где в библии написано что женщина должна покрывать голову

Первое послание к Коринфянам, глава 11 1 Коринфянам, глава 11

Следуйте моему примеру, как и я следую примеру Христа.

О покрытии головы

О Вечере Господней

Давая эти указания, я хочу сказать, что не хвалю вас, потому что ваши собрания часто приносят больше вреда, чем пользы. Потому что, во-первых, я слышал, что, когда вы, как церковь, собираетесь вместе, среди вас всегда бывают разделения. Отчасти я верю этим слухам. Несомненно, разногласия между вами должны быть, чтобы среди вас выявились те, кто прав. Но то, что вы делаете, когда собираетесь вместе, никак нельзя назвать участием в Вечере Господней. Каждый из вас торопится съесть то, что принес, так что одни остаются голодными, а другие напиваются допьяна. В таком случае ешьте и пейте лучше дома, а не позорьте церкви Божьей и не унижайте тех, кому, может, и действительно нечего есть. Что ж мне теперь, хвалить вас за это? Конечно, нет!

Ведь я от Самого Господа принял и вам передал, что Господь Иисус в ночь, когда Он был предан, взял хлеб и, поблагодарив за него, разломил и сказал: «Это Мое тело, отдаваемое В наиболее достоверных древних рукописях слово «отдаваемое» отсутствует. » value=»h»> за вас. Делайте это в воспоминание обо Мне». Так же поступил и с чашей после ужина и сказал: «Эта чаша – новый завет, скрепленный Моей кровью. Делайте это каждый раз, когда пьете в память обо Мне». Потому что каждый раз, когда вы едите этот хлеб и пьете из этой чаши, вы свидетельствуете о смерти Господа. Делайте так, пока Он не придет.

Таким образом, кто ест хлеб или пьет из чаши Господней, не придавая этому должного значения, тот грешит против тела и крови Господа. Человек должен проверять себя прежде, чем есть хлеб и пить из чаши, потому что каждый, кто ест или пьет, не осознавая значения тела Господа, тот ест и пьет в осуждение себе. Потому-то среди вас так много физически слабых и больных, а многие даже умерли. Но если бы мы проверяли самих себя, то избежали бы осуждения. Но когда нас судит Господь, мы подвергаемся наказанию, чтобы нам не быть осужденными вместе с остальным миром.

Итак, братья, когда вы собираетесь есть вместе, не спешите, ждите друг друга. Если кто голоден, пусть лучше поест дома, чтобы ваши общие собрания не были вам в осуждение.

Когда я приду к вам, то дам и другие распоряжения.

a) 11:4 В тексте, на языке оригинала, стоит слово, которое можно перевести и как «глава» (руководитель), и как «голова» (часть тела). В данном контексте имеются в виду оба смысла.

b) 11:4 Букв.: «одев что-то свисающее с его головы». Многие полагают, что речь здесь идет о платке.

d) 11:10 Вероятно эти слова следует понимать так: ангелов, как стражей миропорядка, оскорбляет нарушение порядка в семье, который был установлен Самим Богом.

e) 11:10 Это место можно перевести так: « … должна иметь на голове знак своей власти», но, судя по контексту, здесь Павел говорит о власти мужа над своей женой.

f) 11:15 Или: «волосы даны ей вместо покрывала».

g) 11:16 Или: «не имеем такого обычая», т. е. обычая спорить.

h) 11:24 В наиболее достоверных древних рукописях слово «отдаваемое» отсутствует.

Источник

Покрытие головы женщины в Библии в молитве: о чем это Павел?

где в библии написано что женщина должна покрывать голову. Смотреть фото где в библии написано что женщина должна покрывать голову. Смотреть картинку где в библии написано что женщина должна покрывать голову. Картинка про где в библии написано что женщина должна покрывать голову. Фото где в библии написано что женщина должна покрывать голову

Как понять отрывок из Библии, где апостол Павел говорит про покрытие головы женщины? Надо ли женщине покрывать голову во время молитвы в церкви, либо за ее пределами? Откуда пошла эта традиция и какова современная практика церкви?

Покрытие головы женщины в христианстве и Библия

Но я хочу, чтобы знали вы, что Христос — глава над каждым мужчиной, каждый мужчина — глава над женщиной, а Бог — глава над Христом. Каждый мужчина, который молится или пророчествует с покрытой головой, принимает позор на свою голову.

Но всякая женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, навлекает позор на свою голову. Она подобна женщине, которая обрила себе голову. Если женщина не покрывает свою голову, то пусть острижётся. Но раз для женщины остричь волосы или обрить себе голову — позор, то она должна покрывать голову.

Но мужчина не должен покрывать голову, ибо он Божий образ и слава Его, женщина же — слава мужчины. Ибо не мужчина произошёл от женщины, а женщина — от мужчины. И не мужчина был создан для женщины, а женщина была создана для мужчины. Вот почему женщина должна покрывать себе голову в знак того, что находится под властью. И ещё должна она делать это из-за ангелов. (1-е Коринфянам 11:3-10)

Как мы, как христиане, можем быть уверены в том, что Павел, говоря о покрытии головы женщины, говорил о культуре? Я знаю, что Дэвид Берсо, популярный христианский автор, пришел к заключению, что покрывать голову женщинам — это одно из требований для христиан. В основном его аргументы заключаются в том, что раз первые христиане воспринимали это буквально, то и мы должны делать сегодня то же самое. Я читал об этом также и у других авторов. По нескольким причинам мне кажется, что вышеперечисленные аргументы не верны:

Мой вопрос вот в чем. Как вы пришли к заключению, что покрытие головы — это не существенно для христиан сегодня, и что они не потеряют спасение, если не будут исполнять эту заповедь?

Нужно ли женщине покрывать голову во время молитвы согласно Библии? Согласно этому отрывку из 1 Коринфянам 11 главы женщинам нельзя брить головы, не так ли? Мне говорили, что Павел хотел убедиться, что женщины церкви не напоминают местных проституток, которые в то время имели обыкновение брить головы. Однако, мужчинам нельзя было обрезать по краям бороды и брить по краям?

Давайте по порядку. Я очень хорошо знаком с трудами Дэвида Беркота. Он придерживается взгляда, что все, что делалось в ранней церкви, если только это особо не оговаривается в Новом Завете, должно соблюдаться христианами и сегодня. Но с этой точкой зрения есть пара проблем. Прежде всего, это очень плохая логика. Если ранняя церковь делала что-то, это не является доказательством того, что современные христиане должны делать то же самое. Например, если первые христиане добирались до собраниях на лошадях, не означает, что мы должны добираться до мест наших встреч на лошадях.

Есть одно простое правило, которому мы должны следовать. Если Новый Завет не заповедует какую-то конкретную практику или не запрещает какую-то конкретную практику, тогда эта практика (или отказ от этой практики) не является обязательной для современных христиан. Вот пара примеров. Беркот правильно заявляет, что у ранней церкви была практика собираться по домам. Но затем он говорит, что истинная церковь Нового Завета должна собираться по домашним церквям. Но где эта заповедь в Библии? Ее, конечно, нет. Сказали ли им апостолы собираться по домам? Возможно. Но, возможно, это было из-за больших гонений на церковь.

Другой пример. Беркот замечает, что лидеры ранней церкви учили, что христиане не должны служить в армии ни по каким причинам, если только они не были крещены, находясь в армии. В итоге Беркот приходит к заключению, что для современного христианина служба в армии равносильна греху. Лично я уверен, что христианин должен стремиться к пацифизму, и согласен с Беркотом, что служба в армии для христианина будет проблематичной. Тем не менее нам надо понимать вот что. Пребывание в римской армии требовало служение не только государству, но и требовало вовлечение в идолопоклонство. Это сильно отличается от современной армии.

Основной вывод таков: Беркот склоняется к законничеству и пытается сказать, что мы должны заработать свое спасение. Я согласен со многими его предположениями, но не соглашусь с тем, что мы должны следовать абсолютно всему тому, чему следовали первые христиане.

Покрытие головы — культурное проявление?

где в библии написано что женщина должна покрывать голову. Смотреть фото где в библии написано что женщина должна покрывать голову. Смотреть картинку где в библии написано что женщина должна покрывать голову. Картинка про где в библии написано что женщина должна покрывать голову. Фото где в библии написано что женщина должна покрывать голову

Вопросы о покрытии головы женщины — точно не теологический вопрос. Это не вопрос о том, кто есть Бог, и не об основных постулатах христианства! Это может быть какой-то доктринальный вопрос, но точно не теологический!

Возможно, что вы читали где-то мои заявления о том, что покрытие головы женщины во время молитвы надо толковать как культурное проявление. Я до сих пор придерживаюсь этой точки зрения. Вы спрашиваете, как мы можем быть в этом уверены, и что это не обязательная заповедь для исполнения? Мой ответ заключается в том, что мы не можем быть абсолютно уверены в этом. Возможно, что это спорный вопрос, хотя я почти уверен, что прав. Я бы сказал, что если это НАСТОЛЬКО важно, то Бог сделал бы это как-то яснее и нагляднее. Я думаю, что вам, скорее всего, надо просто расслабиться насчет этого. Идея того, что чье-то спасение зависит от этой вещи, действительно неразумна. Сама идея того, что наше спасение зависит от того, что мы носим, говорит мне, что человек, размышляющий таким образом, совсем запутался в понимании Бога.

Какие доказательства Беркот приводит, говоря о том, что ранние христиане воспринимали вопрос о покрытии головы буквально? Я думаю, что его доказательства недостаточны. Я достаточно внимательно читал всех отцов ранней церкви, и нигде не видел, чтобы хоть одна ранняя церковь воспринимала этот вопрос, как доктринальный. Есть лишь одно возможное исключение, которое мы находим у Тертуллиана, но нам надо помнить, что он был очень радикальным законником. Другие, такие, как Климент Римский, упоминают об этой практике, но как о знаке смирения, а не о доктринальном требовании. Даже Тертуллиан, упоминая об этой практике, не говорил о ней, как о необходимой доктрине. Мы знаем, что христиане в искусстве часто изображали эту практику, но это вовсе не означает, что это было доктринальное требование. Беркот говорит, что это так. Он говорит, что раз они делали это в первом веке, значит мы должны делать и сегодня. Это очень бедная логика, которая скорее доказывает слабость толкования Библии. Я думаю, что вы можете спокойно отклонить аргументы Беркота.

И все же, оставив Беркота в стороне, все еще возможно, что 1 Коринфянам 11 может быть заповедью для христианских женщин сегодня. Тема 1 Коринфянам 11:3-16 — подчинение. Павел говорит, что глава Христа — Бог. Глава мужа — Христос. Глава женщины — мужчина. Он говорит о том, что когда замужняя женщина молится, она должна признавать свое подчинение мужу, признавать его власть над ней. Я читал массу комментариев по этой теме и скажу, что почти все те, кто склоняется в сторону законничества, признают тот факт, что Павел использует примеры в определенной культурной среде. Те вещи, что могли иметь значение для Коринфян, могли вовсе не иметь такого значения в других культурах, в которых покрытие головы не имеет ничего общего с авторитетом и положением в обществе. Представьте себе, как эта заповедь может быть применена в Новой Гвинее, например.

В любом случае вы можете быть несогласны с этим и можете выбрать носить какой-то покров во время молитвы или нет. Но есть смысл не идти в этом направлении. Если вы и решите это делать, вы должны помнить, что это спорная вещь, так что думать, что это имеет какое-то отношение к спасению — совершать очевидную ошибку.

Насчет ваших аргументов: Я согласен, что ваши аргументы хорошие, и могут быть добавлены к тем, что привел я. Бог всегда говорил, что женщина должна признавать власть мужчины в браке, и все же Он не заповедовал носить Иудейским женщинам знак их подчинения во время молитвы. Это не доказывает, что Он не требовал этого также и от христианок, но помня о том, что в Ветхом Завете было гораздо больше «правил», нежели в Новом, так что было бы очень удивительно найти подобное физическое требование для спасения в нем. Я согласен, что это хороший аргумент. Я также согласен, что подобное требование не сочеталось бы с той свободой, что дана нам во Христе, когда речь идет о всех женщинах, молящихся во всех культурах. И снова, это не доказывает ничего, но я думаю, что это хороший аргумент.

Подводя итог, скажу, что выводы, которые делает Дэвид Беркот, нам нужно воспринимать с большой долей скептицизма. Даже если он и прав в этом случае, что Павел действительно вкладывал в эти строки буквальный смысл, касающийся всех женщин во всех культурах и временах (что очень сомнительно), все равно давайте не будем позволять делать этот вопрос вопросом спасения и не будем вносить разделения из-за этого вопроса. Могу ли я сделать свое предположение насчет вашей борьбы по этому вопросу? Покрытие головы для женщины — это не важный вопрос для христианства. Сатана хочет, чтобы вы отвлекались от важных вопросов. Не позволяйте ему делать это!

Покрытие головы женщины — второстепенный, не доктринальный вопрос в христианстве

Большинство христиан относят покрытие головы, а также омовение ног и святой поцелуй к вопросу культуры. В дни жизни Павла замужние женщины средиземноморья – и язычницы, и христианки — носили покрывало. Интересно то, что даже сегодня в большинстве стран среднего востока женщины покрывают голову, а поцелуй – довольно распространенная форма приветствия (мужчин с мужчинами, а женщин с женщинами).

Культура и интерпретация – очень важный вопрос, и заслуживает более подробного обсуждения, чем я затрону в этой статье. Возможно, вам поможет следующий пример. Если в наши дни женщина-христианка наденет мини-юбку, это будет выглядеть вызывающе. Если она начнет критиковать своего мужа при других, возникнет вопрос о её скромности, и предопределенное Богом лидерство её мужа вызовет сомнение. Сегодня вопрос с покрытием головы устарел: покрыта у женщины голова или нет – для мира это не является показателем её уважительного отношения к мужу. Но под угрозой находятся важные принципы, актуальные в наши дни.

Одной из причин, почему я думаю, что это вопрос культуры, — это потому что когда Бог сделал одежду для Адама и Евы после их грехопадения, там не было никакого покрывала. Одежда была сделана из шкур животных. Вы можете представить себе покрывало в человеческий рост из шкуры животного?! Другой причиной является то, что при нашей работе в большинстве радикальных исламистских государств покрывало по-прежнему обязательно в общественных местах, а его отсутствие может затруднять распространение Евангелия. В большинстве же других стран эффект будет прямо противоположным: если носить покрывало, Евангелие будет дискредитировано. В 1-ом Коринфянам 9 говорится о мудром решении стать всем для всех.

Некоторые христиане могут искренне не согласиться со смыслом отрывка из 1-го Коринфянам 11, но независимо от того, как мы трактуем этот отрывок, это не главный доктринальный вопрос, а второстепенный.

Для дальнейшего изучения почитайте книгу «Проблема Павла» (The Problem with Paul), автор Брайан Дж. Додд. Она отлично поможет в этом вопросе.

Перевод: Анастасия Соколова

Так нужно ли женщине покрывать голову во время молитвы (в церкви или вне её)

где в библии написано что женщина должна покрывать голову. Смотреть фото где в библии написано что женщина должна покрывать голову. Смотреть картинку где в библии написано что женщина должна покрывать голову. Картинка про где в библии написано что женщина должна покрывать голову. Фото где в библии написано что женщина должна покрывать голову

Как отрывок применим в наши дни? Мне не верится, что в 1-ом Послании Коринфянам 11 находится заповедь о длине волос. Хотя многие женщины предпочтут носить более длинные прически, в свете этого отрывка. Не следует делать из специфического совета Павла людям той культуры предписания для современных парикмахеров. Или нашим женщинам придется еще и вуаль надеть (или покров). Задумаемся о принципе. Вся жизнь проходит в подчинении власти Бога и тех, кто над нами. Культурные подробности о покровах и прическах первого века к 21 веку не прикладываются. Решите лично для себя как вы примените принцип подчинения Богу и Христу, а если вы – женщина, то мужу.

По поводу оформления бороды и бакенбардов христианских предписаний нет, насколько мне известно. Возможны ссылки на те предписания, которые устанавливал Ветхий Завет, но мы, как христиане, не рассматриваем их. Так или иначе, попробуем проникнуть в саму суть и смысл того, что Павел пытался донести до нас в 1-ом Послании Коринфянам 11, заглянув за строгие рамки соблюдения закона.

Покрывать голову во время молитвы в знак подчинения

Это один из самых спорных и трудных отрывков из всего Нового Завета. Ученые спорят о контексте и применении этого отрывка. Было дано много объяснений. И сложно сказать наверняка, какое из толкований этого стиха является абсолютно правильным. Некоторые рассматривают этот стих буквально, что женщины должны покрывать свою голову во время молитвы. Следует иметь в виду, что в переводе с греческого, упоминается вуаль, а не шляпка. Относительно немногие занимают такую позицию, что Павел заповедует всем женщинам во всех временах носить паранджу во время молитвы.

Упор этого отрывка – на подчинение. Вернитесь в 11:3, чтобы увидеть это направление. Бог – глава Христу, Который глава мужу, который глава жене. Для этого женщины должны иметь особенно уважительное и покорное отношение во время молитвы. Похоже, что именно в этом смысл. Сказав в 1 Коринфянам 11:10, что женщины должны иметь особенно покорное отношение в молитве, Павел продолжает в 11 стихе говорить, что мужчины и женщины в конечном итоге равны друг другу. Так что я не верю, что этот отрывок говорит о необходимости женщинам покрывать свои головы во время молитвы, но что они должны признать свое подчинение их мужьям, когда они молятся.

Часть про ангелов сложна для понимания. Одним из объяснений является то, что если женщины непокорны, то это искушает ангелов отказаться от своей покорной позиции. Другими словами, если христиане не принимают позицию, данную им Богом, тогда ангелы более искушены бунтовать.

И еще добавлю. Этот отрывок не о ценности, или важности, или кто лучше, чем другой. Он о подчинении. Иисус Сын подчиняется Отцу и в то же время, Он равен Отцу.

Перевод: Елена Докучаева, Наталия Бруни

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Источник

Покровение головы

Покрове́ние головы́ – рели­ги­озно моти­ви­ро­ван­ная прак­тика покры­тия головы голов­ным убором, беру­щая начало в Ветхом Завете, имев­шая (и име­ю­щая) мно­же­ство реги­о­наль­ных и локаль­ных отли­чий на про­тя­же­нии всей исто­рии хри­сти­ан­ства.

Исто­рия тра­ди­ции

Тра­ди­ция покрова головы при каких-либо свя­щен­но­дей­ствиях и молитве явля­ется общей для всех древ­них семит­ских наро­дов, а также прочих наро­дов Пло­до­род­ного полу­ме­сяца (реги­она на Ближ­нем Востоке от Египта на юго-западе, через Левант и вдоль долин Тигра и Евфрата вплоть до Басры и Пер­сид­ского залива). Данная тра­ди­ция рас­про­стра­ня­лась не только и не столько на женщин, сколько на вообще всех веру­ю­щих. Покры­тие головы сим­во­ли­зи­ро­вало трепет, страх, бла­го­го­ве­ние, пока­я­ние, сми­ре­ние. Пер­во­свя­щен­ники и свя­щен­ники Вет­хого Завета покры­вали головы спе­ци­аль­ными голов­ными убо­рами. Прак­тика молит­вен­ного покры­тия головы (כִּסּוּי רֹאשׁ, киссуй рош) как для мужчин, так и для женщин до сих пор оста­ется частью бого­слу­жеб­ной тра­ди­ции иуда­изма.

В Ветхом Завете мы нахо­дим сле­ду­ю­щие сви­де­тель­ства о покры­тии головы жен­щи­ной:

«И ска­зала рабу: кто этот чело­век, кото­рый идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это гос­по­дин мой. И она взяла покры­вало и покры­лась» ( Быт.24:65 ) – в данном отрывке речь идет о Ревекке, неве­сте пра­отца Исаака.

«…и поста­вит свя­щен­ник жену пред лицо Гос­подне, и обна­жит голову жены, и даст ей в руки при­но­ше­ние вос­по­ми­на­ния, — это при­но­ше­ние рев­но­ва­ния, в руке же у свя­щен­ника будет горь­кая вода, наво­дя­щая про­кля­тие» ( Чис.5:18 ) – опи­сы­ва­ется испы­та­ние невер­но­сти жены, из цитаты сле­дует, что испы­ту­е­мая жен­щина изна­чально нахо­дится на тер­ри­то­рии храма с покры­той голо­вой, но впо­след­ствии голова обна­жа­ется.

В Новом Завете содер­жится един­ствен­ный отры­вок, посвя­щен­ный покры­тию головы:

«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и дер­жите пре­да­ния так, как я пере­дал вам. Хочу также, чтобы вы знали, что вся­кому мужу глава — Хри­стос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, моля­щийся или про­ро­че­ству­ю­щий с покры­тою голо­вою, посты­жает свою голову. И всякая жена, моля­ща­яся или про­ро­че­ству­ю­щая с откры­тою голо­вою, посты­жает свою голову, ибо это то же как если бы она была обри­тая. Ибо если жена не хочет покры­ваться, то пусть и стри­жется; а если жене стыдно быть остри­жен­ной или обри­той, пусть покры­ва­ется. Итак муж не должен покры­вать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Анге­лов». ( 1Кор.11:2-10 ).

Надо отме­тить, что апо­стол Павел пишет не для иудеев, а для хри­стиан. Кроме того, можно отме­тить, что на момент жизни апо­стола Павла былая еврей­ская тра­ди­ция покры­тия головы на молитве как муж­чи­нами, так и жен­щи­нами сошла на нет. В част­но­сти, на фрес­ках сина­гоги в Дура-Евро­пос (конец II в. – начало III в.) еврей­ские муж­чины уже изоб­ра­жа­ются без голов­ных уборов. Тра­ди­ция ноше­ния голов­ных уборов оста­ется лишь за жен­щи­нами, а также особо бла­го­че­сти­выми муж­чи­нами и муж­чи­нами высо­кого соци­аль­ного поло­же­ния. Отча­сти, отказ от голов­ных уборов во время молитвы мог быть связан с элли­ни­за­цией еврей­ского народа, что также ска­за­лось и на прак­тике ноше­ния корот­ких стри­жек у мужчин, вместо длин­ных волос (что под­твер­жда­ется неко­то­рыми рекон­струк­ци­ями обли­ков древ­них иудеев, в част­но­сти, рекон­струк­ции иссле­до­ва­теля Ричарда Нива). Опять же, при­во­ди­мое ниже апо­сто­лом Павлом в пример отра­щи­ва­ние волос муж­чи­ной в каче­стве нега­тив­ной харак­те­ри­стики также соот­вет­ствует довольно позд­ней тра­ди­ции уже элли­ни­зи­ро­ван­ного иуда­изма («иуда­изма рас­се­я­ния»). В част­но­сти, для древ­него Изра­иля отра­щи­ва­ние волос муж­чи­ной могло зна­ме­но­вать особый обет Богу, посвя­ще­ние себя Богу (как в случае с судьей Сам­со­ном). В част­но­сти, во вре­мена апо­стола Павла суще­ство­вала тра­ди­ция назо­рей­ства (ивр. ‏נָזִיר‏‎ [назир] «посвя­щён­ный Богу»), о кото­рой упо­ми­нают такие авторы как Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 100). Однако, ещё раз заме­тим: хри­сти­ан­ство не есть транс­фор­ми­ро­ван­ный иуда­изм рубежа завер­ше­ния вре­мени дей­ствия Вет­хого Завета и начала дей­ствия Нового. Хри­сти­ан­ству при­сущи свои рели­ги­озно-обря­до­вые нормы и своя рели­ги­озно-обря­до­вая сим­во­лика.

Между тем, о том, что жен­щине необ­хо­димо покры­вать голову на молитве и в жизни писали Тер­тул­лиан1 (155/156 – 220 ⁄ 240), свт. Гри­го­рий Бого­слов2 (325–389), свт. Иоанн Зла­то­уст3 (ок. 347 – 14 сен­тября 407) и многие другие ране­хри­сти­ан­ские писа­тели. В свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции ноше­ние платка жен­щи­ной явля­ется сим­во­лом ее покор­но­сти – доб­ро­де­тели под­чи­нен­ного лица. Муж­чи­нам же (не имеем в виду свя­щен­но­слу­жи­те­лей) нельзя носить голов­ной убор в храме по при­чине того, что они являют собой для жен­щины образ Самого Бога. Об этом, в част­но­сти, пишет один из вели­чай­ших Отцов Церкви, свт. Иоанн Зла­то­уст: «Итак, покры­тие есть знак покор­но­сти и под­чи­не­ния; оно побуж­дает смот­реть вниз, сми­ряться и соблю­дать доб­ро­де­тель, ибо доб­ро­де­тель и честь под­чи­нен­ного состоят в том, чтобы пре­бы­вать в послу­ша­нии. Мужу не пред­пи­сы­ва­ется делать это, ибо он есть образ Самого Гос­пода; а жене спра­вед­ливо пред­пи­сы­ва­ется»4.

В хри­сти­ан­ской тра­ди­ции покры­тие своей головы явля­ется нор­ма­тив­ным обра­зом моля­щейся жен­щины, а также нор­ма­тив­ным ико­но­гра­фи­че­ским обра­зом женщин-святых.

В Сред­ние века и позже покры­ва­ние головы плат­ком или иным голов­ным убором сви­де­тель­ство­вало о бла­го­на­деж­но­сти жен­щины, ее бла­го­че­стия, и данная норма при­ме­ня­лась не только отно­си­тельно хра­мо­вого бого­слу­жеб­ного про­стран­ства, но и отно­си­тельно обы­ден­ной жизни в прин­ципе. Непо­кры­тая голова жен­щины трак­то­ва­лась как ее при­над­леж­ность или к низ­шему сосло­вию, или к про­фес­сиям низ­кого рода.

Изме­не­ния отно­ше­ния к ноше­нию голов­ного убора жен­щи­ной (отмена обя­за­тель­ного ноше­ния голов­ного убора в пуб­лич­ном про­стран­стве) насту­пили в эпоху позд­него Модерна (вторая поло­вина XIX века – сере­дина и конец XX века) и явля­ются срав­ни­тельно недав­ним в исто­ри­че­ском изме­ре­нии явле­нием.

Совре­мен­ное состо­я­ние и прак­тики в разных хри­сти­ан­ских дено­ми­на­циях

Во многих хри­сти­ан­ских дено­ми­на­циях суще­ствует тра­ди­ция ноше­ния жен­щи­ной голов­ного убора в храме и/или во время пуб­лич­ного бого­слу­же­ния. Однако, раз­ли­ча­ются отдель­ные реги­о­наль­ные тра­ди­ции ноше­ния подоб­ного эле­мента одежды, общие тре­бо­ва­ния и жест­кость отно­си­тельно их соблю­де­ния. В част­но­сти, чем более тра­ди­ци­онно ори­ен­ти­ро­вана община, тем более стро­гими явля­ются тре­бо­ва­ния как к факту ноше­ния, так и к формам голов­ного убора. Это каса­ется в том числе и соблю­де­ния этни­че­ских и реги­о­наль­ных тра­ди­ций. Так, напри­мер, индий­ские хри­сти­анки носят не клас­си­че­ский платок или севе­ро­аме­ри­кан­ский чепец (одежда кон­сер­ва­тив­ных про­те­стан­ток), а свой наци­о­наль­ный вари­ант платка – дупатта.

Так, среди набож­ных коптов до сих пор сохра­ня­ется тра­ди­ция не только ноше­ния платка жен­щи­ной, но и сокры­тия лица особым полот­ном чер­ного цвета, что внешне может напо­ми­нать мусуль­ман­скую жен­скую одежду.

В ста­ро­об­ряд­че­стве (в боль­шин­стве согла­сий) при­нято ноше­ние белого непро­зрач­ного платка, кото­рый фик­си­ру­ется англий­ской булав­кой или закол­кой под под­бо­род­ком.

Неко­то­рые кон­сер­ва­тив­ные про­те­стант­ские общины (напри­мер, амиши) обя­зы­вают женщин носить голов­ные уборы не только во время бого­слу­же­ния, но и в повсе­днев­ной жизни. Тако­выми голов­ными убо­рами высту­пают чепец или капор.

В Запад­ной Европе, Север­ной и Латин­ской Аме­рике помимо платка доста­точно раз­вита тра­ди­ция ноше­ния шляпок, иногда выпол­ня­ю­щих лишь деко­ра­тив­ную функ­цию (в таком случае боль­шая часть волос оста­ется не покрыта, а сама шляпка выпол­няет роль поло­жен­ного жен­щине голов­ного убора).

В совре­мен­ной Греции и на Кипре тра­ди­ция ноше­ния голов­ного убора жен­щи­ной в пра­во­слав­ных храмах прак­ти­че­ски сошла на нет, как пра­вило, жен­щине доста­точно иметь корот­кую стрижку или акку­ратно при­бран­ные волосы. Ана­ло­гич­ная ситу­а­ция наблю­да­ется во многих совре­мен­ных про­те­стант­ских дено­ми­на­циях.

В совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви обще­при­ня­той прак­ти­кой явля­ется покры­тие головы в храме и во время пуб­лич­ной молитвы жен­щи­нами, вне зави­си­мо­сти от их воз­раста, соци­аль­ного ста­туса и семей­ного поло­же­ния. При это форма и тип голов­ного убора не нор­ми­ро­ваны и могут быть любыми (хотя, в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­чаев это платок). В рамках домаш­ней молитвы или вне­бо­го­слу­жеб­ных при­ход­ских актив­но­стей жен­щины могут как покры­вать, так и не покры­вать голову, в зави­си­мо­сти от при­ня­той на при­ходе прак­тики.

При­ме­ча­ния:

3 Нико­лай Нико­ла­е­вич Шаб­лев­ский. Тол­ко­ва­ние слов свя­того Апо­стола Павла «ὀφείλει ἡ γυνὴ ἐξουσίαν ἔχειν ἐπι­̀ τῆς κεφαλῆς δια­̀ τοὺς ἀγγέλους» ( 1Кор.11:10 ) в свете Быт 6:1–4 // Хри­сти­ан­ское чтение. 2018. №1.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *