в чем истинный смысл прогресса

В чем смысл прогресса?

В чем его польза? Почему мир находится в дисбалансе, иными словами, в развитии? Интересный вопрос.

Науке известно, что развитие жизни на Земле происходило от неживой ее формы к растительной, далее к животной и человеку. Так природа порождает все более высокие, передовые, прогрессивные стадии и весь процесс развития имеет причинно-следственный признак. Но мы совершенно не понимаем, в чем цель каждой из существующих форм развития, и в чем преимущество более развитой формы над предыдущей.

Человек способен исследовать уровни природы, стоящие ниже него, потому что более развит. А способны ли мы исследовать причинно-следственные связи в себе, свою суть и цель своего появления?

Нет, еще нет. Но кто сказал, что развитие завершено? Пришло время и природа дала новый импульс нашему развитию. Мы это видим по стремительно меняющемуся миру. Тут вам и климатические аномалии, и изменения в растительном и в животном мире. И на своем уровне мы испытываем давление природы, меняющее нас. Мы идем к такому уровню развития, где обретем способность понимать механизм воздействия природы на нас, сможем выяснить законы природы, как более высокой относительно нас силы.

Мы развиваемся через страдания и боль потому, что не знаем, что природа от нас хочет. Делая что-то неправильно, мы получаем корректирующие удары, ощущаемые нашим эгоизмом как страдания, «оттачиваем» благодаря им разум и чувство до готовности к проникновению в суть законов природы.

Все дело в нас, людях. Эгоизм разделяет нас и мы находимся в дисбалансе внутри общества как системы отношений. Отрицательно влияем на неживой, растительный и животный уровни природы, делая их также неуровновешенными. Мы никогда не будем способны познать внутренние законы природы, пока не сменим свою эгоистическую суть на ту, в которой пребывает высшая природа.

Главный смысл прогресса не в удобствах и даже не в безопасности. Развитие цивилизации даёт человеку возможность сконцентрировать энергию разума не на преодоление унизительных тягот жизни, а на выяснение сути бытия. Настоящий прогресс человечества не в увеличении изобретательности ума, а в развитии способности ощущать высший уровень природы, то есть те силы, которые управляют нами.

Мы проходим цикл жизни и оставляем мир следующему поколению. Так наша жизнь «служит» развитию более высокой ступени. Мы оставляем результаты нашей деятельности, на основе которых растет молодое поколение. Но самый главный итог нашей жизни – передача жизненного опыта следующему поколению через гены. Только так образуется связь, единство поколений: в понимании, мудрости, ощущениях, чувствах, взаимоотношениях. Мы как-бы «отчисляем» из своих достижений и страданий, мыслей и чувств, часть для следующего поколения, вносим свою лепту в строительство дома единства с природой.

Пока мы не выстроим окончательную, прекрасную систему, которая называется единством, мы будем продолжать сменять друг друга в развитии поколений. К этой цели мы должны прийти, и это финал нашего развития.

Источник

Новое в блогах

в чем истинный смысл прогресса. Смотреть фото в чем истинный смысл прогресса. Смотреть картинку в чем истинный смысл прогресса. Картинка про в чем истинный смысл прогресса. Фото в чем истинный смысл прогресса

В чем смысл прогресса?

В чем смысл прогресса?

В чем его польза? Почему мир находится в дисбалансе, иными словами, в развитии? Интересный вопрос.

Науке известно, что развитие жизни на Земле происходило от неживой ее формы к растительной, далее к животной и человеку. Так природа порождает все более высокие, передовые, прогрессивные стадии и весь процесс развития имеет причинно-следственный признак. Но мы совершенно не понимаем, в чем цель каждой из существующих форм развития, и в чем преимущество более развитой формы над предыдущей.

Человек способен исследовать уровни природы, стоящие ниже него, потому что более развит. А способны ли мы исследовать причинно-следственные связи в себе, свою суть и цель своего появления?

Нет, еще нет. Но кто сказал, что развитие завершено? Пришло время и природа дала новый импульс нашему развитию. Мы это видим по стремительно меняющемуся миру. Тут вам и климатические аномалии, и изменения в растительном и в животном мире. И на своем уровне мы испытываем давление природы, меняющее нас. Мы идем к такому уровню развития, где обретем способность понимать механизм воздействия природы на нас, сможем выяснить законы природы, как более высокой относительно нас силы.

Мы развиваемся через страдания и боль потому, что не знаем, что природа от нас хочет. Делая что-то неправильно, мы получаем корректирующие удары, ощущаемые нашим эгоизмом как страдания, «оттачиваем» благодаря им разум и чувство до готовности к проникновению в суть законов природы.

Все дело в нас, людях. Эгоизм разделяет нас и мы находимся в дисбалансе внутри общества как системы отношений. Отрицательно влияем на неживой, растительный и животный уровни природы, делая их также неуровновешенными. Мы никогда не будем способны познать внутренние законы природы, пока не сменим свою эгоистическую суть на ту, в которой пребывает высшая природа.

Главный смысл прогресса не в удобствах и даже не в безопасности. Развитие цивилизации даёт человеку возможность сконцентрировать энергию разума не на преодоление унизительных тягот жизни, а на выяснение сути бытия. Настоящий прогресс человечества не в увеличении изобретательности ума, а в развитии способности ощущать высший уровень природы, то есть те силы, которые управляют нами.

Мы проходим цикл жизни и оставляем мир следующему поколению. Так наша жизнь «служит» развитию более высокой ступени. Мы оставляем результаты нашей деятельности, на основе которых растет молодое поколение. Но самый главный итог нашей жизни – передача жизненного опыта следующему поколению через гены. Только так образуется связь, единство поколений: в понимании, мудрости, ощущениях, чувствах, взаимоотношениях. Мы как-бы «отчисляем» из своих достижений и страданий, мыслей и чувств, часть для следующего поколения, вносим свою лепту в строительство дома единства с природой.

Пока мы не выстроим окончательную, прекрасную систему, которая называется единством, мы будем продолжать сменять друг друга в развитии поколений. К этой цели мы должны прийти, и это финал нашего развития.

Источник

В чем смысл прогресса?

В чем его польза? Почему мир находится в дисбалансе, иными словами, в развитии? Интересный вопрос.

Науке известно, что развитие жизни на Земле происходило от неживой ее формы к растительной, далее к животной и человеку.

в чем истинный смысл прогресса. Смотреть фото в чем истинный смысл прогресса. Смотреть картинку в чем истинный смысл прогресса. Картинка про в чем истинный смысл прогресса. Фото в чем истинный смысл прогресса

Так природа порождает все более высокие, передовые, прогрессивные стадии и весь процесс развития имеет причинно-следственный признак. Но мы совершенно не понимаем, в чем цель каждой из существующих форм развития, и в чем преимущество более развитой формы над предыдущей.

Человек способен исследовать уровни природы, стоящие ниже него, потому что более развит. А способны ли мы исследовать причинно-следственные связи в себе, свою суть и цель своего появления?

Нет, еще нет. Но кто сказал, что развитие завершено? Пришло время и природа дала новый импульс нашему развитию. Мы это видим по стремительно меняющемуся миру. Тут вам и климатические аномалии, и изменения в растительном и в животном мире. И на своем уровне мы испытываем давление природы, меняющее нас. Мы идем к такому уровню развития, где обретем способность понимать механизм воздействия природы на нас, сможем выяснить законы природы, как более высокой относительно нас силы.

Мы развиваемся через страдания и боль потому, что не знаем, что природа от нас хочет. Делая что-то неправильно, мы получаем корректирующие удары, ощущаемые нашим эгоизмом как страдания, «оттачиваем» благодаря им разум и чувство до готовности к проникновению в суть законов природы.

Все дело в нас, людях. Эгоизм разделяет нас и мы находимся в дисбалансе внутри общества как системы отношений. Отрицательно влияем на неживой, растительный и животный уровни природы, делая их также неуровновешенными. Мы никогда не будем способны познать внутренние законы природы, пока не сменим свою эгоистическую суть на ту, в которой пребывает высшая природа.

Главный смысл прогресса не в удобствах и даже не в безопасности. Развитие цивилизации даёт человеку возможность сконцентрировать энергию разума не на преодоление унизительных тягот жизни, а на выяснение сути бытия. Настоящий прогресс человечества не в увеличении изобретательности ума, а в развитии способности ощущать высший уровень природы, то есть те силы, которые управляют нами.

Мы проходим цикл жизни и оставляем мир следующему поколению. Так наша жизнь «служит» развитию более высокой ступени. Мы оставляем результаты нашей деятельности, на основе которых растет молодое поколение. Но самый главный итог нашей жизни – передача жизненного опыта следующему поколению через гены. Только так образуется связь, единство поколений: в понимании, мудрости, ощущениях, чувствах, взаимоотношениях. Мы как-бы «отчисляем» из своих достижений и страданий, мыслей и чувств, часть для следующего поколения, вносим свою лепту в строительство дома единства с природой.

Пока мы не выстроим окончательную, прекрасную систему, которая называется единством, мы будем продолжать сменять друг друга в развитии поколений. К этой цели мы должны прийти, и это финал нашего развития.

Источник

Прогресс человечества реальность или миф?

«Прогресс (от лат. progressus – движение вперед, успех) понимается как тип направленного развития, характеризующийся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» – поясняют толковые словари.
Представление о прогрессе как о направленном изменении к лучшему возникло в древности. Прогресс был замечен сначала в сфере научного познания, а затем был распространен на сферу социальных отношений.
Наиболее тщательно разрабатывал идею общественного прогресса итальянский философ XVIII века Вико. Он обратил внимание на циклический и противоречивый характер исторического развития. Поэтому понятие прогресса соотносил с его противоположностью, понятием регресса (от латинского regressus – обратное движение, движение вспять).
К началу XX века понятие прогресса глубоко вошло в науку, особенно в социологию, историю, философию.
В СССР не вызывало сомнений, что человечество беспрерывно идет вперед, к некой конечной цели, к последнему идеально завершенному состоянию (его называли светлым будущим), и все сменяющиеся исторические эпохи – лишь последовательные этапы на пути продвижения к заветной цели.
Философ С.Л.Франк выразил это представление такими словами: 1) от Адама до моего дедушки – период варварства и первых зачатков культуры; 2) от моего дедушки до меня – период подготовки великих достижений, которые должно осуществить в мое время; 3) я и задачи моего времени, в которых завершается и окончательно осуществляется цель всемирной истории.
В целом прогресс характеризуется нарастанием темпов развития и принимается как объективный закон исторического развития. Однако одной из его существенных особенностей является присутствие в нем регресса отдельных элементов, связей и функций. Французский социолог Р. Арон в своей книге «Разочарование в прогрессе» ссылается на разрушительные войны, катастрофические феномены, общую деградацию человечества. Пессимистические выводы сопровождаются рассуждениями о перенаселении земли, биологическом вырождении человека в условиях научно-технической революции и ставят под сомнение саму идею прогресса.
Немаловажное значение имеет критерий прогресса, именно из-за разных критериев происходит путаница в понятиях.
Сергей Балакирев в статье «XXI век – развитие или деградация человечества?» в качестве основного критерия анализа темы выбрал изменение жизненного уровня среднестатистического человека планеты. Для этого рассмотрел потребляемые мировым сообществом для жизнеобеспечения природные ресурсы, приходящиеся на одного человека:
– атмосфера (кислород),
– гумус (плодородная почва),
– вода питьевая,
– полезные ископаемые, включая топливно-энергетический комплекс,
– экология – среда обитания человека.
«Если объем потребляемых ресурсов на одного человека будет увеличиваться, что будет обуславливать рост его жизненного уровня, в этом случае XXI век – век прогрессивного развития человечества; в альтернативном исходе – XXI век станет веком дальнейшей деградации человечества», –.делает вывод Сергей Балакирев.
Французские просветители видели критерий прогресса в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Прогресс мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. А. Сен-Симон оценивал движение вперед по состоянию общественной нравственности. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса – развитие производительных сил, видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку. Прогрессивными Маркс считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека.
Считалось, что есть области, в которых прогресс несомненен – это области познания и экономики. В познании человечество идет к одной определенной и ясной цели – к истине, знание дает нам все больше возможности его практического применения во всех сферах нашего бытия. Но авторы этой мысли не взяли в расчет ложные знания, которые массам всегда навязывали и небезуспешно. Чего только наши соотечественники не узнали о своем прошлом в годы Перестройки. Но мне кажется, лет через семь-восемь они не меньше узнают о годах, которые мы сейчас переживаем.
С общей точки зрения мерой прогресса может служить продвижение от простого к сложному, повышение сложности организации. Восходящее развитие означает повышение уровня организации и соответственно сложности системы, что влечет за собой усиление роли внутренних факторов в составе целого по сравнению с внешними, рост активности системы, возможности ее самосохранения, а также относительной самостоятельности.
Без сомнения, высшее мерило прогрессивности всех общественных явлений – человеческая личность. Исторический прогресс находит свое отражение в развитии и удовлетворении потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира, в развитии и удовлетворении потребности жить по благородным нормам истинно человеческой морали.
Заслуживает внимания такой критерий: единый, или обобщающий, критерий исторического прогресса состоит в: 1) эволюции человека как гармонично развитой личности 2) улучшении нравов 3) развитии науки и разума 4) росте идеалов истины и справедливости.
Однако ни один из четырех приведенных пунктов не имеет места в реальной действительности. Лишь отдельные люди, притом абсолютное меньшинство, соответствуют данному критерию. Но передовые люди были всегда, поэтому тот факт, что единицы прогрессируют отнюдь не говорит о прогрессе всего человечества.
«Советские фантасты наивно полагали, что человечество массово перейдет в созидательную сферу – проще говоря, займется искусством, развитием гуманитарных и технических знаний. На практике произошло ровно противоположное – общество выбрало путь стремительной деградации, а в ряде стран и сообществ, и вовсе деструкции, а порой даже самоликвидации», – пишет Павел Сапов в статье «Обратная сторона свободы или интеллект сегодня не в моде».
«Сегодня мы можем находить любую информацию за считанные секунды; получать образование, не выходя из дома, и общаться с людьми по всему земному шару. Тем не менее, как обнаружили ученые, во втором десятилетии XXI века уровень интеллекта человечества стал неуклонно снижаться, – констатирует автор статьи «Деградируем, господа! Почему человечество глупеет в XXI веке» в интернете. – Наука десятилетиями отслеживает изменения уровня интеллекта людей разных возрастных групп при помощи теста на IQ. Средним значением считается 100 баллов, а IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.
С 1909 по 2013 год человечество становилось умнее благодаря улучшению условий жизни, доступу к образованию и развитию технологий. Этот статистический феномен получил название «Эффект Флинна». Однако с 90-х годов темпы роста показателя IQ стали снижаться, а с 2013 года рост сменился спадом.
Эту тенденцию наблюдают исследователи по всему миру. В 2000 году среднемировой показатель IQ составил 90,31 балла. Ученые прогнозируют, что к 2050 году он упадет до 86,67 балла. Если двигаться такими темпами, через полтора столетия взрослый человек будет иметь интеллект 9-летнего ребенка.
Причины глобального снижения уровня интеллекта доподлинно неизвестны. Но, согласно одной из гипотез, наши умственные способности страдают от того, что мы все больше зависим от смартфонов и интернета.
Теперь нет нужды держать в голове информацию, которую можно практически мгновенно найти в сети. Не нужно больше уметь считать в уме или запоминать дорогу, ведь есть калькулятор и GPS-навигатор. Все это лишает человека мотивации тренировать свой мозг. Подобно тому, как физическая сила когда-то перестала быть преимуществом, сегодня своих преимуществ лишаются эрудиция и память.
Вредные выбросы в атмосферу также способствуют снижению интеллекта у людей в любом возрасте, говорят исследователи. Парниковые газы ухудшают наши концентрацию, память и умение принимать решения. Дети из «умных» семей (а их рождается все меньше) имеют больше возможностей для получения образования и развития интеллекта. Поэтому сокращение рождаемости в среде социально благополучного населения также влияет на глобальные показатели IQ».
«Не менее опасна всё более явственная физическая, психическая, нравственная деградация широких масс, – отмечают А.В. Горский, Ю.А Лисовский, А.Н. Самарин, Л.К. Фионова в статье «Деградация человека как фактор мировой политики». – Всё больше отраслей страдают от тотального дефицита кадров, обладающих необходимыми физическими и интеллектуальными возможностями. Современные научные достижения становятся всё более мелкими и убогими. Искусство превращается в нечто серое и пошлое, либо откровенно бредовое и растленное. Решения мировых политических элит скудоумны и недальновидны, убийственны не только для простых граждан, но и для них самих».
«Несмотря на успехи медицины болезней на Земле не становится меньше, просто одни замещаются другими, – продолжают авторы статьи «Деградация человека как фактор мировой политики». – У современных детей началась антиакселерация – они перестали быть «быстрее, выше, сильнее» своих родителей, напротив, они физически более слабы, чем предыдущее поколение в том же возрасте. Немалую роль в этом сыграло ожирение, которое поражает всё больше детей по всему миру. Врачи всего мира отмечают рост числа заболеваний нервной системы: около 30% лекарств, потребляемых жителями «цивилизованных» стран, предназначены для компенсации психических расстройств. Однако в статистике роста психических заболеваний Россия лидирует: уже 20–25% россиян нуждается в помощи врачей-психиатров и психотерапевтов, в мире этот показатель составляет 15–20%».
Еще Гесиод в античности представлял историю, прошедшую пять веков, где каждый век был хуже предыдущего. Речь шла о «золотом веке», где царствовали благочестие и высокая мораль, затем о «серебряном», в котором началось их падение. Оно завершилось самым худшим из веков – железным, демонстрирующим полный упадок нравственности. В рассуждениях Гесиода четко прослеживалась идея регресса.
В трактате «О науках и искусствах» Руссо подверг сомнению культ науки и безграничный оптимизм, связанный с возможностью прогресса, считая, что с развитием цивилизации происходит обеднение культуры. С этими убеждениями были связаны его призывы вернуться к природе. В сочинении «Эмиль, или О воспитании» и в романе «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо развивал концепцию естественного воспитания на основе использования природных способностей ребенка, свободного при рождении от пороков и дурных наклонностей, которые формируются у него позже под влиянием общества. По его мнению, детей следовало воспитывать в изоляции от общества, один на один с природой.
«Надежды академика В.И.Вернадского, сформулировавшего в начале XX века идею эпохи Ноосферы (разума) и надеявшегося на «повзросление» человечества, которое будет жить в полной гармонии с природой как ее естественная составляющая, на сегодняшний день не оправдались, – пишут А.В. Горский, Ю.А Лисовский, А.Н. Самарин, Л.К. Фионова и делают вывод: процесс деградации человека грозит покончить с человечеством без экономических кризисов, ядерной войны и экологической катастрофы».
«Человечество может совсем реально и без войны попасть в каменный век, – отмечает автор статьи «Деградация человечества не миф» в интернете. – наша компьютеризация, как не странно, приводит к росту неграмотности. А в интернете существуют такие мракобесия, что даже самые опытные психиатры не могут установить правильный диагноз. Когда мы все станем одинаково глупы, тогда начнутся совсем другие взаимоотношения. Победа будет за теми, кто сильнее и кого больше».
Регресс человечества, отрицательный естественный отбор и перспектива всеобщего конца – результат главным образом неправильно выбранного общего направления развития – непрерывного улучшения комфортных условий жизни.
В природе такого не наблюдается, жизнь всех диких животных – это постоянная борьба за существование, которая тренирует их, делает более здоровыми, сильными и жизнеспособными. О том, что и людям полагается жить в постоянном напряжении, концентрации, ставя перед собой и выполняя сложные задачи, известно давно. Но они не хотят напрягаться, им удобнее комфорт. А отсюда и регресс с деградацией.
Человеческий прогресс решили целиком переложить на технику и технологии. В результате они прогрессируют, человек же деградирует и процесс этот дошел уже до того, что не писатели, авторы романов ужасов, а ученые начинают всерьез опасаться чересчур умных машин.
«Технические усовершенствования не приводят к нравственному совершенству, – отмечает Владимир Пастухов. – Напротив, именно сегодня духовные устои практически всех без исключения цивилизаций испытали небывалое давление».
«Хорошо сказано: «прогресс – это, скорее, похоть нашей цивилизации», пишет Андрей Громадский на сайте «Публицист.ру». – Именно т.н. прогресс, который на самом деле есть регресс, является результатом порочного мышления людей, ещё во тьме веков утерявших знания об Основах Бытия. Ведь что есть технический прогресс? Это воздействие людей на природу планеты с помощью различных механических протезов, усиливающих их физическую мощь. В настоящее время технический «прогресс» усилен электронными протезами, которые призваны заменить человеческий разум. Получается, что люди перестали развиваться и стали полностью полагаться на созданные ими протезы. Дело уже дошло до того, что выпускники школ не знают таблицу умножения, и не могут в уме совершить элементарные математические действия с простыми числами.
Относительно идеи фикс даже не знаю, как назвать этих «учёных» олухов, озабоченных созданием искусственного интеллекта?! И никого не остановит этих олухов простым вопросом: кто должен развивать разум – человек, или машина? Ведь цель эволюции заключается в том, чтобы развить у людей их скрытые природные силы, с помощью коих они бы могли обходиться в хозяйственной и умственной деятельности без единого искусственно созданного приспособления. В общем, т.н. технический прогресс загнал человечество на самый край могилы».
Какой же вывод сделаем: исторический прогресс – это несбыточная мечта, как рай на земле или Аркадия? Однако факты говорят о том, что временами в отдельных государствах прогресс имел место. Это наблюдалось при мудрых правителях. Стало быть, можно наладить жизнь и совершенствовать ее в отдельно взятой стране, но для этого нужны мудрые правители. Теоретически возможно повернуть и все человечество от деградации к прогрессу, но тут потребуется всемирное правительство из мудрецов. Осуществимо ли такое на практике – вот в чем вопрос?

Источник

Прогресс: рождение новой религии

в чем истинный смысл прогресса. Смотреть фото в чем истинный смысл прогресса. Смотреть картинку в чем истинный смысл прогресса. Картинка про в чем истинный смысл прогресса. Фото в чем истинный смысл прогресса

Для современного мира прогресс является непререкаемой ценностью. По сути, это понятие давно стало синонимом слова «благо». Прогрессивное – значит хорошее. Однако сразу возникают вопросы. Если понимать под прогрессом поступательное развитие от худшего к лучшему, то в каких сферах человеческой жизни мы можем такой прогресс увидеть? Есть ли он в культуре и искусстве? Присутствует ли он в политике? Те изменения, «перепады», кризисы, успехи и провалы, с которыми связана социальная жизнь, являются лишь признаками некоего неизменного движения к общей благой цели? Что в действительности означает экономический прогресс? Может быть, он в сфере взаимодействия человека с природой? Но от прогрессивного преобразования природы с самой природой случаются вещи вполне регрессивные. От развития науки и техники умножается комфорт, но вряд ли это и есть тот самый Прогресс. Или это он самый?

Новый Завет знает понятие «обновление», которое означает непрестанное духовное делание, совершенствование. «Обновление» имеет строго оговоренные рамки и условия. Апостол Павел говорит: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). Говоря об «обновлении ума», Апостол предостерегает от духовного конформизма: «не сообразуйтесь с веком сим» (Рим. 12:2). Обновление совершается покаянием (Евр. 6:6) и Святым Духом (Тит. 3:5). Таким образом, христианское преобразование мира начинается с самого человека.

Само понятие «прогресс» начинает завоевывать влияние в Европе в эпоху Просвещения. Изначально прогресс представлялся вполне провиденциалистски: как Божий замысел о человеке, который может быть рационально истолкован. Наиболее известная концепция принадлежала придворному французскому епископу Ж.Б. Боссюэ (Боссюэту; «Рассуждение о всеобщей истории» (1681)). О «духовном прогрессе» как совершенствовании души писал его современник аббат Ф. Фенелон. Однако в XVIII веке явилось понятие «прогресс разума» как бесконечное развитие человеческого представления о мире. Первым эту идею обосновал католический аббат Ш. де Сен-Пьер (1658-1743) в работе «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» (1737). Двигали аббатом уже исключительно гуманистические соображения: он был убежденным пацифистом и отстаивал идею «всеобщего мира». Великая Французская революция пацифизмом не отличалась, но именно она окончательно канонизировала понятие прогресса. Известный просветитель маркиз де Кондорсе, ожидая в якобинской тюрьме полагавшейся ему гильотины, в своей основной работе увековечил всемирное торжество разума («Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», 1794). Прогресс разума уже предполагал отказ от христианского представления необходимости борьбы с грехом: понять уже значило победить.

Немцы подошли к вопросу более систематично. И.Г. Гердер стремился показать не только уникальность, но и прогрессивное значение каждой эпохи в жизни человечества («Идеи к философии истории человечества», 1784-1791). Г.В.Ф. Гегель ввел понятие «исторический прогресс» как основной смысл истории, как поступательное развитие человечества от низших стадий к высшим («Лекции по философии истории», 1822-1831). Прогресс неизбежен, как утверждает философ. Гегелевское представление о прогрессе является пантеистическим. Он выступает неким суррогатом Боговоплощения: идея высшего блага обретает плоть и одухотворяет ее своим присутствием. Однако это отнюдь не было лишь чистым умозрением: как Гегель, так и сильно повлиявший на него И.В. Гёте считали олицетворением такого прогресса истории не кого-нибудь, а самого Наполеона Бонапарта. Вполне логично, с учетом того, что пострадал император французов как раз от самой отсталой в Европе нации, спалившей ради этого собственную столицу… Остался не понят и не оценен… Выходит, на Бородинском поле русские встретились с воплощением гегелевского «абсолютного духа», движущего небесными телами и человеческими судьбами.

Из наполеоновской эпохи вышли и столь важные для развития идеи прогресса мыслители как А.Б. Констан (1767-1830) и граф К.А. де Сен-Симон (1760-1825). Первый стал основателем классического либерализма, второй впервые создал развитое социалистическое учение. Либерализм и социализм рождались как близнецы-братья: один основывался на идее политико-правового прогресса, другой верил в прогресс социально-экономический. Социальное конструирование получило идейное обоснование: перестроить мир по своим представлениям стало вполне возможно. Победило отношение к миру как к материалу для воплощения той или иной «правильной» идеи. Утопия становилась практической задачей. Уже в ХХ веке отрицать столь популярную мысль означало пойти против мэйнстрима. Никто не отважился. Даже германский нацизм, отрицающий идею всечеловеческого счастья, разве не верил в грядущее земное торжество избранной нации?

в чем истинный смысл прогресса. Смотреть фото в чем истинный смысл прогресса. Смотреть картинку в чем истинный смысл прогресса. Картинка про в чем истинный смысл прогресса. Фото в чем истинный смысл прогресса

Идеология прогресса возникает на основе прогресса научно-технического, когда созревает представление о возможности не только материального, НО и социального конструирования («мы точно сделаем лучше, чем было до нас – по-другому и быть не может»). Человек начинает думать, что его перспективы целиком связаны с техникой (материальной или социальной), что он сам и другие люди – тоже механизмы и объекты для конструирования. Нужно лишь побольше материальных благ – вплоть до саморастворения в них, побольше свободы – вплоть до свободы растлевать… Будучи изначально технократической утопией, прогресс превращается в идею перманентной революции. И как всякая революция, прогресс требует от человека жертвоприношения, отказа от части себя, от чего-то в себе – и так до бесконечности. За это в будущем маячит идеал – но он никогда не будет достигнут.

От нас самих зависит, сделаем ли мы прогресс своей религией, превратим ли инфляцию ценностей в жизненную практику.

[1] Пастырская конституция «Радость и надежда». О Церкви в современном мире (1965) // Второй Ватиканский собор. Конституции, декреты, декларации. Брюссель, 1992. С. 335, 337, 360-361.

[2] Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М., 1991. Т.1. С. 336, 394-395, 400, 488 (французский оригинал: там же, с. 103, 160-161, 165, 250).

[3] Хомяков А.С. «Семирамида» // Сочинения в двух томах. М., 1994. Т. 1. С. 445.

[4] Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Собрание сочинений в трех томах. М., 1948. Т. 3. С. 519.

[5] Его же, Взгляд на русскую литературу 1846 года // Там же. С. 431.

[6] Его же, Взгляд на русскую литературу 1847 года // Там же. С. 520-521.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *