провайдер номер 1 в россии
История русского интернета.
История это нечто далёкое, что изучается современниками по книжкам в пыльных аудиториях учебных заведениях. Тем необычнее история становления “нашего” сегмента “сети всех сетей” — она развивалась на наших же глазах. Кто не помнит сначала поминутных острожных первых шажков в “большую сеть”, а потом и многочасовых зависаний на более выгодных ночных тарифах… За период с 90-ых по 99-ые года произошло становление не самого малого (в будущем) сегмента всемирной сети Интернет.
Историю русского интернета можно смело начинать с 1990 года, когда в январе, при финансировании американской «Ассоциацией за прогрессивные коммуникации» из Сан-Франциско, была создана общественная организация Гласнет. Название «Гласнет» тоже придумали американцы, объединив слова Glasnost и Network. Эта общественная организация была призвана обеспечить связью учителей, правозащитников, экологов и других гарантов открытого общества. В 1993 году «Гласнет» стал коммерчески провайдером. Позднее, 1 июля 1999 года слилась с «Совам телепорт». А 2 сентября того же года «Совам Телепорт» и «Телефонная связь Москвы» влились в ООО «ТелеРосс».
На этом знаковые события 1990 года не закончились. В августе была основана компьютерная сеть «Релком» (название образовано от RELiable COMmunications – надёжная связь). В работах по созданию сети принимали участие специалисты кооператива «Демос» (в последствии — ООО «Компания „Демос“), большинство из них являлись сотрудниками Курчатовского института. Уже к концу года к сети были подключены около 30 организаций, среди которых — центры российской науки в Серпухове, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Дубне. Сеть базировалась исключительно на технологии электронной почты UUCP, причем с возможностью переписки и на русском языке.
В феврале 1991 года состоялся первый сеанс связи между Москвой и Барнаулом посредством модемной связи на скорости 9600 бод с использованием базового протокола TCP/IP. А 1 мая количество внутрироссийского сетевого трафика превысило обмен между нами и западом. Сеть реально стала российской.
В этом же году было освоено использование телеконференций, которые через первый почтовый сервер обеспечивали по подписке пользователей сообщениями по электронной почте. А Институт коммерческой инженерии начал проект „ИнфоРынок“, ставивший своей задачей информационную поддержку российского рынка ценных бумаг новейшими Интернет-технологиями.
В июле 1992 года сеть „Релком“ была официально зарегистрирована в пан-европейской сети EUnet под названием EUnet/Relcom и стала крупнейшей на европейском континенте. А в середине года «Релком» начал экспериментальное внедрение on-line IP-протокола, обеспечивающего подключение в режиме реального времени и расширяющего список доступных для использования сервисов помимо электронной почты. При активном участии АО „Релком“ и использовании возможности сети EUnet/Relcom была начата реализация проекта создания научной некоммерческой сети RELARN, головной организацией которой является „РосНИИРОС“.
В этом же году был введен в действие новый канал на Запад через Амстердам, что примерно в четыре раза увеличило соответствующую пропускную способность.
С 1993 года ведет свою историю компания «Демос Он-Лайн», которая с середины следующего года получила первых пользователей, а в последствии стала одним из крупнейших провайдеров России.
В 1994 году был зарегистрирован домен RU, что можно считать официальным началом русскоязычного Интернета. В рамках государственной программы „Университеты России“ начинается создание опорной инфраструктуры, объединяющей университетские сети в различных регионах России — будущей сети RUNNet (Russian Universities Network). Первая очередь охватывала шесть российских регионов и была реализована уже в начале 1995 года. Связь осуществлялась на базе систем спутниковой связи с двумя управляющими центрами в Москве и Санкт-Петербурге. К 1996 году сеть работала в пятнадцати регионах.
По инициативе МГУ, поддержанной „Релкомом“, „Демосом“ и другими крупными Интернет-провайдерами, создан первый в России узел обмена IP-трафиком на Московской междугородной телефонной станции М-9 (М9-IX — один из самых крупных подобных узлов в Европе), что позволило ряду российских Интернет-провайдеров напрямую обмениваться сетевым трафиком с использованием общего оборудования для уменьшения транзитного трафика.
Первая русско-язычная доска объявлений была открыта в 1995 году и относилась к опять же первой русскоязычной игре «Буриме». «Учительская газета» закрепила за собой право первой выпустить электронную версию своего издания. С мая 1995 года ведёт свою историю агентство «РосБизнесКонсалтинг», запустившее собственный сервер в Интернете и ставшее в последствии одним из самых популярных и уважаемых.
Проект Комкон, предоставивший возможность бесплатного размещения в сети для различных, в первую очередь, русскоязычных, некоммерческих проектов, первым из которых стала электронная библиотека, был запущен в мае 1995 года и существует по сей день.
В сентябре того же года, «Демос» открывает каталог ресурсов Russia on the Net, а компания «Россия-он-лайн» становится первым массовым коммерческим провайдером и открывает собственный информационный сайт.
8 ноября основан популярнейший ресурс www.anekdot.ru Дмитрия Вернера. При поддержке провайдера Cityline, он был перенесён в Россию и долгое время удерживал лидирующие позиции в рейтинге rambler top100. Именно этот ресурс в феврале 1998 года впервые в истории возглавил одну из категорий всемирного рейтинга World Top 1000.
В конце 1995 года по инициативе Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) была начата работа по созданию и реализации проекта „Деловая сеть России“. Проект предусматривал создание сети для коммерческого применения с учетом ее специфики, включая решение проблемы обеспечения сохранности информации. Участники проекта — ФАПСИ, „Ростелеком“, АО „Релком“, „Роспак“ и ряд других организаций.
Тогда же Совет по международным исследованиям и научным обменам США (IREX) начал реализацию программы „Расширение доступа к Интернет“, которая обеспечивала бесплатный доступ к электронной почте, Интернет и обучение выпускникам программ, финансируемых правительством США, высшим учебным заведениям, библиотекам и некоммерческим организациям на территории СНГ.
1996 год ознаменовался, помимо создания многочисленных первых ресурсов, которые положили начало целой плеяде подобных ресурсов в будущем, началом осуществления Межведомственной программы „Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы“. Позднее она получила название RBNet и занималась координированием деятельности четырех ведущих ведомств в сфере науки и образования: Министерства науки и технологии, Минобразования, РАН и РФФИ, а также Госкомсвязи РФ.
В тоже время в марте 1996 года, Институт „Открытое общество“ (Фонд Сороса) приступил к реализации программы „Университетские центры Интернет“, рассчитанной на пять лет — до 2001 года. Программа осуществляется совместно с Правительством Российской Федерации. Приобретение оборудования и финансовая поддержка Университетских центров Интернет в объеме 100 миллионов долларов осуществляются Фондом Сороса. Правительство России финансирует в объеме 30 миллионов долларов спутниковые или наземные каналы для подключения к российским и международным сетям телекоммуникаций с пропускной способностью 256 килобит в секунду.
Из наиболее значимых ресурсов, созданных в этом году, можно отметить поисковую систему rambler.ru. Это проект компании “Стек” в последствии, благодаря выдающимся показателям по проиндексированным документам и сервера, бысро обойдет другие популярные поисковые сервера и некоторое время будет находится в лидерах.
В интернет входят радио станции. Радио 101 первая открывает свой информационный сайт и приступает, помимо УКВ диапазона, к трансляции своих в интернет. Радио “Серебренный дождь” идёт ещё дальше и первое в европе начинает круглосуточное непрерывное вещание через интернет в режиме реального времени.
Вообще, 1996 год был крайне богат на события, особенно, касающихся открытия в будущем наиболее популярных ресурсов. Среди них чат “кроватки”, первый номер “zhurnal.ru”, “чёртовы кулички” и прочие не менее интересные ресурсы. Так же в этом году на российский рынок вышли такие игроки, как провайдер Cityline, которая благодаря массированной рекламной компании в 1997 году известна уже всем русскоязычным пользователям интернета.
В 1997 году “отметились” такие компании как Mirabilis выпустила первую версию программы ICQ, которая в дальнейшем станет популярнейшим инструментом общения в реальном времени, вытеснив на обочину истории технологию IRC. Менее чем через полтора года количество русских пользователей ICQ оценивалось в 65-130 тыс. Человек.
4 февраля на сервере Cityline открылась служба TrubAddUrl — система автоматизированной подачи информации об интернетовских ресурсах (включая их URL и описание) одновременно в десять поисковых машин и каталогов русской Сети, а также в „культовую российскую искалку AltaVista“. В октябре того же года служба была доработана и переименована в „Систему TAU“.
16 марта того же года состоялся Первый Российский Интернет Форум, организованный РОЦИТ и Издательским домом „Открытые системы“. Главная тема дискуссий: „Использование Интернет в корпоративных сетях“. В работе форума приняли участие около трехсот человек, представлявшие почти 200 российских и западных компаний.
Рейтинговая система Rambler’s Top 100 стартовала 24 марта 1997 года. Она позволяла всем желающим установить на заглавную страницу своего сайта счетчик посещений и принять участие в рейтинге популярности сайтов российского Интернета в различных категориях.
15 июля издательство „Инфоарт“ объявило о создании первых официально зарегистрированных русскоязычных push-каналов персональной доставки заказной информации по сети Интернет.
13 августа может считаться днём начала борьбы с баннерами, так как вступила в действие баннерная сеть Reklama.ru. 10 января следующего года под названием Reklama.ru 2.0 появилась ее усовершенствованная версия. Благодаря более совершенной технологии (RotaBanner), использованию „зеркал“ и возможности контролировать целевую аудиторию, Reklama.ru в короткий срок вытеснила с рынка своего предшественника — рекламную сеть „Спутник“.
15 сентября открылась бесплатная почтовая служба Pochta.ru. Из-за несовершенства программного обеспечения она так и не смогла нормально заработать и вскоре была закрыта.
23 сентября произошло одно из самых знаменательных событий 1997 года — официальное открытие поисковой системы Яndex.ru, позволяющая производить поиск в русской Сети с полным учетом морфологии русского языка. Новая поисковая система быстро совершенствуется: вскоре появляется возможность формулировать поисковые запросы на естественном языке, ранжировать результаты поиска, искать „похожие документы“ и т.д.
1997 год стал отправной точкой в развитии российского интернета, так как именно в этом году было положено начало открытию множества популярных (и не очень) русско-язычных ресурсов. На всё их описание не хватило бы и целого журнала.
24 февраля 1998 года осужден Владимир Левин. Арестованный в марте 1995 года за компьютерное ограбление „Ситибанка“ российский хакер был приговорен судом Нью-Йорка за хищение 3,7 млн. долларов к трем годам тюрьмы и денежному штрафу в размере 240 015 долларов.
28 апреля. Радио 101 становится первой русской радиостанцией, количество потенциальных слушателей которой в Сети практически не ограничено (возможно 60000 одновременных соединений). А уже 7 мая начинает работу RadioNet — первая в России радиопрограмма, выходящая только в Интернете. Ведущий — Алексей Андреев. К марту 2000-го вышло 20 передач, включая 5 передач из цикла „Голоса русского Интернета“ (интервью с известными сетевыми деятелями).
Согласно исследованию, проведенному в июле московским офисом International Data Corporation (IDC), количество пользователей российского Интернета достигло 1,2 млн. (в 1996-м их было всего 384 тыс.).
17 августа разразившийся финансовый кризис спровоцировал ажиотажный спрос на финансово-политическую информацию. Лидером по ее предоставлению стал сервер РИА «РосБизнесКонсалтинг». В связи с резко возросшей посещаемостью сервера РБК 17 августа агентство расширило канал в Интернет с 512 Кбит/c до 1,1 Мбит/с. Однако и этого оказалось недостаточно. Уже 26 августа канал был расширен до 2,2 Мбит/с, а 21 сентября — до 3,2 Мбит/с. (Следующий всплеск посещаемости РБК произошел в марте 1999-го в связи с повышенным интересом к событиям в Югославии — канал снова был расширен, на этот раз до 5,5 Мбит/с.) 5 ноября РИА «РосБизнесКонсалтинг» удостоено наивысшей награды конкурса «Бизнес-Сайт’98» — ГРАН-ПРИ. А 1 октября РБК установил своеобразный рекорд посещаемости в российском Интернете — количество заходов на сервер превысило 3 млн.
1 ноября открылась бесплатная почтовая служба Mail.ru. В отличие от предшествующих попыток создания такого сервиса в российской сети (Extranet и Pochta.ru), проект оказался очень удачным. Позднее 20% акций компании Port.ru, создавшей этот сервис, было продано иностранным инвесторам за 940 тыс. долларов, в результате чего капитализация компании, все имущество которой — несколько компьютеров и интеллектуальная собственность, составила 4,7 млн. долларов. Это можно считать первой крупной сделкой в российском Интернете. 5 марта 1999 года количество зарегистрированных пользователей Mail.ru составило 100 тыс., 27 сентября — 500 тыс., а 29 февраля 2000 года достигло миллиона.
Согласно отчету РОЦИТ за 1998 год, количество российских пользователей Интернета составило на конец года около 1,5 млн. Качественный состав пользователей: более 85% — мужчины, около 55% имеют высшее образование; около 80% русскоязычных пользователей живут в России, почти половина из них — в Москве. В стране действует более 300 Интернет-провайдеров; создано свыше 26 тыс. информационных ресурсов; общий объем информации на русском языке в российской Сети — не менее 0,5 терабайта.
22 января 1999 года Яndex приступил к еженедельному мониторингу интересов пользователей русской Сети, введя НИНИ-индекс (расшифровывается как «Непостоянство интересов населения Интернета») — коэффициент изменения интересов пользователей Интернета. Индекс, публикуемый по понедельникам, отражает рост и падение числа запросов пользователей по определенным ключевым словам, популярность которых пережила наиболее заметные сдвиги за последнюю неделю.
5 марта знаменательно использованием Сети как средства дезинформации. Поздно вечером в «Дискуссии „Полит.ру“ появилось сообщение о самоубийстве губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева. Через несколько часов сообщение повторили Gazeta.ru и Forum.msk.ru. Вскоре выяснилось, что это дезинформация; последовало опровержение. Тем не менее, пресса откликнулась статьями (12 марта в „Новых Известиях“ и 19 марта в „Комсомольской правде“), где высказывалось представление об Интернете в целом как среде анонимных политических провокаций.
14 мая — открытие RB2, рекламной сети, созданной Студией Артемия Лебедева, с форматом баннеров 100×100 пикселей. Меньше чем за месяц сеть RB2 выходит на миллион показов баннеров в сутки. Попутно начинаются разработки “баннерорезок”, в последствии так и не ставших чрезмерно популярными.
21 июля разгорается скандал, связанный с публикацией в Сети романа Владимира Сорокина „Голубое сало“. Обсуждение частного вопроса — публикация романа без разрешения автора — перерастает в глобальную дискуссию по проблеме авторских прав в Интернете. Автор романа и издательство Ad Marginem, которому принадлежит эксклюзивное право на публикацию романа, подают в суд на Андрея Чернова и требуют „обязать ответчика устранить с его сайта любые возможности по доступу к тексту романа “Голубое сало», в том числе ссылки на любые адреса в Интернете, с которых возможна загрузка данного произведения». 18 января 2000-го дело разрешается победой Чернова — суд отклоняет иск.
Открыта круглосуточная новостная Интернет-служба Lenta.ru — новый результат сотрудничества Фонда эффективной политики с командой, создавшей в декабре 1998 года проект Gazeta.ru. Главный редактор издания — Антон Носик. За короткие сроки Lenta.ru стала крупнейшим информационным ресурсом в российском Интернете. В марте 2000 года Lenta.ru была куплена инвестиционным консорциумом «Русские фонды — Orion Capital Advisors» (Internet Holding Company), ранее приобретшим контрольный пакет Интернет-портала Rambler.
24 ноября компания «ТелеРосс», входящая в холдинг «Голден Телеком», который в свою очередь находится под контролем (приблизительно на 57%) американской корпорации GTS, объявила о приобретении петербургских фирм «Невалинк» и «НеваТелеком». До того в состав «ТелеРосса» вошли компании «Совам Телепорт» и «Гласнет».
29 ноября открылся сервер SpyLOG — системы по сбору и анализу интернет-статистики. В течение следующего года SpyLOG станет самым популярным и авторитетным статистическим сервисом в Российском Интернете.
6 декабря открылось первое в российском Интернете медиа-байинговое агентство (агентство, специализирующееся на покупке рекламного места в различных средствах массовой информации, в том числе на телевидении и в печатной прессе) Internet Media House Russia (IMHO). Учредители: Stonton Research, Фонд социальной и некоммерческой рекламы (ФСНР), Студия Артемия Лебедева, Юлия Соловьева, Антон Носик. Председатель совета директоров — Арсен Ревазов. Генеральный директор — Юлия Соловьева. Одной из первых акций агентства стало проведение рекламной компании Интернет-ресурсов на НТВ (совместно с московским представительством Intel) с 17 февраля по 2 апреля 2000 года.
10 декабря выигран первый судебный иск по делу о плагиате из Интернета. На состоявшемся 10 декабря заседании арбитражный суд в Москве признал издательство «Познавательная книга плюс» виновным в плагиате и обязал его к уплате компенсации в 54 000 рублей в пользу пострадавшей стороны — компании Promo.Ru и ее директора Тимофея Бокарева.
Десятилетие 90-ых годов можно смело отнести к наиболее важным для российского сегмента сети. Именно в эти годы был заложен фундамент первых ресурсов, как виртуальных, так и физических, которые в последствии позволили вырасти русскому сегменту до весьма внушительных размеров.
© akeeperКоршунов Алексей.
Впервые опубликовано в журнале «Системный администратор».
Операторы сотовой связи в России
СССР, дождавшись появления первого поколения сотовой связи, силами Дельта Телеком начал строить сеть. Символический звонок Анатолия Собчака 9 сентября 1991 года открыл новую эпоху развития отрасли телекоммуникаций. Финская трубка Mobira MD59-NB2 (Nokia) весом 3 кг больше напоминала кирпич.
Рейтинг
Существуют иные операторы, численность абонентов которых остаётся низкой. Разница достигает порядка (10 раз).
История
Значительная часть компаний-первопроходцев стёрта временем. Расстановка сил многократно менялась кардинальным образом.
Дельта Телеком
Сегодня первая компания СССР представляет инфраструктуру бренду Скай линк (подразделение Теле 2). После разгона ГКЧП оператор занялся освоением Северо-Западной части РФ, внедряя скандинавский стандарт NMT-450. Мы упоминали ранее факт наличия душевного отклика советского руководства относительно мобильной связи высшего руководящего звена. Система Алтай (1963 г.р.) тогда (распад СССР) успела занять ряд городов. Первая радиовышка Дельта Телеком откусила кусок инфраструктуры. Алтай использовал частоты ДМВ, близкие скандинавскому стандарту поколения 1G.
Мощностям, задействованным сотовой связью, исполнилось 15 лет. Август 1992 подарил начинающей голодовку стране вторую вышку, выборгскую; первые четыре года активности – принесли 10 тыс. абонентов. Аналоговый стандарт эксплуатировали до 2005 года включительно, захватив львиную долю страны. Напирающие конкуренты заставили искать спасения, объединившись (2003) с другими провайдерами, прежде всего, торговой маркой Сонет, компании Персональные коммуникации (образована 17 августа 1998 года).
Консолидированный бренд получил имя Скай Линк, использовал цифровую технологию CDMA поколения 2G+. Постепенно наметилась тенденция поглощения российской Теле 2:
Билайн
Основание Вымпел-Коммуникации растянулось на год. Организованная на базе ТРИ имени А.Л. Минца группа инженеров собирала силы. Июнь 1992 года принёс зданию МИД (Москва) первую вышку стандарта AMPS, обслуживавшую 200 абонентов. Пробный звонок совершён 12 июля 1992 года. Уже существовал цифровой вариант второго поколения – D-AMPS.
Проделав начальные шаги, команда озадачилась развитием маркетинговой тактики. 6 августа выдумали бренд Билайн (пчелиная сеть), запустили рекламу. Немедля контрольный пакет приобретает АФК Система (учредитель МТС). Созданную летом 1994 сеть ёмкостью 10 тыс. абонентов начали модернизировать, закупив оборудование D-AMPS. Преобразование отняло 1 год, подарив счастливым пользователям услуг компании первую автоматизированную круглосуточную службу технической поддержки.
Весной 1996 года АФК Система продаёт акции, контрольный пакет получает Дмитрий Зимин. Часть акций достигает нью-йоркской фондовой биржи. Параллельно идёт освоение европейского прогрессирующего стандарта GSM-1800. Диапазон 900 МГц занят конкурентами, возведение сети обходится в копеечку. Билайн первым предложил москвичам (1998) предоплатную систему расчётов картами. 18 октября 1999 комплекты (телефон, талон стоимостью 10 долларов) поступили в открытую продажу. Итогом завершения года становится захват лидерства (352 тыс. абонентов = 47% рынка).
Июнь 2001 года приносит стране интернет (GPRS), Дмитрий Зимин покидает пост генерального директора, получая номинальную почётную должность компании. Структурная перестройка вызвана продажей части акций зарубежным инвесторам. Продолжается последовательное введение новых технологий:
17 ноября 2007 года прекращается эксплуатация морально устаревшей технологии D-AMPS. Абоненты автоматически получили (наконец) второе поколение мобильной связи (2G). 1 сентября 2008 года начинается освоение третьего поколения цифровой беспроводной передачи информации. Поддерживая модернизацию, Билайн сбывает покупателям новые телефоны Huawei. CDMA продержался дольше (1 января 2011).
Праздник, принесённый всеобщей модернизацией, испортил Мегафон, снизивший цены, ухватив изрядную долю клиентов пчелиной сети. Наблюдательный эксперт заметил: отсутствие инвестиций, сдобренное повышенными ценами, приносит стабильный результат. Ответным ходом Вымпелком поручил Евросети открыть минимум 1000 российских представительств. Последующие годы Билайн пыталась безуспешно отыграться. Политика компании предусматривала тесное сотрудничество с государством. Оператор первым «убрал» роуминг (2017), аналогичные попытки предпринимали двумя годами ранее (2015).
Пока Дельта осваивал NMT-450, Билайн разрабатывал AMPS, НИИ Радио, заручившись поддержкой НИИ Министерства обороны, исследовало вопросы возможности использования спектра 900 МГц. Оказалось, мобильная связь прекрасно уживается с авиационной навигацией. 25 июля 1992 года было решено параллельно осваивать два диапазона 450, 900 МГц. Поскольку первый стандарт решили отдать Дельте, организаторы МТС получили задание организовать цифровую сеть второго поколения GSM. Компании создали консорциум Мобильная Москва:
МТС, являясь детищем упомянутых организаций, зарегистрирована 28 октября 1993 года. Некоторые участники дали деру, окончательный состав пополнился Siemens, Дойче Телеком. Россия получила контрольный пакет акций. Первая базовая станция украсила улицу Яблочкова майским днём 1994 года, 7 июля общее количество – составило 8, запущены звонки. В 1996 году российскую долю акций выкупила АФК Система, следующий год отведён завоеванию столичной компанией России. Параллельно Билайн растущая МТС осваивает второе поколение мобильной связи стандарта GSM, внедряя посекундную тарификацию.
Середина нулевых годов явилась эпохой расцвета компании, ранее уступавшей Билайн. Апогеем маркетинговой политики стало внедрение первых бесплатных тарифов домашнего региона. Абоненты получали возможность приобретать СИМ-карты семьями, получая 30 минут свободных вызовов кругу близких. Одновременно «однояйцевый» логотип украсил улицы городов, привлекая всеобщее внимание. 2008 год явился датой появления сетей третьего поколения, МТС стал партнёром британского Vodafone.
Подражая Билайн, компания завоёвывает зарубежье (преимущественно СНГ). Четвёртое поколение мобильной связи опирается на инфраструктуру Yota. 2006 года запущена программа лояльности. Годы пообтесали замашки маркетологов, некоторые абоненты прекратили получать бонусы, требуется повторная регистрация в личном кабинете оператора. Баллы регулярно сгорают. Указанную особенность жизненно важно знать желающим получить вознаграждение. Сегодня оператор занимается созданием виртуальных провайдеров совместно с российскими компаниями.
Мегафон
Евгений Кесарев (1992) посетил Санкт-Петербург, задумав продвижение программного обеспечения, призванного упростить расчёты по телефонной связи. Предприниматель начал обход руководства компаний. Александр Малышев (СПб ММТ) принял предложение создать невскую цифровую сеть. Партнёры начали искать инвестора. Согласился Бу Магнуссон (Telia International). Акционерами (весна 1993) возжелали стать финская Sonera, шведские Telenor, Telia.
49% акций получили финская (Telecom Finland), норвежская (Telenor) компании. Жители Северной столицы получили возможность разговаривать из-за рубежа, таская увесистые мобильники. Компания получила цейтнот: отсутствие денег на развитие сети. Следующие шаги демонстрируют умение нового руководителя, Александра Няго, вертеться:
1996 приносит плоды: количество абонентов догоняет Дельту (24 тыс.). Годом позже доля компании составляет 53% рынка. Преемник Няго продолжал курс. Затем следует исторический ход, изменивший политику Билайн. 1 декабря 1998 запущен маркетинговый трюк: взимание платы исключительно в дни использования телефона. Зимой 1999 года число абонентов увеличилось вчетверо. Мегафон стал первым осваивать метро Санкт-Петербурга, скупил инфраструктуру конкурента. Национальный роуминг (единые номера) стал индивидуальным достижением компании, заменив коды городов. Российские операторы предоставили услугу позже. Завидев московских конкурентов (Билайн, МТС), Северо-Западный GSM решился создать запоминающийся бренд. Новое название лишено региональной привязки.
Это интересно! Руководство компании подразумевало мегафон, используемый заполнившими трибуны ораторами. Молодое поколение отказалось воспринимать забытый термин советских времён.
Модификация структуры тарифных планов быстро принесла плоды. Гибкая политика наплодила 150 тыс. абонентов (июнь 2001). Впервые произошло столкновение интересов: взаимное проникновение двух столиц на чужую территорию. Мегафон завоевал 10% московского рынка. 21 января 2002 офис посетил миллионный клиент, получивший машину ВАЗ-2110. Розыгрыш продолжился.
Освоение третьего поколения началось вовремя – 2008 год (38,5 млн. абонентов), оператор первым (2 октября 2007) запустил сеть UMTS (Питер). Параллельно остальным провайдерам. Компания немедленно начала сбывать шлюзы Huawei E680, поддерживающие мобильные гаджеты, предоставляя выход в интернет. Комплект снабдили подходящим тарифом. Доля рынка составила 29%. Сегодня Мегафон делит мощности Yota LTE с Билайн. Наметилась тенденция консолидации, обусловленная общим экономическим кризисом, вызванным крымскими событиями.
Теле 2
Основатель Теле 2 Россия является транснациональной телекоммуникационной компанией. В 1981 году появился конкурент сотового оператора Televerket (Telia). Компанию назвали Comvik, позже родился (1986) провайдер кабельного телевидения Kabelvision AB. В 1988 году Комвик получил лицензию GSM, изменив название. Обновлённая Comviq занялась работой в 1992 году. Три компании объединились:
Концерн получил имя Tele 2. Мобильный рынок начал захват Эстонии, Латвии, России (2001), Франции. Американские корни родительских компаний обусловили использование североамериканской технологии D-AMPS. В 2001 году США сказали аривидерчи, продав долю бизнеса шведам. Тогда начали внедрять европейский GSM. Развёртывание сети шло, помимо построения собственной инфраструктуры, поглощением. Новая тактика стала доминирующей – шведы покупали готовую инфраструктуру. 13 августа 2007 года началось взаимное сотрудничество Вымпелком – Теле 2.
Весной 2013 года компанию купила группа ВТБ, перепродав 50% акций осенью российским компаниям. 6 февраля 2014 года началась интеграция тандема Ростелеком – Теле 2. Сегодня оператор продолжает покрывать Россию сетью 4G.
Ростелеком
Компания занимает первое место по количеству абонентов (свыше 100 млн.) доступа в интернет. Сегмент мобильной связи намного скромнее. Существенную поддержку оказывает выполнение государственных программ. Юридически компания выступает преемником Министерства связи СССР. В феврале 2014 года Ростелеком начал захват рынка мобильной связи, объединив инфраструктуру с Теле 2. Сегодня дело идёт ни шатко, ни валко.
Новый оператор (2012) лишён наследия тяжёлого прошлого – бича всех успешных компаний. Немедля стартовало покрытие регионов новым видом оборудования, технологией 4G. Ныне активы слиты с Мегафоном. История открытия компании насчитывает 6 долгих лет. Два предпринимателя, Денис Свердлов и Сергей Адоньев, договорились (2006) создать в России сеть WiMAX (3G+). Поскольку у операторов РФ едва-едва закончено освоение второго поколения оборудования (GSM). Осенью 2008 произвели пробный запуск на территории столиц.
Заметив общемировую тенденцию (2010), владельцы решили освоить LTE. Ныне таблица инфраструктуры по регионам сформировала солидный список (48 штук). Параллельно новый федеральный оператор продавал современные устройства связи гражданам: телефоны, ноутбуки. Летом 2012 года завершено присоединение к Мегафон. 13 августа 2014 года начали выдавать СИМ-карты, заранее заказанные абонентами.