что нужно чтобы попасть в логопедическую группу в детском саду
Как попасть в логопедическую группу?
Что такое логопедическая группа?
В действительности, в логопедическую группу берут детей со следующими диагнозами:
У детей с речевой патологией должен быть сохранен слух и интеллект!
В логопедических группах ставят звуки, которых не было, и исправляют неправильно произносимые (исправление дефектов речи), обогащают словарь, развивают фонематическое восприятие, связную речь, учат правильному грамматическому оформлению. В старшей и в подготовительной группе занимаются подготовкой к обучению грамоте.
В логопедической группе подготовка детей, не в обиду никому будет сказано, иногда гораздо сильнее, чем в массовых детских садах. Детей меньше (12 человек), речевых занятий больше.
Что нужно сделать, чтобы попасть в логопедическую группу?
Комплектование дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи ведет окружная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).
Чтобы устроить ребенка в логопедическую группу в специализированном детском саду.
Заключение ПМПК: «адаптированная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Ребенок может посещать логопедическую группу, если есть заключение ПМПК: «адаптированная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» (диагноз ПМПК не пишет, только рекомендации). Если есть такое заключение логопед не имеют право отказать (в случае отказа можно обратиться к администрации).
Особенности зачисления и обучения воспитанников детского сада, нуждающихся в логопедической помощи
Тема: «Особенности зачисления и обучения воспитанников детского сада, нуждающихся в логопедической помощи».
Цель: познакомить родителей (законных представителей) с учителем-логопедом детского сада, речевыми нарушениями и с особенностями зачисления детей в коррекционную группу.
1. Причины снижения уровня речевого развития
2. Особенности организации логопедической работы в детском саду.
3. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
Добрый вечер, уважаемые родители. Немного скажу о причинах снижения уровня речевого развития детей в целом. В первую очередь, это связано с ухудшением их здоровья, ухудшением экологической обстановки, осложнениями при родах, проблемным течением беременности и т. д. в настоящее время у 70% новорожденных выявляются различные перинатальные поражения головного мозга. Речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Отмечается, что всего лишь 2-3 ребенка из 10 для своего возраста говорят хорошо, у других наблюдаются проблемы развития речи.
Несмотря на информированность детей вследствие технического прогресса (телевизор, телефоны, планшеты, компьютеры, это не ведет к увеличению словарного запаса у детей. Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности.
Многие родители уже знают, какая сложная программа и какие серьезные требования предъявляет современная школа. Поэтому задача детского сада как можно лучше подготовить ребенка к школьному обучению! Большинство современных родителей подменяют развитие речи обучением грамоте; для них главное — научить своего ребенка читать (причем, чем раньше, тем лучше). Но чтение и письмо — это определенный этап в речевом развитии ребенка. Показателем развития ребенка дошкольного возраста является именно развитая, правильная устная речь, а не умения читать и писать.
Для оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим речевые нарушения, в детском саду функционирует группа компенсирующей направленности. Перед началом комплектования в группу на следующий учебный год (в конце февраля – начале марта) на основании письменного согласия родителей (законных представителей) учитель-логопед проводит логопедическое обследование обучающихся, для выявления детей, имеющих нарушения в развитии устной речи. С результатами обследования знакомят родителей и рекомендуется пройти ПМПК, если родители согласны им выдаются соответствующие документы для прохождения комиссии, в случае несогласия родители (законные представители) имеют право написать отказ от прохождения ПМПК в письменной форме.
Заключение, предоставленное в детский сад родителями (законными представителями) после прохождения ПМПК, является основанием для зачисления в группу компенсирующей направленности и создания специальных образовательных условий, в том, числе условий для коррекции речевых нарушений.
В первую очередь в группу принимаются дети средней и старшей групп, со сложными речевыми нарушениями.
Какие дети попадают в группу компенсирующей направленности (речевую группу? Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи. По результатам ПМПК у наших воспитанников может стоять следующие заключения ОНР – 2, 3 уровня речевого развития.
Что же это за нарушения?
ОНР – это речевое расстройство,при котором у детей нарушается формирование разных компонентов речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура слова, словарный запас, грамматический строй, связная речь.
В чем же заключается работа логопеда?В коррекционной группе проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
• формирование правильного звукопроизношения
• совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции
• развитие слоговой структуры слова
• совершенствование грамматического строя речи
• обогащение, активизация словарного запаса речи
— развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
• совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи
— развитие мелкой моторики рук, т. е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга).
Вся перечисленная работа проводится в группе в форме подгрупповых занятий, и в индивидуальной работе.
4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, включающая в себя работу всех специалистов (логопеда, психолога и воспитателей, у которых тоже специальное образование.
Родителям также отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны понимать, что чем раньше будет оказана помощь ребенку, тем быстрее мы выйдем на норму речевого развития к школе.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи, специалистов и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.
Спасибо за внимание!
Фоторепортаж о жизни воспитанников семейного детского сада «Ласковый месяц май» Вот и подходит к завершению месяц Май. Поделюсь личным: Май мой любимый месяц года. Нежный! Цветущий! Теплый! Я люблю Май самозабвенно,.
Дошкольник с кохлеарным имплантом в логопедической группе детского сада комбинированного вида Пономаренко Т. Н., Гладких Е. О. В нашем учреждении функционируют восемь групп, две из которых – группы компенсирующей направленности для.
Фотоотчет «Вот и прошла зима» из цикла «Будни воспитанников семейного детского сада» Добрый день, уважаемые читатели моего блога! Для тех из вас, с кем еще мы не знакомы, спешу представиться. Зовут меня Иванова Наталья.
Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук «Зима» Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.
Фотоотчет соревнования первоклассников школы и воспитанников детского сада Соревнования первоклассников школы № 75 и воспитанников детского сада №34. Данное мероприятие было проведено в соответствии с планом работы.
Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.
Что нужно чтобы попасть в логопедическую группу в детском саду
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад №333 «Теремок» комбинированного вида»
Логопедическая группа в детском саду
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной.
Чтобы родителям было удобно следить за своевременным появлением в речи ребёнка звуков, мы предлагаем таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
Время появления звуков (возраст)
Из таблицы видно, что к 5—6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
Так, возникнув в детстве, речевое нарушение без квалифицированной помощи логопеда, закрепляется и с большим трудом преодолевается в последующие годы и может сохраниться на всю жизнь.
Проведение всего комплекса коррекционного обучения при логопедической работе требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для логопедических групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим в расписание занятий входит время для занятий по типовой комплексной программе для детей дошкольного возраста. Также в вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда.
В нашем детском саду ведется тесная взаимосвязь учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, физкультурного руководителя, ИЗО-руководителя и родителей, в работе которых осуществляется преемственность и соблюдение единства требований, предъявляемых детям.
Учитель-логопед осуществляет коррекцию нарушенных звуков, постановку диафрагмально-речевого дыхания, способствует созданию речевой среды, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, связной речи, речевой коммуникации, готовит ребенка к дальнейшему успешному обучению в школе.
Воспитатель закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (игровую, трудовую, учебную деятельность), в содержание развивающих занятий (рисование, лепка и др.) через наблюдения, экскурсии, режимные моменты помогает ребенку адаптироваться в коллективе.
Музыкальный руководитель на музыкально-ритмических занятиях формирует движения под музыку, развивает музыкальный слух и певческие навыки, работает над развитием голоса, фонематического слуха, участвует в работе по автоматизации звуков, развитию темпа, ритма, плавности речи, средствами музыки стимулирует познавательные процессы ребенка.
Физкультурный руководитель способствует оздоровлению и закаливанию детского организма, совершенствует координацию основных видов движений, развивает общую и мелкую моторику, формирует положительные личностные качества: взаимовыручку, решительность, настойчивость, уверенность в собственных силах.
Родители закрепляют достигнутое в детском саду по индивидуальным заданиям логопеда (закрепляют поставленные звуки, контролируют правильность произнесения в речи; выполняют задания на развитие лексико-грамматического стоя речи, а также связной речи и т.д.)
Участие родителей в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр.— это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. И в результате страдает ребенок.
Опыт работы показал: взаимодействие детского сада и семьи — необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (воспитатели, логопеды) и родители действуют согласованно.
Как попадают в логопедический детский сад?
Опять вставать в очередь? Или получить направление от логопеда?
Несколько лет назад на смену логопедическим детским садам пришли логопедические группы. Как туда попадают?
Чем отличается логопедический детский сад от обычного?
Есть мнение, что логопедическая группа — это определённое «клеймо» в личном деле ребёнка. Так ли это на самом деле?
Для начала давайте разберемся, что же такое логопедическая группа?
Коррекционные группы подразделяются на речевые (логопедические) и группы детей с ЗПР (задержкой психо-речевого развития).
В логопедических группах ставят звуки, которых не было, и исправляют неправильно произносимые (исправление дефектов речи), обогащают словарь, развивают фонематическое восприятие, связную речь, учат правильному грамматическому оформлению. В старшей и в подготовительной группе занимаются подготовкой к обучению грамоте.
Но в любом варианте логопедическая группа в наше время — это не наказание, а, скорее всего, вознаграждение, потому что попасть туда стало сложнее, а общее недоразвитие речи легче исправить именно в саду, где вся работа направлена на ликвидацию этой проблемы.
Пожалуй, ни для кого уже не секрет, что в логопедических детских садах подготовка детей, не в обиду никому будет сказано, иногда гораздо сильнее, чем в массовых детских садах. Потому что детишки из логопедических групп приходят в школу с гораздо лучшим словарём, чем дети из обычного детского сада. Они больше знают, у них шире словарный запас, лучше сформированы многие навыки, начиная с графических навыков, звуко-буквенного анализа и заканчивая рассказами по картинкам. Лучше сформированы обобщающие понятия. То есть, из логопедических садов дети приходят даже более подготовленными.
Одних родителей очень привлекает все это великолепие, и они мечтают определить своих чад именно в речевой садик. Другие опасаются логопедических детских садов, считая, что ребенок, оказавшийся в среде плохо говорящих сверстников, станет говорить еще хуже, чем прежде.
Это заблуждения. Ребенок с логопедическими проблемами не начинает говорить хуже из-за того, что общается с другими детьми со сходными нарушениями. Исключения составляют лишь те случаи, когда ребенок с нарушениями произношения оказывается в группе детей, которые заикаются. Действительно, известны случаи, когда у ребенка развивается заикание «по подражанию». Но подобных ошибок специалисты, как правило, избегают.
Итак, по тем или иным причинам вы считаете, что вашему ребенку обязательно нужен специализированная логопедическая группа. Что нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?
В логопедический детский сад принимаются дети в основном 4-5-летнего возраста, так как для них особенно важна коррекция речевых нарушений для успешной подготовки к обучению в школе. С 3 лет можно попасть в группу для детей с задержкой психо-речевого развития (ЗПР).
Что конкретно нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?
Итак, как устроить ребенка в логопедическую группу детского сада.
Шаг 2. Получить в районной поликлинике направление на прохождение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). Для этого потребуется посетить педиатра, невролога и логопеда.
Шаг 3. Собрать необходимые документы для ПМПК (точный список уточняйте в ПМПК по месту жительства).
Шаг 5. В назначенный день приехать на обследование вместе с ребенком.
Какие нужны документы для логопедического сада?
Документы для прохождения ПМПК
Если ребенок ранее посещал детский сад, необходимо дополнительно предоставить психолого-педагогическую характеристику из этого детского сада.
Если ребенок ранее проходил комиссию в другой городской или окружной ПМПК, необходимо дополнительно предоставить психолого-медико-педагогическое заключение этой комиссии.
Вашего ребенка будут смотреть следующие специалисты:
Задача комиссии — определить, действительно ли ребенок отстает от сверстников в речевом развитии или родители просто перестраховались. А может, они непременно хотят записать малыша в логопедическую группу, несмотря на прекрасную речь и развитие по возрасту? И такое бывает!
Если комиссия решает, что проблемы у ребенка есть, она дает заключение о направлении ребенка в группу для детей с задержкой психо-речевого развития или в общую логопедическую группу. Например, если у малыша диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР) 1-2-го уровня», то ему будет рекомендована группа для детей с ЗПР. А если у ребенка выявлены проблемы со звукопроизношением (искажены шипящие, свистящие, малыш не выговаривает «р» и «л»), то такого ребенка направят в другую группу — подготовительную, где и программа другая, и требования к результатам обучения выше.
С заключением ПМПК родители обращаются в выбранный мим детский сад или, если возникнут трудности, в местное управление образованием.
Статья предоставлена сайтом «Логопедический Портал»
Идем с ребенком к логопеду: какие важные документы нужно взять с собой
8 апреля 2021 года
Первичное логопедическое обследование — важный этап в работе с детьми, у которых есть проблемы с речью. Чтобы специалист смог составить правильный план работы, родителям нужно подготовиться и рассказать как можно больше о своем ребенке. Юлия Григорьева, логопед Московского городского центра реабилитации (МГЦР) рассказывает, какие документы надо взять с собой на первый осмотр, и какая информация пригодится специалисту.
Три документа для точной диагностики
«На диагностике логопед определяет познавательные и речевые проблемы, которые уже есть у ребенка, а также те, которые могут развиться в будущем, — рассказывает Юлия Григорьева. — После этого он проводит еще 1-2 занятия, чтобы до конца сформировать программу, в которой пропишет цели, задачи и методы работы с ребенком, а также предполагаемый результат».
Чтобы встреча была продуктивной, родителям лучше подготовиться заранее и взять с собой 3 документа:
Готовьтесь к открытому разговору
Справки и выписки очень пригодятся специалисту, но все же их недостаточно. «Логопед ждет от родителей открытого общения во время диагностики, — подчеркивает Юлия. — Очень важно, чтобы на первой встрече был человек, который знает о ребенке все. Это может быть мама, папа, бабушка, дедушка. Главное, чтобы этот человек смог рассказать все, что потребуется».
Специалист задаст родителям или близким ребенка вопросы о:
«Открытый диалог с родителями позволит лучше узнать ребенка и найти индивидуальный подход к занятию, — объясняет специалист МГЦР. — Индивидуальный подход — это не потакания капризам и любым желаниям ребенка, а возможность построить занятия с ним так, чтобы он не утомлялся и не раздражался, а чувствовал себя комфортно».
Как проходит первичный прием у логопеда
Диагностический прием длится от 1-го до 2-х часов. Как правило, в кабинете логопеда 2 зоны. Первая — место для родителей и специалиста, где они беседуют. Вторая — место для ребенка, где разложены игрушки и диагностический материал, который подбирается по возрасту.
«Сначала логопед общается с родителями, а ребенок изучает комнату, играет, рисует. Специалист в это время наблюдает за ним и за тем, как он общается с мамой или папой, — говорит Юлия. — После беседы с родителями врач начинает говорить с ребенком, задает ему вопросы на отвлеченные темы. И обязательно делает пометки, чтобы ничего не упустить».
В конце диагностического приема логопед описывает примерный план работы с ребенком, в котором указывает:
«Продолжительность и количество занятий зависит от возраста и соматического и психоэмоционального состояния ребенка, — отмечает логопед. — При этом в процессе работы с ним и план, и продолжительность занятий могут варьироваться: например, если результат будет достигнут быстрее, чем специалист предполагал».
Особенности логопедического обследования в МГЦР
Специалисты центра проводят диагностику немного по-другому. Так, всю информацию о ребенке до первичного приема собирает специальное отделение. «Наши сотрудники составляют личную карту клиента, и логопед знакомится с ней заранее, чтобы подготовить все диагностические материалы до встречи, — добавляет Юлия. — Благодаря этому ребенку не приходится долго сидеть в кабинете специалиста, и он меньше устает. Поэтому диагностика проходит более эффективно».
Помимо этого, на первом приеме присутствуют психолог и психиатр. Их задача — оценить психоэмоциональное развитие ребенка. «Обычно по окончании приема нам требуется немного времени, 5-10 минут, для обсуждения наших наблюдений. Потом мы пишем заключение, которое передаем в реабилитационно-экспертную комиссию: в ее состав входят педагоги и другие врачи. И уже они утверждают программу работы с ребенком и при необходимости корректируют цели, задачи и методы нашей работы», — заканчивает специалист.
Справочно
Чтобы стать клиентом Московского городского центра реабилитации (МГЦР):
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы