в чем ходить на практику
Учебная практика: личный опыт и лайфхаки от студентов – будущих юристов и экономистов
Учебная практика: личный опыт и лайфхаки от студентов – будущих юристов и экономистов
Онлайн-интервью со студентами московских вузов
Каждый студент обязан пройти учебную практику. Это своего рода первое вхождение в профессию, где можно применить знания и отработать умения. Как проходит учебная практика в московских вузах и зачем она нужна – об этом и многом другом рассказали студенты Финансового университета при Правительстве РФ, Российского государственного университета правосудия, Российского университета дружбы народов и Российского университета транспорта (МИИТ).
Об учебной практике: где проходить и как выбрать
Чащина Анастасия (РГУП, 4 курс): В Российском государственном университете правосудия учебная практика проходит, в основном, в государственных учреждениях или органах власти в зависимости от факультета, но при желании студент может пройти практику и в частной организации, написав заявление. Университет предлагает широкий список возможных мест и занимается всеми организационными вопросами, потому у студентов нет необходимости самостоятельно искать место прохождения практики, договариваться с организациями. Я обучаюсь на факультете подготовки специалистов для судебной системы, и всем студентам факультета университет предоставил возможность пройти практику в судах общей юрисдикции и арбитражных судах как в Москве по месту обучения, так и в субъектах РФ, что позволило некоторым студентам пройти практику в родном городе рядом с семьей.
Гринченко Анастасия (РУДН, экономический факультет, 4 курс): У меня в 2020 г. была просто нереальная практика. Я серьезно, так программа называется – «Нереальная практика». Ее мне предложили пройти мои преподаватели. Я написала онлайн-тест, который показался мне довольно простым, и попала на эту программу. Суть программы в том, что благодаря дистанционному обучению мы проходим практику одновременно в 8 крупных компаниях: KPMG, Danone, Ferrero Rocher и в других крутых компаниях. Каждую неделю в понедельник новая компания присылает нам практические кейсы, учебные материалы, а в пятницу обсуждается решение и отмечаются лучшие участники практики.
Павлюченкова Светлана (РУТ (МИИТ), юриспруденция, 3 курс): В первую очередь, практика предоставляет возможность увидеть свою будущую профессию изнутри и понять, насколько тебе нравится этим заниматься. Можно сказать, это первая трудовая деятельность по выбранной специальности, позволяющая не только применить полученные в институте знания, но и наработать новые. Наш институт предлагает довольно широкий перечень государственных и частных организаций, в которых можно пройти учебную практику. На первом курсе нам предложили выбрать несколько вариантов из списка, включающего более 50 учреждений. Так, меня распределили в Арбитражный суд города Москвы. Не исключается возможность и самому выбрать место для прохождения практики, что очень удобно, если студент хочет поработать в какой-то конкретной организации. Нужно только предоставить договор об организации и проведении практики. Я воспользовалась такой возможностью во время эпидемии коронавируса, чтобы пройти практику в своем родном городе.
Васильченко Анна (выпускница Финансового университета): С местом практики мне помог мой дипломный руководитель, исходили из темы моей выпускной квалификационной работы. Мои одногруппники могли найти место практики самостоятельно или выбрать подходящую организацию из базы практики Финуниверситета.
Сколько длится учебная практика
Чащина Анастасия (РГУП, 4 курс): Учебная практика запланирована один раз за период обучения и длится 4 недели, из которых 2 недели проходит в суде общей юрисдикции, оставшиеся 2 недели – в арбитражном суде. В скором времени мне предстоит пройти еще производственную практику длиной два месяца перед окончанием обучения в университете.
Гринченко Анастасия (РУДН, экономический факультет, 4 курс): Обычно практика у нас проходит раз в год, но в этом году есть возможность пройти две (по желанию). Практика длилась 8 недель, по одной неделе в каждой компании.
Павлюченкова Светлана (РУТ (МИИТ), юриспруденция, 3 курс): Практика у студентов юридического института начинается сразу после летней сессии и длится две недели.
Васильченко Анна (Финансовый университет): Производственную (преддипломную) практику я проходила 1 месяц на последнем курсе. Больше практики у меня не было, так как я поступала в Финуниверситет на базе среднего профессионального образования (СПО). Но в университете есть инициативные летние стажировки, на которые мог пойти каждый желающий студент.
Что входило в обязанности и какие были трудности
Чащина Анастасия (РГУП, 4 курс): На практике я выполняла работу секретаря суда в районном суде и специалиста судебного состава в арбитражном суде. Моя задача заключалась во вспомогательной работе определенному аппарату судьи или судебному составу, а именно в подшивании дел, оформлении извещений, посещении судебных заседаний, формировании дел, их подготовке для архива и др. На первый взгляд, такая работа кажется довольно монотонной или скучной, но у меня была возможность заглянуть внутрь, посмотреть, как оформляются реальные исковые заявления, прикрепляются доказательства, что, безусловно, очень интересно.
Больше всего мне понравилось посещать судебные заседания. Несмотря на то, что я проходила практику в рамках одного аппарата судьи или судебного состава, у меня была возможность ходить на заседания, которые заслушивали разные судьи. Этот опыт полезен тем, что за месяц я познакомилась с несколькими категориями дел, на реальных примерах увидела разницу между ними, например, разницу между рассмотрением гражданских и уголовных дел, а также между ними и экономическими спорами в арбитражных судах. Конечно, не обошлось и без трудностей, ведь практику я проходила на втором курсе, тогда как изучение процессуальных отраслей права у меня началось с третьего курса, и некоторые теоретические моменты были для меня далеки. Однако сама организация суда мне уже была знакома, и я рада, что удалось не только прочитать об этом в учебнике, но и увидеть работу суда изнутри своими глазами.
Гринченко Анастасия (РУДН, экономический факультет, 4 курс): В основном все кейсы представляли собой какие-то проблемы компаний в сфере экономики и маркетинга. Мне было достаточно сложно вникнуть в некоторые кейсы из маркетинговой сферы. Пришлось изучить много литературы, прежде чем я смогла достойно решать такие кейсы, но благодаря видеокурсам наставников мне удалось разобраться в этих темах.
Павлюченкова Светлана (РУТ (МИИТ), юриспруденция, 3 курс): Я проходила практику в судах, поэтому фактически выполняла обязанности помощника судьи (подшивала дела, разбиралась с документацией и корреспонденцией, изучала судебную практику). Самое интересное, конечно, побывать на судебных заседаниях и своими глазами увидеть весь процесс рассмотрения и разрешения дела. Для себя я вынесла то, что работа в любой организации не ограничивается знаниями, полученными в институте. Важно перенимать опыт людей, которые работают в этой сфере давно. Как таковых трудностей во время практики у меня не возникало, со всеми вопросами помогали разобраться руководители практики.
Васильченко Анна (Финансовый университет): Практику я проходила в Министерстве финансов РФ в департаменте доходов. Сначала нас, практикантов, распределили, за каждым студентом закрепили руководителя практики, который в последующем нам давал задания. В первый день практики провели инструктаж по технике безопасности и дали документы для ознакомления с деятельностью Минфина РФ. Затем мне давали документы, которые могли бы помочь в написании моей выпускной квалификационной работы.
Что было полезного на учебной практике
Чащина Анастасия (РГУП, 4 курс): Прежде всего, я познакомилась с электронными автоматизированными системами, такими как ГАС «Правосудие», ИС «Мой арбитр», внутренними системами судов, а также улучшила навык работы с системой КонсультантПлюс. Умение работать с этими системами полезен не только для будущей работы в суде или частной практике, но и во время обучения при поиске судебной практики и написании работ.
Помимо этого я детально изучила внутреннюю организацию работы суда, какой путь проходит исковое заявление перед тем, как поступить к судье, а также многие практические вопросы, которых нет в учебниках. Например, как поступить, если не получается дозвониться до архива или приемной суда.
Гринченко Анастасия (РУДН, экономический факультет, 4 курс): Я прокачала свой навык аудирования, изучила некоторые скилы менеджеров и HR-агентов. Как по мне, это полезные дополнительные навыки, которыми я теперь выделяюсь среди прочих.
Павлюченкова Светлана (РУП (МИИТ), юриспруденция, 3 курс): Главный навык, приобретенный за время прохождения практики, это навык коммуникации. Важно уметь вести разговор как с людьми, обратившимися за юридической помощью, так и с работниками организации, поскольку именно от умения правильно выстроить диалог с собеседником зависит эффективность работы юриста. Также практика дает возможность прокачать навыки работы с документацией.
Васильченко Анна (Финансовый университет): Я посмотрела на структуру Минфина РФ и на работу министерства изнутри, что меня всегда привлекало. Мой руководитель практики помогал в написании выпускной квалификационной работы, а также давал наставления, как лучше и точнее провести анализ в моей работе.
Лайфхаки от студентов
Чащина Анастасия (РГУП, 4 курс): Будьте открыты новому опыту, не стесняйтесь задавать вопросы, а также постарайтесь понять механизм работы организации как слаженной системы, представить себя на позиции обратившегося в организацию, работника того или иного отдела.
Гринченко Анастасия (РУДН, экономический факультет, 4 курс): Подбирайте практику, которая будет вам интересна. Если у вас что-то не получается, не бойтесь задавать вопросы наставникам. Знать все нереально. От вас ждут не 100% знаний, а желания работать и узнавать новое.
Павлюченкова Светлана (РУП (МИИТ), юриспруденция, 3 курс): Не бойтесь задавать вопросы и проявлять интерес. Руководители практики подскажут, как действовать в той или иной ситуации, и не оставят в беде, поскольку понимают, что вы пришли на производство впервые. Ответственность и коммуникабельность приветствуются в любом коллективе. Практика – это возможность выбирать и оценивать. Причем не только для студентов, но и для работодателей, заинтересованных в инициативных сотрудниках. Поэтому важно помнить, что практика позволяет применить теоретические знания в трудовой деятельности и дает шанс устроиться на работу в эту организацию после института.
Васильченко Анна (Финансовый университет): Самое главное – не волноваться и не думать, что на вас не найдется времени. Вам всегда смогут помочь или подсказать. Внимательно слушайте руководителя практики и старайтесь запоминать или записывать все, что он вам говорит.
«Малявки, но хорошие»: как мы брали студентов на практику
Почему решились организовывать практику, как выбирали ребят, какие задачи им ставили и за что хотели прибить в процессе.
Предыстория
Когда-то давно у нас был неудачный опыт работы со студентами. То ли они были не заинтересованы, то ли нам было некогда ими заниматься — в общем, что-то пошло не так, и мы зареклись устраивать практику. Но время шло, компания росла, искать сотрудников в Иркутске становилось всё труднее, и мы вновь стали смотреть в сторону вузов. Первое время просто ходили на дни карьеры. Cидели в коридоре за столом, отвечали на вопросы студентов, раздавали визитки и конфетки. Кто-то из заинтересовавшихся, уже защитив диплом, приходил на собеседование, кого-то мы брали на работу.
В последние годы государство обязало вузы больше общаться с работодателями, и для нас стали организовывать встречи со студентами. На лекциях для нескольких потоков руководители разработки, техподдержки, маркетинга рассказывали о своей работе. Студенты слушали, задавали вопросы, и — просились на практику. Сначала мы отбивались, но в конце концов сдались и в 2017 году взяли двух второкурсников. Занималась ими Зоя Лалетина, тогда релиз-инженер, а сейчас проджект-менеджер. По её словам, всё прошло на удивление хорошо.
Для нас второкурсники — это, конечно, совсем дети. Мы ничего от них не ожидали, потому что сами на первом-втором курсе ничего не умели. Мальчики тоже честно признались, что ничего не умеют, но уже через два или три дня у них начало получаться. Мы с Шуриком (так сотрудники зовут руководителя разработки Александра Брюханова. — ред.) предполагали, что за две недели они ничего не сделают, а они всё освоили, написали и даже успели выполнить что-то ещё.
Зоя Лалетина, проджект-менеджер
В 2018 году лекции эволюционировали. Вместо рассказов о компании и «яблоках по четвергам» мы говорили о технологиях, с которыми работаем: C++, Java, Angular и др. Обычно на такие лекции приходило 30–80 человек, человек десять из них оставались, задавали вопросы — когда-то больше, когда-то меньше. После встречи студенты окружали нас, спрашивали о предмете лекции, о работе и, очень часто, о практике.
Хороший студент хочет найти место, где можно заниматься чем-то близким к специальности, а не перекладывать документы из папки в папку (такое до сих пор часто поручают практикантам). Мы понимали, что можем многое показать ребятам, да и на фоне рассказов о себе отказывать было странно. Решили, что опыт 2017-го года надо продолжать, и этим летом взяли уже восьмерых ребят: троих со второго курса и пятерых с третьего. Вот что из этого вышло…
Как отбирали студентов
Никаких вступительных испытаний мы не проводили. В прошлом году практикантов порекомендовала замдиректора института кибернетики ИРНИТУ, мы с ними поговорили и пригласили в офис. В этом году было примерно так же.
Троих ребят со второго курса («малявки, но хорошие») предложила преподаватель из госуниверситета, — это была первая партия. Во второй заход, снова по рекомендации вуза, взяли двух проходивших практику в прошлом году. Ещё двое попросились сами и, когда мы уже закрыли набор, преподаватель из другого вуза слёзно попросила принять одного «очень хорошего мальчика». Забегая вперёд, об этом решении никто не пожалел — в конце практики мы взяли его на работу.
Все практиканты проходили собеседование, отвечали на вопросы эйчара и ведущего разработчика.
На собеседовании я мечтал увидеть огонь в глазах. Почувствовать, что человеку интересно то, чем он будет заниматься — с такими людьми приятно работать. Этот огонь был не у всех, но мы никому не отказывали.
Александр Брюханов, руководитель разработки
Кто и как работал с практикантами
Мы распределили практикантов по офису. Трое совсем зелёных второкурсников достались Дмитрию Кузьмину, на тот момент тимлиду бэкенда DCImanager. За троими третьекурсниками присматривал Александр Брюханов. Ещё двое третьекурсников, которые уже были у нас в прошлом году, пошли к Зое Лалетиной в новый VMmanager. Они были знакомы с нашими процессами, поэтому их включили в команду. Остальные ребята работали независимо от команд, но в кабинетах с разработчиками.
Сначала хотелось, чтобы практиканты жили по Scrum, чтобы как и мы на стендапах рассказывали о проделанном за день. Но полноценно получилось это только с «второгодниками»: их задачи разбили на подзадачи, вышел полноценный двухнедельный спринт. Другие практиканты то ходили вразнобой, то у их руководителя не было времени их послушать. Для второкурсников же сама процедура стендапа оказалась болезненной: сначала они не соображали, зачем всё это нужно (Дмитрию Кузьмину пришлось провести пару вводных лекций), а потом… просто страдали.
Мы-то уже привыкли: встали, рассказали кто что сделал. Со студентами было сложнее. «Ну что, ребята, стендап». Я встаю, они сидят. Я говорю: «Стендап, вставайте!». Они потихонечку-потихонечку поднимаются. Было видно, что их сильно смущала вся процедура стендапа.
Дмитрий Кузьмин, разработчик
В целом менторы тратили примерно по часу в день на работу с практикантами. Бо́льшую часть времени студенты сами разбирались с задачей и за советом почти не обращались. Менторам приходилось постоянно предлагать помощь и даже настаивать на ней.
Это, по-моему, недостаток всех студентов. Они боятся спрашивать, причём непонятно почему. Я им открытым текстом говорю: вы у нас не работаете, уволить вас я не могу, а подписать бумаги — хоть сегодня, если это вам жизнь облегчит. Но уговоры не действовали. Может быть, все они после вуза хотели устроиться к нам на работу и боялись заранее испортить о себе мнение. Это единственное, что я могу предположить.
Александр Брюханов, руководитель разработки
В конце двух недель у ребят был показ. Свои проекты они представили друг другу и руководству компании.
Какие давали задачи
Включать практиканта в рабочую команду бессмысленно и беспощадно. Даже если студент интересуется и хоть что-то знает (это уже хороший результат!), сразу в разработку его не погрузишь, надо какое-то время учить. Две недели — очень короткий срок, поэтому от мысли давать новеньким студентам задачи штатных разработчиков заранее отказались. Но мы хотели показать работу в реальной IT-компании. Нужны были такие задачи, через которые ребята смогли бы «пощупать» процесс разработки и, хотя бы со стороны, посмотреть на взаимодействие команд.
Время от времени в компании возникают идеи, которые потенциально полезны, но некому реализовать, или они не настолько важны, чтобы заняться прямо сейчас. Часто это вспомогательные сервисы, которые можно делать отдельно. В течение всего года мы выбирали из таких задач те, что могут подождать до лета и будут по силам для практикантов.
Переводилка. Мы давно хотели попробовать сервис POEditor, вот и попросили ребят сделать интеграцию с ним. Этой задачей сначала занимались «зелёные второкурсники», а потом и третьекурсники. Второкурсники сделали какой-никакой прототип, у третьекурсников вышло что-то более завершённое. В итоге одного из третьекурсников мы оставили работать, и он, уже отлично понимая задачу, быстро переписал всё «по-хорошему».
Метрики по сотрудникам. Ещё одна девушка в одиночку занималась метриками по сотрудникам — KPI, по сути. Объединяла данные от двери, Youtrack, Gitlab: когда человек приходит, сколько времени проставляет в YouTrack, какие делает коммиты в код. В процессе решения удалось посмотреть несколько вариантов и скорректировать ТЗ.
Скрипты для тестеров VMmanager. Разработчикам и тестировщикам нового VMmanager нужен был скрипт для выполнения рутинных операций: ходить по SSH на сервера, проваливаться с этих серверов на виртуалки, проверять версии libvirt, Qemu, ОС и т. д. Задачей занимался парень, который был у нас на практике в прошлом году и тоже работал на бэкенде. Тогда он уже пробовал делать запросы при помощи сетевых библиотек, поэтому в этот раз справился быстро. Качество кода было не «супер-пуперное», но после ревью скрипт взяли в работу.
Утилита для фронтендеров VMmanager. Ещё в VMmanager в отложенных была задача по сбору метрик работы фронтенда. Нужно было собирать время отклика, время загрузки полезного контента на странице и ещё кучу всего, что важно для анализа работы сервиса. Задача была сложная и менее понятная, чем у бэкенда; нужно было перелопатить кучу «литературы» и познакомиться с Angular, которому в вузе не учат. Решить эту задачу вызвался второй «второгодник». И справился! Его код отревьюили и через несколько спринтов решение внесут в продукт, то есть тоже будут использовать. Сам парень настолько понравился фронтендерам VMmanager, что они пригласили его на работу после института.
Отзывы студентов
Когда практика закончилась, мы попросили студентов дать развернутые отзывы о ней. Ребята подошли к задаче ответственно и накатали почти по странице текста. Ради интереса приведем несколько вырезок из отзывов ребят. Авторский стиль сохранён.
Светлана Б. Работать в IT я не передумала, наоборот, очень понравилось и организм требует «добавки». Очень хотела бы работать здесь, уже как-то привыкла к этой атмосфере и работе в коллективе, не хочется уходить.
Алексей Е. Это самая лучшая атмосфера, в которой я был. А создана она скоплением невероятно классных людей в одном месте (. ). Здесь все друг с другом на «ты», нет обязательной униформы, комфортные офисы, свободный график обеда, ну а про день пиццы я вообще молчу. В результате получается очень классная атмосфера, в которой чувствуешь себя невероятно комфортно. В такой атмосфере хочется работать, а не считать часы до ухода домой.
Дмитрий В. (. ) Всю неделю мы пытались сделать интеграцию, но ничего не выходило, пока в пятницу утром, за несколько часов до показа, к нам не пришёл Шурик и не подшаманил нам (. ). В целом я не пожалел о выборе места для прохождения практики. Я посмотрел как работает компания изнутри, как строится взаимодействие в отделе и между отделами. Очень многому научился и познакомился с замечательными людьми.
Наши выводы
Для себя мы тоже сделали несколько выводов. Возможно, они будут полезны и другим компаниям, которые только планируют работать со студентами.
Есть мнение, что студенты — это дешёвая рабочая сила. Используешь на все 100%, а платишь мало. Может быть, для каких-то компаний это верно, но не для нас. Если мы принимаем студента, то на должность Junior-программиста. Он получает ментора, который обучает и вводит в курс дела, ставит первоначальные задачи и даёт обратную связь. На такие же условия приходят выпускники и специалисты с небольшим опытом. Мы вкладываем силы и ресурсы, чтобы помочь им всем освоиться и вырасти как можно быстрее.
Конечно, есть риск, что вырастишь студента, а он уедет. Ничего не поделать, мы всегда конкурируем с другими компаниями на западе. Но не все уедут, кто-то благодаря встрече с ISPsystem останется в Иркутске. Будет жить у Байкала, делать ПО, которое используют по всему миру, и получать достойную зарплату.
На новенького: 4 правила производственной практики
Зачем идти на практику
Производственная практика — часть образовательного процесса в вузе. Благодаря ей вы закрепляете полученные на парах знания и навыки, учитесь использовать их в работе. Формальная задача процесса — проверить, чему вы научились за несколько лет и можно ли рассматривать вас как специалиста. Но в действительности практика может дать куда больше. Там вы приобретете опыт, который невозможно получить за партой, а если повезет, и старт в карьере.
Попав в компанию или организацию, вы сможете оценить профессию изнутри. Преподаватели склонны либо приукрашивать действительность, либо, наоборот, запугивать студентов. На практике вы поймете, как обстоят дела на самом деле. Погрузившись в рабочий процесс, вы испытаете на себе плюсы и минусы специальности, определите, насколько они важны лично для вас. Возможно, вас совершенно не испугает то, что многим кажется ужасным. А если что-то окажется неприемлемым, лучше узнать об этом как можно раньше.
Реальная работа дает возможность испытать себя. Отличные оценки за предметы еще не гарантируют, что вы так же отлично справитесь с настоящими заданиями. Практика выявит сильные стороны и покажет области, в которых не хватает знаний или навыков. При этом вы не останетесь один на один с проблемами. Как правило, компании предоставляют практикантам человека, который поддержит, подскажет, как лучше справиться с тем или иным вопросом. И это еще один плюс.
В начале карьеры очень важна обратная связь, оценка: что получилось хорошо, а над чем еще стоит поработать. К сожалению, В России пока не слишком развита система менторства в вузах. Но при прохождении производственной практики вы в любом случае получите оценку своего труда — если не во время работы, то по итогам.
При этом вы будете находиться в постоянном контакте с профессионалами, «обрастете» полезными связями, начнете разбираться, кто есть кто в индустрии. Идеальный итог практики — остаться работать в компании и дальше, уже как наемный сотрудник. Но даже если вас не возьмут, вы уже будете не человеком с улицы, а окажетесь «внутри» сферы. И при приеме на работу сможете ссылаться на приобретенный опыт и оценку наставника.
Как получить максимум знаний
Существует ряд правил, которые нужно соблюдать при прохождении практики. В зависимости от того, какие правила приняты в вузе, от вас потребуют вести дневник или написать по итогам отчет, отправиться на конкретную специальность, работать определенный срок или даже в определенный период года. Чтобы избежать проблем, стоит внимательно следить за соблюдением всех условий. При этом помните, что практика — это не просто формальность, а возможность проявить себя. Что же делать, чтобы она не прошла впустую?
1. Тщательно выбирайте компанию
Как правило, вуз сам предлагает места для прохождения практики. Внимательно изучите варианты и оцените их по нескольким параметрам. Первое, на что стоит обратить внимание, — будет ли у вас реальная возможность применить полученные навыки и умения. Если вы знаете заранее, что придется целыми днями носить кофе начальнику или бездумно распечатывать документы, стоит всерьез задуматься, принесет ли это пользу. Также важно, ищет ли фирма новых сотрудников. Если да, то вы, вероятно, сможете получить работу.
Играет роль и престижность компании. В крупной и знаменитой международной корпорации, конечно, будет сложнее найти вакансию после практики, да и задачи там могут быть не самыми интересными. Однако вы приобретете влиятельных знакомых, а опыт работы в известной фирме станет конкурентным преимуществом.
Если вам не нравится ни один из предложенных вузом вариантов, попробуйте найти место для практики самостоятельно. В большинстве компаний охотно берут студентов: это и бесплатный труд, и возможность воспитать сотрудников «под себя». Поэтому не стесняйтесь обращаться даже к «звездным» работодателям.
2. Проявляйте инициативу
Никто не ждет от вас высот профессионализма и сверхусердной работы, да и большинство студентов воспринимает практику скорее как экскурсию на предприятие. Если вы устроились в нормальное место, вас не оставят без дела: дадут посильную нагрузку и будут следить за тем, чтобы вы с ней справлялись. Иногда, возможно, придется сидеть без дела в ожидании нового задания, но работы все равно хватит для получения оценки.
Если вы хотите сделать практику по-настоящему полезной, проявляйте инициативу. Не ждите, пока о вас вспомнят, а сами спрашивайте, что еще сделать. Предлагайте помощь, вызывайтесь на задания, обсуждайте улучшения. Если не хватает опыта для текущих дел, попросите разрешения понаблюдать, как выполняют работу другие, учитесь на их примере. Так вы успеете попробовать гораздо больше, проявите себя и запомнитесь работодателю.
3. Заводите знакомства
Помимо работы в реальных условиях, практика ценна еще и тем, что вы приобретаете полезные связи. Речь идет не о больших начальниках, которые потом устроят на работу. Общаясь с рядовыми сотрудниками, подмечая их «фишки» и приемы, вы научитесь тому, что никогда не узнаете на лекциях.
Не стоит навязываться и лезть под руку — наглых новичков никто не любит. Но и не стесняйтесь просить помощи, если и правда не разобрались, расспрашивайте о профессии и прислушивайтесь к тому, что говорят коллеги. Любой специалист с радостью ответит на вопросы, поделится опытом и «лайфхаками», если увидит, что вам действительно интересно.
4. Просите об отзывах
Если на протяжении практики вы усердно трудились, смело просите рекомендации и узнайте, не готова ли компания взять вас на работу. Тут тоже нужно быть вежливым и тактичным, но и не стесняться проявлять активность. Начальству может не прийти в голову, что вам интересно работать у них, а об отзыве могут попросту забыть. Узнайте, что думает о вас руководитель практики и коллеги. Возможно, они дадут полезные советы или подскажут, куда лучше устроиться.
Производственная практика — отличная возможность испытать себя в реальных условиях, проверить знания и навыки, завести полезные знакомства. Многие студенты именно с нее начинают свою карьеру. Поэтому не стоит относиться к практике как к тяжелому и неприятному делу — лучше по максимуму использовать все ее возможности.