где в коране написано что женщина должна носить хиджаб
Во имя Бога, Самого Милостивого, Самого Милосердного
Правила одежды для женщин из Корана
Упоминается ли хиджаб в Коране?
Б ожьи заповеди в отношении правил одежды для женщин неправильно поняты и злоупотреблены, что привело к принуждению женщин соблюдать стандарты, не установленные Богом. Большинство так называемых исламских стран ошибочно истолковали эти заповеди, при этом смешивая их с культурными и традиционными верованиями. Следовательно, женщины вынуждены покрывать себя с ног до головы. Но действительно ли это то, что Бог повелевает женщинам делать? Бог дал нам Коран как наш единственный источник религиозного права, и, изучая Коран, мы видим совершенно другой набор правил, касающихся одежды женщин. Директивы, установленные Богом, совершенны, разумны и не создают трудностей и дискомфорта для женщин.
И скажи верующим женщинам, чтобы они усмиряли свои взоры и сохраняли своё целомудрие. Они не должны показывать какие-либо части своего тела, кроме того, что необходимо. Они должны покрывать свои груди и не должны ослаблять эти правила ни при ком, кроме как в присутствии своих мужей, отцов, отцов своих мужей, сыновей, сыновей своих мужей, братьев, сыновей своих братьев, сыновей своих сестёр, других женщин, слуг мужского пола или служащих, половое влечение которых было аннулировано, или детей, не достигших половой зрелости. Они не должны ударять ногами во время ходьбы для того, чтобы встряхивать и выявлять некоторые детали их тел. Все вы должны покаяться перед Богом, о вы, верующие, чтобы вы могли преуспеть.
Женщинам сказано в 24:31, что они должны покрывать свои груди и не показывать какие-либо части своего тела, «кроме того, что необходимо», и что эти правила одежды не должны быть ослаблены, кроме как в присутствии конкретных лиц, перечисленных в стихе. Некоторые люди спорят относительно того, что «необходимо» обнажить. С Коранической точки зрения, единогласный консенсус в отношении того, что квалифицируется как «необходимое», не может быть достигнут и варьирует в зависимости от личного мнения. Но это не значит, что Бог забыл предоставить нам детали, а означает, что Бог оставил это решение на выбор каждой женщины. И хотя большинство исламских стран и пытаются уверить вас, что Бог призывает женщин покрывать свои волосы или даже каждый сантиметр своего тела, в Коране нет никакого упоминания об этом.
Правила одежды для женщин
О пророк, скажи своим жёнам, своим дочерям и жёнам верующих, что они должны удлинять свои одежды. Таким образом, они будут распознаны (как праведные женщины) и избегут оскорблений. Бог — Прощающий, Самый Милосердный.
В приведенном выше стихе Бог повелевает женщинам удлинять свои одежды. Опять же, Бог не уточняет конкретную длину одеяния. Он предоставляет право каждой женщине самой решать, какая длина подходит для неё, чтобы быть распознанной как праведная женщина и не быть оскорблённой.
Кроме того, нижеприведенный стих — это правило, которое распространяется только на пожилых женщин. В 24:60 Бог разрешает пожилым женщинам, которые не надеются выйти замуж, расслабить правила одежды в разумных пределах.
Пожилые женщины, которые не надеются выйти замуж, не совершат ничего плохого, расслабив правила одежды, при условии, что они не будут слишком показывать своё тело. Соблюдение скромности — это лучше для них. Бог — Слышащий, Знающий.
Как упоминалось ранее, Коран не требует от женщин покрывать волосы или каждый сантиметр своего тела, а скорее одеваться скромно и покрывать свои груди. Некоторые из так называемых исламских стран дошли до такой крайности, как принуждение женщин покрывать своё тело целиком, позволяя им обнажать только глаза и руки.
Опять же, этот навязанный дресс-код не соответствует учениям Корана.
Скажи верующим мужчинам, что они должны усмирять свои взоры (и не глазеть на женщин) и сохранять своё целомудрие. Это чище для них. Бог — в полной мере Знающий всё, что они делают.
Бог призывает и мужчин, и женщин усмирять свои взоры, не глядя друг на друга похотливо. Это позволяет нам контролировать наши желания, противостоять искушению и в конечном счёте поддерживать наше целомудрие и вести себя праведно. После прочтения этого стиха напрашивается очевидный вопрос:
Если Бог действительно принуждает женщин покрывать себя с головы до ног, для чего же тогда мужчинам сказано усмирять свои взоры?
Эти стихи учат нас тому, что взаимодействия между мужчинами и женщинами не были такими жёсткими, как мы видим это в так называемых исламских странах. Следующий стих также поддерживает этот факт и учит нас, что красота женщин не была завуалирована и скрыта от глаз общественности. Во время откровения Корана мужчины могли восхищаться женской красотой, и поэтому они должны были поддерживать самоконтроль и дисциплину, не допуская греховных мыслей.
За пределами категорий, описанных для тебя, тебе запрещено вступать в брак с любыми другими женщинами, и ты не можешь заменить их новой женой (из запрещённых категорий), независимо от того, как сильно ты восхищаешься их красотой. Ты должен быть доволен теми, которые уже дозволены тебе. Бог бдителен ко всем вещам.
Когда религия, традиции и человеческий закон вступают в противоречие
Люди настойчиво повторяли одно и то же поведение в ответ на откровения Бога. Каждый раз, когда Бог отправлял посланников, чтобы принести очищенную религию, люди искажали и уничтожали её, смешивая её с человеческими законами и традиционными верованиями. Ислам не стал исключением из этого правила и был серьезно искажён в течение последних 1400 лет.
Бог повелевает нам изучать Коран тщательно. Каждый из нас индивидуально будет нести ответственность за свои действия перед Богом. Он дал нам писание и возложил на нас обязанность быть абсолютно уверенными, что мы следуем Его законам. Он указал нам судьбу обеих групп людей: тех, которые добавляют законы к Его религии, а также тех, которые придерживаются их.
Придерживание учений религиозных лидеров вместо учений Бога
Вместо БОГА они признали господами своих религиозных лидеров и учёных.* Другие же обожествляли Мессию, сына Марии (Марьям). Всем им было велено поклоняться только одному богу. Нет бога, кроме Него. Слава Ему! Он превыше того, чтобы иметь соучастников.
Идолы: введение новых религиозных законов
Они следуют за идолами, которые предписывают для них религиозные законы, которые никогда не были уполномочены БОГОМ. Если бы не было предопределённого решения, то они были бы рассужены немедленно. Воистину, беззаконники навлекли на себя мучительное возмездие.
И всё же, женщины из многих культур могут чувствовать себя комфортно, нося одежду, которая покрывает волосы или даже каждый сантиметр их тела. С точки зрения культурных или личных убеждений это не проблема. Проблема возникает, когда люди приписывают эти убеждения религии. Добавление культурных традиций к религии делает её сложной и более трудной для практикования. Что еще хуже — эти инновации делают религию менее привлекательной для других культур, таким образом, отвращая других от пути Бога.
Скажи: «О последователи писания, почему вы сбиваете с пути БОГА тех, которые хотят веровать, и пытаетесь исказить его, хотя и являетесь свидетелями?» БОГ никогда не находится в неведении того, что вы делаете.
Самое лучшее одеяние
Бог говорит нам, что лучшее одеяние, в которое мы можем одеть себя, — это одеяние праведности. Этим сказано, что Бог советует нам соблюдать определённое поведение для того, чтобы помочь нам надеть и показать эту одежду.
Бог — Всеведущий, Самый Мудрый. Он не желает создавать трудности для нас. Всё, что Он требует от нас, советует нам или повелевает нам, — на благо наших душ. Наша единственная цель пребывания в этом мире — это восстановить наши души обратно в Божьем царстве, путём поклонения Ему одному и ведения праведной жизни. В писании, которым Он благословил нас, Он даёт нам чёткие директивы для достижения праведности, и часть этого процесса — вести себя и одеваться праведно. Бог говорит нам, что для этой цели женщинам нужно лишь покрыть свои груди и одеваться скромно, выставляя только то, что необходимо. В конечном счёте, каждая женщина должна решить для себя: одевается ли она в манере, которая является соответствующей и угодной Богу, ибо ей предстоит вернуться к Богу индивидуально, так же, как Он и создал её.
Все они предстанут перед Ним в День Воскресения поодиночке.
Аяты и хадисы о хиджабе
Аяты и хадисы о хиджабе
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Аяты о хиджабе
Аллах говорит:
1. «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди (т.е. свои тела, шею, грудь и лица) и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекровь, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете» (Свет 24:31).
2. «Нет греха на престарелых женщинах, которые не надеются на замужество, если они снимут верхнюю одежду, не показывая своей красы. Но воздерживаться от этого лучше для них. Аллах – Слышащий, Знающий» (Свет 24:60).
«Престарелые женщины» – это те, у кого прекратилась менструация и поэтому они больше не могут беременеть и вынашивать детей. Далее мы рассмотрим слова Хафсы бинт Сирин и ее комментарии к этому аяту.
3. «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный» (Сонмы 33:59).
4. «О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят на трапезу, но не дожидайтесь ее приготовления (не приходите заранее). Если же вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь и не усаживайтесь для разговоров. Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стыдится вас, но Аллах не стыдится истины. Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец. Вам не подобает ни обижать Посланника Аллаха, ни жениться на его женах после его смерти. Воистину, это является великим грехом перед Аллахом» (Сонмы 33:53).
Хадисы о хиджабе
1. Передается от Сафийи бинт Шайбы, что Аиша (да будет доволен ею Аллаха) говорила: «Когда Аллах ниспослал слова «и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди», они оторвали края своих изаров и покрылись ими (т.е. покрыли ими свои лица)». Аль-Бухари, 4481. Абу Дауд (4102) привел следующую версию этого хадиса: «Да смилуется Аллах над женщинами мухаджиров. Когда Аллах ниспослал слова «и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди», они разорвали свои накидки и покрыли ими свои лица».
Сказал шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыти (да смилуется над ним Аллах): «Этот хадис ясно указывает на то, о чем сказали женщины из числа сахабов, а именно то, что под словами «и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди» подразумевается то, что они должны были покрыть свои лица, и они разорвали свои верхние накидки и прикрыли ими свои лица, в знак покорности приказу Аллаха. Поэтому беспристрастный человек поймет, что соблюдение женщиной хиджаба и покрытия лица в присутствии чужих мужчин установлено достоверной Сунной, которая объясняет Книгу Аллаха. Аиша (да будет доволен ею Аллах) похвалила этих женщин за их поспешность в исполнении приказов Аллаха. Известно, что объяснение слов «и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди» в значении покрытия лица пришло от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), потому что он был вместе с ними и они спрашивали его о тех вопросах религии, которые были им непонятны. Аллах говорит:«Мы отправляли посланников с ясными знамениями и Писаниями. А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались» (Пчелы 16:44).
Сказал Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари»: «Сообщение от Ибн Аби Хатима от Абдуллаха ибн Усмана ибн Хайзама от Сафийи дает этому объяснение. Передается в этом сообщении: «Мы упомянули о женщинах курайшитов и их достоинствах в присутствии Аиши и она сказала: «У женщин курайшитов есть достоинства, но клянусь Аллахом, я не видела женщин лучше, чем женщины ансаров. Никто не верил в Книгу Аллаха и ниспосылаемые откровения сильнее, чем они. Когда был ниспослан аят из суры «Нур»: «и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди», мужчины-ансары вернулись к своим женщинам и начали читать им то, что ниспослал Аллах и на утренней молитве женщины ансаров выглядели так, будто на их головах сидели вороны (по причине их одежды)». Очевидно из этого хадиса аль-Бухари, что Аиша (да будет доволен ею Аллах), одна из самых знающих и благочестивых, хвалила этих женщин, утверждая, что она не видела никого из женщин, кто бы верил в Книгу Аллаха и ниспосылаемые откровения сильнее, чем женщины ансаров. Это ясно указывает на их понимание аята «и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди», т.е. они посчитали обязательным прикрыть свои лица по причине искренней веры в Книгу Аллаха и Откровения. Это также указывает на то, что соблюдение хиджаба перед чужими мужчинами и покрытие лица является свидетельством веры в Книгу Аллаха и Откровения. Удивительно, как некоторые, считающие себя обладателями знания, утверждают, что нет в Коране и Сунне свидетельств обязательности покрытия лица перед чужими мужчинами, тогда как сподвижницы прикрывали лица в знак покорности приказу Аллаха и по причине искренней веры в Откровения. И это засвидетельствовано в Сунне, что демонстрирует хадис аль-Бухари, и это одно из величайших доказательств обязательности соблюдения хиджаба.
2. Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что обычно для удовлетворения большой нужды жёны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выходили по ночам на аль-Манаси‘ — обширное открытое место (близ кладбища аль-Баки‘ в Медине). Что же касается ‘Умара, то он часто говорил пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Заставляй своих жён надевать покрывала», однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не делал этого. Однажды вечером жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Сауда бинт Зам‘а, которая была высокой женщиной, вышла из дома, а ‘Умар обратился к ней, сказав: «Поистине, мы узнали тебя, о Сауда!» (Он сделал это,) желая, чтобы было ниспослано (откровение о необходимости ношения) покрывала, и Аллах действительно ниспослал (такой) айат». Аль-Бухари, 146; Муслим, 2170.
4. Передается от Урвы, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха вел утреннюю молитву и верующие женщины посещали ее, закутанные в свои накидки так, что возвращаясь домой, они оставались неузнанными». Аль-Бухари, 365; Муслим, 645.
6. Передается, что Асма бинт Абу Бакр сказала: «Мы закрывали свои лица в присутствии посторонних мужчин». Ибн Хузейма, 4/203; аль-Хаким, 1/624. Он назвал его достоверным и аз-Захаби согласился с ним; шейх аль-Альбани также назвал хадис достоверным в «Джильбаб аль-Мара аль-Муслима».
7. Передается, что Асим аль-Ахваль сказал: «Мы заходили к Хафсе бинт Сирин и на ней был джильбаб, прикрывающий ее лицо, и мы говорили ей: «Да смилуется над тобой Аллах. Аллах говорит: «Нет греха на престарелых женщинах, которые не надеются на замужество, если они снимут верхнюю одежду, не показывая своей красы» (24:60). Она же отвечала нам: «А что идет после этого?». Мы говорили: «Но воздерживаться от этого лучше для них». Она же говорила: «Это доказательство хиджаба». Передал аль-Бейхаки, 7/93.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Часть 68. Установление обязанности носить хиджаб
В этот год был ниспослан аят о хиджабе[1], который первоначально касался только жен Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Умар ибн аль-Хаттаб еще до ниспослания этого аята часто говорил о необходимости женщинам покрываться – он хотел, чтобы был ниспослан аят относительно хиджаба. Он повторял: «Если бы (Пророк) послушался меня относительно вас, то вас бы никто не увидел». После чего было ниспослано:
وَإِذَا سَأَلْتُمُوهُنَّ مَتَاعًا فَاسْأَلُوهُنَّ مِن وَرَاءِ حِجَابٍ ذَلِكُمْ أَطْهَرُ لِقُلُوبِكُمْ
«…И если вы просите у них (жен Пророка) какую-то утварь, то просите через завесу. Это чище для ваших сердец и для их сердец…» (Сура «аль-Ахзаб», аят 53).
А после того, как кто-то сказал, что непременно женится на Аише, если умрет Мухаммад, Всевышний Аллах ниспослал продолжение аята:
وَمَا كَانَ لَكُمْ أَن تُؤْذُوا رَسُولَ اللَّهِ وَلَا أَن تَنكِحُوا أَزْوَاجَهُ مِن بَعْدِهِ أَبَدًا إِنَّ ذَلِكُمْ كَانَ عِندَ اللَّهِ عَظِيمًا
«…Не нужно огорчать Посланника Аллаха и жениться на его женах после него. Поистине, это перед Аллахом – большой грех» (Сура «аль-Ахзаб», аят 53).
Остальным верующим женщинам, как и мужчинам, было приказано опускать взгляд и хранить целомудрие. Также женщинам было велено не выставлять напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые сложно скрыть вроде кольца на пальце, окрашенных хной рук, сурьмы на глазах.
А все остальное, например, браслеты на локтях, уже не разрешается выставлять напоказ:
وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوْ آبَائِهِنَّ أَوْ آبَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ أَبْنَائِهِنَّ أَوْ أَبْنَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي أَخَوَاتِهِنَّ أَوْ نِسَائِهِنَّ أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُنَّ أَوِ التَّابِعِينَ غَيْرِ أُولِي الْإِرْبَةِ مِنَ الرِّجَالِ أَوِ الطِّفْلِ الَّذِينَ لَمْ يَظْهَرُوا عَلَى عَوْرَاتِ النِّسَاءِ وَلَا يَضْرِبْنَ بِأَرْجُلِهِنَّ لِيُعْلَمَ مَا يُخْفِينَ مِن زِينَتِهِنَّ وَتُوبُوا إِلَى اللَّهِ جَمِيعًا أَيُّهَ الْمُؤْمِنُونَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
«И скажи верующим женщинам, чтобы они опускали взгляд (при виде того, на что им нельзя смотреть) и оберегали свои половые органы (от запретного). Пусть они не выставляют напоказ свои украшения, помимо того, что видно. И пусть прикрывают покрывалом вырез на груди (покрывая голову, шею и грудь) и не показывают свою красоту никому (то есть, все тело, кроме лица и кистей рук), кроме своих мужей, отцов, свекров, сыновей, сыновей своих мужей, братьев, сыновей братьев, сыновей сестер, или своих женщин, рабов, стариков, не испытывающих вожделения, и детей, которые не осознают женской наготы. И пусть (мусульманки) не стучат ногами, сообщая об украшениях, которые скрывают. О верующие! Кайтесь перед Аллахом вы все, чтобы обрести успех» (Сура «ан-Нур», аят 31).
Первые мусульманки одевались так же, как и во времена джахилии: они носили длинное платье и покрывало на голове, и не было отличий в одежде свободной женщины и рабыни. За рабынями частенько подсматривали, когда те выходили по нужде в пальмовые рощи и пустыню, а когда вместо рабыни оказывалась свободная женщина, подсматривающие в качестве оправдания говорили, что приняли ее за рабыню. По этой причине мусульманкам было приказано опускать на себя покрывала, которые прикрывали лицо и фигуру, чтобы внушать уважение к себе и не толкать к греху людей порочных. Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا
«О Пророк! Скажи своим женам, дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали свои покрывала. Так их легче будет отличить (от рабынь и женщин легкого поведения), чтобы не причинить им обиды. И Аллах — Прощающий, Милующий (верующих)» (Сура «аль-Ахзаб», аят 59).
Но Мудрый Законодатель дал во время сватовства возможность посмотреть на невесту, чтобы мужчина знал, на ком женится, и чтобы между супругами установились согласие и гармония.
Выдающийся ученый имам аль-Газали[2] пишет в своей книге «аль-Ихья»[3]:
«Шариат призывает к тому, что помогает возникнуть симпатии (между вступающими в брак), поэтому жениху рекомендуется посмотреть на невесту. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если Аллах вложил в душу одного из вас [симпатию] к женщине, то пусть посмотрит на неё, ведь это наилучшим образом скажется на согласии между ними». Также Пророк говорил: «Поистине, в глазах ансаров есть нечто, и если кто-нибудь из вас решит жениться на них, то пусть посмотрит сначала на них»[4]. Подразумевается, что среди них было распространено некое глазное заболевание, слабое зрение, или их глаза были преимущественно меньше привычного. Некоторые праведники не выдавали замуж своих дочерей без того, чтобы жених предварительно ее увидел, так как не желали никого обманывать». Аль-А’маш[5] говорил: «Каждый брак, заключенный вслепую (без смотрин невесты), заканчивается горем и печалью».
Религиозное воспитание рождает целомудренность и благонравие. Вполне вероятно, что порочном современном мире, лишенном такого воспитания, именно хиджаб удержит простых мусульманок от распутства.
Согласно мнению большинства ученых, именно в этот год[6] Всевышний Аллах предписал мусульманам совершение хаджа – паломничества. Хадж обязателен для каждого мусульманина, который имеет возможность его совершить.
Хадж собирает мусульман всего мира в одном месте для единственной цели: обратиться к Аллаху с мольбой о прощении, поддержке и помощи в следовании Его истинной религии. Хадж играет большую роль в укреплении братских уз и объединении сердец единоверцев. В нем великое благо для мусульман.
[1] Бухари, № 4513; Муслим, № 1428.
[2] Мухаммад ибн Мухаммад Абу Хамид ат-Туси аль-Газали. Родился в Тусе в 450 году хиджры. Автор многих книг. Умер в родном городе в 505 году хиджры.
[3] См. «Ихья ‘Улюм ад-Дин» аль-Газали (2/59). Привёл Муслим в «Книге о браке», в главе «О желательности посмотреть на лицо и кисти рук той женщины, на которой хотят жениться», 9/209.
[4] Муслим, № 1424 от Абу Хурейры.
[5] Имам Сулейман ибн Михран. Умер в 148 году хиджры в Куфе.
[6] Существуют разногласия относительно года вменения хаджа в обязанность. Некоторые ученые считают, что это было в пятом году после хиджры, другие – что в седьмом или в десятом.