в чем измеряется фреон
Каким должно быть давление фреона в домашнем и автомобильном кондиционере
За счет испарения и конденсации хладагента в закрытом контуре происходит отбор тепловой энергии воздуха и ее выброс в окружающую среду. Это принцип действия любой холодильной машины. Агрегатное состояние и остальные параметры рабочего вещества постоянно меняются. Но большинство рядовых пользователей интересует лишь одна характеристика — давление фреона в кондиционере.
Подоплека ясна: многие хозяева частных домов и квартир желают самостоятельно обслуживать сплит-систему, заправляя хладон простейшим способом, найденным в интернете. Мы раскроем суть методики в 3 этапа – теоретическая часть, диагностика и инструкция по заправке.
Почему давление не зависит от количества хладона
Фреоны, применяющиеся в системах кондиционирования и холодильниках, циркулируют внутри закрытого контура, состоящего из двух теплообменников (испарителя и конденсора), компрессора и дроссельного клапана. В первом радиаторе хладагент переходит из жидкой в газовую фазу, отнимая теплоту комнатного воздуха, во втором снова превращается в жидкость. Подробнее принцип работы сплит-системы описывается в отдельной публикации.
Напомним: фреон – это вещество, кипящее при отрицательной температуре (в обычных условиях). Чтобы повысить точку испарения / конденсации, давление в контуре принудительно увеличивается компрессором.
Напор хладона в системе зависит от нескольких основных факторов:
Справка. Бытовые охладители обычно заправляются двумя марками фреонов – R22 и R410a. Автомобильные кондиционеры заполняются хладоном R134a, старые модели – R12.
Реальное давление рабочей жидкости меняется несколько раз в течение суток из-за погоды и переключения режимов охлаждения. Количество хладагента никакого влияния не оказывает, разве что вещество улетучится из системы полностью. В подтверждение этих слов опишем эксперимент, опубликованный в техническом пособии известного автора Патрика Котзаогланиана:
Вывод. Рабочее давление в кондиционере никак не зависит от объема фреона внутри системы, измерять его без учета температуры бессмысленно.
Как проверить остаток фреона
Определить недостаток или избыток хладона в контуре сплит-системы можно по величине перегрева газа, идущего из испарителя в компрессор. Разъясним данное понятие:
Ключевой момент. Чтобы узнать температуру кипения фреона определенной марки в реальных условиях, как раз и нужно измерить давление на стороне всасывания.
Для работы вам понадобится манометрическая станция с присоединительными шлангами и контактный термометр (также подойдет электронный пирометр). Диагностируем остаток фреона согласно следующей инструкции:
С помощью термометра определяется нагрев газового патрубка большого диаметра, приходящего от внутреннего блока к компрессору
Совет. Пользоваться таблицей фреонов необязательно. На манометрах коллектора тоже нанесены дополнительные шкалы, сходу показывающие температуру кипения хладона при измеряемом давлении. Главное, — изначально подобрать правильную станцию, где нанесена разметка для хладагентов R22, R410a и R134a.
Разберем пример, отображенный на фото. Стрелка показывает 5.4 Бар, что соответствует точке кипения фреона R22 +8 °С. Измеряем температуру всасывающего патрубка и получаем, например, +14 градусов, величина перегрева составит 14 — 8 = 6 градусов. Допустимый диапазон для всех типов воздушных кондиционеров, включая автомобильные, составляет 5—8 °С, значит, количество хладона в норме.
Наглядно процесс измерения показан в следующем видео:
Признаки нехватки хладагента
Если в результате измерений вы получили перегрев пара более 8 градусов, налицо недостаток фреона в контуре. Что происходит в кондиционере:
Примечание. Проблема с нехваткой хладагента возникает, как правило, из-за утечек на вальцевых соединениях медных трубопроводов. Главный симптом – следы масла на гайках, выбивающегося вместе с рабочей жидкостью.
Недостаток хладагента сопровождается другими побочными признаками:
Идентичные симптомы проявляются на кондиционерах авто, поскольку они функционируют по аналогичному принципу.
Переизбыток и другие неполадки
Величина перегрева оказалась меньше 5 градусов? Значит, в системе циркулирует слишком много жидкости. Часть вещества не успевает испариться в теплообменнике внутреннего блока, отдельные капли могут попадать в компрессор, а это чревато крупной поломкой.
Рекомендация. Перезаправка встречается относительно редко – как правило, после обслуживания кондиционера неграмотным персоналом. Обнаружив проблему, стоит вызвать нормального сервисного мастера, который сольет лишний хладон либо выявит другую неполадку.
Если вы уверены в собственных силах, попытайтесь удалить часть фреона самостоятельно. По манометру на коллекторе или по таблице определите, какое давление должно быть в кондиционере при нормальном перегреве +7 °С и аккуратно стравите малую порцию газа.
Аномально высокий либо слабый перегрев возникает не только из-за хладагента, но и различных неисправностей:
Указанные проблемы решаются одним способом – вызовом мастера, несведущий пользователь просто не сможет их диагностировать. Если манипуляции с хладоном не дали результата, звоните в сервисную службу.
Дозаправка по давлению и температуре перегрева
Сразу хотим предупредить, что данный способ добавления хладона считается ненадежным, хотя многие холодильщики заправляют фреон «на глазок», ориентируясь только по давлению. Лучшая и самая правильная методика заправки – полная замена хладагента с опорожнением системы и заливкой по весам, как это описывается в нашем руководстве.
Помимо термометра и манометрического коллектора, вам понадобится:
Важный момент. Хладагенты различных типов обладают разными физическими свойствами. Понятие взаимозаменяемости либо совместимости этих жидкостей отсутствует как таковое, подойдет только газ, указанный на табличке холодильного агрегата. В бытовых кондиционерах применяются марки R22 и R410a, в автомобилях – 134-й фреон.
Первым делом убедитесь в отсутствии утечек, иначе рискуете потратить время и силы впустую. Выполняя дозаправку, придерживайтесь инструкции:
Пример. Если раньше температура газовой магистрали при давлении 5.4 Бар составляла +17 °С, перегрев достигал 17 — 8 = 9 градусов (фреон R22). Значит, нужно добиться охлаждения трубки до + 14 °С, чтобы уложиться в норму.
Подробно технология дозаправки сплит-системы по перегреву и давлению описана в видеосюжете:
Заключение
Обычно вопрос о требуемом давлении фреона внутри кондиционера заставляет нервничать классных специалистов по холодильным машинам. Нужно понимать, что однозначного ответа не существует в природе, поскольку данный параметр зависит от многих факторов и часто меняется. Всегда следует рассматривать связку двух характеристик – давление — температура, иначе вмешательство в работу «сплита» может привести к серьезной поломке.
17 Replies to “Каким должно быть давление фреона в домашнем и автомобильном кондиционере”
Я в восторге от данной статьи! В море информации в сети по данной тематике я не нашёл столь исчерпывающие материалы с наглядными примерами и расчётами, как здесь! Молодцы, авторы!
И спасибо!
Фреон | Хладон
Фреон R600 a
Характеристики и назначение
Признак | Единица измерения | R600a | ||
---|---|---|---|---|
Химическая формула | С4Н10 | |||
Температура кипения | °С | -12 | ||
Критическая температура | °С | 135 | ||
Критическое давление | МПа | 3,65 | ||
Озоноразрушающий потенциал, ODP | 0 | |||
Потенциал глобального потепления, GWP | 0,001 |
Холодильные агрегаты с R600a характеризуются меньшим уровнем шума из-за низкого давления в рабочем контуре хладагента.
Так как в холодильных агрегатах R600a используется в минимальных количествах, то его не требуется утилизировать, оставшийся хладагент остается растворенным в масле.
Хладагент R600a не наносит вреда окружающей среде.
Использование изобутана в существующем холодильном оборудовании связано с необходимостью замены компрессоров на компрессоры большей производительности, т.к. по удельной объемной холодопроизводительности R600a значительно проигрывает хладагенту R12 (практически в два раза). Благодаря высоким энергетическим свойствам R600a, количество хладагента, заправляемое в холодильный агрегат, сокращается по сравнению с R12 примерно на 60 %. Вместе с нормой заправки сокращаются и заправочные допуски, вследствие чего холодильный агрегат следует заправлять R600a особенно тщательно.
Баллоны по 6,0 кг, 0,420 кг.
Рекомендуемые масла
Минеральные: ХФ12-16, Mobil Gargoyle Arctic Oil 155 и 300, Suniso 3GS и 4GS.
Фреон R507
Характеристики и назначение
При применении хладагента R507 следует отказаться от использования деталей из цинка, магния, свинца и сплавов алюминия ссодержанием магния более 2%. Испытания, проведенные с влажным R507 показали хорошую гидролизную стойкость и отсутствие коррозионных повреждений на металлах, таких как ферритная сталь, V2A, медь, латунь или алюминий. Лишь незначительное набухание происходит при воздействии R507 на следующие пластмассы или эластомеры: полиамид (РА), эпоксидная смола, фенольная смола, политетрафторэтилен (PTFE), полиацетал (РОМ), хлорпренкаучук (CR) акрилнитрил-бутадиенкаучук (NBR) и гидрированный акрилнитрил-бутадиенкаучук (HNBR). Здесь также необходимо учесть возможное влияние смазочного вещества.
Также см. таблицу «Совместимость хладагентов с пластмассами, эластомерами и металлами».
Признак | Единица измерения | R507 | ||
---|---|---|---|---|
Состав | R143/R125 (50/50%) | |||
Температура кипения | °С | -46,7 | ||
Критическая температура | °С | 71 | ||
Критическое давление | МПа | 3,72 | ||
Озоноразрушающий потенциал, ODP | 0 | |||
Потенциал глобального потепления, GWP | 3900 |
Хладагент разработан для ретрофитанизкотемпературныххолодильных систем, работающих на R502, и для заправки нового оборудования с применением полиэфирных масел.
Смесь R507 еще более эффективна по сравнению с R502, когда перед поступлением в регулирующий вентиль жидкий хладагент переохлаждается.
Рекомендуемые масла
R507 требуются синтетические смазочные материалы, например полиэфирные масла. Mobil EAL Arctic 22 СС, 32,46,68,100, PLANETELF ACD 32,46,68, 100, Suniso SL 32,46,68,100, BITZER BSE 32.
Фреон R410 a
Цена: 4000 руб./шт. (11,3 кг)
Характеристики и назначение
Негорючий газ. При соприкосновении с пламенем и горячими поверхностями разлагается с образованием высокотоксичных продуктов. Контакт с некоторыми активными металлами при определенных условиях (например, при очень высоких тем пературах и/или давлении) может привести к взрыву или возгоранию.
Также см. таблицу «Совместимость хладагентов с пластмассами, эластомерами и металлами».
Признак | Единица измерения | R410a | ||
---|---|---|---|---|
Состав | R125/R32 (50/50%) | |||
Температура кипения | °С | -51,53 | ||
Критическая температура | °С | 72,13 | ||
Критическое давление | МПа | 4,93 | ||
Озоноразрушающий потенциал, ODP | 0 | |||
Потенциал глобального потепления, GWP | 1890 |
Является заменой для R22, предназначен для заправки новых систем кондиционирования воздуха высокого давления. Очень перспективным является использование хладагента R410a в тепловых насосах после временной работы на пропане, так как при этом по сравнению с R22 и пропаном возможно значительное уменьшение конструктивных размеров. R410a сохраняет свои эксплуатационные свойства гораздо дольше, чем R22. Удельная холодопроизводительность R41 Оа примерно на 50% больше, чем у R22 (при температуре конденсации 54 °С), а рабочее давление в цикле на 35-45% выше, чем у R22, что приводит к необходимости внесения конструктивных изменений в компрессор и теплообменники, а следовательно фреон R410a не может использоваться в качестве ретрофитного (замещающего) хладагента для R22. Поскольку плотность R410a выше, чем R22, компрессоры, трубопроводы и теплообменники могут иметь меньшие размеры.
Рекомендуемые масла
Синтетические полиэфирные: PLANETELF ACD с вязкостью 32,46,68,100 в канистрах, Suniso SL 32,46, 68,100, Mobil EAL Arctic 32,46,68,100, BITZER BSE 32
Фреон R407 c
Характеристики и назначение
Следует избегать присутствия хладагента в воздухе в высоких концентрациях. Поскольку газообразный хладагент тяжелее воздуха, он скапливается внизу, поэтому нужно предусмотреть возможность вентиляции именно нижней части помещения. Хладон не воспламеняется на открытом воздухе.
Запрещено хранение и использование около открытого огня, горячих поверхностей, в т.ч. нагревателей, в условиях высокой влажности.
Несовместим с магнием и его сплавами, в которых его содержание выше 2%. С калием, барием и другими щелочными металлами идут экзотермические реакции. Продуктами термического разложения и гидролиза хладагента являются галоидные кислоты.
Также см. таблицу «Совместимость хладагентов с пластмассами, эластомерами и металлами».
Признак | Единица измерения | R407c | ||
---|---|---|---|---|
Химическая формула | R32/R125/R134a (23/25/52%) | |||
Температура кипения | °С | -43,56 | ||
Критическая температура | °С | 86,7 | ||
Критическое давление | МПа | 4,63 | ||
Озоноразрушающий потенциал, ODP | 0 | |||
Потенциал глобального потепления, GWP | 1600 |
Хладагент R407c по энергетической эффективности близок к R22 и рассматривается как оптимальная альтернатива R22. В настоящее время его широко используют в системах кондиционирования воздуха. Не требуется вносить значительных изменений в холодильную систему.
При эксплуатации зеотропных смесей появился ряд проблем. Это наличие «температурного глайда», изменение состава смеси в случае утечки одного из компонентов, несмешиваемость с минеральными маслами, парожидкостное разделение зеотропных смесей в каждом элементе системы: компрессоре, теплообменных аппаратах, конденсаторе и испарителе; различная растворяемость компонентов смеси в холодильном масле.
Обязательно нужно обращать внимание на то, что R407c нужно заполнять только из жидкой фазы. Состав газовой фазы в баллоне отличается от спецификации.
Рекомендуемые масла
Синтетические полиэфирные: используется с полиэфирным маслом 160 PZ Maneurop, которое и предназначено для работы совместно с хладагентом R407c, а также с Mobil EAL Arctic 32,46, 68,100, PLANETELF ACD 32, 46, 68,100, Suniso SL 32, 46, 68,100, BITZER BSE 32.
Фреон R404 a
Характеристики и назначение
Заменитель R22 и R502.
Также см. таблицу «Совместимость хладагентов с пластмассами, эластомерами и металлами».
Признак | Единица измерения | R404a | ||
---|---|---|---|---|
Состав | R125/R143a/R134a (44/52/4%) | |||
Температура кипения | °С | -46,7 | ||
Критическая температура | °С | 72,7 | ||
Критическое давление | МПа | 3,735 | ||
Озоноразрушающий потенциал, ODP | 0 | |||
Потенциал глобального потепления, GWP | 3750 |
Хладагент R404a первоначально использовали в новом оборудовании, рассчитанном на низкие и средние температуры кипения. Некоторым производителям рефрижераторных контейнеров удалось к настоящему времени приспособить R404a в качестве стандартного хладагента для работы в области низких температур. В зависимости от условий эксплуатации обеспечиваются повышение холодопроизводительности на 4-5 % и снижение температуры нагнетания в компрессоре до 8 % по сравнению с аналогичными характеристиками R502. После поступления в продажу с конца 1993г. R404a первоначально использовали в новом оборудовании, рассчитанном на низкие и средние температуры кипения. В настоящее время R404a применяют в качестве заменителя R502 при ретрофите систем. При этом необходима замена минерального масла на полиэфирное и фильтра-осушителя. Изменение состава смеси, циркулирующей в холодильной системе, может привести к ухудшению ее энергетических характеристик, особенно в схемах с ресивером или при значительной длине трубопроводов.
Рекомендуемые масла
PLANETELF ACD 32,46, 68, Mobil EAL Arctic 32,46, 68,100, Suniso SL 32,46, 68
Фреон R134 a
Характеристики и назначение
Хладон R134 a не токсичен и не воспламеняется во всем диапазоне температур эксплуатации. Однако при попадании воздуха в систему и сжатии могут образовываться горючие смеси. Не следует смешивать R134а с R12, так как образуется азеотропная смесь высокого давления с массовыми долями компонентов 50 и 50%. Давление насыщенного пара этого хладагента несколько выше, чем у R12 (соответственно 1,16 и 1,08 МПа при 45°С).
R134а разлагается под воздействием пламени с образованием отравляющих и раздражающих соединений, таких, как фторводород. Для хладагента R134а характерны небольшая температура нагнетания (она в среднем на 8-10 °С ниже, чем для R12) и невысокие значения давления насыщенных паров.
Также см.таблицу «Совместимость хладагентов с пластмассами, эластомерами и металлами
Признак | Единица измерения | R134a | ||
---|---|---|---|---|
Химическая формула | C2F4H2 | |||
Температура кипения | °С | -26,5 | ||
Критическая температура | °С | 101,5 | ||
Критическое давление | МПа | 4,06 | ||
Озоноразрушающий потенциал, ODP | 0 | |||
Потенциал глобального потепления, GWP | 1300 |
Хладагент R134a широко используют во всем мире в качестве основной замены R12 для холодильного оборудования, работающего в среднетемпературном диапазоне. Его применяют в автомобильных кондиционерах, бытовых холодильниках, торговом холодильном среднетемпературном оборудовании, промышленных установках, системах кондиционирования воздуха в зданиях и промышленных помещениях, а также на холодильном транспорте. Хладагент можно использовать и для ретрофита оборудования, работающего при более низких температурах. Однако в этом случае, если не заменить компрессор, то холодильная система будет иметь пониженную холодопроизводительность.
Вместе с тем в водоохладительных установках с винтовыми и центробежными компрессорами применение R134а имеет определенные перспективы.
Баллоны по 13,6 кг., спецконтейнеры, ISO-танки.
Рекомендуемые масла
Синтетические: PLANETELF ACD 32,46, 68, Mobil Arctic Assembly Oil 32, Mobil EAL Arctic 32,46, 68,100, Suniso SL 32, 46, 68, BITZER BSE 32
Фреон R22
Характеристики и назначение
Хладон R22 широко используется в промышленности, главным образом в качестве хладагента. Относится к группе гидрохлорфторуглеродов. Наиболее популярный аэрозольный пропеллент из числа гидрохлорфторуглеродов.
Это бесцветный газ со слабым запахом хлороформа. Экологические свойства хладагента 22 значительно лучше, чем у R12 и R502.
Преимущества применения данного хладона связаны с тем, что:
Признак | Единица измерения | R22 | ||
---|---|---|---|---|
Химическая формула | CF2CIH | |||
Температура кипения | °С | -40,85 | ||
Критическая температура | °С | 96,13 | ||
Критическое давление | МПа | 4,986 | ||
Озоноразрушающий потенциал, ODP | 0,050 | |||
Потенциал глобального потепления, GWP | 1700 |
Хладон 22 используют для получения низких температур в машинах с поршневыми и винтовыми компрессорами одно- и двухступенчатого сжатия, а также в бытовых холодильных машинах. В холодильных установках, работающих на фреоне 22, необходимо использовать минеральные или алкилбензольные масла.
Хладон 22 имеет гораздо более высокое давление в области высоких температур, чем R12, поэтому не является его эквивалентным заменителем.
Заменители R22: R404a, R407c, R410a, R507.
Баллоны 13,6 кг., 22,7 кг, спецконтейнеры по 900 кг, ISO-танки, также разливается в тару покупателя.
Рекомендуемые масла Минеральные: ХФ 22-24, Mobil Gargoyle Arctic Oil 155, 300, Mobil Gargoyle Arctic SHC 400, Mobil Gargoyle Arctic SHC 200, Mobil EAL Arctic 32,46,68,100, LUNARIA SK, Suniso 3GS, 4GS, Bitzer B5.2, Bitzer B100.
Температурный глайд – что это такое, от чего зависит, как измеряется
Обновлено: 10 января 2021.
В этой статье мы расскажем про температурный глайд фреонов: что это такое, от чего зависит, как измеряется. Разобрали определение глайда температур на примере хладагента R-407c. В конце страницы вы найдете таблицу температурного глайда для хладагентов.
Зеотропные и азеотропные смеси
Все хладагенты делятся на два типа – однокомпонентные и смеси. У фреонов, состоящих из одного вещества не может быть температурного глайда. Их температура кипения постоянна и зависит только от давления. Они являются азеотропными.
В состав смесей (многокомпонентных хладагентов) входят от 2 до 5 (например, R438a) веществ. Если у компонентов одинаковые температуры кипения в определенном диапазоне, они тоже относятся к азеотропным.
Часто в состав многокомпонентного хладагента входят вещества с разными температурами кипения. Такие смеси называют зеотропными или неазеотропными. У них есть температурный глайд. У них важную роль играет точка росы (точка насыщения).
Что такое температурный глайд
По мере испарения состав жидкого хладагента меняется. Соответственно меняются его характеристики. Повышается температура кипения. В один прекрасный момент он перестает переходить в газообразную фазу.
Tg = Tmax – Tmin
От чего зависит температурный глайд
Температурный глайд – промежуток температур, в котором хладагент может быть одновременно газом и жидкостью. Это значение меняется в зависимости от состава. Дело в том, что разница между температурами кипения хладагентов не постоянна.
Например, есть некоторый фреон, в составе которого газы А и Б. У них небольшая разница в температуре кипения. Но свойства хладагентов разные. Поэтому при разном давлении температурный глайд будет отличаться.
Чем выше давление, тем больше температура кипения фреонов. Так как их зависимость не прямая, то и разница температур насыщения и кипения больше. Соответственно – больше температурный глайд.
Что пишут производители
Из-за того, что температурный глайд зависит от давления, нельзя указать его точное значение. Производители хладонов измеряют его по-разному. Например, они могут указать температурный глайд:
Поэтому не стоит слепо доверять цифрам. В спецификации к одному и тому же фреону могут быть указаны разные значения. Не все указывают, при каких условиях они измеряли температурный глайд фреона. Если вы столкнулись с новым хладагентом, лучше тестировать его самому.
Таблица температурного глайда хладагентов
В этой таблице собраны значения температурного глайда для зеотропных фреонов. Данные взяты с официальных сайтов производителей и официальной документации. К сожалению, не везде указано, как именно измерялся глайд.
Хладагент | Глайд, °С |
---|---|
R401B | 5 |
R404A | 0,5 |
R407A | 4,5 |
R407C | 7,1 |
R407D | 6,5 |
R408A | меньше 0,6 |
R410A | меньше 0,3 |
R414B | 7 |
R417A | 4,7 |
R422A | 2,5 |
R422B | 2,7 |
R422D | 4,5 |
R424A | 3 |
R426A | меньше 1 |
R427A | 7 |
R428A | 0,8 |
R434A | 1,5 |
R438A | 4 |
R442A | 4,6 |
R448A | 4,5 |
R449A | 4,5 |
R450A | 0,4 |
R513A | 0,8 |
В этой статье мы постарались популярно пояснить, что такое температурный глайд хладагентов и от чего он зависит. Также привели средний глайд наиболее популярных многокомпонентных фреонов. Не забудьте поделиться ей с коллегами и друзьями!