в чем измеряется объем продукции
Объем производства продукции и его анализ. Увеличение объема производства продукции
Определение
Бухгалтерская целесообразность
Стратегическая целесообразность
Анализ объема производства
Особенно строго следует подходить в таком вопросе к документам, касающимся именно взаимодействия с налоговиками. Так, цифры, относящиеся к объему производства, необходимо предоставлять согласно унифицированным формам. Таким как, например, №1-П («Квартальная отчетность о выпуске отдельных видов продукции»), №16 «(Движение готовых изделий») и т. д.
Единицы измерения объема производства
Выше мы отметили, что объем производства предприятия может выражаться в натуральных показателях (штуки, тонны и т. д.), трудовых или стоимостных измерителях. Если с первым параметром все понятно, то что представляют собой другие два? Рассмотрим их особенности.
Стоимостная оценка
Трудовая оценка
Что касается трудовой оценки, то здесь объемы производства продукции выражаются, как правило, в количестве часов, затраченных на выпуск товаров теми или иными специалистами, а также в зарплате сотрудников. Как правило, в соответствующую область статистики включаются, так же как и в случае со стоимостным критерием, готовые и незавершенные образцы изделий.
Каким образом определить объем производства в часах? Одна из распространенных формул такова. Общее число каждого типа товаров умножается на нормированную временную величину, отведенную на изготовление одного изделия.
При необходимости показатели, выявленные для текущего года, сопоставляют с цифрами предыдущих периодов.
Отметим, что измерение объем выпуска товаров в часах имеет один существенный недостаток: используя такой метод, достаточно сложно учитывать непосредственное содержание трудовых функций и сложность выполнения работ соотносительно с квалификацией специалистов.
Производство и зарплата
В свою очередь, возможно достаточно эффективное измерение объема производства в зарплате. Используя данный показатель, можно, в свою очередь, дифференцировать труд в зависимости от уровня квалификации персонала и рабочих функций специалистов. Рассчитать объем выпуска товаров в зарплате также достаточно просто. Общее количество произведенной продукции (в натуральном выражении) умножается на установленный норматив зарплаты в расчете на единицу товара.
Методы исследования объема производства
Форма №1-П, которая, как мы уже отметили выше, часто задействуется в бухучете, содержит достаточно большое количество переменных для проведения всестороннего анализа эффективности бизнеса. Посредством сопоставления цифр можно, в частности, выявить динамику выпуска товаров, вычислить темпы роста предприятия.
Методы расчета оптимального объема
Фактор объема продаж
Практика расчета оптимального объема: учет реализации
Выше мы отметили, что практическая полезность цифр, отражающих объем выпуска товаров, может выражаться в применении соответствующих показателей одновременно с теми, что касаются результатов реализации. Вычисляя оптимальный объем производства, мы также можем обратить внимание на данный критерий. Например, может быть выявлен показатель реализации, достижение которого обеспечит нулевую прибыль либо ту, что устраивает руководство фирмы в плане рентабельности. В ряде случаев возможно определить также и максимальную величину прибыли соотносительно с реализацией товаров и объемом производства. Который в большинстве случаев и будет являться оптимальным.
Рассмотрим простой пример. Предприятие выпускает теннисные мячи.
Если предприятие реализовало 1 мяч, то рентабельность отрицательная, минус 100 руб.
Если 5, то положительная, плюс 50 руб.
Если 9, то также рентабельность есть, плюс 150 руб.
Но если фирма реализовала 10 единиц, то прибыль составит только 120 руб.
Предельные показатели
Основное правило, которого рекомендуется придерживаться бизнесу, звучит так: если предельная величина дохода (в расчете на одну штуку выпускаемого изделия) выше, чем размер максимальных издержек, то можно продолжать увеличение объема производства. Но на практике в бизнесе обычно играет важную роль фактор рентабельности. То есть соответствующее превышение доходов над издержками должно обеспечивать, как вариант, платежеспособность фирмы по кредитам. Нулевая прибыль в этом случае не устроит предприятие, поскольку какие-то проценты оно банку все же платит.
Рост производства и новые сотрудники
Возможно ли обеспечить рентабельный рост объема производства, привлекая все большее количество сотрудников? Не всегда. Дело в том, что подключение к работе нового специалиста не обязательно означает, что результатом его труда станет какая-то определенная прибавка к объему выпуска товаров. В случае если, например, предприятие станет нанимать больше людей, но не уделит должного внимания модернизации основных фондов, средняя производительность труда, скорее всего, снизится. И потому увеличение объема производства продукции не будет соразмерным с ростом количества сотрудников.
Вместе с тем дисбаланс между динамикой привлечения новых работников и общим количеством выпускаемых фирмой товаров не всегда сопровождается падением рентабельности бизнеса. Вполне возможен вариант, при котором прибыль предприятия по факту увеличения штата сотрудников все же вырастет, а издержки останутся неизменными (или увеличатся незначительно). Это реально, если, например, возрастет спрос на рынке, а вслед за ним, вероятно, и цена товара. Фирма сможет его оптимальным образом обеспечивать, увеличив штат на несколько человек.
Себестоимость выпуска товара, которая предшествует переходу (с момента увеличения или уменьшения количества выпускаемых единиц изделия) динамики в рост или, наоборот, в снижение, называется предельной. Изменение объема производства в большую или меньшую сторону, таким образом, может быть нецелесообразным, исходя из достижения самых низких показателей себестоимости при текущей динамике выпуска продукции.
Что представляют собой объем выпуска продукции и объем реализации
Ресурсы любого предприятия, вне зависимости от вида продукции, которая выпускается, ограничены. Объем выпуска товаров, работ и услуг и объем реализации – важнейшие показатели. Необходимость их расчета в условиях рынка диктуется многими факторами: помимо планирования производства как такового, это работа отдела снабжения фирмы, отдела сбыта, функционирование производственных фондов и их величина.
Объем производства
Объем производства продукции оценивается по определенному периоду и может быть выражен в различных показателях: натуральных, стоимостных, условно-натуральных. Последние обычно используются, если необходимо привести разнородную продукцию к одному виду.
Объем производства продукции имеет значение как для внешних потребителей (вышестоящая организация, инвесторы), так и для внутреннего анализа, разработки рыночной стратегии, работы с контрагентами. Данные для расчетов берутся из бухгалтерской и статистической отчетности фирмы.
В приведенной нами далее формуле используются два показателя: товарная и валовая продукция в стоимостном выражении. Валовая продукция (ВП) – это весь объем товара, работ или услуг за определенный период, выпуск полуфабрикатов, внутренний оборот продукции, колебания остатков незавершенного производства. Товарная продукция (ТП) – это продукция только для реализации. Если у предприятия нет колебаний «незавершенки», внутренних перемещений продукции, то ВП=ТП.
В общем случае формула будет такая: ВП = ТП + (НПк – НПн), где, кроме валовой и товарной продукции, учитываются показатели незавершенного производства конца года (НПк) и начала года (НПн).
Можно исчислить объем производства, используя натуральные показатели. Здесь формула может иметь вид ОПР = К * С, где объем производства (ОПР) равен произведению количества единиц продукции (К) и стоимости каждой единицы (С). Ее применяют, если нужно подсчитать производственный объем однородной продукции, различающейся по видам.
Пример (условный): выпуск деталей Д1 за период 350 ед., стоимость единицы — 110 руб.; деталей Д2 за тот же период — 210 ед., 200 руб. за единицу. ОПР = (350 * 110) + (210 * 200) = 38500 + 42000 = 80500 руб.
Формула, аналогичная исчислению валовой продукции с учетом незавершенного производства, может применяться и при расчете требующегося объема производства готовой продукции.
Формула будет выглядеть так: П = ОП – О + О лим., где:
Такой расчет делается, как правило, помесячно в натуральных единицах. Расчетный объем продаж берется из плана продаж. Складские остатки определяются по бухгалтерским отчетам (если прогноз делается на какой-то один месяц) либо учитываются расчетные показатели по остаткам (если прогнозируется сразу несколько месяцев, год). Неснижаемый лимит устанавливается локальным документом фирм и обычно не меняется в течение года.
Объем реализации
Лежащий на складе непроданный товар сам по себе не формирует прибыль фирмы – необходима его реализация. Объем реализованной продукции (ОР) знать так же важно, как и производственные показатели – это основа для аналитических выводов, разработки стратегии и тактики продаж.
Реализацию в бухгалтерской и статистической отчетности обычно исчисляют выручкой, денежным измерителем. Объем проданного товара в натуре также исчисляется и анализируется для принятия управленческих решений.
Здесь используется схожая с приведенной выше методика расчета. Формула: ОР = ВП + ОГПн — ОГПк, где:
Пример: выпуск продукции за год — 200 тыс. руб., начальные остатки на складе — 50 тыс. руб., конечный остаток — 30 тыс. руб. Продажи за год: ОР = 200 + 50 — 30 = 220 тыс. руб.
Анализировать колебания спроса на реализованную продукцию целесообразно в динамике, за несколько лет.
Оптимальный объем
Определение оптимального объема производства продукции – это поиск определенного баланса между объемом производства и объемом реализации. При минимальных затратах экономический эффект должен быть максимальным.
Поясним на условном примере. Пусть цена изделия постоянна и составляет 110 руб., валовые издержки постоянного характера — 1100 руб. В расчете участвуют также:
Наконец, возьмем значение 40 изделий и сделаем расчет. Выручка будет (40 * 110) = 4400 руб., общая сумма издержек (1100 + 2400) = 3500 руб. Прибыль (4400 — 3500) = 900 руб.
Предположим, продажи свыше этого объема ведут к необходимости резкого увеличения издержек: постоянные не изменяются, а переменные увеличиваются вдвое. Тогда при выпуске 50 изделий издержки составят (1100 + 2400 + 1200) = 4700 руб. Выручка (50 * 1100) = 5500 руб., прибыль (5500 — 4700) = 800 руб.
Делаем вывод, что выпуск именно 40 изделий будет оптимально прибыльным, поскольку далее с увеличением количества прибыль снижается.
Может оказывать влияние и ценовой фактор, к примеру, если решено оптовым покупателям снижать цену за единицу. Для удобства определения оптимального объема данные обычно заносят в таблицу и оценивают значения показателей: издержки, доход, прибыль. Опираясь на полученные данные, планируют заключение контрактов с покупателями и их объемы.
Оптимальный объем производства оценивается в комплексе с рыночными факторами: спросом на конкретный товар, покупательской способностью, уровнем цен и конкуренции в данном сегменте рынка. Необходимо оценить и ресурсы самой фирмы: материальные, производственные, кадровые, насколько они способны обеспечить расчетные оптимальные показатели.
Объем выпуска продукции: формула
obem_vypuska_gotovoy_produkcii.jpg
Похожие публикации
С неизбежностью планирования объемов производства и реализации продукции сталкивается каждое предприятие. Расчет выпуска продукции – обязательный элемент не только в планировании производства, но и в работе сбытовых и снабженческих подразделений. К тому же, руководству компании необходимо представлять производственные мощности, рассчитанные в натуральных и денежных эквивалентах. Поговорим о значении объема выпуска продукции и его исчислении.
Определение
В сущности, объем выпуска продукции – это суммированное количество товара, произведенного за определенный период и выраженного в различных показателях. Значимость этого показателя обусловлена с двух точек зрения:
Единицами измерения объема производства и реализации продукции являются показатели:
Объем выпуска продукции: формула
Главными показателями, характеризующими объем продукции, являются валовая и товарная стоимость продукции. Валовая стоимость – это денежное выражение всей продукции компании и услуг, предоставленных за отчетный период. В ней учитывают общую стоимость произведенной продукции, полуфабрикатов, предоставленных услуг, изменения остатков незавершенного производства и внутрисистемный оборот.
Под товарной стоимостью понимается стоимость продукции, выпущенной предприятием и предназначенной для продажи. Колебания значений «незавершенки» и внутрихозяйственный оборот в товарную стоимость не входят. Во многих предприятиях значение валовой и товарной продукции тождественны, если отсутствуют показатели внутренних оборотов и незавершенных работ.
Валовой объем производства вычисляют по формуле:
ВП и ТП – валовая и товарная продукция,
НПк/г и НПн/г –незавершенное производство на конец и начало года.
Не менее важным является выражение объема продукции с использованием натуральных значений. Этот метод применяют при анализе объемов выпуска и реализации продукции по видам и категориям однородной продукции. Объем производства рассчитывают по формуле:
Опр = К х Ц, где К – число произведенных единиц товара, Ц – цена изделия.
Например, если за рассматриваемый период выпущено 100 деталей по цене 200 руб. и 500 деталей по цене 300 руб., то общий объем выпуска продукции составит 170 000 руб. (100 х 200 + 500 х 300).
Как найти объем реализации продукции: формула
Объем реализации продукции рассчитывают по размеру отгруженной продукции или полученной выручке. Для аналитика важно знать, как продается продукт, не падает ли спрос на него и увеличивать ли объем производства. Показатель объема реализованной продукции (в динамике) отвечает на эти вопросы. Рассчитывают его по формуле:
ВП – валовой продукт,
Огпнг и Огпкг – остатки ГП на начало и конец года.
Например, объем выпуска продукции за год составил 300 000 руб., остатки ГП на складах составили: 20 000 руб. на начало года, 35 000 руб. – на конец. Объем проданной продукции составил:
Орп = 300 000 + 20 000 – 35 000 = 285 000 руб.
Оптимальный объем выпуска продукции
Оптимальным считается объем производства, обеспечивающий выполнение условий по заключенным соглашениям в оговоренные сроки с минимальными затратами и максимальной эффективностью. Определяют оптимальный объем сопоставлением валовых или предельных показателей.
Сравнивая валовые значения, производят расчет прибыли при различных объемах производства и реализации продукции в такой последовательности:
• определяют размер объема выпуска, при котором прибыль равна 0;
• высчитывают объем производства с максимальной прибылью.
Продемонстрируем вычисление оптимальных величин на примере:
объем продаж
цена
выручка
валовые издержки
прибыль (выручка – валовые издержки)
постоянные
переменные
Суть расчетов в выявлении показателя продаж с нулевой и предельной прибылью. Из таблицы видно, что выйти на нулевую прибыль у компании получится при изготовлении от 15 до 20 деталей. Максимальных же величин прибыль достигнет при выпуске 50 штук. В этом примере (при заданных параметрах издержек), объем продаж в 50 единиц и будет оптимальным показателем, и, заключая договоры на поставку, следует исходить из оптимальных размеров производства.
Сравнением предельных показателей определяют, до какого момента наращивание объема производства будет целесообразным. Здесь внимание экономиста обращено на издержки и доход. Существует правило – если предельный размер дохода на одну единицу изделия выше величины максимальных издержек, то можно и дальше увеличивать объемы производства.
Рассчитывая оптимальные величины, необходимо принимать во внимание факторы, влияющие на объем реализации продукции. К ним относятся:
Анализ объема производства и реализации продукции
Аналитическая работа начинается с исследования производственных объемов и темпов прироста. Поэтому первостепенными задачами анализа объема производства и реализации продукции становятся:
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Объем производства продукции и анализ этого показателя
Одним из наиболее важных экономических показателей развития бизнеса является объем производства. Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое объем производства продукции и его анализ, а также как рассчитать этот показатель и другие его особенности.
Объемом производства является общее количество единиц измерения (штук, литров, килограмм, тонн и так далее) какого-то товара, произведенное за конкретный временной промежуток или динамика объемов производства продукции, которая выражается в стоимостных или трудовых показателях.
Свою практическую значимость объем производства имеет в двух главных аспектах.
Общие сведения
Бухгалтерская целесообразность
С бухгалтерской точки зрения это предоставление статистических данных в структуры внутри корпорации, в бухгалтерию, инвесторам или государственным заказчикам. В этом случае объемом производства является информация, носящая аналитический или справочный характер.
СПРАВКА! Эти данные могут иметь важность при принятии основных решений для компании в сфере инвестирования, менеджмента, заключения договоров и прочее.
Стратегическая целесообразность
В экономике существует понятие оптимального объема производства. По популярному определению он является показателем, который обеспечивает для компании условия выполнения договоров и соответствующий приоритетам развития бизнеса (или задачам, которые поставил собственник — муниципалитет, частное лицо, государство и так далее). Основными критериями здесь является соблюдение сроков, уменьшение затрат и наилучшее качество товара.
Анализ объема производства продукции
Рассмотрим первое направление использования показателя объема производства на практике. Если речь идёт о частном бизнесе, то статистическое и аналитическое изучение показателей работы предприятия может быть направлено на сообщение о фактическом положении дел на фабрике инвесторов, государственных структур (в основном ФНС). Владельцы компаний в первую очередь должны обращать внимание на грамотное оформление этой информации.
Больше всего следует обращать внимание на документы, которые относятся к взаимодействию с налоговиками.
СПРАВКА! Цифры, которые относятся к объему производства, нужно предоставлять в унифицированных формах.
Единицы измерения показателя
Показатели объемов производства продукции могут выражаться, как уже говорилось выше, в:
— натуральных показателях (тонны, килограммы, литры, штуки);
Про натуральные величины всё понятно, а вот про остальные следует поговорить подробнее.
Подробности
Стоимостная оценка
Основным критерием стоимостного выражения объема производства являются валовые издержки. Они в основном зависят от показателей трудоемкости, ресурсоемкости, рентабельности товара. В этом случае объем производства продукции выражается в отпускных ценах и заносится в форму 1-П без указания НДС.
Валовые издержки являлся характеристикой, подразумевающей внесение в статистику как готовой продукции, так и товаров, находящихся на какой-то стадии конвейера. При этом на эти недоделанные товара уже затрачены трудовые и материальные ресурсы.
Трудовая оценка
По поводу трудовой оценки следует сказать, что объемы производства тут выражаются обычно в количестве часов, которые были затрачены на выпуск товаров работниками или в зарплате сотрудников. Сюда также относят и полностью готовые товары, и незавершённые образцы.
На практике трудовая оценка этого показателя значима тем, что работа со стоимостными значениями не всегда даёт объективное представление о ходе дел в компании. Основной причиной является структура производимых товаров и их стоимость часто изменяется. Первое можно объяснить тем, что по мнению некоторых экспертов, в компании может не быть нужной техники или других необходимых ресурсов, а также может повышаться себестоимость выпуска продукции. Вот и получается, что трудовые затраты могут являться показателем, который дополняет стоимостную оценку себестоимости производства продукции или выступать как ее альтернатива.
Для определения объема производства в часах нужно общее количество каждого вида товаров умножается на нормированную величину времени, которое отводится на производство одного изделия.
СПРАВКА! Показатели, рассчитанные для текущего года, можно сопоставлять с показателями предыдущих годов, если в этом есть необходимость.
Описываемое измерение объема выпуска продукции в часах обладает существенным недостатком, который заключается в том, что используя этот метод, довольно трудно учитывать непосредственное содержание трудовых функций и трудности с выполнением работ относительно квалификации сотрудников.
Производство и зарплата
Довольно эффективное изменение объема производства возможно в зарплате. С помощью этого показателя можно дифференцировать труд, используя зависимость уровня квалификации сотрудников и их рабочих функций. Рассчитывается объем выпуска продукции в зарплате нетрудно. Для этого нужно общее количество изготовленных товаров (в натуральном измерении) умножить на установленный норматив зарплаты из расчета на одну единицу товара.
СПРАВКА! Нередко анализ объема производства дополняется и другими расчетами.
Методы исследования объема производства
Цифры, полученные при расчетах, чаще всего используют для сравнения. К примеру, сопоставляются значения текущего периода и предыдущих. Другим популярным методом является сверка полученных цифр с цифрами, имеющимися в производственном плане или договоре, подписанном компанией.
Методы расчета оптимального объема
Дополнительным направлением использования показателя объема выпускаемых товаров на практике является оптимизация предприятия. Оптимальный объем производства можно рассчитать с помощью нескольких способов, среди которых в нашей стране есть два наиболее распространенных.
Один из них основан на валовых показателях, а второй — на сравнении цифр, которые относятся к категории предельных. Обычно расчеты осуществляются по каждому из видов товаров, которые производятся компанией. Здесь также имеется ввиду, что фирма стремится к наибольшей прибыли за рассматриваемый период. Дополнительным фактором расчета является выявление оптимальных значений для двух параметров — стоимости и объема производства. Имеется ввиду, что остальные элементы работы компании остаются неизменными.
Факторы объема продаж
Один из способов позволяет одновременно рассчитать и объем производства, и объем продаж. Остальные способы подразумевают, что количество произведенных товаров равно количеству проданных. Получается, что не имеет значения динамика продаж. Обращать ли внимание на этот критерий зависит от вида предприятия и его специфики. К примеру, специалисты в области маркетинга принимают во внимание показатель динамики продаж, когда речь идет о рознице товаров широкого потребления. А вот если на предприятии происходит сборка военной техники по контрактам, то этот показатель не принимается во внимание и имеет второстепенное значение.
Оптимальный объем производства
Цифры, получаемые при расчете выпуска товаров, на практике могут выражаться в использовании их вместе с цифрами, касающимися результатов продаж. Рассчитывая оптимальный объем производства, можно обратить внимание и на этот критерий. К примеру, может быть получен такой показатель продаж, который покажет нулевую прибыль. Либо он может показать ту прибыль, которая устроит начальство предприятия в плане рентабельности. Иногда есть возможность рассчитать также максимальную сумму прибыли относительно реализации товаров и объемов производства. В основном он и будет являться оптимальным.
Предельный объем производства продукции
Для определения момента, когда еще стоит увеличивать объемы производства, может помочь метод, отмеченный выше. Согласно ему, нужно изучить предельные показатели издержек и дохода.
Главное правило, которое нужно соблюдать в бизнесе, звучит следующим образом: при предельной величине дохода (из расчета на одну единицу производимого товара) выше, чем величина максимальных издержек, нужно продолжать увеличивать объемы производства. Однако на практике чаще всего основную роль играет фактор рентабельности. Это значит, что превышение доходов над расходами должно обеспечивать платежеспособность компании по кредитам.
СПРАВКА! Понятно, что в этом случае нулевая прибыль не устроит фирму, так как проценты банку нужно платить.
Увеличение объема производства продукции и новые сотрудники
Обеспечение рентабельного роста объема производства при привлечении большого количества сотрудников возможно не всегда. Это обусловлено тем, что привлечение к работе нового сотрудника не всегда говорит о том, что в результате его деятельности объем выпуска товаров увеличится. К примеру, если компания станет принимать на работу больше людей, но не будет модернизировать основные фонды, то в среднем производительность труда скорее всего уменьшится. По этой причине увеличение объема производства товаров не будет соразмерным с увеличением количества сотрудников.
Однако, так бывает не всегда. Вполне вероятно, что при увеличения штата работников прибыль предприятия по факту все же увеличится, а издержки останутся прежними или немного увеличатся. Такой вариант возможен, если на данный товар возрастет спрос на рынке, а за ним и стоимость самого товара. Тогда, взяв на работу еще несколько человек, компания сможет удовлетворить увеличившийся спрос.