в чем актуальность дендротерапии
Дендротерапия – возьмите положительную энергию у природы!
Большинство современных людей даже не подозревают, что практически все деревья, за исключением некоторых, оказывают прямое лечебное воздействие, для чего достаточно лишь прислониться к их стволу!
Никаких предрассудков!
Дендротерапия (в переводе — лечение деревьями) — метод лечения и профилактики, основанный на целебных свойствах деревьев. Все это только на первый взгляд кажется «бабушкиной» мистикой. Дендротерапия имеет вполне научные обоснования. Голландские ученые, обследовавшие 10 тысяч девушек от 16 до 26 лет, обнаружили, что квартирующие поблизости от леса болеют на 20% реже тех, кто прижился в мегаполисе. Но это не все! Биологи измельчили иголки сосны, листья березы, дуба и тополя, положили их на предметное стекло, капнули не очень чистой воды и понаблюдали в микроскоп за микробами.
Через 10 минут погибли бактерии на стеклышке с сосновыми иголками. Через 15 – с дубовыми листьями. Береза и тополь расправились с микробами за 20-25 минут. Впрочем, и тут нет ничего сенсационного, поскольку научно доказано, что воздух под деревом гораздо чище, чем в блочном доме. Чем ближе к кронам, тем стерильнее. В сосновом и кедровом лесу в одном кубометре воздуха на высоте человеческого роста обнаруживается всего 700 микробных клеток. Прямо, как в операционной!
Так что, пока еще тепло и сухо, поспешите в ближайшую рощу или парк. Между прочим, этимологически русское слово «здоровье», «здравие» происходит от сочетания «с древа». И это неслучайно.
Наедине с древесными докторами
Издавна для бань вязали веники из ветвей. Почему? Это способно зарядить человека позитивной энергией. В нашем современном мире очень популярны деревянные дома. Всего лишь модное веяние в архитектуре? Отнюдь. Дело в том, что даже в таком виде дерево способно благотворно влиять на человека.
Деревья лечат психику, стимулируют работу сердца, активизируют обмен веществ, снимают головную боль, уменьшают последствия стресса. Может быть, именно поэтому мы так любим гулять в лесу или в парке, прислушиваться к шуму листвы, вдыхая ее ароматы. Многие вообще чувствуют себя в лесу совсем другими людьми, молодеют. Вспомните, сколько прекрасных строк оставили нам о русском лесе классики!
Такое воздействие на нас оказывает не только чистый воздух, но и скрытые силы живой природы. И, между прочим, уже доказано, что деревья и другие растения способны обмениваться между собой энергией, чувствовать и общаться.
Деревья делятся на «доноров», которые отдают человеку положительную энергию, и на «вампиров», которые способны забрать отрицательную. К первым принадлежат сосна, акация, береза, рябина, яблоня и т.д. Ко вторым – ель, пихта, тополь, осина можжевельник, черемуха, ива, ольха.
Чтобы получить энергию от дерева, достаточно прислониться к нему спиной и настроиться на взаимодействие. Для этого нужно дать дереву имя, пообщаться с ним, рассказать о своих проблемах. Затем, расслабившись, представить, как теплая волна медленно идет по телу сверху вниз. При этом нужно дышать ритмично: вдох (4-8 секунд) – задержка дыхания (4 секунды) – выдох (4-8 секунд).
Чтобы отдать свою отрицательную энергию, надо приблизиться к дереву на расстояние 20 сантиметров, встать к нему лицом и мысленно обратиться за помощью. После чего действовать по той же схеме (расслабление и ритмичное дыхание).
Специалисты советуют заниматься дендротерапией рано утром либо же с 16-18 часов, но не позднее, чем за 2-3 часа до сна, чтобы не вызвать его расстройство. Стоять около дерева следует не более 2-3 минут во избежание скачков артериального давления. Следует учесть, что зимой энергетический потенциал снижается на 50-70% у лиственных пород деревьев и на 15-25% – у вечнозеленых. Поэтому зимой можно увеличить время сеанса получения природной биоэнергетики до 5-7 минут.
Стоит также отметить, что плодоносные деревья наиболее активизируют свои целебные возможности в период цветения.
К тополю нужно относиться с осторожностью, ибо это дерево не только в состоянии забрать у человека отрицательную энергию, но и вызвать головные боли. Да и вообще к дендротерапии следует подходить серьезно, поскольку известны случаи неправильного взаимодействия, когда у человека ухудшается состояние. Крайне важно выбрать дерево, которое поможет вам, а не наоборот. Поэтому проводить первый сеанс лечения лучше со специалистом, который в этом разбирается и имеет опыт.
В заключение – о целебных свойствах некоторых видов деревьев.
Дуб является сильным генератором положительной энергии и способствует улучшению мозговой деятельности. Дуб также выступает антистрессовым средством, активизирует кровообращение и сокращает период выздоровления при болезни. Пребывание в дубовых рощах нормализует давление у гипертоников.
Береза – одно из наиболее почитаемых деревьев у славян. Она может взять на себя любые болезни, отведя их от человека, является источником энергии и жизненных сил, помогает при гриппе и насморке, концентрирует силы и внимание. Это дерево также прекрасно ионизирует воздух.
Лиственница исцеляет нервные расстройства, особенно сопровождаемые приступами меланхолии и депрессии. Ее влияние помогает увидеть лучшие стороны жизни. В домах из лиственницы рекомендуется жить людям с болезнями дыхательных путей: бронхитом, астмой и др.
Сосна, бук, липа, яблоня и ясень повышают общий тонус и сопротивляемость организма, снимают усталость, последствия стрессов. Продолжительное нахождение человека в сосновом бору избавляет от кашля и насморка.
Осина, ива и тополь успокаивают, дают ясность мышления, ощущение перспективы. Только не стоит слишком усердствовать с использованием их целебных свойств, поскольку они обладают и мощными «вампирическими» способностями, забирая энергию при долгих контактах.
Консультация «Что такое дендротерапия?»
Эльвира Мардеева
Консультация «Что такое дендротерапия?»
Дендротерапия – это метод лечения и профилактики, использующий целебные свойства деревьев. Большинство людей даже не подозревают, что практически все деревья (за исключением тополя, ольхи и дикой сирени) оказывают прямое лечебное воздействие – для чего достаточно лишь прислониться к их стволу! Деревья лечат психику, стимулируют работу сердца, активизируют обмен веществ, снимают головную боль, уменьшают последствия стресса… Может быть, именно поэтому мы так любим гулять по лесу (парку, прислушиваться к его звукам, вдыхать его запахи. Многие чувствуют себя в лесу совсем другими людьми!
Энергия деревьев
Энергию можно получать не только от пищи, ведь, когда человек себя ограничивает в еде, он теряет силы, чувствует слабость и испытывает голод. Учимся заряжаться от деревьев.
Дендротерапия базируется на двух принципах: «холодные» деревья забирают у человека избыток негативной энергии, «горячие» — делятся своей силой, отдавая энергию.
Если вы усиленно занимаетесь спортом, голодаете, ваше давление упало ниже 100/60 за спасением идите к «горячим» деревьям: дубу, березе, буку, сосне, акации, клену, каштану, яблоне, ясеню, липе, рябине.
При повышенном давлении (больше 140/90) помогут «холодные»: осина, тополь, ива, ель, пихта, черемуха, можжевельник.
Остальные породы считаются нейтральными.
Деревотерапия-выбор деревьев
Древние племена стремились расположить свои поселения среди дубовых рощ. Считалось, что могучее дерево, даже своим соседством способно приносить здоровье и силу. У гипертоников, побывавших в дубовой роще, нормализуется давление, кроме этого, наблюдается положительное воздействие, улучшающее мозговую деятельность. Дуб можно использовать как антистрессовое средство в повседневной жизни, активизируется кровообращение, сокращается срок выздоровления при заболеваниях. Берёза
Берёза является самым почитаемым деревом у славян, она считается чистым, солнечным деревом, приносящим свет, счастье и радость в каждый дом. Берёза может отвести от человека любые болезни, взяв их на себя, является неистощимым источником жизненных сил и энергии, помогает при заболеваниях гриппом и насморке, помогает концентрировать силу и внимание. К тому же, берёза помогает прекрасно ионизировать воздух.
Считается, что берёза и дуб прекрасно помогают активизировать иммунную систему при различных хронических заболеваниях, излечивать полиартриты, приходит в порядок артериальное давление, положительное воздействие оказывает на вегето-сосудистую дистонию. Лиственница
Лиственница помогает исцелить расстройства нервной системы, особенно, если они сопровождаются приступами депрессии и меланхолии. Она может помочь рассмотреть лучшие стороны своей жизни. Рекомендуется людям, имеющим болезни верхних дыхательных путей, проживать в домах, рубленых из лиственницы. К деревьям, повышающим общий тонус организма и его сопротивляемость, нужно отнести липу, сосну, яблоню и ясень, кроме этого они помогают снять усталость и последствия стрессовых ситуаций.
Тополь, осина и ива помогут успокоиться, восстановить ясность мышления, почувствовать ощущение перспектив. Однако, продолжительная прогулка по осиновому лесу может привести к быстрой утомляемости. Поэтому, для прогулок нужно выбирать смешанный лес.
Для тех, кто любит банные процедуры, заряжаются положительной энергией, когда парятся дубовыми или берёзовыми вениками, снимают с себя лишнюю отрицательную энергию, если парятся пихтовыми вениками, или из можжевельника. А те, кто изготавливает комбинированные веники, с добавлением в веник берёзовый веточек ольхи, поступают чрезвычайно мудро, заряжая себя положительной энергией с одновременным снятием излишней отрицательной.
Кстати, деревотерапия доступна и дома. Попробуйте есть не стальной ложкой, а ложкой, вырезанной из липы. Заряд энергии вам гарантирован!
Снять стресс, головную боль, снизить давление можно, если расчесывать волосы гребнем из пород «холодных» деревьев.
А вот взбодриться, нормализовать пониженное давление, уберечь волосы от выпадения поможет гребень из березы, бука, а также грабовая или самшитовая расческа.
Вот так энергия деревьев помогает нам в сохранение молодости, сил и красоты!
Группы здлоровьсберегающих технологий:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
ритмика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, стопотерапия, стретчинги.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, занятия по валеологии, самомассаж, точечный самомассаж.
Коррекционные технологии: музыкотерапия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика., арттерапия, пескотерапия, дендратерапия
Принципы здоровьесберегающих технологий:
• принцип «Не навреди!»;
• принцип сознательности и активности;
• непрерывности здоровьесберегающего процесса;
• систематичности и последовательности;
• принцип доступности и индивидуальности;
• всестороннего и гармонического развития личности;
• системного чередования нагрузок и отдыха;
• постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
• возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей
Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!
Дорогие коллеги, пусть деревотерапия станет единственной лечебной терапией в вашей жизни!
Счастья вам и добра!
Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество» Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Сотрудничество создает условия для позитивного.
Консультация для педагогов «Что такое лэпбук?» Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику.
Консультация для педагогов «Что такое вебинар?» Общаясь с друзьями и коллегами по цеху, пришла к выводу, что многие интересуются такой формой общения и обучения как вебинар, но не все.
Консультация для педагогов ДОУ «Что такое логоритмика» ЛОГОРИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и.
Консультация для родителей «Что такое осень?» Консультация для родителей «Что такое осень?». Осень, переходный сезон, в это время природа очень быстро меняет. Сначала появляются яркие.
Консультация для родителей ясельной группы «Что такое мяч?» Мяч – это самая любимая игрушка всех детей всех поколений, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны.
Консультация «Что такое лэпбук» На сегодняшний день в России лэпбуки стали достаточно популярны. Педагоги со всех уголков нашей страны принялись за творчество: «Лэпбук.
Здоровьесберегающая технология «Дендротерапия»
Эльвира Мардеева
Здоровьесберегающая технология «Дендротерапия»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЕНДРОТЕРАПИЯ.
Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься»
Для эффективного решения проблемы здоровья детей в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии. Что же это такое? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые в дошкольном учреждении, для укрепления и сохранения здоровья.
В своей работе использую как традиционные,так и нетрадиционные методы: пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, дыхательную гимнастику, музыкотерапию, релаксацию, гимнастику для глаз. Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющей здоровьесберегающих технологий. И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги поговорить о нетрадиционной здоровьесберегающей технологии, которую мы внедрили с первой младшей группы это ДЕНДРОТЕРАПИЯ.
Дендротерапия – это метод лечения и профилактики различных заболеваний с использованием полезных свойств деревьев,которые обладают широким спектром лечебного действия: благоприятно воздействуют на психику, стимулируют работу сердца, активизируют обмен веществ, способны успокаивать головную боль и нейтрализовывать вред стрессовых факторов.
Дендротерапия – дает детям заряд бодрости, снимает внутреннее напряжение, помогает почувствовать единение с природой посредством слова, мысли, чувства. Укрепляет духовные и физические силы ребенка, помогает восстановить энергию.
В нашей группе по внедрению нетрадиционных здоровьесберегающих технологий, собственно «дендротерапия», велась в три этапа.
1. Подготовительный этап,в который входило:
– изучение научной и методической литературы;
– подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
– беседа с администрацией МДОАУ;
– анкетирование (опрос) родителей;
– анализ анкет родительской общественности;
– составление сметы расходов (подбор необходимого оборудования, пособий, материалов);
– разработка конспектов познавательно – исследовательских и трудовых мероприятий с детьми;
– введение детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
2.Практический этап включал:
– непосредственно – образовательная деятельность с детьми;
– организованная работа в режимных моментах (беседа, исследовательская деятельность,
— чтение художественной литературы, пение песен, художественное творчество детей, трудовая деятельность, игровая деятельность детей);
– совместная деятельность детей и взрослых (проведения конкурса среди родителей по созданию лэпбуков, бизибордов по здоровьесберегающей технологии – Дендротерапия, создание предметно – развивающей среды в группе, создание дидактических игр, пособий).
3. Итоговый (заключительный этап):
— оформление фото – выставки по материалам, выставка рисунков, поделков;
— презентация инновационной практики «Здоровьесберегающей технологии – Дендротерапия на защите педагогов МДОАУ, так и для родителей на собрании и награждение диплома в конкурсе лэпбуков.
Таким образом, внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологийв МДОАУ позволило нам:
1. Привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течении всего пребывания в дошкольном учреждении.
2. Положительно повлиять на психоэмоциональное состояние и позновательный уровень детей, как в домашних условиях, так и в МДОАУ.
Созданная в детском саду система по нетрадиционному здоровьесбережению, позволяет качественно решать задачу формирования экологически развитой, социально – активной, творческой личности дошкольника.
1. И. В. Никишина Мастер – класс для родителей и педагогов ДОУ, Москва,2013г.
2. М. А. Павлова «Здоровьесберегающая система ДОУ», Волгоград,2012г.
5. Елена Есеева «Дендротерапия. Целительная сила и магия деревьев», Ростов-на-Дону, 2015г.
Анкета для педагогов «Технология «Детский совет» Анкета для педагогов. Технология «Детский совет». Технология «Детский совет»- используемая в мировой педагогической практике форма работы,.
Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.
Консультация для педагогов «Технология портфолио дошкольника» В условиях постоянного обновления системы образования важным инновационным направлением является внедрение в образовательный процесс современных.
Консультация «Технология исследования артикуляционной моторики» Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя.
Мастер-класс для воспитателей «Кейс-технология в ДОУ» Тема: «Кейс-технологии в дошкольном образовании» Шахова Н. Г. 1 слайд. Современный мир жизни задает особый ритм жизни. Поэтому воспитателю.
Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.
Музейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.
Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ) Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ). Игра, является одним из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод.
Технология организации труда в детском саду Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов: 1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъясняет содержание.
Медицинские интернет-конференции
Языки
Значение медицинской реабилитации в системе охраны здоровья населения
Умнова М.С., Пащенко М.А.
Научный руководитель: Сидорова Н.В., ассистент кафедры поликлинической терапии; Шеметова Г.Н., д-р мед.наук, профессор, зав. кафедрой поликлинической терапии
Резюме
В данной работе проводится анализ роли медицинской реабилитации в сохранении и восстановлении здоровья граждан, а также доказывается необходимость внедрения и широкого применения малоиспользуемых в практике немедикаментозных форм реабилитации.
Ключевые слова
Статья
Одним из основных приоритетов развития отечественного здравоохранения на современном этапе является необходимость совершенствования системы медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, прежде всего организации полноценной нейрореабилитации, кардиореабилитации и реабилитации пациентов с нарушением функции периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата. При этом в соответствии с Государственной программой РФ «Развитие здравоохранения до 2020 года» целью медицинской реабилитации служит снижение показателей смертности, уровня и степени инвалидизации и увеличение продолжительности активного периода жизни до 65 лет у женщин и 70 лет у мужчин [1].
Целью нашего исследования явилось проведение анализа роли медицинской реабилитации в сохранении и восстановлении здоровья граждан.
Согласно определению ВОЗ, реабилитация представляет собой динамическую систему взаимосвязанных медицинских, психологических, социальных и профессиональных мероприятий, едино осуществляемых и направленных на максимально возможное восстановление физического, психологического и социального статусов больного или инвалида. Основы реабилитационного направления в здравоохранении в нашей стране были заложены еще в годы Великой Отечественной войны, когда приказом Наркомздрава РСФСР и Главного санитарного управления Красной Армии в 1943 году предусматривалась реорганизация 27 наиболее хорошо оборудованных общехирургических госпиталей в специализированные госпитали восстановительной хирургии. Реабилитационный подход, предусматривающий полное или частичное восстановление статуса больного, позволил вылечить и возвратить в строй за весь период войны от 50 до 70% раненых и больных [2]. В последующие годы были созданы различные формы организации реабилитационной помощи населению: отделения восстановительного лечения на базе многопрофильных стационаров и поликлиник, консультативные и организационно-методические центры реабилитации больных и инвалидов. К решению задач реабилитации привлечены дневные стационары и стационары на дому, санаторно-курортные организации, санатории-профилактории предприятий. В Государственной программе развития здравоохранения РФ сформулирована задача разработки и внедрения новых организационных моделей, а также поддержки развития инфраструктуры системы медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения [1].
Развитие и совершенствование реабилитационной помощи населению открывает дополнительные возможности для достижения целевых показателей здоровья населения.
В последние годы активно развиваются высокотехнологичные методы лечения, совершенствуется оказание специализированной медицинской помощи в стационаре. Результаты лечения в этой ситуации зависят не только от уровня стационарной помощи, но и во многом от успешности последующего восстановления пациентов на амбулаторном этапе. Разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации пациента с использованием разных ее видов (медицинская, психологическая, профессиональная, социальная реабилитация) позволяет сократить сроки временной нетрудоспособности, снизить первичный выход на инвалидность.Для осуществления этих целей необходимы современные формы организации реабилитации. Предлагается создание мультидисциплинарных центров реабилитации со стационарным и диспансерно-поликлиническим отделами по различным профилям, а также специализированных центров реабилитации (неврологического, кардиологического и т.д.) со стационарным и поликлиническим отделами.
Российские клинические рекомендации «Реабилитация и вторичная профилактика у больных, перенесших острый инфаркт миокарда с подъемом сегмента ST» предусматривают три этапа кардиореабилитации:
Амбулаторно-поликлинический этап реабилитации является ответственным и значимым в восстановлении трудоспособности, улучшении качества жизни пациентов, где используется мультидисциплинарный подход, привлекаются различные специалисты и методы реабилитации. В предыдущие годы часто кардиореабилитация в первичном звене заключалась лишь в наблюдении со стороны участкового доктора при периодической консультации кардиолога. Вся работа с больным сводилась только к медикаментозной терапии. Предусмотренные реабилитацией образовательная программа «Школа для больных, перенесших инфаркт миокарда, и их родственников», программа физических тренировок, психологическая реадаптация, модифицирование факторов риска не осуществлялись [3]. Открытие поликлинических отделений при специализированных центрах реабилитации позволяет решить эти проблемы.
Акцент на развитие стационарзамещающих технологий (дневной стационар, стационар на дому и др.) помогает охватить лечебно-реабилитационными мероприятиями большее количество пациентов, делает более доступной квалифицированную помощь, появляется возможность гармоничного сочетания фармакотерапии и других эффективных методов восстановительного лечения (физиотерапии, психотерапии, кинезотерапии). Использование комплементарных методов в дополнение к фармакотерапии дает возможность повысить эффективность курса реабилитации и снизить его стоимость. Непременным условием успешной реабилитации являются своевременная диагностика ранних форм заболеваний, адекватный отбор пациентов на восстановительное лечение, системное применение комплексных противорецидивных мероприятий [13,14,15].
Еще более усиливается роль реабилитационного подхода в оказании медицинской помощи пациентам в связи с ростом коморбидных состояний. Формирование полиморбидного профиля происходит постепенно и приводит к необходимости приема по жизненным показаниям 5-6 и более препаратов, при этом возрастает риск непредсказуемых взаимодействий лекарственных средств, увеличивается частота побочных эффектов. Активное использование немедикаментозных методов лечения позволяет воздействовать одновременно на несколько заболеваний и факторов риска их развития. Например, лечебная физкультура в реабилитации больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата одновременно может помочь в контроле веса при ожирении, в нормализации артериального давления, уменьшении инсулинорезистентности при сахарном диабете 2 типа. К средствам лечебной физкультуры относят различные физические упражнения: гимнастические, прикладного типа (ходьба, бег, поднимание и перенос предметов), игры и спортивные упражнения, прогулки, экскурсии. Использование для занятий спортивных игр позволяет не только увеличить двигательную активность, но и вызвать положительные эмоции, тонизировать нервно-психическую сферу пациентов. В лечебной физкультуре преимущественно применяют игры, не дающие большой нагрузки на организм и позволяющие ее более или менее точно дозировать. Наиболее распространенными являются настольный теннис, бадминтон, волейбол [13].
Немедикаментозные методы реабилитации особенно актуальны в гериатрической практике. Увеличение доли пожилых пациентов, связанное с общим увеличением продолжительности жизни, диктует новые подходы к оказанию помощи этой группе населения. В Государственной программе развития здравоохранения РФ до 2020 года определены целевые показатели, одним из которых является увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,3 лет [1].Основная цель гериатрии состоит в том, чтобы предоставить человеку возможность дожить до физиологической старости и обеспечить ему активно творческое долголетие посредством использования всех средств и методов предупреждения преждевременного старения. Поиск и разработка эффективных медикаментозных и немедикаментозных методов является основным в решении этой проблемы. В результате физиологического и патологического процессов старения органов и тканей реакция организма на действие лекарственных средств значительно меняется. Поэтому в пожилом возрасте многие лекарства либо абсолютно противопоказаны, либо их следует применять с осторожностью, так как возможны возникновение парадоксальных реакций на их прием, развитие тяжелых аллергических и токсических эффектов. Эффективным дополнением к фармакотерапии являются немедикаментозные методы реабилитации, в том числе физиотерапия.
Обычно в лечении пожилых больных используют комплекс физических факторов, содержащий не более двух-трех физиотерапевтических процедур, причем только одна из них может быть общей. Как правило, пациенты хорошо переносят лечение переменным низкочастотным магнитным полем, ультразвуком и ультрафонофорезом, местное применение дециметроволновой и сантиметроволновой терапии, процедур УВЧ, диадинамические и синусоидальные модулированные токи. Пациентам старших возрастных групп назначают крайневысокочастотную терапию, гелиотерапию, нормобарическую гипокситерапию, локальную криотерапию, аутотрансфузию облученной ультрафиолетом крови, лазеротерапию, в том числе внутривенное и надвенное лазерное облучение крови. Таким образом, существующие возрастные ограничения применения части медикаментов у пожилых пациентов должны способствовать более широкому использованию немедикаментозных методов реабилитации, в том числе физиотерапии, так как правильно подобранные физиотерапевтические методики не имеют возрастных ограничений [4].
Развитие современных технологий открывает новые возможности в области медицинской реабилитации. В практику внедряются новые методы и изобретения, позволяющие восстанавливать утраченные функции. В нейрореабилитации стали применяться роботизированные аппараты, работающие в режиме биологической обратной связи, которые компенсируют утраченные двигательные функции организма [7]
Актуальной остается проблема повышения эффективности воздействия физическими факторами. Её решение осуществляется путем оптимизации воздействия, комбинированного использования физических факторов и персонализации физиотерапии на основе четкого определения прогностической эффективности при выборе методики в зависимости от течения, стадии, наличия сопутствующих заболеваний у каждого конкретного пациента.
Благодаря тому, что проводятся экспериментально-клинические исследования в области физиотерапии, были изучены биофизические процессы в организме человека, происходящие под действием электромагнитного излучения сверхвысоких частот, низкоинтенсивного лазерного излучения, что позволило применить эти данные в медицинской практике в виде трансцеребральной магнитотерапии, фотофореза, амплипульстерапии. Разработаны новые сочетанные трансцеребральные методики, в частности одновременное воздействие бегущего импульсного магнитного поля и электрического тока по битемпоральной методике у больных с гипертонической болезнью [9].
Продолжается изучение лечебных эффектов высокоинтенсивного импульсного магнитного поля, мезодиэнцефальных модуляций, интерференционных токов при локальном и трансцеребральном воздействии при синдроме раздраженного кишечника. Эти методы в сочетании с фармакотерапией могут повысить эффективность лечебно-реабилитационных мероприятий [10].
Большой интерес представляют хромо- и лазеротерапия. При сочетании артериальной гипертонии и хронической обструктивной болезни легких применяют инфракрасное импульсное лазерное излучение накожно по точкам, соответствующим рецепторным зонам [11].
Несмотря на развитие новых технологий и методик реабилитации, в общей врачебной практике недостаточно широко используется потенциал методов немедикаментозного воздействия. Возможно, это связано с недостаточной осведомленностью врачей общей практики, других специалистов амбулаторно-поликлинического звена о возможностях и эффективности различных методов реабилитации: физиотерапии, механотерапии, рефлексотерапии, психотерапии и др. Имеющиеся возможности санаторно-курортных учреждений позволяют использовать курортотерапию более интенсивно для реабилитации и рекреации населения. Наиболее доступны для широких слоев населения, в том числе для пожилых пациентов, местные санатории и профилактории, позволяющие проводить реабилитационные мероприятия в привычной климатической зоне и без значительных затрат на проезд. Задачей врачей амбулаторно-поликлинического звена является грамотный отбор пациентов на санаторно-курортное лечение и обеспечение преемственности санаторно-курортного и амбулаторного этапов реабилитации. На наш взгляд, необходимо развивать образовательные программы, нацеленные на ознакомление поликлинических врачей с новыми методами и программами реабилитации, а также включать немедикаментозные методы в стандарты оказания медицинской помощи по различным нозологиям.
Таким образом, развитие реабилитационного направления предоставляет большие возможности для улучшения здоровья населения, увеличения продолжительности жизни, а главное – экономически и социально активного периода жизни, сохранения трудоспособности и снижения инвалидизации. Для этого необходимо не только разработка и внедрение новых организационных моделей медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, но и широкое использование во врачебной практике уже существующих методов и программ реабилитации, повышение образовательного уровня медицинских работников и выпускников медицинских образовательных учреждений в области реабилитации.
Литература
3. Российские клинические рекомендации «Реабилитация и вторичная профилактика у больных, перенесших острый инфаркт миокарда с подъемом cегмента ST» под ред. Аронова Д.М., Москва,2014г.- http: // www.rosokr.ru/
4. Ерохина Г.А. Особенности физиотерапии в комплексномлечении больных пожилого возраста/ Г.А.Ерохина//Физиотерапия, бальнеология и реабилитация.-2012.-№1
6. Пономаренко Г.Н. Клинические практические рекомендации — новый этапразвития физиотерапии, основанной на доказательствах/Пономаренко Г.Н.// Физиотерапия, бальнеология и реабилитация.-2014.-№2
7. Деминов В.Д.Роботизированная локомоторная терапия в нейрореабилитации/В.Д.Деминов//Вестник восстановительной медицины.- 2013. – №1(47).- с.57-62
8. Гойхбург М.В. Эффективность реабилитации после билатеральной кохлеарной имплантации/Вестник оториноларингологии 2014 –N2 с. 26-28
9. Кончугова Т.В.Основные достижения и направления развития аппаратной физиотерапии / Т.В.Кончугова (и др.)// Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры.- 2013. – №1.- с.27-31
10. Луферова Н.Б.Влияние биорезонансной магнитотерапии на психический статус у больных с синдромом раздраженного кишечника/Н.Б.Луферова (и др.)// Вестник восстановительной медицины.- 2013. – №1(47).- с.44-47
12. Грушина Т.И. Злокачественные опухоли и физиотерапия/ Т.И.Грушина// Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры.- 2013.– №1.- с. 70-77
15.Балашова М.Е., Шеметова Г.Н. Факторы риска болезней органов дыхания среди молодежи: выявление и коррекция// Профилактическая медицина. – 2008. – Т.11,№6.- с.12-15