевиками царской семьи. Он возглавлял обитель пять лет. Вероятно, как раз в это время он проникся идеями так называемых царебожников. Именно как лидер и идеолог этого движения внутри РПЦ (имеющего, по мнению экспертов, признаки секты) отец Сергий стал знаменит.
Так всего за 20 лет схиигумен Сергий стал одним из самых известных и скандальных российских священнослужителей.
Царь и Бог
Царебожники, направляет которых отец Сергий, верят в особую роль убитого в 1918 году в Екатеринбурге императора Николая II, последнего русского царя. По словам известного богослова Андрея Кураева, они считают, что убийство царской семьи носило характер сакральной жертвы за всех христиан. «Такая идеология вызывает, безусловно, вопросы, потому что в христианстве искупитель только один — Иисус Христос. И, разумеется, налицо здесь ересь, с которой нужно бороться», — уверен Кураев.
Другой священник РПЦ, иерей Даниил Сысоев утверждал, что это учение в корне противоречит Новому Завету: «Отметим, кстати, что понятие «царь-искупитель» полностью противоречит учению о «не искупленном русским народом грехе цареубийства»».
Как бы странно это ни звучало, помимо императора Николая II отец Сергий чтит советского вождя Иосифа Сталина. По словам священнослужителя, заслуга известного уроженца Грузии в том, что он уничтожил мужеложство и поднял страну. При этом схиигумена, судя по всему, ничуть не смущает то, как Сталин относился к последнему русскому императору, — а он говорил, что «гитлеровский режим является копией того реакционного режима, который существовал в России при царизме».
Уже после захвата монастыря священник позволил журналистам взглянуть на свою келью. На стенах ее были фотографии не только «победоносца Сталина» и Николая II, но и Григория Распутина, одной из самых противоречивых личностей эпохи заката Российской империи и династии Романовых.
То ли столом, то ли тумбой священнику в его келье служит гроб.
Гроб в келье отца Сергия
Фото: Павел Лисицин / РИА Новости
У известного схиигумена огромная паства, люди годами приезжают к нему со всей страны. Это уже давно заинтересовало журналистов, общественников и сторонников более консервативных взглядов на русское православие.
В 2013 году бывшая сотрудница «Православной газеты» (издание Екатеринбургской епархии) Раиса Ильина обратилась к министру социальной политики, главе МВД и прокурору Свердловской области, обвинив отца Сергия в привлечении людей в созданную им секту, где они, по словам журналистки, сжигали паспорта и продавали квартиры, передавая деньги духовному отцу. Также сообщалось, что в обители прихожанам недоступна медицинская помощь, дети проживают вместе со взрослыми, и последние не гнушались применять к несовершеннолетним телесные наказания. Каких-либо последствий для отца Сергия эта история не имела.
Паства на своего духовного отца, как правило, не жалуется, совсем наоборот. Про него снимают документальные фильмы, рассказывающие о благодати и чудесах, окружающих опального схимника. Видеоролики с признаниями в любви к своему духовному отцу сторонники Сергия записывали и после захвата монастыря.
В 2018 году было опубликовано видео ритуала изгнания бесов, который проводил схимник. Во время проповеди отец Сергий также агитировал выступать против системы обработки персональных данных, утверждая, что она обращает людей в «электронное рабство». «В ИНН есть число зверя», — предупреждал он.
«Чипизация» в разных ее проявлениях занимает значительное место в проповедях отца Сергия. По его мнению, она будет навязываться через принудительную вакцинацию от коронавируса.
Именно с этими взглядами связаны обвинения священника в экстремизме. Во время проповедей он заявлял, что ситуация с коронавирусом — «псевдопандемия», выдуманная трусливыми безбожниками, проклинал тех, кто призывал закрыть храмы, и призывал верующих выйти на улицы с протестами. В его высказываниях усмотрели признаки правонарушения по статье 20.3.1 КоАП («Возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). Также его будут судить по обвинению в распространении фейков — заседание суда назначено на 23 июня.
Верующие на территории Среднеуральского женского монастыря
Фото: Павел Лисицин / РИА Новости
Параллельно с этим схимника судили в РПЦ. Епархиальный суд собрался по этому вопросу 15 июня, отец Сергий посетил заседание, впрочем, пробыл там недолго.
«Святейший патриарх Кирилл принял решение из-за страха смерти закрыть храмы РПЦ. Благословил выполнять указания санитарных врачей. Святейший патриарх Кирилл, Синод, епископат не имеют никакой власти над Церковью — Церковью в настоящее время руководят санитарные врачи и Роспотребнадзор. Считаю эти действия патриарха, Священного синода и епископата хулой над Святым Духом и предательством веры», — заявил он суду, после чего удалился.
В результате решили назначить новое заседание. Оно состоится 26 июня.
Духовные и административные суды стали последней каплей, и схиигумен перешел в оборону, призвав казаков и царебожников встать на защиту монастыря и пригрозив, что обитель придется брать штурмом, если его оттуда захотят выдворить.
Святой и Матильда
Кстати, именно царебожники, а вовсе не РПЦ, как могло показаться со стороны, активно боролись в 2016-2017 годах против выхода в прокат фильма Алексея Учителя «Матильда», рассказывающего о романе наследника российского престола Николая Александровича, будущего императора Николая II, c балериной Матильдой Кшесинской.
Царебожники вместе с православным движением «Сорок сороков» участвовали в «молитвенных стояниях» против выхода на экран «Матильды» летом 2017 года. Ни одно из них не получило официального благословения местного епископа. При изучении соцсети движения и его лидера создается впечатление, что сейчас «Сорок сороков» предпочитают не вспоминать о том сотрудничестве.
Одним из наиболее известных борцов против «Матильды» была бывший прокурор Крыма и депутат Государственной Думы Наталья Поклонская, которая утверждала, что картина оскорбляет чувства верующих, ведь царь был канонизирован как мученик.
Позже, уже в 2020 году, депутат пожалела о давнем скандале и назвала свои действия ошибкой.
Высказываясь о захвате монастыря на Урале, Поклонская назвала схиигумена Сергия хорошим человеком, а также выразила мнение, что ситуацию раздувают специально, чтобы поспекулировать на теме религии.
Отца Сергия называли духовным отцом Поклонской. Утверждалось, что в 2015 году она прилетала в Екатеринбург венчаться, и обряд проводил именно схиигумен Сергий. Однако Поклонская неоднократно опровергала столь тесную связь с отцом Сергием.
Наталья Поклонская и схиигумен Сергий
Фото: пресс-служба Екатеринбургской епархии
Но и без Поклонской у лидера царебожцев хватает известных последователей. При последних событиях в уральском монастыре присутствовали олимпийский чемпион по хоккею Павел Дацюк, который два года назад отдал свою золотую медаль этому самому монастырю, а также участник шоу «Уральские пельмени» Дмитрий Соколов. Оба они публично высказывались в поддержку схимника.
Среди духовных чад отца Сергия называли также племянника криминального авторитета Деда Хасана — вора в законе Тимура Свердловского, умершего в 2014 году. По словам екатеринбургского риелтора Алены Голиковой, отец Сергий познакомился с ним еще в тюрьме.
Дела земные
Независимое поведение отца Сергия было бы невозможным без финансовой независимости от епархии. Считается, что популярный священник действительно контролирует три крупных православных обители в Свердловской области, занимающих в общей сложности более 100 гектаров. На этих территориях находятся не только религиозные сооружения, но и жилые дома, а также сельскохозяйственные и промышленные здания.
На северо-востоке региона таким образом оказалась занята целая деревня. При этом часть земли оформлена на епархию, но в основном на участки не зарегистрированы права собственности, либо они вообще не поставлены на кадастровый учет.
При этом жители ничейных или епархиальных территорий воспринимают их практически как собственность, обнося участки заборами. И похоже, что Церковь не имеет реального контроля над этими объектами, которые представляют собой своеобразный Ватикан.
Тот конкретный монастырь, в котором обосновался батюшка, практически автономен, считают журналисты. В нем имеются агрокомплекс, садовое хозяйство, мастерские, православная детская школа, странноприимный дом, некое подобие хосписа, кухня-столовая и другие здания.
В регионе также получила известность история, когда фермеры обвинили отца Сергия и церковное хозяйство в рейдерском захвате земель под монастырь. Это произошло в 2002 году. Судебные тяжбы прекратились только в 2016 году, когда Верховный суд России вынес решение в пользу заявителей. Однако своей земли фермеры так и не увидели — в 2019 году им пришлось уступить ее монастырю, но, по крайней мере, они получили за нее денежную компенсацию.
Фото: Павел Лисицин / РИА Новости
Уральский раскольник
На протяжении последних лет Урал стал одним из наиболее «горячих» в политическом плане регионов России. Так, в 2019 году в Екатеринбурге проходили протесты против строительства храма Святой Екатерины, в результате которых РПЦ и инвесторам проекта пришлось отказаться от своих планов. Отец Сергий и его сторонники имеют самое прямое отношение и к этой истории.
Так, источник из окружения митрополита Екатеринбургского Кирилла говорил, что окружение отца Сергия якобы недовольно тем, как легко Церковь пошла на уступки общественности.
«После этого у группы радикально верующих появился повод говорить о соглашательской позиции Церкви, призывать к более жесткому отстаиванию православных ценностей и места религии в жизни россиян», — рассказал он.
По словам собеседника журналистов, именно многочисленность сторонников могла подтолкнуть схиигумена Сергия к прямому конфликту со своим церковным начальством, по сути — к церковному расколу.
Раскол произошел и среди казаков. Так, Оренбургское войсковое казачье общество (ОВКО) отреклось от людей, захвативших женский монастырь. «В известных событиях участвуют отдельные личности из общественных казачьих объединений, не участвующих в реализации государственной политики в отношении российского казачества», — заявили в ОВКО. Как и везде в России, на Урале есть казаки реестровые, то есть официальные, государственные, а есть не входящие в реестр или войско, от которых легко отречься.
Как будут дальше развиваться события, прогнозировать сложно, однако решимость опального священника заставляет думать о том, что вряд ли он оставит выбор церковным и светским властям, хоть никто и не хочет обострять конфликт, призывая решить его миром, — этот человек хочет остаться в монастыре и привык добиваться своего: монтировкой ли, проповедью ли.
Экс-схиигумена Сергия посадили на 3,5 года. Против него были два митрополита, за — хоккеист
Сегодня Измайловский суд Москвы назначил 3,5 года колонии опальному схиигумену Сергию (Николаю Романову), лишенному сана и отлученному от церкви. Его признали виновным в склонении к самоубийству, нарушении права на свободу вероисповедания и самоуправстве. Когда-то могущественный священнослужитель, прихожанами которого были известные политики и чиновники, за полтора года лишился монастыря, большинства влиятельных сторонников и проекта «самого большого православного храма в мире». В своем последнем слове он сравнил себя с Иисусом, впереди у него суд по еще одному уголовному делу — об экстремизме. О том, как разгоняли монастырь и на чем построили дело против Сергия — в материале Znak.com.
Как появилось дело и как разогнали монастырь
С задержания Сергия до его приговора прошло чуть меньше года — силовики захватили Среднеуральский женский монастырь 27 декабря 2020-го. Еще год до этого между бывшим схиигуменом, с одной стороны, и РПЦ, прокуратурой и властями — с другой — шло информационное противостояние, во время которого Сергия лишили сана и отлучили от церкви.
Николая Романова в день задержания этапировали в Москву, ему было предъявлено обвинение по части 1 статьи 110 («Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства»), 148 («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий») и 330 УК РФ («Самоуправство»). В первых же видео, которые опубликовала его адвокат, риторика бывшего схиигумена сильно изменилась: он был похож на смиренного старца, а не на воинствующего проповедника, которым он был в проповедях, опубликованных на YouTube, и за которые его в итоге судили.
После ареста Сергия монастырь, где оставались жить его сторонники, за несколько месяцев полностью прекратил свое существование. Сначала был арестован бывший пиарщик Сергия Всеволод Могучев (спустя почти год он стал фигурантом уголовного дела об экстремизме вместе с самим Романовым). Затем прошли обыски в отдаленных скитах бывшего священника. Через два месяца силовики снова нагрянули с обысками в монастырь, на этот раз — чтобы задержать отца Силуана, келейника бывшего схиигумена Сергия, по подозрению в тройном убийстве, совершенном еще в 1999 году. Силуан успел скрыться.
Обитель экс-схиигумена Сергия полностью «зачистили» за год. Хроника Znak.com
Параллельно Екатеринбургская епархия через суды добилась, чтобы имущество монастыря было признано собственностью Русской православной церкви. К середине апреля все сторонники Сергия были принудительно выселены из монастыря. Какое-то время там дежурила полиция, чтобы прихожане не смогли проникнуть обратно. Часть монахинь заявила, что осталась без имущества.
Епархия сказала, что готова предоставить всем монахиням места в других обителях, но сколько из них воспользовались этим правом — неизвестно. Новый митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, который был назначен незадолго до задержания Сергия, обещал, что монахини смогут вернуться в Среднеуральск после того, как в зданиях устранят все нарушения (выяснилось, что комплекс страшно опасен для жизни). Пока этого не произошло.
Позиция обвинения: неправильные проповеди и склонение к самоубийству
Полгода бывший схиигумен провел под арестом, его несколько раз переводили в разные изоляторы и в итоге посадили в СИЗО для бывших силовиков — еще в 1980-е он работал милиционером. В конце августа Измайловский суд Москвы начал рассматривать уголовное дело против Николая Романова по существу.
Из-за ковида на заседание не пускали многочисленных сторонников бывшего священника и журналистов. Поэтому «для обеспечения гласности процесса» адвокаты Сергия завели телеграм-канал и начали публиковать в нем показания свидетелей обвинения и защиты.
Так как обвинение строилось вокруг видеозаписей проповедей Сергия, опубликованных на YouTube, в основном всех допрошенных в суде представителей РПЦ просили оценить эти проповеди с точки зрения канона. В одной из проповедей, по версии следствия, содержалось склонение сторонников к самоубийству — Сергий спросил одну из сестер, готова ли она умереть за «чистоту православия».
Одним из первых в качестве свидетеля был допрошен действующий митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений (Кульберг). Романова он назвал «авторитарным наставником», а также заявил, что Сергий скрыл от Церкви свою судимость.
Он заявил, что в проповедях Сергия были «фактические ошибки, вольные трактовки и осуждения». Кульберг также признал, что вопрос Сергия к монахиням о том, готовы ли они умереть, «не соответствует традициям православного богослужения».
При этом, как и другие представители РПЦ, митрополит Евгений сказал, что раньше отношения с Сергием у него были позитивными. Он настаивал, что проблемы со схиигуменом возникли весной 2020 года, когда в сети стали появляться ролики, характеризующие Сергия как человека «с помрачненным разумом».
Стоит отметить, что ролики с проповедями схиигумена Сергия появились в интернете гораздо раньше 2020 года. Еще несколько лет назад в соцсетях обсуждали видео, на которых Сергий «изгонял бесов» из людей в своем монастыре. Тогда в епархии действия Сергия не вызывали никаких вопросов.
Позиция защиты: все из-за самого большого храма в мире
Позиция стороны защиты Сергия сводилась к тому, что гонения на священника начались не из-за его проповедей, а из-за финансовых разногласий с епархией в начале 2020 года, когда он заявил, что хочет построить в Среднеуральском женском монастыре самый большой в мире православный храм. Во время допросов адвокаты Сергия пытались получить показания, доказывающие, что глава Екатеринбургской епархии хотел от схиигумена другого.
Эту версию частично подтвердил еще один допрошенный в суде владыка — бывший митрополит Екатеринбургский и Верхотурский, действующий митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл (Наконечный). В суде митрополит рассказал, что познакомился с Романовым в октябре 2011 года, когда он был духовником Среднеуральского женского монастыря. До начала 2020 года митрополит «хорошо относился к схиигумену Сергию и часто ездил в монастырь». По его словам разногласий между митрополитом и схиигуменом не было до попытки Сергия построить «слишком большой храм» в монастыре. Митрополит сказал, что даже перестал приезжать в монастырь к Сергию, так как не сошелся со схиигуменом во взглядах в этом вопросе.
Экс-схиигумен Сергий рассказал подробности об огромном храме для «крещения китайцев»
О проекте «самого большого православного храма в мире» — храма Святой Софии — Znak.com стало известно в начале 2020 года, еще до того, как на проповеди Сергия обратили внимание правоохранительные органы. Храм на 37 тыс. человек Сергий рассчитывал построить на территории Среднеуральского женского монастыря Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Были опубликованы даже первые эскизы монастыря.
Позже в суде Романов рассказал свою версию событий. Он заявил, что первый заместитель руководителя администрации президента России Сергей Кириенко помог найти 35 млн рублей для выкупа земли под храм, а помогла ему договориться глава ОНФ в Свердловской области, теперь — депутат Госдумы Жанна Рябцева, одна из самых известных прихожанок Сергия. Рябцева это заявление до сих пор официально не прокомментировала.
Также Сергий заявил, что митрополит Кирилл сначала согласился на предложение построить храм Святой Софии, а затем поставил условие — «построить каменный храм стоимостью 5 млн долларов в 350 километрах от Екатеринбурга». Якобы Сергий был готов построить «скромный храм из клееного бруса», чтобы не тратить деньги, после чего между ними начался конфликт.
Кроме того, чтобы положительно охарактеризовать Сергия, его адвокаты акцентировали внимание на благотворительности. Например, напомнили, что Романов участвовал в строительстве монастыря на Ганиной Яме, который сейчас принадлежит Екатеринбургской епархии. Они также вызвали в качестве свидетеля еще одного известного прихожанина Сергия — хоккеиста Павла Дацюка, который рассказал, что схиигумен построил на территории монастыря «онкологический центр» на его деньги.
В какой-то момент историей Сергия проникся даже гособвинитель.
Бывший схиигумен Сергий не считает себя виновным ни по одному из пунктов. В своем последнем слове он сравнил себя с Иисусом Христом, которого «обвиняли вплоть до креста» и который «был на кресте распят среди двух разбойников».
«Если сейчас меня осудят, значит, Господь Бог попустил обратить внимание на тех, кто в узах находится. И поэтому это тоже проповедь. То, что сейчас вы судите — это та же проповедь. Как судили Иисуса Христа. Как судили Иоанна Крестителя. Как судили царя, Николая Александровича, с его августейшей семьей. Ничего не нашли, но расстрелять — расстреляли», — сказал Романов.
Сроковой момент: за что суд признал виновным бывшего схиигумена Сергия
Подвел под монастырь
Во вторник, 30 ноября, в Измайловском районном суде столицы состоялось оглашение приговора бывшему схиигумену Среднеуральского женского монастыря Сергию (Николаю Романову). Он обвиняется в склонении к самоубийству, нарушении права на свободу совести и вероисповедания и самоуправстве (ч. 3 ст. 110.1, ч. 3 ст.148 и ч. 1 ст. 330 УК РФ). За свои действия Сергий был сначала извергнут из сана, а затем и отлучен от церкви.
Государственный обвинитель попросил признать подсудимого виновным по всем вменяемым ему статьям и назначить окончательное наказание в виде четырех лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима. В итоге суд признал виновным опального схиигумена по всем трем статьям. Романова приговорили к трем годам и шести месяцам лишения свободы.
«Романов совершил самоуправство, будучи лишенным сана, отлученный от церкви, самовольно проживал в монастыре, склонял ряд лиц, которые воспринимали его лицом, осуществляющим организационно-распорядительные функции, к совершению самоубийства», — сказано в приговоре.
Николай Романов еще в бытность схиигуменом Сергием создал вокруг себя жесткую тоталитарную секту, где есть безоговорочный культ лидера, считает профессор религиоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин.
— Его «монахини» исповедовались перед его портретом. Они считали, что он всегда прав, а всё, что он говорит, обязательно к исполнению. То есть было абсолютное обожание и послушание. Вплоть до того, что на вопрос «уйдешь ли ты из жизни, если я призову», все безоговорочно отвечали «да». Его последователи верили всем его не сбывающимся пророчествам, критическое мышление у них не работало. Это тоже один из признаков секты, — отметил он.
Тонкости церковной семантики
После запрета в служении Романов объявил о захвате монастыря, а также записал и выложил в Сеть видео, где спросил одну из послушниц, готова ли она «умереть за родину». Женщина сказала, что готова.
— А ведь ей всего двадцать лет! — с восторгом воскликнул Сергий.
В его проповедях не раз звучали призывы к самоубийству, причем массовому, считает Александр Дворкин.
— Его слова напомнили мне историю с Джимом Джонсом, руководителем секты «Храм народов», который вынудил совершить самоубийство 918 человек. Вот и у Романова во время проповедей были репетиции таких же самоубийств. Он ждал, что его могут арестовать, штурмовать монастырь, и это было, по сути, предостережение властям. Мол, только попробуйте, и люди ради меня начнут совершать самоубийства, — полагает эксперт.
Тем временем защита не усматривает в проповедях Николая Романова призыва к самоубийству, сказал «Известиям» адвокат осужденного Павел Бабиков.
— Этику проповедей Романова должна оценивать церковь. Уголовное дело против моего подзащитного было инициировано Екатеринбургской епархией, и поэтому конфликт не должен был рассматриваться в светском суде. Очень сложно оценить слова проповеди людям, не имеющим отношения к церкви, — считает он.
Защита просила суд вынести оправдательный приговор. Сам Романов тоже вину отрицает. «Я призывал не к самоубийству, а к готовности пожертвовать жизнью, к религиозному подвигу. Я сам мечтаю повторить путь Христа, иду к этому всей своей жизнью», — сказал он в суде.
В сентябре стало известно, что Николая Романова также обвиняют в «возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства организованной группой» (п. «в» ч. 2 ст. 282 УК РФ). Максимальное возможное наказание — до пяти лет лишения свободы, сказал «Известиям» юрист, член Палаты адвокатов Москвы Артур Айрапетов. Будут ли дела объединены в одно производство, пока сказать сложно. Нужно знать подробности обвинения по второму делу, добавил он.
Николая Романова задержали 29 декабря прошлого года. Отлученного от церкви схиигумена доставили в региональное отделение Следственного комитета, откуда потом отправили в Москву.