в чем крупные писатели выходили за рамки натуральной школы
Вопрос 31. «Натуральная школа» в русской литературе.
Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.
К «натуральной школе» причисляли Тургенева, Достоевского, Григоровича, Герцена, Гончарова, Некрасова, Панаева, Даля, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина и других.
Термин «Натуральная школа» был впервые употреблён Фаддеем Булгариным в качестве пренебрежительной характеристики творчества молодых последователей Николая Гоголя в «Северной пчеле» от 26 января 1846, но был переосмыслен Виссарионом Белинским в статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года»: «натуральное», то есть безыскусственное, строго правдивое изображение действительности. Основной идеей «натуральной школы» провозглашался тезис о том, что литература должна быть подражанием действительности.
Формирование «Натуральной школы» относится к 1842—1845 годам, когда группа писателей (Николай Некрасов, Дмитрий Григорович, Иван Тургенев, Александр Герцен, Иван Панаев, Евгений Гребёнка, Владимир Даль) объединились под идейным влиянием Белинского в журнале «Отечественные записки». Несколько позднее там печатались Фёдор Достоевский и Михаил Салтыков. Писатели эти выступали также в сборниках «Физиология Петербурга» (1845), «Петербургский сборник» (1846), которые стали программными для «Натуральной школы».
Именно к Гоголю — автору «Мёртвых душ», «Ревизора», «Шинели» — как родоначальнику возводили натуральную школу Белинский и ряд других критиков. Действительно многие писатели, причисляемые к натуральной школе, испытали на себе мощное влияние различных сторон творчества Гоголя. Такова его исключительной силы сатира на «гнусную рассейскую действительность», острота постановки у него проблемы «мелкого человека», его дар изображать «прозаический существенный дрязг жизни». Кроме Гоголя оказывали влияние на писателей натуральной школы такие представители западно-европейской литературы, как Диккенс, Бальзак, Жорж Санд.
«Натуральная школа» вызывала критику представителей разных направлений: её обвиняли в пристрастии «к низкому люду», в «грязефильстве», в политической неблагонадёжности (Булгарин), в односторонне отрицательном подходе к жизни, в подражании новейшей французской литературе. После смерти Белинского само название «натуральная школа» было запрещено цензурой. В 1850-е годы употреблялся термин «гоголевское направление» (характерно название работы Н. Г. Чернышевского «Очерки гоголевского периода русской литературы»). Позднее термин «гоголевское направление» стали понимать шире, чем собственно «натуральная школа», применяя его как обозначение критического реализма.
Наиболее общими признаками, на основании которых писатель считался принадлежащим к Натуральной школе, являлись следующие: общественно-значимая тематика, захватывавшая более широкий круг, чем даже круг социальных наблюдений (зачастую в «низких» слоях общества), критическое отношение к социальной действительности, реализм художественного выражения, боровшийся против приукрашивания действительности, самоцельного эстетства, романтической риторики.
В произведениях участников «натуральной школы» перед читателем открывались новые сферы русской жизни. Выбор тематики свидетельствовал о демократической основе их творчества. Они разоблачали крепостничество, уродующую власть денег, несправедливость всего общественного уклада, угнетающего человеческую личность. Вопрос о «маленьком человеке» перерастал в проблему социального неравенства.
Для Натуральной школы характерно преимущественное внимание к жанрам художественной прозы («физиологический очерк», повесть, роман). Вслед за Гоголем писатели Натуральной школы подвергали сатирическому осмеянию чиновничество (например, в стихах Некрасова), изображали быт и нравы дворянства («Записки одного молодого человека» А. И. Герцена, «Обыкновенная история» И. А. Гончарова), критиковали тёмные стороны городской цивилизации («Двойник» Ф. М. Достоевского, очерки Некрасова, В. И. Даля, Я. П. Буткова), с глубоким сочувствием изображали «маленького человека» («Бедные люди» Достоевского, «Запутанное дело» М. Е. Салтыкова-Щедрина). От А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Натуральная школа восприняла темы «героя времени» («Кто виноват?» Герцена, «Дневник лишнего человека» И. С. Тургенева и др.), эмансипации женщины («Сорока-воровка» Герцена, «Полинька Сакс» А. В. Дружинина). Н. ш. новаторски решала традиционные для русской литературы темы (так, «героем времени» становился разночинец: «Андрей Колосов» Тургенева, «Доктор Крупов» Герцена, «Жизнь и похождения Тихона Тросникова» Некрасова) и выдвигала новые (правдивое изображение жизни крепостной деревни: «Записки охотника» Тургенева, «Деревня» и «Антон-Горемыка» Д. В. Григоровича).
Среди писателей, причислявшихся к Н.ш., в Литературной энциклопедии выделено три течения.
— В 1840-х годах разногласия ещё не заострились до предела. Пока ещё и сами писатели, объединяемые под именем натуральной школы, не сознавали отчётливо всей глубины разделяющих их противоречий. Поэтому например в сборнике «Физиология Петербурга», одним из характерных документов натуральной школы, имена Некрасова, Ивана Панаева, Григоровича, Даля стоят рядом. Отсюда же сближение в сознании современников урбанистических очерков и повестей Некрасова с чиновничьими повестями Достоевского.
— К 1860-м годам размежевание между писателями, причисляемыми к натуральной школе, резко обострится. Тургенев займёт непримиримую позицию по отношению к «Современнику» Некрасова и Чернышевского и определится как художник-идеолог «прусского» пути развития капитализма. Достоевский останется в лагере, поддерживающем господствующий порядок (хотя демократический протест характерен был и для Достоевского 1840-х годов, в «Бедных людях» напр., и в этом плане у него находились связующие нити с Некрасовым).
— И, наконец, Некрасов, Салтыков, Герцен, произведения которых проложат путь широкой литературной продукции революционной части разночинцев 1860-х годов, отразят интересы «крестьянской демократии», борющейся за «американский» путь развития русского капитализма, за «крестьянскую революцию».
Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 64 ; Нарушение авторских прав
Натуральная школа»: история, имена, жанры. Принципы изображения человека и действительности.
Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.
К «натуральной школе» причисляли Тургенева, Достоевского, Григоровича, Герцена, Гончарова, Некрасова, Панаева, Даля, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина и других.
Термин «Натуральная школа» был впервые употреблён Фаддеем Булгариным в качестве пренебрежительной характеристики творчества молодых последователей Николая Гоголя в «Северной пчеле» от 26 января 1846, но был переосмыслен Виссарионом Белинским в статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года»: «натуральное», то есть безыскусственное, строго правдивое изображение действительности. Основной идеей «натуральной школы» провозглашался тезис о том, что литература должна быть подражанием действительности.
Формирование «Натуральной школы» относится к 1842—1845 годам, когда группа писателей (Николай Некрасов, Дмитрий Григорович, Иван Тургенев, Александр Герцен, Иван Панаев, Евгений Гребёнка, Владимир Даль) объединились под идейным влиянием Белинского в журнале «Отечественные записки». Несколько позднее там печатались Фёдор Достоевский и Михаил Салтыков. Писатели эти выступали также в сборниках «Физиология Петербурга» (1845), «Петербургский сборник» (1846), которые стали программными для «Натуральной школы».
Именно к Гоголю — автору «Мёртвых душ», «Ревизора», «Шинели» — как родоначальнику возводили натуральную школу Белинский и ряд других критиков. Действительно многие писатели, причисляемые к натуральной школе, испытали на себе мощное влияние различных сторон творчества Гоголя. Такова его исключительной силы сатира на «гнусную рассейскую действительность», острота постановки у него проблемы «мелкого человека», его дар изображать «прозаический существенный дрязг жизни». Кроме Гоголя оказывали влияние на писателей натуральной школы такие представители западно-европейской литературы, как Диккенс, Бальзак, Жорж Санд.
«Натуральная школа» вызывала критику представителей разных направлений: её обвиняли в пристрастии «к низкому люду», в «грязефильстве», в политической неблагонадёжности (Булгарин), в односторонне отрицательном подходе к жизни, в подражании новейшей французской литературе. После смерти Белинского само название «натуральная школа» было запрещено цензурой. В 1850-е годы употреблялся термин «гоголевское направление» (характерно название работы Н. Г. Чернышевского «Очерки гоголевского периода русской литературы»). Позднее термин «гоголевское направление» стали понимать шире, чем собственно «натуральная школа», применяя его как обозначение критического реализма.
Наиболееобщими признаками, на основании которых писатель считался принадлежащим к Натуральной школе, являлись следующие: общественно-значимая тематика, захватывавшая более широкий круг, чем даже круг социальных наблюдений (зачастую в «низких» слоях общества), критическое отношение к социальной действительности, реализм художественного выражения, боровшийся против приукрашивания действительности, самоцельного эстетства, романтической риторики.
В произведениях участников «натуральной школы» перед читателем открывались новые сферы русской жизни. Выбор тематики свидетельствовал о демократической основе их творчества. Они разоблачали крепостничество, уродующую власть денег, несправедливость всего общественного уклада, угнетающего человеческую личность. Вопрос о «маленьком человеке» перерастал в проблему социального неравенства.
Для Натуральной школы характерно преимущественное внимание к жанрам художественной прозы («физиологический очерк», повесть, роман). Вслед за Гоголем писатели Натуральной школы подвергали сатирическому осмеянию чиновничество (например, в стихах Некрасова), изображали быт и нравы дворянства («Записки одного молодого человека» А. И. Герцена, «Обыкновенная история» И. А. Гончарова), критиковали тёмные стороны городской цивилизации («Двойник» Ф. М. Достоевского, очерки Некрасова, В. И. Даля, Я. П. Буткова), с глубоким сочувствием изображали «маленького человека» («Бедные люди» Достоевского, «Запутанное дело» М. Е. Салтыкова-Щедрина). От А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Натуральная школа восприняла темы «героя времени» («Кто виноват?» Герцена, «Дневник лишнего человека» И. С. Тургенева и др.), эмансипации женщины («Сорока-воровка» Герцена, «Полинька Сакс» А. В. Дружинина). Н. ш. новаторски решала традиционные для русской литературы темы (так, «героем времени» становился разночинец: «Андрей Колосов» Тургенева, «Доктор Крупов» Герцена, «Жизнь и похождения Тихона Тросникова» Некрасова) и выдвигала новые (правдивое изображение жизни крепостной деревни: «Записки охотника» Тургенева, «Деревня» и «Антон-Горемыка» Д. В. Григоровича).
Среди писателей, причислявшихся к Н.ш., в Литературной энциклопедии выделено три течения.
— В 1840-х годах разногласия ещё не заострились до предела. Пока ещё и сами писатели, объединяемые под именем натуральной школы, не сознавали отчётливо всей глубины разделяющих их противоречий. Поэтому, например в сборнике «Физиология Петербурга», одним из характерных документов натуральной школы, имена Некрасова, Ивана Панаева, Григоровича, Даля стоят рядом. Отсюда же сближение в сознании современников урбанистических очерков и повестей Некрасова с чиновничьими повестями Достоевского.
— К 1860-м годам размежевание между писателями, причисляемыми к натуральной школе, резко обострится. Тургенев займёт непримиримую позицию по отношению к «Современнику» Некрасова и Чернышевского и определится как художник-идеолог «прусского» пути развития капитализма. Достоевский останется в лагере, поддерживающем господствующий порядок (хотя демократический протест характерен был и для Достоевского 1840-х годов, в «Бедных людях» напр., и в этом плане у него находились связующие нити с Некрасовым).
— И, наконец, Некрасов, Салтыков, Герцен, произведения которых проложат путь широкой литературной продукции революционной части разночинцев 1860-х годов, отразят интересы «крестьянской демократии», борющейся за «американский» путь развития русского капитализма, за «крестьянскую революцию».
3. Освоение крестьянской темы Д. В. Григоровичем в повестях «Деревня» и «Антон-горемыка».
Одним из первых писателей, изобразивших жизнь крепостной деревни, был Д. В. Григорович. Его повести «Деревня» (1846), «Антон Горемыка» (1847) рассказывали о нищете, забитости и бесправии крестьян.
Для того чтобы проникнуть в быт и в психологию крестьянина, Григорович стал «практически изучать» язык народа, беседовать с крестьянами, записывать особенности их речи. В повести «Деревня» рассказывалась простая, но полная драматизма история сироты Акулины, воспитанной в чужой семье на барском дворе и выданной по воле «доброго барина» замуж за парня из богатой семьи, не хотевшего жениться на сироте-бесприданнице. Акулина умирает, сломленная побоями мужа, непосильным трудом на барщине и жестоким обращением с нею родни мужа. Повесть заканчивается глубоко трагической сценой похорон Акулины и одинокого горя ее дочери — сиротки Дуни.
История, рассказанная Григоровичем, была не только вполне достоверна, но и крайне типична для крепостной деревни. Григорович метко вскрывал эгоизм помещиков, жестоко эксплуатирующих крестьян. Суровость семейных отношений в среде крестьянства писатель показал как типическое явление, теснейшим образом связанное с крепостным правом, произволом помещиков и управляющих. Нищета, бесправие, непосильный труд разрушают нормальные отношения в крестьянской семье, предопределяют жестокость нравов деревни, причем особенно страдают бедные крестьяне, зависящие не только от произвола помещиков, но и от воли богатеев-односельчан.
Григорович уделяет много места характеристике быта деревни в целом и изображению отдельных сторон крестьянского быта (неслучайно повесть носит обобщающее название «Деревня»). Писатель подробно останавливается
на условиях, в которых растут крестьянские дети, объясняет причину огромной детской смертности в деревнях. Специальное рассуждение, представляющее собой как бы отдельный очерк в повести, он посвящает характеристике ремесел — «промыслов» крестьян средней России. Автор показывает тяжелый труд крестьян, рисует картину крестьянской свадьбы, описывает деревенский трактир. Однако нельзя сказать, чтобы героиня повести и ее индивидуальная судьба играли в произведении Григоровича второстепенную служебную роль одного из фактов, характеризующих среду, как это бывало в ранних «физиологических очерках» Григоровича. История Акулины выражает главную мысль повести — мысль о том, что социальная несправедливость, неразумность общественных отношений трагически отражаются на судьбе отдельного человека. Общество калечит, терзает человека, делает его несчастным и преждевременно убивает его. Григорович подчеркивает типичность судьбы своей героини, намекая в конце повести на неизбежность такой же участи для дочери Акулины и предпосылая каждой главе эпиграфы — народные песни и поговорки, говорящие о тяжелой и бесправной доле женщины-крестьянки. Характерно, что в число этих эпиграфов Григорович включил народную поговорку о бесправности крепостных крестьян вообще: «Господин что плотник, — что захочет, то и вырубит» (I, 108).
Сделав крестьянку героиней повести, Григорович, однако, не смог показать в полной мере ее органические связи со средой. Акулина оказалась чуждой крестьянской среде, экзальтированной поэтической натурой, тонкой и недоступной пониманию окружающих. Эта нетипичность характера центральной героини была наиболее уязвимой чертой повести.
Большим достижением Григоровича в этом первом его крупном произведении явился язык повести, пронизанный элементами народной речи и обогащенный фольклорной образностью. Удачей писателя были и художественные описания русской природы.
Описания природы в этой повести были средством, при помощи которого автор раскрывал переживания героини и характеризовал условия быта и труда крестьян.
Тема 28.«Натуральная школа» в русской литературе 19 века
Натуральная школа, литературное направление 40-х гг. 19 в., возникшее в России как «школа» Н. В. Гоголя (А. И. Герцен, Д. В. Григорович, В. И. Даль, А. В. Дружинин, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев и др.). Теоретик В. Г. Белинский.
Главные издания альманахи: «Физиология Петербурга» (ч. 1-2, 1845) и «Петербургский сборник» (1846).
1840-1849г. (2 этапа: с 1840 по 1846 – до момента ухода Белинского из журнала «Отечественные записки» и с 1846 по 1849)
Главное содержание произведений – воспроизведение народной жизни. Преобладание жанра «очерк» получает название «физиологического очерка. Его особенностью было описание жизни с натуры. Это отражалось и в заглавиях произведений («Петербургские шарманщики», «Ямщик»). Стремление и обобщение в создании эстетических образов. «Физиология Петербурга», первая часть – 1844г., вторая часть – 1845г. под редакцией Некрасова. В этих произведениях показывались картины народного горя. Описывалась неприглядная жизнь Петербурга. Читатель впервые знакомится с обитателями ночлежек и закоулков. К жанру очерка в 1842 году обратился Иван Гончаров. В 1845-1846 – большой интерес к очерку у Ивана Сергеевича Тургенева. Социальная тематика и критический пафос присущи большинству очерков «натуральной школы» (Даль, Панаев, Сологуб, Гребенка, Григорович). Для всех писателей «натуральной школы» характерны гоголевские приемы письма: юмор, ирония, применение бытовых деталей, использование канцелярского стиля в комических целях. В художественном отношении страдают растянутостью, излишней детализацией, и недостаточной обобщенностью. Физиологический очерк постепенно перестает удовлетворять потребности читателя к середине 40-ых годов. Сменяется социальной повестью, романом, где был учтен опыт очерка («Бедные люди» 1846г Достоевский, «Сорока-Воровка» Герцена). Вершинным годом для «натуральной школы» был 1847 год, когда появляется роман Гончарова «Обыкновенная история» («Записки обыкновенного жителя», «Записки охотника»). Писатели «натуральной школы» показывали отсталость крепостнического строя и тяжелую учесть народов. Гончаров обрисовывает в «Современнике» паразитизм и бессмысленность помещичьей жизни. В «Обыкновенной истории» обрисовывается путь мечтателя от пустых грез к буржуазному накопительству. Даль, Панаев, Сологуб, Гребенка, Григорович ограничились либеральными идеями. «Натуральная школа» не представляла собой единство, которое подразумевает понятие «школа». Под школой подразумевается ряд литературных явлений с высокой степенью общности (тематика, стиль, язык).Но неправомерно отказываться от «натуральной школы».
Литературно-общественные движения в 60-е годы 19 века.
Период правления Николая I характеризуется бюрократизмом.
Никитенко помог Гоголю напечатать «Мертвые души», когда Гоголю отказала московская цензура.
1848-1855 – мрачное семилетие
В 1855 году умирает Николай I
Первый период царствования Александра II называют «Либеральная весна». Общество охвачено оптимизмом, возникает спор о путях развития литературы о Пушкинском и Гоголевском направлении.
3 течения: либеральная демократия и либеральная аристократия (помещичий класс), революционная демократия.
Оброк – на нечерноземных землях
Барщина – крестьяне работают на помещика
С усложнением общественной жизни происходит дифференциация с возрастанием политической борьбы.
Художественный универсум Пушкина оказался неповторимым. Происходит более резкая специализация литературы. Толстой вошел в литературу, как создатель «Войны и мира». Островский реализуется в драматургии. Сохранить Пушкинский универсум пытался Иван Сергеевич Тургенев – поэт, лирик, эпик, реалист, автор повестей, драм, стихотворений в прозе, но Тургенев был вынужден ограничивать психологический анализ.
Внимание к «маленькому человеку»
Почти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли “маленьких людей” замыкаться в себе, уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и также незаметно умиранию. Но именно такие люди иногда по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали бороться против сильных мира сего, взывать к справедливости, прекращали быть ветошкой. Поэтому, все-таки, их жизнью заинтересовывались, писатели, постепенно, начали уделять в своих произведениях некоторые сцены именно таким людям, их жизни. С каждым произведением все яснее и правдивее показывалась жизнь люди “низшего” класса. Маленькие чиновники, станционные смотрители, “маленькие люди”, сошедшие с ума, не по своей воле, начали выходить из тени, окружающей мир блистательных зал.
-Карамзин положил начало огромному циклу литературы о “маленьких людях”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу таким классикам будущего как Гоголь, Достоевский и другие.
Огромных усилий стоило писателям воскрешения «маленького человека» для читателей в своих книгах. Традиции классиков, титанов русской литературы продолжили писатели городского направления прозы, те кто писал о судьбе деревни в годы гнета тоталитаризма и те, кто повествовал нам о мире лагерей. Их были десятки. Достаточно назвать имена нескольких из них: Солженицын, Трифонов, Твардовский, Высоцкий, чтобы понять какого огромного размаха достигла литература о судьбах “маленького человека” двадцатого столетия
«Натуральная школа» в истории русского литературного языка.
Реферат по дисциплине:
« «Натуральная школа» в истории русского литературного языка»
Боровских Ирина Анатольевна
Хронологические границы школы.
3.Философское и эстетическое направление школы.
Основные направления, в которых изучалась натуральная школа:
а) тематический подход
6. Используемая литература.
«Натуральная школа» – одна из самых сложных проблем в истории становления русского литературного языка. А так ли это…?
Это и сплочение писателей вокруг одного печатного органа: «Отечественных записок», а затем «Современника»; более или менее сознательная ориентация на творчество Гоголя, не исключающая в отдельных случаях полемику с ним; высокий уровень теоретического осмысления процессов, происходящих в литературе: критические статьи Белинского, Некрасова, Плещеева, Майкова. Яркое доказательство единомыслия – альманахи «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». Среди писателей, принадлежащих к натуральной школе, были чрезвычайно яркие индивидуальности, настолько непохожие друг на друга, что говорить об общности стиля или языка их произведений не представляется возможным: Герцен, Достоевский, Тургенев и Гончаров, Салтыков и Писемский.
Интересно исследовать зарождение и развитие принципов « Натуральной школы» в творчестве отдельных её представителей.
Определяя состав участников, мы исходим из того, что решающими являются не личные контакты художников, не кружковая близость, складывающаяся вокруг Белинского, а верность определенным творческим принципам, которые возникли под влиянием общелитературной ситуации и идейно – художественных потребностей времени.
Анализ творчества писателей, несомненно связанных с « Натуральной школой», развивающихся в её русле, а затем перераставших её рамки, доказывает невозможность строгого ограничения времени существования школы. С одной стороны, отдельные принципы « натуральной школы» начали складываться еще в конце 30 – х годов 19 века, а с другой – в начале 50 – х не происходит резкого распадения школы. В творчестве отдельных её представителей художественные принципы « натуральной школы» продолжают жить вплоть до конца 50 – х годов. Такой яркий представитель как Писемский, входит в литературу только в конце 40 – х годов (хотя, исследователь Кулешов утверждал, что Островский и Писемский– находятся за пределами натуральной школы). В действительности, сложный процесс выработки новых подходов к жизненному материалу, новых принципов поэтики невозможно искусственно ограничить одним десятилетием.
Наиболее существенные признаки существования « натуральной школы»:
— взаимоотношение человека и среды;
— пафос социального исследования жизни, когда сама социальная структура общества является специальным и самостоятельным объектом изображения;
— рассмотрение человека, в первую очередь, в системе его социальных связей, как типичного представителя определенного слоя людей.
В этом была новизна и специфика идейно – художественной позиции деятелей «натуральной школы». Поэтика натуральной школы складывалась под влиянием задачи как можно более полного изучения и описания действительности и среды.
Отсюда требование «натуральности», предельной жизненной достоверности изображения, тяготение к не прекращенной «прозе» жизни.
Вымысел и фантазия уступают первенство наблюдению, сбору материала, его анализу, классификации.
В творчестве В. Даля, Дружинина, Панаева, Буткова, В. Соллогуба получили первоначальное развитие «физиологический» очерк и выросшие на их основе рассказ и нравоописательная повесть.
С появлением произведений: Тургенева, Гончарова, Герцена, Достоевского, Салтыкова, Григоровича, Писемского, Некрасова, Островского наступает новый период в истории « натуральной школы». Ведущими жанрами становятся повесть и романы.
Философские и эстетические основы натуральной школы.
По – разному видели единство « натуральной школы» Виноградов, Кулешов, Манн. Очевидно, что творчество конкретных писателей и критиков никогда не может целиком уложиться в рамки какой – либо художественно – философской доктрины.
Для Белинского « натуральная школа» была именно школой, направлением, хотя и в художественном плане – «широкого типа». Само слово «школа» предполагает нечто, возникающее не произвольно, а создаваемое сознательно, имеющее в виду какие – то заранее данные цели.
У истоков « Натуральной школы» стоят Белинский и Герцен, во многом воспитанные на идеях Гегеля. Даже впоследствии, споря с ним, это поколение сохраняло гегелевскую структуру мышления, приверженность рационализму, такие категории, как историзм, примат объективной действительности над субъективным восприятием.
Так, московские славянофилы на основе тех же историко – философских посылок, что и Белинский, сделали противоположные выводы: да, русская нация вышла на всемирно – исторические рубежи; да, история – ключ к современности, но полное осуществление «духа» нации и грядущая великая слава – не столько в успехах цивилизации и западного просвещения, как полагали Белинский и Герцен, а прежде всего в проявлении православно – византийских начал.
Итак, хотя гегелевские идеи были на основе «натуральной школы», но не они определяли её своеобразие на литературном фоне эпохи 40-х годов.
Белинский в годовом обзоре «Взгляд на русскую литературу 1847 года» писал: «Натуральная школа» стоит на первом плане русской литературы. Белинский относил первые шаги « Натуральной школы» к началу 40 – х годов. Её конечный хронологический рубеж был позднее определен началом 50 – х годов. Таким образом, « Натуральная школа» объемлет десятилетие русской литературы.
По мысли Манна, одно из ярчайших десятилетий, когда заявили о себе все те, кому во второй половине 19 века суждено было составить основу русской литературы.
Сейчас понятие «натуральная школа» принадлежит к общепринятым и наиболее употребительным.
Исследователи Благой, Бурсов, Поспелов, Соколов обращались к проблеме «натуральной школы».
Основные направления, в которых изучалась «Натуральная школа».
Жанровый подход. Исследователь Цейтлин в докторской диссертации исследует становление « Натуральной школы» главным образом как развитие «русского физиологического очерка». По его мнению, натуральная школа своим рождением обязана была физиологическому очерку. С этим выводом согласен и Манн.
Первый роман А. Герцена «Кто виноват?» в 1847 году. Художник – публицист,
Писатель – исследователь и мыслитель, опирающийся на силу глубокой социальной и философской мысли. Герцен обогащает искусство слова,
художественные принципы реализма достижениями науки и философии, социологии и истории. По мнению Пруцкова, Герцен является основоположником в русской литературе художественно – публицистического романа, в котором наука и поэзия, художественность и публицистика слились в одно целое.
Роман – своеобразный синтез художественного отражения жизни с научно – философским анализом общественных явлений и человеческих характеров. Художественная структура романа оригинальна, она свидетельствует о смелом новаторстве писателя. Герцен впервые столкнул в романе плебея и дворянина, генерала. Это столкновение он сделал художественным стержнем изображения жизни героев романа.
С развитием «Натуральной школы» в литературе начинают господствовать прозаические жанры. Стремление к фактам, к точности и достоверности выдвинуло и новые принципы сюжетосложения – не новеллистические, а очерковые. Популярными жанрами в 40 – е годы становятся очерки, мемуары, путешествия, рассказы, социально – бытовые и социально – психологические повести. Важное место начинает занимать и социально – психологический роман, расцвет которого во второй половине 19 века предопределил славу русской реалистической прозы.
В то время принципы «Натуральной школы» переносятся и в поэзию (стихи Некрасова, Огарева, поэмы Тургенева), и в драму (Тургенев).
Демократизируется и язык литературы. В художественную речь привносится язык газет и публицистики, просторечье, профессионализмы и диалектизмы. Социальный пафос и демократическое содержание «Натуральной школы» оказали влияние на передовое русское искусство: изобразительное (П.А. Федотов) и музыкальное (А.С. Даргомыжский, М.П. Мусоргский).
«Натуральная школа» в истории русского литературного языка заняла эстетические позиции и явилась культурным феноменом.
Белинский утверждал, что «Натуральная школа» стоит на первом плане русской литературы. Под девизом «гоголевского направления», «Натуральная школа» объединила лучших писателей того времени, хотя различных по мировоззрению. Писатели эти расширили область русской жизни, получившей право на изображение в искусстве. Они обратились к воспроизведению низших слоев общества, отрицали крепостничество, губительную власть денег и чиновников, пороки общественного строя, уродующие человеческую личность.
У некоторых писателей отрицание общественной несправедливости переросло в изображение нарастающего протеста самых обездоленных («Бедные люди» Достоевского, «Запутанное дело» Салтыкова, стихи Некрасова и его очерк «Петербургские углы», «Антон Горемыка» Григоровича)