штрихкод не являются номером упаковки
Информация о штрих кодах
Уникальный идентификационный номер, используемый для обозначения торговой единицы в одной из предназначенных для этого стандартной структуре нумерации EAN/UCC-8, UCC-12, EAN/UCC-13 или EAN/UCC-14
Торговая единица – это любой товар (услуга), который может быть оценен, заказан, на который может быть выписан счёт-фактура и т. п. Понятие торговой единицы включает в себя как отдельные товары, так и их различные конфигурации в разных типах упаковок.
Тип структуры нумерации | 14-разрядный Глобальный Номер Торговой Единицы (GTIN) | |||||||||||||
GTIN-14 | N1 | N2 | N3 | N4 | N5 | N6 | N7 | N8 | N9 | N10 | N11 | N12 | N13 | N14 |
GTIN-13 | 0 | N1 | N2 | N3 | N4 | N5 | N6 | N7 | N8 | N9 | N10 | N11 | N12 | N13 |
GTIN-8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | N1 | N2 | N3 | N4 | N5 | N6 | N7 | N8 |
Для идентификации товаров, предназначенных для продажи в розничной торговле, используются штрих коды типов EAN-13 (GTIN–13) и EAN-8 (GTIN–8).
Наименование символики ITF (Interleaved Two of Five – чередующийся 2 из 5) вытекает из ее построения. В символике ITF цифры кода представляются попарно, первая цифра каждой пары графически представляется при помощи пяти штрихов, вторая – при помощи пяти пробелов, расположенных между штрихами первой цифры – отсюда наименование «чередующийся». Из 5 штрихов (пробелов), образующих цифру, 2 штриха (пробела) – широкие, а 3 штриха (пробела) – узкие, отсюда и наименование «2 из 5».
Cимволика ITF-14 предназначена для обозначения товаров в транспортных упаковках. По сравнению с символикой EAN-13 символика ITF-14 характеризуется относительно большими размерами изображения штрихового кода (ширина 152.4 мм, высота 41.4 мм) и менее строгими техническими требованиями к качеству материала упаковки. Так, штриховой код ITF-14 можно печатать не только на этикетках, но и непосредственно на стенках картонной коробки или гофрокороба (поверхностях грубой текстуры). Даже в этом случае он будет успешно считываться сканерами. ITF-14 используется во многих областях для кодирования цифровых данных и является международным стандартным кодом для маркирования тары и упаковки единиц поставки, применяется часто также в автоматизированных системах идентификации предметов складирования, багажа в аэропортах, нумерации авиационных билетов, идентификации почтовых отправлений, на производственных технологических линиях, для отслеживания потоков товаров и управления запасами.
Штриховой код на единичной и групповой упаковках
Для считывания цены с упаковки товара на кассе упаковка должна иметь номер EAN-13, напечатанный в виде графического символа штрихового кода EAN-13. Ранее мы рассмотрели структуру и составные части номера EAN-13. При этом номер остается номером. По сути это не более, чем набор 13 цифр, которые можно изобразить в виде штрихового кода.
Существует множество символик – способов изображения товарного номера и другой информации в виде штрих кода. В качестве наиболее известных можно назвать EAN/UPC, Код 39, 2 из 5 чередующийся (Interleaved 2 of 5 – ITF), Кодабар, Код 128, Код 93, RSS, Composite, Код 49, PDF-417, QR-код, Микро-PDF и т.д. и т.п.
В соответствии с правилами GS1 на упаковку товара номер EAN/UCC-13 наносится в виде символа штрихового кода EAN/UPC. Эта символика (правила построения графического изображения) утверждена как международным стандартом ISO 15420, так и межгосударственным (СНГ) стандартом ГОСТ ИСО / МЭК 15420-2001 “Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики EAN/UPC (ЕАН/ЮПиСи)”.
Различаются единичная и групповая упаковки товара
Под единичной упаковкой понимают отдельную единицу товара (англ. Trade Item), которая проходит через кассу (например, пачка сигарет, жестяная банка напитка “Буратино”).
Под групповой упаковкой понимают объединение в единой таре группы единичных упаковок для продажи через кассу (например, блок сигарет, упаковка из 6 банок “Буратино”).
Единичная и групповая упаковки одноименного товара должны иметь различные номера EAN-13 (стоимость одной банки напитка и блока из 6 банок различная):
ЕДИНИЧНАЯ УПАКОВКА | ГРУППОВАЯ УПАКОВКА |
---|---|
“Буратино”, жестяная банка 0,33л 1 штука | “Буратино”, жестяная банка 0,33л 6 штук в пленке |
EAN-13 4607009520087 | EAN-13 4607009520094 |
Если на групповую упаковку нанесен штрихкод с номером EAN-13, то не должен быть виден штриховой код единичных упаковок.
Штриховой код на групповую упаковку может не наноситься, если в качестве групповой упаковки используется прозрачная пленка, через которую виден штрих код единичной упаковки. В этом случае кассир считывает штриховой код с одной из банок и вручную вводит в кассу их количество.
Месторасположение штрих кода на единичной и групповой упаковке должно быть удобным для считывания. В небольших магазинах используются дешевые контактные сканеры. Кассир держит считывающее устройство в руке и подносит его к каждому считываемому коду.
В современных супермаркетах используются более сложные стационарные сканеры штрихового кода, которые монтируются в стол кассира или устанавливаются сбоку от ленты транспортера или кассы. При этом время контроля товара минимально, так как для считывания достаточно провести упаковкой по столу.
В этой связи необходимо особенно подчеркнуть, что штрих код следует размещать на дне или боковых стенках групповых упаковок. При этом не следует наносить штриховой код на рифленые и сильно искривленные поверхности.
Не просто цифры: как правильно читать штрихкод и зачем это нужно
С его помощью можно узнать, не подделку ли вам подсунули
Чтобы проверить подлинность товара, придется вспомнить уроки математики
Фото: Дарья Селенская / Сеть городских порталов
Как правило, штрихкод на товаре мы воспринимаем как что-то нужное только для того, чтобы пробить товар на кассе или узнать его цену в торговом зале. Однако в нем зашифрована информация, которая будет полезна и для покупателя. Конечно, вы не найдете в нем всех данных о товаре, включая его истинную дату изготовления (есть и такой миф), но причины посмотреть на штрихкод с новой стороны все-таки есть. Например, зная, как правильно читать его, можно проверить, откуда товар приехал и легален ли он вообще. Но сначала разберемся, из чего вообще состоит штрихкод и зачем он нужен.
О чем говорит штрихкод
Штрихкод предназначен для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. Так что — да, в первую очередь он создан для поставщиков и продавцов, а не потребителей. Изначально его придумали, чтобы находить нужный товар быстрее.
Самые распространенные штрихкоды — это 13-разрядный европейский код EAN-13 (European Article Numbering) и полностью совместимый с ним 12-разрядный код UPC, применяемый в США и Канаде. Первые две или три цифры — это код страны-производителя, его присваивает Ассоциация EAN. Например, Францию можно узнать по штрихкоду, начинающемуся на числа с 30 до 37, а Россию — по номеру 460.
Но если вы видите на товаре надпись «Сделано в Германии», а в штрихкоде зашифрована другая страна, — это еще не значит, что перед вами подделка. Причиной может быть место регистрации фирмы — компания получила код не в своей стране, а в той, куда отправляет большую часть продукции. Товар может быть произведен на дочернем предприятии, по лицензии фирмы из другой страны или на предприятии, которое принадлежит нескольким компаниям из разных государств.
В штрихкоде зашифровано много информации, но всю ее так просто не узнать
Фото: Виталий Калистратов / Сеть городских порталов
Дальше идут данные о производителе и код самого товара. В нем могут быть зашифрованы наименование, сорт, артикул, цвет, масса, размер и другие данные. Но вы их всё равно не узнаете.
— Штриховой код — это всего лишь уникальный номер, по которому в электронном каталоге организации-изготовителя можно отыскать данные об указанной продукции. Без доступа к этому каталогу ничего узнать нельзя, — объясняет Роспотребнадзор.
Однако по штрихкоду можно узнать многое о производителе товара. На сайте единой информационной системы глобального регистра GEPIR можно ввести интересующий вас код и получить выписку о компании. Но опять же, если его в базе данных нет — это еще не значит, что вам подсунули подделку. Во многих странах есть законы о раскрытии информации, по которым компания сама решает, предоставлять данные о себе или нет.
Считаем подделку
Что точно можно сделать с помощью штрихкода — так это узнать, законно товар произведен или нет. Для этого вспоминаем уроки математики или берем калькулятор.
Сначала смотрим на штрихкод и выписываем все цифры, стоящие на нечетных местах, кроме последней. То есть первую, третью, пятую, седьмую, девятую и одиннадцатую. Складываем их между собой и пока оставляем в покое. Выписываем все цифры, стоящие на четных местах и тоже складываем. Полученное число умножаем на три. Результат складываем с суммой цифр, стоящих на нечетных местах, — получается двузначное число. Убираем десятки. Полученную цифру вычитаем из десяти. Если она совпала с контрольной — последней в коде, — значит товар подлинный. Не совпала — подделка. Всё просто, не правда ли?
Давайте лучше на примере. Предположим у нас есть вот такой штрихкод: 482 0024 70001 6. Складываем цифры, стоящие на нечетных местах: 4+2+0+4+0+0=10. Складываем цифры, стоящие на четных местах: 8+0+2+7+1=18. Полученную сумму умножаем на три: 18х3=54. Складываем получившееся с первой суммой: 54+10=64. Отбросим десятки: получим 4. Вычитаем получившуюся цифру из 10: 10–4=6. Контрольное число тоже 6. Подлинник!
Сохраните себе эту памятку, чтобы в любой момент можно было проверить, не подделку ли вам подсовывают
Фото: Виталий Калистратов / Сеть городских порталов
Если вы не хотите заморачиваться с подсчетом всех цифр, можно для начала просто изучить подробней этикетку. О том, что обязательно должно быть написано на товаре и как расшифровать «ешки», мы рассказывали в этом материале.
Контроль кодов маркировки в программах 1С
Цель проверки кодов маркировки
В общем случае успешное выполнение операции в ИС МП «Честный знак» (честныйзнак.рф) возможно лишь при определенном статусе и определенном владельце кодов маркировки. Например, для продажи маркированного товара код маркировки должен находиться в статусе «В обороте», а владельцем должен быть продавец продукции. Из общего правила могут быть исключения в течение переходных периодов для товарных категорий, у которых они определены (например, табачная продукция, выпущенная до 01.07.2020, подробнее см. далее). Если в ИС МП будут переданы коды с неверным статусом или владельцем, то операция выполнена не будет. Коды не перейдут к получателю или не будут выведены из оборота.
В программы 1С встроены проверки кодов маркировки, которые предоставляют пользователю информацию о текущем статусе и владельце кода маркировки непосредственно из программы.
Настройка проверки кодов маркировки в программе 1С
Для операций и товарных групп можно задать исключения. Ссылки для настройки исключений выводятся рядом с настройками Контролировать статусы кодов маркировки и Контролировать владельцев кодов маркировки при установке соответствующих флагов (см. рис. 1). После настройки исключений в ссылке указываются настроенные исключения.
Рис. 1
Исключения позволяют более гибко настроить проверки в течение переходного периода, когда еще не все участники оборота обязаны отражать операции с маркируемой продукцией. В таком случае проверка по отдельным операциям для отдельных товарных групп может оказаться излишней.
Отключить контроль статусов и контроль владельцев можно временно, на сеанс работы с формой Подбор и проверка маркируемой продукции в меню Еще указанной формы (рис. 2).
Рис. 2
Указанные настройки касаются только проверок на стороне программы 1C, не влияют на выполнение проверок на стороне Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператора системы маркировки) и не снимают ответственности, связанной с оборотом маркируемой продукции.
Инструменты проверки кодов маркировки
Рис. 3
Если статус и владелец корректны или проверка по статусу и владельцу отключена, то статус кода маркировки в ИС МП и его владелец не отображаются, а в столбце Статус проверки выводится результат проверки наличия кода:
При подборе, если код маркировки не проходит проверку статуса и/или владельца в ИС МП, то он не добавляется в форму подбора и проверки, а выдается соответствующее сообщение (рис. 4).
Рис. 4
В окне сообщения доступны ссылки, по которым можно перейти в рабочее место Проверка кодов маркировки, а также к панели администрирования для отключения контроля статусов.
Рабочее место «Проверка кодов маркировки»
Рис. 5
Это те же данные, которые выводятся в личном кабинете ИС МП «Честный знак». Также в рабочем месте выводятся связанные с этим кодом в информационной базе 1С: номенклатура, характеристика, серия, а также ссылка на элемент справочника Штрихкоды упаковок и товаров. Из рабочего места можно открыть отчет Места использования. В нем указываются объекты информационной базы, в которых указывается данный код.
Анализ проблем контроля кодов маркировки
Если при проверке поступившей продукции или при подборе продукции при отгрузке в форме проверки указан ИНН третьей организации (не покупателя и не продавца), то, возможно, эта продукция произведена в течение переходного периода, когда производители уже были обязаны маркировать продукцию и представлять в информационную систему маркировки сведения о вводе в оборот, а обязанность предоставлять сведения об обороте маркируемой продукции для других участников оборота маркируемого товара еще не наступила. Это означает, что маркируемая продукция может не числиться за поставщиком на момент совершения операции. Но выполнять операции с такой продукцией можно. В этом случае нужно настроить исключения проверки кодов или временно отключить контроль непосредственно в форме подбора и проверки, как описано выше.
В остальных случаях нужно исследовать причины возникших ошибок отдельно по каждой операции. Возможно, поставщик отразил отгрузку ранее, чем оформил у себя поступление кодов, или, например, коды были заказаны и введены в оборот по одной организации, а отгружен товар от имени другой, аффилированной с первой. Первичный анализ можно выполнить в рабочем месте Проверка кодов маркировки, а далее обращаться к поставщику для совместного исследования, анализа и приведения документов в порядок.
В случае системной ошибки при подборе и проверке кодов информации о текущем владельце и статусе может быть недостаточно, а для анализа необходимо привлекать специалиста обслуживающей организации или обращаться на линию поддержки. При этом специалистам для расследования необходим лог (история) запросов к ИС МП, который нужно направить специалистам вместе с подробным описанием проблемы. При проверке кодов из рабочего места Проверка кодов маркировки запись логов включается автоматически, ссылка открыть лог запросов выводится непосредственно в рабочем месте. В текстах некоторых ошибок добавляется гиперссылка с временным включением лога запросов и просмотра ранее включенного лога. Запись логов можно также включить вручную перед выполнением проблемной операции в рабочем месте Обмен с ИС МП (обувь, одежда, табак. ) в группе см. также. Включение производится на определенное время: 5, 10 или 15 минут. Там же будет доступна ссылка Открыть, которая позволяет просмотреть лог в текстовом виде и сохранить его для передачи специалистам.
Заключение
Работа с маркируемой продукцией в соответствии с актуальным законодательством, безусловно, повысила требования к выполнению операций с такими товарами, их документальному оформлению. Работа в новых, непривычных условиях может приводить к ошибкам участников оборота и вести к дальнейшим проблемам. Часть из этих ошибок являются типовыми и встречаются, по данным линии поддержки 1С, достаточно часто. Выше мы рассмотрели несколько примеров таких ошибок. В других случаях требуется дополнительное исследование ошибок и анализ причин их возникновения. Также мы рассмотрели инструменты, включенные в программы 1С, для оперативного решения таких ситуаций. При отлаженных процессах внутри компании и во взаимодействии с другими участниками оборота вероятность таких ошибок сводится к минимуму, а встроенные инструменты позволяют их оперативно отслеживать и устранять.
О поддержке обязательной маркировки в учетных решениях «1С:Предприятие 8» можно узнать в разделе «Маркировка» в «Мониторинге законодательства».
Цель проверки кодов маркировки
В общем случае успешное выполнение операции в ИС МП «Честный знак» (честныйзнак.рф) возможно лишь при определенном статусе и определенном владельце кодов маркировки. Например, для продажи маркированного товара код маркировки должен находиться в статусе «В обороте», а владельцем должен быть продавец продукции. Из общего правила могут быть исключения в течение переходных периодов для товарных категорий, у которых они определены (например, табачная продукция, выпущенная до 01.07.2020, подробнее см. далее). Если в ИС МП будут переданы коды с неверным статусом или владельцем, то операция выполнена не будет. Коды не перейдут к получателю или не будут выведены из оборота.
В программы 1С встроены проверки кодов маркировки, которые предоставляют пользователю информацию о текущем статусе и владельце кода маркировки непосредственно из программы.
Настройка проверки кодов маркировки в программе 1С
Для операций и товарных групп можно задать исключения. Ссылки для настройки исключений выводятся рядом с настройками Контролировать статусы кодов маркировки и Контролировать владельцев кодов маркировки при установке соответствующих флагов (см. рис. 1). После настройки исключений в ссылке указываются настроенные исключения.
Рис. 1
Исключения позволяют более гибко настроить проверки в течение переходного периода, когда еще не все участники оборота обязаны отражать операции с маркируемой продукцией. В таком случае проверка по отдельным операциям для отдельных товарных групп может оказаться излишней.
Отключить контроль статусов и контроль владельцев можно временно, на сеанс работы с формой Подбор и проверка маркируемой продукции в меню Еще указанной формы (рис. 2).
Рис. 2
Указанные настройки касаются только проверок на стороне программы 1C, не влияют на выполнение проверок на стороне Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператора системы маркировки) и не снимают ответственности, связанной с оборотом маркируемой продукции.
Инструменты проверки кодов маркировки
Рис. 3
Если статус и владелец корректны или проверка по статусу и владельцу отключена, то статус кода маркировки в ИС МП и его владелец не отображаются, а в столбце Статус проверки выводится результат проверки наличия кода:
При подборе, если код маркировки не проходит проверку статуса и/или владельца в ИС МП, то он не добавляется в форму подбора и проверки, а выдается соответствующее сообщение (рис. 4).
Рис. 4
В окне сообщения доступны ссылки, по которым можно перейти в рабочее место Проверка кодов маркировки, а также к панели администрирования для отключения контроля статусов.
Рабочее место «Проверка кодов маркировки»
Рис. 5
Это те же данные, которые выводятся в личном кабинете ИС МП «Честный знак». Также в рабочем месте выводятся связанные с этим кодом в информационной базе 1С: номенклатура, характеристика, серия, а также ссылка на элемент справочника Штрихкоды упаковок и товаров. Из рабочего места можно открыть отчет Места использования. В нем указываются объекты информационной базы, в которых указывается данный код.
Анализ проблем контроля кодов маркировки
Если при проверке поступившей продукции или при подборе продукции при отгрузке в форме проверки указан ИНН третьей организации (не покупателя и не продавца), то, возможно, эта продукция произведена в течение переходного периода, когда производители уже были обязаны маркировать продукцию и представлять в информационную систему маркировки сведения о вводе в оборот, а обязанность предоставлять сведения об обороте маркируемой продукции для других участников оборота маркируемого товара еще не наступила. Это означает, что маркируемая продукция может не числиться за поставщиком на момент совершения операции. Но выполнять операции с такой продукцией можно. В этом случае нужно настроить исключения проверки кодов или временно отключить контроль непосредственно в форме подбора и проверки, как описано выше.
В остальных случаях нужно исследовать причины возникших ошибок отдельно по каждой операции. Возможно, поставщик отразил отгрузку ранее, чем оформил у себя поступление кодов, или, например, коды были заказаны и введены в оборот по одной организации, а отгружен товар от имени другой, аффилированной с первой. Первичный анализ можно выполнить в рабочем месте Проверка кодов маркировки, а далее обращаться к поставщику для совместного исследования, анализа и приведения документов в порядок.
В случае системной ошибки при подборе и проверке кодов информации о текущем владельце и статусе может быть недостаточно, а для анализа необходимо привлекать специалиста обслуживающей организации или обращаться на линию поддержки. При этом специалистам для расследования необходим лог (история) запросов к ИС МП, который нужно направить специалистам вместе с подробным описанием проблемы. При проверке кодов из рабочего места Проверка кодов маркировки запись логов включается автоматически, ссылка открыть лог запросов выводится непосредственно в рабочем месте. В текстах некоторых ошибок добавляется гиперссылка с временным включением лога запросов и просмотра ранее включенного лога. Запись логов можно также включить вручную перед выполнением проблемной операции в рабочем месте Обмен с ИС МП (обувь, одежда, табак. ) в группе см. также. Включение производится на определенное время: 5, 10 или 15 минут. Там же будет доступна ссылка Открыть, которая позволяет просмотреть лог в текстовом виде и сохранить его для передачи специалистам.
Заключение
Работа с маркируемой продукцией в соответствии с актуальным законодательством, безусловно, повысила требования к выполнению операций с такими товарами, их документальному оформлению. Работа в новых, непривычных условиях может приводить к ошибкам участников оборота и вести к дальнейшим проблемам. Часть из этих ошибок являются типовыми и встречаются, по данным линии поддержки 1С, достаточно часто. Выше мы рассмотрели несколько примеров таких ошибок. В других случаях требуется дополнительное исследование ошибок и анализ причин их возникновения. Также мы рассмотрели инструменты, включенные в программы 1С, для оперативного решения таких ситуаций. При отлаженных процессах внутри компании и во взаимодействии с другими участниками оборота вероятность таких ошибок сводится к минимуму, а встроенные инструменты позволяют их оперативно отслеживать и устранять.
О поддержке обязательной маркировки в учетных решениях «1С:Предприятие 8» можно узнать в разделе «Маркировка» в «Мониторинге законодательства».