где в библии написано что женщина должна покрывать голову
Первое послание к Коринфянам, глава 11 1 Коринфянам, глава 11
Следуйте моему примеру, как и я следую примеру Христа.
О покрытии головы
О Вечере Господней
Давая эти указания, я хочу сказать, что не хвалю вас, потому что ваши собрания часто приносят больше вреда, чем пользы. Потому что, во-первых, я слышал, что, когда вы, как церковь, собираетесь вместе, среди вас всегда бывают разделения. Отчасти я верю этим слухам. Несомненно, разногласия между вами должны быть, чтобы среди вас выявились те, кто прав. Но то, что вы делаете, когда собираетесь вместе, никак нельзя назвать участием в Вечере Господней. Каждый из вас торопится съесть то, что принес, так что одни остаются голодными, а другие напиваются допьяна. В таком случае ешьте и пейте лучше дома, а не позорьте церкви Божьей и не унижайте тех, кому, может, и действительно нечего есть. Что ж мне теперь, хвалить вас за это? Конечно, нет!
Ведь я от Самого Господа принял и вам передал, что Господь Иисус в ночь, когда Он был предан, взял хлеб и, поблагодарив за него, разломил и сказал: «Это Мое тело, отдаваемое В наиболее достоверных древних рукописях слово «отдаваемое» отсутствует. » value=»h»> за вас. Делайте это в воспоминание обо Мне». Так же поступил и с чашей после ужина и сказал: «Эта чаша – новый завет, скрепленный Моей кровью. Делайте это каждый раз, когда пьете в память обо Мне». Потому что каждый раз, когда вы едите этот хлеб и пьете из этой чаши, вы свидетельствуете о смерти Господа. Делайте так, пока Он не придет.
Таким образом, кто ест хлеб или пьет из чаши Господней, не придавая этому должного значения, тот грешит против тела и крови Господа. Человек должен проверять себя прежде, чем есть хлеб и пить из чаши, потому что каждый, кто ест или пьет, не осознавая значения тела Господа, тот ест и пьет в осуждение себе. Потому-то среди вас так много физически слабых и больных, а многие даже умерли. Но если бы мы проверяли самих себя, то избежали бы осуждения. Но когда нас судит Господь, мы подвергаемся наказанию, чтобы нам не быть осужденными вместе с остальным миром.
Итак, братья, когда вы собираетесь есть вместе, не спешите, ждите друг друга. Если кто голоден, пусть лучше поест дома, чтобы ваши общие собрания не были вам в осуждение.
Когда я приду к вам, то дам и другие распоряжения.
a) 11:4 В тексте, на языке оригинала, стоит слово, которое можно перевести и как «глава» (руководитель), и как «голова» (часть тела). В данном контексте имеются в виду оба смысла.
b) 11:4 Букв.: «одев что-то свисающее с его головы». Многие полагают, что речь здесь идет о платке.
d) 11:10 Вероятно эти слова следует понимать так: ангелов, как стражей миропорядка, оскорбляет нарушение порядка в семье, который был установлен Самим Богом.
e) 11:10 Это место можно перевести так: « … должна иметь на голове знак своей власти», но, судя по контексту, здесь Павел говорит о власти мужа над своей женой.
f) 11:15 Или: «волосы даны ей вместо покрывала».
g) 11:16 Или: «не имеем такого обычая», т. е. обычая спорить.
h) 11:24 В наиболее достоверных древних рукописях слово «отдаваемое» отсутствует.
Покрытие головы женщины в Библии в молитве: о чем это Павел?
Как понять отрывок из Библии, где апостол Павел говорит про покрытие головы женщины? Надо ли женщине покрывать голову во время молитвы в церкви, либо за ее пределами? Откуда пошла эта традиция и какова современная практика церкви?
Покрытие головы женщины в христианстве и Библия
Но я хочу, чтобы знали вы, что Христос — глава над каждым мужчиной, каждый мужчина — глава над женщиной, а Бог — глава над Христом. Каждый мужчина, который молится или пророчествует с покрытой головой, принимает позор на свою голову.
Но всякая женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, навлекает позор на свою голову. Она подобна женщине, которая обрила себе голову. Если женщина не покрывает свою голову, то пусть острижётся. Но раз для женщины остричь волосы или обрить себе голову — позор, то она должна покрывать голову.
Но мужчина не должен покрывать голову, ибо он Божий образ и слава Его, женщина же — слава мужчины. Ибо не мужчина произошёл от женщины, а женщина — от мужчины. И не мужчина был создан для женщины, а женщина была создана для мужчины. Вот почему женщина должна покрывать себе голову в знак того, что находится под властью. И ещё должна она делать это из-за ангелов. (1-е Коринфянам 11:3-10)
Как мы, как христиане, можем быть уверены в том, что Павел, говоря о покрытии головы женщины, говорил о культуре? Я знаю, что Дэвид Берсо, популярный христианский автор, пришел к заключению, что покрывать голову женщинам — это одно из требований для христиан. В основном его аргументы заключаются в том, что раз первые христиане воспринимали это буквально, то и мы должны делать сегодня то же самое. Я читал об этом также и у других авторов. По нескольким причинам мне кажется, что вышеперечисленные аргументы не верны:
Мой вопрос вот в чем. Как вы пришли к заключению, что покрытие головы — это не существенно для христиан сегодня, и что они не потеряют спасение, если не будут исполнять эту заповедь?
Нужно ли женщине покрывать голову во время молитвы согласно Библии? Согласно этому отрывку из 1 Коринфянам 11 главы женщинам нельзя брить головы, не так ли? Мне говорили, что Павел хотел убедиться, что женщины церкви не напоминают местных проституток, которые в то время имели обыкновение брить головы. Однако, мужчинам нельзя было обрезать по краям бороды и брить по краям?
Давайте по порядку. Я очень хорошо знаком с трудами Дэвида Беркота. Он придерживается взгляда, что все, что делалось в ранней церкви, если только это особо не оговаривается в Новом Завете, должно соблюдаться христианами и сегодня. Но с этой точкой зрения есть пара проблем. Прежде всего, это очень плохая логика. Если ранняя церковь делала что-то, это не является доказательством того, что современные христиане должны делать то же самое. Например, если первые христиане добирались до собраниях на лошадях, не означает, что мы должны добираться до мест наших встреч на лошадях.
Есть одно простое правило, которому мы должны следовать. Если Новый Завет не заповедует какую-то конкретную практику или не запрещает какую-то конкретную практику, тогда эта практика (или отказ от этой практики) не является обязательной для современных христиан. Вот пара примеров. Беркот правильно заявляет, что у ранней церкви была практика собираться по домам. Но затем он говорит, что истинная церковь Нового Завета должна собираться по домашним церквям. Но где эта заповедь в Библии? Ее, конечно, нет. Сказали ли им апостолы собираться по домам? Возможно. Но, возможно, это было из-за больших гонений на церковь.
Другой пример. Беркот замечает, что лидеры ранней церкви учили, что христиане не должны служить в армии ни по каким причинам, если только они не были крещены, находясь в армии. В итоге Беркот приходит к заключению, что для современного христианина служба в армии равносильна греху. Лично я уверен, что христианин должен стремиться к пацифизму, и согласен с Беркотом, что служба в армии для христианина будет проблематичной. Тем не менее нам надо понимать вот что. Пребывание в римской армии требовало служение не только государству, но и требовало вовлечение в идолопоклонство. Это сильно отличается от современной армии.
Основной вывод таков: Беркот склоняется к законничеству и пытается сказать, что мы должны заработать свое спасение. Я согласен со многими его предположениями, но не соглашусь с тем, что мы должны следовать абсолютно всему тому, чему следовали первые христиане.
Покрытие головы — культурное проявление?
Вопросы о покрытии головы женщины — точно не теологический вопрос. Это не вопрос о том, кто есть Бог, и не об основных постулатах христианства! Это может быть какой-то доктринальный вопрос, но точно не теологический!
Возможно, что вы читали где-то мои заявления о том, что покрытие головы женщины во время молитвы надо толковать как культурное проявление. Я до сих пор придерживаюсь этой точки зрения. Вы спрашиваете, как мы можем быть в этом уверены, и что это не обязательная заповедь для исполнения? Мой ответ заключается в том, что мы не можем быть абсолютно уверены в этом. Возможно, что это спорный вопрос, хотя я почти уверен, что прав. Я бы сказал, что если это НАСТОЛЬКО важно, то Бог сделал бы это как-то яснее и нагляднее. Я думаю, что вам, скорее всего, надо просто расслабиться насчет этого. Идея того, что чье-то спасение зависит от этой вещи, действительно неразумна. Сама идея того, что наше спасение зависит от того, что мы носим, говорит мне, что человек, размышляющий таким образом, совсем запутался в понимании Бога.
Какие доказательства Беркот приводит, говоря о том, что ранние христиане воспринимали вопрос о покрытии головы буквально? Я думаю, что его доказательства недостаточны. Я достаточно внимательно читал всех отцов ранней церкви, и нигде не видел, чтобы хоть одна ранняя церковь воспринимала этот вопрос, как доктринальный. Есть лишь одно возможное исключение, которое мы находим у Тертуллиана, но нам надо помнить, что он был очень радикальным законником. Другие, такие, как Климент Римский, упоминают об этой практике, но как о знаке смирения, а не о доктринальном требовании. Даже Тертуллиан, упоминая об этой практике, не говорил о ней, как о необходимой доктрине. Мы знаем, что христиане в искусстве часто изображали эту практику, но это вовсе не означает, что это было доктринальное требование. Беркот говорит, что это так. Он говорит, что раз они делали это в первом веке, значит мы должны делать и сегодня. Это очень бедная логика, которая скорее доказывает слабость толкования Библии. Я думаю, что вы можете спокойно отклонить аргументы Беркота.
И все же, оставив Беркота в стороне, все еще возможно, что 1 Коринфянам 11 может быть заповедью для христианских женщин сегодня. Тема 1 Коринфянам 11:3-16 — подчинение. Павел говорит, что глава Христа — Бог. Глава мужа — Христос. Глава женщины — мужчина. Он говорит о том, что когда замужняя женщина молится, она должна признавать свое подчинение мужу, признавать его власть над ней. Я читал массу комментариев по этой теме и скажу, что почти все те, кто склоняется в сторону законничества, признают тот факт, что Павел использует примеры в определенной культурной среде. Те вещи, что могли иметь значение для Коринфян, могли вовсе не иметь такого значения в других культурах, в которых покрытие головы не имеет ничего общего с авторитетом и положением в обществе. Представьте себе, как эта заповедь может быть применена в Новой Гвинее, например.
В любом случае вы можете быть несогласны с этим и можете выбрать носить какой-то покров во время молитвы или нет. Но есть смысл не идти в этом направлении. Если вы и решите это делать, вы должны помнить, что это спорная вещь, так что думать, что это имеет какое-то отношение к спасению — совершать очевидную ошибку.
Насчет ваших аргументов: Я согласен, что ваши аргументы хорошие, и могут быть добавлены к тем, что привел я. Бог всегда говорил, что женщина должна признавать власть мужчины в браке, и все же Он не заповедовал носить Иудейским женщинам знак их подчинения во время молитвы. Это не доказывает, что Он не требовал этого также и от христианок, но помня о том, что в Ветхом Завете было гораздо больше «правил», нежели в Новом, так что было бы очень удивительно найти подобное физическое требование для спасения в нем. Я согласен, что это хороший аргумент. Я также согласен, что подобное требование не сочеталось бы с той свободой, что дана нам во Христе, когда речь идет о всех женщинах, молящихся во всех культурах. И снова, это не доказывает ничего, но я думаю, что это хороший аргумент.
Подводя итог, скажу, что выводы, которые делает Дэвид Беркот, нам нужно воспринимать с большой долей скептицизма. Даже если он и прав в этом случае, что Павел действительно вкладывал в эти строки буквальный смысл, касающийся всех женщин во всех культурах и временах (что очень сомнительно), все равно давайте не будем позволять делать этот вопрос вопросом спасения и не будем вносить разделения из-за этого вопроса. Могу ли я сделать свое предположение насчет вашей борьбы по этому вопросу? Покрытие головы для женщины — это не важный вопрос для христианства. Сатана хочет, чтобы вы отвлекались от важных вопросов. Не позволяйте ему делать это!
Покрытие головы женщины — второстепенный, не доктринальный вопрос в христианстве
Большинство христиан относят покрытие головы, а также омовение ног и святой поцелуй к вопросу культуры. В дни жизни Павла замужние женщины средиземноморья – и язычницы, и христианки — носили покрывало. Интересно то, что даже сегодня в большинстве стран среднего востока женщины покрывают голову, а поцелуй – довольно распространенная форма приветствия (мужчин с мужчинами, а женщин с женщинами).
Культура и интерпретация – очень важный вопрос, и заслуживает более подробного обсуждения, чем я затрону в этой статье. Возможно, вам поможет следующий пример. Если в наши дни женщина-христианка наденет мини-юбку, это будет выглядеть вызывающе. Если она начнет критиковать своего мужа при других, возникнет вопрос о её скромности, и предопределенное Богом лидерство её мужа вызовет сомнение. Сегодня вопрос с покрытием головы устарел: покрыта у женщины голова или нет – для мира это не является показателем её уважительного отношения к мужу. Но под угрозой находятся важные принципы, актуальные в наши дни.
Одной из причин, почему я думаю, что это вопрос культуры, — это потому что когда Бог сделал одежду для Адама и Евы после их грехопадения, там не было никакого покрывала. Одежда была сделана из шкур животных. Вы можете представить себе покрывало в человеческий рост из шкуры животного?! Другой причиной является то, что при нашей работе в большинстве радикальных исламистских государств покрывало по-прежнему обязательно в общественных местах, а его отсутствие может затруднять распространение Евангелия. В большинстве же других стран эффект будет прямо противоположным: если носить покрывало, Евангелие будет дискредитировано. В 1-ом Коринфянам 9 говорится о мудром решении стать всем для всех.
Некоторые христиане могут искренне не согласиться со смыслом отрывка из 1-го Коринфянам 11, но независимо от того, как мы трактуем этот отрывок, это не главный доктринальный вопрос, а второстепенный.
Для дальнейшего изучения почитайте книгу «Проблема Павла» (The Problem with Paul), автор Брайан Дж. Додд. Она отлично поможет в этом вопросе.
Перевод: Анастасия Соколова
Так нужно ли женщине покрывать голову во время молитвы (в церкви или вне её)
Как отрывок применим в наши дни? Мне не верится, что в 1-ом Послании Коринфянам 11 находится заповедь о длине волос. Хотя многие женщины предпочтут носить более длинные прически, в свете этого отрывка. Не следует делать из специфического совета Павла людям той культуры предписания для современных парикмахеров. Или нашим женщинам придется еще и вуаль надеть (или покров). Задумаемся о принципе. Вся жизнь проходит в подчинении власти Бога и тех, кто над нами. Культурные подробности о покровах и прическах первого века к 21 веку не прикладываются. Решите лично для себя как вы примените принцип подчинения Богу и Христу, а если вы – женщина, то мужу.
По поводу оформления бороды и бакенбардов христианских предписаний нет, насколько мне известно. Возможны ссылки на те предписания, которые устанавливал Ветхий Завет, но мы, как христиане, не рассматриваем их. Так или иначе, попробуем проникнуть в саму суть и смысл того, что Павел пытался донести до нас в 1-ом Послании Коринфянам 11, заглянув за строгие рамки соблюдения закона.
Покрывать голову во время молитвы в знак подчинения
Это один из самых спорных и трудных отрывков из всего Нового Завета. Ученые спорят о контексте и применении этого отрывка. Было дано много объяснений. И сложно сказать наверняка, какое из толкований этого стиха является абсолютно правильным. Некоторые рассматривают этот стих буквально, что женщины должны покрывать свою голову во время молитвы. Следует иметь в виду, что в переводе с греческого, упоминается вуаль, а не шляпка. Относительно немногие занимают такую позицию, что Павел заповедует всем женщинам во всех временах носить паранджу во время молитвы.
Упор этого отрывка – на подчинение. Вернитесь в 11:3, чтобы увидеть это направление. Бог – глава Христу, Который глава мужу, который глава жене. Для этого женщины должны иметь особенно уважительное и покорное отношение во время молитвы. Похоже, что именно в этом смысл. Сказав в 1 Коринфянам 11:10, что женщины должны иметь особенно покорное отношение в молитве, Павел продолжает в 11 стихе говорить, что мужчины и женщины в конечном итоге равны друг другу. Так что я не верю, что этот отрывок говорит о необходимости женщинам покрывать свои головы во время молитвы, но что они должны признать свое подчинение их мужьям, когда они молятся.
Часть про ангелов сложна для понимания. Одним из объяснений является то, что если женщины непокорны, то это искушает ангелов отказаться от своей покорной позиции. Другими словами, если христиане не принимают позицию, данную им Богом, тогда ангелы более искушены бунтовать.
И еще добавлю. Этот отрывок не о ценности, или важности, или кто лучше, чем другой. Он о подчинении. Иисус Сын подчиняется Отцу и в то же время, Он равен Отцу.
Перевод: Елена Докучаева, Наталия Бруни
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Покровение головы
Покрове́ние головы́ – религиозно мотивированная практика покрытия головы головным убором, берущая начало в Ветхом Завете, имевшая (и имеющая) множество региональных и локальных отличий на протяжении всей истории христианства.
История традиции
Традиция покрова головы при каких-либо священнодействиях и молитве является общей для всех древних семитских народов, а также прочих народов Плодородного полумесяца (региона на Ближнем Востоке от Египта на юго-западе, через Левант и вдоль долин Тигра и Евфрата вплоть до Басры и Персидского залива). Данная традиция распространялась не только и не столько на женщин, сколько на вообще всех верующих. Покрытие головы символизировало трепет, страх, благоговение, покаяние, смирение. Первосвященники и священники Ветхого Завета покрывали головы специальными головными уборами. Практика молитвенного покрытия головы (כִּסּוּי רֹאשׁ, киссуй рош) как для мужчин, так и для женщин до сих пор остается частью богослужебной традиции иудаизма.
В Ветхом Завете мы находим следующие свидетельства о покрытии головы женщиной:
«И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась» ( Быт.24:65 ) – в данном отрывке речь идет о Ревекке, невесте праотца Исаака.
«…и поставит священник жену пред лицо Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, — это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие» ( Чис.5:18 ) – описывается испытание неверности жены, из цитаты следует, что испытуемая женщина изначально находится на территории храма с покрытой головой, но впоследствии голова обнажается.
В Новом Завете содержится единственный отрывок, посвященный покрытию головы:
«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов». ( 1Кор.11:2-10 ).
Надо отметить, что апостол Павел пишет не для иудеев, а для христиан. Кроме того, можно отметить, что на момент жизни апостола Павла былая еврейская традиция покрытия головы на молитве как мужчинами, так и женщинами сошла на нет. В частности, на фресках синагоги в Дура-Европос (конец II в. – начало III в.) еврейские мужчины уже изображаются без головных уборов. Традиция ношения головных уборов остается лишь за женщинами, а также особо благочестивыми мужчинами и мужчинами высокого социального положения. Отчасти, отказ от головных уборов во время молитвы мог быть связан с эллинизацией еврейского народа, что также сказалось и на практике ношения коротких стрижек у мужчин, вместо длинных волос (что подтверждается некоторыми реконструкциями обликов древних иудеев, в частности, реконструкции исследователя Ричарда Нива). Опять же, приводимое ниже апостолом Павлом в пример отращивание волос мужчиной в качестве негативной характеристики также соответствует довольно поздней традиции уже эллинизированного иудаизма («иудаизма рассеяния»). В частности, для древнего Израиля отращивание волос мужчиной могло знаменовать особый обет Богу, посвящение себя Богу (как в случае с судьей Самсоном). В частности, во времена апостола Павла существовала традиция назорейства (ивр. נָזִיר [назир] «посвящённый Богу»), о которой упоминают такие авторы как Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 100). Однако, ещё раз заметим: христианство не есть трансформированный иудаизм рубежа завершения времени действия Ветхого Завета и начала действия Нового. Христианству присущи свои религиозно-обрядовые нормы и своя религиозно-обрядовая символика.
Между тем, о том, что женщине необходимо покрывать голову на молитве и в жизни писали Тертуллиан1 (155/156 – 220 ⁄ 240), свт. Григорий Богослов2 (325–389), свт. Иоанн Златоуст3 (ок. 347 – 14 сентября 407) и многие другие ранехристианские писатели. В святоотеческой традиции ношение платка женщиной является символом ее покорности – добродетели подчиненного лица. Мужчинам же (не имеем в виду священнослужителей) нельзя носить головной убор в храме по причине того, что они являют собой для женщины образ Самого Бога. Об этом, в частности, пишет один из величайших Отцов Церкви, свт. Иоанн Златоуст: «Итак, покрытие есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель, ибо добродетель и честь подчиненного состоят в том, чтобы пребывать в послушании. Мужу не предписывается делать это, ибо он есть образ Самого Господа; а жене справедливо предписывается»4.
В христианской традиции покрытие своей головы является нормативным образом молящейся женщины, а также нормативным иконографическим образом женщин-святых.
В Средние века и позже покрывание головы платком или иным головным убором свидетельствовало о благонадежности женщины, ее благочестия, и данная норма применялась не только относительно храмового богослужебного пространства, но и относительно обыденной жизни в принципе. Непокрытая голова женщины трактовалась как ее принадлежность или к низшему сословию, или к профессиям низкого рода.
Изменения отношения к ношению головного убора женщиной (отмена обязательного ношения головного убора в публичном пространстве) наступили в эпоху позднего Модерна (вторая половина XIX века – середина и конец XX века) и являются сравнительно недавним в историческом измерении явлением.
Современное состояние и практики в разных христианских деноминациях
Во многих христианских деноминациях существует традиция ношения женщиной головного убора в храме и/или во время публичного богослужения. Однако, различаются отдельные региональные традиции ношения подобного элемента одежды, общие требования и жесткость относительно их соблюдения. В частности, чем более традиционно ориентирована община, тем более строгими являются требования как к факту ношения, так и к формам головного убора. Это касается в том числе и соблюдения этнических и региональных традиций. Так, например, индийские христианки носят не классический платок или североамериканский чепец (одежда консервативных протестанток), а свой национальный вариант платка – дупатта.
Так, среди набожных коптов до сих пор сохраняется традиция не только ношения платка женщиной, но и сокрытия лица особым полотном черного цвета, что внешне может напоминать мусульманскую женскую одежду.
В старообрядчестве (в большинстве согласий) принято ношение белого непрозрачного платка, который фиксируется английской булавкой или заколкой под подбородком.
Некоторые консервативные протестантские общины (например, амиши) обязывают женщин носить головные уборы не только во время богослужения, но и в повседневной жизни. Таковыми головными уборами выступают чепец или капор.
В Западной Европе, Северной и Латинской Америке помимо платка достаточно развита традиция ношения шляпок, иногда выполняющих лишь декоративную функцию (в таком случае большая часть волос остается не покрыта, а сама шляпка выполняет роль положенного женщине головного убора).
В современной Греции и на Кипре традиция ношения головного убора женщиной в православных храмах практически сошла на нет, как правило, женщине достаточно иметь короткую стрижку или аккуратно прибранные волосы. Аналогичная ситуация наблюдается во многих современных протестантских деноминациях.
В современной Русской Православной Церкви общепринятой практикой является покрытие головы в храме и во время публичной молитвы женщинами, вне зависимости от их возраста, социального статуса и семейного положения. При это форма и тип головного убора не нормированы и могут быть любыми (хотя, в подавляющем большинстве случаев это платок). В рамках домашней молитвы или внебогослужебных приходских активностей женщины могут как покрывать, так и не покрывать голову, в зависимости от принятой на приходе практики.
Примечания:
3 Николай Николаевич Шаблевский. Толкование слов святого Апостола Павла «ὀφείλει ἡ γυνὴ ἐξουσίαν ἔχειν ἐπὶ τῆς κεφαλῆς διὰ τοὺς ἀγγέλους» ( 1Кор.11:10 ) в свете Быт 6:1–4 // Христианское чтение. 2018. №1.