в чем необычность сюжетно композиционного строения некрасовской поэмы

ГДЗ по литературе 10 класс учебник Зинин, Сахарова часть 1 страница 252-262

Николай Алексеевич Некрасов

«Его послал бог Гнева и Печали. »

Стихотворение «В дороге» как пролог к «некрасовской теме»

«Мерещится мне всюду драма»

На пути к русскому эпосу

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

«Покой, богатство, честь. »

«Эй, счастие мужицкое!»

«Сбирается с силами русский народ. »

1. Какое влияние на формирование эмоционального строя некрасовской лиры оказали детские годы поэта? Проследите, как развивается тема материнства и образ матери в лирике Некрасова разных лет. Прочитайте и прокомментируйте стихотворение «Внимая ужасам войны. » (1856). Что даёт основание считать его одним из шедевров русской лирики?

2*. Каковы художественные особенности некрасовских «лирических новелл»? Покажите это на примере стихотворений «В дороге», «Огородник», «Забытая деревня» и др. (по выбору).

3. Что отличает некрасовскую сатиру? Какими приёмами пользуется поэт в создании сатирического портрета? (На примере стихотворений «Нравственный человек», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» и др.)

4. Каким предстаёт в творчестве Некрасова образ Музы? Проанализируйте наиболее значимые стихотворения поэта, посвящённые «Музе мести и печали».

Музой для Некрасова является простая русская женщина, испытывающая все невзгоды крестьянской жизни, проводящая время в вечных трудах и заботах о семьи и о детях. Его Муза – женщина-союзница, которая поддержит и утешит. Самоотверженная любовь, которой помогает противостоять всем жизненным ударам и препятствиям.

Образ женщины-Музы проходит через все произведения Некрасова, повсюду он воспевает сильную и гордую женщину, идущую по жизни с высоко поднятой головой. И это не только женщины-крестьянки, но и женщины дворянского звания, так же способные на героические поступки, готовые ради любимого человека отказаться от собственного благополучия и спокойной жизни.

Все творчество Некрасова – это единение с Музой, для которого она является в жизни всем – и сострадательной подругой, и безжалостной мучительницей, но всегда Муза для поэта является единственным верным другом, к которой он обращается в трудные периоды жизни.

Для Некрасова женщина, мать, Родина, Муза – неразрывно связаны, и составляют единое целое с поэтом, также как боль и страдание.

5. Как в гражданской лирике Некрасова соотносятся идеал и действительность? Можно ли считать спор Поэта и Гражданина в одноимённом стихотворении завершённым?

6. В чём заключается своеобразие некрасовской любовной лирики? Что вкладывает поэт в понятие любовной «прозы»? Какие мотивы характеризуют так называемый «панаевский» цикл? Сравните его с «денисьевским» циклом Ф.И. Тютчева, выделив общее и индивидуальное в творческом почерке каждого из поэтов.

7*. Почему стихотворение «Элегия (А.Н. Е ву)» считается продолжением пушкинской темы в лирике Некрасова? Найдите в тексте стихотворения соответствующие образы и мотивы. Чем обусловлено обращение Некрасова к пушкинской традиции именно в этот исторический период?

8*. Выделите черты классической эпопеи в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Почему в ней присутствуют такие жанры, как сказка, былина, притча, историческая песня, плач, легенда?

9. В чём необычность сюжетно-композиционного строения некрасовской поэмы? Что мешает странникам придерживаться определённого ими маршрута поисков счастливого?

10. Как в поэме отображена диалектика исторического момента, уподобленного «цепи великой», ударившей «одним концом по барину, другим по мужику»? Как соотносятся в поэме народная и барская Русь — помещики, труженики, «люди холопского звания», народные заступники? В чём заключается трагикомизм содержания главы «Последыш»?

11. Как перекликаются в поэме тема женской доли и проблема народного богатырства? Почему странники в своих поисках особо выделили вопрос о «женском счастье»?

О счастье сказано очень много, но тема эта просто неисчерпаема. Каждый человек стремится к счастью, ищет его всю жизнь. Этой проблеме так или иначе уделяет внимание вся мировая литература. Не являются исключением и русские писатели. Тему счастья можно встретить и в народном фольклоре, немало пословиц и поговорок посвяще-но ей: «Не родись красивой, а родись счастливой», «Счастье — это быть кому-нибудь нужным» и много других. Далеко не одинаково подходили русские писатели к этой немаловажной теме. Некрасивое, мелочное, эгоистичное счастье видим мы в рассказе А. П. Чехова «Крыжовник» и совсем другое — народное счастье в «Войне и мире» Л. Н.Толстого. Особое место в этом вопросе занимает поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Семеро простых русских мужиков решили, что не будет им спокойного житья, пока не найдут они счастливого человека, и они отправляются в путь на поиски народного счастья.

12. Найдите в некрасовской поэме авторские отступления, вторгающиеся в общий ход повествования. В чём их смысл и какова их эмоциональная окраска?

13. Каково композиционное значение и смысл названия главы «Пир — на весь мир»? Что роднит Гришу Добросклонова с другими народными персонажами поэмы и чем он отличается от них?

Источник

Художественное своеобразие поэмы Кому на Руси жить хорошо

Н. А. Некрасов является автором поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Она написана в 1862 году. В данный период на Руси отменили крепостное право. Однако данная реформа не улучшила положения крестьян. Они были вынуждены выкупать наделы, из-за чего они становились экономически зависимыми.

Некрасова волновала судьба русских людей. Когда он был маленький, он видел, какая нелегкая судьба у крестьян. Отец писателя жестоко с ними обходился. По этой причине все свое творчество Некрасов посвятил народу. Произведение «Кому на Руси жить хорошо» затрагивает вопросы людского счастья. В поэме автор показывает тяжелую жизнь простолюдинов: постоянный нелегкий труд, бунты, ожидание счастья, пьянство.

Рассматриваемая поэма отличается уникальной композицией и жанром написания. Автор в ней применяет устное народное творчество.

Центральным героем в поэме является русский народ. Все эпизоды происходят вокруг народа. Это является новшеством для русской литературы того времени. Поэма включает истории жизни нескольких героев. Каждая история является отдельным сюжетом. Все истории составляют единое целое, чтобы описать жизнь людей во время освобождения.

Семеро мужиков занимаются поиском, кому на Руси живется хорошо. Между собой они ведут споры о счастье. В процессе поиска того, кто действительно счастлив, они задаются вопросом об истинности счастья. И здесь автор доказывает, что главный его смысл заключается не в личном благополучии, а в благополучии окружающих.

Со временем мужики осознают основную суть счастья. У них формируется общее понятие об этом. Автор утверждает, что на Руси отсутствует счастливая жизнь. Более счастливым является тот, кого действительно признают в народных массах. По-настоящему счастлив тот, кто любит выполнять свое дело, тот, кто делает его для других, тот, кто является заступником народа. Ранее мужикам не был понятен смысл счастья. Со временем они понимают его и начинают ценить.

Рассматриваемое произведение является социально-философским. Она раскрывает образ российского народа. Народ в ней убогий и в то же время всесильный. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» актуальна и в наши дни. Прошло много времени, а люди до сих пор ищут счастье. Сегодня часто счастье приравнивают к материальным благам. Однако это неправильная точка зрения. Действительно счастлив тот, кто может дарить радость родным и близким, кто проявляет к ним заботу, у кого есть любимое занятие.

История написания

Это одна из последних поэм Н. А. Некрасова. Ее создание происходило при уже очень серьезной болезни писателя — у него был диагностирован рак. Именно по этой причине произведение не окончено. Его по частичкам собрали родные автора и расставили все эпизоды в произвольном порядке, едва понимая, каково идейное изображение, особенности языка, противоречивость героев, жанровую композицию, как автор пытался обрисовать и охарактеризовать пейзаж, не понимая, в чем состоит своеобразие композиции этого произведения и как Некрасов умело пользуется эпитетами, создавая свою поэму, уже будучи сломленным смертельным заболеванием.

в чем необычность сюжетно композиционного строения некрасовской поэмы. Смотреть фото в чем необычность сюжетно композиционного строения некрасовской поэмы. Смотреть картинку в чем необычность сюжетно композиционного строения некрасовской поэмы. Картинка про в чем необычность сюжетно композиционного строения некрасовской поэмы. Фото в чем необычность сюжетно композиционного строения некрасовской поэмы

Писатель умирал в мучениях и все-таки ответил на вопрос, кому на Руси жить хорошо. Счастливцем был непосредственно поэт, поскольку преданно служил интересам обычных людей. Именно это поддерживало Некрасова в борьбе со смертельным заболеванием. Так, история произведения начинается вначале 60-х гг. XIX столетия, приблизительно в 1862 г. (крепостничество было отменено в 1861 г.), а первая глава написана в 1864 г.

Поэма издавалась фрагментами. Пролог опубликовали в январе в газете «Современник» в 1865 г. Через время выходят и остальные части. Все это время мастерство писателя беспощадно критиковалось и подвергалась цензуре. В 70-х гг. Некрасов пишет основные главы произведения: «Пир на весь мир», «Крестьянка», «Последыш».

Он хотел описать намного больше, однако из-за быстрого развития заболевания не смог. Он был убежден, что такой святой человек, как Добросклонов, поможет Родине, которая погрязла в несправедливости и бедности. Невзирая на жесткие нападки критиков, он отстаивал свое правое дело до самой кончины.

Жанровая направленность

Описывая художественные особенности «Кому на Руси жить хорошо?», нужно отметить, что Некрасов называл произведение «эпопеей жизни обычных крестьян», и это была точная формулировка: жанр произведения — эпическая поэма.

В основе этого сочинения не один род литературы, а несколько — это эпическая и лирическая составляющая:

Направление поэмы — реализм. Но писатель значительно увеличил эти границы, добавляя фольклорные и мистические элементы. Некрасов выбрал для произведения форму путешествия в качестве метафоры поиска смысла жизни, который пытается понять каждый читатель. Сюжет большинство биографов писателя сравнили со строением народного эпоса.

Структура поэмы

Николай Алексеевич дописывал поэму в ужасных муках, но все равно не смог завершить ее. Этим обусловлена беспорядочная композиция и большое количество ответвлений от сюжетной линии, поскольку книга восстанавливалась по черновикам его родными. Некрасов в последние дни уже не мог четко соблюдать изначальную концепцию своего шедевра.

Так, композиция сравнима только лишь с народным эпосом, она вырабатывалась вследствие творческого пути, а не заимствования какого-то знаменитого произведения:

Веретенников Павлуша

Веретенникова встретили мужики в селе Кузьминском, на ярмарке, он собиратель фольклора. Некрасов дает небогатую характеристику его внешности и не говорит о его происхождении: «Какого роду-звания, не знали мужики». Однако почему-то все зовут его барином. Это неопределенность необходима для того, чтобы образ Павлуши носил обобщенный характер. На фоне людей Веретенников выделяется своим беспокойством о судьбе русского народа. Он не равнодушный наблюдатель, как участники множества бездеятельных комитетов, которые обличает Яким Нагой. Некрасов подчеркивает доброту и отзывчивость героя тем, что уже первое его появление знаменуется бескорыстным поступком: Павлуша выручает крестьянина, покупающего ботиночки внучке. Неподдельная забота о народе располагает и путешественников к «барину».

Прототипом образа послужили этнографы-фольклористы Павел Рыбников и Павел Якушкин, участвующие в демократическом движении 60-х годов XIX века. Фамилия же принадлежит журналисту П.Ф. Веретенникову, который посещал сельские ярмарки и публиковал отчеты в «Московских ведомостях».

Краткое содержание

Семеро мужиков встретились на дороге и начали спорить, кому на Руси жить хорошо. Смысл произведения заключается в том, что они пытаются отыскать ответ на вопрос в пути, общаясь с людьми различных сословий. Так, главные персонажи пошли погулять, чтобы разрешить спор, но только переругались между собой и затеяли драку.

Ночью в лесу во время битвы у птички из гнезда выпадает птенец, и один из мужиков подбирает малыша. Собеседники сели возле костра и стали мечтать, чтобы у них также выросли крылья, и они обзавелись всем, что требуется для своего похода в поисках истины.

Птица пеночка была волшебной и в качестве вознаграждения за птенца поведала, как отыскать скатерть-самобранку, именно она обеспечит людей одеждой и пищей. Мужики нашли ее и устроили праздник, а во время его они поклялись отыскать ответ на вопрос вместе, но пока ни с кем из родственников не встречаться и домой не идти.

По пути они встретили крестьянку, священника, нищих, циркового Петрушку, надорвавшегося работника, дворянина Гаврилу, божьего странника Ляпушкина, честного человека Ермолу Гирина, сумасшедшего Последыша, но никто из этих людей не был счастливым.

Со всеми из них связывается полная история страданий. Основная цель похода достигается только тогда, когда путешественники встретили семинариста Гришу Добросклонова, он был счастлив собственным самозабвенным служением отчизне. Добрыми песнями он пытается вселить в людей надежду, этим и завершается произведение. Писатель пытался продолжить поэму, но не смог и дал его персонажам возможность обрести веру в будущее страны.

Ипат — «холоп чувствительный», так называет его Некрасов, и в этой характеристике слышится ирония поэта. Смех этот персонаж вызывает и у странников, когда те узнают о его жизни. Ипат — гротескный персонаж, он стал воплощением верного лакея, барского холопа, который остался верен своему хозяину даже после отмены крепостного права. Он гордится и считает для себя великим благодеянием то, как барин его купал в проруби, запрягал в телегу, спас от смерти, на которую сам и обрек. Подобный персонаж не может вызывать у Некрасова даже сочувствия, только смех и презрение слышны со стороны поэта.

Описание персонажей

О героях произведения можно уверенно сказать, что это законченная система образов, упорядочивающая и структурирующая поэму. К примеру, в книге подчеркивается единство семи мужиков. В них нет индивидуальности, характера, а выражены общие черты народного сознания.

Описание главных героев:

Главные герои в произведении многообразны и помогают полностью описать картинку быта и нравов той эпохи.

Корчагина Матрена Тимофеевна

Крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина — героиня, которой посвятил Некрасов всю третью часть поэмы. Вот как описывает ее поэт: «Осанистая женщина, лет тридцати осьми, широкая и плотная. Красива… глаза большие… сурова и смугла. На ней рубаха белая, да сарафан коротенький». Путешественников приводят к женщине ее слова. Матрена соглашается рассказать о своей жизни, если мужики помогут в жатве. Название этой главы («Крестьянка») подчеркивает типичность для русских женщин судьбы Корчагиной. А слова автора «не дело между бабами счастливую искать» подчеркивают бесплодность поисков странников.

Матрена Тимофеевна Корчагина родилась в непьющей, хорошей семье, и там жилось ей счастливо. Но после замужества она оказалась «в аду»: свекор — пьяница, свекровь суеверна, на золовку приходилось работать, не разгибая спины. С мужем Матрене еще повезло: он только раз ее побил, но все время, кроме зимы, он был на заработках. Поэтому за женщину некому было и заступиться, единственный, кто пытался ее защитить, — дедушка Савелий. Женщина терпит домогательства Ситникова, на которого нет управы, потому что он господский управляющий. Единственным утешением Матрены становится ее первый ребенок — Дема, но из-за недосмотра Савелия он гибнет: мальчика съедают свиньи.

Проходит время, у Матрены появляются новые дети, умирают от старости родители и дед Савелий. Самыми трудными становятся неурожайные годы, когда всей семье приходится голодать. Когда ее мужа, последнего заступника, забирают в солдаты вне очереди, она идет в город. Находит дом генерала и бросается в ноги его жене, прося заступиться. Благодаря помощи генеральши Матрена с мужем возвращаются домой. Именно после этого случая ее все считают счастливицей. Но и в будущем женщину ждут одни беды: ее старший сын уже в солдатах. Некрасов, подводя итог, говорит, что ключ от женского счастья давно потерян.

Тематика и проблематика

Главная тематика поэмы — свобода, которая столкнулась с проблемой того, что бывший крепостной не знает, что с этим делать и как адаптироваться к другим реальностям жизни.

Также писатель поднимает и другие проблемы:

Мораль поэмы состоит в том, что нужно работать во благо отчизны, не ругать страну, а помогать ей делом, поскольку словом помыкать очень просто, а по-настоящему что-то поменять сможет совершенно не каждый человек. Добросклонов песнями хотел объединить и сплотить общество, чтобы люди плечом к плечу могли встретить грядущие перемены.

Агап Петров

Агап — непокладистый и глупый мужик, по словам знающих его крестьян. А все потому, что Петров не желал мириться с добровольным рабством, на которое толкала крестьян судьба. Единственное, что могло его успокоить, — вино.

Когда его поймали, несшего бревно из барского леса, и обвинили в воровстве, он не выдержал и высказал хозяину все, что думает о реальном положении дел и жизни в России. Клим Лавин, не желая наказывать Агапа, инсценирует жестокую расправу над ним. А потом, желая утешить, поит его. Но унижение и чрезмерное пьянство приводят героя к тому, что утром он умирает. Такова плата крестьян за право открыто высказывать свои мысли и желание быть свободными.

Источник

Сочинение на тему: Сюжетно-композиционные особенности поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Сюжетно-композиционные особенности поэмы Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Сюжет – это система событий в художественном произведе­нии. Композиция – это построение частей художественного произведения, их расположение, взаимодействие. Сюжети ком­позиция неизменно взаимосвязаны в художественном произве­дении.

Попробуем рассмотреть сюжетно-композиционные осо­бенности поэмы Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

Поэма состоит из четырех частей. Каждая из частей сохраня­ет относительную самостоятельность

Образы “дольщиков” народа (помещик Оболт-Оболдуев, князь Утятин, пан Глуховский) про­тивопоставлены образу “народного заступника” Гриши Добро­склонова, русское традиционное представление

Однако антитеза присутствует не только на уровне образов и идейного смысла произведения. В поэме присутствует еще и ху­дожественный контраст. Главы, представляющие одного пер­сонажа, чередуются с главами, изобилующими массовыми сце­нами. Так, после главы “Поп” следуют главы, широко изобража­ющие народную массу – “Сельская ярмонка”, “Пьяная ночь”, “Счастливые”.

Затем следует глава “Помещик”. Во второй части (“Последыш”) мы встречаем множество массовых сцен. Пове­ствование в третьей части поэмы (“Крестьянка”) сконцентриро­вано на образе Матрены Тимофеевны.

В последней части (“Пир на весь мир”) есть и массовые сцены, и изображение отдельных персонажей. Кроме того, стоит отметить наличие в поэме боль­шого количества композиционных вставок (песенные фрагмен­ты в главе “Пьяная ночь”, песни в части “Крестьянка”, рассказы и песни в части “Пира на весь мир” – (песни Гриши Доброскло­нова, “Легенда о двух великих грешниках”, рассказ “Про холопа примерного – Якова верного”, рассказ “Крестьянский грех”),

В основе сюжета поэмы – жанр путешествия. Действие в по­эме начинается в неопределенном месте, которым может быть любое местечко средней полосы России (“На столбовой доро­женьке Сошлись семь мужиков”). Стоит отметить, что необыч­ным для литературы того времени было введение в поэму проло­га (что было характерно для античной, средневековой литерату­ры).

Отметим наличие у Некрасова фольклорных мотивов. Сказочная атмосфера задается в “Прологе” уже соответствую­щим зачином: “В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай…”. С самого начала мы ощущаем здесь особый, почти былинный тон повествования.

Здесь же упоминается леший, семь хохочущих филинов, ворон, говорящая пеночка. С помощью пеночки у крестьян появляется волшебная вещь – “скатерть самобранная”. В этом эпизоде звучит мотив платы за подаренную жизнь. Этот мотив присутствует в русских волшебных сказках (“По щучьему велению”), кроме того, он значим и в “Сказке о рыбаке и рыбке” А.С.

Пушкина. Вместе с тем в прологе возника­ет и мотив поисков правды, характерный для русских социаль­но-бытовых сказок. Правду начинают искать у Некрасова семь героев.

Эта цифра также соотносится с миром мифа, мистики, народной сказки.

Однако семь сказочных героев являются у Некрасова реаль­ными крестьянами, “временно-обязанными”, т.е. автор вводит в поэму реалии исторического времени. После сказочного проло­га мы попадаем уже в мир реальной жизни. И здесь у Некрасова звучит мотив дороги.

Образ “широкой дороженьки” открывает первую часть и первую главу поэмы. Здесь крестьяне-правдоис­катели встречаются и выслушивают его рассказ, однако он не считает свою долю счастливой. Затем, пройдя несколько безы­мянных деревень, крестьяне попадают на ярмарку в село Кузь­минское (Глава II “Сельская ярмонка”).

Здесь у Некрасова пред­ставлена многоцветная крестьянская масса. Перед нами пред­стает множество героев: и мужик, пробующий ободья, и мужик, сломавший топор, дед, желающий купить внучке башмачки, кре­стьяне, щедро угощающие актеров. Крестьянский мир обри­сован Некрасовым и в следующей главе – “Пьяная ночь”. Здесь также представлены многоцветные картины народной жизни: рассказ о семейных ссорах, о непосильном крестьянском труде, о пьянстве мужиков.

Следующая глава – “Счастливые”. Здесь в виде рассказов о счастье предстают рассказы о несчастьях. При­чем, у Некрасова представлены здесь самые разнообразные пер­сонажи: деревенская старуха, питерский каменщик, белорусский крестьянин, старый солдат. “Жизнь народа описана вдоль и по­перек, на разных уровнях.

Представлены все возрасты, положе­ния и состояния несчастной мужицкой жизни”.

“…Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Таким образом, мужицкое счастье, по мысли автора, невоз­можно. Но в этой же главе есть рассказ о Ермиле Гирине, народ­ном герое, прошедшем через испытания, искушение и отдавшего себя на суд людям. Эта часть главы также соотносима с легендой, сказкой. Заключительная глава первой части поэмы – “Поме­щик”.

Здесь крестьяне встречают помещика Оболта-Оболдуева, однако и тот не считает свою участь счастливой.

Затем герои приходят на Волгу, в деревню Большие Вахлаки (история князя Утятина). Вторая часть поэмы – это глава “По­следыш”. Здесь Некрасов представляет нам выжившего из ума князя Утятина. Автор исследует отжившую систему отношений, возникшую между барином и крестьянином после отмены кре­постного права.

Крестьяне, потакая прихотям барина, его безу­мию, а также соблазнясь посулами молодых господ, продолжа­ют играть “камедь”, выдавая себя за крепостных.

Третья часть поэмы рассказывает нам о судьбе русской крес­тьянки. Решив отыскать счастливицу среди баб, некрасовские странники приходят в село Наготино, откуда их направляют в село Клин. В Клину герои узнают историю Матрены Тимофеев­ны. Эта часть поэмы – самая большая.

Она включает в себя во­семь глав, где перед читателем предстает непростая судьба рус­ской женщины. Матрена Тимофеевна Корчагина представляет собой не только тип “величавой славянки”, идеальной русской женщины-крестьянки, но тип женщины-матери, человека не­простой, драматической судьбы. В ранней юности ее выдали за­муж, ей пришлось жить в семье свекра, много трудиться.

Волею обстоятельств она потеряла своего первенца Демушку, за кото­рым недосмотрел престарелый дед Савелий. Характерно, что глава о смерти Демушки начата своеобразным художественным предварением – картиной природы: мать-птица рыдает по сво­им сгоревшим птенцам-детям. Следующая глава (“Волчица”) развивает тему материнской самоотверженности.

Образы вол­чицы и женщины-матери здесь словно сливаются в некий сим­вол материнства, словно бы переходят в образ матери-природы. И сама героиня в трудную минуту обращается к своей покойной матери. Таким образом, героиня Некрасова выдержала все испы­тания: изнурительный труд, обиды, голод, болезни, пожары, преследования городского управляющего.

Однако она все вы­несла, удары судьбы не смогли сломить ее воли к жизни, ее силь­ного характера. Она дошла до самой губернаторши, спасая свое­го мужа от рекрутчины. С тех пор героиню так и прозвали – “губернаторша”.

Матрена Тимофеевна наделена лучшими чело­веческими качествами – любовью к родному краю, добротой, терпением, мужеством, силой духа.

В четвертой части поэмы завершаются поиски героев. Они вновь возвращаются в село Большие Вахлаки и знакомятся там с Гришей Добросклоновым. По мысли Некрасова, именно этот герой и является счастливым.

Счастье – в борьбе за народную долю.

Художественное пространство произведения расширяется до уровня общероссийского за счет рассказов персонажей и отдель­ных деталей поэмы. Так многие герои поэмы жили когда-то в Петербурге. Там некогда работал каменщик, встретившийся кре­стьянам на сельской ярмарке, бывший житель Питера – Яким Нагой, питерским назван и муж Матрены Тимофеевны, Филипп.

Крестьяне Оболта-Оболдуева ездили на заработки в различные города России – в Питер, Киев, Астрахань, Казань. В главе “Сель­ская ярмарка” упоминается архимандрит Новгородского Юрье­ва монастыря, в рассказе о богатыре Савелии упоминается Пе­сочный монастырь, находящийся неподалеку от Костромы. Куль­турное пространство поэмы расширяется за счет фольклорных песен, раскрывающих обычаи русского народа, легенды о Кудея­ре, упоминания о книгах Белинского и Гоголя. Историческое, временное пространство поэмы не ограничивается рамками до­реформенной и послереформенной России.

В главе “Сельская ярмарка” крестьяне, встреченные странниками, несут портрет прусского фельдмаршала Блюхера. Дед Савелий (“Крестьянка”) в своем рассказе упоминает русско-турецкую войну 1828 года. Матрена Тимофеевна видит памятник Ивану Сусанину в Кост­роме.

Наконец, в главе “Пир на весь мир” упоминается о старо­обрядцах, об афонских монахах, участвующих в борьбе греков против турецкого ига в 1821 году.

Таким образом, поэма Н.А. Некрасова предстает великой эпо­пеей народной жизни. Поэт изображает в ней всю Русь – ее про­шлое и настоящее, размышляет о будущем.

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *