в чем отличия понятий архивное право и архивное законодательство
Архивное право и архивное законодательство
Архивное право.Термин архивное право существовал еще в прошлом веке, его определение включали в толковые словари. Так, в настольном словаре Ф.Толля (1863) было дано следующее определение архивного права: «Относящиеся к архиву законы и правила составляют архивное право». Однако данное определение, исходя из современной трактовки архивного права, более подходит к пониманию архивного законодательства.
Архивное право можно рассматривать и как научную дисциплину, и как весь аспект законодательных актов по архивному делу, включая смежные законодательства и статьи отдельных законодательных актов, связанных с архивной сферой. Поэтому понятие архивное право шире, чем понятие архивное законодательство.
Широкое распространение термин архивное право получил в 20-е гг. XX в. в связи с постановкой вопроса о разработке Архивного кодекса РСФСР.
В существующих архивных словарях термин архивное право определяется как установленная законодательными и нормативными актами совокупность норм и правил, регламентирующих деятельность государственной архивной службы. Однако в современной России это определение не отражает в полной мере всех сфер приложения норм и правил архивного права, ибо здесь кроме государственного сектора присутствует и частный (негосударственный) архивный сектор, о чем ниже будет сказано более подробно.
Архивное законодательство.Прежде чем перейти к рассмотрению архивного законодательства, дадим определение законодательства вообще.
З а к о н о д а т е л ь с т в о — это один из основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся в издании органами власти законов. Это одна трактовка термина.
Специалисты считают, что законодательство — это система не только законов, но и подзаконных актов.
З а к о н — нормативный правовой акт, принимаемый органом законодательной власти или непосредственно народом (путем референдума), обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы по вопросам, регулирующим Наиболее важные общественные отношения.
Законы РФ подразделяются:
федеральные конституционные законы;
федеральные законы (в том числе кодексы).
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Конституция РФ — основополагающий закон и правовая основа законодательства РФ.
В соответствии с Конституцией и по вопросам, предусмотренным ею, принимаются федеральные конституционные законы, посвященные правовым основам общественного и государственного строя.
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ.
Федеральные законы — это акты текущего законодательства, которые регулируют отношения в различных сферах жизни общества: в экономике, политике, культуре, финансах и т.п. В правовой литературе такие законодательные акты также называют обыкновенными законами.
Среди законов важное место занимают кодифицированные акты — кодексы.
Кодекс — это единый, логически и юридически цельный закон, который обеспечивает обобщенное и системное регулирование определенной группы общественных отношений. В России приняты и действуют кодексы практически по всем основным отраслям законодательства: Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Арбитражно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и др. К сожалению, в России нет пока Архивного кодекса, хотя вопрос о его разработке поднимался и ранее (в 20-е гг. XX в.).
акты Президента РФ, принимаемые в форме указов и распоряжений и не противоречащие Конституции РФ и законам РФ;
акты Правительства РФ, принимаемые в форме постановлений и распоряжений и не противоречащие Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ;
акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты), издаваемые на основе и во исполнение Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.
В соответствии с изложенным правовой основой для разработки архивного законодательства прежде всего является государственное конституционное право, затем условно выделяется «пласт» архивного законодательства, а затем — акты смежных отраслей, отдельные статьи которых реализуются в архивной среде.
Архивное законодательство практически появилось с 1918 г., с Декрета С Н К Р С Ф С Р от 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела». Затем было много других декретов, постановлений, был период, когда после декретов практически все нормы регулировались совместными постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Так, положения о Государственном архивном фонде СССР 1941, 1958 и 1980 гг. вводились в действие постановлениями Совета Министров СССР.
Этот главный федеральный закон аккумулировал в себе многое из предшествующего опыта архивного строительства дореволюционной России и СССР, в то же время в нем учтено то новое, что произошло в политическом, экономическом, правовом развитии страны, а также ценный зарубежный опыт.
Позже появились подзаконные акты по архивному делу, среди которых следует назвать следующие:
акты президента (указы и распоряжения), например:
указы Президента Российской Федерации «Об архивах Комитета государственной безопасности СССР» (1991), «О партийных архивах» (1991); распоряжения Президента Российской Федерации «О сохранении исторических документов, связанных с деятельностью бывшего Верховного Совета Российской Федерации, а также некоторых средств массовой информациии общественных организаций» (1993) и «О создании Комиссии по рассекречиванию документов, созданных КПСС» (1994); акты правительства (постановления и распоряжения), например:
См.: АртизовА. Н. Архивное законодательство России: система, проблемы и перспективы (к постановке вопроса) // Отечественные архивы. — 1996. — № 4. — С. 3. 2 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 1993.-№51.
постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной архивной службе России» (1998); распоряжение Правительства Российской Федерации «О строительстве в 1997—2002 годах в Санкт-Петербурге здания Российского государственного исторического архива» (1996); акты федеральных органов исполнительной власти, например: приказ Госстандарта России «О выполнении требований Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов в части неопубликованных документов» (1996); приказ Росархи-ва «Об утверждении Регламента государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации» (1997). Законы и подзаконные акты носят название нормативно-правовых актов. Нормативно-правовые акты распространяют свое действие на территорию принявшего их субъекта, в данном случае субъекта Российской Федерации.
В архивной сфере в последние годы особенно ярко обозначилось стремление отдельных регионов иметь свой архивный закон. Это объясняется тем, что в федеральном законодательстве отсутствуют или недостаточно глубоко проработаны вопросы, непосредственно касающиеся конкретных субъектов Федерации. Поэтому субъектам предоставлено право самостоятельно решать все вопросы архивного дела, за исключением тех, которые отнесены к компетенции Российской Федерации.
При этом необходимо помнить, что законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации не должны входить в противоречие с федеральным законодательством. Если же такое случается, то должны действовать статьи и положения того или иного федерального закона.
Этический кодекс архивиста.В любом цивилизованном обществе «венцом», логическим продолжением нормативно-правовой системы является соответствующая этика поведения профессионала, например архивиста, что может быть закреплено этическим или моральным кодексом, кодексом чести или иным подобного рода документом.
В сентябре 1996 г. в Пекине на заседании Генеральной ассамблеи Международного совета архивов был принят Международный этический кодекс архивистов, который установил высокие стандарты, очертил этические рамки поведения для всех тех, кто занят в архивной сфере.
Основными принципами международного этического кодекса архивистов являются:
защита целостности архивных материалов и гарантия их сохранности;
осуществление экспертизы ценности, отбор архивных документов и работа с ними при рассмотрении их в историческом, правовом и административном пространстве;
защита подлинности документов, обеспечение их сохранности во время архивной обработки, хранения и использования;
обеспечение доступности архивных материалов при сохранении государственной, коммерческой, профессиональной тайны и тайны частной жизни, которая может быть в архивных документах;
действие в рамках соответствующего законодательства, избегая использования своего положения для нечестного удовлетворения своих или чужих интересов;
обеспечение сохранности и использования мирового документального наследия в сотрудничестве друг с другом и представителями других профессий.
Эти этические нормы, содержащиеся в Международном этическом кодексе архивистов, признаны и в нашей стране. Все, кто работает с архивными документами, должны помнить о профессиональной ответственности и согласовывать свои профессиональные действия с этическими нормами кодекса.
Архивное право и архивное законодательство
Следует разделять понятия архивное право и архивное законодательство. Под архивным законодательством обычно понимают совокупность законодательных и нормативно-правовых актов, принятых органами государственной власти и регламентирующих архивное дело. Поэтому понятие архивное законодательство уже понятия архивного права, которое объединяет в себе наряду с законодательными актами, принятыми высшими органами государственной власти, и так называемые подзаконные ведомственные правила, и инструкции о деятельности архивов и архивных работников. Кроме того, архивное право можно рассматривать и как научную дисциплину, и как весь аспект законодательных актов по архивному делу, включая смежные законодательства и статьи отдельных законодательных актов, связанных с архивной сферой, что усиливает более широкое значение понятия архивного права, чем архивное законодательство.
Систему архивного законодательства можно охарактеризовать как, во-первых, совокупность источников права, являющихся формой выражения правовых норм; во-вторых, внешнюю видимую форму системы права; в-третьих, совокупность нормативных актов, строящихся как с учетом отраслевого принципа, так и без его учета, т.е. в одних случаях нормативный правовой акт издается применительно к конкретной сфере правового регулирования, в других – содержит нормы различных отраслей права; в-четвертых, ее первичным элементом является статья нормативного правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы (гипотезу, диспозицию, санкцию); в-пятых, она строится по принципу, когда в ее формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью юридической практики.
Система архивного права и система архивного законодательства являются взаимосвязанными самостоятельными категориями, которые соотносятся между собой как форма и содержание. Система права, по его содержанию – внутренняя структура права, а система законодательства – внешняя форма. Первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативный правовой акт.
Становление и дальнейшее развитие архивного законодательства должно стать одним из важных направлений правового развития государства. Главная задача архивного законодательства – создать законодательную базу, которая позволила бы, решая проблему правового регулирования отношений граждан, общества и государства в сфере архивного дела, обеспечить сохранение, качественное пополнение, государственный учет и всестороннее использование Архивного фонда Российской Федерации как важнейшей части ее национального и культурного достояния.
Архивное право и архивное законодательство
Архивное право. Термин архивное право существовал еще в прошлом веке, его определение включали в толковые словари. Так, в настольном словаре Ф.Толля (1863) было дано следующее определение архивного права: «Относящиеся к архиву законы и правила составляют архивное право». Однако данное определение, исходя из современной трактовки архивного права, более подходит к пониманию архивного законодательства.
Архивное право можно рассматривать и как научную дисциплину, и как весь аспект законодательных актов по архивному делу, включая смежные законодательства и статьи отдельных законодательных актов, связанных с архивной сферой. Поэтому понятие архивное право шире, чем понятие архивное законодательство.
Широкое распространение термин архивное право получил в 20-е гг. XX в. в связи с постановкой вопроса о разработке Архивного кодекса РСФСР.
В существующих архивных словарях термин архивное право определяется как установленная законодательными и нормативными актами совокупность норм и правил, регламентирующих деятельность государственной архивной службы. Однако в современной России это определение не отражает в полной мере всех сфер приложения норм и правил архивного права, ибо здесь кроме государственного сектора присутствует и частный (негосударственный) архивный сектор, о чем ниже будет сказано более подробно.
Архивное законодательство. Прежде чем перейти к рассмотрению архивного законодательства, дадим определение законодательства вообще.
Законодательство — это один из основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся в издании органами власти законов. Это одна трактовка термина.
Специалисты считают, что законодательство — это система не только законов, но и подзаконных актов.
Закон — нормативный правовой акт, принимаемый органом законодательной власти или непосредственно народом (путем референдума), обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы по вопросам, регулирующим наиболее важные общественные отношения.
Законы РФ подразделяются:
федеральные конституционные законы;
федеральные законы (в том числе кодексы).
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Конституция РФ — основополагающий закон и правовая основа законодательства РФ.
В соответствии с Конституцией и по вопросам, предусмотренным ею, принимаются федеральные конституционные законы, посвященные правовым основам общественного и государственного строя.
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ.
Федеральные законы — это акты текущего законодательства, которые регулируют отношения в различных сферах жизни общества: в экономике, политике, культуре, финансах и т.п. В правовой литературе такие законодательные акты также называют обыкновенными законами.
Среди законов важное место занимают кодифицированные акты — кодексы.
Кодекс — это единый, логически и юридически цельный закон, который обеспечивает обобщенное и системное регулирование определенной группы общественных отношений. В России приняты и действуют кодексы практически по всем основным отраслям законодательства: Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Арбитражно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и др. К сожалению, в России нет пока Архивного кодекса, хотя вопрос о его разработке поднимался и ранее (в 20-е гг. XX в.).
Средством реализации законодательных норм являются подзаконные акты, которые конкретизируют нормы законов или устанавливают новые нормы, но при этом соответствуют законам и не противоречат им:
акты Президента РФ, принимаемые в форме указов и распоряжений и не противоречащие Конституции РФ и законам РФ;
акты Правительства РФ, принимаемые в форме постановлений и распоряжений и не противоречащие Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ;
акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты), издаваемые на основе и во исполнение Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.
В соответствии с изложенным правовой основой для разработки архивного законодательства прежде всего является государственное конституционное право, затем условно выделяется «пласт» архивного законодательства, а затем — акты смежных отраслей, отдельные статьи которых реализуются в архивной среде.
Архивное законодательство практически появилось с 1918 г., с Декрета СНК РСФСР от 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела». Затем было много других декретов, постановлений, был период, когда после декретов практически все нормы регулировались совместными постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Так, положения о Государственном архивном фонде СССР 1941, 1958 и 1980 гг. вводились в действие постановлениями Совета Министров СССР.
В мировом архивном сообществе роль законодательства в архивной сфере оценивается достаточно высоко. В 1995—1996 гг. Международный совет архивов выпустил два тома журнала «Archivum» с обзором и публикациями архивных законов и нормативных актов 98 государств и 9 международных организаций.
Появление нового архивного законодательства в России связывают с принятием 23 августа 1993 г. «Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» — первого в отечественной истории архивного закона. Это основной закон по архивному делу, с появлением которого в общеправовом классификаторе отраслей законодательства от 16 декабря 1993 г. в разделе «Законодательство по общим вопросам народного хозяйства» была введена отдельная рубрика «Архивное дело. Делопроизводство», что специалисты рассматривают как факт рождения нового специфического подотдела права.
Этот главный федеральный закон аккумулировал в себе многое из предшествующего опыта архивного строительства дореволюционной России и СССР, в то же время в нем учтено то новое, что произошло в политическом, экономическом, правовом развитии страны, а также ценный зарубежный опыт.
Позже появились подзаконные акты по архивному делу, среди которых следует назвать следующие:
акты президента (указы и распоряжения), например:
указы Президента Российской Федерации «Об архивах Комитета государственной безопасности СССР» (1991), «О партийных архивах» (1991); распоряжения Президента Российской Федерации «О сохранении исторических документов, связанных с деятельностью бывшего Верховного Совета Российской Федерации, а также некоторых средств массовой информации общественных организаций» (1993) и «О создании Комиссии по рассекречиванию документов, созданных КПСС» (1994);
акты правительства (постановления и распоряжения), например: постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной архивной службе России» (1998); распоряжение Правительства Российской Федерации «О строительстве в 1997 — 2002 годах в Санкт-Петербурге здания Российского государственного исторического архива» (1996);
акты федеральных органов исполнительной власти, например: приказ Госстандарта России «О выполнении требований Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов в части неопубликованных документов» (1996); приказ Росархива «Об утверждении Регламента государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации» (1997).
Законы и подзаконные акты носят название нормативно-правовых актов. Нормативно-правовые акты распространяют свое действие на территорию принявшего их субъекта, в данном случае субъекта Российской Федерации.
В архивной сфере в последние годы особенно ярко обозначилось стремление отдельных регионов иметь свой архивный закон. Это объясняется тем, что в федеральном законодательстве отсутствуют или недостаточно глубоко проработаны вопросы, непосредственно касающиеся конкретных субъектов Федерации. Поэтому субъектам предоставлено право самостоятельно решать все вопросы архивного дела, за исключением тех, которые отнесены к компетенции Российской Федерации.
При этом необходимо помнить, что законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации не должны входить в противоречие с федеральным законодательством. Если же такое случается, то должны действовать статьи и положения того или иного федерального закона.
Этический кодекс архивиста. В любом цивилизованном обществе «венцом», логическим продолжением нормативно-правовой системы является соответствующая этика поведения профессионала, например архивиста, что может быть закреплено этическим или моральным кодексом, кодексом чести или иным подобного рода документом.
В сентябре 1996 г. в Пекине на заседании Генеральной ассамблеи Международного совета архивов был принят Международный этический кодекс архивистов, который установил высокие стандарты, очертил этические рамки поведения для всех тех, кто занят в архивной сфере.
Основными принципами международного этического кодекса архивистов являются:
защита целостности архивных материалов и гарантия их сохранности;
осуществление экспертизы ценности, отбор архивных документов и работа с ними при рассмотрении их в историческом, правовом и административном пространстве;
защита подлинности документов, обеспечение их сохранности во время архивной обработки, хранения и использования;
обеспечение доступности архивных материалов при сохранении государственной, коммерческой, профессиональной тайны и тайны частной жизни, которая может быть в архивных документах;
действие в рамках соответствующего законодательства, избегая использования своего положения для нечестного удовлетворения своих или чужих интересов;
обеспечение сохранности и использования мирового документального наследия в сотрудничестве друг с другом и представителями других профессий.
Эти этические нормы, содержащиеся в Международном этическом кодексе архивистов, признаны и в нашей стране. Все, кто работает с архивными документами, должны помнить о профессиональной ответственности и согласовывать свои профессиональные действия с этическими нормами кодекса.
В чем отличия понятий архивное право и архивное законодательство
Об архивном деле в Российской Федерации
(с изменениями на 11 июня 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 11 февраля 2013 года N 10-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.02.2013);
Федеральным законом от 4 октября 2014 года N 289-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.10.2014, N 0001201410060027);
Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 357-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2015, N 0001201511280035);
Федеральным законом от 2 марта 2016 года N 43-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.03.2016, N 0001201603020009);
Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 149-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.05.2016, N 0001201605230056);
Федеральным законом от 18 июня 2017 года N 127-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.06.2017, N 0001201706180008) (о порядке вступления в силу см. статью 14 Федерального закона от 18 июня 2017 года N 127-ФЗ);
Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 435-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2017, N 0001201712290003) (о порядке вступления в силу см. статью 7 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 435-ФЗ);
Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2020, N 0001202012080096);
Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 114-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.04.2021, N 0001202104300092);
Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110081) (о порядке вступления в силу см. статью 138 Федерального закона от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ).
Принят
Государственной Думой
1 октября 2004 года
Одобрен
Советом Федерации
13 октября 2004 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере архивного дела в Российской Федерации
1. Законодательство об архивном деле в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения в сфере архивного дела в Российской Федерации.
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
Статья 3. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
Статья 4. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере архивного дела
1. К полномочиям Российской Федерации в сфере архивного дела относятся:
1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере архивного дела;
2) установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил;
3) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) федеральных государственных архивов, федеральных музеев и библиотек;
б) федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации, в том числе органов прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации (Банка России);
в) государственных внебюджетных фондов;
е) государственных корпораций, государственных компаний;
(Подпункт дополнительно включен с 23 февраля 2013 года Федеральным законом от 11 февраля 2013 года N 10-ФЗ)
4) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований;
5) решение вопросов о временном вывозе документов Архивного фонда Российской Федерации за пределы Российской Федерации.
2. К полномочиям субъекта Российской Федерации в сфере архивного дела относятся:
1) проведение государственной политики в сфере архивного дела на территории субъекта Российской Федерации;
2) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) государственных архивов субъекта Российской Федерации, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации;
б) органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации;
3) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, в собственность Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований.
3. К полномочиям муниципального образования в сфере архивного дела относятся:
1) хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек;
2) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иных муниципальных образований.
4. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и внутригородских районов осуществляют деятельность в сфере архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
5. Законом орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа может наделяться отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.
Глава 2. Архивный фонд Российской Федерации
Статья 5. Состав Архивного фонда Российской Федерации
В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.
Статья 6. Включение архивных документов в состав Архивного фонда Российской Федерации
1. Архивные документы включаются в состав Архивного фонда Российской Федерации на основании экспертизы ценности документов.