в чем суть фильма хардкор
Глазами внутреннего ребенка. Рецензия на «Хардкор»
После пресс-показа «Хардкора» из зала тянутся руки — все хотят задать режиссеру Илье Найшуллеру какой-нибудь каверзный вопрос. Один журналист спрашивает, не кажется ли самому автору фильм слишком аморальным (цитата дословная), способным выставить Россию в неприятном свете перед зарубежным зрителем. Илья отвечает, что не готов спорить о таких вещах, что снимал то, что соответствовало его замыслу: бордели в природе существуют, полицейский беспредел — тоже, и нет никакого смысла все это скрывать. Хотя 45 секунд с убийством полицейского Минкульт все-таки вырезал из театральной версии.
«Полиция постоянно мешала нам снимать. У нас были все необходимые документы и разрешения, но каждый раз приезжал мент, который утверждал, что снимать нельзя. Многие сцены с расправой над полицией мы добавили после таких вот столкновений — это я передаю им привет».
Найшуллер производит впечатление честного и открытого человека: он снимал то, что сам хотел бы видеть, и ему, очевидно, нравится то же самое, что и нам. «Хардкор» не просто весело смотреть — его интересно разбирать на части, подмечая заимствования и цитаты из любимых игр и классических фильмов.
«Когда вышла «Матрица», я не пошел в кино и смотрел экранку, за что ненавидел и себя, и тех, кто не сказал мне, что смотреть этот фильм нужно обязательно в кинотеатре. Если вам понравится «Хардкор», не забудьте посоветовать друзьям посмотреть его именно в кино, иначе они будут страдать так же, как я».
Певец Шнур умирает так же неожиданно, как появляется в кадре.
«Хардкор» вырос из клипа, который Найшуллер несколько лет назад снял для своей группы Biting Elbows — целиком от первого лица. Главный герой Генри просыпается без ноги и руки в лаборатории, где через несколько минут после старта начинается свистопляска со стрельбой и Данилой Козловским, который взмахом руки отправляет героя в полет до ближайшей стены. В течение двух часов картина движется между точками «круто», «странно, но все равно круто», «смешно и круто». Во многом «Хардкор» — дань новой поп-культуре, следы которой в этом фильме расшифровать очень просто. В отличие от условных «Неудержимых», это не комичный старческий пердеж, а полностью новый — и технически, и образно — продукт. Фильм открыто ссылается на Call of Duty, Deus Ex: Human Revolution, Left4Dead, тонко передает приветы «Вспомнить все», «Робокопу» и «Универсальному солдату» — короче говоря, учитывая возраст и интересы Найшуллера, нет ничего удивительного в том, что он снял именно это.
Хронологически действие «Хардкора» уложено в сутки: герой не останавливается, постоянно за кем-то гонится, а когда на сцену выходит слишком много противников, собственноручно разрывает себе грудную клетку, чтобы буквально сменить батарейку. Этим он точно понравится тем, кто полюбил прошлогоднего «Безумного Макса» — тут тоже минимум остановок, реплик и рассуждений, а те, что есть, неизменно приводят к реактивному кровопролитию.
Все действие картины разворачивается в Москве и ее окрестностях, и даже экспозицией фильм напоминает видеоигру. Сцены меняются, как уровни: с моста на Пушкинской набережной герои спрыгивают на Старый Арбат, оттуда попадают к высотке на Котельнической, а затем оказываются в коридорах, кажется, Ховринской больницы — за географической аутентичностью авторы не гнались, потому что смысл был не в ней. Смысл был в том, чтобы показать как можно больше крутых драк и перестрелок в подходящих для этого локациях.
Благодаря общей скорости повествования (два часа на одном дыхании) и умышленному отсутствию географической логики «Хардкор» получил одно из своих главных преимуществ: несмотря на обилие отсылок, это стремительное, непредсказуемое кино, которое время от времени еще и очень хорошо шутит. Прислушайтесь к совету режиссера — сходите в кинотеатр, чтобы потом не кусать локти.
«Хардкор» — уверенный пробный бросок в сторону развития темы фильмов от первого лица. Современные зрители будут благодарны Найшуллеру за прямоту и отвязность, а так же за то, что режиссер почтил понятные нашему поколению ценности — а белобрысый Козловский здесь нужен в первую очередь для того, чтобы обеспечить картине успех среди тех, кто считает присутствие артиста знаком качества и смотрит его концерты на «Первом канале». Если все получится (а все получится), то в обозримом будущем зрителей ожидает волна фильмов, снятых от первого лица — с потенциальным ростом в сторону кинобоевиков в виртуальной реальности. Довольно важный, в общем, фильм, который проводит серьезную черту между кинематографом до «Хардкора» и после.
Рецензия на фильм «Хардкор»
Гротескная и кровавая российско-голливудская экшен-комедия с невменяемым сюжетом, снятая от первого лица
Трейлер
Кадр из фильма «Хардкор»
Кадр из фильма «Хардкор»
К сожалению, сомнения Найшуллера по поводу замысла Бекмамбетова оказались справедливы. «Хардкор» больше проигрывает, чем выигрывает от того, что подражает видеоиграм и предлагает зрителям увидеть мир глазами немого протагониста. Кино как искусство держится на эмпатии, на сопереживании видимым героям. Даже в хоррорах жанра «найденные пленки» на экране постоянно присутствуют друзья или коллеги невидимого оператора (если он невидим), и их страхи передаются зрителям. Герой же «Хардкора» – одиночка. Джимми чаще объясняет ему, что делать дальше, чем сражается с Генри плечом к плечу. Кроме того, Джимми столь причудливый тип, что сопереживать ему трудно даже в конце картины, когда зрители узнают, почему он появляется в разных обликах и кажется бессмертным.
Кадр из фильма «Хардкор»
Полноценного же подражания видеоиграм не получается, поскольку зрители не управляют Генри. Фактически фильм предлагает посмотреть, как кто-то другой, никак не комментируя свои действия, играет в игру. Причем с включенными чит-кодами (как «усиленный» киборг, Генри легко может пережить такое, что обычного человека бы убило). Найдите такие видео на YouTube, и вы сразу заметите, что ничего скучнее в жанре «летсплей» не бывает. Подобные записи могут быть интересны как демонстрация игры, но их эмоциональное вовлечение минимально.
Кадр из фильма «Хардкор»
Это относится и к «Хардкору». Создатели фильма, кажется, сделали все возможное, чтобы их кино воспринималось с ироническим отстранением – как набор трюков, шуток и перестрелок, а не как полноценное драматичное повествование, пусть и собранное из жанровых штампов. «Коммандо» в сравнении с «Хардкором» – как «Братья Карамазовы» в сравнении с «Коммандо». Даже клипы Найшуллера сильнее вовлекают, поскольку их невидимый протагонист – человек, а не полуробот, на каждом шагу демонстрирующий свою нечеловечность.
Кадр из фильма «Хардкор»
Другое дело, что как набор эффектных аттракционов «Хардкор» очень даже смотрится. Ни одна его экшен-сцена в точности не походит на другую. Генри то прыгает из вертолета без парашюта, то дерется в рукопашную с целой армией солдат, то участвует в головокружительных гонках на машине, мотоцикле и своих двоих, то забирается на высотное здание, то пробивается сквозь бордель, заполненный полуобнаженными и обнаженными девушками, то, как советский партизан, грудью встречает танк… Кровь льется рекой, разбитые головы разлетаются как взорванные арбузы, и Генри убивает противников всеми мыслимыми и немыслимыми способами.
Кадр из фильма «Хардкор»
Когда же действие ненадолго останавливается или замедляется, то в кадр заходит Шарлто Коупли и выдает очередную порцию абсурдной клоунады во все более нелепых имиджах вроде байкера-хиппи или британского полковника времен Второй мировой войны. В принципе, ленту можно назвать актерским бенефисом южноафриканской звезды, поскольку Коупли, кажется, показывает все, на что он способен как комик. Он даже поет, причем вполне профессионально.
Кадр из фильма «Хардкор»
Есть в фильме и другие источники юмора, одним из которых оказывается загримированный под альбиноса Данила Козловский. Он настолько странно выглядит и настолько странно себя ведет, что при виде Акана трудно удержаться от ухмылки. Это, понятно, тоже не красит «Хардкор» как драму, поскольку злодей все-таки должен вызывать у зрителей уважение и страх. Акану же не помогает даже его мощный талант телекинетика, благодаря которому он вплоть до финала не подпускает к себе Генри. Но снявши голову, по волосам не плачут – убедительность Акана сама по себе не сделала бы картину более эмоционально вовлеченной. Так что не важно, смешит он или страшит. Важно лишь то, что он вообще развлекает.
Кстати, в России «Хардкор» куда смешнее, чем на Западе, поскольку многие комичные реплики на русском языке в американской версии картины оставлены без перевода и поскольку в США никто не засмеется, увидев Сергея Шнурова и Александра Паля в эпизодических ролях убийц. C другой стороны, картина пытается представить Москву, где развивается действие, как странное и чуждое для героя место. Что в России, разумеется, не работает. Для нас Москва куда естественнее Лос-Анджелеса, и чужими кажутся как раз Генри и Джимми. Но, конечно, было бы удивительно, если бы подобное кино одинаково воспринималось по обе стороны океана…
Рецензия на фильм «Хардкор»
Сюжет
К счастью, создатели картины заранее предупредили, чтобы мы не искали в фильме никакого глубокого смысла – его там нет по определению. «Хардкор» прост, как первая миссия игры DOOM. Красавица похищена, злодеи всемогущи, но герой прёт по бездорожью, как танк, «вынося» врагов десятками. Логика, причинно-следственная связь и даже законы физики идут ко всем чертям. Вот герой находит катану у ручья (обычное дело в подмосковных лесах) и с её помощью нейтрализует танк – стандартный эпизод из «Хардкора». Создатели фильма не собираются ничего объяснять зрителю. Сами догадывайтесь, откуда у злобного Акана (Данила Козловский) взялась Сила джедаев и как стало возможным массовое производство киборгов в стране, где до сих пор ездят на «Волгах» и «Икарусах с гармошкой». Спасибо, хоть объяснили, откуда в Москве взялись все эти Генри, Джимми и Эстель и что они забыли у нас в России. Но объяснение очень короткое, в одном из тех немногих диалогов, что длятся больше 10 секунд. Смотрите внимательно, не пропустите.
Главная способность Найшуллера в «Хардкоре» — это его умение постоянно повышать ставки. Бои становятся дольше, враги растут в числе, а трюки впечатляют всё сильнее. Все опасения по поводу того, что он не сможет переплюнуть экшн из впечатляющего клипа «Bad Motherfucker», быстро развеиваются.
Но, опять же вопреки логике, ничто в фильме не раздражает, всё воспринимается как должное. Возможно, потому, что зрителю некогда будет размышлять – все шероховатости сюжета смываются мощной волной адреналина и драйва. Экшн властвует над всем: если безумная гонка вдруг остановилась, то только ради того, чтобы через полминуты стать ещё безумнее. И вы, уверяю, будете этому только рады! Есть правда, пара сцен, в которых бесконечное «месилово» несколько наскучивает, но это исключения. В целом лента смотрится «на ура» и «на одном дыхании», как бы банально это ни звучало. У неё есть огромное преимущество перед всеми боевиками, которые вы видели раньше – это невероятный эффект погружения.
«Видно, что кино снималось не из-за денег (хотя фильм наверняка станет успешным – американские критики вон совсем захвалили), а просто ради веселых съемок – на чистом драйве всех, кто принимал в нем участие».
Герои и злодеи
Главный герой – это вы. Это вас превратили в машину убийства, у вас похитили жену и на вас же в течение всех 96 минут охотится целая армия. И Илья Найшуллер сделал всё, чтобы вы это прочувствовали. Хотя бы несколько минут полного слияния с персонажем гарантированы. Может быть, во время погони за «Хитрым Дмитрием» по Москве, а может — во время попытки обуздать лошадь, пойманную в поле, но «накроет» обязательно. Очень сомневаюсь, что раньше вам доводилось испытывать подобные ощущения в кинотеатре.
Остальные громкие имена на афише не должны вас обманывать: Сергей Шнуров, Равшана Куркова, Светлана Устинова и прочие – это лишь расходные материалы, пушечное мясо. Тим Рот появивляется ради одной фразы — «Ты маленькое ссыкло». А Леонида Парфёнова и Константина Хабенского мне так и не удалось заметить. Но они наверняка где-то промелькнули: фильм Бекмамбетова без Хабенского – это противоестественно. Впрочем, ничтожные роли интересных артистов тоже не раздражают – «Хардкор» прекрасно обходится без виртуозной актёрской игры. Не нужна она здесь, только всё бы испортила.
Ода жестокости
С этим фильмом не шутите! 18+ — это даже низковатое ограничение для картины Ильи Найшуллера. Если у вас хватит ума привести на сеанс ребёнка, то уже стартовые титры заставят горько об этом пожалеть. Клинок, пронзающий шею насквозь, «розочка», входящая в живот, кирпич, врезающийся в голову – «Хардкор» с первых секунд оправдывает своё название. И в течение всех полутора часов планка жестокости не опускается ни на миллиметр, а кровь льётся, без преувеличения, вёдрами. Люди расстаются с жизнью очень красочно, чаще всего – вашими усилиями. Вы убиваете виртуозно и с цинизмом, от которого содрогнулась бы даже дружина Влада Цепеша, в лучшем стиле фанатов Counter strike и Call of Duty.
Есть и другие поводы внимательно следить, чтобы ваш ребёнок не перепутал «Хардкор» с «Книгой джунглей». Например, персонажи охотно пользуются самыми ядрёными матюками. И «запиканы» эти прекрасные слова символически. А ещё есть длинная и красочная сцена в элитном борделе, которую ребёнок тоже, без сомнения, оценит. Очень интересно: проснётся ли у кемеровских прокатчиков, наконец, совесть? Или они, как и в случае с «Дэдпулом», будут продавать билеты на «Хардкор» ученикам младших классов?
Хардкор (фильм)
Хотя фильм снят в России, русским режиссёром и русской съёмочной группой, он изначально предназначался для мирового проката, поэтому снимался на английском языке. В оригинале на русском говорят только головорезы. Впрочем, у фильма хороший дубляж, русскоговорящие актёры озвучили для российского проката сами себя.
Впервые фильм был показан еще в сентябре 2015 года, на кинофестивале в Торонто, после чего STX Entertainment приобрела права на показ этого фильма за 10 млн долларов. При копеечном на сегодняшний день бюджете (2 млн долларов) фильме собрал больше 11 млн в прокате. Мнения критиков о фильме расходятся, но если брать сухие цифры, то для режиссёра фильма и для российского кинематографа «Хардкор» — однозначный успех.
История создания [ править ]
Именно из этих клипов вырос Хардкор
Отрывок из самого фильма
Режиссёр фильма Илья Найшуллер также является вокалистом и фронтменом инди-рок группы Biting Elbows. Именно в клипах к песням «The Stampede» и «Bad Motherfucker» Илья впервые использовал фишку со съёмкой всего клипа от первого лица. Один клип продолжает другой, в них показана история охоты за неким антивеществом, позволяющим телепортироваться в случайное место при контакте с жидкостью. Клипы наполнены погонями, прыжками по крышам, перестрелкам, и они стали очень популярны на Ютубе, собрав за месяц более 12 млн просмотров. На это обратил внимание продюсер Тимур Бекмамбетов, который связался с Ильёй и предложил ему снять по такой технологии полноценный фильм. Илья вначале решил, что съёмка от первого лица хороша как фишка для чего-то короткого, такого, как клип или отдельный фрагмент фильма, но не годится для полнометражного кино, и отказался от предложения. Но, поразмыслив, решил, что лучше него такой фильм всё равно никто не сделает, и взялся за работу.
Сценарий к фильму Илья написал сам. Вообще Тимур предоставил ему исключительную творческую свободу и лишь помогал советами. Специально для съёмок была разработана т. н. Adventure mask — маска из камеры GoPro собственной модификации и системы стабилизации. Создатели фильма, еще работая над клипом, поняли, что съёмка с «головы» или «глаз» не даёт зрителю эффекта полного погружения, поэтому решили сделать маску, которая снимает на уровне рта человека. Изначально это была обычная маска хищника, в которую встроили GoPro, со временем они экспериментировали и разработали эту самую Adventure mask.
В съемках приняли участие несколько иностранных актёров: Шарлто Копли сыграл одну из главных ролей, Хейли Беннетт сыграла жену главного героя Эстель. Небольшая роль досталась Тиму Роту. Самого же главного героя играет множество лиц, поскольку он является одновременно и актёром, и оператором. В первую очередь это трейсер Сергей Валяев и актёр Андрей Дементьев (он же сыграл в фильме одну эпизодическую роль). При съёмке множества сложных эпизодов были задействованы каскадёры, в некоторых моментах главного героя играл и сам режиссёр. За время съёмок в «шкуре» Генри побывало более 10 человек.
Что касается названия, то режиссёр с самого начала собирался назвать фильм Hardcore, но ближе к выходу фильма в широкий прокат стало ясно, что это название использовать нельзя, и пришлось переименовать фильма в Hardcore Henry. С одной стороны, это стало небольшим расстройством, с другой — режиссёр всё же признал, что так название фильма стало более «личным». В России же фильм вышел как просто «Хардкор». Всего было снято материала на примерно два с половиной часа, но в итоге много сцен пришлось вырезать, и хронометраж уменьшился до 96 мин.
Сюжет [ править ]
Главный герой просыпается в лаборатории без руки и ноги и видит перед собой девушку по имени Эстель. Она рассказывает, что его звали Генри и что она его жена. Память Генри пока не восстановилась, речевого модуля тоже нет (он нем), но зато ему делают новые руки и ногу взамен утраченных и предлагают пойти по лаборатории и установить речевой модуль. Но этого не происходит — неожиданно на лабораторию нападает злодей-альбинос Акан, владеющий силой телекинеза. Он убивает всех учёных, но Эстель с Генри успевают спастись, воспользовавшись спасательной капсулой; однако вскоре их ловят подручные Акана, они захватывают Эстель, и лишь Генри удаётся сбежать… Вскоре Генри находит некий Джимми, у которого с Аканом свои счёты. Генри предстоит победить Акана, предотвратить создание армии киборгов и, наконец, понять, кто же он такой…
Вот все поп-культурные отсылки, которые мы нашли в «Хардкоре»
И да: впереди убийственной силы спойлеры!
Deus Ex: Human Revolution
При этом главным героем «Хардкора» Генри манипулирует его якобы жена — пользуясь амнезией киборга, она, по сути, является причиной всего, что происходит в фильме, и периодически позирует герою в романтических воспоминаниях в нижнем белье.
Call of Duty 4: Modern Warfare
В одной из сцен Генри оказывается в зарослях, от которых отделяется силуэт его верного боевого товарища Джимми в исполнении бесподобного Шарлто Копли («Район №9») — тот облачен в дикий лесной камуфляж наподобие того, что носили герои Call of Duty 4: Modern Warfare в миссии про Припять.
«Универсальный солдат»
Ближе к финалу «Хардкора» Генри выясняет страшную правду: никакой он не Генри, и жена ему вовсе не жена; а глобальная идея злодея Данилы Козловского состоит в том, чтобы создать армию неубиваемых стремительных киборгов из никчемных трупов обыкновенных солдат, которые беспрекословно подчинялись бы любым приказам.
Естественно, первый фильм, который приходит на ум при понимании такой фабулы — это «Универсальный солдат» с Ван Даммом.
BioShock Infinite
Не самая очевидная отсылка: при попытке сбежать из лаборатории в самом начале Генри, открыв одну из дверей, обнаруживает, что все предприятие располагается над облаками. Дальнейшая сцена эвакуации с красоткой в отчаянном положении также подмигивает в сторону BioShock Infinite.
Left 4 Dead
Одна из последних сцен — многоступенчатая массовая драка Генри с такими же, как он, киборгами-убийцами — отсылает зрителей к зомби-экшену Left 4 Dead.
А конкретно — та ее часть, когда бесконечная толпа начинает ломиться в окна и двери сторожки, где укрылся главный герой. Эта отсылка также была подчеркнута самим Найшуллером. Чуть позже: момент с вкалыванием себе адреналина, подсмотренный там же.
Звездные войны
Одна из первых сцен «Хардкора», в котором главному герою-киборгу настраивают речевой модуль. Сидящий в кресле изобретатель и засветившийся режиссер фильма Илья Найшуллер посмеиваются и подбирают подходящий голос. В какой-то момент они нажимают на кнопку и из уст героя звучит: «Люк, я твой отец» — словно устами Джеймса Эрла Джонса.
Стивен Хокинг
Когда друг Генри Джимми, первоклассно сыгранный Шарлто Копли, показывает свою лабораторию, он сидит в автоматизированном инвалидном кресле.
Само его наличие, конечно, ни к чему нас не отсылает. Но вот аккуратно висящий на плечах персонажа пиджак очень уж похож на тот, что обычно носит великий физик Стивен Хокинг.
Grand Theft Auto
Генри получает указания для дальнейших действий так же, как это принято в играх Rockstar. В частности, в последней Grand Theft Auto: герою звонит напарник, указывает точку на смартфоне и дает задание.
Сергей Шнуров, Равшана Куркова, Евгений Баженов
Этот секрет заметили вообще все, кто даже еще фильм не смотрел. Фронтмен группы «Ленинград» появляется во время одной из многочисленных перестрелок и получает плоскогубцами в ноздри. Он еще какое-то время позирует на камеру, а после ловит пулю в лоб.
Актриса Равшана Куркова играет продавщицу в ларьке в переходе. Туда как раз забегает главный герой, пока героиня Курковой робко сидит в углу и боится, что попадет под раздачу. Под нее, кстати, попал видеоблоггер BadComedian, он же Евгений Баженов. Его можно увидеть в фильме в роли одного из трупов. Их в кадре столько, что главное — разглядеть.
Mirror’s Edge
Плотный оммаж паркурщице Фэйт случается, когда Генри намеревается взобраться на одно из зданий. В нем сидит подельник главного злодея, к которому удобней всего попасть именно через окно на каком-то из десятков этажей. Напряженная сцена, во время которой герой пару раз оступается и глядит вниз — приятная дань уважения Mirror’s Edge.
Адреналин
Самое частое сравнение для фильма Ильи Найшуллера — это картина «Адреналин» с Джейсоном Стетхемом. Загодя или просто случайно создатели «Хардкора» спрятали отсылку к не менее насыщенному предшественнику своей картины.
Во время финальной битвы, когда главный герой дышит из последних сил, он решает вколоть себе пару шприцов адреналина. И понестись вперед, будто Чев Челиос, подзарядившийся от ближайшей трансформаторной будки.
Duke Nukem
В осаде 2: Темная территория
Devil May Cry 4 и Metal Gear Solid
Не то чтоб мы были большими знатоками легендарной японской серии, но Козловский в образе белобрысого неуравновешенного маньяка с телепатическими способностями заставляет вспомнить именно Metal Gear Solid. Там тоже есть герои со странными именами, зловещими военными замыслами и манией величия, которые одновременно похожи и на Мэрилина Мэнсона, и на Джокера в исполнении Хита Леджера, и эффектно оттеняют своим присутствием изначально сдержанный милитаристский сеттинг, придавая ему легкий оттенок цирка, который приехал с гастролями в дурдом.
Ну и потом, намеренно или нет, но злодей в исполнении Данилы Козловского выглядит почти как Данте из игры Devil May Cry 4. Да и финальная битва в фильме очень похожа на одну из последних схваток в японском слэшере. Манеры, словечки, поведение — ясно кем вдохновлялся российский актер.