в чем хоронили на руси
Как хоронили древние славяне на Руси до принятия христианства
Похоронный обряд у древних славян знаменовал собой переход усопшего в иной мир, перерождение в новом качестве. Поэтому долго печалиться из-за разлуки было не принято, а похороны завершались пиршеством, во время которого было принято вспоминать умершего добрым словом и веселиться, а не оплакивать человека. Позже обряд изменился, и его главным смыслом стали оплакивание умершего и согласие оставшихся с его смертью.
Зачем нужно было соблюдать ритуалы?
Славянский погребальный обряд существенно изменился с принятием христианства. Однако основной целью и языческих, и православных похорон было облегчение переселения души усопшего в мир иной. Интересно, что многие языческие традиции органично вплелись в православные. Славяне верили, что после смерти начинается другая жизнь, а расставание души с телом — всего лишь этап на пути к вечному существованию. И задачей родственников человека становилась помощь душе в ее путешествии.
Если умирал знатный человек, убивали нескольких его слуг и одну из жен. Причем убивали ту женщину, которая соглашалась последовать за супругом в иной мир. Жена должна была радоваться предстоящему «переселению»: несколько дней она пировала, веселилась и тщательно готовилась к воссоединению с мужем.
Тризна — пиршество в память умершего у древних славян.
После похорон совершалась тризна. Устраивался пир, на котором гости вспоминали усопшего, пили за него и желали легкого пути в загробный мир. Горевать не было принято, ведь до принятия православия считалось, что душа после смерти продолжает существовать в мире, который во многом напоминает земной, а разлука с усопшим носит лишь временный характер.
Славянский погребальный обряд
Как хоронили в древней Руси до принятия христианства? Существовал ряд традиций. Если человек умирал в течение долгого времени, к его смерти готовились заранее. Рядом с больным должна была сидеть женщина, которая «стерегла» душу. У этой женщины должна была быть чашка с водой, в которой душа должна была совершить последнее омовение, чтобы отправиться в загробный мир чистой. Если вода в стакане начинала колыхаться, это обозначало, что дух умершего моется.
Омывали покойника в доме. После омовения он должен был лекжать в красном углу. В это время семья должны была готовиться к похоронам и к последующим поминкам или к тризне.
Погребальный костер
Самой древней является культура покрывальных захоронений славян, когда тела просто закапывались в землю и покрывались слоем земли. Позже появились несколько иных способов погребения. Умерших могли сжигать на кострах, закапывать в землю или совершать воздушное погребение. Самыми распространенными считаются захоронения в земле. Интересно, что в самых древних найденных могилах люди лежат в эмбриональной позе: якобы именно так они быстрее смогут переродиться в новом теле. Позже хоронить начали в полный рост. А с приходом христианства покойников начали располагать таким образом, чтобы голова их была направлена строго в западном направлении.
На похоронах должны были присутствовать плакальщицы: женщины, оказывавшие весьма специфические услуги. Плакальщицы пели специальные обрядовые песни, посвященные переходу души в новое качество, громко рыдали и причитали, привлекая внимание к похоронной процессии, давали подсказки, как следует вести себя родственникам.
Обряд выноса покойного из дома и похороны
Погребальный обряд древних славян начинался с приглашения в дом гостей. При этом о смерти в это время говорить было не принято. В комнату, где лежал покойный, заходили соседи и родственники, которые должны были обсуждать бытовые вопросы. Когда все приглашенные были в сборе, начинался вынос покойника. При этом родственники обязаны были плакать, в противном случае могли решить, что они не жалеют покойного.
Погребальный обряд
Обрядовая кремация у славян
Как хоронили славяне до принятия христианства? Часто практиковалась кремация. Она проводилась на закате, чтобы душа следовала вслед за солнцем. Хорошей приметой считалось, если дым поднимался к небу. Славяне полагали, что в этом случае за душой умершего спустился Сварог.
Сварог — верховный бог у древних славян.
Часто кремировали на лодке, которая, по поверью, должна была переплыть через реку, чтобы оказаться в загробном мире. В лодку складывали ценные для покойного вещи, обереги и амулеты, запас пищи. Также туда сажали домашних животных, которые были дороги умершему.
Обряд воздушного погребения
Обряд воздушного погребения — один из древнейших похоронных обрядов. Тело покойного подвешивается в воздухе, чтобы отдать его стихиям (воздуху, солнцу, ветру и т. д.). В России таким образом могли захоранивать соплеменников мокшане. Они заворачивали тело в собранную с деревьев кору и подвешивали в воздухе. Такой способ носил название «урля».
Мокшане — этническая группа мордвы.
Был у мокшан и другой метод воздушного погребения. Срубались четыре стоящих рядом дерева. Из бревен делался сруб, который размещался на оставшихся пнях. В срубе оставляли усопшего. Подобные кладбища после принятия Русью христианства были подвергнуты сожжению, и мокшане начали хоронить покойников в земле.
Символика числа «два» в славянской погребальной обрядности и демонологии
В похоронных обрядах славян большое значение играло число «два». Считалось, что оно относится к смерти. Например, по поверью в семьях, где умерли подряд два человека, следует ждать третьей смерти. Чтобы предотвратить это, в могилу второго усопшего закапывали куклу, символизировавшую третьего покойника.
В ритуалах, связанных со смертью, активно использовалась символика числа. В некоторых областях для того, чтобы облегчить терминальное состояние тяжело больного человека, давали ему так называемую «двойную воду», которую брали в местах слияния двух рек. В ногах покойника должны были стоять две свечи.
Похороны знатного человека
Православные похороны
Традиционный православный похоронный обряд, который начали практиковать после крещения Руси, включает несколько этапов:
Несмотря на то, что главной религией в России считается православие, живы некоторые традиции, к которым прибегали язычники. Например, после выноса тела в доме принято подметать, иногда пол окропляют святой водой. Когда в доме лежит мертвый человек, зеркала обязательно завешиваются тканью, а в гроб покойного часто кладут вещи, которые он любил при жизни: книги, мягкие игрушки, украшения и даже фотографии.
Похоронный обряд у древних славян — комплекс ритуалов, цель которых — облегчить путешествие души в загробный мир. С принятием христианства традиции изменились, хотя многие из них не исчезли полностью. Поэтому современные похороны включают и православные, и исконно языческие традиции.
Все о русских похоронных обрядах, традициях и обычаях на Руси
Сложно поспорить с тем, что древние славянские и православные обряды и традиции с течением времени тесно переплелись. Сегодня практически невозможно отделить одно от другого – особенно это касается похоронных ритуалов. Например, когда один из жителей дома покидает наш мир, принято завешивать зеркала – а это языческая традиция, которую священник может назвать суеверием, хотя осуждать за такое действие не станет. Однако любые похоронные обряды следует проводить в определенном порядке, чтобы обеспечить душе усопшего легкий переход в Царствие Небесное.
Похороны православного христианина состоят из целого ряда сакральных моментов
Ритуал похорон у русских
Разного рода ритуальные традиции существовали еще у язычников. Однако после Крещения Руси обряды погребения человека приобрели христианскую символику. Тело усопшего больше не сжигали на кострах и не спускали на воду, а предавали земле. Тогда же появились гробы – ящики из дерева, в которые тела покойных помещались после окончания земной жизни.
Некоторые похоронные обряды русских, связанные с погребением, не имеют какого-либо определенного смысла или религиозной подоплеки, однако они позволяют родным покойного упорядочить похороны и отвлекают от боли потери.
Традиция в наше время
Ритуал похорон у русских представляет собой соблюдение нескольких канонических этапов:
Подготовка к похоронам
Все российские похоронные и поминальные традиции имеют глубокий смысл, а основаны они на древнейших славянских традициях.
Облачение покойника
Одежда для покойного может быть и не новой, главное, чтобы она была чистой и аккуратной.
После смерти тело христианина омывают. Такой ритуал символизирует чистоту и непорочность духа, который вскоре предстанет перед лицом Господа. Для этого обряда используется мягкая губка и обычное мыло. После завершения омовения тело одевают в новые красивые одежды, которые являются символом нетления.
Положение во гроб
На Руси гроб воспринимался имитацией постели – человеку, уснувшему вечным сном, должно быть в нем уютно так же, как в собственной кровати. После того, как родные или знакомые покойного укладывали тело в гроб, на человека надевался православный крест. Конечности принято связывать – руки ушедшего из жизни человека складываются на груди, правая должна лежать на левой.
В левую руку вкладывается небольшая икона – это показывает, что усопший верил в Бога, передал Ему свою душу, а теперь переходит в Царствие Небесное.
Рядом с покойным все те дни, пока гроб в доме, должен находиться кто-то из родственников или родных – его молитвы облегчат страдания души.
Что принято и что не принято класть в гроб умершему
Первое, что складывается в гроб – это веревки, которыми были связаны руки и ноги. Складывают в гроб расческу или гребень, которыми расчесывали человека после омовения.
Вообще, Православная Церковь придерживается мнения о том, что человек приходит в жизнь с пустыми руками, а значит, и уходить должен таким же образом. Захоронение личных вещей при похоронах у русских священнослужителей является языческим ритуалом. Несмотря на это семья, столкнувшаяся с горем, складывает в гроб дорогие человеку вещи. Так, если из жизни ушла незамужняя девушка, у ее изголовья кладется фата, если усопшая – маленькая девочка, ее наряжают в красивое платье, а рядом с ней кладут куклу или другие игрушки. При погребении беременных женщин в гроб кладут подгузники и соски, пеленки. В случае, если усопший человек ходил с тростью, ее так же могут положить в гроб.
Заочное и очное отпевание
Говоря о том, как хоронят русских, нельзя не сказать о таком обряде, как чин отпевания. Как понятно из названия чина, он состоит из большого количества песнопений. Совершается отпевание на третий день после кончины человека, в день его похорон. Родственники, друзья и близкие люди покойного стоят у гроба, держа в руках зажженные свечи, и молятся о его душе вместе со священнослужителем. Традиционно отпевание совершается в храме, однако допускается совершение обряда дома, на кладбище или даже заочно.
Последнее возможно в нескольких случаях, например, когда:
Отпевание – не прощение всех грехов, совершенных при жизни, а отпускание тех прегрешений, в которых человек покаялся при своей жизни.
Проходит отпевание заочно после похорон в России следующим образом: священник освящает подготовленную землю, благословляет ее. По завершении чина он передает землю родным покойного, чтобы они отнесли ее на могилу и крестообразно посыпали ее.
Что происходит с душой после отпевания
Чин отпевания очень важен для души. Поэтому долг каждого верующего – обратиться в церковь, чтобы человека отпели. Но что происходит с теми, кто уходит из жизни – и у кого нет ни родных, ни близких? Таких людей некому отпевать, о них никто не помолится, более того, их тела хоронят неопознанными – в общих могилах. Значит ли это, что неупокоенные души ходят по земле, пугая живых?
Священники говорят: это суеверие, основанное на представлениях из фильмов и книг, в которых люди превращаются в привидения. Ни наука, ни церковь в существование призраков не верят. А Бог милостив – и принимает души всех усопших. И на это не влияет, был человек отпет или нет.
Срок погребения
Хоронить человека принято на третий день после его ухода из жизни. При этом первым считается именно день смерти. То есть, если человек преставился во вторник до полуночи, хоронить его следует в четверг.
Как следует вести себя на похоронах?
Плач и причитания на похоронах не совсем уместны –душа усопшего обретает возможность встречи с Богом, что является для нее большой радостью.
Плакать на похоронах не следует – кто-то считает, что горькие слезы вынуждают душу усопшего оставаться на земле, священнослужители же говорят о том, что похороны для души – событие радостное, ведь она готовится к встрече с Живым Богом. Дети до года и беременные женщины должны оставаться в стороне от похорон
Вынос тела и траурная процессия
По традиции вынос тела назначается не ранее 12:00-13:00, но с таким расчетом, чтобы погребальный ритуал завершился до заката солнца. Обычно вынос производят до 14 часов. Тело выносят вперед ногами, стараясь, чтобы гроб не задевал дверных косяков и порога.
Перед выносом те, кто пришел проститься с человеком, могут выстроиться вдоль пути следования похоронной процессии. Прежде чем вынести из дома тело покойного, из дома выносят:
Через 10 минут выносят гроб, который проносят к катафалку, выходят родственники. Перед тем, как погрузить гроб в катафалк, его на несколько минут устанавливают у автомобиля и оставляют открытым – так попрощаться с усопшим могут те, кто не смог побывать в доме и не поедет на кладбище.
В катафалке гроб устанавливают изголовьем вперед на постамент, рядом укладывают траурные венки.
Говоря о традициях и обычаях похорон у русских, нельзя не сказать об оплакивании. По традиции, причитания и слезы характеризуют личность человека, ушедшего из жизни: чем больше плача, тем лучше у человека были отношения с окружающими. В былые времена на Руси существовали плакальщицы – женщины, которые приглашались на похороны, чтобы оплакивать усопшего. Фольклор сохранил для нас и славянские похоронные песни-причитания.
Останавливаться по пути похоронная процессия может только в церкви и у кладбища. При этом замедлять движение можно, проходя или проезжая важные для усопшего места. По пути следования можно разбрасывать еловые ветви или живые цветы – гвоздики на похоронах мужчины и розы для девушек и женщин.
Ритуальные кресты на могилу
Традиция установки на могилу после погребения креста появилась довольно давно: ученые говорят о том, что их устанавливали еще древние кельты – таким образом они защищали душу усопшего от нечистых сил. У древних инков крест символизировал четыре стороны света. У славян могильные кресты считались вместилищем души покойного. Для христиан крест – это символ спасения умершего жертвой Иисуса Христа.
Сегодня крест – это, скорее, дань традиции, нежели обязательное условие оформления могилы. Ставить его принято в ногах – в нашей стране считается, что это подчеркивает то, что покойный на протяжении своей жизни опирался на веру. Крест может быть выполнен не только из дерева, но и из других материалов – использовать можно камень, металл и даже пластик.
Православные поминки
Во время поминальной трапезы нельзя пить алкоголь. А вот говорить об усопшем, вспоминать его и желать ему добра – нужно.
После того, как закончится отпевание, а гроб с телом человека будет погребен, родственники и друзья покойного отправляются на поминальную трапезу. Отчасти ее можно считать христианской милостыней для всех, кто собрался проводить человека в его последний путь. Устраивать поминки можно в разные дни:
Поминальная трапеза не должна быть пышной, ведь похороны – это не повод для веселого банкета! Существует ряд запретов: во время поминок нельзя слушать музыку, на столе не должно быть спиртных напитков. Священнослужители говорят о том, что употребление алкоголя только вредит душе умершего человека. Пища должна быть простой, например, поминать покойного можно кутьей.
В случае, если поминки пришлись на дни поста, пища должна быть постной. В будни во время Великого поста поминки не совершаются – их принято переносить на следующие субботу и воскресенье. Те поминальные дни, которые выпали на Светлую седмицу, а также на понедельник второй пасхальной седмицы, следует перенести на Радоницу.
Похороны в допетровской России
Очевидно, что у смерти и погребения, наряду с религиозно-мистической, всегда существовала и иная, сугубо практическая сторона: «Что теперь делать с телом?» Понятно, что тысячу лет назад никаких похоронных агентств быть не могло. Тем не менее, вопросы из разряда «Где хоронить?», «Как довезти туда тело?», «Во что его обернуть или нарядить?», «Кто должен это делать?» и «Во сколько все это обойдется?», безусловно, стояли перед людьми всегда. Как же они решались в стародавние времена?
Языческие времена
Очевидно, что чем сильнее мы углубимся в прошлое, тем большую роль в процессе похорон будут играть религиозные, мистические и магические представления. Многие знают, что науке крайне мало известно о славянском язычестве: до нас дошло слишком мало источников, чтобы мы могли собрать адекватную картину религиозной жизни древних славян. Быть может, нам уже не суждено выяснить, как в точности выглядел их похоронный обряд (все, что мы о нем знаем, – язычники совершали тризну до похорон, а тело чаще всего сжигали), но археологические находки дают некоторую информацию о захоронениях. Так, нам доподлинно известно, что на территории европейской части России – в том числе там, где ныне стоит Москва – людей хоронили в курганах, либо сжигали. Если хоронили в курганах, то рядом с мертвым клали предметы, которые должны были перейти с ним в загробный мир: подобно многим другим, древние славяне считали, что загробный мир, в общем и целом, сильно похож на наш. Умерший, очутившись там, будет заниматься примерно тем же, чем занимался здесь, а значит ему могут пригодиться украшения, деньги, керамическая посуда и горшочек с углями для разведения очага. Подобные захоронения осуществлялись вплоть до XIII века, когда христианство окончательно вытесняет языческие верования на той территории, которая в будущем станет Россией.
Раннехристианский период
Кладбища функционировали точно так же, как и во всех других христианских европейских странах того времени: площади под них на церковном дворе выделялись небольшие, в одну и ту же могилу год за годом и слой за слоем складывали всё новые тела по мере разложения старых. При этом, разумеется, у этих кладбищ отсутствовала четкая структура и «генеральный план»: захоронения совершались как попало, и после за ними никто не ухаживал – это не считалось важным. Примечательно и то, что мертвых не перезахоранивали практически ни при каких обстоятельствах. Разумеется, средневековый человек без всяких сомнений тащил социальную иерархию земного мира с собой в могилу: так, бояре и духовенство чаще хоронились под церковью или как можно ближе к ней – тенденция, общая для всех христианских стран того времени – в то время как беднякам доставались места на окраине погоста.
Раннее Новое время
Чем ближе к нашему времени, тем больше сведений оказывается у нас в распоряжении и тем лучшее представление мы имеем о похоронных практиках наших предков. В те времена на Руси приходских метрических книг еще не существовало, то есть не существовало никакой формальной и централизованной записи рождения и смерти людей. Большую часть информации о захоронениях XV – XVII веков мы получаем из завещаний умерших и очерков иностранных путешественников. Завещаниями историкам удается завладевать благодаря стечению двух удачных обстоятельств:
Именно так до наших дней дошло множество документов из этих веков. О чем же писали умирающие в своих завещаниях? Помимо очевидного, они также нередко оставляли пожелания касательно собственного погребения. Некоторые указывали, на каком кладбище хотели бы быть похоронены. Другие оставляли подробные указания насчет того, что должно быть написано на могильной плите. Те, что побогаче, могли дать инструкции, каких размеров и из чего должен быть их склеп. Примечательна роль, которую в данном процессе играли священнослужители. Во-первых, они ожидали, что церковный приход может рассчитывать на пожертвование по итогам завещания, а во-вторых, священники зачастую сами подписывали завещания умерших, что обычно объяснялось тяжестью болезни, из-за которой человек уже был не в состоянии прочитать или подписать документ. В этих случаях им, как свидетельствуют источники, верили, и завещаниям давали ход.
Иной раз в завещания закрадывались и рассуждения умирающих о смерти и жизни после неё – большинство из них, конечно, просто повторяло стандартные формулы христианской веры, поминая Троицу, справедливость Божьего суда и т.д. Но в то же время встречались и формулировки, в которых явно слышится эхо языческих времен: так, в нескольких завещаниях люди в одном предложении взывают к Богу-отцу и, внезапно, «святой матери-Земле, из которой мы сотворены» – что очевидно не имеет никакого отношения к христианству.
Уникальные особенности похорон на Руси
Что происходило с телом непосредственно после смерти, зависело от времени года. Вообще мертвых старались хоронить как можно раньше, желательно – в тот же день. Касалось это в равной степени и крестьян, и дворян и даже царской семьи. Однако пятьсот-четыреста лет тому назад орудия труда были развиты куда хуже, что осложняло похороны:
6-7 месяцев в году в большинстве регионов копать снег, лёд и мерзлую землю было просто невозможно. На этот случай существовали так называемые «Божьи Дома». Божий Дом представлял собой то, что мы сегодня назвали бы трупохранилищем – специальное помещение, куда на протяжении зимы складывали все трупы и хранили их там до оттепели.
Говоря уже о самом процессе похорон, источники расходятся касательно посмертных одеяний: в некоторых текстах можно найти упоминания белых льняных одежд, другие пишут, что мертвого хоронили в его обычном прижизненном одеянии, а третьи утверждают, что на мертвеца надевали новую пару обуви – чтобы ему было проще проделать путь до Небес. Но гораздо более любопытно выглядел другой предмет, нередко подкладываемый в гроб – так называемый «Райский паспорт». За определенную сумму священники выписывали и вкладывали в руку покойного документ, в тексте которого говорилось, что умерший жил праведно, получил отпущение грехов и должен быть пущен в райские врата беспрепятственно – в конце либо в начале ставилась подпись священника, принявшего исповедь.
Возможно, вам будет интересно:
MasterRitual.ru
Информационный портал о похоронах и ритуалах
Древнеславянские похороны
Говорят, что на человека как на индивидуальность — смотрят три раза за его жизнь при рождении, во время свадьбы и, наконец, на похоронах. Все остальное время он является частью целого, членом семьи или Рода, а все его заслуги и неудачи сливаются воедино с достижениями и неурядицами семьи. Как хоронили древних русичей до принятия христианства, и что изменилось с приходом новой веры?
Курганы
После сжигания тела прах либо хоронили в кургане, ссыпав в специальный горшок, либо развеивали над полями. Как правило, погост, где были погребены урны с прахом, располагался на другом берегу реки от поселения, к нему нужно было добираться по мосту.
Таким образом, мир живых и мир мертвых был разделен водой, а связующим звеном между этими мирами являлся мост. Это верование перекликается с мифом Древней Греции о Хароне и реке, протекающей в потустороннем мире — Стиксе.
В дохристианскую эпоху на погосте русичей не строили церквей, но там обязательно находился Кумир Рода, вырезанный из крупного цельного бревна или куска древесины, его высота была в пределах двух саженей (более четырех метров).
Курганы насыпали не очень высокими — от двух до четырех метра в высоту, в зависимости от статуса покойного. Располагались они на расстоянии в 6 метров друг от друга в шахматном порядке, чтобы тень не падала на соседние сооружения во время захода и восхода солнца.
Некоторые курганы изначально делали более просторными, внутрь вел бревенчатый проход — благодаря этому один курган служил местом захоронения нескольких урн одной семьи.
Традиция строить домики — домовины, на столбах над местами захоронений в некоторых областях России сохранилась и до наших дней. Это небольшие сооружения размером примерно 1х1 метр, в виде коробки, состоящей из трех стен, пола и крыши. Одна из сторон отсутствует, поэтому в домовину можно положить поминальное угощение. Кроме того, такое сооружение, по поверьям, является уютным домиком для души, которая время от времени возвращается на могилу. Все это очень напоминает избушку на курьих ножках — дом сказочной Бабы Яги. Видимо, не все в сказках является выдумкой, кое-что взято из реальной жизни.
Кроме того, на старых деревенских кладбищах и сейчас кое-где сохранились деревянные кресты, покрытые деревянными же дощечками — это тоже своеобразная крыша, но она покрывает не домовину, а крест.
Похороны
Умершего сначала обязательно обмывали, облачали в чистые одежды, клали на лавку головой к красному углу, в котором стояли домашние кумиры — подобие современного иконостаса.
Руки и ноги связывали тонкой веревкой, тело накрывали белым холстом. Стеклянных зеркал в домах не было, вместо них использовали отполированные бронзовые или медные пластины — зерцала. Эти зерцала завешивали полотном, чтобы душа не заблудилась в ином мире, не осталась в зерцале и не забрала с собой кого-нибудь из членов семьи.
Двери в доме, где был покойник, не закрывали на замок, благодаря чему душа могла свободно перемещаться по усадьбе, в ожидании похорон и отправления на небо. Эта традиция в деревнях сохраняется и до настоящего времени, чем иногда пользуются недобросовестные односельчане, и стараются незаметно вынести что-либо со двора или из дома — по-просту украсть.
На глаза покойному клали тяжелые монеты — серебряные или медные, чтобы они не могли открыться. Иногда монеты помещали и в рот покойнику — его плата за перевоз в иной мир.
Издавна на Руси с покойным на Руси три дня — эта традиция сохранилась и с приходом христианства. В дохристианскую эпоху, покойника в день кремации перекладывали в лодку или ладью, в которой он переплывал реку Смородину — славянский аналог древнегреческого Стикса.
Все три дня, в течение которых покойник находился дома, жрецы читали специальные напутствия, обращались к Перуну, ранее умершим предкам и высшим силам с просьбой принять его душу, перечисляли его заслуги на этом свете.
Из дома тело в лодке выносили вперед ногами, как будто покойный вышел сам. По традиции, несли его чужие люди, родные же не должны были идти впереди покойника.
Непосредственно перед помещением на место погребального костра, родственники целовали лоб умершего для получения от него энергии.
Иногда вместе с умершим мужем на тот свет отправлялась и его жена, причем делала это добровольно, показывая таким образом, что не желает с ним расставаться. Она одевала свои лучшие одежды, прощалась и родными, и при этом всячески веселилась — ведь впереди ее ждал лучший мир, жизнь с любимым в Свароге или в Ирии. В день кремации ее убивали, а тела сжигали на одной кроде.
Но чаще всего в рай знатного русича сопровождала одна из его наложниц, она добровольно соглашалась умереть, чтобы не расставаться со своим господином.
Вместе с умершим мужчиной сжигали трупы его коней и домашних животных. Для этого кроду составляли из дров, дающих много жара и огня — березы, дуба, кедра. Эти деревья считались священными и наиболее подходящими для кремации.
Пепел с кроды собирали в урну — домовину, и ставили ее на площадку, опорой для которой служили столбы. Сверху столбы закрывали крышкой, после чего и насыпался курган.
Тризна
Как правило, сожжение тела совершали на закате дня — жизнь кончилась так же, как завершается день. А Солнце — Сварог на ночь уходит в потусторонний мир — Навь и своими лучами освещает дорогу душе.
После сожжения устраивали поминальный ужин или тризну. Неподалеку от курганов и долины мертвых находилась площадка для воинских состязаний — ристалище. Если умерший был воином, кроме традиционного ужина на ристалище устраивали театрализованное представление в память о его подвигах. В ночь похорон никто не спал, печаль сменялась весельем, жизнь продолжалась.
Древние славяне свято верили в то, что человек не умирает полностью, а его душа направляется в лучший мир, чтобы затем вернуться на землю. Поэтому скорбь была не главным чувством на поминках. Здесь устраивали так называемые похоронные игры, разыгрывали сценки из жизни покойного, рассказывали о его жизни, вспоминали о других умерших родственников и их заслугах перед семьей и Родом.
Так своеобразно проходила тризна — поминки. Живые сами вкушали вкусные блюда, а на утро следующего дня отправлялись к свежему кургану «кормить покойника» — несли ему простое угощение — сладкую кашу или блины с медом. Это еще одна языческая традиция, сохранившаяся до наших дней.
Рассказ очевидца
Путешественник очень хотел побывать на похоронах важного русского господина, и вот, наконец, до него дошли вести о смерти одного из них. По его словам, умершего положили в могилу и накрыли крышей, там он находился в течение десяти дней, и не испортился из-за прохладного климата, а только почернел.
Все это время шли приготовления к похоронам — покойному шили одежду, готовили домашних животных, выбирали человека, который должен умереть в день похорон.
Ибн Фадлан рассказывал, что если умирал бедный русич, для него делали маленький корабль, в нем же его и сжигали. Ритуал похорон богатого человека проходил сложнее — община собирала все его деньги и делила на три части. Одну оставляли семье, вторую использовали для пошива одежды покойнику, третью расходовали на поминальный ужин, который арабский путешественник назвал на свой манер набидом.
Когда умирает глава большого и знатного рода, его отроков и девушек спрашивают, кто из них хочет отправиться в мир иной вместе с хозяином. Если кто-либо высказывал такое желание и говорил об этом, он уже не вправе был отказаться от своих слов, даже если бы захотел, ему не позволило бы общество и родственники покойного.
Чаще всего о намерении отправиться в лучший мир вместе с умершим господином заявляют его девушки — кого имел ввиду арабский путешественник не совсем ясно. Возможно это действительно были рабыни, или ближайшие родственницы покойного.
С этого момента девушку начинали оберегать две ее подруги, куда бы она ни пошла. Они внимательно ухаживали за ней, и иногда они даже мыли ее ноги. Все время, пока шла подготовка к похоронам, девушка веселилась, радовалась, хорошо питалась и пила вкусные напитки.
В день сожжения покойного и девушку доставляют к реке на которой уже стоит похоронный корабль. Судно вытаскивают на берег и ставят на подпорки из белого тополя или другого дерева, вниз накладывают как можно больше сухих дров.
На корабле заранее ставят скамью, покрывают стеганными одеялами, византийской парчой, подушками, сооружая подобие палатки. Изнутри корабль обшивают дорогими тканями. После этого покойника достают из могилы и привозят на корабль.
Всеми работами руководит пожилая женщина, которую Ахмед Ибн Фадлан назвал ангелом смерти. По словам путешественника, женщина имела совсем не ангельский вид: была суровой, мрачной, большой и толстой, более похожей на ведьму, чем на ангела.
Покойного, после извлечения из могилы, наряжали в шаровары, гетры, парчовый кафтан с золотыми пуговицами, сапоги, шапку из парчи и соболя.
На корабль же помещали собаку умершего — убитую и разрезанную на две части. Двух коней гоняли до тех пор, пока они не вспотеют, после чего убивали их мечом, разрезали и бросали мясо рядом с разрезанной собакой. Таким же образом убивали двух волов, петуха и курицу.
Девушку, пожелавшую быть убитой, трижды поднимали на некоем сооружении из досок, похожем на большие ворота. При этом она говорила, что видит своих умерших родителей, родственников и господина, который сидит в прекрасном саду и зовет ее. Во время этого она убивала курицу, отрезая ей голову, и тоже бросила ее на корабль.
Добровольную жертву отводили на корабль, где она снимала браслеты с рук и с ног, отдавала их ангелу смерти и девушкам, которые охраняли ее все это время. По словам автора, эти девушки были дочками ангела смерти.
На корабле ее отводили в отдельную палатку, вокруг которой стояли мужчины и стучали в щиты, чтобы заглушить ее крики. Девушке давали выпить хмельного напитка — сначала один кубок, затем еще, и при этом пела песни.
После этого ей нужно было войти в кабину, где в подушках сидел ее господин. Когда девушка заколебалась, старуха — ангел смерти — втолкнула ее, и вошла вместе с ней. При этом мужчины били в щиты еще громче, стараясь заглушить крики несчастной, чтобы другие девушки не испугались, и не отказавались бы умирать вместе с хозяевами.
После этого ближайший родственник покойного подходил к кораблю с горящей лучиной и поджигал дрова, уложенные под кораблем. Затем с подожженными лучинами подходили и другие участники действа.
Пл рассказам Ахмеда Ибн Фадлана, в это время подул ужасный ветер, вскоре весь корабль и помостки были охвачены огнем, и уже через час все сгорело полностью — настолько большим был костер.
Один из русов, находившийся рядом с путешественником, сказал, что арабы поступают глупо, что предают своих любимых людей земле, где их прах поедают черви. Русичи сжигают покойников в одно мгновение, и те попадают в рай тотчас. Он добавил так же, что Бог послал сильный ветер, и корабль и господин и девушка быстро превратились в золу и пепел.
На месте жертвенного костра соорудили круглый холм — курган, поставили в середине столб из белого тополя, написали на нем имя умершего и имя царя русов и ушли, совершать поминальный ужин.
По словам Ибн Фадлана, участники похорон так активно поминали, так пили набид днем и ночью, что некоторые из них умирали с чашами в руках.
Для справки: «Записки» арабского писателя в современном виде впервые были опубликованы в 1823 году. Список (копия) произведения нашел востоковед Заки Валиди в 1923 году в библиотеке имама Али ибн-Риза в Иране. Фотокопии документа иранские ученые передали Академии Наук СССР в 1937 году, после чего российские ученые сделали его перевод.
Историки спорят по поводу аутентичности «Записок», а так же относительно того, кого в них называют русичами — действительно славян, или же скандинавов, торговавших на территории Волжской Булгарии и других земель, впоследствии ставших частью Руси — России.
Обе версии имеют право на существование. Тем более, что славяне были и остаются крупнейшей на территории Европы этноязыковой общностью, которая в течение веков вела торговлю со скандинавами. А те, в свою очередь, активно заселяли северные территории восточных славян. Об этом свидетельствуют находки 9-10 веков на Рюриковом городище, и в других курганах-захоронениях. Найденные артефакты по времени совпадают с событиями, описанными Ибн Фадланом.