в чем ходят татары
Хиджаб и национальная одежда: взгляд из Татарстана
Присущие современным татарам стереотипы резко противопоставляют понятия хиджаба и национальной одежды в современных реалиях. Вопрос о том, есть ли в них сходство, зачастую вызывает диссонанс. О том, каким был исконный татарский женский наряд и может ли он перекликаться с современным городским хиджабом, нам расскажет молодой дизайнер мусульманской одежды Зиля Ахметова.
Какой был исконно татарский “хиджаб”?
– Современный стереотип о хиджабе близок к ближневосточным традициям и культуре. У татар же было своё мусульманское одеяние, образ которого мало кому ныне известен. Его принято называть национальной одеждой. Однако в представлении современной молодежи и старшего поколения татарская национальная одежда – это платье длиной в колено, красиво вышитый фартук, легко накинутый на голову платок и изумительно украшенный калфак. Какой он, татарский хиджаб, в глазах современных дизайнеров?
Казанская татарка. Копия картины А. Е. Мартынова. XVIII в. Татары
В современном исполнении мало кто обращается именно к старому, исконному татарскому костюму. В основном, при создании образа берут отдельные детали. Допустим, у татар были изү (нагрудник), бәби итәк (рюши на юбке) – их укоротили и добавили рюшки. Изү делалось из металла, создавать ее собственноручно было немного дорогим удовольствием. Ее можно смело делать из никеля, более дешевого по цене, что, к сожалению, не делают ювелирные мастера. Думаю, это бы пользовалось большим спросом и было бы доступным для широкого слоя населения.
Типичный образ татарской бабушки
– Расскажите немного о своем творчестве, о том, как вы пришли в мир дизайна и моды.
– Это началось еще со школы. Я обучалась в художественной школе, но еще не представляла, что свяжу свое творчество именно с одеждой. Хотела стать дизайнером интерьера. Будучи уже студенткой университета, я надела хиджаб. Реакция на мой внешний вид была такова, что сразу в мой адрес начали сыпаться фразы типа “Это не татарская одежда”, “Почему вы искажаете татарскую одежду?”, “Моя бабушка такое не носила” и тому подобное. Но я с ними не согласна, потому что я сама помню, что носила моя бабушка.
Если описывать ее ежедневный образ, то это были галоши; шерстяные носки; штаны-шаровары, которые закрывали щиколотки; носки она никогда не снимала; поверх штанов было внутреннее платье; платье ее было длинное – ниже голени; сверху надевался камзол, который завязывался на поясе; а на шее всегда были бусы. Платок она завязывала странным образом. Если она работала, то завязывала два платка – чтобы лоб полностью закрывался, потом остальная часть головы и шея. На праздник она надевала чепчик с вышивкой, платочек и шаль с кисточками. Образ был полностью покрытый.
Мне стало обидно из-за этого негатива и заблуждения людей. Именно поэтому я стала потихоньку изучать историю татарского костюма. На мое удивление, я выяснила, что татарки исконно ходили практически в никабе. Просто для своего времени это был своеобразный никаб. Естественно, татарки не ходили в черном. На наших территориях не изготовляли ткани и поэтому татарки закупали ткани у узбеков. Соответственно, ткани были узбекские. Это были хлопок, парча, шелк и т.д. Узор был тоже узбекским. Для более простого населения были характерны бязевые платья с вышивкой, которую татарки сами вышивали цветными и золотыми нитками. Вышивка присутствовала абсолютно во всем – на намазлыке, шторах, накидках, полотенцах.
Источник: Айгуль Мингазева
Национальные украшения в современном татарском хиджабе
– Зиля, вы ярый поклонник национальной одежды, с этим сейчас редко можно столкнуться. Какие элементы татарской национальной одежды вы используете в своем повседневном одеянии?
– Я использую разные элементы, в зависимости от времени. Особенно часто я ношу головной убор, отдаленно напоминающий салавыч. Это был татарский головной убор, в котором использовались либо монетки, либо металлические пластины. Это было что-то вроде чәчкабы (головной убор с пришитым мешком для кос), что еще отдаленно напоминают наши “трубы”, которые мы сейчас носим под платком. То есть это была шапочка с открытым “дном” и спереди имелась либо вышивка, либо монетки, либо жемчуг. Украшение ее зависело от фантазии девушки или женщины. Суть салавыча заключалась в том, чтобы она закрывала волосы полностью. И поверх него надевали платок.
Источник: Айгуль Мингазева
Также я люблю носить украшения с монетками, типа современных колье. Конечно же, это не похоже на украшения, которые были раньше у татарок. Они по своей форме и структуре были гораздо сложнее, т.е. ювелирное искусство у татар было на высшем уровне. Каждое украшение исконной татарки можно приравнивать к произведениям искусства. А то, что я ношу – это более упрощенный вариант украшений с монетами.
Источник: Айгуль Мингазева
Особую любовь заслуживают пояса, их я тоже люблю носить. Но дизайнеры редко используют их при создании образа татарок. А пояса наши предки носили, и их было у них достаточно. Сейчас мы можем увидеть примеры поясных украшений в Национальной музее Республики Татарстан. Пояса были либо как у крымских татар – на поясной резинке, либо полностью делались под талию женщины. В некоторых из них можно было убирать и вставлять “звенья”, чтобы увеличивать и уменьшать длину пояса.
“Татары у всех ассоциируются с чем-то пестрым, блестящим”
– У вас есть в планах создать коллекцию татарских национальных хиджабов?
– Да, конечно. Давно назревает эта идея.
– Какие бы наряды она включила в себя?
– При создании национальной коллекции я бы всё-таки сделала больший акцент на исторической части и показала бы скорее не элементы, а саму одежду. Это туникообразные платья, кафтаны, головные уборы. Сейчас дизайнеры в основном используют вышивку в современной одежде, дабы придать национальный колорит. Хотелось бы сделать больший акцент на том, что носили наши бабушки – на форме одежды, а не на деталях.
– То есть не следовать стереотипам?
– Да, потому что, к сожалению, татары у всех ассоциируются с чем-то пестрым, блестящим, какими-то цветочками. Когда ты выезжаешь за пределы республики, все думают, что ты живешь где-то рядом с Казахстаном или Узбекистаном, потому что для них характерна цветастость.
– А как вы считаете, национальная коллекция смогла бы завоевать популярность за пределами Татарстана?
– Я думаю, что да. Возвращение к истокам всегда дает свои плоды. К национальной тематике в одежде обращалась Асия Бариева, отразив в своей творчестве культуру Азии (Китай, Япония). В своей одежде она использовала элемент кимоно. Это было странно, эффектно. Для этой одежды нужна какая-то смелость, потому что не каждый ее наденет. Есть такая штука, как ментальные особенности. Например, у нас в республике есть такая особенность – если одну вещь начинает носить один человек, все в результате ее носят. То есть люди видят что-то друг на друге и начинают друг друга копировать. А чтобы взять и надеть отличную от остальных одежду, необходима смелость.
– А как непривычный национальный образ воспринимается окружающими?
– В основном, положительно, потому что смотрится это очень необычно. Когда люди видят этнический посыл, люди с интересом относятся к одежде. Тем более это сейчас входит в моду и все хотят вернуться к истокам. Я не имею в виду только татар.
Источник: Айгуль Мингазева
Хиджаб: показатель современности или отсталости?
– Хиджаб и национальная одежда – противоположные полюса или у них есть шанс слиться воедино?
– Скорее всего, у них есть шанс слияния. Допустим, есть две противоположности. Все татары устраивают “ашлар” (праздничные столы, приуроченные к религиозным праздниками или обрядам – Исламосфера), зовут гостей, собирают родственников. Что они тогда все делают? Покрывают голову: женщины – платками, мужчины – тюбетейками. Почему они всё это делают, раз, как они любят говорить, это “не наше татарское”? Значит, меджлисы – это наша татарская традиция, а закрытое одеяние – нет. Почему тогда они не приходят на меджлис непокрытыми?
К хиджабу негативно относятся, как правило, только женщины, от мужчин это редко услышишь. Однажды ко мне на улице подошла женщина спросить дорогу и вдобавок сказала, что “наши бабушки так не одевались”. Сама же она была в обтягивающих джинсах. Я ей ответила, что наши бабушки также не ходили в джинсах. Все говорят, что современные татарки-мусульманки уподобляются арабам, а они в свою очередь уподобляются Западу. Получается взаимное обвинение. Если подумать, уподобление арабам все-таки во много раз лучше, чем уподобление Западу. К сожалению, у татар есть такая черта, что современность ассоциируется с распущенностью, а не с развитием, самореализацией, какими-то возможностями. Обычно ты современен, если ты пьешь, куришь и одеваешься откровенно – тогда ты современный. А если ты одета, как бабушка, но при этом образованна, имеешь широкий кругозор – то ты не современная. Это же тоже неправильно.
Источник: Айгуль Мингазева
О сasual татарской одежде
– Какой альтернативный путь возвращению к хиджабу наших предков вы видите?
– Рынок мусульманской одежды полон различных вариантов хиджабов. Многие дизайнеры “возвращаются к истокам” и начинают отображать национальные черты в своих коллекциях, чтобы отличаться от коллег.
– Casual татарская одежда глазами дизайнера – она какая?
– Это не слишком яркие цвета, потому что привычные яркие красные, синие, зеленые цвета – это очень странно. Это приемлемо в повседневной жизни. Опять же знаменитая фраза «наши бабушки так не ходили»: наши бабушки, напротив, выбирали очень спокойные тона. Это были нежно-розовые, бежевые оттенки и др. В моем представлении повседневная татарская одежда – это цветочки на бязевой ткани приглушенных цветов. Если брать более строгие сочетания, то сочетания бархата с черным, синим, но без узоров. Когда делают на бархате различные узоры и их много, то это скорее походит на узбекскую одежду. Мне кажется, мы уже стремимся к casual татарской одежде. Тот хиджаб, который сложился сейчас в Татарстане – это уже и есть casual одежда татар.
Когда татары выезжают в другие регионы, то их сразу отличают по внешнему виду. Местные удивятся этому, но татарский хиджаб, и вправду, отличается.
– Спасибо большое за содержательную беседу, Зиля! Удачи вам и творческих успехов!
Беседовала Айгуль Мингазева
Татарский национальный костюм: основные элементы и их значения
У каждого народа имеются традиции и обычаи, которые выражаются в элементах культуры и быта, одежде, еде. Узнать о том, как формировался и зарождался тот или иной этнос, позволяет одежда. Национальный костюм у татар является элементом, по которому можно восстановить богатую историю этого народа, узнать секреты иерархии в семье и обществе. Любой национальный наряд выражает уникальность, указывает на то, что является для людей первостепенной ценностью. 18 век – время появления татарского костюма.
История формирования национальной одежды татар
Как и большинство элементов одежды, татарский национальный костюм возник под влиянием особенностей жизни народа. Нужно помнить, что в этом случае дизайн учитывает особенности нескольких групп народностей.
Основное влияние на визуальный облик и рисунок оказала поволжская ветвь. Отражение в костюмах получили религия и традиции — верховая езда, танцы, уважение к старшим, постоянное перемещение по территории (кочевничество). Национальная обувь и одежда созданы с тем учетом, чтобы в них было комфортно в любую погоду: летом не должно быть жарко, а осенью и зимой – холодно.
Крымско-татарский костюм, как и любой другой вариант, создавался для удобства длительной верховой езды, поэтому для пошива вещи использовался мех, кожа, верблюжий или бараний войлок, а также сукно.
Современный образ жизни указывает на то, что внешность должна быть красивой, одежда – стильной, чтобы общество смогло оценить умение человека следовать моде. Традициям и культуре отводится все меньше места, поэтому, как татарин, так и татарка чаще используют народный, типичный для старшего поколения костюм только на праздниках или в качестве сценического наряда на выступлениях.
Традиционные костюмы мужчины и женщины
Разновидности повседневной одежды
Определяющая народность особенность имеется во многих костюмах. Образ татар позволяет понять, что они практичны и склонны к созданию комфорта, в каких бы условиях им не приходилось жить.
Традиционный татарский костюм представлен следующими элементами:
Присутствует и головной убор – платок носит женщина, тюбетейку – мужчина. В любом случае он богато украшен различными декоративными элементами. Присутствует узор или орнамент, указывающий на особенности рода, вышивка, выполненная золотом, монеты и различные по величине бусины.
В 90% случаев узоры берутся из растительного или животного мира, указывая на то, что народ относится к природе бережно. К особенностям нужно отнести тот факт, что мужской и женский костюмы не имеют значительных отличий. Но некоторые все же имеются.
Для женщин
Женский вариант длиннее мужского – рубаха доходит до ступней. Для пошива используются натуральные ткани и материалы:
В качестве элементов украшения применяются яркие ленточки, тесьма (серебро и золото по оттенкам), разноцветный бисер, тонкое кружево и различная бижутерия. Женщинам, девушкам и девочкам необходимо было дополнительно налевать тешелдрек или кукрекче, которые закрывали слишком большой нагрудный вырез.
Грациозности женскому образу придавала легкая приталенность штанов. Верх (камзол) запахивался на правую сторону, имел боковые клинья (выкройка уже учитывает эти особенности). Особенность в том, что верхняя часть татарского женского повседневного костюма была украшена богаче – присутствовал мех и вышивка. Верх женского костюма:
Украшение этих элементов велось монетами, перьями или тесьмой. Для пошива туники применяли бархат, меховые элементы, позолоченную тесьму. Особого внимания заслуживает пояс. Его украшали крупные пряжки, изготовленные из серебра. В зимний период к костюму добавляли меховой элемент – шубу.
На мужчине – короткая рубаха, на женщине – длинная, похожая на платье.
Для мужчин
Рубаха имела боковые клинья и глубокий вырез, чтобы движения были максимально свободными и ничем не стеснялись. Носить ее следовало без пояса.
Штаны изготавливались также из натуральных материалов – льна или хлопка, ткань была однотонной. Для мужчин допускались полоски. Крепость и прочность изделий позволяли длительное время носить штаны без дополнительного ремонта
Для детей
Детская одежда для младенцев была универсальной и удобной. С возрастом в ней появляются первые отличительные признаки, указывающие на пол ребенка. Основные цвета для девочек – зеленый, бордовый, синий, для мальчиков – синий или черный варианты. Специально расписывать или разукрашивать элементы одежды не требовалось. Украшения и аксессуары появлялись по мере взросления детей.
Праздничные и свадебные наряды
Татарская национальная праздничная одежда выглядит дорого и роскошно. Настоящий торжественный костюм – это изобилие декоративных элементов, лучший по качеству материал и пошиву.
Для женщин
Свадебный вариант платья выполнялся из ткани различных цветов:
В качестве обуви выбирались удобные сапожки (сапожок или ичиг мог иметь элементы украшения). Дополнительно невесты могли надевать камзол. В качестве головного убора использовалась тканевая накидка и расписной калфак.
Для мужчин
Особенный праздник подчеркивался костюмом насыщенного синего цвета с традиционным народным узором в качестве украшения. Жених должен был выглядеть богато, чтобы о нем сложилось положительное мнение.
Никах особенно важен для тех, кто ценит традиции, именно здесь внимание уделяется костюмам.
Современный красивый праздничный наряд имеет характер народности. Традиционные элементы сохраняются и сегодня – длина ниже колен, орнаменты. Богатое прошлое диктует свои правила: редкий элемент одежды лишен украшений. Зимний каракулевый ворот или меховая шуба присутствуют как неотъемлемый элемент образа.
Для детей
Праздничные детские наряды были расшиты золотыми узорами, образ дополнялся украшениями. Татарский праздничный костюм для девочки имеет покрывало на голову или шапочку с кисточкой.
Современные свадьбы не лишены традиционных праздничных украшений одежды
Дополнительные элементы одеяния татар
Невозможно представить себе татарский народный костюм без разнообразных украшений и декоративных элементов. Именно по ним люди судили о благополучии и достатке в семье. Свадьба могла быть отменена, если наряды выглядели недостаточно роскошно. Количество нарядов, качество пошива давали возможность судить о паре в целом.
Головные уборы
Национальный татарский костюм дополняется головными уборами. Голова женщины покрывалась особым элементом, состоящим из трех слоев:
Мужской головной убор был двойным:
В качестве альтернативного варианта наверх надевали чалму. Для того чтобы окружающие смогли связывать человека с богатым сословием, головные уборы украшались атласом и бархатом. Обычно тюбетейки были однотонными. Яркие и пестрые варианты выбирали молодые парни.
Юные девушки носили однотипную тканевую или меховую шапочку, которая называется бурек. Ее также украшали, используя для этого вышивку, бисер, бусы, серебро и различные камни. Богатое оформление указывало на статус владелицы шапочки. Привычная многим шляпа не является частью национальной одежды татар.
Обувь
Как и любой другой, крымско-татарский народный костюм имеет обувь.
Она представлена сапогами (читек). Носили их постоянно, в зимний период надевая на утепленные чулки. Для повседневного использования выбирали черные сапоги, праздничный вариант имел украшения вышивкой и аппликацией. Была и рабочая обувь, название которой – чабата.
Интересно! Отличительная черта национальной обуви – слегка завернутые вверх носки, так как по поверьям татар родную землю царапать нельзя.
Вариант татарской обуви
Особенности национального татарского костюма
Древний народ со времен старины имеет свои особенности в традициях и культуре, которые находят отражение в одежде. Узнаваемые элементы и детали сохраняются и в современных костюмах, несмотря на то, что они получили обновленный фасон.
На рубашках можно увидеть растительные мотивы, на головах – небольшие шапочки. Разнообразие украшений можно увидеть на женщинах и девушках даже в повседневной современной одежде.
Цветовая гамма и оттенки
Шить головные уборы и различные части одежды принято в одном тоне. Основной стиль – минимализм. Популярный цвет – насыщенно-бордовый. Также часто можно встретить:
Минималистичность касается цветов и оттенков, которые представлены в тканях, украшениях и аксессуарах.
Сочетание оттенков в костюме татарочки
Типы ткани
Ткань и орнаменты разнообразны, что позволяет создавать множество вариантов на все случаи жизни. Раньше ткань подбиралась в зависимости от повода, для которого производится одежда. Для ежедневного использования применялся плотный материал, который можно было часто стирать. Подкладкой служила овчина, позже применялась вата.
Для праздников и торжеств использовалась шелковая ткань, парча и шерсть. В качестве декора выступали вышивка и тесьма. Для утепления использовали мех соболя, лисицы и песца.
Варианты кроя
Декоративные швы использовались для украшения одежды. Из них формировали разнообразные орнаменты, полоски и рисунки. Узор, характерный для национального костюма, – изображение природных мотивов (колокольчик, астра, роза, тюльпан, лошадь). Также на одежде часто вышивался треугольник. Растительные мотивы были и остаются основными.
Декоративная отделка
В создаваемых своими руками узорах присутствует асимметрия. Существует 3 основных типа рисунка:
Орнаменты могут быть с добавлением ягод и плодов, колосков и трав. Цветовое разнообразие позволяет подчеркнуть красоту и богатство природы. Можно было рисовать собственные картины на ткани, а затем воплощать их в вышивке. Здесь умело переплетен реальный и вымышленный мир, поэтому костюм приковывает к себе внимание. Сшивать несколько слоев ткани нужно было аккуратно. Современный человек стремится помнить о своих корнях, поэтому многие мотивы костюма имеют свою историю.
Геометрическая тема и узоры встречаются реже. Связано это с тем, что им отведена второстепенная роль в оформлении. В большинстве случаев будут изображены ломаные линии (морские волны), сердечки, крючок. Редко присутствует арабская вязь. Фартук и праздничный передник у татар отсутствуют.
Аксессуары и предметы украшения
Описание традиций и обычаев указывает, что девушки в обязательном порядке надевали множество различных украшений. Молодая татарочка должна была иметь:
Молодой татарин использовал в качестве украшений печатки и поясные пряжки. Крымский мальчик нередко носил перстни с раннего возраста.
Обязательный ювелирный элемент для женщины – серьги. Их носили с 3 лет. Форма и размеры изделий были разными. Значение украшений для шеи – не только визуальная красота, но и сохранение чести и достоинства, так как они закрывали слишком глубокий вырез на груди.
Часто мастер изготавливал серьги и ожерелья на заказ. Спросом пользовались такие камни, как сердолик, бирюза, топаз, аметист. Происхождение каждого элемента имело историю, поэтому коллекции украшений всегда высоко ценились и передавались по наследству.
Перевязь – украшение, считающееся традиционным у татар, представляет собой широкую полоску ткани, которую нужно было носить через плечо. Верующая мусульманка могла хранить в ней религиозные тексты.
Татарское украшение на шею
Женщины подчеркивали свою красоту косметикой, чтобы создать единый и гармоничный образ. Макияж обязательно должен был быть легким, чтобы лицо сохранило естественность и привлекательность. Основной цвет волос – черный, поэтому оттенки помады или теней выбирали с тем расчетом, чтобы они подчеркивали природную красоту локонов.
Национальная прическа – тугие косы. Для их создания использовались ленты, резинка не применялась. Духи изготавливались из природных компонентов – розового масла и сока базилика.
О мужчинах стоит упомянуть лишь то, что они не носили бороду.
Национальные мотивы в современной одежде татар
Национальная одежда татар является красочной и привлекающей внимание. Она сочетает в себе практичность, удобство и богатство. Чистокровный представитель народности и сегодня стремится сохранить память о традициях и культурных особенностях.
Национальные мотивы очень важны для сохранения народной памяти, именно поэтому традиционные фасоны используются и в современной одежде. Молодые могут и не знать, как называется костюм, но внешний вид позволит им больше узнать о том, как жили предки.
Традиционную одежду обычно надевают на праздники. Не все смогут сшить костюм самостоятельно, поэтому для торжеств люди предпочитают брать одежду напрокат.
Также принято хоронить представителей старшего поколения в костюмах, указывающих на родовое происхождение. Удобство покроя и многие элементы, которые использовались ранее, взяты для реализации задумок в момент создания рубашек, штанов.
Яркая внешность женщин, темный цвет волос (шатенка, брюнетка), обилие украшений, красивая вышивка – все это создает целостную картину образа представителей этой национальности. Предпочтительные цвета – оттенки, которые можно увидеть в природе (синий, зеленый, бордовый, вишневый).
Костюм учит людей доброму отношению к природе и окружающим людям. Загнутые носки традиционной обуви подчеркивают значение родной земли.