какие регионы участвуют в цос
Минпросвещения назвало пилотные регионы для эксперимента с созданием цифровой образовательной среды на ЕПГУ
Министерство просвещения опубликовало для обсуждения проект постановления правительства, которым предусматривается проведение с 1 сентября 2020 года по 31 декабря 2022 года эксперимента «по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды (ЦОС) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых», утверждение положения об эксперименте и перечня субъектов РФ, на территории которых проводится эксперимент.
Как сказано в пояснительной записке, эксперимент проводится с целью создания и апробации ЦОС и обеспечение возможности использования ЦОС на постоянной основе, на всей территории РФ.
Участниками эксперимента являются министерство просвещения; министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ; высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утвержден настоящим постановлением, привлекающие органы местного самоуправления – на добровольной основе; участники цифровой образовательной среды, в том числе обучающиеся, родители обучающихся (законные представители), образовательные организации, потребители контента, поставщики контента и образовательных сервисов – на добровольной основе.
Регионы, утверждаемые в качестве участвующих в эксперименте — Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область-Кузбасс, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Как писал D-Russia.ru, ранее Минкомсвязь и Минпросвещения предложили субъектам РФ провести пилотный проект для проверки работы раздела Единого портала госуслуг (ЕПГУ) «Моё образование» – для «предоставления обучающимся образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», говорится в письме Минкомсвязи, направленном в высшие органы исполнительной власти десяти субъектов РФ в конце апреля.
«Дистанционные образовательные технологии» на ЕПГУ должны быть отечественными – в настоящее время педагоги для онлайн-работы с аудиторией используют, как правило, Zoom или Skype.
В ходе пилотного проекта в личном кабинете обучающегося в разделе «Моё образование» должна стать доступной информация о расписании, домашнем задании и оценках. Там же планируют предоставить доступ к «проверенному образовательному контенту». Эти сведения будут доступны и родителю обучаемого, говорится в письме.
Согласно представленному в минувшую пятницу проекту постановления, задачами эксперимента являются:
а) создание, ввод в эксплуатацию, эксплуатация федеральной информационно-сервисной платформы ЦОС;
б) апробация функционала платформы ЦОС (в том числе взаимодействия с информационными системами, входящими в состав платформы ЦОС), в том числе:
унификации и автоматизации образовательных процессов, включая деятельность образовательных организаций, развития технологий и решений, направленных на повышение эффективности функционирования системы образования;
технологий автоматизированного проведения независимых диагностик качества образования в образовательных организациях;
организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
организации коммуникационной среды в том числе с использованием сервисов мгновенного обмена сообщениями и социальных сетей;
технологий анализа массивов больших данных с возможностью представления статистических и прогнозных отчетов в режиме реального времени;
в) оснащение образовательных организаций материально-технической базой и информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, включая:
обеспечение образовательных организаций высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» со скоростью не менее 100 Мб/с – для городской местности и не менее 50 Мб/с – для сельской местности;
оснащение образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в соответствии со стандартом, разработанным Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
создание и (или) модернизация структурированных кабельных систем, локальных вычислительных сетей, систем контроля и управления доступом, а также видеонаблюдения на объектах образовательных организаций, позволяющего в постоянном режиме осуществлять мониторинг организации образовательного процесса в образовательных организациях;
оснащение иным оборудованием, обеспечивающим бесперебойность функционирования, размещения оборудования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в образовательных организациях;
г) развитие технологий и решений централизованной обработки и управления информацией об участниках ЦОС и объектах образовательного процесса на базе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ), федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (ЕСИА)
д) апробация создаваемых технологий и решений, указанных в подпункте «г» настоящего пункта, в части:
представления в ЕСИА сведений об образовании в порядке, определяемом Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в процессе эксперимента;
автоматизированного предоставление участникам ЦОС необходимых сведений о них в сфере образования, обмен которыми осуществляется между государственными органами и органами местного самоуправления с использованием реализованных запросов в рамках единой системы межведомственного взаимодействия (СМЭВ);
предоставления обучающимся и их родителям (законным представителям) возможности просмотра информации, имеющейся в государственных и иных информационных системах и ресурсах в сфере образования, в личном кабинете на ЕПГУ;
создания для обучающихся, не достигших 14 лет учетной записи, связанной с учетной записью их родителей (законных представителей), в ЕСИА;
обеспечения доступа организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъектов Российской Федерации, в которых проводится эксперимент, к персональным данным обучающихся, содержащихся в государственных информационных системах и ресурсах, с согласия указанных обучающихся, родителей (законных представителей), полученного в электронном виде в ответ на запрос, направленный обучающемуся, родителям (законным представителям) в личный кабинет на ЕПГУ;
использования обучающимися, родителями (законными представителями) необходимых сведений об обучающихся, содержащихся в платформе ЦОС, государственных информационных системах и ресурсах, для заполнения заявлений о предоставлении государственных и муниципальных услуг и (или) использования контента и образовательных сервисов;
автоматизированного обновления сведений об обучающихся в ЕСИА в случае внесения в них изменений;
предоставления обучающимся, родителям (законным представителям) возможности посредством ЕСИА управлять доступом организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к сведениям об обучающемся, содержащимся в платформе ЦОС, государственных и иных информационных системах и ресурсах в сфере образования;
е) формирование и апробация форм и условий информационно-технологического взаимодействия участников эксперимента при апробации платформы ЦОС;
ж) обеспечение возможности оказания образовательных услуг в электронном виде с использованием ЕПГУ;
з) обеспечение возможности использования и интеграции с платформой ЦОС единых региональных информационных систем и ресурсов в сфере образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент.
В 14 регионах стартовал эксперимент с внедрением цифровой образовательной среды
С 1 сентября 2020 года Минпросвещения будет тестировать внедрение в российских школах цифровой образовательной среды (ЦОС) – единого образовательного пространства для учителей, учеников и их родителей; эксперимент пройдёт в школах 14 регионов России.
Возможности цифровой образовательной среды планируется апробировать в следующих регионах: Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область – Кузбасс, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Как поясняли ранее в Минпросвещения, эти регионы «проявили инициативу участия и уже ведут соответствующую подготовительную работу».
В ходе эксперимента будет отработан перечень необходимых материально-технических условий, которым должна соответствовать современная школа, таких как наличие и скорость интернет-соединения, локальные сети в школе, требования к технике в школе (компьютеры, планшеты, Wi-Fi).
«Речь идет не о замене одного вида обучения, – очного – другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например, материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны», – отметил министр просвещения Сергей Кравцов.
«Дистанционное обучение, на которое в связи с эпидемией одномоментно перешли все российские школы в конце прошлого учебного года, высветило зоны, требующие существенного улучшения в техническом и материальном оснащении. На выравнивание ситуации и направлена данная работа», — поясняют в министерстве.
Учебный год в 2020 году решено начать очно, однако каждый регион будет действовать в соответствии с ситуацией на фоне распространения коронавируса.
В случае ухудшения обстановки школы должны предусмотреть возможность перехода на дистанционное обучение. Учебным заведениям рекомендовано не устраивать массовые мероприятия, а факультативы проводить онлайн. Например, в Москве школьники смогут учиться удалённо, если такое решение примут родители. Для этого нужно написать заявление классному руководителю.
В случае если в процессе очного обучения у ребенка будет обнаружен коронавирус, класс уйдет на дистанционку. Если заболевание будет у педагога, на карантин уйдут несколько классов, с которыми он контактировал.
Как сообщает Минпросвещения, школы, учащиеся и педагоги благодаря цифровой образовательной среде получат:
Подробнее об эксперименте D-Russia.ru писал здесь.
По словам Кравцова, в рамках ЦОС создается государственная информационная система, суперсервис ГИС «Моя школа». Она будет включать большой объем информации от всех российских школ, объединит сразу несколько сервисов и баз данных.
Это создаст все условия для того, чтобы дети и родители смогли без лишних проволочек и очень оперативно получать необходимую информацию и решать вопросы своего взаимодействия с учителем, со школой и всей системой образования с минимальными потерями времени и сил. Это и прием в детские сады и школы, информация о текущей успеваемости, а также о промежуточной и итоговой аттестации, запись в кружки и секции и многое другое.
Все это будет работать «в связке» с региональными электронными системами. Основные услуги (например, запись в школу) будут выводиться в раздел «Моё образование» портала госуслуг.
«Это действительно большие данные, которые сейчас разрознены — на разных уровнях они дублируются и не используются. И мы ставим задачу, решение которой займет не один год, — трансформировать государственное управление на основе больших данных. Таким образом мы усилим государственную аналитику, что позволит существенно повысить и качество проработки управленческих решений и в конечном счете — качество образования», — сказал министр.
Цифровая образовательная среда позволит снизить «бумажную» нагрузку на учителей и школы, за счет автоматизации сбора данных и формирования отчетов, собирать данные от школ автоматически. «В последние годы мы все чаще стали замечать, что из-за отчетности, административно-организационной нагрузки вопросы содержания образования стали уходить на второй план. Мы стали забывать, что образование прежде всего это те, кто учит, и те, кто учится. Если в школе до 80% отчетов уходят по разным проверяющим организациям, не связанным с образованием, а существенная часть из них при этом дублируют запрашиваемую информацию — это не должно быть головной болью педагога. Эту ситуацию надо менять, и благодаря цифровым возможностям мы сможем это сделать», — считает министр.
Школьников, учителей и родителей ждут на платформе
Правительство начало эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды
С 10 декабря 2020 года до конца 2022 года в российских регионах пройдет эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС). Постановление об этом подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Ранее говорилось, что эксперимент пройдет в 14 регионах. В течение месяца Минпросвещения РФ совместно Министерством цифрового развития должны разработать дорожную карту, а также определить детализированный состав платформы и требования к образовательному контенту. Впрочем, у экспертов и родителей до сих пор нет полного понимания, как ЦОС будет внедрена на местах.
Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ / купить фото
Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ / купить фото
В среду премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление о проведении в регионах с 10 декабря 2020 года по 31 декабря 2022 года эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды. Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Из него следует, что Минпросвещения РФ должно в течение 10 дней со дня вступления в силу постановления разработать и утвердить порядок отбора субъектов для проведения эксперимента, а также в течение месяца по согласованию с Министерством цифрового развития разработать и утвердить дорожную карту по проведению эксперимента.
Ранее в документе Минпросвещения, опубликованном на сайте regulation.gov.ru, говорилось о проведении эксперимента в 14 регионах, среди которых Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская и Челябинская области. В постановлении говорится, что регионы должны будут утвердить планы мероприятий в течение трех месяцев.
Как ранее сообщал “Ъ”, ЦОС — это платформа для взаимодействия обучающихся, родителей, учителей и административно-управленческого персонала, разработанная в рамках национального проекта «Образование». Предполагается, что на ней будут собраны доступные государственные и частные образовательные сервисы. В Минпросвещения отмечают, что платформа ЦОС в том числе позволит проводить занятия с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, диагностику образовательных достижений учащихся.
В течение месяца с даты начала эксперимента Минпросвещения вместе с Министерством цифрового развития должны определить детализированный состав платформы ЦОС, утвердить перечни реестров, содержащих данные об участниках образовательных отношений и состав содержащихся в них данных, а также требования к информационно-коммуникационной платформе. Также ведомствам предстоит определить требования к поставщикам образовательного контента.
Ранее в Минпросвещения “Ъ” заявляли, что разработка информационных систем и сервисов, входящих в состав платформы ЦОС, будет осуществляться «по результатам проведения конкурсных процедур в соответствии с действующим законодательством».
Среди задач эксперимента — создание и ввод в эксплуатацию информационных систем и инфраструктуры, апробация функциональных возможностей ЦОС, а также оснащение государственных и муниципальных общеобразовательных организаций материально-технической базой и технологической инфраструктурой. Так, школы предлагается оснастить высокоскоростным доступом в интернет, компьютерным и мультимедийным оборудованием, организовать в помещениях видео-конференц-связь.
«Этот документ прежде всего призван гарантировать всем учащимся вне зависимости от того, где они живут, равные условия для получения качественного образования,— заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов, слова которого привела пресс-служба ведомства.— Внедрение ЦОС, о котором идет речь в постановлении, никоим образом не подменяет собой традиционный, очный формат обучения как ключевой для российской системы образования».
Отметим, проведение эксперимента вызывает панику среди родительского сообщества — на фоне непринятия дистанционного формата обучения они опасаются, что внедрение ЦОС означает переход на тотальное онлайн-образование.
Ранее “Ъ” обращался в Минпросвещения с просьбой прокомментировать опасения родителей. «Цифровые технологии освобождают учителя от рутинной работы, прежде всего в части различной отчетности, переводя все это в облачные решения для административных работников,— заявлял директор департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минпросвещения РФ Сергей Шатунов.— То есть у учителя экономится время для работы непосредственно с учеником».
Эксперты в сфере образования заявили “Ъ”, что у них нет полного понимания, как ЦОС будет внедрена на местах.
«Что это такое и как будет реализовываться, никто не знает,— говорит сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.— Из официальных документов ничего в принципе понять нельзя».
«Для каких это будет классов и для каких уроков — не ясно,— соглашается директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.— Насколько будут входить уроки творческой и технологической направленности, насколько лабораторные работы смогут быть интегрированы? И как это будет работать на учениках разных классов? Если основная и старшая школа привыкли к разным учителям и предметам и у них более гибкая образовательная траектория, то у начальной школы очень много зависит от конкретного учителя. Он работает с каждым классом, учеником в нем. Плюс у них совершенно другой уровень самостоятельности и возможностей такого обучения». Кроме того, отмечает она, только в процессе станет понятно, какая часть дисциплин будет преподаваться с помощью этого ресурса.
SOS! Правительство внедряет ЦОС с возможностью перевода 14 регионов на дистанционное обучение
Многие наши читатели хорошо помнят недавнее заявление президента России: «Любые рассуждения о том, что удаленное обучение полностью заменит очное образование – это провокация». Исходя из этой логики смело можно отнести к провокации новость о разработке проекта Постановления Правительства «О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых». Равно как и многочисленные информационные «провокации» от СМИ – о том, что 1 сентября 2020 г. во многих школах обучение продолжится в удаленном онлайн-режиме. Но увы, эта «провокация» полностью соответствует планам форсайтщиков-глобалистов по уничтожению традиционной системы передачи знаний, и если данное Постановление будет принято – до реализации их планов по всей стране будет рукой подать.
Из документа, 26 июня выставленного для общественного обсуждения на правительственном портале нормативно-правовых актов (regulation.gov.ru/projects#departments=119&npa=105396), следует, что с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. образование с использованием ЦОС (дистанционных технологий) будет внедрено в 14 регионах: Астраханской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Сахалинской, Тюменской и Челябинской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, а также Пермском и Алтайском крае. Кроме школ, в проекте примут участие учреждения среднего и дополнительного профессионального образования. После апробации он будет распространен на всю страну.
Не глубоко погруженные в тему граждане, собственно, как и лоббисты дистанта, оправдывают внедрение электронной школы некими экстренными ситуациями вроде коронавирусной «самоизоляции». Но они совсем упускают из вида тот факт, что в начале июня с.г. в России уже был принят закон об обязательном введении безальтернативного дистанта в случае ЧС или «режима повышенной готовности» (каковой и принимался во всех регионах страны в связи с новым коронавирусом). Так зачем тогда внедрение ЦОС в масштабах всей страны? Ответ на этот вопрос станет понятен после анализа самого Постановления Правительства.
В пояснительной записке к нему говорится: «Эксперимент проводится с целью создания и апробации ЦОС и обеспечения возможности использования ЦОС на постоянной основе, на всей территории Российской Федерации». Очевидно, что возможность использования системы удаленного обучения на постоянной основе и по всей стране вводится Минпросветом для того, чтобы обязательно ей пользоваться, а не в качестве какой-то заначки на черный коронавирусный день. То есть нас всех, уважаемые родители, патриоты, граждане консервативных взглядов, ставят перед фактом – по всей России будет внедряться дистанционное обучение (пока – в школах и колледжах).
Конституционная обязанность государства по предоставлению каждому гражданину бесплатного общего образования в рамках целевой модели ЦОС трансформируется в одну из электронных госуслуг, которая будет числиться в списке личного кабинета на госуслугах и осуществляться после регистрации в ЕСИА, а в будущем – через готовящийся цифросектантами проект цифрового профиля гражданина:
«В рамках проведения эксперимента осуществляется интеграция платформы ЦОС в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ / … / в том числе с:
— федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
— единой системой идентификации и аутентификации, включая создаваемую инфраструктуру цифрового профиля».
Обязательным условием для получения данной электронной государственной услуги будет сдача всех персональных данных родителей и школьников в единую базу, разрешение их обновления в режиме онлайн (т.е. постоянной слежки за собой), в самом ближайшем будущем – согласие на получение своего «цифрового профиля» с личным номером-идентификатором в трансформированной России будущего. При этом ЦОС также интегрируется с «федеральной государственной информационной системой «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), включая подсистему «Информационный платежный шлюз Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)».
Вот это особенно интересно – объединение системы электронной школы с платежным шлюзом портала госуслуг при том, что среднее образование у нас бесплатное в рамках конституционных гарантий государства. Для чего же такие «инновации»? Очевидно, частные конторы – члены эксперимента ЦОС – будут вытягивать с участников нового образовательного процесса деньги за различные дополнительные услуги: все это, видимо, также ради нашего «комфорта и удобства».
Основное назначение проекта становится понятно из определения целевой модели ЦОС: «совокупность условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, / … / обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся».
«В полном объеме и независимо от места нахождения» – то есть прямым текстом предусматривается возможность, чтобы дети никогда больше не увидели школьных парт – и цифросектанты из Минпросвета и иных ведомств обязательно ей воспользуются. Еще раз, если кто не понял – эксперимент предусматривает создание всего необходимого для полного перехода российских школ на дистант, в данном Постановлении нет ни слова о каких-либо временных, карантинных мерах и т.д. Электронное обучение намерены постепенно сделать обязательным (а еще чуть позже – основным), без упоминания о какой-либо альтернативе. Для этого будет разработана федеральная информационно-сервисная платформа (ГИС «Моя школа», отдельный сайт и социальная сеть), которая станет «всеобщей электронной партой».
При этом всем гражданам-потенциальным жертвам ЦОС очень важно знать, что обучающиеся и родители обучающихся (законные представители) участвуют в данном эксперименте на добровольной основе (п. «г» ч. 3 проекта Постановления). Наверняка цифровое обучение будет насаждаться региональными властями, руководством школ, а через них – учителями, в добровольно-принудительном порядке, как это было с весенним «коронавирусным» дистантом по всей России. 14 отобранных пилотных регионов должны были дать форсайтщикам во власти гарантии полной лояльности и исполнительности, так что борьба родителей за свои права не обещает быть легкой.
В ЦОС также вводится много новых участников процесса по сравнению с традиционным обучением, и здесь четко просматривается коммерческая составляющая. Ученики, их родители и педагогические работники именуются «участниками отношений в сфере образования ЦОС». Но наравне с ними появляются «поставщики контента и образовательных сервисов» – юридические лица и индивидуальные предприниматели, обладающие соответствующими правами на владение, пользование и распоряжение контентом и образовательными сервисами, включенные в реестр Минпросвета. Кроме того, к ЦОС могут подключаться «потребители контента и пользователи образовательных сервисов» – любые иные физические и юридические лица, использующие контент и образовательные сервисы в образовательных целях. Очевидно, что в процесс обучения в качестве производителей контента будут допущены не имеющие профильного образования частные разработчики различных игровых приложений и прочих «знаний в формате геймификации» – такой подход уже активно используется в проекте МЭШ (Московская электронная школа). Войти в ЦОС за деньги и приобрести там какой-либо сервис сможет каждый, таким образом вся система передачи знаний жестко коммерциализируется и наводняется профанами от педагогики. Как подобный подход скажется на общем уровне знаний детей и подростков – можно легко догадаться.
«Минпросвещения России устанавливает Порядок формирования реестра поставщиков контента и образовательных сервисов и обеспечивает формирование указанного реестра. Минпросвещения России определяет порядок модерации контента и порядок ревизии контента и образовательных сервисов, размещенных в платформе ЦОС».
Из составляющих ЦОС, кроме перечисленных выше, обращает на себя внимание следующий пункт: «цифровые видеотрансляции, в том числе позволяющие осуществлять в режиме реального времени мониторинг организации в образовательных организациях безопасного образовательного процесса».
Идем дальше и видим откровенное признание того, что ЦОС – это образовательный эксперимент над новым поколением с неизвестными последствиями: «Внедрение целевой модели ЦОС осуществляется Минпросвещения России, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, участниками ЦОС в рамках эксперимента».
Как ловко чиновники Минпросвета обошли внедрение ЦОС через отдельный законопроект! Такие полномочия у Правительства были заложены давно – благодаря ч. 2 ст. 20 ФЗ «Об образовании», согласно которой «экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ». Однако в нашей стране не перестает действовать п.2 ст. 21 Конституции: «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». К сожалению, цифросектанты у нас являются трансгуманистами, то есть выходят за пределы человеческой природы и чувств, так что все их новые цифрозаконы прямо названы экспериментальными, и нарушение наших конституционных прав их абсолютно не волнует.
«Предоставление данных участников ЦОС органам, организациям осуществляется с согласия участника ЦОС, подтверждаемого в том числе с использованием функционала федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Кроме того, в Положении Правительства о проведении образовательного эксперимента говорится об «автоматизированном предоставлении участникам ЦОС необходимых сведений о них в сфере образования, обмен которыми осуществляется между государственными органами и органами местного самоуправления с использованием реализованных запросов в рамках единой системы межведомственного взаимодействия».
Иными словами, все персональные данные участника ЦОС заносятся и обновляются в ЕСИА и на портале госуслуг. Без открытия учетной записи в этих ГИС невозможно будет пройти идентификацию в ЦОС, обучающимся, не достигшим 14 лет, будет специально создана учетная запись в ЕСИА, связанная с учеткой родителя. И далее в рамках системы межведомственного взаимодействия по запросам соответствующих органов личные данные объединяются со всеми известными сведениями об этом человеке в иных информационных системах, а также заносятся в утвержденный единый реестр населения, в грядущий цифровой профиль гражданина и Национальную систему управления данными (НСУД).
Более того, предусмотрено «представление в ЕСИА сведений об образовании в порядке, определяемом Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в процессе эксперимента», а также «обеспечение возможности использования и интеграции с платформой ЦОС единых региональных информационных систем и ресурсов в сфере образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах РФ, на территории которых проводится эксперимент».
Фактически интегрированные ЦОС, ЕСИА и портал госуслуг вместе с ГИС «Моя школа» совместно превращаются в куда более страшный аналог отбитого несколько лет назад благодаря усилиям родительской общественности «Контингента обучающихся» – единую базу данных, куда будут отправляться и постоянно обновляться все сведения о школьниках, их родителях, учителях. Причем перечень личной информации тут практически ничем не ограничен.
Перед финальными выводами в очередной раз разрушим конструкты различных лоббистов и адептов электронного обучения и заметим, что к данному Постановлению и проекту ЦОС цифросектанты во власти шли давно и последовательно. Их практика началась с внедрения Московской электронной школы (МЭШ) в качестве пилотного проекта в 2016 г. в шести образовательных учреждениях Москвы (хотя ее отдельные элементы в виде дневников-журналов, push-уведомлений родителям и т.д. стали использовать уже с 2010 г.). В сентябре 2017 г. МЭШ распространили на 608 учреждений, а с 2018 г. (убедившись, что большинство столичных родителей не подкованы в правовом плане и принимают любые «инновационные» эксперименты над своими чадами) – на все школы Москвы.
МЭШ включает в себя аппаратную и программную части. Первая – это интерактивная школьная доска, постоянный доступ к Wi-Fi, ноутбук, планшет учителя, сервер в школе, структурированные кабельные сети и т.д. А вторая – это обеспечение сетевого доступа для работы с контентом, загрузки учебных материалов, демонстрация и модерирование их на уроке, а также наличие электронной библиотеки с материалами. Каждый урок должен быть подготовлен учителем в электронном виде, и, под видом избавления учителей от рутинной работы, вводится также автоматизированная проверка письменных работ, при которой проводить срез знаний с автоматическим выставлением оценки в электронный журнал должен компьютер. Учитель же должен постепенно трансформироваться в «тьютора-навигатора, который будет направлять и ориентировать детей в цифровом образовательном пространстве».
Показательно, что когда проект только стали внедрять, родителям не разъяснили его конечные цели и задачи. Никто не говорил, что со временем наши дети должны будут пересесть из школьных аудиторий в собственные квартиры, а живое общение и учителей им заменит экран монитора и автоматическая проверка знаний, полученных посредством записанных заранее онлайн-лекций.
Параллельно с МЭШ Минобрнауки начало разработку «Современной цифровой образовательной среды» (СЦОС) – приоритетного проекта в области образования (далее используем информацию с официального ресурса проекта – neorusedu.ru). Его целью является «качественное и доступное онлайн-обучение граждан страны с помощью цифровых технологий». Проще говоря – это база для перевода всей страны на удаленное электронное обучение.
Согласно паспорту проекта «Цифровая школа», к декабрю 2020 г. планировалось внедрить «цифровые учебно-методические комплексы» по 11 предметам, а также по 40 дисциплинам дополнительного и профильного образования в основной и старшей школе. Эти комплексы должны «частично или полностью» заменить традиционные бумажные учебники, как признавали в министерстве. У учеников же должны появиться «сертифицированные в установленном порядке устройства персонального доступа», дети смогут дистанционно участвовать в уроке при нетяжелом заболевании. Тут же пояснялось, что проект направлен на создание индивидуальных траекторий обучения, а по итогам окончания школы выпускники должны использовать для поступления в средние и высшие учебные заведения цифровые образовательные портфолио.
Наконец, на смену СЦОС и «Цифровой школе» (паспорт проекта которой так и не был официально принят Правительством) приходит федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) в рамках нацпроекта «Образование» на 2019-2024 гг., утвержденный 24 декабря 2018 года (финансирование проекта – 79,8 млрд. рублей). В рамках именно этого проекта и подготовлено анализируемое нами Постановление.
Вот как поясняют ее суть создатели официального сайта нацпроекта «Образование»:
«Целевая модель цифровой образовательной среды – так мы называем единое цифровое пространство для всех участников образовательного процесса. Она позволяет создать профили «цифровых компетенций» для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала (узнаете этот эзопов язык? Цифровые компетенции вместо реальных знаний и личное пожизненное досье на каждого ученика – вот задача форсайтщиков – прим. «Катюши»). Также на базе этой среды можно создавать индивидуальные учебные планы и реализовывать их (вот они – персональные траектории развития! – прим. «Катюши»). С ее помощью будет обеспечена оптимизация деятельности образовательных учебных организаций (оптимизация – это на их языке означает ликвидацию «нерентабельных» и «неэффективных» образовательных учреждений и перевод всех учеников на дистант – прим. «Катюши»), автоматизация отчетности образовательных организаций».
Насаждаться эта автоматическая система ручного электронного управления (по сути, программирования всех участников образовательного процесса под задачи глобалистов) явно будет жесткими командно-административными методами – уж больно много оказывается несогласных родителей, ученых консервативных взглядов и т.д. Для внедрения целевой модели ЦОС во всех школах планируется разработать и реализовать во всех субъектах РФ программу профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций и всех региональных чиновников, отвечающих за образование.
Основной целью федерального проекта ЦОС заявлено «создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней». При этом будет создан некий Центр цифровой трансформации образования (по аналогии с цифровой трансформацией всего государства в рамках главной доктрины форсайтщиков – «цифровой экономики»), на базе которого будут обучаться управленческие команды для субъектов РФ. Обращает на себя внимание крайне неудачная попытка охарактеризовать основную цель ЦОС как «создание той же самой ЦОС». За этим маслом масляным на самом деле снова максимально размываются и скрываются истинные задачи ее адептов – хотя они нам давно понятны.
Полностью проигнорировав мнение родителей, их просто ставят перед фактом: эксперимент по старту ЦОС в 14 регионах не предполагает никакой альтернативы в виде сохранения традиционной школы для основной части обучающихся. В нем также не сказано, как будет организовано обучение для нежелающих сдавать персональные данные и входить в государственные электронные системы для получения «образовательной услуги». Тем самым введение ЦОС лишает людей права выбора формы предоставления государственных услуг в сфере образования (если не будет соблюдаться гарантированная в проекте Постановления добровольность участия в эксперименте – прим. «Катюши»), что грубо нарушает п. 3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с которым получение государственных и муниципальных услуг в различных формах «осуществляется по выбору заявителя», то есть гражданин выбирает сам форму получения государственной услуги, при этом электронная форма является дополнительной, а не базовой.
Кроме того, в ФЗ «Об образовании» не существует такой формы обучения, как «электронная школа» или «онлайн-занятия», а сам выбор формы обучения остается за родителями. Так что любые манипуляции цифролоббистов с подменой ЦОС очных занятий в школах являются незаконными. В данном Постановлении также заложена явная дискриминация прав граждан, отказывающихся от автоматизированной обработки персональных данных, по сравнению с другими гражданами РФ. То есть грубо нарушается равноправие граждан при получении образования (если не будет соблюдаться гарантированная в проекте Постановления добровольность участия в эксперименте – прим. «Катюши»), гарантированное Конституцией.
Согласно пункту 3 статьи 13 №152-ФЗ «О персональных данных», «права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных или обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных».
То же касается и истребования обязательного согласия на введение электронных карт в образовании, электронного журнала, электронного дневника, биометрического или электронного контроля посещения школы – все это является добровольным волеизъявлением каждого человека. Никто не в праве навязывать использование электронных услуг в безальтернативной форме под угрозой отказа в дошкольном и общем образовании. Однако ранее экс-министр Васильева заявляла, что все делопроизводство в школах будет переведено в электронный вид. Тем самым министр противозаконно проигнорировала ту часть граждан, которые выступают против автоматизированной обработки персональных данных и требуют оказания госуслуг в традиционной форме, на что имеют полное законное право в соответствии с 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».