брейкинг что это такое
О брейкинге понятно. С Bumblebee, чемпионом Юношеских Олимпийских игр
Критерии оценки выступления, фэйр-плей, карьера, физподготовка, лидеры
По просьбе Olympic Channel спортсмены рассказывают и объясняют все, что может заинтересовать простого болельщика в их виде спорта. Открывает программу брейкинг, 9 декабря ратифицированный МОК как олимпийский вид спорта.
Вид спорта: Брейкинг (Breaking)
Дебют на Олимпиаде: Париж-2024
Спортсмен: Bumblebee (Сергей Чернышев), призер World Urban Games-2019, чемпион Юношеских Олимпийских игр-2018
Как «зрителю с дивана» определить, кто побеждает?
Bumblebee:
«Кто круче, зритель поймет и выберет сам. Не факт, правда, что это решение совпадет с судейским. Для обычных людей брейкинг — это такой вид танца, в котором, кажется, что кто, условно, делает больше прыжков на руке, тот круче и сильнее. Однако, это не значит, что он действительно превосходит своего соперника, потому что в брейкинге огромное количество критериев. Пробежимся по основным из них, чтобы у обычного зрителя было понимание происходящего.
Первое, мы смотрим на то, насколько человек сильный физически, насколько у него сложные технические элементы.
Второе, музыкальность. Мы должны оценить, насколько человек танцует в ритм (если мы сами слышим ритм).
Третье — это оригинальность. Насколько у человека свой стиль, и он этим стилем отличается от других. Например, выходит B-boy (так называют спортсменов — прим.ОС), который делает довольно примитивные элементы, и мы сразу понимаем, что он не выделяется по этому критерию.
А выделится B-boy, который сделает элементы в своей манере, допустим более дерзко или агрессивно, который более пластичный.
Четвертое, смотрим на чистоту исполнения, на то, насколько отточено спортсмен делает элементы, насколько легко и воздушно.
Пятое, мы можем оценить ведение баттла (танцевальный поединок — прим.ОС). Насколько B-boy владеет ситуацией, как он взаимодействует не только с соперником, но и с толпой зрителей вокруг.
И шестое. самоуверенность! Этот фактор есть даже в судейской системе, представленной на официальных соревнованиях. Это человеческий фактор, он добавляет эмоций. Робот не поймет, а живому судье предоставляется возможность почувствовать, насколько уверен в себе человек».
Чемпион Юношеской Олимпиады Bumblebee намерен выиграть золото Парижа-2024
О судействе и системе Trivium
Bumblebee:
«Это система оценки по трем основным критериям: техника+физика, оригинальность/стиль, артистизм+музыкальность. Каждый из этих критериев делится на несколько подкритериев.
У судьи в руках пульт, на котором находятся кроссфейдеры, то есть ползуночки, отвечающие за один из критериев. Судья может перетянуть каждый кроссфейдер в сторону одного из соревнующихся танцоров. На табло после каждого раунда (каждый танцор делает по выходу) мы видим результат, то есть, на сколько процентов один из танцоров был лучше по части музыкальности или иного критерия. В итоге, для каждого судьи табло выдает суммарную оценку в процентах, складывающуюся из баланса трех критериев.
Считается все до сотых. Практически невозможно сделать так, чтобы получился тай-брейк. Тай-брейк — это ничья, когда нужен дополнительный выход».
О fair play
Bumblebee:
«Хип-хоп — это самовыражение, то, как ты видишь этот танец. Мы бережно относимся к системе судейства на официальных стартах. Человек, придумавший элемент, он многое в это вложил, поэтому байт (заимствование чужого элемента, плагиат) недопустим. Это такое же нарушение как падение, у судей для этого есть кнопка.
Бывает, когда тебя засуживают. И тогда ты бросаешь вызов судье — callout. Ты ничего не исправишь в протоколе, но ты выразишь точку зрения, возможно, тебя поддержат».
О брейкинге как о спорте
Bumblebee:
«Для того, чтобы дойти от первого раунда до финального почти на всех соревнованиях (как официальных, так и коммерческих), нужно сделать порядка 12 выходов.
На Юношеских Олимпийских играх была представлена другая система. Она использовалась на отборах в Германии и Японии. Чтобы выиграть эти соревнования нужно было пройти 18 раундов в течение одного дня!
У меня просто ноги сводило, в финале они у меня отключались. Я садился и старался распрямлять ноги, чтобы меня не зажало.
Я учел этот опыт, прокачал выносливость, и на самой Олимпиаде у меня проблем не возникло. Там тоже было 18 выходов, но сами соревнования поделились на два дня.
В 2019 году на первом Чемпионате мира-2019 в Китае победитель — голландец Menno с учетом тай-брейков сделал 21 выход за день. В среднем выход идет 40 секунд.
Мой стиль очень энергичный, на одно и то же движение у меня и у другого человека по-разному тратятся силы. Поэтому я развиваю выносливость. Когда ты можешь нормально дышать, ты и музыку слышишь, и элементы увереннее делаешь.
Вообще, очень круто, что мы пришли к такому. Чтобы показывать результаты, атлеты теперь должны тренироваться на износ. Значит, лимиты мы будем сдвигать, то есть будем видеть гораздо более высокие результаты».
Как долго может продолжаться карьера в брейкинге?
Bumblebee:
«Трудно сказать. Все же вид спорта достаточно молодой. Не так много поколений прошло, чтобы можно было судить. Есть Menno, трехкратный чемпион BC One, чемпион мира 2019 года, которому 31 год. В последние годы он на пике. Опять же, он не начинал заниматься в таком раннем возрасте как сейчас. Сейчас дети занимаются с пяти лет. Естественно, у организма есть износ. У здоровья есть лимиты, и сложно сказать, сколько ты будешь выступать.
Я думаю, буду выступать до 30 лет. Нужно иногда выстреливать, иногда посидеть — «волнами» работать».
Какие страны — лидеры мирового брейкинга?
Bumblebee:
«В тройку однозначно входит Россия. Мы — очень большая страна, и у каждой области есть свое отличие в стиле. Кто-то делает упор на физику, кто-то на танцевальную составляющую. В России большое разнообразие стилей и очень сильное молодое поколение.
Безусловно, Япония. Там одни из главных конкурентов (так было на юношеской Олимпиаде). США — страна-прародительница направления, никуда брейкинг там не делся. Единственное, самое сильное молодое поколение у нас. Однако есть «старики», которые еще не совсем старики, давно выступают и все еще в топе.
Есть единичные сильные атлеты в Европе, но в общем тройка сильнейших: США, Россия, Япония. Все на равных».
Об официальных стартах под эгидой федераций и фестивалях
Bumblebee:
«Стартов становится больше. В России программа соревнований становится все более насыщенной. В 2021 году запланировано 6 официальных стартов по брейкингу от Федерации танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла. Во многих странах таких соревнований нет. При этом, параллельно с официальными стартами от федерации есть коммерческие международные старты, прежде всего, серия BC One. Победа в ней — мечта каждого B-boy и B-girl. Эта мечта для меня остается не реализованной.
Олимпийские игры — это крутая цель, но и BC One никуда не делся. Есть еще порядка пяти фестивалей без спортивного статуса, куда я бы с удовольствием съездил, потому что они существуют уже очень давно и завоевали престиж».
О том, почему соревнования сразу удалось организовать на высоком уровне
Bumblebee:
«Организаторы приглашают людей, которые участвуют и в коммерческих турнирах. И речь не только о танцорах, но и о диджеях, MC (тех, кто ведет мероприятия) и судьях. Люди в оргкомитетах хотят сделать этот переход от фестивалей к официальным стартам максимально гладко. Находить баланс — это и моя позиция.
В прошлом году World Urban Games, где я занял третье место, особенно впечатлили. Да, это спортивное мероприятие, но оно действительно «урбан»: бетон, ангар и граффити.
Очень круто, что на официальных стартах сохранились никнеймы. Я до сих пор помню Юношеские Олимпийские игры, Олимпийская деревня на 4000 человек, и все запомнили меня, не мое сложное для многих имя — Сергей Чернышев, а Bumblebee. Это легко запомнить, это международный уровень».
Хип-хоп культура vs олимпийские ценности
Bumblebee:
«Есть два типа людей в брейкинг-сообществе. Первые — те, кто отнесся к появлению брейкинга в олимпийской программе позитивно и разумно. Они понимают, что это этап развития, это шаг вперед, нужно находить компромисс, но при этом не отказываться от сути хип-хоп культуры: живого баттла и противостояния. В их целях донести это все до соревнований в исходном виде.
Вторые — это люди из андеграунда, но хейтить олимпийское движение для меня — это глупо.
Я понимаю всю духовную составляющую олимпизма, был в Музее истории олимпийского движения в Лозанне. И в какой-то степени олимпийские ценности совпадают с хип-хопом.
На время Олимпиад войны прерывались, хип-хоп — это тоже Peace, Love, Unity and Having fun, это мирное движение, против насилия и войн».
Еще одно возможное золото для России. Зачем МОК сделал брейк-данс олимпийским видом спорта
Это, ракамакафо, невероятно, но на Олимпиаде в Париже в 2024 году впервые определится чемпион по брейк-дансу — причем и среди мужчин, и среди женщин. Если бы только знали мои одноклассники в 2004-м, что однажды их увлечение уличными танцами, которое учителя и родители обычно называли «ваши раскоряки», однажды станет частью олимпийской семьи… Возможно, они поступали бы не в политехнический, а в институт физкультуры.
Вообще брейк-данс правильнее называть брейкингом. Именно так он записан во Всероссийском реестре видов спорта, так называется и на родине в Америке. Но почему вообще брейкинг сейчас стал новым олимпийским видом спорта? Давайте разбираться.
В общем, новый вид спорта в программе Олимпийских игр под план расширения влияния МОК вроде бы хорошо подходит, но есть один нюанс. Пик популярности танцевальной хип-хоп культуры, символом которой является брейкинг, в мире пришелся на 1980-е. В России был свой отдельный подъем интереса к танцу, совпавший с расцветом поколения MTV в начале нулевых. И сейчас брейкинг вряд ли можно назвать самым популярным молодежным танцем, к тому же он достаточно сложен технически. Им, конечно, занимаются и у нас в стране, и во всем мире, но ровно в такой же степени, как и другими стилями танца.
Но поскольку никто пока не придумал, как действительно привлечь к Олимпиаде молодежь, сделав видом спорта TikTok-инг, МОК принял верное решение, выбрав среди всех стилей танец, максимально приближенный к спорту. Чтобы исполнять трюки брейкинга, надо быть серьёзно развитым физически.
Брейкинг — это танцевальные поединки (баттлы) со сложными акробатическими элементами под музыку, которую прямо на площадке играет диджей. Танцоры в брейкинге называются би-бой и би-герл — в зависимости от пола.
Например, победитель Юношеских Олимпийских Игр-2018 россиянин Сергей Чернышев в качестве би-боя известен как Бамблби. Имя он выбрал, вдохновившись персонажем «Трансформеров». Чернышева прямо сейчас можно считать одним из претендентов не только на поездку в Париж-2024, но и на олимпийское золото.
Брейкинг появился в 1970-х в США — до сих пор американских би-боев и би-герл можно считать законодателями мод в том, что происходит с этим танцем. Интересно, что за почти 50 лет его существования так и не появилось единого чемпионата мира, зато ежегодно проводится множество разных кубков и фестивалей. Одним из самых престижных, пожалуй, можно назвать Battle of the Year — «Битва года». Возможная причина отсутствия единого чемпионата мира на данный момент — андеграундный до недавнего времени статус брейкинга и нежелание школ, команд и танцоров становиться частью большой системы с необходимостью ей подчиняться.
Брейкинг как танец для непрофессионала сложно разделяется на составляющие, но все элементы танца можно свести в среднем к четырем группам:
В настоящем соревновательном брейкинге не получится показать специально подготовленную танцевальную программу. Там всегда есть момент фристайла и импровизации, потому что танцоры не могут знать, какую именно музыку будет включать диджей, а критерий музыкальности при этом является одним из самых важных в любой системе судейства фестивалей по брейкингу.
При этом у танцоров, конечно, есть возможность отработать на тренировках отдельные элементы и связки из элементов, придумать свои отличительные фишки.
Пока нет ясных правил, по какому принципу будет формироваться судейская бригада. Обычно она состоит из самых уважаемых и заслуженных танцоров, но как тут определить степень «заслуженности и уважаемости», особенно когда на кону стоит звание олимпийского чемпиона.
В целом к базовым критериям оценки, помимо уже названной музыкальности, можно отнести техничность исполнения (отсутствие ошибок и визуальной «грязи» в элементах). Есть еще критерий креативности, и вот с ним все значительно сложнее. В голову приходит только какая-нибудь выдуманная единица измерения вроде креабайта, но это все скорее про антиутопию, чем про спорт.
Пока существуют три основных системы судейства: так называемая our system, нидерландская и trivium. Последняя была разработана специально к Юношеской Олимпиаде-2018, где брейкинг был опробован впервые. В ней каждый судья оценивает исполнение по шести критериям, каждый из которых представлен шкалой с подвижным «бегунком» — кросс-фейдером. Он измеряет проценты от 0 до 100. Чем больше понравилось выступление танцора судье, тем сильнее вправо сдвигается бегунок, причем отдельные критерии между собой связаны. Например, невозможно снизить процент за разнообразие элементов, не снижая при этом процент за техничность их исполнения.
Нидерландская система подразумевает, что пять судей оценивают каждый раунд баттла красной или синей кнопкой, голосуя за одного из участников. Победитель — тот, у кого больше судейских голосов поддержки.
Our system устроена так: пять судей из разных стран отвечают каждый за свой критерий — музыкальность, технику, динамику, стратегию битвы и оригинальность.
То, что брейкинг теперь станет частью олимпийской программы, — отчасти фундаментальное противоречие с самой его сутью. Уличные танцы всегда были частью неформальной культуры. Андеграундом в большом городе. Способом молодых ребят и девчонок сбежать из-под родительского контроля, от давления образовательных институтов и при этом безопасно выразить себя и свое отношение к миру через танец.
С другой стороны, есть немало фильмов, посвященных брейк-дансу, и все они в среднем о том, как общество не принимает би-боев и би-герл, будто желая поднять их с вертушки на голове и поставить в первую балетную позицию. Хэппи-энд же обычно предполагает, что герой фильма не потерял себя и не отказался от своих ценностей, но все же сумел подстроиться к «нормальной» жизни окружающих, тоже сделавших ему навстречу несколько шагов. Возможно, это и происходит с брейкингом прямо сейчас, в процессе его сближения с самой конформистской формой существования спорта — программой Олимпийских игр.
Но если помимо такого желаемого МОК омоложения аудитории Олимпиад новый статус брейкинга поможет и кому-то из танцоров — скажем, через титулы, медали и признание станет социальным лифтом для ребят из бедных семей и тяжелых жизненных условий — все уже будет не зря. Тем более, что брейк-данс — редкий вид спорта, не требующий ничего, кроме любого куска поверхности, пары самых обычных кроссовок и желания перевернуть мир с ног на голову.
Брейк-данс
Брейк-данс или бибоинг (англ. breakdance) — уличный танец, один из пяти элементов хип-хопа.
Содержание
Происхождение термина [ ]
«Брейкдансинг» (англ. Breakdancing) никогда не был термином, используемым самими его исполнителями. Они предпочитали называть себя «Би-бойз» (англ. B-boys) и «Би-гёрлз» (англ. B-girls). Само слово обрело популярность в 80-х годах, когда оно стало достоянием общественности. Дэвид Туп (David Toop) описывает брэйкданс как адаптацию Брэйка (англ. Break), танца, бывшего популярным до того как его выместил Freak, но вновь поднявшегося на высоту благодаря таким исполнителям как Nigga Twins, Spy и Zulu Kings. Однако один из родоначальников хип-хопа, Dj Kool Herc утверждает, что слово breaking происходит от сленгового словаbreak, (дословно «ломаный») так как движения выгледели ломаными. Впервые слово «b-boy» употребил Dj Kool Herc, который так называл людей, исполнявших брейк данс.
Разновидности брейка [ ]
Брейкданс собственно как танец представлен только одной формой — breaking (или b-boyng). В нашей стране долгое время было принято разделять брейкданс на «нижний» и «верхний», такое разделение родилось еще в середине 80х годов прошлого века, когда сквозь «Железный занавес» в нашу страну попадали лишь отрывистые сведения о брейкдансе. Во многом из-за отсутствия правдивой информации на территории СНГ долгое время развивался «верхний брейк», не существовавший нигде в мире более, поэтому западная танцевальная культура ушла далеко вперед.
Собственно то, что у нас называли «Верхним брейком» представляет собой другую форму уличного танца, берущего начало не на Восточном побережье США, а на Западном. Эти танцы основаны на фанковой культуре Западного побережья и представлены стилями Поппинг, Локинг и Электрик Бугалу (не путать с электрик буги!). Стиль локинг был придуман человеком по имени Дон «Campbellock» Кемпбелл и получил развитие и известность при помощи созданной им команды The Lockers. Стили Электрик Бугалу и Поппинг были созданы Семом «Boogaloo Sam» Саломоном и развиты в его команде «Electric Boogaloos».
Стили верхнего брейка.
Animation — Стиль родился после появления в семидесятых годах многочисленных фильмов про Синдбада-морехода и им подобных, где использовалась специфическая техника кукольной анимации claymation. Движения анимированных персонажей получались не плавными, а прерывистыми. Иными словами, каждое движение делилось на множество мелких фаз с остановками, когда куклу перемещали или изменяли положение частей тела. Советскому зрителю такая анимация хорошо знакома по старым мультфильмам. Танцоры пробовали скопировать этот визуальный эффект, в результате чего и появился стиль animation. Один из подстилей его называется в честь фильма — Sindbad style. Анимейшн имеет в сути своей много общего со стробингом, и даймстоп. Разница состоит лишь в скорости движений, а также частоте остановок. Основное содержание анимейшн — это различные виды походок.
Strobing — Имитаций движений в свете стробоскопа. Состоит из множества мелких фаз, остановок, с резкими переходами между ними. Важно то, что для легкого и правильного выполнения стиля мышцы должны быть расслаблены. Необходимо отработать жест сначала плавно и расслабившись, затем также плавно, но с полным напряжением мышц.
Dimestop — Даймстоп это как стиль, так и способ остановки, фиксации. Название произошло от американского «dime» — монета в четверть доллара, и «stop» — остановка. Объясняется это тем, что когда человек учился данному направлению, он разбрасывал вокруг себя монетки. Наступая во время движения на монетку, танцор на мгновение замирал. Таким образом, dimestop — это быстрая остановка всего тела или его части, но без какого-либо импульса либо толчка, как в hitting или popping. Оригинальный робот в версии Роберта Шилдса (Robert Shields), популярного в 70х годах мима, который ныне является прародитетем botting’a, выполняется как раз при помощи даймстопа. То есть резкие сокращения мышц отсутствуют, вместо этого мышцы постоянно находятся в небольшом напряжении, для того, чтобы наилучшим образом их контролировать.
Floating/Gliding — Скольжение является так же и отдельным стилем среди других funk styles, и отдельным движением. Всего существует более 40 его вариаций. Наиболее популярными являются glide — скольжение влево, вправо или по геометрической фигуре (кругу, квадрату), moonwalk — «лунная походка», популяризованная (но не придуманная) Майклом Джексоном, и «wiggle walk» — творение Mr. Wiggles, которое весьма трудно описать, но выглядящее очень характерно для своего названия (wiggle — зигзаг). Это, конечно, не считая всевозможных knee glides — скольжений на коленях. Здесь необходимо сделать отступление и провести четкую границу между gliding и floating. Все вышеописанное — это glides. Под floats же надо понимать ни что иное, как элементарную ходьбу «пятка-носок». Стоит заметить, однако, что на основе этой техники существует отдельный танец «creep walk». Основная идея одна — движение создает иллюзию того, что танцор двигается в одну сторону, а на самом деле плавно перемещается в другую (напримет «лунная походка», которую исполняли еще мимы, и в частности Марсель Марсо, и которая называлась «walk against the wind» — «ходьба против ветра»). Что же касается техники исполнения скользить нужно как можно плавнее. Имеется ввиду, что корпус не должен подпрыгивать — плечи, грудь, голова на все время на одном уровне. С учетом этих особенностей движение смотрится гораздо эффектнее.
Waving — волны. Именно волны, в сочетании с фиксацией, у нас в стране и называют «электрик буги». Хотя, конечно, это не «буги», а вэйвинг — один из фанковых стилей. Основная его идея — имитация того, что по телу танцора перемещается волна, либо сгусток энергии. Вернее, это визуальный эффект, а не идея. В вэйвинге огромное количество подстилей. В рамках данного направления существуют как обычные волны, так и exaggerated waves — широкоамплитудные волны, bounce waves — волны, когда каждый сустав, по которому идет энергия, подскакивает, словно мячик, и лишь по возвращении его на место начинает работать следующий сегмент тела, broken arm waves — волны, когда движение, скажем, по одной руке, иллюстрируется другой (имеется ввиду не слежение, а скорее своеобразная домкратность), а также такое явление как wavetracing — волна со слежением (причем слежение выполняется отнюдь не обязательно ладонью) и еще многое другое. Качественный вэйвинг смотрится очень эффектно.
3D — Информация по данному стилю весьма скупа. Можно лишь сказать, что 3D — это совокупность вэйвинга и стробинга, когда волна, идущая по телу, разбивается на большее количество точек, нежели количество суставов, через которые она проходит. Иными словами, «три дэ» — это тот же strobe waving, но, возможно, с некоторыми особенностями, о которых пока мало известно. Разные источники дают разные определения, и, скажем, на форуме сайта dance.net данный стиль определялся практически как twist-o-flex. Там приводилось объяснение, что 3D, это когда танцор по очереди двигает 3 части тела, в основном голову, корпус и ноги, и давалось описание твистофлекса.
Bopping — секретный стиль танцора Boppin’ Dre (Andre), и команды LA Bopping crew. Ученики Боппин Дре основали команду, практикующую преимущественно это направление. Слово «bopping» произошло от слияния слов «botting» и «popping», из чего уже можно сделать вывод о содержании стиля, учитывая, что «botting» — это «robotting». Наиболее короткое определение гласит, что боппинг — это танцующий робот. И само направление развилось из робота. Однако если сам по себе робот — стиль жесткий, медленный, с четкой изоляцией, то боппинг гораздо динамичнее. Сам Боппин Дре говорит, что тот, кто танцует боппинг, двигается так, как двигался бы андроид (машина внешне неотличимая от человека). Техника исполнения bopping — это тайна и о ней мало кто знает.
King tut (tutting) — стиль у нас широко известный. В переводе с английского, king tut — «королевское запястье», изначально представлял собой имитацию древнеегипетских рисунков, изображавших людей в различных позах. Характерным являлось то, что во всех движениях соблюдаются прямые углы между телом и руками, плечом и предплечьем, предплечьем и запястьем. Ладони ровные (либо «лодочкой»), пальцы вместе, ноги либо вместе, либо под определенными углами к корпусу. О том, кто первым начал танцевать tutting в рамках фанковых стилей, неизвестно. Однако нужно сразу сказать о технике исполнения — рисуя телом и руками различные сложные геометрические фигуры, можно фиксироваться, и это будет основной техникой, но каждая поза, каждый угол обязан попадать в ритм музыки. Неизвестно откуда пришедшая российская тенденция танцевать кинг-тат «на скорость», на мой взгляд, просто нелепа и не выдерживает никакой критики — мало того, что получается просто не под музыку, так еще и сами углы не просматриваются. Кинг-тат как стиль открывает огромное поле для фантазии, и великолепно смотрится как в сочетании с другими стилями, так и в отдельности.
Digits/Spiderman/Finger waving — это очень интересный стиль, в нашей стране пока еще освоеный. Что же такое, все эти «диджитс» и «спайдермэны»? Когда-то давно Poppin’ Pete, родной брат Boogaloo Sam’а, основателя команды The Electric Boogaloos, создал стиль spiderman, суть которого заключалась в работе пальцами рук. Впоследствии Америку захлестнула волна рэйв-культуры, тогда и появились два стиля танца, не имеющие к фанку никакого отношения — один назывался «liquid», а другой «digits». Digits — это танец исключительно пальцами. То есть ладони и пальцы выполняют определенные последовательности движений под музыку. Качественно исполненный, этот танец просто завораживает. К сожалению, на сегодняшний день, увидеть его можно только поискав в Интернете видеоклипы. В свое время существовали целые разделы, посвященные видео liquid и digits. Однако сейчас найти их не так просто. Finger waving говорит сам за себя — волны пальцами, в различных последовательностях и комбинациях. Внимание зрителя всегда непроизвольно охватывает не всего танцора целиком, а лишь отдельные части тела. Очень большую роль играют кисти и стопы.
Robot (botting) — именно этот стиль в свое время и сделал имя брейкдансу в Советском Союзе (впрочем, это спорно). Одним из основоположников направления botting (robotting) является американский мим Роберт Шилдс. В семидесятых годах на телевидении существовало шоу, где твое талантливых артистов демонстрировали искусство пантомимы в различных сюжетах. Шоу называлось Shields&Yarnell (Ярнел — так звали партнершу Шилдса). Возможно эта телепередача — и не единственное, что послужило толчком к созданию танцевального направления, но, во всяком случае, она оказала просто огромное влияние на танцующую молодежь. Возможно, как раз поэтому Роберт Шилдс считается чуть ли не живой легендой и пользуется огромным уважением среди людей, знающих историю фанковых стилей. Сам же он, будучи уже немолодым человеком, является владельцем дизайнерской компании, но выбирает-таки иногда время, чтобы показаться на крупных мероприятиях, наподобие Freestyle Session и Bboy Summit. «Робот» Шилдса — классический, и использует он как раз технику даймстопа, хотя по нынешним временам это и не обязательно. Секрет боттинга как стиля заключается, пожалуй, в двух вещах. В технике это, конечно, изоляция. Все движения должны быть максимально изолированы друг от друга. «Изоляция» — термин пантомимы, и подробнее о нем можно прочитать в соответствующих источниках. Второй же секрет лежит в мироощущении. Существуют еще некоторые важные детали. Внимание зрителя фиксируется не на теле в целом, а на таких вещах, как кисти, пальцы и, конечно, лицо (в частности, глаза). Поэтому вышеперечисленным частям тела и мимику необходимо уделять особое внимание.
Hitting/Ticking — оба этих термина имеют двойное значение. С одной стороны, они подразумевают то, что называется «фиксацией», то есть резкое сокращение мышц и, как следствие, сильно, или не сильно заметный толчок. С другой же стороны, «тикингом» можно назвать и свое направление в танце. Танцор использует резкие сокращения мышц не в начале или конце движения, а во время его. Иными словами, «тикинг» — это как бы строубинг, только плавный и с фиксацией.
Strutting — Страттинг как стиль подразумевает характерные перемещения, то есть движения ногами. Суть перемещений состоит в том, что полный шаг разбивается на несколько маленьких шажков. Например, танцовщик стоит, правая нога впереди, левая сзади, корпус посередине. При обычном шаге перенос веса тела на правую ногу и шаг левую на полную длину, так что она оказывается спереди, а правая сзади. Простейший страттинг будет подразумевать, что сначала надо приставитт левую ногу к правой, а уже потом шагнете вперед. Таким образом, ваш шаг делится на две части. Можно, конечно, поделить его и на более мелкие сегменты. Можно добавить сюда тикинг (фиксацию корпуса) или даймстоп на каждый мелкий шажок.
Saccin’ (Sacramento style) — стиль зародился где-то в Сакраменто. Сэккин подразумевает характерные перемещения ногами, вместе с фиксацией. Поза «А»: правая нога сзади, левая впереди, корпус посередине, вес тела на двух ногах. Поза «Б»: все то же самое, только ноги поменялись местами — правая спереди, левая сзади, корпус остался на том же месте. В процессе шага сначала двигается та нога, которая впереди. Она становится назад, и тогда другая нога шагает вперед. Тело остается на месте, то есть шаги выполняются без непосредственного перемещения.
Filmore — Филмор как направление также берет свое название от улицы Filmore street. Точного описания этого стиля нет практически нигде. Филмор, выполняясь в процессе поппинга, подразумевает движения руками, с соблюдением четких углов. Ничего общего с Египтом у филмора нет. Руки либо прямые, либо согнуты под прямым углом. Приводилась аналогия с солдатами, марширующими с винтовками на параде.
Popping — поппинг является как отдельным стилем танца, и одновременно так называемым umbrella term, то есть общим термином для всех фанковых стилей. Хотя использовать его, как общий термин, все-таки некорректно. Popping, как один из фанковых стилей, подразумевает ритмичное сокращение всех основных групп мышц тела под музыку, создающее эффект вздрагивания. Свободное перемещение по танцполу, тело принимает в пространстве различные позы, положения. Процесс поппинга и сводится к смене различных поз под ритм наряду с попсовой фиксацией. Основная музыка для поппинга — это фанк. Поппинг имеет набор базовых движений, таких, как «fresno» и т. п. Сам по себе, в чистом виде, он совсем не похож на то, что привыкли понимать под «верхним брейкдансом» в бывшем Советском Союзе. Тем не менее, поппинг — самый распространенный фанковый стиль. Создателем его является Сэм Соломон (Sam Solomon, основатель группы The Electric Boogaloos).
Boog (boogaloo) — Бугалу описывать чрезвычайно сложно, так как в России этот стиль не танцует никто. Его отцом также является Сэм Соломон (Boogaloo Sam). Бугалу — очень плавный стиль, характеризующийся тем, что тело принимает неестественные позы, осуществляя плавные переходы между ними. Одними из базовых движений являются так называемые boogaloo rolls, дословно «перекаты». Под перекатами подразумевается вращение различных частей тела — ног (leg rolls), бедер (hip rolls), груди (chest rolls) и пр. Snaking — Стиль, включающий в себя несколько подстилей. Снэйкинг был создан во времена зарождения фанковой культуры членами команды Mysterious Poppers. Танцоры в этом коллективе имели в арсенале каждый свою версию снэйкинга. Наиболее распространенной из них, и, пожалуй, визитной карточкой всего стиля, стала «кобра». Это сложная, многосоставная волна. Смысл кобры в одновременном вращении головы, плеч (в разные стороны, одно по часовой стрелке, другое против), вращении груди (в сторону, противоположную голове), бедер, а также определенной работе ногами (когда во время вращения снизу оказывается правое плечо, сгибается правая нога, выводется, таким образом, колено вперед, а когда внизу левое плечо — наоборот).
Slowmo — Слоумо (сокращение от slow motion — замедленное движение) — это имитация замедленного воспроизведения видео или кинопленки. Слоумо смотрится очень эффектно при условии качественного выполнения. Например, в какой-то момент танца можно резко замедлиться в ритм музыки и повторить уже выполненные движения, но только медленно, а потом резко ускориться, или наоборот, замедляться медленно и до полной остановки.
Собственно сам брейкинг можно разделить на Oldschool и New School. Олдскулом принято считать то, что было создано основателями брейк-данса примерно до начала 90х годов, в New School входят элементы, созданные примерно с середины 90х годов. Элементы New Scool гораздо более сложны в исполнении, артистичнее и зрелищнее.
Десять заповедей батла от Rock Steady Crew Не спать! Никогда не показывать весь свой «арсенал» движений Никогда не делать движения, которые ещё не отточены Не использовать несколько «выходов» за один раз Никогда не повторять движения противника (обычно список исключений составляют те случаи, когда после повтора вы дополняете мув своего противника эффектной концовкой) Меньше слов, больше сосредоточенности Батл выигрывает не движение, а мысль Если это батл — дай знать об этом, воздействуй на бессознательное! Keep your eye on the prize! (Не держи взгляд у себя под ногами) Умей принять свое поражение
Команды мирового уровня [ ]
Высокопрофессиональная, единственная в своем роде и неповторимая, порой непредсказуемая, легендарная команда «Rock Steady Crew». Ее основателем является некий Jo-Jo. Его, да и всех остальных персонажей, стоявших у истоков создания данного танцевального проекта, можно смело отнести к разряду непревзойденных. Сейчас «R.S.C.» не просто танцевальный коллектив, состоящий из нескольких танцоров, это целая империя, пускающая свои корни по всему миру.
Ее членом может стать далеко не каждый, но небольшой шанс все-таки есть. Первый состав «Rock Steady Crew» был зарегистрирован в начале семидесятых годов в Hью-Йорке, а его второе поколение включало в себя семь непохожих друг на друга монстров танцевальной культуры: Crazy Legs, Prince Ken Swift, Baby Love Buck 4, Kuriaki и Doze. Crazy Legs и Prince Ken Swift до сих пор являются официальными членами «R.S.C.». Buck 4 и Kuriaki, к сожалению, ушли из жизни несколько лет назад по невыясненным причинам. Последний же участник коллектива Doze большую часть своего времени отдает искусству граффити.
На сегодняшний день официально в состав Rock Steady Crew входят: Crazy Legs, Prince Ken Swift, Mr.Wiggles, Masami и Orko
ICE KID из SECOND 2 NONE
Second 2 none — это английская топовая би-бой команда. Основанная в 1985 году S2N, считается одной из самых старых команд в мире. В ее состав входят такие люди, как Nick Palmen, Asa Harding, Darrel Harding, Adam Pensaw и John Isaacs. Победители UK Championship’96, 97 они гастролировали не только по всей Англии, но и по всей Европе, появляясь в многочисленных клубах, на многочисленных джемах и фестивалях. На их плечах также появление во многих популярных телевизионных программах. Их стиль не похож ни на какой другой, это стопроцентный би-боинг — быстрый, жесткий пауермувс со всевозможными комбинациями стайла. Все члены команды имеют свой собственный стиль и, они также развиваются в различных направлениях танца. Являясь иноваторами многих оригинальных движений в стайле S2N улучшили критическое положение би-боинга, так как оказывали огромное влияние на остальных танцоров по всему миру. Звукозаписывающий лейбл S2N успешно функционирует в данное время и выпускает андерграундный брейкбит, под который можно было бы успешно танцевать брейк. В команде также есть ди-джеи, которые играют не только old school, но и new school hip hop, electro, breakbeat, soul, funk & b-boy trax.
Очень известная команда из Германии снявшая несколько клипов и занявшая 1-е место на BOTY2000. Известным представителем ее является BENNY, занесенный в книгу рекордов Гиннеса за большое количество оборотов на голове(62) и получивший приз, как лучший бибой мира 2000 года, по версии BOTY. Вместе с этой командой занимались основатели русского БрейкДанса — ребята из DaBoogie когда работали в Германии.
Мировая сцена [ ]
На данном этапе своего развития брэйк-данс распространен во всем мире. Во многих странах создаются школы брейка, где каждый желающий может научиться танцевать. Но как хорошо он это сделает, зависит только от его самого. Неотъемлемой частью этого танца есть, конечно, импровизация. Ясно, что сразу делать тяжелые элементы(Drop, Flare, Float, Freeze,Headspin, Backspin, Suicide, Swipe,Windmill) для новичка будет очень непросто. Нужны месяцы или даже годы тренировок.
Брейк-данс чемпионаты [ ]
Музыка [ ]
Но все же направление музыки для этого танца не ограничено только выше перечисленными. Можно танцевать под любой жанр музыки (часто это бывают ремиксы разных песен). На мировых батлах также прогрессируют такие жанры как European electronica и даже оперные композиции.
Мировые мастера [ ]
Mr. Wiggles входит в состав Electric boogaloos и знаменитой команды Rock Steady Crew. Он начал заниматься Бибоингом ещё в 1976 г., когда Брейкданс только зарождался и был популярным в узких кругах. Тогда-то он и увлекся им и потихоньку, со всей остальной массой изучал начальные движения, выковыривал foot work, пытался придумать что-то новое, что в последствии и помогло ему попасть в культовую группу Rock Steady Crew. В 1977 он увлёкся рэпом и даже сочинял собственные текста. А в 1979 Mr. Wiggles стал порисовывать на заборах, стенах и тому подобных объектах. Ему это очень понравилось и он стал заниматься этим более профессионально и продолжает заниматься по сей день.
Заслуги, связанные с таким именем как Easy Roc можно перечислять бесконечно. Его вступление в ХипХоп началось в 1983 г., когда он занимался Бибоингом и граффити с парнями по соседству. В 1986 Easy Roc увлёкся фристайлом на велосипеде, и это было у него как хобби, после этого он стал одним из спонсоров команды GT Bicycles. Позже он получил полное покровительство, позволяющее ему полностью управлять командой, включая право на участие в национальных соревнованиях, различных показах и шоу и включая выступления в Knotts Berry Farm и Disneyland’е. Помимо увлечения байком Easy Roc продолжал заниматься Брейкдансом.
В 1991 он сошёлся с Rock Steady Crew и стал членом этой команды. За это время своим стилем танца он заработал репутацию одного из самых лучших Би-Боев западного побережья Америки. Его связки в стайле, павермувы и акробатические фишки показывали его разрушающую силу перед соперниками в батлах и разного рода соревнованиях. Easy Roc взял на себя ответственность представителя Rock Steady по воспитательным работам, которая включала в себя: обучение молодёжи истории Хип-Хопа, обучение правилам ответственности за свои поступки при помощи методики, философии и би-бойс стиля RSC. Он даже как-то высказывался о группе Streetstep.
Easy Roc много выступал вместе со своей командой — RSC. Это и выступления по Соединенным Штатам, включающие в себя Family Values Tour «98» (с такими звёздами как Ice Cube, Limp Bizkit, Korn) и World of Mouth Tour «2000» (вместе с Jurassic 5, Dilated Peoples, Beat Junkies). Он также очень часто засвечивался в многочисленных видеороликах и ТВ-проектах, таких как The Guinness Prime Time Show и Regis & Kathy Lee и на MTV Music Awards вместе с Мадонной (где-то в 98-м). Про него писали множество статей и публикаций в журналах подобных Bikini, Blaze, The Source, Rap Pages, Vibe, Stress Magazine и The URB. Он был одним из тех, кто открыл ежегодное мероприятие «B-Boy Summit». В 1999 Easy Roc вписал себя в книгу Рекордов Гиннеса как человек, дольше всех крутящийся на голове (HeadSpin без рук).
Недавно Easy Roc закончил работу в кинофильме с актёром/директором Бэном Стиллером, где он исполнил сложный танцевальный трюк для актёра Оуэна Вилсона. Easy постоянно рисует, пробует себя в райтинге, моде и дизайне интерьеров. В дополнение ко всем его талантам он также играет на Didgeridu (Австралийский духовой инструмент) в музыкальной группе AbOriginals. В будущем Easy Roc планирует координировать проведе
История Брейка в России [ ]
В России танец развивался заметно медленнее чем в других странах. Вообще о нем слышали в основном в Прибалтике, Питере и Москве, но с выходом на VHS фильмов «Breakin’», «Breakin’ 2 — Electric Boogaloo» многие самоучки получили возможность «снимать» движения и трюки у героев фильма. Первые брейк-тусовки в Москве собирались в 1985 году в кафе «Молоко». Первый заметный всплеск с выходом советских фильмов «Танцы на крыше», Курьер, где в эпизодах снялись московские брейкеры. Первые курсы в Москве велись при дворце культуры «Правда» под руководством известного циркового режиссёра В. Гнеушева, откуда вышли первые более-менее известные танцоры и группы тех лет. Первый брейк-фестиваль «Папуга-86» на объединённом пространстве СССР прошёл в Паланге в 1986 году. В следующем, 1987 году был парад фестивалей, в разных городах и республиках, преимущественно в Прибалтике: Вильнюс, Витебск, Черноголовка, Рига, Таллин и, разумеется, снова в Паланге.
В 2000 г. произошел второй серьезный бум брейка в России — стали известны такие команды как «Jam Style», «Da Boogie Crew» (снявшие клип «Вы хотели пати» и выпустившие свой музыкальный альбом) за ними B-People, брейк стал появляться даже в музыкальных клипах (в частности у Дельфина). В известной передаче того времени «До 16 и старше. » — Да буги проводили свои уроки брейка по которым учились сотни ребят в России во многих городах. Позднее B-People стали проводить свой фестиваль отбирающий лучшие команды в России. Также все узнали команду из Германии «Flying Steps» занявшую 1-е место в BOTY2000, тогда в России стали популярны исполнители Music Instructor и позже Bomfunk mc’s. Это был большой прорыв брейка в России — занимались везде — в каждом маленьком городке были секции где в маленьком зале тренировались Би-Бои.
Сейчас уровень Брейкеров в России достаточно высок. Наиболее известные команды «Almost»(Москва), «Predators»(Баксан, Нальчик), Тоp9(Питерская сборная из команды «Реактив», «Battle Moves» и свободных Питерских Би-Боев).