что больше всего может расстроить в работе
Ловушки на собеседовании: 14 каверзных вопросов, которые вам могут задать при устройстве на работу
Как вести себя на собеседовании и стать лучшим, не попавшись в ловушки работодателя.
Как часто вы ходили на собеседование и не получали обещанного звонка? Хотя были уверены, что соответствуете должности, на которую претендовали. В такие моменты вы удивляетесь и искренне не понимаете, почему с вами так поступили. Еще неделю вы ходите в расстроенных чувствах, а желание отправлять резюме постепенно улетучивается. Однако на самом деле большинство распространенных вопросов полно подводных камней. Быть может, вы просто не смогли дать правильный ответ, который выделил бы вас среди других претендентов?
Почти на каждом собеседовании есть каверзные вопросы, и наша проблема – в недостаточной подготовке.
Мы в 1Gai.ru предлагаем избавиться от страха перед разговором с потенциальным работодателем и вместе поработать над будущими ответами.
1. Расскажите о себе
Это тот самый вопрос, который определяет, как долго будет длиться ваше собеседование. Большинство кандидатов не готовятся к нему заранее, хотя он встречается гораздо чаще других. Он кажется каким-то неформальным – претендент теряет бдительность и расслабляется. В этом и есть ловушка!
Как ответить?
Отвечайте коротко и четко. Расскажите о себе и своих достижениях, стараясь не касаться личных подробностей (HR-менеджеру совсем неинтересно слушать о ваших детях). Расскажите, кто вы, где вы учились, о вашем опыте (буквально в двух словах). Лучше заранее прорепетировать ответ, чтобы вы не уходили в сторону и могли сделать рассказ более коротким. Этот вопрос – та часть собеседования, которая может заинтересовать собеседника и определить, как сложится дальнейший разговор.
2. Какие ваши самые сильные стороны?
По ответу HR-менеджер сможет оценить вашу компетентность, а также узнать о вашем характере.
Как ответить?
Здесь не место излишней скромности, иначе вы будете выглядеть робкими и неуверенными в себе. Этот вопрос – ваша возможность раскрыть себя, но не задирайте нос слишком высоко. На самом деле, просто соотнесите ваш ответ с требованиями, указанными в резюме.
Например, скажите о вашей способности управлять командой и осуществлять продажи, о вашей ответственности, стрессоустойчивости и самоорганизации, навыках тайм-менеджмента и т. д. Иными словами, говорите то, что хочет услышать от вас человек, сидящий напротив.
3. А что насчет ваших слабых сторон?
Это самая настоящая ловушка! Так HR-менеджер сможет понять, как вы оцениваете самих себя. Этот вопрос очень любят задавать на собеседовании, поэтому будьте готовы отвечать правильно.
Как ответить?
Во-первых, не думайте о том, чтобы сказать: «У меня нет слабых сторон» – это полная катастрофа. Фразу «Я перфекционист» уже можно относить к надоедливым клише. Конечно, также не стоит говорить о чем-то, что может противоречить требованиям к позиции. Расскажите что-нибудь тривиальное и обязательно сопроводите негатив положительным моментом. Не забудьте упомянуть о том, что вы смогли преодолеть и чему смогли научиться.
Например, «порой на выполнение задачи уходит много времени, но я стараюсь это исправить». И, конечно же, объясните, как вы пытаетесь это сделать. Допустим, стараетесь улучшить свои навыки быстрого письма, потому что не хотите сокращать время, отведенное на исследование. Это тот ответ, который растопит сердце HR-менеджера.
4. Почему вы ушли с предыдущего места?
То, что вам не хватало на прошлом месте работы, конечно, важно для вашего следующего работодателя. Ловушка заключается в том, как вы реагируете на эту тему и как преподносите свой ответ.
Как ответить?
Правило номер один: никогда не говорите плохо о своем предыдущем работодателе! И совсем неважно, какой была причина вашего увольнения. «Мне стало скучно – я хотел работать над более сложными задачами» / «на прошлом месте работы не было возможности продвижения, а я хотел бы развиваться в карьерном плане» / «я терял много времени на дорогу от работы до дома» / «у компании возникли финансовые трудности, и мы с друзьями попали под сокращение» – такие ответы могут быть вполне подходящими.
Еще один момент: будьте честными, даже если вы ушли не по собственному желанию. Ведь вы не знаете, проверял ли HR-менеджер ваше резюме до того, как вы пришли.
5. Какими были ваши обязанности?
На самом деле, это способ оценить, насколько вы были ответственными и инициативными на предыдущей работе.
Как ответить?
Вы можете честно и подробно рассказать о своих обязанностях и попытаться напрямую связать их с требованиями к позиции. Таким образом вы не попадете в ловушку и сможете убедить работодателя в вашей пригодности для новой работы.
6. Как вы относитесь к стрессу на работе и как с ним справляетесь?
Это один из самых распространенных вопросов на собеседовании – впечатление, которое вы произведете своим ответом, может иметь решающее значение.
Как ответить?
Например, «Я считаю, что порция стресса просто необходима, чтобы оставаться мотивированным и быть продуктивным. Думаю, это помогает более усердно и последовательно работать над задачами. В бизнесе просто невозможно избежать стрессовых ситуаций, но я уверен: ими можно управлять, пока за каждым сотрудником закреплен список его обязанностей».
7. Расскажите о самой большой проблеме, с которой вы столкнулись на предыдущей работе, и как вы с ней справились?
На этом этапе от вас хотят услышать небольшую (конечно, далекую от преувеличения) историю успеха. Это способ понять, насколько вы хладнокровны в кризисных ситуациях, и оценить ваши навыки решения проблем.
Как ответить?
Например, «однажды один из наших постоянных клиентов решил передать дела конкуренту. Я поговорил с ним и убедил его продолжать сотрудничество с нашей компанией».
8. Почему вы хотите занять эту должность?
Очевидно, этот вопрос задают с целью выяснить, каковы ваши намерения. Вам просто нужна работа, и вы отправили резюме? Или это именно та должность, на которую вы всегда хотели попасть? Этот вопрос позволяет определить разницу. Именно поэтому советуем репетировать ответы перед каждым собеседованием!
Как ответить?
Используйте все преимущества этого вопроса и редактируйте свои ответы в зависимости от позиции, на которую вы претендуете, и ваших конкретных обстоятельств.
Вы можете сформировать ваш рассказ вокруг фразы «ваша компания не только предоставляет возможности для личностного и карьерного роста. Это место, где могут пригодиться мои навыки. Кроме того, я думаю, что хорош в этом деле, поэтому хочу быть частью развития компании».
9. Как вы думаете, что такое успех?
Подобные вопросы помогают работодателю оценить вашу трудовую этику и карьерные цели. Да и в целом понять, какая вы личность. Ваш ответ, естественно, должен быть связан с позицией, на которую вы претендуете.
Как ответить?
Прежде чем пойти на собеседование, просмотрите веб-сайт компании, изучите связанные с компанией новости и СМИ. «Для меня успех – качественно выполнять свою работу. Я оцениваю успех по результатам». В общем, ответ, который построен вокруг мысли «успех – это измеримые результаты», уместен больше всего.
10. Каким был ваш самый большой успех на прошлой работе?
Теперь пришел черед проверить, согласуются ли ваши действия с вашим пониманием успеха. Кроме того, работодатель хочет узнать, чего вы достигли на прошлой позиции.
Как ответить?
Опять же, лучший способ ответить на такой вопрос – упомянуть результаты, которые пересекаются с требованиями к вашей будущей должности. Найдите лучшее соответствие и используйте его, чтобы доказать, что вы действительно принесете пользу компании.
11. Что мотивирует вас больше всего?
Master1305 / Getty Images
Другими словами, можете ли вы организовать работу самостоятельно или на вас действуют только пинки руководства?
Как ответить?
Вы снова сталкиваетесь с одним из вопросов-ловушек. Идеальный сотрудник самомотивирован, ему не нужно, чтобы руководство вечно толкало его и указывало, что нужно делать. Скажите, что вы заряжаетесь мотивацией, когда у вас есть определенная цель, что вас мотивирует желание развивать свою личность и навыки. Главное – упомянуть о должности в качестве мотивационного инструмента и, конечно же, не говорить о деньгах.
12. Почему мы должны взять именно вас?
Независимо от позиции, на которую вы претендуете, от вас ждут, что вы опять расскажете о своих достижениях и полезных навыках.
Как ответить?
Интервьюер хочет увидеть, что отличает вас от других кандидатов. Поэтому сосредоточьтесь на 1-2 качествах, которые делают вас уникальными. Обязательно скажите, если у вас есть опыт работы с определенными программами, которые требуются на будущей должности. Вы можете также добавить: «Мой опыт, терпение и креативный подход к решению проблем хорошо подходят для работы на этой позиции».
13. Где вы видите себя через 5 лет?
Один из самых сложных и неприятных вопросов – конечно, вопрос о будущих целях. Подтекст – сбежите ли вы через 2 месяца?
Как ответить?
Здесь не нужно говорить о вещах, которые не имеют ничего общего с работой, например о семье. Формируйте ответ, непосредственно ориентированный на компанию, и это принесет вам немало плюсов.
К примеру, «я хочу быть частью компании, где могу продолжать учиться, брать на себя ответственность и делать свой вклад в ее процветание. После того как я накоплю побольше опыта, я хотел бы видеть себя на руководящих должностях в хорошо структурированной и надежной компании».
14. Каковы ваши ожидания насчет зарплаты?
Независимо от того, знаете ли вы о ценности и стоимости работы, подобный вопрос увеличивает шансы нанять сотрудника по более низкой «рыночной стоимости». Поэтому потратьте некоторое время на изучение зарплат.
Как ответить?
Помните: вам нужно быть терпеливыми. Скажите, что ваши ожидания насчет зарплаты будут варьироваться в зависимости от ваших обязанностей. Либо скажите, что вы хотите узнать больше о своих обязанностях и проблемах, с которыми придется иметь дело.
Скорее всего, вас попросят назвать диапазон – вот здесь-то и вступают в игру ваши заранее проведенные исследования. Конечно, будьте предельно осторожны, если вам очень нужна эта работа, но в то же время учитывайте ваши навыки и то, что от вас требуется, и заранее продумайте свой ответ.
Советы психолога, как не переживать из-за работы, даже если совершили ошибку
Из-за чрезмерного зацикливания на рабочих вопросах наступает эмоциональное истощение. Приходит состояние хронической усталости, да и близким уделяется намного меньше внимания. Как избежать негативного влияния работы и научиться не переживать из-за неё? Просмотрим основные пункты, на которые следует обратить внимание.
Отношения в коллективе – как их улучшить?
Если взаимоотношения с коллегами и начальством хорошие, то эмоциональный фон для трудовой деятельности благотворный, да и производительность повышается.
Психологи выработали ряд полезных правил и рекомендаций, которые помогут наладить и улучшить отношения в коллективе за достаточно короткий срок.
Начинаем с себя
Это полезно делать и в обычной жизни, а на рабочем месте тем более. Если вы видите, что в вашей деятельности есть существенные недостатки, то следует проработать эту тему.
СОВЕТ! Если есть эмоциональное напряжение, то спросите себя: «Что лично я сделал, чтобы устранить негатив»?
Приведенные советы помогут вам перестать переживать из-за работы.
Как не реагировать на негатив?
Как бы мы ни старались, переделать других людей невозможно. Да и стоит ли? Вокруг всегда найдутся коллеги, которые вечно жалуются, критикуют, ворчат и просто всем недовольны.
Если вы столкнулись с сильным негативом на работе, идущим от коллег, вот некоторые полезные советы.
Стресс из-за большого объема труда
Люди самых разных профессий нередко эмоционально страдают от невыполненной вовремя работы, нехватки сил и внутренних ресурсов для достижения предполагаемого успеха и продвижения по карьерной лестнице. Что же делать, как научиться не переживать за работу?
Перестаем отвлекаться на мелочи
Уходим от суматохи
Психологи советуют выделять 10-15 минут в день на работе (можно после обеда) или в перерыве между выполнением заданий. В это время постарайтесь найти уединенное место, не общайтесь с людьми, посидите в тишине, и приведите в порядок мысли.
КСТАТИ! Категорически не рекомендуется использовать данное время для телефонных разговоров, бесед с коллегами, чтения писем в электронной почте или доделывания проектов.
Сверхурочно – всего 1 день в неделю!
Не следует ежедневно оставаться на рабочем месте после окончания трудового дня и подтягивать все хвосты. Достаточно выделить для этого один день и отработать его по максимуму.
ВАЖНО! Чтобы успеть всё сделать, нужно перестроить сознание. Сделать упор на организованность и планирование времени, умение распределить все задачи и проекты по степени их важности.
Нелишним будет при чрезмерной загруженности попросить о помощи коллег, администратора. Но при условии, что вы и сами поможете, когда к вам обратятся.
Если совершили ошибку
Такая ситуация хотя бы раз случалась у каждого человека на работе: перепутали адресата и неправильно отослали документы, допустили неточность в расчетах, не доделали в срок важный проект, ошиблись при подсчете кассы.
В голове одна только мысль: «Накосячил, теперь переживаю…» Как же поступать, чтобы не жить в стрессе и не бояться, что с треском уволят?
Признаться
Не следует сидеть в укромном углу в шоковом состоянии и ждать, когда начальство появится на горизонте. Имейте смелость подойти к руководству и признаться в промахе, даже если он достаточно серьезный.
КСТАТИ! Не думайте, что вы единственный человек во Вселенной, допускающий ошибки. Такие ситуации случаются у всех без исключения. Но как отнестись к ним, выбор каждого: уйти в депрессию или сделать выводы и трудиться дальше.
Перестаньте оправдываться
«Обеливая» себя и находя отговорки, вы только еще больше рассердите руководителя. Что бы ни случилось, ведите себя достойно. Честно объясните, почему допустили ошибку: отвлеклись, забыли, не записали и прочее.
Желательно озвучить выводы, которые вы сделали, и предложить варианты, как выйти из неприятной ситуации. Главное, показать продуктивный подход и желание исправить свои огрехи.
Продолжайте работать над исправлением ошибки
Составьте четкий план, как можно исправить ситуацию, что предпринять. Назначьте еще одну встречу с клиентом, переоформите документы. Помните: от ответственности отказываться не следует.
СОВЕТ! Не нужно опускать руки и отчаиваться, а также ждать, что кто-то решит ваши задачи. Если коллеги и захотят помочь, то это должна быть их личная инициатива.
Последствия могут быть
И к ним нужно приготовиться. Если ошибка была очень серьезной и может повлечь увольнение, отнеситесь к этому со смирением. Достойно выслушайте мнение начальства.
Основной тезис: вы получили важный опыт (хоть и негативный), но за него нужно заплатить.
Важно, чтобы вас не перестали уважать. В некоторых случаях, руководство, видя достойное и мужественное поведение провинившегося сотрудника, меняет позицию и оставляет на испытательный срок.
Как быть при увольнении?
У каждого из нас свой порог выдержки. Если увольнение произошло, то большинство испытывает шок: еще вчера были планы и стабильность, а сегодня – ощущение, что ты за бортом, коробка с вещами в руках и полная растерянность. Как пережить трудный период?
ВАЖНО! Не ставьте себя в положение несчастной жертвы, не держите злобу на бывшее начальство, не замыкайтесь в себе.
Полезное видео
Рекомендуем посмотреть интересное видео о том, как избежать депрессии из-за работы:
Таким образом, очень важно научиться не переживать из-за работы. Даже если вы сталкиваетесь с конфликтами и трудностями, это не повод нести проблемы домой и выливать их на близких людей. Пусть весь негатив останется внутри офисных стен. Иногда полезно просто забить на все и погрузиться в теплый семейный уют.
Как-то раз напутал с документами. Из-за моей ошибки коллега пыталась востребовать с клиента больше денег, чем он должен был отдать. Они поругались с клиентом. Начали выяснять. И сразу стала очевидна моя ошибка. Я рванул в офис, пытался загладить вину. В конце концов, начальник срезал мою премию. А перед той коллегой я извинился и на следующую смену принес ей тортик.
Я совершила ошибку в первичном документе исправила число чего делать я не должна была, да и оказалось, что все было верно и я опять исправила. Мне кажется мои исправления для проверки налоговой будут заметны. Боюсь признать в своей ошибке. Документ думаю можно восстановить.
Евгения, никакие ошибки не стоят наших ДРАГОЦЕННЫХ нервов. Я давно это понял. Забейте, будь что будет. Намного хуже переживать и мучиться.
Всякое бывает. Если бы я переживал из-за каждой своей ошибки на работе, то давно бы сошел с ума. Проще надо, проще!
Я дизайнер. Однажды на макете случайно написала название с ошибкой. Фирма понесла убытки, потому что мы уже распечатали такой вариант. Вычли у меня из зарплаты. Неприятно, конечно. Но ошибки нужно уметь признавать и не зацикливаться на них.
В прошлом месяце была неприятная ситуация, сильно переживала. Я неверно рассчитала сумму скидки, в результате клиент заплатил за товар на 3 тыс. меньше, чем должен был. Сначала не знала, что делать. Потом собралась с духом и рассказала начальнику. Он ответил, что всякое бывает, посоветовал быть внимательной. Деньги вычли с зарплаты. Но я не обижена, ведь сама виновата.
Что расстраивает соискателей работы? Причина №1.
Сергей Беляев, Кадровая компания НАВИГАТОР
Если Вы не будете понимать причины появления негативных эмоций у кандидатов еще ДО трудоустройства, усилия по брендингу вашей компании, как «хорошего места для работы» могут оказаться напрасными.
Что Они Хотят
1. Фокусировка. Кандидат хочет быть уверен, что Ваша компания ищет именно такого специалиста, как он. Он хочет знать, что «Вы знаете, чего хотите».
2. Привлекательность. Ваше убедительное и ясное предложение на его риторический вопрос «Почему я должен захотеть работать у вас?»
3. Конкретика. Цифры и факты (а не общие фразы), подтверждающие привлекательность Вашего предложения.
4. Уважение и внимание к кандидату в процессе рекрутинга и найма.
Исследование Taleo Research (США) в 2005 г. дало дополнительные факты.
Опрос 1 500 лиц, ищущих работу показал, что:
80 % из них желают знать точный размер будущей зарплаты и других выплат;
58 % хотят знать подробнее о корпоративной культуре компании;
23% были обеспокоены конфиденциальностью процесса;
77 % выпускников ВУЗов заинтересованы в особом отношении к ним, как к людям без опыта работы;
88 % соискателей волнуют детали процедуры вхождения в должность.
Но не эти вещи оказались самыми важными. Главное беспокойство кандидатов – наличие (вернее, чаще отсутствие) хорошей обратной связи с работодателем. Согласно опросу, 99 % просто хотели получить устное или письменное подтверждение, что резюме их получено, принято к сведению, отклонено (и почему?) а также информацию о дальнейших действиях. Т.е элементарное, человеческое внимание и своевременный ответ, т.е. «обратную связь».
Другое исследование на сайте Staffing.org в 2006 г., показало, что среди 879 лиц, ищущих работу, оперативная последующая коммуникация с HR-отделом также оказалась на 1 месте важности.
С другой стороны, 82 % соискателей оказались неудовлетворены и даже разочарованы качеством контакта с ними. Они высказались, что именно этот этап рекрутинга требует серьезной доработки!
Есть два подхода к этой проблеме: продолжайте ваш тяжкий труд по поиску хороших кандидатов и теряйте их «на последних минутах матча» или попробуйте ввести систему эффективной обратной связи со ВСЕМИ кандидатами.
Что делать?
Первое. Вначале признайте проблему.
Без сомнений: наши контакты с будущими нашими сотрудниками совершенно недостаточны. Другой обзор CareerXroads показал, что только 59 процентов ведущих компаний отвечают на запросы и полученные резюме кандидатам, и только 5 % сообщают о закрытии вакансии и том, что чья-то кандидатура не подошла. Не думаю, что в Украине могут быть другие данные.
Используйте обратную связь, как инструмент для напоминания о своем бренде. Тем более, последние исследования показывают тесную взаимосвязь между брендом компании-работодателя и привлекательностью ее товаров и услуг.
Если Ваш HR-отдел еще не имеет специальной программы привлечения талантов, грамотное взаимодействие с кандидатами станет ее первым пунктом и позволит минимизировать потери. Помните, кандидаты хотят знать, что Вы получили их резюме и сопроводительное письмо и хотя бы их просмотрели. Пишите им, звоните им, общайтесь с ними.
Конечно, эта процедура может быть автоматизирована. Некоторые компьютерные программы даже позволяют так управлять автоответчиком, чтобы при необходимости создавать видимость «живого « ответа. Однако в дальнейшем Вам все-таки придется нажимать кнопки, чтобы вести персонифицированную переписку. Это – маленькая забота с длительными последствиями. Если работа требует разных ответов азным группам соискателей, подготовьте речевые шаблоны для каждой ситуации.
Кандидаты, которые прошли интервью, имеют право знать больше. В идеале, это должна быть не просто обратная связь, а взаимный обмен информацией и полезным опытом для обеих сторон.
Следует также сегментировать кандидатов. К финалистам, конечно, нужен особый подход. Каждый из них обязательно должен получить ответ, почему его кандидатура не прошла, ненавязчивые рекомендации по карьере и эмоциональную поддержку.
Персонифицированная связь с финалистами окупится сторицей и принесет плоды в будущем. Если кого-то примут на работу, у Вас будет приятель и союзник внутри компании; если отвергнут, эти люди могут стать финалистами на другую подобную вакансию и/или мощными источниками рекомендаций.