в чем заключается суть концепции правового государства

Правовое государство: концепция и реальность

Вы будете перенаправлены на Автор24

Концепция правового государства

Правовое государство — это государство, в котором закон, как основной принцип регулирования общественных отношений, занимает верховенствующее положение, является необходимым условием разделения ветвей власти.

Принципы правового государства — это основополагающие начала, императивы, требования, составляющие содержание и смысл концепции правового государства.

Основные принципы правового государства:

Государство и личность в правовом государстве выступают субъектами взаимного сотрудничества и ответственности, являются партнерами. В правовом государстве применяют меры юридической ответственности. Ответственность в публичном праве реализуется через ее конкретные виды:

Легитимность государственной власти — это признание населением государственных институтов, согласие с общеобязательными принимаемыми государством нормами, соответствие решений органов государственной власти действующему законодательству, морально-нравственным, естественно-правовым императивам, ценностям, выработанным в процессе истории, представлениям о справедливости, добре и зле. Обеспечение легитимности непосредственно связано с совершенствованием демократических механизмов создания государственных институтов, реализацией права каждого гражданина на участие в государственных делах.

Концепция правового государства отражена в многочисленных работах русских философов: Б.Н. Чичерина, П.Н. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, В.С. Соловьева, Л.И. Петражицкого, И.А. Ильина.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные положения концепции правового государства российских философов:

Правовое государство в современном мире

В настоящее время во всем мире наблюдается рост демократизации, устремление на курс к правовому государству. Провозгласив величайшей ценностью государства естественные права и свободы человека, современные государства взяли на себя обязательства по соблюдению гарантий этих прав и свобод.

В соответствии со стандартами правового государства, оно должно уважительно относиться к субъектам-носителям собственного понимания норм, которым должно следовать общество. Это ведет к возникновению разногласий в суде, когда одна из сторон настаивает на буквальном прочтении закона, а другая указывает, что их трактовка лучше согласовывается с духом закона, с системой права, как единым целым. Такие разногласия оказывают негативное воздействие в определенности правовых норм. Противоречия между разными общественными идеалами находят свое отражение в системе права. Разрешение противоречий ведет к преобладанию определенных ценностей или к компромиссу, к расхождению между требованиями закона и предпочтениями части граждан.

Строгое соблюдение процедур принятия решений, установленных законом, способствуют неопределенности результата. Иногда это может сыграть позитивную роль в процессе демократических выборов. В отдельных случаях это находит негативное отражение на чувстве предсказуемости в отношении действий иных лиц, привести к излишнему самоограничению личной свободы.

Правовое государство представляет собой всеохватывающую политическую организацию общества, основанную на верховенстве закона, которое подразумевает приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. Любое ущемление прав человека в правовом государстве недопустимо, оно неукоснительно и обязательно обеспечивает реализацию прав и их защищает.

Принципиальную роль играет проблема правового равенства в разных сферах жизни государства и общества. Решение этой проблемы предполагает создание государством гарантий, обеспечивающих такое равенство. У правового государства всегда будут сопутствующие проблемы, вытекающие из недостаточной точности и относительной субъективности определенных законов, подзаконных актов, терминов и формулировок.

Определяющей задачей в развитии правового государства и гражданского общества является обеспечение принципа признания, защиты прав и свобод человека как основного ориентира, высшей ценности, важнейшей основы конституционализма.

Источник

В чем заключается суть концепции правового государства

Правовое государство

Понятие:

Признаки:

Отличие правового государства от государства, как такового:

В правовом государстве именно закон выше всех желаний и интересов. В таком обществе у политической группы, которая получила власть, практически нет шансов перестроить социальное устройство без оглядки на историко-культурные особенности людей. Механизмы, которые задействуются для устранения нарушений закона, работают в независимости от статуса человека.

Не правовое государство:

Законы не соблюдаются, существуют социальные группы, стоящие «вне закона». Это люди, в руках которых сосредоточена власть, либо те, кто может откупиться от правосудия. Подобные принципы жизни действуют в Латинской Америке, а также на значительной части постсоветского пространства.

История появления идеи правового государства:

я граждан, так и для государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью.
Также Аристотель отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый – законосовещательный орган о делах

Аристотель

государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы.

С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-прав овую общность людей.

Цицерон

олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и р азвитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени.

Источник

Понятие правового государства

в чем заключается суть концепции правового государства. Смотреть фото в чем заключается суть концепции правового государства. Смотреть картинку в чем заключается суть концепции правового государства. Картинка про в чем заключается суть концепции правового государства. Фото в чем заключается суть концепции правового государства

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг правовых государств за 2012 год

Ограничение полномочий правительства

Борьба с коррупцией

Порядок и безопасность

1Швеция0,920,960,890,930,890,780,820,892Дания0,930,950,910,910,850,790,870,883Финляндия0,890,930,920,900,820,790,870,874Норвегия0,900,940,870,900,830,820,850,875Нидерланды0,860,930,860,840,830,800,800,856Новая Зеландия0,870,920,870,860,820,760,790,847Австралия0,880,900,860,840,830,720,720,838Япония0,80,840,890,780,870,770,680,819Австрия0,820,770,890,820,840,740,750,8110Сингапур0,730,910,930,730,800,790,870,8012Германия0,820,820,860,800,730,800,760,7613Китай0,730,890,930,710,750,710,760,7914Великобритания0,790,800,840,780,790,720,750,7815Франция0,800,800,840,790,760,680,690,7618США0,770,780,830,730,700,650,650,7385Россия0,310,390,490,470,450,500,400,43

Вопросы для самопроверки

Как называется признак правового государства, который объявляет права и свободы человека высшей ценностью?

Является ли развитая система правоохранительных органов признаком правового государства?

Статья 13 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность». Какой принцип организации власти в правовом государстве здесь зафиксирован?

К каким последствиям может привести несоблюдение принципа разделения властей в государстве?

Что означает взаимная ответственность личности и государства?

Если вы не знаете ответа на какой-то из вопросов, вернитесь к содержанию статьи — все ответы в ней уже есть.

Источник

Правовое государство

Возникновение и эволюция теории правового государства

Идея о совершенном государственном устройстве, отражающем требования справедливости, добра, гуманизма, основанном на праве, которая в результате своей эволюции трансформировалась в теорию правового государства, появилась в трудах классиков античной философии. Условно процесс эволюции представлений о правовом государстве можно разделить на три этапа.

Период зарождения и развития концепций справедливого государственного устройства, которые в дальнейшем легли в основу теории правового государства, занял тысячелетия и отражен в трудах выдающихся мыслителей Античности и Средневековья.

Идеи идеального государства были заложены в трудах классиков античной философии Платона, Аристотеля, Цицерона, которые разработали теоретическую модель идеального государства как объединения свободных людей в целях лучшей жизни, построенного на принципах справедливости и гуманизма. Идея о том, что государство должно быть основано на праве, т.е. быть правовым, появляется уже у выдающихся мыслителей античного периода. Так, Аристотель указывал, что в идеальном государстве не должностные лица, а «правильное законодательство должно быть верховной властью», при этом под «правильным законодательством» Аристотель подразумевал справедливые законы, основанные на демократическом устройстве государства.

Период формирования теории правового государства (XVII-XIX вв.) пришелся на эпоху Нового времени. Концепция правового государства сложилась в рамках естественно-правовой школы права, которая видела в государстве продукт соглашения между свободными людьми, созданный под влиянием права для торжества справедливости. В этот период формируется идея верховенства права и справедливости над государством и законом. Современная концепция правового государства была заложена в трудах Ш.Л. Монтекье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, В. Велькера, Р. Иеринга и др.

В отечественной философии права концепция правового государства также разрабатывалась в трудах В.М. Гессена, Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского и др.

В.М. Гессен указывал, что «правовым называется государство, которое признает обязательным для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним».

Период реализации теории правового государства в государственно-правовом устройстве (XVIII-XXI вв.) последовал за буржуазными революциями в государствах Европы и США, когда парадигма естественного права перешла из трудов выдающихся мыслителей в конституции и законодательство наиболее прогрессивных стран мира. В это время идеи верховенства права, приоритета прав и свобод личности, защиты частной собственности, разделения властей, ответственности государства получили широкое признание и законодательное закрепление.

В России данный процесс происходил с определенной спецификой, связанной с Октябрьской революцией и построением в XX в. Советского Союза. Вплоть до начавшейся во второй половине 80-х гг. XX в. перестройки идея правового государства распространения не получила.

В юридической науке советского периода теория правового государства критиковалась в качестве буржуазной и отрицалась возможность первичного характера права по отношению к государству и власти (Л.М. Каганович и др.).

С начала 60-х гг. XX в. в советской юридической литературе преобладали концепции общенародного государства и государства законности, которые в период перестройки 80-х гг. XX в. впоследствии трансформировались в концепцию социалистического правового государства2.

Основные принципы правового государства

Принципы правового государства представляют собой основополагающие начала, требования, императивы, составляющие смысл и содержание концепции правового государства, отступление от которых не допускается. В современной юридической науке выделяют следующие основные принципы правового государства.

Верховенство правового закона означает, что деятельность органов государственной власти основывается на правовых нормах, ограничивается Конституцией РФ и действующим законодательством (ст. 4, 15 Конституции РФ). Вместе с тем и сами законы должны отвечать высоким морально-нравственным требованиям справедливости и гуманизма, носить естественно-правовой характер, иначе они теряют свой регулятивный потенциал и перестают претворять в жизнь идеал правового государства.

Взаимная ответственность государства и личности предполагает, что в правовом государстве личность и государство выступают в качестве партнеров, субъектов взаимной ответственности и сотрудничества, несут ответственность в рамках действующего законодательства. В правовом государстве наряду с традиционными видами уголовной и административной ответственности для граждан применяются и другие виды ответственности. Например, конституционная ответственность вплоть до отстранения от должности и прекращения полномочий лиц, занимающих государственные должности в Российской Федерации, или повышенная уголовная и административная ответственность для лиц, совершивших правонарушение с использованием служебного положения.

Легитимность государственной власти предполагает признание государственных институтов со стороны населения, согласие большинства граждан с общеобязательными нормами, принимаемыми государством, соответствие государственно-властных решений как действующему законодательству, так и естественно-правовым, морально-нравственным императивам, вечным ценностям, выработанным исторической практикой, представлениям общества о добре, зле, справедливости. Обеспечение легитимности государственной власти напрямую связано с совершенствованием демократических механизмов формирования государственных институтов и реализацией права каждого на участие в делах государства. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

Политический и идеологический плюрализм заключается в наличии в обществе многообразия различных политических концепций, идей, взглядов, теорий, в отсутствии единой обязательной официальной идеологии, а также в возможности беспрепятственного создания и деятельности политических партий и других общественных объединений, борющихся за власть и свободно распространяющих политические идеи, отражающих интересы и ценности различных социальных групп.

Данный принцип правового государства закреплен в ст. 13 Конституции РФ, где сказано, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность».

Гласность и открытость в деятельности государства означает построение системы государственных органов в правовом государстве на основе принципов подотчетности, прозрачности, доступа широкого круга граждан, общественности, представителей СМИ к результатам деятельности государственных органов, обеспечение возможности свободного поиска и обмена информацией. Данное требование закреплено в ст. 29 Конституции РФ, где сказано, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом… Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Статья 41 Конституции РФ предусматривает ответственность за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, содержащих угрозу для жизни и здоровья людей.

Права и свободы человека как основная ценность правового государства

Основополагающим принципом правового государства, его сущностным требованием и важнейшей отличительной чертой является признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью и основным ориентиром, определяющим содержание деятельности государства.

Важно, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 18 Конституции РФ). В правовом государстве права человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Закрепление в Конституции РФ самостоятельной гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», которая составляет ее основу и не подлежит изменению иначе, как путем принятия новой конституции, стало важнейшим демократическим достижением Российского государства. При этом в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина не только признаются, но и гарантируются на уровне не ниже общепризнанных принципов и норм международного права.

Кроме того, в Конституции РФ нашло отражение и важнейшее положение естественной теории права, согласно которому «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17).

В 48 статьях гл. 2 Конституции РФ закреплено более 100 правомочий граждан России, которые в совокупности с их дальнейшей реализацией в федеральном и региональном законодательстве заложили основу правового государства.

Права человека представляют собой систему принадлежащих каждому человеку от рождения субъективных правомочий, определяющих меру дозволенного поведения личности и выражающихся в возможности действовать (реализовывать свое право), требовать у государства защиты своего права, требовать от других соблюдения своего права.

Данные правомочия вытекают из ст. 45 Конституции РФ, где сказано, что «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется», а кроме того, «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Важное значение имеет также ст. 46 Конституции РФ о праве на судебную защиту прав и свобод вплоть до обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

В соответствии с общепринятой международной классификацией1 права человека подразделяются на личные права, политические права, социальные права, экономические права, культурные права.

В Конституции РФ в полной мере закреплены права и свободы каждой из названных категорий.

Личные права включают в себя право на жизнь (ст. 20), право на достоинство личности (ст. 21), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27), право на свободу мысли и слова (ст. 29) и др.

Политические права опосредуют право на объединение (ст. 30), право на собрание (ст. 31), право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным (ст. 32), право на обращение в государственные органы (ст. 33) и др.

В науке данные группы прав принято называть правами первого поколения, поскольку именно они лежали в основе естественной теории права и были впервые закреплены в конституциях западных стран в результате буржуазных революций XVII-XIX вв. Личные и политические права, в отличие от прав второго поколения (социальных, экономических и культурных), признают и гарантируют практически все государства мира.

Социальные права представлены правом на социальное обеспечение, правом на государственную пенсию (ст. 39), правом на жилище (ст. 40), правом на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), правом на благоприятную окружающую среду (ст. 42).

Экономические права включают в себя право частной собственности (ст. 35), в том числе на землю (ст. 36), право наследования (ст. 35), право на свободу предпринимательской деятельности (ст. 34), право на труд (ст. 37) и др.

Культурные права объединяют право на образование (ст. 43), право на свободу творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44).

В современной юридической науке существуют и другие классификации прав человека: экологические права (право на благоприятную окружающую среду и т.п.), информационные права (право на доступ к информации, право на защиту персональных данных и т.д.), правагарантии (право на справедливый суд, презумпция невиновности, право на адвоката и т.д.), соматические права (право на суррогатное материнство, право на донорские органы и т.д.). Данные группы прав также нашли отражение в Конституции РФ и действующем законодательстве России. При этом «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина» (ст. 55 Конституции РФ).

Однако Конституция РФ устанавливает случаи, когда права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены и подчинены иным правовым ценностям.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Также права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституцистроя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Кроме того, возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина предусматривается также ст. 23 (ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений), ст. 32 (ограничение права избирать и быть избранными), ст. 56 (ограничение прав в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя).

Не могут быть ограничены право на жизнь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, право на свободу совести, вероисповедания, право на предпринимательскую деятельность, гарантия на судебную защиту прав и свобод, презумпция невиновности (ст. 56 Конституции РФ).

Права человека и гражданина закреплены не только в Конституции РФ, но и примерно в 15 тыс. федеральных и федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой за время своего существования.

Таким образом, в России сформирована основа правового государства, отражающая передовые инструментарии защиты прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем, как отмечает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, «несмотря на значительные изменения в стране в области построения демократического общества, в 2016 г.

проблемы защиты человека от беззакония, произвола и несправедливости по-прежнему были крайне актуальны. Граждан возмущают волокита и формализм, бездушие и хамство, попрание чести и достоинства, мздоимство и пренебрежительное отношение к человеческим ценностям. Остаются нерешенными проблемы бедности, углубляющегося материального расслоения общества, усиления социального неравенства, несовершенства социальных лифтов, высокого уровня бюрократии и коррупции, инфляционных процессов, падения уровня доходов и потребительского спроса со стороны населения, снижения потока инвестиций, оттока и вывоза капитала и многие другие»1. Поэтому защита прав человека продолжает оставаться основной задачей государства, а без обеспечения прав человека говорить о формировании полноценного правового государства в стране можно с большой долей условности.

Разделение власти в правовом государстве. Законодательная, исполнительная и судебная власть

Принцип разделения ветвей власти традиционно относят к основополагающим требованиям правового государства, без реализации которого невозможно в полной мере ограничить государственную власть правовыми средствами. Он выражается в построении органов государственной власти на основе разделения в зависимости от исполняемых ими функций и компетенции на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти с наделением их соответствующими полномочиями и системой взаимного контроля (сдержек и противовесов).

Первые подходы к разделению властей в государстве были выработаны еще в Древней Греции и Риме, когда полномочия равномерно распределялись между народным вече, выборными институтами, органами правосудия и военачальниками, осуществлявшими исполнительную власть. В Средние века идея разделения ветвей власти нашла отражение в труде мыслителя XIV в. М. Падуанского, который вплотную подошел к обоснованию необходимости разделения ветвей власти на законодательную и исполнительную.

Однако в современном понимании принцип разделения властей получил отражение и развитие в трудах классиков философско-правовой мысли Д. Локка и Ш.Л. Монтескьё, которые впервые предложили выделить три самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Именно с этого времени принцип разделения властей получил развитие в контексте формирования концепции правового государства и начал реализовываться не только в теории, но и в практике конституционного строительства государств Европы и США.

Принцип разделения властей в Российской Федерации впервые получил официальное признание в Конституции РФ, ст. 10 которой провозглашает, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Каждая из ветвей власти является относительно самостоятельной и выполняет строго отведенную роль в рамках, установленных законодательством Российской Федерации.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляют Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров, а также министерства, службы и агентства, главы и правительства на уровне субъектов Федерации.

К основным задачам органов исполнительной власти относятся разработка и представление бюджета, его исполнение; обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; управление собственностью; оборона страны, государственная безопасность, внешняя политика, обеспечение законности, прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка, борьба с преступностью и др.

Судебную власть в Российской Федерации осуществляют суды Российской Федерации, составляющие единую судебную систему во главе с Верховным Судом РФ и Конституционным Судом РФ, а также суды субъектов Федерации (мировые судьи и уставные (конституционные) суды в субъектах Федерации). В России правосудие осуществляется исключительно судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ). Основной задачей судебной власти является осуществление правосудия, которое представляет собой вид государственной деятельности по рассмотрению и разрешению по существу юридических споров, связанных с нарушением норм права, между гражданами, юридическими лицами, государственными органами, выражающийся в принятии индивидуальных правовых актов, устанавливающих права и обязанности субъектов соответствующего правоотношения.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Важнейшей гарантией правового государства являются принципы судебной власти (независимость, самостоятельность, подотчетность только Конституции РФ и федеральному закону, несменяемость и неприкосновенность судей, открытость, состязательность и равноправие сторон).

В правовом государстве должно обеспечиваться разделение ветвей власти, с одной стороны, и их координация, единство, взаимосвязь и взаимозависимость, с другой стороны. Поэтому важнейшую роль в каждом государстве выполняет институт главы государства. В соответствии со ст. 80 Конституции РФ главой государства является Президент Российской Федерации. Он выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Реализация принципа разделения ветвей власти невозможна без эффективно функционирующей системы сдержек и противовесов, которая представляет собой совокупность закрепленных в действующем законодательстве правовых ограничений, механизмов, инструментов и полномочий законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти по взаимному контролю, сдерживанию, ограничению, позволяющих не допустить концентрации всей полноты власти в государстве в «одних руках» (в одной ветви власти) (см. подробнее тему 3).

В Российской Федерации система сдержек и противовесов различных ветвей власти закреплена в Конституции РФ таким образом, что каждая из них в какой-то мере зависима от другой и может при необходимости оказывать на нее определенное воздействие. Кроме того, важнейшую роль в системе сдержек и противовесов Российской Федерации играет Президент РФ, который осуществляет координирующую роль и взаимодействует с каждой ветвью власти.

Так, законодательная власть ограничена жесткой законотворческой процедурой, правомочием Президента РФ по досрочному роспуску парламента в установленных случаях, а также правом Президента РФ наложить вето на принятый закон, правом Конституционного Суда РФ отменить любой закон в случае его несоответствия Конституции РФ; исполнительная власть ограничена со стороны законодательной возможностью выражения вотума недоверия Правительству РФ с дальнейшим его роспуском со стороны Президента РФ, обязанностью Правительства РФ ежегодно отчитываться о своей деятельности перед парламентом, возможностью приглашения на заседание парламента федеральных министров, проведения парламентских расследований и другими полномочиями; судебная власть ограничена принципами и нормами процессуального права, а также в определенной степени связана с законодательной ветвью власти и Президентом РФ порядком назначения судей высших судебных инстанций в Российской Федерации.

Кроме того, разграничение власти в правовом государстве происходит и по вертикали. Так, в Российской Федерации государственная власть осуществляется на основании принципов федерализма, т.е. разделения предметов ведения (компетенции) между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, что также не позволяет допускать злоупотребления и концентрацию полномочий в едином источнике. Например, федеральным законодательством не могут регулироваться отношения, связанные с исключительным ведением субъектов Федерации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *