в чем изобразительная специфика видения предмета запечатленного на фотографии кратко
Вещь: свет и фактура
Во все времена художников интересовала магия света. На полотнах Рембрандта и Вермеера, Куинджи и Коровина мы видим, как светом выделяется главное, как свет подчёркивает объём и цвет вещей, а главное, создаёт особое настроение и атмосферу. В фотографии роль света ещё более значительна. Свет не только технологически, но и изобразительно рождает фотографию. Благодаря ему выявляется форма здания, человеческого тела, любой вещи и их взаимосвязь с пространством.
Рембрандт. Портрет Саскии. Фрагмент;
В. Д. Поленов. У постели больной. Фрагмент;
К. А. Коровин. Цветы и фрукты
От того, как направлен свет и какой он, зависит характер и даже смысл того, что запечатлено на снимке. Но во сто крат больше от света зависит образность, выразительность и красота изображённого. Свет придаёт ясность или загадочность, поэтичность или жёсткость. Свет — средство художественной выразительности, превращающее фотографию в искусство светописи.
Есть много общего в живописном и фотографическом натюрморте. Но операторское вйдение вещи, окружающих предметов через фотообъектив отличается от взора на них живописца. Фотоглаз по-особенному приближает нас к объекту: становится видимой пористость кожуры апельсина, фактура старого пня, каждая крупица или капелька.
Конечно, и кисть живописца передаёт красоту и необычность материалов, но в фотографии фактура вещи на крупном плане производит особо сильное впечатление. Преломление света в стекле, его отражение в воде или в складках ткани превращают в запоминающееся зрелище саму фактуру и материал вещи.
Излюбленным мотивом фотохудожников стала эффектная игра света на гранях стеклянной посуды, усиленная бликами воды.
При съёмке натюрморта решаются те же художественные задачи, что в рисунке и живописи: светотоновые, колористические, но прежде всего композиционные, и здесь важнейшую роль играет свет. Помимо выделения фактуры и формы, свет и тени композиционно организуют натюрморт, ставят акцент на главном, делают цельным и единым всё его пространство.
Свет в фотонатюрморте — средство композиционной акцентировки и спецэффекта. Он акцентирует внимание зрителя и при помощи светотоновых контрастов ведёт взгляд зрителя по снимку, в этих работах найдены интересные композиционные и цветосветовые решения.
А это пример композиционного несоответствия величины объекта и пространства, в которое он заключён.
На рисунках — варианты более удачных композиций, где есть воздух и глубина пространства.
Вначале фотография, как и кинематограф, была чёрно-белой. Чёрно-белая фотография подобна графике. Порой кажется, что чёрно-белое изображение беднее и менее выразительно, чем цветное, но это не так. Опыт искусства свидетельствует: живопись не отменяет графику. У чёрно-белого изображения свой язык, своя поэтика.
Цвет в живописи и цвет в фотографии различен по своей природе. Живописец — автор и создатель цветового строя своей картины, а фотограф в большинстве случаев — заложник цвета снимаемой им натуры. В живописи цвет — сочинённый, а в фотографии — копийный, повторяет природный цвет.
Иное дело свет. Он более творческий элемент фотографии, потому что в большей мере зависит от фотооператора. Поэтому чёрно-белое решение снимка может быть даже интереснее и выразительнее, чем цветное. Во всяком случае, это различные языки, на которых сегодня говорит фотография.
Обратите внимание, как меняется восприятие изображения в зависимости от его цветотонового или графического решения.
Задание
На примере работ, сделанных учащимися, видно, какой выразительности и образности можно достичь при помощи света и интересной композиции, снимая даже самые простые вещи.
В этих натюрмортах удалось выявить объём, показать изысканность формы и разнообразие фактур вещей. Композиционная сбалансированность цветотоновых пятен найдена при помощи художнического видения.
Автор достиг светокомпозиционного эффекта благодаря удачно выбранной точке съёмки и ракурсу, в работе чётко выявлен композиционный центр, сразу привлекающий наше внимание. Удачно найдена крупность плана.
Задание
Творческое
В работе должен проявиться творческий подход к выбору точки съёмки, ракурса, крупности плана, выявлению композиционного центра, постановке света.
Фотография — новое изображение реальности
Главное в фотографии — не съёмка позирующих перед камерой, а умение выхватить своим взглядом мгновение жизни и запечатлеть его, будь то последние лучи заходящего солнца или чья-то неожиданно промелькнувшая улыбка. Непревзойдённость фотографии в её «фактографии» — стремительной фиксации события или состояния, в их единственности и неповторимости как факта истории или личной жизни человека.
Перед нами фотографии Л. Н. Толстого (слева), Н. В. Гоголя, художников-передвижников, Д. И. Менделеева, А. Дюма. Благодаря фотографиям мы можем представить себе, как они выглядели на самом деле. Каким бы замечательным художником ни был портретист, но чисто внешнее сходство — удел фототехники. Недаром документ сопровождают фотографией, а не рисунком.
Вот на снимках — Знамя победы над рейхстагом, Москва в ворохе листовок встречает первых полярников, Юрий Гагарин в космическом полёте, а вот может быть портрет твоего папы, ещё маленького и такого смешного. Ничто не заменит их неподдельной правды! Так в простой фотографии навсегда сохраняется остановленное время.
Однако фотография не сразу осознала свою изобразительную особенность и самостоятельность. Изучая историю фотографии, мы видим её шаги от подражания живописи к поиску своего выразительного языка и нахождению своей образной специфики. Насладившись эффектом правдоподобия и схожести снимка с натурой, превосходящей любую картину, фотографы, пусть на ощупь, продвигались по пути становления фотографии как искусства.
Первые фотографии носили имя своего изобретателя — французского художника Л.-Ж. Дагера и назывались дагеротипами. Фотоизображение появилось благодаря свету. Попадая на элементы серебра, которые поначалу наносились на стеклянные пластины, затем на эмульсионные слои фотоплёнки, свет рождал изображение. Сейчас его фиксатором и реагентом стала цифровая электронная технология. Фотоснимок, процесс его съёмки и обработки прошли долгий путь технического и художественного преображения, прежде чем стать такими, какими мы их видим сейчас.
(Перед вами различная фототехника и аппаратура прошлых времён)
Фотоаппарат — средство, подобное карандашу или кисти. Никакая фотография не может быть сделана без участия человека. И чем больше его участие в процессе съёмки носит творческий характер, тем ближе фотография к искусству.
Фотография, как и картина, — изображение художником (субъектом) окружающей действительности (объекта). Изображённое живописцем носит более субъективный характер, а запечатлённое фотографом носит более объективный характер.
Глаз художника смотрит в глубь человека, старается рассмотреть портрет его души, увидеть сквозь внешнее внутреннее, изобразить итог, «сумму» человека, его жизни.
Фотоаппарат выхватывает из потока жизни единственное мгновение и бесстрастно фиксирует видимое, внешнее. Другое дело, что через внешнее также может проступить суть человека, его характер, иногда даже тщательно скрываемый.
Фотография создаёт картину видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Но от этого она не становится реальностью.
Например, фотография, запечатлевшая здание или городскую среду, остаётся двухмерным снимком на фотобумаге или изображением на плоском экране компьютера, какую бы иллюзию ему ни придавал формат 3D. Фотографическое изображение — это лишь новая художественно-визуальная условность.
Рождение фотографии заставило художников по-новому взглянуть на суть живописного искусства. Оказалось, что внешняя похожесть изображения на натуру не является единственной, а тем более главнейшей задачей живописца. Художнику не стоит соревноваться с фотографом. Зато у художника есть возможность сочинять. В своей картине он может изобразить не только видимое, но и воображаемое, несуществующее, будущее или прошлое. В фотографии же он ограничен отображением лишь видимого и существующего.
Мир и человек на снимке внешне более похожи на реальность, чем на картине. Сравните картины М. А. Врубеля и эти фотоснимки и вы убедитесь, что фотография — всегда лишь отражение конкретного. Потому что она по своей природе документальна.
Фотография расширяет изобразительную палитру художника, придаёт его вйдению новые оттенки. Однако изменения технологии создания фотоизображения не затрагивают природы художественного творчества и композиционных законов, по которым строится любое изображение. Художественный процесс в фотографии и изобразительном искусстве един.
Задания
Работа (здесь и в дальнейших заданиях) выполняется в предложенной учителем форме: в форме реферата или устного сообщения, с привлечением специально подобранного иллюстративного материала (из книг, журналов или Интернета, раскрывающего понимание темы), с последующей презентацией и коллективным обсуждением.
Сегодня практически у всех есть фотокамеры (или мобильные телефоны с их функциями), и вы не первый день ими пользуетесь. Поэтому предлагаем вам не техническое руководство по пользованию аппаратурой, а попытку осмысления вашей съёмки и её результатов, изучение условий художественного творчества в фотографии.
Используйте для начала ваши умения и навыки при съёмке дома. Посмотрите, не допустили ли вы композиционных или иных огрехов, подобных этим:
Можно встать перед любым объектом и, не долго думая, просто «щёлкнуть» его. Скорее всего, в этом случае выглядеть на фото объект будет неинтересно (фронтально, на общем плане), и ещё хорошо, если уместится в кадре и не сольётся с фоном.
Фотография — документально-изобразительное сообщение о снимаемом объекте. Рассказать об этом объекте в фотографии можно по-разному, в зависимости от того, что вы хотите сообщить зрителю, какое представление об объекте он должен получить. В основе удачного снимка всегда лежит интерес и неравнодушие самого автора к тому, что он снимает.
Стремление к передаче своего видения натуры помогает создать на фотографии наиболее точный и выразительный образ.
Задание
Творческое
Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»
Демонстрация опыта работы со съёмочной аппаратурой при фотосъёмке неслож ного объекта (по собственному выбору): последующий анализ образной выразитель ности и композиции фотографии.
В чём изобразительная специфика видения предмета, запечатлённого на фотографии?
Ответы 2
Фотография, как и картина, — изображение художником (субъектом) окружающей действительности (объекта). Изображённое живописцем носит более субъективный характер, а запёчатлённое фотографом носит более объективный характер.
Глаз художника смотрит в глубь человека, старается рассмотреть портрет его души, увидеть сквозь внешнее внутреннее, изобразить итог, «сумму» человека, его жизни. (Портрет Анны Ахматовой) Фотоаппарат выхватывает из потока жизни единственное мгновение и бесстрашно фиксирует видимое, внешнее. Через внешнее также может проступить суть человека, его характер, иногда даже тщательно скрываемый.
Главное в фотографии — не съёмка позирующих перед камерой, а умение выхватить своим взглядом мгновение жизни и запечатлеть его, будь то последние лучи заходящего солнца или чья-то неожиданно промелькнувшая улыбка. Непревзойдённость фотографии в её фактографии» — стремительной фиксации события или состояния, в их единственности и неповторимости как факта истории или личной жизни человека.
В основе удачного снимка всегда лежит интерес и неравнодушие самого автора к тому, что он снимает. Стремление к передаче своего видения натуры создать на фотографии наиболее точный и выразительный образ.
В чём изобразительная и образная специфика фотографии отличающая её от живописи.
Фотография, как и картина, — изображение художником (субъектом) окружающей действительности (объекта). Изображённое живописцем носит более субъективный характер, а запёчатлённое фотографом носит более объективный характер.
Глаз художника смотрит в глубь человека, старается рассмотреть портрет его души, увидеть сквозь внешнее внутреннее, изобразить итог, «сумму» человека, его жизни. (Портрет Анны Ахматовой) Фотоаппарат выхватывает из потока жизни единственное мгновение и бесстрашно фиксирует видимое, внешнее. Через внешнее также может проступить суть человека, его характер, иногда даже тщательно скрываемый.
Главное в фотографии — не съёмка позирующих перед камерой, а умение выхватить своим взглядом мгновение жизни и запечатлеть его, будь то последние лучи заходящего солнца или чья-то неожиданно промелькнувшая улыбка. Непревзойдённость фотографии в её фактографии» — стремительной фиксации события или состояния, в их единственности и неповторимости как факта истории или личной жизни человека.
В основе удачного снимка всегда лежит интерес и неравнодушие самого автора к тому, что он снимает. Стремление к передаче своего видения натуры помогает создать на фотографии наиболее точный и выразительный образ.
https://infourok.ru/razrabotka-uroka-s-prezentaciey-po-predmetu-iskusstvo-na-temu-fotografiya-vzglyad-sohranenniy-navsegda-klass-1055118.html
Учебный предмет, класс: искусство, 9 класс.
Тема урока: “Художественная фотография как вид искусства”.
Программа: рабочая программа интегрированного курса “Искусство”, составленная на основе примерных программ ФК ГОС для 5-9 классов по изобразительному искусству (раздел “Синтез искусств) и по музыке (раздел “Музыка в формировании духовной культуры личности”), примерных программ по музыке и изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений Свердловской области (для обучающихся 5-7, 8-9 классов).
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Цель урока: развитие социокультурной компетентности обучающихся в процессе формирования представлений об особенностях и выразительных средствах художественной фотографии.
Методы обучения: наглядный, проблемный, исследовательский, диалог, эвристическая беседа.
Планируемые результаты изучения материала: учащиеся узнают об истории возникновения и развития фотографии, систематизируют полученные знания по теме, расширяют представления о специфике выразительных средств и образной природе таких видов искусства, как живопись и художественная фотография, создают личностный образ фотоискусства на примере различных жанров.
2. Актуализация знаний (3 мин.)
3. Мотивация на учебную деятельность (2 мин.)
4. Формулирование темы, цели, вопросов урока (5 минут)
5. Основной этап (25 мин.)
7. Пояснение и запись домашнего задания (3 мин.)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы работы | Педагогич. средства |
1. Организационный | Приветствие, эмоциональный настрой- Искусство – это огромная область человеческой | Готовность к уроку | ||
2. Актуализация знаний | жизни, относящаяся к ее духовной сфере. |
На предыдущих уроках вы узнали, что все многообразие видов искусства разделяют на 3 группы. Какие?
— С какими видами искусства мы уже познакомились и подробно рассмотрели их особенности?
— К какой из трех групп относится изобразительное искусство?
— Сегодня мы обратимся к виду искусства, который также входит в группу пространственных видов искусства. Попытайтесь определить его название.
С видами изобразительного искусства.
К группе пространственных видов искусства.
— Название его переводится с греческого как “писать светом”.
— Именно к этому виду искусства можно отнести слова “Остановись, мгновенье, ты прекрасно” (Гете “Фауст”)
Определите это направление сами. (Демонстрируется подборка слайдов № 1).
— Какая тема нашего сегодняшнего урока?
“Художественная фотография как вид искусства”
— Как вы думаете, какая цель будет у нашего урока?
Выявить особенности и выразительные средства художественной фотографии как вида искусства
— Какие вопросы мы будем рассматривать? (Коррекция предложенных вопросов,)
1. История возникновения и развития фотоискусства
2. Направления, жанры и выразительные средства художественной фотографии
3. В чем заключается мастерство фотохудожника
Предложения по формулировке цели.
Формулирование вопросов.
1-11
5.1. История возникновения
— Вы сформулировали вопросы, задайте их другим группам.
Обмен вопросами, уточнение и закрепление изученного материала.
Текст “Фотография” (прил.1)
Слайд 13
Действительно, во время зарождения фотографии в эстетике господствовало мнение о том, что искусством может быть лишь рукотворное произведение. Изображение же действительности, полученное с помощью технических физико-химических методов, не могло даже претендовать на подобный статус. И хотя уже первые фотографы, тяготевшие к художественности изображения, проявляли немалую композиционную изобретательность для отображения реальности (порой изменяя её до неузнаваемости), в систему общественных ценностей и приоритетов в роли одной из муз фотография долго не вписывалась.
Фотография в своем развитии прошла несколько этапов:
в начале своего существования была своего рода забавным аттракционом, затем техническим средством передачи информации (достаточно вспомнить, что художники 19 века использовали фотографию как вспомогательный материал для написания живописных работ), лишь в процессе создания нового художественного языка произошёл переход к коммуникативно-художественным функциям.
В настоящее время существует два направления фотографии – документальная и художественная.
— А с какой целью создается художественная фотография и что характерно для нее?
Я предлагаю посмотреть фотографии выдающихся мастеров прошлого, классиков этого вида искусства (Александр Родченко, Роберт Капа, Ансел Адамс) и определить, что отличает их работы. (Демонстрируется подборка слайдов № 2)
— Создаются для отражения собственного видения авторов, их отличает наличие художественного образа.
— Давайте вспомним, что называется художественным образом?
С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка
Глубоко индивидуальное видение мира, связанное с внутренним миром автора и личностным отношением к отображаемому объекту.
Проблемно-поисковый метод
Слайд 18-29
Живя свой век грешно и свято, недавно жители земли,
Придумав фотоаппараты, залог бессмертья обрели.
Что зеркало! Одно мгновенье, одна минута истекла,
И веет холодом забвенья от опустевшего стекла.
А фотография сырая, продукт умелого труда,
Наш облик точно повторяет и закрепляет навсегда.
О какой специфической особенности говорит поэт?
— Специфика художественного образа в фотоискусстве состоит в том, что это изобразительный образ документального значения. Фотография даёт образ, сочетающий в себе художественную выразительность с достоверностью и в застывшем изображении воплощающий существенный момент действительности. Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки и изменений перенесены из сферы деятельности в сферу художественную.
Однако фотография способна взять жизненный материал и как бы переломить действительность, заставив нас по-новому видеть и воспринимать её. И именно эстетическое отношение фотографа к снимаемому факту определяет конечный результат и эффект снимка.
— Какими средствами пользуется фотохудожник для преображения действительности?
— Давайте попытаемся увидеть различные выразительные средства в представленных фотографиях. (Просмотр подборки слайдов № 3)
— Теми же, что и живопись (перечисление средств художественной выразительности).
- в чем состоит опасность жизни для политики
- Я не умею прощаться так что катись свинья