что нужно для сенсорной комнаты

Сенсорная комната: что это и для чего нужно?

У чело­ве­ка есть орга­ны чувств: гла­за (зре­ние), уши (слух), язык (вкус), нос (обо­ня­ние), кожа и сли­зи­стая (ося­за­ние), вести­бу­ляр­ный аппа­рат (ощу­ще­ние веса, чув­ство рав­но­ве­сия и поло­же­ния в про­стран­стве, уско­ре­ние). В каж­дом из этих орга­нов чувств есть рецеп­то­ры – пери­фе­ри­че­ские зве­нья ана­ли­за­то­ра или сен­сор­ной систе­мы (по И. П. Пав­ло­ву). К при­ме­ру, рецеп­то­ры зре­ния – это палоч­ки и кол­боч­ки сет­чат­ки гла­за. Сам же ана­ли­за­тор состо­ит из трех частей: пери­фе­рии (рецеп­то­ра), про­вод­ни­ко­во­го отде­ла (цен­тро­стре­ми­тель­ных ней­ро­нов), кор­ко­во­го отде­ла (участ­ков коры боль­ших полу­ша­рий голов­но­го моз­га, вос­при­ни­ма­ю­щих инфор­ма­цию от соот­вет­ству­ю­щих рецеп­тор­ных образований).

Таким обра­зом, сен­сор­ную систе­му (ана­ли­за­тор) мож­но опре­де­лить как часть нерв­ной систе­мы, состо­я­щей из рецеп­то­ров, нерв­ных путей и отде­лов голов­но­го мозга.

Зная, что такое сен­сор­ная систе­ма мож­но перей­ти к сен­со­ри­ке – функ­ции нерв­ной систе­мы, кото­рая заклю­ча­ет­ся в вос­при­я­тии раз­дра­жи­те­лей, и выпол­ня­ет­ся при помо­щи сен­сор­ной систе­мы (ана­ли­за­то­ра). Бла­го­да­ря изу­че­нию сен­со­ри­ки, а так­же роли сен­сор­ной систе­мы в жиз­ни чело­ве­ка появи­лись спе­ци­аль­ные ком­на­ты, кото­рые назы­ва­ют сенсорными.

Сенсорная комната — что это?

Опре­де­лить сен­сор­ную ком­на­ту мож­но как осо­бым обра­зом орга­ни­зо­ван­ную окру­жа­ю­щую сре­ду, напол­нен­ную раз­лич­но­го рода сти­му­ля­то­ра­ми, цель кото­рых заклю­ча­ет­ся в воз­дей­ствии на орга­ны чувств чело­ве­ка. Сен­сор­ную ком­на­ту в наро­де при­ня­то назы­вать «ком­на­той релак­са­ции», одна­ко по сути сво­ей сен­сор­ная ком­на­та может исполь­зо­вать­ся не толь­ко с целью ока­за­ния успо­ка­и­ва­ю­ще­го и рас­слаб­ля­ю­ще­го дей­ствия, но и для дости­же­ния тони­зи­ру­ю­ще­го и сти­му­ли­ру­ю­ще­го эффек­та. Сек­рет заклю­ча­ет­ся в соче­та­нии раз­ных сти­му­лов. К ним отно­сят­ся: свет и цвет, зву­ки (музы­ка), запа­хи, а так­же так­тиль­ные ощу­ще­ния. Набо­ры сти­му­лов мож­но объ­еди­нить в груп­пы в зави­си­мо­сти от рецеп­то­ра, на кото­рый они воздействуют.

Классификация стимулов

Све­то­те­ра­пия и цве­то­те­ра­пия – воз­дей­ству­ют на зре­ние. Мяг­кий свет – покой. Яркий свет – воз­буж­де­ние. Кро­ме того, части­цы све­та (фото­ны) под­дер­жи­ва­ют ритм суточ­ных коле­ба­ний, улуч­ша­ют состо­я­ние иммун­ной систе­мы. Исполь­зу­ет­ся тера­пия цве­том, напри­мер, крас­ный – сти­му­ля­ция, оран­же­вый – вос­ста­нов­ле­ние, жел­тый – тони­зи­ро­ва­ние и т.д.

Зву­ко­те­ра­пия – воз­дей­ству­ет на слух. Может быть пас­сив­ной (чело­век слу­ша­ет зву­ки или музы­ку) и актив­ной (чело­век сам созда­ет зву­ки или музы­ку). Спо­кой­ная мело­дич­ная музы­ка, зву­ки при­ро­ды – покой. Меха­ни­че­ские зву­ки, элек­трон­ная музы­ка, про­из­ве­де­ния с раз­ной силой тональ­но­сти (про­из­ве­де­ния Моцар­та), музы­каль­ные про­из­ве­де­ния с быст­рым тем­пом (валь­сы) – возбуждение.

Аро­ма­те­ра­пия – воз­дей­ству­ет на обо­ня­ние. При­ят­ные запа­хи – покой. Рез­кие запа­хи – воз­буж­де­ние. Кро­ме того, эфир­ные мас­ла обла­да­ют бак­те­ри­цид­ны­ми, про­ти­во­ви­рус­ны­ми и про­ти­во­вос­па­ли­тель­ны­ми свойствами.

Так­тиль­ные ощу­ще­ния – воз­дей­ству­ют на рецеп­то­ры кожи. Ощу­ще­ния мяг­ко­сти, теп­ла, неж­но­сти – покой. Пока­лы­ва­ние, надав­ли­ва­ние, виб­ра­ция – воз­буж­де­ние. Исполь­зо­ва­ние при­бо­ров для мас­са­жа сни­ма­ет мышеч­ное напря­же­ние и улуч­ша­ет кровообращение.

Обо­ру­до­ва­ние, из кото­ро­го состо­ит сен­сор­ная ком­на­та, мож­но услов­но клас­си­фи­ци­ро­вать на два вида: релак­са­ци­он­ное и акти­ва­ци­он­ное. Ана­ло­гич­но мож­но раз­де­лить и сами комнаты.

Виды сенсорных комнат

Релак­са­ци­он­ная сен­сор­ная комната

что нужно для сенсорной комнаты. Смотреть фото что нужно для сенсорной комнаты. Смотреть картинку что нужно для сенсорной комнаты. Картинка про что нужно для сенсорной комнаты. Фото что нужно для сенсорной комнатыКак пра­ви­ло, эта ком­на­та име­ет мяг­кое покры­тие, настен­ные и наполь­ные маты. В ней при­сут­ству­ют пуфи­ки и поду­шеч­ки, крес­ло-качал­ка, повто­ря­ю­щее кон­ту­ры тела чело­ве­ка, сухой бас­сейн с без­опас­ны­ми зер­ка­ла­ми. Она снаб­же­на све­то­вы­ми при­бо­ра­ми, кото­рые созда­ют рас­се­ян­ный свет, обла­да­ют фибе­роп­ти­че­ским эффек­том (звезд­ное небо, звезд­ный дождь), под­ве­шен­ны­ми подвиж­ны­ми кон­струк­ци­я­ми (зер­каль­ный шар, сухой дождь). Такая ком­на­та допол­ня­ет­ся уста­нов­кой для аро­ма­те­ра­пии и музы­каль­ной систе­мой для воспроизведения.

Здесь исполь­зу­ет­ся сле­ду­ю­щий набор сти­му­лов: мяг­кий про­плы­ва­ю­щий свет, успо­ка­и­ва­ю­щая музы­ка или зву­ки при­ро­ды, при­ят­ный запах, удоб­ная сво­бод­ная поза в соче­та­нии с так­тиль­ны­ми ощу­ще­ни­я­ми неве­со­мо­сти, мяг­ко­сти и нежности.

Акти­ва­ци­он­ная сен­сор­ная комната

Ком­на­та покры­та сен­сор­ны­ми пане­ля­ми для рук и ног (спе­ци­аль­ные сен­сор­ные что нужно для сенсорной комнаты. Смотреть фото что нужно для сенсорной комнаты. Смотреть картинку что нужно для сенсорной комнаты. Картинка про что нужно для сенсорной комнаты. Фото что нужно для сенсорной комнатытро­пы для ног, воз­душ­но-пузырь­ко­вые труб­ки, созда­ю­щие виб­ра­цию при каса­нии). Ком­на­та обо­ру­до­ва­на све­то­вы­ми при­бо­ра­ми, обла­да­ю­щи­ми све­то­оп­ти­че­ским эффек­том и зву­ко­вым сопро­вож­де­ни­ем (интер­ак­тив­ные пане­ли, систе­мы про­жек­то­ров). Так­же есть систе­ма для вос­про­из­ве­де­ния музы­ки или набо­ров зву­ков. Могут при­сут­ство­вать мас­саж­ные мячи­ки и про­чие подоб­ные вещи. Для уси­ле­ния све­то­вых эффек­тов ком­на­та может иметь спе­ци­аль­ные зер­ка­ла, спо­соб­ные зри­тель­но изме­нять пло­щадь ком­на­ты в боль­шую сторону.

Здесь исполь­зу­ет­ся сле­ду­ю­щий набор сти­му­лов: яркий свет, созда­ю­щий атмо­сфе­ру празд­ни­ка, весе­лья, тони­зи­ру­ю­щие зву­ки, так­тиль­ное воз­дей­ствие (пока­лы­ва­ние) на рецеп­то­ры кожи и рецеп­то­ры мышц, при­во­дя­щее их в состо­я­ние возбуждения.

Для чего нужна сенсорная комната?

Пока­за­ни­я­ми к заня­ти­ям в сен­сор­ной ком­на­те могут служить:

Где и как применяются сенсорные комнаты?

В насто­я­щее вре­мя сен­сор­ные ком­на­ты исполь­зу­ют­ся в самых раз­ных учре­жде­ни­ях: шко­лах, дет­ских садах, интер­на­тах, боль­ни­цах, родиль­ных домах, сана­то­ри­ях, а так­же в каче­стве ком­нат отды­ха раз­лич­ны­ми фир­ма­ми и ком­па­ни­я­ми, психологами.

что нужно для сенсорной комнаты. Смотреть фото что нужно для сенсорной комнаты. Смотреть картинку что нужно для сенсорной комнаты. Картинка про что нужно для сенсорной комнаты. Фото что нужно для сенсорной комнатыВ шко­лах, дет­ских садах, интер­на­тах сен­сор­ные ком­на­ты исполь­зу­ют в основ­ном для кор­рек­ции раз­лич­ных рас­стройств у детей. Заня­тия с детьми про­ис­хо­дят в фор­ме игры.

В боль­ни­цах сен­сор­ные ком­на­ты исполь­зу­ют­ся в основ­ном для под­го­тов­ки боль­ных к опе­ра­ции, сни­же­нию у боль­ных нев­ро­ти­че­ских и веге­то-сосу­ди­стых реак­ций, для сня­тия или умень­ше­ния хро­ни­че­ских болей.

В родиль­ных домах с помо­щью сен­сор­ных ком­нат гото­вят жен­щин к родам.

Очень попу­ляр­но исполь­зо­вать сен­сор­ные ком­на­ты в част­ных ком­па­ни­ях для сня­тия стрес­са у сотруд­ни­ков и повы­ше­ния их работоспособности.

Обыч­но заня­тия в сен­сор­ной ком­на­те состав­ля­ют не более 45 минут. Заня­тия могут про­во­дить­ся как неболь­ши­ми груп­па­ми 2–4 чело­ве­ка, так и инди­ви­ду­аль­но. Во вре­мя заня­тия в сен­сор­ной ком­на­те чело­век может быть наедине с собой или вме­сте со спе­ци­а­ли­стом-пси­хо­ло­гом. Обыч­но для пси­хо­со­ма­ти­че­ских рас­стройств и веге­то-сосу­ди­стых реак­ций доста­точ­но воз­дей­ствия толь­ко сти­му­лов сен­сор­ной ком­на­ты, а для кор­рек­ции раз­ви­тия и лече­ния, к при­ме­ру, раз­лич­ных эмо­ци­о­наль­ных, адап­та­ци­он­ных рас­стройств необ­хо­ди­ма так­же тре­бу­ет­ся допол­ни­тель­ная помощь специалиста-психолога.

Огра­ни­че­ний по воз­рас­ту нет. В домаш­них усло­ви­ях мож­но создать атмо­сфе­ру, близ­кую к той, кото­рая есть в сен­сор­ной комнате.

Противопоказания и ограничения для использования сенсорной комнаты

Про­ти­во­по­ка­за­ни­я­ми явля­ют­ся глу­бо­кая умствен­ная отста­лость, эпи­леп­сия, инфек­ци­он­ные забо­ле­ва­ния. Огра­ни­че­ние – гипе­р­ак­тив­ность и раз­лич­ные пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ские забо­ле­ва­ния, лече­ние кото­рых осу­ществ­ля­ет­ся с при­ме­не­ни­ем пси­хо­троп­ных препаратов.

Заключение

Изу­че­ние сен­сор­ных систем актив­но раз­ви­ва­ет­ся. Воз­дей­ствие через рецеп­то­ры на голов­ной мозг зани­ма­ет умы мно­гих уче­ных мира. И хотя иссле­до­ва­ния еще не окон­че­ны, мы с вами уже зна­ем, что сен­сор­ная ком­на­та, несо­мнен­но, явля­ет­ся уни­каль­ным «изоб­ре­те­ни­ем» и ока­зы­ва­ет поло­жи­тель­ное воз­дей­ствие на орга­низм человека.

Источник

Открываем сенсорную комнату

что нужно для сенсорной комнаты. Смотреть фото что нужно для сенсорной комнаты. Смотреть картинку что нужно для сенсорной комнаты. Картинка про что нужно для сенсорной комнаты. Фото что нужно для сенсорной комнаты

Открываем сенсорную комнату

На сегодняшний день такая услуга, как организация досуга и оздоровительных мероприятий для детей, является очень популярным видом деятельности для желающих открыть своё дело. Данное направление очень востребовано в обществе, поскольку каждый родитель желает, чтобы его ребёнок полноценно и гармонично развивался, поэтому ради этого родители идут на определённые траты. Идея сенсорных игровых комнат может послужить примером того, как в одном помещении можно сочетать игровую и оздоровительную составляющую. Итак, открываем сенсорную комнату.

Открытие сенсорной комнаты – это, прежде всего, дело ответственное. Ведь на начальном этапе нужно будет собрать необходимые документы: различные справки из санитарно-эпидемиологической службы, Роспотребнадзора и пр., а сотрудникам необходимо будет оформить медицинские книжки.

Наконец, ни одна сенсорная комната не обходится без специального оборудования. Оборудование для сенсорной комнаты можно купить на специализированных сайтах компаний, которые занимаются исключительно оснащением сенсорных комнат и могут предложить качественные продукты и продуманные дизайнерские решения для каждого отдельно взятого помещения.

Примерный список оснащения

Вот примерный список оборудования для сенсорной комнаты, которое необходимо будет приобрести:

Если в сенсорной игровой комнате присутствуют игрушки, то они должны быть качественными, нежёсткими, а также нетоксичными.

Конечно, представленный список далеко не полон: его можно дополнять по своему усмотрению, тем более что сегодня на рынке оборудования для сенсорной комнаты можно купить всё, что угодно.

Оформление комнаты

Далее, немаловажным элементом сенсорной игровой комнаты будет её дизайн. Конечно, стоит изучить современные тенденции в оформлении детских игровых комнат, однако необходимо учитывать, что интерьер будущей сенсорной комнаты должен способствовать комфортному состоянию детей, их расслаблению и снятию напряжения, и физического, и эмоционального. Ярких цветов в оформлении комнаты присутствовать не должно, ведь такие оттенки только возбуждают нервную систему маленьких посетителей, производя тем самым эффект, совершенно противоположный успокоению.

После оформления сенсорной игровой комнаты необходимо будет разработать правила её посещения. Так как такая комната предназначена не только для здоровых детей, но и для ребят, имеющих отклонения в развитии, то целесообразно будет «разделить потоки», определив время посещения комнаты для детей обеих групп. Длительность занятий в такой комнате – не более 1 часа, при этом с детьми должен работать воспитатель, имеющий соответствующее профильное образование.

Подводя итог, необходимо отметить, что актуальность такой бизнес-идеи поддерживается как её востребованностью среди населения, так и возможностью оказать помощь и поддержку тем детям, которым нужна социальная адаптация и реабилитация.

Источник

Сенсорная комната: что это такое и в чем ее польза?

что нужно для сенсорной комнаты. Смотреть фото что нужно для сенсорной комнаты. Смотреть картинку что нужно для сенсорной комнаты. Картинка про что нужно для сенсорной комнаты. Фото что нужно для сенсорной комнаты

Более 40 лет назад в Голландии зародилась идея стимулирования систем восприятия в искусственно созданной среде. Изначально она разрабатывалась для детей с низкой мотивацией к обучению. Понятие «сенсорная комната» впервые ввела Мария Монтессори – итальянский педагог, доктор и ученая. В ее понимании, это помещение с большим количеством обучающего материала для детей. В медицине, учебном процессе и реабилитации больных – такие помещения пользуются спросом и показывают хороший результат.

Что такое сенсорная комната?

Сенсорная комната – это специально организованная среда, оснащенная оборудованием для стимуляции систем восприятия: обонятельной, тактильной, слуховой, зрительной, вкусовой и вестибулярной. В качестве стимуляторов на органы чувств используют звуки, свет и цвет, запахи, массажные поверхности.

Применение стимуляторов сенсорных систем помогает развивать их функции:

Чем полезна сенсорная комната?

Психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей зависит от сенсорного развития. Человек реагирует на происходящее внутри организма и окружающую среду органами чувств. Они отправляют нервные сигналы в центральную нервную систему (ЦНС), а ее функции регулирует головной мозг. Чем больше различных сигналов от органов чувств получает ЦНС, тем больше создается нейронных связей, следовательно, развивается мозг ребенка.

Благодаря процедурам стимуляции различных сенсорных систем, мы можем добиться таких эффектов:

Где применяется сенсорная комната?

Комнаты психоэмоциональной разгрузки применяются в различных детских учреждениях. Они стимулируют активность детей с низкой мотивацией к учебе, аутичными или психомоторными расстройствами и расслабляют деток с повышенной агрессией, тревожными расстройствами, гиперактивностью.

Для садика

В детских садах комнаты предназначены для развития детей, формирования «картины мира». Занятия проходят в игровой форме, чередуя активную стимуляцию с расслаблением. Сенсорные комнаты в детских садах обустроены сухими бассейнами с разноцветными шариками, воздушно-пузырьковыми колоннами, интерактивными панелями с сенсорными датчиками, мягкими пазлами, конструкторами, звуковым оборудованием, бескаркасной мебелью.

Для школы и школы-интерната

В школах и интернатах организовывают специальные игровые комнаты, обустроенные мягкой мебелью, развивающими играми, проекторами, музыкальной системой, прочими обучающими устройствами. Занятия нацелены на то, чтобы дети расслаблялись после учебного процесса, не теряли мотивацию к обучению.

Для больниц

Для больниц помещение сенсомоторной стимуляции организовывают в целях реабилитации детей при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, психологических расстройств. Они оснащенные ортопедической мебелью, сухими бассейнами, сенсорными панелями, массажными тренажерами.

Для кабинета психолога

В кабинетах психолога организовывают пассивные, релаксационные комнаты. В них ребенок может почувствовать себя в безопасности, привести эмоциональный фон в порядок. Они эффективны для развития сенсорного восприятия детей с аутичными расстройствами.

Типы сенсорных комнат

Эффект восстановления гармонии с собой и с окружающим миром достигается использованием двух основных видов деятельности:

Зависимо от оборудования, материалов и преобладающего света, комнаты психологической нагрузки делятся на 3 типа: светлая активная, темная пассивная, игровая.

Светлая (активная, сенсомоторная) комната

В такой комнате преобладает дневной свет и свет от осветительных приборов. Светооптические эффекты создают атмосферу праздника и веселья, стимулируют умственную и физическую активность. Для усиления света, в комнате могут установить зеркала, зрительно увеличивающие площадь помещения. В сочетании с яркими деталями, тонизирующими звуками, резковатыми запахами, все органы чувств приходят в состояние возбуждения. Тактильные ощущения часто стимулируют массажными приборами, например акупунктурными ковриками. Покалывания воздействуют на активные точки поверхности кожи и рецепторы, которые посылают нервные импульсы в ЦНС. Светлые активные комнаты устраивают в школах, интернатах, садиках, развлекательных центрах.

Темная (пассивная, релаксационная) комната

В темной сенсорной комнате оснащение способствует расслаблению, восстановлению психоэмоционального состояния, успокоению. Она снабжена световыми приборами, которых нет в светлой комнате – рассеянным светом, фибероптическими изделиями, создающими эффект звездного неба или звездного дождя. Дополнительными стимулами выступают: звуки природы, успокаивающая музыка, приятные запахи, проплывающий свет, нейтральные цвета. Комнаты расслабления являются неотъемлемой частью реабилитации у психологов при: неврозах, гиперактивности, тревожных состояниях, задержках психомоторного развития, проблемах речи, адаптационных расстройств.

Сенсорная комната игр и приключений

Сенсорная комната игр и приключений обустроена мягкой мебелью разной формы, поверхностями различных текстур. Цель такого типа комнаты – ознакомить ребенка с разнообразием окружающей среды, помочь в развитии моторики. Чтобы задействовать все органы чувств в игровой форме применяют: темный и яркий свет, нейтральные и броские цвета, музыку, картинки с всевозможными изображениями, пазлы, массажные коврики, ароматы, развивающие игры. Используют такие комнаты в учебных учреждениях, развлекательных центрах.

Оборудование для сенсорных комнат

Для сенсорных комнат необходимо выделить отдельное помещение. Можно его разбить на несколько зон, предназначенных для стимуляции разных сенсорных систем или зон, в которой будет преобладать конкретная активность.

Оборудование можно разделить на несколько групп:

Оборудование для светлой сенсорной комнаты

В активной сенсорной комнате должно быть много света и ярких игровых элементов.

Оборудование для темной сенсорной комнаты

Пассивная сенсорная комната должна быть оборудованной световыми приборами, которые рассеивают свет, расслабляющими устройствами.

Оборудование для сенсорной комнаты игр и приключений

В игровой сенсорной комнате можно комбинировать оборудование для светлой и темной комнаты.

Как использовать сенсорную комнату?

Занятия в комнате дарят ощущения безопасности, расслабленности, радости, проводятся под наблюдением специалиста. Терапевт, который проводит занятия, составляет программу, график посещений и пребывания. В отличие от обычной игровой, сенсорная комната – не является местом для отдыха, ребенок в ней должен делать специальные упражнения, с использованием оборудования.

Что делать внутри сенсорной комнаты?

Внутри сенсорной комнаты ребенок должен использовать все элементы, находящиеся в ней. Например:

Терапевт ставит акцент на ощущениях ребенка, отмечает их. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми (от 3 до 6 человек). Количество посещений зависит от динамики и прогресса. Продолжительность пребывания внутри комнаты устанавливают специалисты:

Как проходит занятие в сенсорной комнате?

Занятия в любом типе сенсорной комнаты психологической разгрузки проходит в три этапа:

Правила использования и пребывания

Чтобы пребывания в «волшебной комнате» принесло пользу, нужно придерживаться таких правил:

Противопоказания и ограничения

Противопоказаниями для использования сенсорной комнаты являются:

Организация и оформление сенсорной комнаты

Дизайн сенсорной комнаты зависит от ее типа (светлая, темная или игровая). Главное – органичное взаимодействие оборудования, создание атмосферы «волшебства», «живой сказки».

Освещение

Музыка

Ароматерапия и запахи

Поскольку запахи могут оказывать разные эффекты, в темной комнате они должны быть успокаивающими, в светлой – тонизирующими.

Мягкое оборудование

Сенсорная комната для взрослых

Комнаты сенсомоторной разгрузки показали хорошие результаты для психологической коррекции и реабилитации взрослых.

Для взрослых их организовывают:

Заключение

Системы восприятия человека до конца не изучены, новые открытия в этой области ученые делают практически каждый год. Но то, что сенсорная комната стала незаменимым инструментом для адаптации детей к условиям окружающей среды – подтвержденный факт. Пребывания в ней рекомендовано для детей разного возраста, уровня психомоторного развития и даже взрослым.

Источник

Мастер-класс «Использование сенсорной комнаты психологом в работе с детьми и педагогами»

что нужно для сенсорной комнаты. Смотреть фото что нужно для сенсорной комнаты. Смотреть картинку что нужно для сенсорной комнаты. Картинка про что нужно для сенсорной комнаты. Фото что нужно для сенсорной комнаты Олеся Шакирьянова
Мастер-класс «Использование сенсорной комнаты психологом в работе с детьми и педагогами»

Задачи мастер-класса:

1. Теоретические основы по работе в сенсорной комнате.

2. Познакомить участников с интерактивной средой сенсорной комнаты;

3. Демонстрация занятия в сенсорной комнате.

Сенсорная комната.

Сенсорная комната— в литературе встречаются и другие названия: комната психологической разгрузки, комната релаксации, комната «Снузлин», мультисенсорная комната. Представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальном проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее. Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Обстановка сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния у здоровых и больных людей.

аудиальный и визуальный.

Сенсорная комната предназначена для: обучения на основе сенсорной стимуляции; психокоррекции; социальной адаптации. «Комната – доктор»способствуе: улучшению эмоционального состояния; снижению беспокойства и агрессивности; снятию нервного возбуждения и тревожности; нормализации сна; ускорению восстановительных процессов после болезни.

Теоретические основы по работе с сенсорным оборудованием.

В образовательном учреждении сенсорная комната используетсяв следующих направлениях:

Психопрофилактические занятия с детьми от 3-х лет и старше;

Психолого-педагогические групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми;

• Индивидуальные занятия с детьми по уменьшению тревожного состояния;

• Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Основными целями и задачами занятий в сенсорной комнате являются:

1.Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:

• Снятие психоэмоционального напряжения;

• Саморегуляция и самоконтроль;

• Умение управлять своим телом, дыханием;

• Умение передавать свои ощущения в речи;

• Умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

• Формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

• Уверенность в себе.

2.Развитие коммуникативной сферы детей:

• Эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;

• Формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

• Преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

3. Развитие психическихпроцессов и моторики детей:

• Произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость

• Мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое, умственные способности;

• Развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

Работа в сенсорной комнатеорганизуется в следующих формах:

Использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;

• Непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности;

• Релаксационные тренинги для детей и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.

Все занятия в сенсорной комнатеимеют следующую структуру:

• Ритуал начала занятия;

• Игры и упражнения на развитие психических процессов;

• Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматера-пия, мышечная релаксация);

• Рефлексия, подведение итогов;

• Ритуал окончания занятия.

Результатом посещения сенсорной комнаты являются:

• Умение взаимодействовать в группе;

• Сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих;

• Снижение агрессивности, тревожности;

• Приобретение навыков произвольной саморегуляции;

• Достижение состояния расслабления.

Основными показаниями для проведения работы в сенсорной комнате являются:

Психически здоровые дети и взрослые, которым необходима психологическая поддержка;

• Дети, имеющие трудности в общении;

• Дети младшего возраста, испытывающие проблемы адаптации к детскому саду.

Противопоказания к занятиям в сенсорной комнате:

• Ограниченно использовать интерактивное оборудование сенсорной комнаты с детьми или взрослыми с астеническими проявлениями (патологическая усталость после нормальной активности, резкое снижение работоспособности. Сопровождается вялостью, сонливостью, раздражительностью);

• Синдром гиперактивности (ограничение по времени);

• Умеренная и тяжелая умственная отсталость;

Психоневрологические заболевания, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов.

Оборудование для сенсорной комнатыусловно можно разделить на два функциональных блока:

Перечень оборудования сенсорной комнаты:

Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей – в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной водой, резвятся разноцветные фигурки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается мягкой платформой. Безопасное угловое акриловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.

Безопасный оптико-волоконный пучок водопад огромного числа тонких волокон, на концах которых то загораются, то гаснут «звездочки». Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и успокаивают.

Напольный фибероптический модуль «Волшебный фонтан» – Фиброоптические волокна как бы струятся с трубы, постоянно меняя свой цвет по всей длине и создавая эффект каскадирующего фонтана, который привлекает внимание, позволяет развивать координацию «глаз-рука», зрительный праксис и гнозис. Используется на занятиях по релаксации.

Светильник «Пламя»- Имитирует пламя костра. Используется для концентрации внимания при проведении тематических тренингов. Применяется как стимулятор визуальных ощущений.

Аромалампа «Эфа» и набор масел – Аппарат для проведения сеансов ароматерапии за счет ультразвукового распыления эфирных масел.

Линейный у/ф светильник Специальные у/ф материалы (стержни и пластилайт) светятся яркими, насыщенными цветами. Белые предметы, при его включении, светятся синеватым свечением

Все составляющие сенсорной комнаты, к ним относится световое и звуковое оборудование, мягкие модули и массажные материалы, приборы и специальные масла для ароматерапии, многофункциональные развивающие панели и дидактические игры, обеспечивают эффективное влияние на развитие и коррекцию психологического состояния детей и взрослых.

Сенсорная комната ускоряет процесс выздоровления, обучения и развития на основе активного сенсорного воздействия и повышения уровня информированности об окружающем мире.

Сенсорная комната в детском саду может стать настоящим «помощником» для психолога, которому приходится периодически проводить беседы с детьми, оценивать их психоэмоциональное состояние.

Демонстрация тематического занятия в сенсорной комнате

Цель: Сформировать практические навыки снятия психологического напряжения в работе психолога ДОУ с педагогами в условиях интерактивной среды сенсорной комнаты.

• Нормализация эмоционального состояния педагогов.

• Создание оптимальных условий для психофизиологической релаксации.

Необходимое время: 30-40 минут.

Материалы: Аудиозапись «Шум моря», листы бумаги и ручки.

Участникам мастер-класса предлагается пройти в сенсорную комнату и ознакомится с ее оборудованием. Поочередно рассказать о приборах и ответить на возникающие вопросы.

Ритуал начала занятия

Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).

Игра для установления контакта

Начните, пожалуйста, ходить по комнате и здороваться с каждым за руку.При этом вы говорите простые слова: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего.Но в этой игре есть одно простое правило: здороваясь с кем-то из участников, вы можете освободить руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы.

Друзья, теперь я предлагаю вам, удобнее расположится в мягких креслах и посмотреть на звездное небо, воздушно-пузырьковую колонну. Закройте глаза и попытайтесь удержать увиденное в памяти. Теперь опишите свои ощущения от увиденного. После того, как каждый из присутствующих опишет свои ощущения, предлагается, подойти к колонне, потрогать ее и представить, что это живой фонтан и так же описать свои ощущения, эмоции которые появляются.

Процедура: звучит музыка, руководитель произносит текст спокойным тоном, напоминая участникам о том,что напряжение их покидает:

«Сядьте в удобное кресло. Руки свободно опущены. Кисти рук положены на бедра. Стопы стоят на полу. (Или можно лечь на спину на пол.) Закройте глаза.

Сделайте два-три глубоких вдоха, обращая внимание на то, как воздух наполняет легкие до самой диафрагмы.

Вытяните правую руку и сожмите кисть в кулак. Прочувствуйте напряжение в кулаке. Через 5-10 секунд концентрации на этом напряжении расслабьте руку. Разожмите кулак и прочувствуйте, как напряжение проходит, уступая место чувству расслабленности и комфорта.

Сосредоточьтесь на различиях между напряжением и релаксацией. Через 15-20 секунд снова сожмите правую руку в кулак, испытывайте чувство напряжения в руке в течение 5-10 секунд и опять разожмите кулак. Прочувствуйте тепло и расслабленность в руке.

Через 15-20 секунд повторите всю процедуру левой рукой. Старайтесь сосредоточиться только на тех группах мышц, которые вы напрягаете и расслабляете, и не напрягайте при этом остальные мышцы».

Используйте имеющееся у вас время на выполнение таких же циклов напряжения/расслабления со следующими группами мышц (указаны действия, необходимые для напряжения мышц):

руки – сгибайте их, чтобы напрягать бицепсы;

руки – разгибайте их, чтобы напрягать трицепсы;

плечи – поочередно горбите и распрямляйте их;

шея – наклоняйте голову вперед, пока подбородок не упрется в грудь;

рот – открывайте его как можно шире;

язык – надавливайте им на нёбо;

глаза – крепко их зажмуривайте;

лоб – поднимайте брови как можно выше;

спина – прогибайте ее, выпячивая грудь (будьте осторожны, если спина у вас не в порядке);

ягодицы – сокращайте ягодичные мышцы;

живот – втягивайте его к позвоночнику;

икры – прижимайте пальцы ног к верху обуви.

Добиваясь расслабления определенной группы мышц, каждый раз убеждайтесь в том, что оно полное. Заканчивая упражнение, сделайте два-три глубоких вздоха и прочувствуйте, как расслабленность расходится по всему телу – от рук до плеч и далее – к груди, туловищу, ногам.

Аутогенная тренировка «Маяк»

«Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком. Он стоит так прочно, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Днем и ночью, в хорошую и плохую погоду вы посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. У вас много энергии, вы в состоянии поддерживать постоянства вашего светлого луча. Этот луч скользит по океану, предупреждая мореплавателей о мелях.

Вы – символ безопасности для людей в море и на берегу. Ощутите внутренний источник света в себя – света, который никогда не может угаснуть».

Когда будете готовы открыть глаза, медленно сосчитайте в обратном порядке от 10 до 1, на каждом счете чувствуя себя все более бодрым и свежим.

— Как вы себя чувствуете?

— Какое у вас настроение?

— Что понравилось, что не понравилось?

Упражнение «В лучах солнца»

Участники рисуют солнце, в середине солнца пишут своё имя, рисунок передаётся по кругу, и каждый участник пишет пожелание на лучике.

Сегодня я познакомила вас с сенсорной комнатой, с ее оборудованием, направлениями, целями, задачами работы. Формами и структурой занятий психолога в сенсорной комнате. Вы узнали, какие существуют показания и противопоказания по применению сенсорной комнаты в дошкольном учреждении.

Вы приняли участие в занятии по снятию психологического напряжения, таком, которое я использую в своей работе с педагогами детского сада «Березка» в условиях интерактивной среды сенсорной комнаты.

Я считаю, сенсорная комната необходима в каждом учреждении нашего города, так как ее применение имеет высокую эффективность для психопрофилактической и развивающей работы с детьми и педагогами детских садов.

Материал подготовила: педагог-психолог

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *