что нужно для гостевого дома
Как открыть свой гостевой дом? От бизнес идеи до первых клиентов.
Задумывались ли вы о собственном гостиничном бизнесе? Если да, то наверняка увидев стоимость даже бюджетной постройки своего комплекса, желание начинать свое дело в этой нише зачастую сразу же отпадает. Но что если есть более бюджетный вариант? Он есть, и это гестхаус. Формат бизнеса, когда предприниматель сдает свое жилье и при этом сам проживает в доме, занимается уборкой, приготовлением завтраков и приемом гостей. Мы детально разберем данную бизнес идею, чтобы вы могли решить для себя выгодно ли работать в этом сегменте рынка или нет.
Концепция проекта
Гостевой дом – это отличный вариант начать бизнес в гостиничной сфере с минимальными вложениями. На законодательном уровне нет четких ограничений по площади и этажности таких гестхаусов. Но, чтобы платить меньше по части налогов, гостевые дома располагают в зданиях площадью 300 – 550 кв.м., высотностью от 1 до 3-х этажей, с количеством номеров 8 – 10 шт.
Формат гостевого дома предусматривает, что сами хозяева дома будут проживать в нем и поддерживать чистоту и порядок, формируя своеобразный вид семейного бизнеса. Назвать полностью пассивным такой вид заработка нельзя, поскольку вся семья будет задействована в рабочем процессе.
Гостевой дом vs Гостиница
Основное отличие гестхауса от гостиницы – это юридический статус. При старте такого бизнеса вам не нужно будет присваивать, и согласовывать статус гостиницы касательно количества звезд, нет четко прописанных требований со стороны СЭС. Владельцы гостевых домов оплачивают налоги по более низким ставкам. Размер налоговых платежей будет зависеть от площади дома и участка, на котором он расположен. Связанно это с тем, что в платежи входит налог на землю, единый налог, налог на заработную плату оформленного персонала и прочее.
Еще одно отличие между этими форматами бизнеса – количество номеров. В гостиничном доме их должно быть до 10 шт., в то время как в гостинице данный показатель не ограничен.
Гостевой дом в отличие от гостиницы предлагает жильцам уютную домашнюю атмосферу с индивидуальным подходом к каждому клиенту. Такой объект является частной недвижимостью, владельцы которой сдают ее в формате аренды целого здания или же отдельных комнат. Зачастую гестхаусы делают в определенном стиле, как фасада, так и интерьера, чтобы выделиться среди многих конкурентов.
Список услуг в гостевом доме
Гестхаус в комплексе может предлагать своим посетителям целый список услуг. Все зависит от оснащенности дома и придомовой территории.
Плюсы и минусы
Данный бизнес имеет как ряд преимуществ, так и ряд недостатков, ниже представлен список основных из них.
Регистрация бизнеса
Для ведения официальной деятельности вам нужно будет оформить ваш бизнес.
Что даст вам официальное оформление вашей деятельности? Во-первых, это предоставить возможность безналичных расчетов для ваших клиентов. Во-вторых, работать с юридическими лицами: заказчиками, поставщиками, рекламными агентствами. Если вы решите оформить ООО, то вам нужно будет пройти процедуру сертификации по гостиничному стандарту, и переведет ваш бизнес с гостевого дома в полноценную гостиницу.
Для грамотного оформления всех бумаг, лучше всего обратиться за помощью к юристу в вашем городе, который поможет составить правильный пакет документов.
Местоположение и сам дом
Поскольку вы планируете покупку или постройку недвижимости, то нужно очень грамотно подойти к выбору места ее расположения, с точки зрения коммерческой привлекательности и возможности продажи в случае неуспеха в бизнесе. Есть несколько локаций, который чаще всего рассматривают для возведения и работы гостевых домов.
Исходя из выбора локации, будет зависеть формат работы и организации вашего гестхауса, а также вложения в его постройку и покупку земли.
Теперь что касательно самого дома. Тут также есть два подхода.
Если у вас есть финансовая возможность, то лучше всего построить гостевой дом с нуля, если же ее нет, то можно выбирать готовые решения и делать перепланировку и ремонт.
Количество жилых номеров в гестхаусе не превышает 10 шт. Мы советуем вам распределить все номера на двухместные и одноместные, с возможностью добавления одного спального места. Делать номера побольше нет смысла, поскольку под них нужно выделять значительную площадь, а заказов на них в разы меньше.
Грамотное планирование
C чего начать строительство гостевого дома или его перепланировку? Это с создания проекта дома и зонирование его площади по функциональным помещениям.
Прачечную, котельную и прочие подсобные помещения обычно делают в цокольном этаже здания.
Нанимать для оформления дома дизайнера совсем не обязательно, вы сами сможете подобрать цветовые решения и сделать яркие акценты из аксессуаров, но если бюджет позволяет, то можно делать все с помощью специалистов.
Оснащение для гостевого дома
Теперь давайте разберемся, что вам потребуется для комплектации различных помещений вашего дома.
Комплектация номера (базовая):
Также будут дополнительные помещения, по типу столовой, где устанавливают столы и стулья, прачечной со стиральной и сушильной машинкой, котельную с доступом ко всем коммуникациям и прочие.
Дополнительно позаботьтесь о территории возле дома, где вам нужно будет уложить тротуарную плитку, сделать парковку для авто, организовать зону для барбекю. Последующее оснащение гестхауса зависит от формата вашего бизнеса и количества дополнительных услуг, которые вы планируете предоставлять.
Реклама
Перед тем, как открыть гостевой дом, вам нужно составить маркетинговый план продвижения. От эффективности рекламы будет зависеть бронирование номеров и ваш заработок в целом. Давайте выделим основные каналы привлечения клиентов.
Целевой аудиторией вашего проекта будут: туристы, люди, приехавшие в командировку, организаторы различных мероприятий, люди, которые хотят пожить на природе, иностранцы.
Стоит сказать, что специфика бизнеса в формате гостевого дома предусматривает работу с постоянными клиентами, так как люди часто бронируют жилье повторно, а при высоком сервисе обслуживания рекомендуют вас своим друзьям и знакомым.
Персонал
Гостевой дом подразумевает формат семейного бизнеса. На деле, чтобы обслуживать дом на 5 номеров, достаточно нанять одного работника (повара, который по совместительству будет помогать по хозяйству) и чтобы один из супругов активно занимался процессами уборки, и ухода за придомовой территорией. В обязанности по уходу за домом входят: уборка номеров, стирка и сушка белья и полотенец, уборка в остальных помещениях, стрижка газона, или же уборка снега зимой.
Бухгалтерию можно отдать на аутсорс, или же самостоятельно разобраться в этом вопросе. Охрану дома можно осуществлять путем установки сигнализации.
Сколько нужно инвестировать?
Чтобы посчитать сумму стартового капитала, вам нужно будет разработать бизнес план гостевого дома с расчетами на все статьи расходов, которые потребуются для старта своего дела.
Как можно поступить, чтобы сэкономить стартовый капитал? Во-первых, вы можете заняться строительством гостевого дома самостоятельно, выполняя часть работ своими руками, и выполняя задачи прораба. Во-вторых, можно подбирать бюджетные варианты для отделки интерьера, но при этом старайтесь использовать правило цена/качество. В-третьих, это оборудование и мебель, их также можно искать в регионах, где их цена будет дешевле. В-четвертых, вы можете самостоятельно облагородить придомовую территорию.
Окупаемость бизнеса
Выводы. Гостевой дом, как бизнес – это проект с длительным возвратом инвестиций, но в то же время это стабильный источник дохода. В любой момент вы можете выйти из бизнеса, продав недвижимость. Высокий сервис обслуживания проживающих, адекватные цены, эффективная реклама – все это залог успешной работы гестхауса.
Сколько можно заработать на домике у моря
Опыт запуска частной гостиницы
Летом я снимала комнату в частной гостинице в Адлере и расспросила ее владельца Дмитрия, что это за бизнес.
В 2017 году Дмитрий заработал больше миллиона рублей, но теперь думает все продать. Вот его история.
Содержание: сколько можно заработать на домике у моря
Сколько стоит дом и земля у моря
Дом у Дмитрия рядом с морем — в 240 метрах. По меркам Адлера это близко: ближе частных домов почти нет — там стоят большие отели, сувенирные магазины, рестораны и супермаркеты.
На юге земля стоит дорого, и чем ближе к морю, тем дороже. Участок с домом Дмитрий получил в наследство. Если бы покупал, пришлось бы выложить от 2,5 до 5 миллионов за сотку. А в ста метрах от моря цена за сотку может доходить до 20 миллионов.
Кроме удаленности от моря цена на землю зависит от ее категории и вида разрешенного использования. Категорий земель семь, видов разрешенного использования — почти 3000. Все они прописаны в приказе Минэкономразвития.
Продают обычно участки трех категорий:
Гостевой дом Дмитрия в Адлере. На юге важен каждый сантиметр земли, поэтому дома строят плотно, оставляя лишь небольшие зазоры. У дома Дмитрия три этажа, больше не позволяет высотный регламент. Если нарушить — лишние заставят демонтировать. Все соседи Дмитрия тоже сдают дома, жилых уже не осталось
Отдельная история с домами. Бывает, что участки продают со строениями двадцатилетней давности. В таких домах много проблем с ремонтом, электропроводкой и канализацией, поэтому проще снести старый дом и построить новый. В Адлере новые дома строят из пеноблока или кирпича. Самый дешевый обойдется в 3—4 млн рублей, на «Авито» можно найти дома и за 20, и за 40.
У Дмитрия деревянный дом, сверху обшитый сайдингом. Такой можно построить за 5—6 млн рублей.
потратил Дмитрий на обстановку дома
Цены на участки в Адлере на «Авито»
Обстановка и ремонт
Перед открытием гостиницы Дмитрий отремонтировал дом и потратился на обстановку. Ремонт сделал своими силами, на этом удалось сэкономить минимум 200 тысяч.
Обстановка обошлась в 800 000 рублей. Для комнат Дмитрий закупил мебель, технику, постельные принадлежности, торшеры и сантехнику. Для общих мест — все, чтобы гости могли приготовить себе поесть и что-то постирать. Чтобы сэкономить на доставке, большую часть обстановки он заказал у местных производителей. Остальное докупил в Икее.
Доходы
В гостинице Дмитрия шесть номеров и общая кухня. Самый большой и дорогой номер — на четырех человек, с отдельной кухней и санузлом. В комнате есть двуспальная кровать, диван, кухонный гарнитур, шкафы и тумбочки. Чаще всего его снимают семьи с детьми.
Остальные номера рассчитаны на трех гостей. Они тоже с санузлами, но поменьше и без кухонь. Кровати односпальные, потому что номера с двуспальными бронируют реже. В каждой комнате шкаф и тумбочка. Другая мебель туристам и не нужна — большую часть времени они проводят на пляже, а в гостиницу приходят ночевать.
Кроме размера комнаты цена зависит от количества гостей: одному снять номер на 30% дешевле, чем втроем. Но одиночек в сезон немного, обычно селятся компании по 2—3 человека. Еще вариант сэкономить — приехать надолго. За бронирование дольше двух недель Дмитрий дает скидку от 5%.
Гостиница работает с мая по октябрь. С ноября по апрель Дмитрий ее закрывает: гостей мало, а отапливать деревянный дом слишком дорого.
Полностью гостиница загружена только в сезон: с середины июня до середины сентября. В мае или октябре посетителей меньше. Но и в сезон случаются накладки — бывает, подводит погода или гости отменяют длинную бронь. При полной загрузке за сезон можно заработать 2,1 миллиона рублей. В 2017 году получилось только 1,3 миллиона.
Сколько стоит снять комнату у Дмитрия
Номер | В пик сезона | В начале и конце сезона |
---|---|---|
Семейный | 4000 Р | 3000 Р |
Трехместный с балконом | 2800 Р | 1800 Р |
Трехместный без балкона | 2500 Р | 1500 Р |
Содержание гостиницы
Расходы на содержание зависят от сезона: в пик приходится тратить больше, зимой — меньше, хотя коммунальные услуги все равно приходится оплачивать. В июле-августе Дмитрий тратит больше 40 тысяч рублей в месяц.
За электричество — 10 000 Р : это свет, чайники, бойлеры, кондиционеры. В месяц выходит больше 2000 кВт. В дом Дмитрия проведен газ, поэтому за электричество он платит по фиксированному тарифу: 4,44 Р за 1 кВт. Если газа нет, можно платить по пониженным тарифам.
тратит Дмитрий в среднем на содержание дома в год
За воду — 5000 Р : водоснабжение и водоотведение. Туристы часто моются после моря, потому что на пляже души плохие, а до гостиницы всего пара минут.
На бытовые расходы — 5000 Р : мыло, туалетная бумага, губки, тряпки, средства для дезинфекции и стиральный порошок. Все это он закупает мелким оптом.
В итоге в среднем за год на содержание гостиницы уходит примерно 220 000 Р — или около 56 000 Р в месяц.
Реклама
Сайта у гостиницы нет, Дмитрий привлекает гостей иначе: через агрегаторы и по сарафанному радио. На внешнюю рекламу он не рассчитывает.
Сарафанное радио. Рекомендации довольных гостей тоже работают хорошо. Новые клиенты обычно звонят напрямую или пишут на электронную почту, поэтому Дмитрий старается быть все время на связи.
На чем сэкономить
Дмитрий не подает завтраки и не нанимает сотрудников.
Администратор помогает гостям решать проблемы и впускает их по ночам. Но он стоит 2000 рублей за смену. Поэтому Дмитрий старается сам все время быть рядом или просит родственников его подменить. А ключи выдает всем гостям.
зарплата администратора за смену
Сложности
Гостевой дом на юге — это сезонность, работа без выходных и высокая конкуренция.
Сезонность. Летом Дмитрий тратит на гостиницу все свое время, а с ноября по май гостиница простаивает. В несезон приходится искать другую работу — или зарабатывать за сезон столько, чтобы хватило на весь год.
Работа без выходных. В больших гостиницах администраторы встречают клиентов, управляющие решают проблемы, горничные ведут хозяйственные дела. В маленьких все на одном человеке. На море за сезон Дмитрий выбрался два раза и еще пару выходных наскреб съездить с друзьями в горы.
Конкуренция. Даже в сезон за клиентов приходится бороться. К Олимпиаде в Сочи построили много гостиниц разного уровня, поэтому найти здесь комнату не проблема. Крупные отели берут сервисом: каждый день уборка номеров, завтрак, круглосуточный ресепшен, бассейн. Обычно это дороже, чем снять комнату у частника, но если случается акция, то может получиться и дешевле. Поэтому клиенты, которые ценят сервис, уходят в такие отели.
Чтобы выживать, мини-гостиницы переориентировались на родителей с маленькими детьми и пенсионеров. Родителям с детьми важна кухня, чтобы готовить самим. Они обычно приезжают на несколько недель и стараются на всем экономить. Пенсионеры снимают комнаты у частников больше по старой привычке — считают, что это дешевле. А еще им хочется тишины и спокойствия. В мини-гостинице постояльцев меньше, чем в отеле, поэтому есть шанс спокойно посидеть во внутреннем дворике или ни разу не встретить соседей на кухне.
Перспективы
Содержать гостевой дом тяжело: конкуренция высокая, отдыхать некогда, постоянно нужно искать клиентов. Расширяться сложно: дом выше трех этажей не построить, а земля у соседей дорогая.
Сейчас Дмитрий думает о том, чтобы продать участок с домом и купить три квартиры в Сочи. Их можно будет сдавать на долгий срок тысяч за 25—30 в месяц. По очень грубым прикидкам доход будет немного меньше, чем с гостевым домом, зато можно будет работать где-то еще и планировать отдых без оглядки на бизнес.
Расходы на содержание гостевого дома в год — 252 000 Р
Содержание и подготовка к сезону | 220 000 Р |
Реклама и комиссии | 32 000 Р |
Чистая прибыль от гостевого дома в Адлере в 2017 году — 1 048 000 Р
Управляю гостевым домом на юге пять лет. Работа соковыжимательная, особенно если делать все самому. Я бы на вашем месте не спешила продавать, вы только начали вникать в дело и нарабатывать себе клиентов. Тем более локация у вас кайфовая, не всем так везет. Возьмите на работу горничную, чтобы развязать себе руки и заняться самым важным — привлечением клиентов и увеличением выручки. На горничной экономите 25 тысяч в месяц, на простоях упускаете сотни. Посчитайте, на какую сумму у вас простои за прошлый сезон, и подумайте, как их уменьшить.
Изучите топ выдачи посиковиков и разместитесь еще на нескольких агрегаторах. У нас хорошо работают Азур, Куданаморе, Твил и Букинг. Правда, мы выкупаем спецразмещение и тратим порядка 60 тысяч в год на рекламу. Как у вас отрабатывают Хочунаюга? Они вроде в топе по запросам, но я вижу смысл там только баннер ставить. Там нет нормального поиска для клиентов, гостиницы представлены убого — мелкие фото номеров отдельно, описания отдельно, черт ногу сломит в их древнем сайте. Я бы как клиент не стала пользоваться таким агрегатором.
К сожалению, с каждым годом все эти сайты дают все меньше клиентов. Поэтому мы ставим на прямые продажи — очень лояльны к старым клиентам, ведем соцсети и инстаграм. Совсем не хочется платить конские комиссии букингу.
Как открыть мини гостиницу или хостел? 20 ответов на популярные вопросы!
1. Купить работающий отель или открыть свою гостиницу?
2. Сколько минимально должно быть номеров или койка-мест в хостоле?
3. Какие услуги в гостинице сделать бесплатными, а за что брать оплату?
4. Какое количество сотрудников потребуется на мини гостиницу на 12-15 номеров?
5. Покупаем помещение под отель или берем в аренду?
6. Какую юридическую форму выбрать: ООО или ИП?
Для большего маневра, в случае если вы хотите пусть в бизнес партнеров, подойдет ООО. Уступка долей, продажа готового гостиничного бизнеса. Если же отель для вас единственный проект, то можно выбрать ИП.
На первый год для МСР выбирайте УСН 15%. На второй год 6%.
8. На какой срок заключать договор аренды?
На максимальный. С возможностью приоритетного продления по его окончание. 10 лет для вас должно быть интересно. Вам нужно и вернуть инвестиции и получить прибыль. В пару лет не уложитесь.
9. Что нужно согласовывать, что бы открыть мини отель или хостел?
Необходимо пройти классификацию и получить документ о присвоение «звездности» вашей гостинице. Подать уведомление в Роспотребнадзор о начале коммерческой деятельности.
10. Трудоустраивать сотрудников?
Трудоустраивать с обязательным 3 месячным испытательным сроком. Можно использовать короткие договора.
11. Какая должна быть арендная ставка у помещения?
Аренда не должна превышать 35% от выручки гостиницы. В противном случае, любая ситуация, которая будет влиять на выручку и снижать ее, отразиться на обязательствах по аренде. Разработка финансово-экономической модели проекта, даст ответ, какой уровень арендной платы сможет выдержать максимально проект. Считайте грамотно.
12. Дизайн важен для мини отеля и хостела?
13. Какую локацию выбрать для отеля?
Центр. Близость исторических и культурных памятников. Транспортные развязки и метро. Возможность круглосуточного доступа. Безопасность. Наличие ночной жизни. Зона парков и скверов. Спортивные и прогулочные маршруты.
14. Какое ИТ решение выбрать для управление отелем и учета гостей?
15. Необходима ли касса?
Да, обязательно и он-лайн!
16. Стирать белье самим или отдавать в прачку?
Только отдавать на аутсорсинг! Вам не нужны эти хлопоты и площадей у вас нет лишних для ее организации.
17. Через какой срок хостел выйдет на самоокупаемость?
На третий месяц вы должны выходить в ноль, через семь месяцев в плюс, через 2-2,5 года можете окупиться. Но это не шаблон для каждого отеля, успех будет зависеть от набора факторов. Но успех всегда рядом.
18. Есть цоколь, могу я там открыть мини отель, хостел?
19. На сколько звезд классифицировать. Чем больше, тем лучше?
20. Нужно ли регистрировать иностранных граждан?
Да, необходимо. Можно эту процедуру проводить он лайн. Избегайте ненужных штрафов, они влияют на ваши доходы!
Вопрос на миллион. Сколько нужно инвестиций, что бы открыть мини отель?
Что нужно для гостевого дома
Во многих регионах России дефицит качественных гостиничных услуг — отелей с высоким уровнем сервиса и разумным, отвечающим спросу соотношением цены – качества. Потенциал есть в каждом регионе и городе, даже, например, в Санкт-Петербурге, где летом особенно высока заполняемость отелей, хостелов и другого жилья.
Чтобы адекватно оценить дефицит, нужно учитывать не только количество доступных вариантов размещения, но и спрос на проживание в них. В каких-то регионах туристический поток постоянно растет. Например, на Алтае, в Краснодарском крае, республике Карелия и в Свердловской области, также популярны города Золотого кольца России. А где-то турпоток начнет увеличиваться только в ближайшие годы, в том числе в связи с облегченным режимом получения виз для иностранных туристов. Я бы рекомендовал учитывать эти факторы при выборе города и региона для открытия нового отеля.
Федеральное агентство по туризму разграничивает большие и мини-отели по количеству номеров: если планируете номерной фонд меньше 50 комнат, то вы будете условно считаться владельцем мини-отеля.
Также гостиничный бизнес подразделяется на виды гостиниц по классу услуг (Постановление от 16 февраля 2019 года №158):
Хостелы обещают быстро окупиться и требуют меньше всего вложений. По данным Российской газеты, сейчас хостелы занимают долю в 20–40% всего рынка размещения (в зависимости от региона).
Однако важно считаться с «законом Хованской»: с 1 октября 2019 года в России будет запрещено размещение хостелов и гостиниц в жилом фонде многоквартирных домов. При этом формулировку о запрете «иных средств размещения» и «услуг временного размещения» из текста законопроекта убрали. Получается следующее: юрлица и ИП оказывать гостиничные услуги теперь в жилом фонде не могут, но продолжать работать можно по договорам найма.
Исключением из законопроекта станут нежилые помещения на 1 и 2 этажах (над другими нежилыми объектами), обязательно с отдельным входом, при наличии систем противопожарной безопасности, звукоизоляции в номерах, охранной сигнализации и сейфов. То есть, если требования соблюдаются, размещаться в жилом доме хостел или мини-отель все-таки сможет. Правда, поскольку эти требования, особенно отдельный вход, сложны в исполнении, ищите в первую очередь помещения в нежилом фонде.
Евгений Насонов, член правления Лиги хостелов:
«Что произойдет с хостелами 1 октября? Навряд ли что-то кардинально поменяется для уже функционирующих объектов. У московских властей есть чем заниматься. Идея того, что контролирующие органы все оперативно проверят, разбивается о расчеты: так, в 2016 году, когда московские власти объявили хостелам «войну», было закрыто 46 точек. При этом ежегодно их открывается более 50».
Вы определились с типом и концепцией отеля, теперь нужно понять объем инвестиций и желаемой прибыли. Эти цифры позволят начать работать над бизнес-планом.
Прединвестиционные исследования сформируют выводы о рентабельности будущего бизнеса. Кроме того, маркетинговый анализ поможет рассчитать плановые издержки и доходы со сдачи номеров — он должен быть отражен в вашем бизнес-плане. Когда определитесь с помещением (см. шаг 3), дополните план: проанализируйте ближайших конкурентов и их ценовую политику — вам придется играть по уже установившимся ценовым правилам.
Еще необходимо проанализировать и зафиксировать в бизнес-плане вашу финансовую модель. Рассчитать стоимость продажи номера на следующие годы после открытия правильнее будет с момента выбора помещения, ориентируясь на рынок. Спрогнозировать операционные расходы можно уже сейчас: подсчитайте, во что вам обойдутся зарплаты персоналу (подробнее о персонале мы остановимся на шаге 7), коммунальные платежи, приблизительная аренда (сколько закладываете, если помещение не в собственности), уборочный инвентарь и расходные материалы.
Если результаты расчетов по бизнес-плану оправдают ожидания, переходим к поиску помещения и регистрации бизнеса.
Найдите поставщиков сервисов и услуг для бизнеса
В B2B-магазине Rusbase в режиме «одного окна» вам доступны надежные поставщики бизнес-решений. Здесь вы привлечете к своему проекту инвестора, вместе с профессионалами сделаете грамотную финансовую модель и, если понадобится, проведете инвестиционную диагностику бизнеса перед запуском.