сколько цифр в номере вагона
Система нумерации грузовых вагонов
Нумерация грузовых ЖД вагонов – колея 1520 мм
Семизначная система нумерации 1963 года
Чтобы было более понятно, определим технические характеристики вагона по его номеру в системе нумерации 1963 года на следующих примерах. (Для современной нумерации данные примеры не подходят. Речь идет только о вагонах на борту которого указано 7 цифр.
Вагон имеет номер 2253210.
Нумерация грузовых вагонов ЖД – колея 1520 мм (1984 г.)
В связи с появлением новых типов вагонов (двухъярусных платформ, зерновозов и т.д.) и исключением из парка двухосных вагонов в 1984 г. в систему нумерации вагонов были внесены изменения. В системе нумерации введенной приказом МПС №22Ц от 15 мая 1984 года значительно полнее, чем ранее, в номере вагона отражены такие важные его характеристики, как длина, масса тары, грузоподъемность.
Эта система уточняется и по сей день. В начале среди шести родов вагонов было выделено 175 типов грузовых вагонов, в том числе 66 типов транспортеров. В 1990-х годах выделен уже 181 тип грузовых вагонов, в том числе 64 типа транспортеров. Каждый тип вагона включает в себя хотя бы один из признаков, отличающих его от вагонов других типов. В число таких основных признаков включены тип вагона (крытый, полувагон, платформа, цистерна, изотермический и специализированный вагон), осность, длина по осям сцепления автосцепок, масса тары, объем кузова (котла), габарит, постоянные приспособления или специализация для перевозки определенных грузов.
Первый знак номера кодирует тип вагона и ряд других технических средств на железнодорожном ходу:
Шестиосные вагоны и транспортеры отнесены к прочим вагонам. Второй знак номера (кроме прочих, номер которых начинается с 3) кодирует осность:
Одновременно наряду с осностью второй знак несет в себе информацию об основных характеристиках вагона. Например, у крытых вагонов цифра
Третий, четвертый, пятый и шестой знаки номера у всех вагонов, кроме транспортеров, характеристики не содержат, а седьмой знак также, кроме транспортеров, кодирует наличие или отсутствие переходной площадки:
Система нумерации вагонов
Система нумерации вагонов
ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ (ОСЖД)
ОБОЗНАЧЕНИЕ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ КОЛЕИ 1520 ММ
О+Р 582-2
Разработано Совместной группой ОСЖД/МСЖД «Кодирование и информатика» в 2011 и 2012 гг.
Согласовано совещанием Постоянной рабочей группой по кодированию и информатике с 20 по 23 ноября 2012 г., Комитет ОСЖД, г. Варшава
Утверждено на XXVIII заседании Конференции Генеральных директоров (ответственных представителей) железных дорог 22 – 26 апреля 2013 г., Украина, г. Одесса
Дата вступления в силу: 26 апреля 2013 г.
Номера вагонов являются ключевыми данными для систем железнодорожного транспорта. Номер вагона позволяет осуществлять однозначную идентификацию вагона и представляет возможность для коммуникации на одном языке между железнодорожными предприятиями, операторами инфраструктуры и государственными органами, отвечающими за вопросы в следующих областях:
– допуск и регистрация;
– актуализация данных по вагонам;
– контроль за эксплуатацией;
– прием и передача между железнодорожными предприятиями (ЖДП);
– расчеты и финансово-техническая классификация.
Вагоны, предназначенные для эксплуатации на железнодорожной инфраструктуре колеи 1520 мм во внутреннем и международном сообщении, имеют идентификационную маркировку согласно данной Памятки. Эта маркировка, учитывает требования государственных ведомственных структур каждой страны, отвечающих за регистрирацию вагонов, и соответствует национальному законодательству с учетом правовых норм и действующих международных соглашений.
Обозначения грузовых вагонов согласно 8-значной системы нумерации применяется на железных дорогах стран СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики и Грузии.
Номер грузового вагона
Номер грузового вагона должен состоять из восьми цифр, и имеет следующую структуру: а) характеристика рода подвижного состава (первая цифра);
б) характеристика осности и основных характеристик вагона (вторая цифра);
в) дополнительная характеристика вагона (третья цифра);
г) номер в модельном ряду (цифры с четвертой по седьмую); д) номер для самоконтроля (восьмая цифра).
Основной код состоит из 8 цифровых знаков, структурированных следующим образом:
Система нумерации – позволяет в восьмизначном номере объединить неповторяющйися инвентарный номер, присвоенный данной единице подвижного состава, основную характеристику его и кодовую защиту достоверности считывания номера.
Первая цифра характеризует род подвижного состава:
2 – крытые грузовые вагоны;
4 – платформы;
6 – полувагоны;
7 – цистерны;
8 – изотермические вагоны;
3 и 9 – прочие вагоны (специализированные и др.)
Кроме осности вторая цифра определяет:
– для крытых вагонов – объем кузова
– для платформ – длину рамы
– для 4-осных полувагонов – наличие люков в полу и торцовых дверей
– для цистерн – специализацию
Третий знак дополнительные дополнительные характиристики
Четвертый, пятый и шестой знаки в номере вагона определяют их порядковый номер и характеристик не содержат.
В седьмом знаке цифра 9 свидетельствует о наличии у вагона переходной площадки.
Восьмая цифра – контрольная.
Контрольным числом – является число, дополняющее подразрядную сумму до юлижайшего целого десятка. Если подразпрядная сумма кратна 10, то контрольный знак равен 0.
В примере контрольным знаком будет 8.
Нумерация вагонов и мест в поезде
Купив железнодорожный билет, не сразу разберешься, где указан номер вагона. Причем иногда вместо ожидаемого двузначного номера на глаза попадается четырехзначный. Что уж говорить о поиске места, когда до отправления остается всего 5 минут.
Чтобы не впадать в панику перед важной поездкой, ознакомьтесь с правилами нумерации вагонов и принципами нумерации мест в пассажирских поездах РЖД.
Нумерация вагонов в поездах РЖД
Оказывается, просто дать вагону порядковый номер нельзя – он может менять место в составе или переходить из одного поезда в другой. В РЖД предусмотрена целая система нумерации, согласно которой вагонный номер – это своеобразный справочник, содержащий данные о типе, маршруте и других параметрах. Вся эта информация необходима для нормальной работы железных дорог и координирования маршрутов.
Внутри страны нумерация железнодорожных вагонов проще, чем на международных рейсах.
Внутрироссийская нумерация
На каждом железнодорожном вагоне есть номер, состоящий из 8 цифр. Его наносят прямо на корпус снаружи.
В верхней строчке есть еще 2 цифры, обозначающие код железной дороги, которой принадлежит вагон.
Четвертая по порядку цифра дает знать о степени комфортности и назначении:
Следующие три цифры в номере – это и есть порядковый номер вагона в составе. Кстати, пятая цифра выполняет дополнительную функцию при обозначении:
С восьмой цифрой не все так просто. Ее не зря величают контрольным числом, так как для ее определения используют простейшую математику. Четные цифры умножают на 1, а нечетные – на 2. После полученные произведения складывают и полученную цифру округляют до полного десятка.
Международные маршруты
За пределы страны курсируют пассажирские составы РИЦ. Нумерация в этих поездах 12-значная. Каждый номер разделен на 5 отрезков, которые рассказывают об определенной характеристике.
Две цифры в начале – обозначение возможности вагона двигаться по разной ширине колеи:
Следующие 2 цифры передают код классификации, присвоенный по правилам Международного союза железных дорог. России дан код 20, поэтому в РЖД эти символы везде одни и те же.
На пятом и шестом месте нумерации обозначен тип вагона, а также количество пассажирских мест. Если вагон спальный, то вы увидите цифру 7. При наличии 10 купе дальше фигурирует 0, а если внутри 11 купе, то цифра 1. При наличии 12 купе стоит цифра 2.
Седьмой символ сигнализирует о скорости, которой может достигать вагон, и о напряжении, нужном для работы. Если на 7 месте стоит 1, это означает максимальный разгон до 120 км/ч, 4 – до 140, а 7 – до 160 км/ч. Девятка значит максимальную скорость свыше 160 км/ч.
На 8-ом месте обычно стоит 0, что значит однофазный переменный ток.
На 9, 10 и 11 месте стоят цифры в соответствии с нумерацией страны-собственника. В России действуют правила, описанные выше. В номерах РИЦ-вагонов сначала стоит 2, а потом порядковый номер.
В конце, как и на внутригосударственных поездах, ставится контрольное число, только в международной системе оно вычисляется по-другому:
Если в сумме произведений сразу получается круглое число, то на месте контрольной цифры ставят 0.
Схема расположения мест в вагонах РЖД
Плацкарт
По стандарту в плацкартном вагоне есть 54 места на нижних и верхних полках открытых «купе» и боковушках. Нумерация стартует от купе, в котором размещается проводник вагона. Аварийные выходы находятся рядом с 9-12 и 21-24 местами. Туалеты в современных вагонах есть по обе стороны. У выхода имеется кулер с горячей и холодной водой для пассажиров. Розетки есть не везде, только в области мест 5-8, 29-32, 41-42 и 49-50. Поставить телефон или другой гаджет на зарядку можно в коридоре у туалета либо в купе проводника.
Традиционный купейный вагон РЖД предлагает пассажирам 32, 36 или 38 мест, разделенных на 10 отдельных купе. В каждом из них есть 4 (в одном бывает 2) спальных места, столик, зеркало, вешалка. Каждое спальное место оборудовано ночником и собственным багажным отделением.
В купейном вагоне есть две туалетные комнаты и горячая вода. В новых вагонах, запущенных в 2019 году, есть личные сейфы, светонепрницаемые шторки, терморегуляторы, розетки для зарядки мобильных устройств у каждого места (в старых они расположены в коридоре между 3-4 и 7-8 купе), душевые.
Люкс/СВ/Спальный
По стандарту в спальном или СВ вагоне есть 9 купе на двоих пассажиров, 2 санузла. Оснащенные умывальниками, а также купе проводников. В таком вагоне могут ехать всего 18 человек.
Спальные полки с мягкой обивкой и спинкой, удобный стол, небольшие настенные светильники, зеркала – все это входит в интерьер. В некоторых купе имеется даже телевизор. Багаж размещают под спальными местами и в нишах над проходами.
РИЦ – это вагоны, следующие в другие страны и способные трансформироваться для проезда по разной ширине колеи. Внутри можно путешествовать 2-ым и 3-им классом. Вагон разделен на купе, в каждом из которых есть три полки, закрепленные друг над другом. В первом классе – по две полки.
Существует также 30 видов сидячих вагонов, и они различаются, в основном, нумерацией мест. Найти нужное не составит труда.
Лекция «Правила нумерации вагонов»
Лекция * .Правила нумерации вагонов.
Начиная с 1984 года, на сети дорог МПС стала внедряться Единая 8-значная система нумерации перевозочных средств.
Цель системы — улучшить обработку перевозочных документов грузового движения, а также свести в единую базу данных всю информацию о подвижном составе — в так называемую Картотеку ГВЦ МПС. До введения данной системы единой нумерации были подвержены только вагоны грузового парка для и не для перевозки грузов (вагон не для перевозки грузов — это, например, служебный вагон рефрижераторной секции). Номер грузового вагона имел семь знаков и записывался через тире между третьим и четвертым знаком, например, 232-2851.
Новая система сохранила все принципы прежней нумерации, добавив к ним свои. Главным ее отличием стало введение восьмого, контрольного знака, или, как его еще называли, знака кодовой защиты. Связано это с массовым введением ЭВМ и автоматических считывателей номеров вагонов в парках прибытия крупных сортировочных станций. Поезд, прибывая на такую станцию, уже был «списан» — на него имелся фактический натурный лист. Это позволило экономить время на обработку состава, так как еще до прибытия и отцепки локомотива дежурный по станции и дежурный по горке знали, какие вагоны едут в этом поезде, и куда они пойдут далее. Для расчета контрольного знака применялся особый алгоритм, позволяющий выявить неточность при считывании номера. Если одна из цифр, в том числе и контрольный знак, были считаны неверно, контрольной суммы не получалось, и информация требовала проверки.
Значение цифр в номере вагона
Первая цифра характеризует род подвижного состава:
Идентификация подвижного состава. Нумерация вагонов, локомотивов, поездов
Первая цифра кода означает род вагона: 2 – крытые грузовые вагоны, 4 – платформы, 6 – полувагоны, 7 – цистерны, 8 – изотермические, 3 и 9 – прочие вагоны (специальные и др.), 5 – вагоны, являющиеся собственностью других министерств и ведомств (приватные).
В каждом роде типы вагонов сгруппированы по объединяющим их признакам. Внутри группы вагоны расставлены, как правило, по длине. Для перспективных вагонов или при увеличении числа вагонов данного типа предусмотрена резервная емкость.
Третья цифра номера вагона может содержать дополнительную характеристику вагонов, например у цистерн и ряда прочих вагонов – уточнение специализации по виду перевозимых грузов, у изотермических – наличие служебного отделения, состав рефрижераторного поезда и др.
Четвертая, пятая и шестая цифры номера дополнительной технической характеристики не содержат, а служат для формирования индивидуального номера вагона.
Седьмая цифра номера вагона несет информацию о наличии у него переходной площадки (0-8 – без тормозной площадки, 9 – с тормозной площадкой).
Система нумерации грузовых вагонов парка ОАО «РЖД» приведена в приложении 1.
Определяем поразрядную сумму: 1+4+0+2+5+1+2+4+1+4=24.
Последующим за 24 числом, кратным 10, будет 30. Числом, дополняющим 24 до 30 будет 6 (контрольная цифра =30-24=6)
Полный номер вагона будет выглядеть так: 70156476.
У пассажирских вагонов также используется семизначная нумерация с восьмым контрольным числом.
Первая цифра номера пассажирского вагона – 0.
Вторая и третья цифры несут информацию о дороге приписки.
Четвертая цифра содержит классификацию пассажирских вагонов: 0- мягкий- и мягко-жесткий, 1 – купейный, 2- жесткий открытый, 3 – межобластной (с креслами и местами для сидения), 4 – почтовый и банковский, 5 – багажный и почтово-багажный, 6 – вагон-ресторан, 7 – служебно-технический, 8 – специальный вагон других министерств и ведомств, 9 – резерв.
Масса пассажирских вагонов без/с пассажирами и багажом
4-й знак номера вагона | Тип пассажирского вагона | Масса, т |
без пассажиров и багажа | с пассажирами и багажом | |
Мягкий- и мягко-жесткий | ||
Купейный | ||
Жесткий открытый | ||
Межобластной | ||
Почтовый и банковский | ||
Багажный и почтово-багажный | ||
Ресторан | ||
Служебно-технический | ||
Специальный вагон других министерств и ведомств |
Пятая, шестая и седьмая цифры составляют порядковый номер вагона.
Локомотивы, электропоезда, дизель-поезда, мотовозы, автомотрисы, путевые машины, краны и другие механизмы на железнодорожном ходу имеют первой цифрой кода (номера) 1.
Вторая цифра является признаком локомотива или машины: 0 – паровозы, 1 – электровозы односекционные, 2 – электровозы многосекционные, 3 – электропоезда, 4 – подвижной состав метрополитена, 5 – тепловозы односекционные, 6 – тепловозы многосекционные, 7 – дизель-поезда и автомотрисы, 8 – специальный подвижной состав (мотовозы, автодрезины и др.), 9 – путевые машины.
Третья и четвертая цифра номера локомотива содержат его основные характеристики: серия локомотива, для какого вида движения используется, тип передачи и др. Для путевых машин эти цифры означают назначение машины и ее серию.
В настоящее время на железных дорогах действует трехзначная нумерация для скорых, скоростных и пассажирских поездов ( с 1 по 998), четырехзначная – для пригородных ( с 6001 по 6998) и грузовых поездов различных категорий. Действующая нумерация поездов различных категорий приведена в приложении 2.
Небольшой диапазон номеров пассажирских поездов, несоответствующий размерам движения, приводит к тому, что одинаковые номера используют для различных поездов, что осложняет управление движением и использование подсистем АСУЖТ для организации пассажирских перевозок и обслуживания пассажиров. Для увеличения емкости системы нумерации пассажирских поездов номер поезда дополняют буквенным индексом.
Номер грузового поезда несет информацию о его категории (сквозной, участковый, сборный и др.), однако не позволяет его однозначно идентифицировать, так как имеет место повторное использование номера поезда на одном направлении, а также изменение номера поезда в пути (например, изменение номера поезда с нечетного на четный и наоборот при изменении направления следования).
Для однозначной идентификации конкретного поезда в существующей системе кроме номера поезда используется специальный индекс, неизменяемый на всем пути следования (от станции формирования до станции назначения) и несущий дополнительную информацию о станциях формирования-расформирования и признаках поезда.
Индекс грузового поезда состоит из одиннадцати цифр, первые четыре из которых – код станции формирования, три последующие – порядковый номер состава, фиксируемый на станции в специальном журнале, четыре последние – код станции назначения по ЕСР. На составы из порожних вагонов, следующих по регулировочному заданию, при составлении натурного листа вместо кода станции назначения проставляется четырехзначный цифровой код, характеризующий род вагонов в составе: крытые – 0020, платформы – 0040, полувагоны – 0060, цистерны – 0070 и т.д. При наличии в составе поезда порожних вагонов двух родов проставляется комбинированный код, при этом меньший код ставится первым. Например, для составов из крытых вагонов и цистерн – 0027, платформ и полувагонов – 0046.