цирковой номер сохранение равновесия гимнаста
Словари
Артист цирка, занимающийся эквилибристикой [эквилибристика I].
Тот, кто проявляет необычайную изворотливость в поведении, в спорах и т.п.
ЭКВИЛИБРИ́СТ, эквилибриста, муж. (спец.). Гимнаст, цирковой артист, занимающийся эквилибристикой.
Артист цирка, исполняющий номера, построенные на умении делать сложные акробатические упражнения в неустойчивом положении тела (на канате, шаре и т. п.).
Знаменитый клоун Олег Попов первоначально выступал как эквилибрист-комик на слабо натянутой проволоке.
Цирковой артист, занимающийся эквилибристикой; балансер.
эквилибри́ст, эквилибри́сты, эквилибри́ста, эквилибри́стов, эквилибри́сту, эквилибри́стам, эквилибри́стом, эквилибри́стами, эквилибри́сте, эквилибри́стах
сущ., кол-во синонимов: 6
балансер, канатоходец, гимнаст, циркач
— Скажите по-латыни «находящийся в равновесии».
сущ., кол-во синонимов: 1
сущ., кол-во синонимов: 1
Жанр циркового искусства, основанный на способности сохранять равновесие при исполнении трюков на неустойчивых предметах.
Поведение, характеризующееся необычайной изворотливостью в поведении, в спорах и т.п.
|| перен. Крайняя изворотливость (книжн.). Умственная эквилибристика.
1) Вид циркового искусства: совокупность упражнений и трюков, выполняемых на неустойчивых предметах и требующих от исполнителя способности сохранять равновесие.
Искусство эквилибристики неразрывно связано с акробатикой. В своей простейшей форме оно включало стойки на руках и ногах на твердой, неустойчивой или движущейся опоре (Даркевич).
2) перен. Лавирование, изворотливость.
Заниматься словесной эквилибристикой.
эквилибристи́ческий, эквилибри́ст, эквилибри́стка
Эквилибристика сочетается с акробатикой и жонглированием. В качестве предметов, на которых работают эквилибристы, используются шары, трапеции, проволока и др.
Цирковой жанр, искусство делать сложные акробатические упражнения, не теряя равновесия при неустойчивом положении тела.
[Казаки] выделывали на своих низеньких лошаденках чудеса эквилибристики. Мамин-Сибиряк, Разбойники.
Эквилибристика на проволоке требует не силы, а ловкости. Ю. Дмитриев, Русский цирк.
эквилибри́стика, эквилибри́стики, эквилибри́стик, эквилибри́стике, эквилибри́стикам, эквилибри́стику, эквилибри́стикой, эквилибри́стикою, эквилибри́стиками, эквилибри́стиках
сущ., кол-во синонимов: 2
ЭКВИЛИБРИСТИКА и, ж. équilibriste <лат. aequilibris находящийся в равновесии.
1. Искусство сохранять равновесие при неустойчивом или необычном положении тела, делая при этом какие-то сложные упражнения, движения; цирковой жанр этого искусства. БАС-1. Композитор дирижировал оркестром в поте лица, проделывая всей своей фигурой такую эквилибристику, что становилось «за человека страшно». Лаврентьева 285. || Он оставил канал включенным и до половины третьего наблюдал эквилибристику и стоны порнодивы, так и не снявшей до конца фильма своих черных, полупрозрачных перчаток. В. Хазин Фрау Целер. // Октябрь 1997 12 6.
ЭКВИЛИБРИСТИКА [ эквилибристический
1. соотн. с сущ. эквилибристика I, связанный с ним
2. Свойственный эквилибристике [эквилибристика I], характерный для неё.
1. соотн. с сущ. эквилибристика II, связанный с ним
2. Обладающий необычайной изворотливостью в поведении, в спорах и т.п.
Конспект образовательной деятельности по физкультуре в подготовительной группе «Цирковое представление»
1. Образовательные задачи:
— закреплять технику ходьбы по гимнастической скамейке поднимая правую ногу и делая под ней хлопок, упражнять в ходьбе по канату прямо руки в стороны, развивать ловкость в бросании мяча вверх, ловля его двумя руками.
— совершенствовать навыки самостоятельного построения и перестроения в круг, в пары, в колонны в шеренгу.
— развивать физические качества: ловкость, быстроту, равновесие, гибкость, общую выносливость;
-формировать правильную осанку;
-продолжать формировать умение управлять своим телом в движении, сохраняя равновесие и равномерное дыхание, используя приёмы сравнения с животными;
— воспитывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями.
Словесный: объяснение, пояснение, указание, словесная инструкция, подача команд, вопросы к детям, стихи.
Наглядный: наглядно – зрительный (показ слайдов, показ упражнений)
Практический: повторение упражнений.
Оборудование: корзина для мячей мячи малого размера по количеству детей, гимнастическая скамейка, мат, канат, обручи по количеству детей, обруч с лентами.
Предварительная работа: Беседа о профессиях людей, выступающих в цирке: акробаты, дрессировщики, фокусники, силачи. Рассматривание иллюстраций с изображением артистов цирка.
Здесь будет цирк у нас.
Начнется представление
Здесь будут акробаты,
-дети входят в зал по музыку «Цирк» построение в шеренгу.
-Направляющий на месте! Группа стой! Налево!
Вед. Ребята, вы, любите цирк?
Вед. А, кого можно встретить в цирке?
Вед. Правильно. Представьте себе, что вы сейчас в цирке. Вы хотели бы превратиться в цирковых артистов.
Тогда повторяйте вмести со мной:
. раз вращаюсь, два вращаюсь,
в артистов цирка превращаюсь! I Вводная (1,5мин)
Посмотрите здесь собрались зрители, чтобы увидеть артистов цирка.
Вед. Я приглашаю артистов на арену цирка
Уважаемая публика! Приветствуйте артистов цирка.
Вед. У всех на виду смело, без запинки
подражая всем, идут артисты цирка!
Вот семейство акробатов – ходьба на носках
На носках идет, а теперь на пятках – ходьба на пятках.
Вот идут широким шагом – ходьба широким шагом
А теперь приветствуем дрессированных «Жирафиков» ходьба на носках, руки вверх
Руки на плечах, на внешней стороне стопы «Медвежата»
На пятках, руки вдоль туловища «Пингвины.
— с высоким подниманием колен (руки в стороны, взмахи) (петушок);
На арени цирка дрессированная змея – ходьба змейкой
Вед. На арене выступают
Лошадки покажут как они умеют бегать
А теперь лошадки боковой галоп (лицом в круг)— руки на поясе
— в рассыпную, спокойная ходьба.
Вед. Внимание! Внимание! Встречаем гимнастов, которые выполнят упражнения с обручами. (перестроение в 3 колонны)
III Общеразвивающие упражнения с обручами(4-5 мин)
. На арене цирка гимнасты
2. И. п. – основная стойка, обруч вертикально, хват с боков. 1 – отставить правую ногу в сторону на носок, наклон вправо; 2 –исходное положение: 3-4 – то же влево (5-6 раз).
3. И. п. – основная ноги на ширине плеч, обруч вертикально, хват с боков. 1-2 – присесть, обруч вынести вперед; 3-4- вернуться в исходное положение (6-8 раз).
4. упражнение «Каблучок» и. п. основная стойка обруч вертикально, выставить поочередно ноги в обруч на носок на счет 1-2, вернуться в и. п, затем на пятку(6-8 раз).
5. И. п. обруч вертикально, хват сверху – крутим обруч перед собой правой рукой, левая рука за спиной (6-8 раз).
6И. п. – основная стойка, обруч вертикалььно, хват обруча с боку, прыжки ноги вмести, ноги врозь.
Основные виды движений:
Наше представление продолжается!
Я хочу объявить следующий номер.
Ходьба по канату, лежащему на полу (идем прямо пятки на канате, носок на полу).
2. Встречаем гимнастов
(ходьба по гимнастической скамейки с остановкой на середине и делая хлопок под правой ногой.
3. А теперь выходят на арену цирка – жонглеры (бросание малого мяча одной рукой, ловля другой).
Вед. А еще зрители ждут выступления веселого клоуна
(одеваю парик клоуна, нос).
Раз, два, три, четыре, пять – предлагаю всем артистам цирка со мною играть! У меня есть обруч с лентами не простыми, а цирковыми. Выбирайте себе ленточку и начинаем играть.
1. Подвижная игра»Ловишка»
Клоун поднимает обруч с цветными лентами. Выбирается ловишка, который становится за кругом. Дети произносят слова и двигаются по кругу,ловишка в противоположную сторону:
Ленты цирковые,
Поиграть нас научи
После последних слов ловишка задевает плечо игрока с лентой.Оба становятся спиной друг к другу и со словами: 1,2,3-беги! Разбегаются в разные стороны. Тот, кто быстрее, занимает место и берет ленту. Игра продолжается 2-3 раза
-Релаксация с речевым сопровождением
(даёт возможность расслабиться и восстановить ритм тела, снять мышечную напряжённость)
Вед: Ребята, я вам предлагаю отдохнуть.
Дети: Мы помашем крыльями, Мы как будто птицы.
А когда уснем мы, Цирк нам пусть приснится.
Проводится релаксация на фоне тихой спокойной музыки под стихотворение:
У ребяток глазки закрываются,
Все чудесно расслабляются.
Все мы успокаиваемся,
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать,
Бодрый день наш продолжать!
Все мы дружно потянулись и друг другу улыбнулись.
Я так люблю веселый цирк,
А еще люблю сюрпризы, шутки и смех
И у меня для вас тоже
Подходите ко мне. (открывает коробку со зверюшками, сделанными из воздушных шаров, и вручает каждому ребенку.)
Вед: Цирковое представление окончено.
А теперь все покружились и в ребяток превратились.
Ребята скажите мне:
_ Вы отлично справились с цирковыми заданиями, Молодцы! Были ловкими, быстрыми, дружными!
Видео и конспект ООД по физической культуре «Цирковое представление» Физкультурное занятие «Любимый цирк» Цель: Ходить по канату сохраняя равновесие. Задачи: Учить ходьбе по канату, руки в стороны. Развивать.
«Цирковое представление». Сценарий досуга в старшей группе «Цирковое представление» Сценарий досуга. Старшая группа. Задачи. 1. Познакомить детей с цирковым искусством – сказочным, волшебным миром,.
Фотоотчёт о новогоднем утреннике во второй младшей группе «Цирковое представление» Фото-отчёт во второй младшей группе «Цирковое представление» Уважаемые мамовцы,представляю для Вас, свой фото-отчёт новогоднего утренника,.
Конспект ОД по физической культуре в старшей группе «Цирковое представление» Цели: 1. Продолжать учить детей двигаться в соответствии с темпом и характером музыки. 2. Учить детей группироваться и делать кувырок вперед;закрепить.
Открытое занятие по физической культуре в старшей группе совместно с родителями «Цирковое представление» Открытое занятие по физической культуре в старшей группе совместно с родителями «Цирковое представление» Место проведения: Спортивный зал.
Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Цирковое представление» Задачи: 1. Содействовать формированию игровых умений, обеспечивающих самостоятельную, творческую игру детей, в которой они по собственному.
Сценарий праздника к 23 февраля и 8 марта «Весеннее настроение — цирковое представление» в подготовительной группе Сценарий утренника к 23 февраля и 8 Марта «Весеннее настроение – Цирковое представление» в подготовительной группе. Усанина Гульнара Габдулхаевна.
Утренник на восьмое марта в средней группе «Цирковое представление для любимой мамы» Утренник на восьмое марта в средней группе «Цирковое представление для любимой мамы».Цель: Стимулировать творческие способности, развивать.
Физика в цирке
Сердце цирка –арена
Все секреты в законах физики
Заключение
В противоположность общепринятому мнению, искусство это возникло сравнительно недавно. Оно пестро по составу и состоит из элементов, существовавших задолго до того, как появился на свет его основатель Филип Астлей.
Цирковое представление разворачивается на круглом манеже диаметром двенадцать-тринадцать метров; в программу непременно должны входить конные номера (потому-то и необходим манеж), выступления акробатов, эквилибристов, жонглеров; желательно также присутствие клоунов (нет лучшего фона для представления, чем смех). На арене появляются и дрессированные животные, но это не обязательно. Немыслим цирк без лошадей и манежа. То и другое — основные признаки этого искусства. Там, где их нет, мы имеем дело не с цирком, а с варьете. Никто ведь не путает театр с мюзик-холлом, а оперу — с кабаре.
Цирк занимает в ряду искусств особое место; цирк — искусство визуальное (ему не страшны языковые барьеры) и универсальное (оно доступно любой публике).
Порой говорят, что цирк — развлечение для детей; это совершенно неверно; не может быть никаких сомнений, что пятилетний ребенок неспособен оценить бесстрашие акробата так, как взрослый зритель, а тем более как зритель искушенный, — между тем подобные зрители существуют, и их гораздо больше, чем обычно считают! Верно другое: в цирк можно отправиться всей семьей, и каждый получит при этом свою долю удовольствия, а такие развлечения в наши дни — большая редкость.
В наши дни цирк снова обретает популярность, быть может, оттого, что другие виды зрелищ в конце концов утомили публику своей искусственностью, меж тем как под куполом цирка живут самоотдача, бесстрашие, упорство, трудолюбие, стремление создавать прекрасное, не прибегая к спасающей многие зрелищные искусства пышности. Все эти непреходящие ценности ныне можно найти только на усыпанном опилками манеже.
Я тоже люблю цирк. И ещё с детства, меня интересовали секреты этих номеров. Как один очень хрупкий гимнаст может удержать на своих плечах еще нескольких и при этом находится на канате на высоте нескольких метров? Как эти неуклюжие медведи могут вращать на своём носу хрупкие тарелки. И эти как и почему долгое время мучили меня, пока я не стала изучать физику…….
Целью моего проекта является более углубленное изучение законов физики на примерах цирковых номеров. Предметом исследования являются цирковые трюки.
Цирк может быть лишен отдельных технических устройств, может не иметь театральной сцены или водяного бассейна, может вмещаться либо в переносном брезентовом шатре, либо в монументальном стационарном помещении, но без арены он немыслим: арена является общеобязательной производственной площадью современного цирка.
Производственная площадь современного цирка представляет собой круглый манеж тринадцати метров в диаметре, устланный черноземом, усыпанный древесными опилками и обнесенный невысоким барьером с двумя друг против друга расположенными раздвижными входами или «дверьми», как называют их профессионалы.
Размер манежа неизменен; независимо от характера или давности постройки, независимо от вместимости, архитектуры или технического совершенства манежи всех современных цирков одинаковы по своему измерению.
Круглый манеж диаметром в тринадцать метров, с самыми незначительными отклонениями равно узаконенный во всех странах, и образует собой условную производственную площадь современного цирка. Ближайшее ознакомление с историей цирка, естественно, должно исходить из анализа его отличительной производственной площади и из выяснения обстановки и законов, вызвавших к жизни условные измерения циркового манежа.
Итак, кем же продиктованы условности производственной площади современного цирка?
Полагают, будто они узаконены гимнастами, акробатами, жонглерами, клоунами — этими прирожденными кочевниками, которым, как кажется, необходимо гарантировать одинаковые условия работы, повсеместно обеспечив те же привычные размеры их производственной площадки, от которых будто бы зависит их мастерство.
Мнение это в корне ошибочно. Достаточно внимательно присмотреться к мастерству акробатов или жонглеров, чтобы понять, насколько оно не связано с условностями циркового манежа и насколько эти условности подчас препятствуют их мастерству. В самом деле, ни гимнастам, ни акробатам, ни жонглерам, ни клоунам круглая форма циркового манежа решительно не нужна; они выступают на открытых эстрадах летних садов или на театральных подмостках мюзик-холлов с равным успехом, что и в цирковом манеже. Если форма круга не представляется обязательной, то круг диаметром в тринадцать метров, очевидно, тем более не может стать необходимым.
Возразят, что проволока эквилибриста, протягиваемая поперек манежа, рассчитана на тринадцать метров. Действительно, она рассчитана на тринадцать метров, но ее можно удлинить, можно и укоротить — мастерство исполнителя не потребует иной техники: аппаратура эквилибриста не обусловливает размеров манежа, но применяется к ним.
Напомнят, что клетки хищников, равномерным кругом охватывающие манеж изнутри, рассчитаны на тринадцать метров. Они действительно рассчитаны на тринадцать метров, но их можно расширить или сузить — дрессировка зверей не изменится и не потребует иных приемов; реквизит укротителя подчиняется размерам манежа, но не вызывает их.
Отсюда следует, что производственная площадь современного цирка ни в коем случае не вызвана ни акробатикой, ни гимнастикой, ни жонглированием, ни клоунадой, ни демонстрацией укрощенных хищных зверей.
Кем же продиктованы эти особенности? Кто вызвал к жизни и с такой непреклонностью узаконил условную производственную площадь современного цирка?
Репертуар конных акробатов, исполняемый преимущественно стоя на скачущей лошади, не может развернуться ни в квадрате, ни в овале: никаких толчков, углов, поворотов — требуется ровный, размеренный, плавный бег. Только круг и круговращение могут обеспечить такой ход коня, в котором конные акробаты были бы уверены, как в ходе хронометра, когда, ослепляя фейерверком прыжков на коня и с коня, мимируя какую-либо сцену или жонглируя стоя на вращающейся вскачь лошади, они уже не смогут заметить внезапной перемены в движении, которая повлечет за собой нежданный толчок и падение в манеж. Самый искушенный мастер не сумеет выполнить привычных упражнений на лошади, пущенной галопом по прямой линии, — и не потому вовсе, будто он привык к круговращению, но и по законам чисто физическим: недаром же для тренировки в конной акробатике в ипподромах огораживается небольшой круглый манеж. Узкая окружность под влиянием центробежной силы сообщает корпусу лошади при вращении заметный наклон к центру, наиболее выгодный для сохранения равновесия акробатом.
Однако значительно меньший размер манежа был бы и невыигрышен для глаза и технически затруднителен для артиста, сведенного в таком случае к чрезвычайно ограниченному производственному пространству.
Неудобен и больший размер: на условности циркового манежа, между прочим, влияет также и манежный бич, так называемый шамберьер (искалеченное цирковым жаргоном французское chambriere).
Можно сказать, что в манеже шамберьер играет приблизительно ту же роль, что в оркестре палочка дирижера. Бич, конечно же, прежде всего бич, но в дрессировке и в конно-акробатических номерах он имеет еще очень значительную служебную роль. При конной дрессировке шамберьер приобретает значение условного сигнала, по которому группы животных запоминают запутанные фигурные переходы или перемены в темпе и привыкают опускаться на колени, менять направления, кружить восьмерками, становиться на дыбы. В номерах конно-акробатических основная задача шамберьера — поддерживать абсолютно точное круговращение животного во время работы наездника-акробата. Малотренированная молодая лошадь не всегда способна держать правильную линию и идти в ровном, долго срепетированном темпе. Отклонение от окружности или изменение темпа неизбежно разрушит работу конного акробата, выступающего стоя на лошади, лишенного каких-либо средств воздействия на коня и при сосредоточенности внимания на том или ином трюке неспособного организованно реагировать на мгновенно наступившую перемену, требующую иных способов сохранить равновесие. Контроль за правильным круговращением коня доверяется шталмейстеру с шамберьером; во время выступлений конных акробатов в центре манежа неизменно находится шталмейстер с шамберьером, направляющий древко бича к переднему внутреннему плечу лошади и зорко следящий за ее ходом.
Как только животное перестает «держать темп», шталмейстер немедленно исправляет ошибку, слегка задевая его концом шамберьера, или, как выражаются на профессиональном наречии, «тушируя лошадь» (от французского toucher — трогать, прикасаться). Тушировка шамберьером представляет своего рода искусство, на котором сейчас не будем задерживаться. Здесь необходимо только установить связь между конно-акробатическими зрелищами, шамберьером и производственной площадью современного цирка. Из сказанного же очевидно, что шамберьер должен быть такой длины, чтобы, находясь с ним в центре манежа, концом древка можно было свободно касаться лошадей у барьера. Следовательно, древко шамберьера должно иметь в длину до половины диаметра окружности манежа минус длина вытянутой руки дрессировщика, то есть до пяти с половиной метров.
Эти условности, взятые во взаимодействии с рядом других мелких профессиональных производственных требований, обусловливают неизменную окружность диаметром в тринадцать метров.
Необходимо заметить, что манежи современных цирков имеют либо тринадцать, либо тринадцать с половиной метров в диаметре. Хотя размер в тринадцать с половиной метров встречается в общем довольно часто, все же позволяем себе в дальнейшем оперировать цифрой «тринадцать»: сколько-нибудь значительного отступления от действительности нет, между тем целая величина запоминается легче дробной.
Барьер должен быть такой высоты, чтобы среднего роста четырехлетка, став на него передними копытами, могла продолжать двигаться задними ногами по манежу, и такой ширины, чтобы лошадь, не соскальзывая, могла пройти по нему редкой рысью. Это составляет в среднем полметра в высоту и треть метра в ширину.
Все секреты в законах физики
В цирке Вы часто видите удивительно ловких канатоходцев и эквилибристов.
Даже дрессированные животные поражают нас своими умениями удерживать на носу разноцветные шары. Может быть все дело в том, что они знают какие-то секреты?
Тайны цирковых трюков:
– перевороты на скачущих лошадях, перелетание мотоцикла через «пропасть» – инерция движения;
– танцы с веером на натянутом канате и ходьба по нему с длинным шестом в руках, жонглирование мячами (морской лев), стойка на передних лапах (кошка) – устойчивое равновесие, центр тяжести, баланс;
– приземление на мягкие маты акробатов (на подкидных досках), гимнастов (на перекладине или брусьях) – закон сохранения импульса (сила удара тем меньше, чем больше время соприкосновения акробата с поверхностью, на которую он падает);
– полёт «снаряда», выпущенного из пушки, – движение под действием силы тяжести;
– сальто акробата – механика и динамика вращательного движения;
– трюки иллюзионистов – законы отражения и преломления света;
– медвежий хоккей с мячом – теория скольжения
– клоунские репризы с обливанием – явления смачивания и несмачивания.
Так при ходьбе по натянутому канату или проволоке канатоходцы идут обычно с расставленными в обе стороны руками, балансируют, причем явно заметно покачивание из стороны в сторону.
При каждом шаге артист старается установить центр тяжести своего тела над опорой.
С длинным шестом в руках удерживать равновесие легче. Выдвигая шест влево или вправо, канатоходец может удерживать свой центр тяжести точно над точкой опоры.
А как жонглер удерживает длинный вертикальный шест, установленный обычно на лбу?
Он постоянно переступает, сдвигаясь то в одну, то в другую сторону, подгоняя центр тяжести шеста на одну вертикаль с точкой опоры.
Фактически то же самое делает и велосипедист, пытаясь удержать равновесие. Искусство езды на велосипеде заключается в умении поворачивать руль в нужную сторону! Если присмотреться
к следу, оставленному колесами велосипеда на мягком грунте, то видно, что сравнительно
прямой след заднего колеса пересекается с извилистым следом переднего. При начале падения велосипедист поворачивает руль, и велосипед снова «въезжает» под центр тяжести велосипедиста.
Чтобы твердо стоять на двух ногах (и даже на одной), надо всего лишь соблюдать простой закон: вертикальная проекция центра тяжести должна находиться внутри площади опоры. Пизанская башня потому и не падает, что пока этот закон соблюдает (она может даже немножко его нарушить, поскольку вкопана в землю). Если центр тяжести человека перемещается и выходит за пределы площади опоры, человеку, чтобы не упасть, приходится переступить, поставив ноги в новое положение. Балерина на рисунке вполне устойчиво стоит на носке правой ноги. А чтобы центр тяжести проходил через основание опоры (примерно 10 кв. см), она немного отклонилась вперед, тем самым уравновесив вытянутые почти горизонтально правую руку и левую ногу. Чем выше центр тяжести, тем труднее сохранять равновесие. Вот почему так стройны девушки, привыкшие носить на голове кувшин с водой: они должны держаться очень прямо, даже если никогда не слышали про центр тяжести. И наоборот, в игрушках типа ванька-встанька, или неваляшка, центр тяжести находится низко, потому-то они такие сверхустойчивые.
В цирке один артист может удержать целую группу, немного балансируя, чтобы центр тяжести всего «сооружения» проходил внутри площади опоры. Балетному танцору редко приходится удерживать более одной партнерши. Поэтому он легко соблюдает устойчивость при различных поддержках, следя лишь, чтобы их общий центр тяжести всегда находился точно над его ступнями.
Под куполом цирка идет канатоходец. Или – эквилибрист, как говорят в цирке. Слово «эквилибрист» произошло от латинского «aequilibris», что означает «находящийся в равновесии». И, действительно, что бы ни делал канатоходец, какие бы трюки ни выполнял, главной его задачей остаётся сохранение равновесия.
Вот знаменитая Пизанская башня. Она уже значительно наклонилась, но не падает. Смоделируем её положение с помощью кубиков, поставленных друг на друга с небольшим сдвигом. Видите, пока наша конструкция не падает. Сдвинем каждый из кубиков чуть-чуть правее. Конструкция рухнула. В какой же момент это произошло?
В тот самый, когда вертикаль, опущенная из центра тяжести тела, вышла за пределы его площади опоры.
Итак, задача канатоходца сводится к тому, чтобы сохранять собственный центр тяжести строго вертикально над площадью опоры – то есть над канатом. Ведь как только наш герой, теряя равновесие, заваливается вправо, он тут же перемещает руки влево, что возвращает его центр тяжести в точку, находящуюся точно над канатом. Равновесие сохранено!
Конечно, такое мастерство достигается упорным трудом. Пройдёт не один день, случится не один десяток падений, прежде чем эквилибрист появится перед публикой под куполом цирка.
Кстати, вот ещё один любопытный аспект в искусстве эквилибра. В гимнастическом зале начинающий артист аккуратно, хотя и не совсем уверенно идет по тренировочному бревну… которое лежит на уровне пола. Ширина бревна 10 сантиметров. Когда оно лежит на полу, пройти по нему труда не составляет. Но когда бревно поднимают на стандартную высоту – один метр двадцать сантиметров становится страшновато.
А теперь представьте, что это же бревно перекинуто с крыши одного небоскрёба на другой. Если вы утверждаете, что никакой разницы для вас нет, то, видимо, вы – Джеки Чан. Все остальные не рискнут подойти даже к краю крыши, не то, что ступить на бревно.
Психика обычного человека включает защитную реакцию организма – страх, удерживающий человека от необдуманного риска. А ведь с точки зрения физики ничего не изменилось, ширина площади опоры, что на земле, что на высоте, осталась неизменной. Конечно, этот страх мешает выполнению сложных трюков.
Поэтому ежедневными тренировками начинающий гимнаст ещё и приучает себя подавлять чувство страха и не бояться высоты.
Оригинальную работу, характерную для эквилибристов на переходной лестнице, показал Г. Федин, поднимаясь по вертикально стоящему шесту, балансируя партнёршу на голове и на лобовом перше. Новую конструкцию движущейся на роликах лестницы изобрёл Н. Чумаков. Её удерживал в равновесии в вертикальном положении ассистент с помощью руля. Прогресс в экв. с ножными лестницами, которые балансирует на ступнях ног нижний, шёл по пути увеличения числа верхних партнёров. Двое верхних впервые появляются в номере артистов Лурих, а трое в номере артистов Ротберт, которые в 30-х гг. продемонстрировали уникальное балансирование пирамиды с 2
Корд де Волан (от французского corde de volan: corde — веревка, шнур, канат, Volant — летающий) — канат, который подвешивают в виде свободно раскачивающейся дуги, полукольца. Корд де парель (от французского corde de peril — опасный канат) — туго натянутый вертикальный канат, на котором артист исполняет трюки, аналогичные упражнениям на першах. Верхним концом крепится к куполу, нижний натягивает ассистент. Обычно на нем выступает один артист.
И в цирке на льду не обошлось без законов физики. Вращение фигуристов, регулировка скорости вращения основано на законе сохранения углового момента.
Согласно закону сохранения углового момента, внутренние силы системы коньки +фигурист ни коим образом не могут изменять полный угловой момент системы. Если фигурист приблизит руки к оси вращения, то в это время будет наблюдаться увеличение угловой скорости системы. Это понятно, так как при приближении рук к оси вращения фигурист уменьшает момент инерции системы относительно этой оси на величину. Так что для сохранения углового момента необходимо увеличение угловой скорости, что и наблюдается во вращении.
Заключение
Скажите какому-нибудь малышу, что было время, когда не было цирка,— он посчитает вас обманщиком. Цирк так любим всеми, с ним связано так много легенд и волшебства, что трудно поверить, что он не существовал всегда.
Кончается представление в цирке, цирк гасит свои огни, а покидать зал не хочется. Сколько счастливых, радостных, неповторимых минут о подарил тысячам зрителей, не раз рискуя своими жизнями! Да, цирк – это не только счастье, не только радость, не только сила, ловкость и смех. Цирк – это тяжёлый упорный труд и поверьте – путь к победе очень крут. Поэтому любите цирк и почаще приходите в цирк! Вот и я очень бы хотела попасть в настоящий цирк, чтобы вместе с артистами пережить минуты счастья.