вилитовые диски что это
Вилитовые диски что это
Они предназначены для защиты электрических цепей электропоезда от атмосферных и комутационных напряжений, которые могут достигать опасных величин при большой скорости нарастания. Принцип их действия основан на резком уменьшении электрического сопротивления при повышении приложенного напряжения. В результате волна опасного перенапряжения быстро отводится в «землю», тем самым ограничивается напряжение, прикладываемой к защищаемому оборудованию.
На крыше моторного вагона установлены два разрядника РМВУ-3,3: один непосредственно соединен с рамой токоприемника, другой расположен за индуктивно-емкостным фильтром. Разрядник состоит из двух вилитовых дисков 4,6 (рис. 47), двух искровых униполярных промежутков 11, которые с дугогасительной камерой размещены в зазорах между постоянными магнитами 10, 12, заключенных в фарфоровом кожухе 3.
Рис. 47. Разрядник РМВУ-3,3 и его электрическая схема:
1 — основание; 2 — заливочная масса; 3 — фарфоровый кожух;
4, 6 — вилитовые диски; 5 — фетровая прокладка; 7 — пружина;
8, 14 — кольцевые прокладки; 9 — контактный болт; 10, 12 — постоянные
магниты; 11 — искровые униполярные промежутки; 13 — днище;
15 — предохранительный клапан; 16 — высокоомные резисторы
Каждый искровой промежуток шунтирован двумя последовательно соединенными высокоомными резисторами 16. Снизу кожуха имеется днище 13 и основание 1 с заливочной массой 2. Вилитовые диски 4, 6 диаметром 130 мм по бокам покрыты твердой изоляционной обмазкой, скрепляющей их и предохраняющей диски от разрядов по поверхности. От смещения диски удерживает фетровая прокладка 5. Постоянные магниты служат для того, чтобы обеспечить равномерность магнитного
поля при горении дуги в искровых промежутках. Поскольку вилит при попадании в него влаги теряет свои электрические свойства, кожух 3 уплотнен резиновыми кольцевыми прокладками 8, 14.
Бывают случаи перекрытия вилитовых дисков, когда из-за к. з. повышается давление внутри корпуса. Чтобы не допустить взрыва разрядника, в его днище предусмотрено предохранительное устройство — клапан 15. При давлении 5 кгс/см2 он срабатывает, и газы выходят в атмосферу.
При опасных перенапряжениях (7,5 — 9 кВ) сопротивление вилитовых дисков резко уменьшается, пробиваются искровые промежутки. Большой ток протекает через разрядник и отводится в «землю». После снижения волны перенапряжения в контактной сети сопротивление вилитовых дисков восстанавливается, дуга гасится полем магнитов, разрядник опять готов к работе.
На электропоезде в основном работает первый разрядник, подсоединенный к токоприемнику. Если волна перенапряжения велика, и один разрядник с ней не справился, то подключается второй, соединенный с фильтром. Он снимает перенапряжение с конденсатора. Оба разрядника для безопасности установлены в металлическом ограждении.
Вилитовые диски что это
Для защиты электрооборудования электропоезда от перенапряжений, возникающих в контактной сети при электрических разрядах, а также от коммутационных перенапряжений, появляющихся, например, при отключении тока короткого замыкания, применяют вентильные разрядники с нелинейным вилитовым сопротивлением. Работа таких разрядников основана на свойстве вилита (смесь карборунда, графита и глины) увеличивать с повышением на-I пряжения число проводящих каналов, в связи с чем общее сопротивление его уменьшается и волна перенапряжений быстро отводится в «землю». Кроме ограничения уровня перенапряжений, разрядник должен обеспечить прекращение тока в его цепи после прохождения волны перенапряжения. Это условие обеспечивается нелинейностью характеристики вилитовых дисков.
На электропоездах ЭР2 и ЭР2Р устанавливают униполярные вилитовые разрядники РМВУ-3,3, имеющие большую пропускную способность и мощную систему дугогашения. В разряднике РМВУ-3,3 искровые промежутки расположены в нижней части полости кожуха, поэтому дуга, возникающая при пробое искровых промежутков, должна выдуваться в верхнюю часть камеры. Для этого к контактному болту подключают напряжение положительной полярности.
, Разрядник РМВУ-3,3 (рис. 96) состоит из двух вилитовых дисков 5. 7,
двух искровых униполярных промежутков 14, дугогасительного устройства, монтажных деталей и пружины 8, помещенных внутри фарфорового кожуха 3. Снизу кожух закрыт дном 16 и соединен с основанием / заливочной массой 2. Вилитовые диски диаметром 130 мм по бокам покрыты твердой изоляционной обмазкой, которая скрепляет их и предохраняет от разрядов по боковой поверхности. Фетровые прокладки 6 удерживают диски от горизонтального перемещения.
» Дугогасительное устройство разрядника состоит из двух постоянных маг-
нитов 12, 15, расположенных между вилитовыми дисками и дном. Магниты обеспечивают равномерность магнитного поля у искрового промежутка и в зоне горения дуги. Искровые промежутки 14 шунтированы высокоомными тиритовыми резисторами 21. Так как вилит гигроскопичен и при попадании
I в него влаги теряет свои электрические свойства, кожух герметически уплотняют кольцевыми прокладками 9, 17 из морозостойкой резины. В случае перекрытия вилитовых дисков возникает короткое замыкание и повышается давление внутри разрядника. Чтобы предотвратить возможность взрыва разрядника, в его дне предусмотрено предохранительное устройство — клапан 19. При нормальных условиях давление газов внутри разрядника невысокое.
При давлении 0,5 МПа (5 кгс/см2) и выше предохранительное устройство срабатывает и газы выходят в атмосферу.
Искровые промежутки пробиваются при напряжении 7,5—9 кВ. После прохождения волны перенапряжения и снижения напряжения контактной сети до номинального сопротивление вилитовых дисков увеличивается до 140— 160 Ом, а ток спадает до 25—30 А. При этом дуга на искровых промежутках под действием магнитного поля постоянных магнитов растягивается и гаснет.
Для контроля срабатывания вилитового разрядника применяют регистраторы РВР. Регистратор представляет собой небольшой аппарат, автоматически заменяющий плавкие вставки, перегорающие при срабатывании разрядника. Регистратор включен в цепь разрядника; при его срабатывании через резистор регистратора сопротивлением 0,5—5 кОм протекает импульсный ток, сжигающий плавкую вставку регистратора. Затем под действием заводной пружины на место сгоревшей плавкой вставки устанавливается новая вставка. Регистратор рассчитан на девять срабатываний разрядника и имеет указатель числа срабатываний.
Технические данные разрядника РМВУ-3,3
Номинальное напряжение, кВ. 3
Наибольшее допустимое напряжение, кВ. 4,2
Пробивное напряжение при частоте 50 Гц, кВ. 6,7—7,4
На каждом моторном вагоне установлено по два разрядника: первый разрядник подключен к токоприемнику, а второй — к фильтру. Второй разрядник служит для отвода перенапряжений, возникающих на конденсаторе при срабатывании первого разрядника. Разрядники по соображениям безопасности обнесены металлическим сетчатым ограждением,
GardenWeb
Каково устройство разрядника?
По конструкции различают трубчатые и вентильные разрядники.
Трубчатый разрядник имеет металлический стержень, разделенный искровым воздушным промежутком. Стержень проходит сквозь трубку, изготовленную из фибры или органического стекла. Один конец стержня надежно заземляют, другой через внешний (дополнительный) искровой промежуток присоединяют к проводу высоковольтной воздушной линии электропередачи на вводе в потребительскую подстанцию. Во время перенапряжения в искровом промежутке внутри трубки появляется электрическая дуга, которая соединяет с землей провода воздушной линии и тем самым снимает перенапряжение. Вместе с тем под действием высокой температуры электрической дуги фибра или органическое стекло трубки выделяют газы, которые быстро гасят дугу.
Вентильный (вилитовый) разрядник устроен иначе (рис. 87). В нем применено последовательное соединение искровых промежутков с вилитовыми элементами. Вилит — это особый керамический состав, удельное электрическое сопротивление которого резко уменьшается под действием приложенного к нему высокого напряжения.
Таким образом, когда возникают перенапряжения, происходит пробой искровых промежутков, вилитовые элементы становятся токо- проводящими и отводят заряд в землю. После этого мгновенно восстанавливается высокое сопротивление вилитовых дисков, цепь электрического гока на землю прерывается и возобновляется нормальный режим работы электроустановки. Обозначение разрядника РВП-6 расшифровывается так: разрядник вентильный под- станционный на рабочее напряжение 6 кВ.
Для чего нужен разрядник на подстанции?
Разрядники являются защитными аппаратами. Они предназначены для защиты изоляции электрооборудования от перенапряжений. В распределительных устройствах электроустановок применяются вентильные разрядники, на линиях электропередачи — трубчатые.
Вентильные разрядники состоят из искровых промежутков, включенных последовательно с рабочим резистором, имеющим нелинейную вольт-амперную характеристику. В некоторых разрядниках параллельно искровым промежуткам присоединяют шунтирующие резисторы для равномерного распределения напряжения между ними.
В условных обозначениях разрядников буквы означают: Р — разрядник; В — вентильный, П — подстанционный (поляризованный для разрядников постоянного тока); С — станционный; М — с магнитным дутьем; О — облегченной конструкции; У — униполярный; К — для ограничения коммутационных перенапряжений. Цифры, следующие за буквами в обозначении, означают напряжения разрядника.
Разрядники характеризуются рядом параметров.
Класс напряжения разрядника — номинальное значение напряжения сети, для работы в которой разрядник предназначен.
Наибольшее допустимое напряжение разрядника — эффективное значение наибольшего гарантированного заводом-изготовителем напряжения, при котором разрядник надежно гасит дугу.
Пробивное напряжение разрядника— наибольшая величина плавно нарастающего напряжения в момент пробоя разрядника.
Импульсное пробивное напряжение разрядника — наибольшая величина импульсного напряжения в момент пробоя разрядника при заданном значении предразрядного времени. Предразрядное время — время от начала нарастания импульсного напряжения до момента пробоя разрядника.
Номинальный разрядный ток разрядника — амплитудное значение импульсного тока, который проходит через разрядник после его пробоя.
Ток проводимости разрядника, искровые промежутки которого шунтированы резисторами, — ток, проходящий через разрядник при приложении к нему напряжения постоянного тока заданной величины. У разрядников, не имеющих шунтирующих резисторов, измеряемый при этом ток называется током утечки.
Вентильные разрядники переменного тока служат основным средством ограничения перенапряжений и защиты от них.
Разрядник РВП-6 показан на рис. 1. Он состоит из многократных искровых промежутков 12 и последовательно включенных нелинейных вилитовых резисторов б, размещенных в фарфоровом корпусе 7 и сжатых спиральной пружиной 3.
Блок многократных искровых промежутков включает несколько последовательно соединенных единичных искровых промежутков, помещенных в бумажно-бакслитовый цилиндр 4. Единичный искровой промежуток состоит из двух фигурных латунных электродов, приклеенных к изоляционной меканитовой или электрокартонной прокладке.
Нелинейный последовательный резистор набирается из вилитовых (вилит-запеченная смесь карборунда с жидким стеклом), обладающих вентильными свойствами, то есть сопротивление карборунда изменяется в зависимости от приложенного к нему напряжения: чем выше приложенное напряжение, тем ниже его сопротивление, и наоборот.
Количество искровых промежутков в блоке и вилитовых дисков в колонке зависит от величины номинального напряжения разрядника. Плоскости, которыми соприкасаются диски, для лучшего контакта металлизируют алюминием, а боковые поверхности вилитовых дисков для преграждения пути токам утечки покрывают изолирующей обмазкой.
Для предотвращения смещения вилитовых дисков ставятся фетровые или войлочные прокладки 5. Вилит невлагостоек и при отсыревании его вентильные свойства ухудшаются. Поэтому разрядник герметизируется уплотнением 2 из озоностойкой резины и закрывается сверху металлическим колпаком 13.
К несущей конструкции разрядник присоединяется хомутом 11, к токоведущим проводам — болтом 1, а к заземлению — шпилькой 9. Таким образом, разрядник включается между фазой электроустановки и контуром заземления параллельно защищаемой изоляции.
Рис. 1. Разрядник типа РВП-6. В нормальном режиме работы искровые промежутки обеспечивают изоляцию между фазой и землей. Как только возникает перенапряжение, опасное для изоляции электроустановки, происходит пробой искровых промежутков, в результате чего сеть оказывается соединена с землей через вилитовые диски. В это момент к вилитовым дискам прикладывается максимальное напряжение, поэтому сопротивление их будет наименьшим, а ток замыкания на землю — наибольшим. В результате разряда на землю напряжение в сети снижается, а сопротивление вилитовых дисков возрастает. Дуга переменного тока при прохождении через нуль гаснет, а затем вновь восстанавливается. Когда напряжение, приложенное к разряднику, оказывается недостаточным для поддержания дуги на искровых промежутках, при первом же прохождении тока через нуль его протекание через разрядник прекращается.
Модернизированный разрядник РВП с уменьшенным диаметром искровых промежутков и вилитовых дисков со сниженными габаритами и массой выпускается под наименованием РВО (разрядник вентильный облегченной конструкции).
Рис 2. Разрядник типа РВС. Вентильный разрядник РВС (разрядник вентильный станционный) выпускается в виде пяти стандартных элементов: РВС-15, РВС-20, РВС-30, РВС-33 и РВС-35. Из этих элементов комплектуют разрядники на напряжение до 220 кВ. Их устанавливают один на другой и соединяют последовательно. На рис. 2 показан элемент РВС, состоящий из фарфорового кожуха 1, внутри которого находятся вилитовые диски 2 и комплекты искровых промежутков 4, состоящие из нескольких единичных искровых промежутков 3. Каждый комплект заключен в фарфоровый цилиндр 5. Все искровые промежутки и вилитовые диски сжаты спиральными пружинами 6. Фарфоровый кожух закрыт с торцевых сторон крышками, под которыми проложена уплотняющая резина 7. Фарфоровый кожух армирован фланцами 8, которые служат для крепления разрядника к опорной конструкции, а также для присоединения к шинам или проводам. Комплекты искровых промежутков шунтируются подковообразными резисторами 9, предназначенными для равномерного распределения напряжения между ними.
На рис. 3 показан комплект искровых промежутков, состоящий из четырех единичных искровых промежутков. Каждый единичный искровой промежуток включает в себя два фигурных латунных электрода 4, разделенных миканитовой прокладкой. Искровые промежутки размещаются в фарфоровом цилиндре 3, закрытом сверху и снизу латунными крышками 1. К последним присоединяются подковообразные шунтирующие резисторы 2, изготовленные на основе карбоцида.
Рис. 3. Комплект искровых промежутков разрядника
Рис. 4. Блок искровых промежутков разрядника типа РВМ. На напряжение 35-500 кВ нашли применение разрядники магнитовентильные типа РВМ. Они отличаются от других типов разрядников наличием блоков магнитных искровых промежутков (рис. 4). Такие стандартные блоки искровых промежутков, дополненные дисковыми вилитовыми резисторами изготовляются на напряжение 35 кВ. Блок магнитных искровых промежутков состоит из набора единичных искровых промежутков 2, разделенных между собой кольцевыми магнитами 3. Единичный искровой промежуток составляется из двух концентрически расположенных медных электродов 6 и 8, между которыми образуется кольцевая щель 7. Возникающая в щели дуга вращается под действием постоянных магнитов с большой скоростью, что способствует ее быстрому гашению Набор из постоянных магнитов и единичных искровых промежутков помещается внутри фарфоровой покрышки 1, закрытой стальными крышками 5. Магниты и медные электроды плотно сжимаются стальной пружиной 4.
Устройство и ремонт вилитовых разрядников РМВУ-3,3
Устройство и ремонт вилитовых разрядников РМВУ-3,3
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОВОЗОСТРОЕНИЯ ЦЕЛЬ РАБОТЫ 1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИЛИТОВЫХ РАЗРЯДНИКОВ 1.1 НАЗНАЧЕНИЕ 1.2 УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ РАЗРЯДНИКА РМВУ-3,3 1.3 ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 2 ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА ВИЛИТОВЫХ РАЗРЯДНИКОВ 2.1 СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ЭЛЕКТРОВОЗОВ 2.2 РАЗБОРКА РАЗРЯДНИКА 2.3 ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ 2.4 РЕМОНТ ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ 2.5 СБОРКА РАЗРЯДНИКА 2.6 ИСПЫТАНИЯ И РЕГУЛИРОВКА 2.7 ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ 2.8 ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА 3 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛЕСАРНЫХ РАБОТ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РЕМОНТЕ ЭЛЕКТРОАППАРАТУРЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ НАХОДЖЕНИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЯХ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА |
Заданием на письменную экзаменационную работу мне было предложено детально изучить назначение и работу вилитовых разрядников РМВУ-3.3, а также, с учетом практических навыков, приобретенных во время прохождения производственной практики в локомотивном депо, описать технологический процесс их ремонта в объеме ТР-3 и правила техники безопасности. |
1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗРЯДНИКОВ
1.1 НАЗНАЧЕНИЕ
В контактной сети иногда возникают мгновенные перенапряжения, в несколько раз превышающие номинальное напряжение, а, следовательно, опасные для изоляции машин и аппаратов электровоза. Такие перенапряжения наводятся при грозовых разрядах в атмосфере или при резком разрыве силовых целей. Особенно опасны они при прямом попадании молнии в контактный провод.
Из-за быстроты я кратковременности перенапряжений аппараты защиты с подвижной системой не успевают сработать. Поэтому волну перенапряжения в виде импульса тока отводит в землю через разрядники, которые практически мгновенно с увеличением напряжения снижают свое электрическое сопротивление. Такие свойства материала называют вентильными.
1.2 УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
РАЗРЯДНИКА РМВУ-3,3
На электровозах ВЛ10 применяют разрядники РМВУ-3,3 (разрядник магнитный, вилитовый, униполярный — 3,3 кВ). Разрядник РМВУ-3,3 подключают только при одной принятой у нас полярности контактной сети — при «плюсе», поэтому он назван униполярным. Для выдувания дуги в искровых промежутках используют магнитное дутье постоянных магнитов, поэтому разрядник — магнитный. В качестве материала применен вилит — керамический материал на карборундовой основе, имеющий при нормальном напряжении в контактной сети очень большое сопротивление. При повышении напряжения сопротивления вилита снижается.
Все детали разрядника собраны внутри фарфорового кожуха 3 (рис. 1). Два вилитовых диска 5 с прокладками 4 от корпуса, два искровых промежутка 8 с шунтирующими резисторами 9 и постоянные магниты 11 цилиндрической формы (с полюсами — вверху и внизу) для гашения дуги прижаты к дну 10 пружиной 2.
Дно через герметизирующую прокладку 7 из озоностойкой резины крепят к чугунному фланцу 8, армированному на фарфоровом корпусе. Разрядник устанавливают на крыше в металлическом ограждении, провод от токоприемника включают к верхнему зажиму 1. В дно разрядника 10 встроен предохранитель от повышенного внутреннего давления, который срабатывает при избыточном давлении 2—5 кгс/см2 и предохраняет разрыв фарфорового кожуха.
Последовательно с вилитовыми дисками 5 включены два искровых промежутка 6, шунтированных высокоомными резисторами 9, необходимыми для выравнивания напряжения на них.
Если в контактной сети напряжение нормальное, то из-за большого сопротивления вилита ток составляет всего 70—130 мкА (при напряжении 4000 В). Волна перенапряжения в 9,5—10,5 кВ вызывает появление в вилите большого количества проводящих каналов и его сопротивление резко снижается. Это перенапряжение оказывается на искровых промежутках, которые пробиваются и отводят импульс тока в землю. Как только напряжение на вилитовых дисках снизилось, его сопротивление возрастает, ток уменьшается, облегчая гашение дуги искровых промежутков, которая выдувается магнитами в дугогасительную камеру, удлиняется и гаснет внутри кожуха. После этого разрядник снова готов к работе. Чтобы контролировать число срабатываний разрядника, в его цепь последовательно включают регистратор срабатываний РВР — аппарат, имеющий резистор R (рис. 3), два искровых промежутка u1 и u2 и плавкие предохранители Пр.
При срабатывании разрядника ток через резистор R увеличивается и падение напряжения на резисторе возрастает. Когда оно достигнет разрядного напряжения искрового промежутка u1, он пробивается и ток проходит через плавкий предохранитель Пр, который перегорает. После этого пробивается второй промежуток u2 и ток импульса проходит через оба промежутка регистратора.
Регистратор срабатывания укрепляют на верхнем зажиме разрядника. Он имеет десять плавких вставок 3 (одну контрольную и девять рабочих), которые находятся на барабане 2. Каждой вставке на барабане соответствуют буква К — «контроль» и цифры от 0 до 8, которые видны через окошки крышки (на рисунке крышка снята). При перегорании вставки барабан под действием заводной пружины поворачивается против часовой стрелки до включения следующей вставки. Положение К служит для контроля работы разрядника регистратора на стенде перед установкой на электровоз. Остальные — показывают число срабатываний вилитового разрядника. Сгоревшие плавкие вставки нужно систематически заменять. Резистор 4 и искровые промежутки 1 установлены на общей панели.
2 ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА ВИЛИТОВЫХ РАЗРЯДНИКОВ
2.1 СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ЭЛЕКТРОВОЗОВ
Нормы продолжительности технических обслуживаний ТО-4, ТО-5, текущих ремонтов ТР-1, ТР-2 и ТР-3 устанавливаются начальником железной дороги, исходя из технической оснащенности депо, рационального использования ремонтной базы, равномерной загрузки участков по ремонту, обеспечения высокого качества ремонта, проведения испытания и приемки электровозов после ремонта, а также с учетом выполнения установленной нормы деповского процента неисправных электровозов.
2.2 РАЗБОРКА РАЗРЯДНИКА
Очистить от пыли и налета ржавчины наружную часть разрядника. Установить разрядник на специальную подставку днищем кверху и провести его разборку, для чего необходимо:
а) Отвернуть болты М8, снять днище в сборе с пружиной и
предохранительным клапаном.
б) Снять уплотнительное резиновое кольцо, вынуть крышку,
шунтированный магнит, фиксатор, рабочее сопротивление и пружину со
специальной шайбой. Вынуть из армированной покрышки прокладку. При выемке магнитов обращаться с ними осторожно, не ронять и не подвергать ударам.
2.3 ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ
У разрядников наблюдаются следующие неисправности: оплавление болтов, крепящих кабельные наконечники, из-за ослабления их затяжки, трещины в фарфоровом кожухе и в его армировке, нарушение в резьбовых соединениях, крепящих дно к основанию, сдвиг в сторону от фиксирующего положения предохранительного клапана, прогорание внутренних элементов из-за неправильной полярности установленных магнитов, излом кронштейна счётчика срабатывания.
2.4 РЕМОНТ ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ
Осмотр и ремонт армированной покрышки
Осмотреть армированную покрышку на наличие трещин и сколов фарфора. При наличии сколов, следов горения дуги и трещин фарфора, армированная покрышка подлежит замене.При наличии мелких трещин в цементном шве и нарушения эмалевого покрытия фланца, шов и фланец покрывают эмалью ГФ-92-ХС с предварительной зачисткой поверхности покрытия шлифовальной шкуркой.
Осмотреть резиновые уплотнения, резьбу Ml2 на подвеске и колпак, для чего необходимо:
а) отвернуть гайку, снять шайбы и колпак;
б) вынуть при необходимости из кожуха подвеску с резиновым уплотнением.
Резиновое уплотнение, потерявшее эластичность и имеющее надрывы и трещины, подлежит замене. Новое уплотнение изготовить из озоно-морозостойкой резины толщиной 6 мм и наружным диаметром 50 мм.
Погнутый колпак выправить. Подвеску и гайки с сорванной, забитой или изношенной резьбой заменить.
Собрать детали армированной покрышки, после их осмотра и замены неисправных.
Осмотр и ремонт стальных деталей разрядника
Осмотреть пружину и сменить ее при наличии изломов, трещин и потере упругости. Заменить при необходимости негодную медную ленту (перемычку) 0,3 х 10 х 130 мм у исправной пружины.
Осмотреть стальные детали: крышки, фиксатор и крепежные детали разрядника. Погнутые крышки и фиксатор выправить, очистить их от ржавчины и произвести покрытие ЦЭ ГОСТ 9791-68.
Крепежные детали с сорванной, забитой или изношенной резьбой и шайбы с изломами заменить.
Сборка разрядника должна производиться при температуре 20 ± 5°С и влажности не выше 60 %.
Установить армированную покрышку на подставку фланцем вверх. Установить на диске верхнего узла уплотнение, пружину с шайбой.
Вставить по внутреннему контуру кожуха прокладку из электрокартона.
Уложить на пружину два виллитовых диска рабочих сопротивлений с
наклеенными прокладками. Затем фиксатор, крышку, магнит шунтированный, искровой промежуток шунтирующим сопротивлением вверх. Затем вставить в искровой промежуток диск и покрышку, после чего положить второй искровой промежуток, шунтирующим сопротивлением, вниз, сместив шунтирующее сопротивление на 180°, у второго промежутка таким же образом, чтобы они были размещены по окружности с обеих сторон для выдувания дуги в разные стороны.
Направление выдувания дуги в камере должно определиться по правилу левой руки. После этого в искровой промежуток вставить магнит шунтированный. Магниты до установки протереть чистыми техническими салфетками. При установке магнитов необходимо проверить их полярность по притяжению между собой.
Искровые промежутки вынимать из полиэтиленового пакета непосредственно перед установкой в разрядник. Перед постановкой вилитовых дисков и искровых промежутков в разрядник необходимо убедиться в наличии даты их осмотра.
Помазать торец армированного кожуха мефталеновым лаком ГФ 95 и положить по этому торцу резиновое уплотняющее кольцо, заранее покрытое этим же лаком. После промазки торца армированного кожуха лаком, его необходимо просушить на воздухе при температуре 20°С в течение 1 часа.
Установить крышку и днище с предохранительным клапаном и укрепить днище болтами, постепенно затягивая диаметрально противоположные болты.
2.6 ИСПЫТАНИЯ И РЕГУЛИРОВКА
Проверить герметичность разрядника в следующей последовательности:
а) Установить разрядник днищем вверх на подставке для испытания герметичности.
б) Приставить к контрольному отверстию донышка клапана нипель и штуцер со шлангом и прижать его прижимной планкой.
в) Включить воздушный насос при помощи электродвигателя и создать
вакуум в пределах 650-760 мм рт. ст. по вакуумометру при открытых клапанах, и выдержать разрядник под вакуумом в течение 20 минут.
Изменение давления через 20 минут после начала испытания не должно превышать 1 мм тр. ст. от установленного в начале испытания.
Если изменение вакуума через 20 минут превышает 1 мм рт.ст., разрядник следует снять с подставки, разобрать его и осмотреть уплотняющее кольцо в нижнем узле разрядника и уплотнения в верхнем узле разрядника.
При необходимости сменить резиновое уплотнение и повторно проверить герметичность. Запаять припоем ПОСС у 40-0,5 контрольное отверстие, применяя в качестве флюса канифоль.
Проверить токи проводимости разрядника при постоянном напряжении 4 кВ и температуре +20°С.
Ток проводимости разрядника при выпуске из ремонта должен быть в пределах 70-130 мкА. Проверить пробивное напряжение разрядника при выпуске из ремонта должен быть в пределах 70-130 мкА.
Проверить пробивное напряжение разрядника переменным током промышленной частоты 50 Гц, путем повышения напряжения на разряднике до его пробоя. Написать на насадке разрядника эмалью ГФ-92-УК или ГФ-92-ХС дату выпуска разрядника и ремонта.
Испытание регистратора срабатывания типа РВР
Вскрытию, осмотру и ремонту подлежат регистраторы, требующие зарядки отчетного барабанчика и имеющие дефекты, его результатам осмотра и предварительного испытания, а также все регистраторы, в порядке подготовки к грузовому стенду.
Определение исправности регистратора производить до его разборки путем измерения шунтирующего сопротивления, касаясь одним концом к кронштейну, а его работоспособность проверить пробным сжиганием 2-3 плавких вставок.
2.8 ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА
Эксплуатируемое оборудование должно быть в полной исправности. Ограждение или защитные устройства должны быть установлены на место и соответствующим образом закреплены. Работать на неисправном оборудовании и при отсутствии или неисправном ограждении запрещается.
Вновь установленное или вышедшее из капитального ремонта оборудование может быть пущено в работу только после его комиссионной приемки с участием начальника цеха и инженера по охране труда.
Верстаки, столы и стеллажи должны быть прочными, устойчивыми и безопасными для работы и надежно закреплены на полу. Ящики верстаков должны иметь стопоры.
Поверхность верстаков должна быть обита гладким материалом, столы и стеллажи не должны иметь выбоин, заусенцев, трещин и др. дефектов.
Полки стеллажей должны иметь наклон внутрь во избежание падения хранящихся предметов.
При обивке верстака нельзя допускать выступающих кромок и острых уголков. Ширина верстака должна иметь не более 0.75м. Расстояние между тисами на верстаках должно соответствовать размеру обрабатываемых деталей и быть не менее 1м между осями тисов.
Для защиты рабочих от отлетающих осколков на верстаке должны быть установлены сетки высотой не менее 1м с ячейками не более 3-х мм.
Детали и материалы, поступившие на обработку, должны размешаться на специальных и четко обозначенных местах.
Передачи (ременные, канатные, цепные, шарнирные и др.) должны иметь прочные предохранительные ограждения. Вращающиеся элементы оборудования и механизмов, находящиеся на высоте ниже 2,5м от пола, должны быть ограждены.
Для каждого работающего должно быть обеспечено удобное рабочее место, не стесняющее его действий во время исполняемой работы. Рабочее место должно быть обеспечено достаточной площадью для размещения вспомогательного оборудования, а так же необходимым инвентарем для хранения инструмента, оснастки заготовок и обрабатываемых изделий (стеллажи, столы, ящики, тумбочки и т.п.).
На рабочем месте под ногами рабочего должен быть исправный деревянный решетчатый настил, у которого расстояние между планками должно соответствовать 25-30мм.
Рабочее место должно быть достаточно освещенным и содержатся в чистоте.
Уборка рабочего места должна производиться в течение рабочего дня и после каждой смены по мере накопления на рабочих местах готовой продукции и отходов.
3 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Требования техники безопасности при слесарных работах
Перед началом работы проверить весь инструмент. Слесарные молотки изготовляют из стали марки 50 или У7. Рукоятки, на которых надежно укрепляют молотки и кувалды путем расклинивании заершенными металлическими клиньями, изготовляют из вязких и прочных пород дерева (граб, клен, рябина, кизил, ясень, бук, молодой дуб, береза). Они не должны иметь сучков, трещин, бугров и отколов. Чтобы поверхность рукояток была гладкой, их пропитывают олифой или покрывают бесцветным лаком. Рукоятки делают слегка конусными с уширением к свободному концу. Слесарные зубила, крейцмейсели, бородки, керны, обжимки изготовляют из инструментальной стали с термической обработкой рабочей и ударной частей. Они должны иметь слегка выпуклые гладкие затылки без скосов и заусенцев. Длина зубила, крейцмейселя и бородка — не менее 150 мм, а оттянутой части зубила 60 — 70 мм. Режущая кромка инструмента должна представлять собой ровную или слегка выпуклую линию. Угол заточки рабочей части зубила и крейцмейселя определяется в зависимости от твердости обрабатываемого материала. Напильники и отвертки не должны иметь трещин, изломов. На деревянные рукоятки их со стороны насадки надевают металлические бандажные кольца. При работе не разрешается наращивать один гаечный ключ другим, а также применять прокладки между гайкой и ключом.
Всех рабочих, занятых обработкой деталей ударным инструментом, обеспечивают защитными очками, а место работы ограждают сетками или щитами.
Проверить исправность пневматического инструмента. Воздушные шланги должны быть хорошо насажены на штуцера и не должны иметь повреждений. При обнаружении какой-либо неисправности, заявить об этом мастеру. При получении от мастера новой работы потребовать проведения инструктажа о безопасных методах ее выполнения.
Безопасность при нахождении на железнодорожных путях
Железнодорожный путь является опасной зоной из-за угрозы наезда подвижного состава на людей. Находиться на путях могут только работники железнодорожного транспорта во время исполнения служебных обязанностей при строгом соблюдении правил техники безопасности.
Находясь на путях, необходимо проявлять постоянную бдительность, осторожность и осмотрительность. Требуется внимательно следить за движением поездов, локомотивов, маневровых составов, а также за окружающей обстановкой и принимать решительные меры к устранению возникающей угрозы для жизни людей или безопасности движения поездов. Особенно бдительным надо быть в темное время суток, при ненастной погоде, выходе на пути из-за зданий, вагонов или других объектов.
В темное время суток при выходе из ярко освещенного помещения нельзя сразу направляться на плохо освещенные пути. В этом случае следует выждать несколько десятков секунд с тем, чтобы глаза приспособились к резко изменившейся освещенности. Прежде чем выйти на путь из-за здания или вагонов, необходимо убедиться, что по этому пути на опасном расстоянии не надвигается подвижной состав. Запрещается садиться на рельсы, концы шпал или балластную призму для отдыха.
Переход через пути. Переходить через пути надо по специально устроенным, обозначенным и в темное время суток освещаемым переходам. Переходы оборудуют настилами на уровне головки рельса и обозначают указательными знаками с надписью «Переход».
Запрещается переходить через пути в районе стрелочных переводов. Прежде чем ступить на путь, необходимо убедиться, что как с одной, так и с другой стороны нет на опасном расстоянии приближающегося подвижного состава. Переходить пути следует только под прямым углом, не наступая ногами на рельсы. Пути, занятые вагонами и не огражденные в установленном порядке сигналами остановки, запрещается переходить под вагонами, автосцепкой или через автосцепку. В этом случае надо воспользоваться тормозной площадкой вагона или обойти стоящие вагоны на расстоянии не менее 5 м. Если вагоны стоят отдельными группами, то можно проходить между ними по середине промежутка и только при условии, что расстояние между автосцепками крайних вагонов не менее 10 м. Запрещается перебегать пути перед приближающимся поездом, так как для перехода через путь требуется 5—6 с, а поезд, следующий со скоростью 90 км/ч, за 1 с преодолевает 25 м (150 м за 6 с). Для обеспечения полной безопасности при переходе через пути на крупных станциях устраивают пешеходные мосты и подземные переходы.
Проход вдоль путей. Для прохода вдоль путей на территории крупных станций устраивают и обозначают маршруты служебных проходов. В отдельных случаях ходить вдоль путей можно по середине широкого междупутья. При этом необходимо внимательно следить за движением поездов и маневровых составов по смежным путям, а также за состоянием междупутья. Если работник, проходя вдоль путей, несет длинный предмет, то располагать его надо параллельно рельсам. При приближении подвижного состава по смежному пути предмет надо положить на междупутье и отойти на безопасное расстояние, чтобы пропустить состав. Запрещается ходить между рельсами, по концам шпал, а также на расстоянии ближе 2 м от ближайшего рельса.
Проходить от места сбора на работу и обратно разрешается только в стороне от пути или по обочине земляного полотна на расстоянии не менее 2м от рельса под наблюдением руководителя работ или специально выделенного лица. В случаях когда пройти в стороне от пути или по обочине невозможно, например, во время заносов, допускается проход рабочих по пути, но при этом должны быть приняты необходимые меры предосторожности.
В процессе выполнения настоящей работы я подробно изучил назначение и конструкцию вилитовых разрядников РМВУ-3,3 электровоза ВЛ-10, их работу, регулировку, правила эксплуатации, технического обслуживания и ремонта. Я научился безопасным приемам труда, соблюдал меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях, правила личной гигиены.
Считаю, что работа над дипломом и производственная практика помогли мне закрепить теоретические знания, полученные в училище, и подготовиться к самостоятельной работе.