га ноцри что это значит
ИЕШУА ГА-НОЦРИ
В портрете И. Г.-Н. Булгаков учел следующее сообщение Фаррара: «Церковь первых веков христианства, будучи знакома с изящной формой, в которую гений языческой культуры воплощал свои представления о юных богах Олимпа, но, сознавая также роковую испорченность в ней чувственного изображения, по-видимому с особенной настойчивостью старалась освободиться от этого боготворения телесных качеств и принимала за идеал Исаино изображение пораженного и униженного страдальца или восторженное описание Давидом презренного и поносимого людьми человека (Исх., LIII, 4; Пс., XXI, 7,8,16,18). Красота Его, говорит Климент Александрийский, была в его душе, по внешности же Он был худ. Иустин Философ описывает его как человека без красоты, без славы, без чести. Тело Его, говорит Ориген, было мало, худо сложено и неблагообразно. «Его тело, — говорит Тертуллиан, — не имело человеческой красоты, тем менее небесного великолепия». Английский историк приводит также мнение греческого философа II в. Цельса, который сделал предание о простоте и неблагообразии Христа основанием для отрицания Его божественного происхождения. Вместе с тем, Фаррар опроверг основанное на ошибке латинского перевода Библии — Вульгаты — утверждение, что Христос, исцеливший многих от проказы, сам был прокаженным. Автор «Мастера и Маргариты» счел ранние свидетельства о внешности Христа достоверными, и сделал своего И. Г.-Н. худым и невзрачным со следами физического насилия на лице: представший перед Понтием Пилатом человек «был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшийся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора». Булгаков, в отличие от Фаррара, всячески подчеркивает, что И. Г.-Н. — человек, а не Бог, поэтому он и наделен самой неблагообразной, не запоминающейся внешностью. Английский же историк был убежден, что Христос «не мог быть в своей внешности без личного величия пророка и первосвященника». Автор «Мастера и Маргариты» учел слова Фаррара о том, что до допроса у прокуратора Иисуса Христа дважды били. В одном из вариантов редакции 1929 г. И. Г.-Н. прямо просил Пилата: « — Только ты не бей меня сильно, а то меня уже два раза били сегодня. » После побоев, а тем более во время казни, внешность Иисуса никак не могла содержать признаков величия, присущего пророку. На кресте у И. Г.-Н. в облике проступают довольно уродливые черты: «. Открылось лицо повешенного, распухшее от укусов, с заплывшими глазами, неузнаваемое лицо», а «глаза его, обычно ясные, теперь были мутноваты». Внешнее неблагообразие И. Г.-Н. контрастирует с красотой его души и чистотой его идеи о торжестве правды и добрых людей (а злых людей, по его убеждению, нет на свете), подобно тому как, по словам христианского теолога II-III вв. Климента Александрийского, духовная красота Христа противостоит его ординарной внешности.
Что касается сущности идей Христа, насколько они выражены Евангелием, его смирения, его благодушия, то среди пророков, среди браминов, среди стоиков найдете не одного такого благодушного мученика. Почему же, опять-таки, один Христос спаситель человечества и мира?
Затем никто из вас не объясняет: что же было с миром до Христа? Жило же чем-нибудь человечество сколько тысячелетий без Христа, живут же четыре пятых человечества вне христианства, стало быть, и без Христа, без его искупления, т. е. нисколько в нем не нуждаясь. Неужели все бесчисленные миллиарды людей погибли и обречены на погибель потому только, что они явились на свет до Спасителя-Христа, или за то, что они, имея свою религию, своих пророков, свою этику, не признают божественность Христа?
Наконец, ведь девяносто девять сотых христиан до сего времени понятия не имеют об истинном, идеальном христианстве, источником которого считаете Христа. Ведь отлично же знаете, что все христиане в Европе и Америке скорее поклонники Ваала и Молоха, чем моноцветка Христа; что в Париже, Лондоне, Вене, Нью-Йорке, Петербурге и в настоящее время живут, как жили раньше язычники в Вавилоне, Ниневии, Риме и даже Содоме… Какие результаты дали святость, свет, богочеловечность, искупление Христа, если его поклонники остаются язычниками до сих пор?
Имейте мужество и отвечайте ясно и категорично на все эти вопросы, которые мучат непросвещенных и сомневающихся скептиков, а не прячьтесь под ничего не выражающие и непонятные восклицания: божественный космос, богочеловек, спаситель мира, искупитель человечества, моноцветок и т. п. Подумайте о нас, алчущих и жаждущих правды, и говорите с нами человеческим языком».
И. Г.-Н. у Булгакова говорит с Пилатом вполне человеческим языком, и выступает только в своей человеческой, а не божественной ипостаси. За пределами романа остаются все евангельские чудеса и воскресение. И. Г.-Н. не выступает в качестве создателя новой религии. Эта роль уготована Левию Матвею, который «неправильно записывает» за своим учителем. И девятнадцать веков спустя в язычестве продолжают пребывать даже многие из тех, кто считает себя христианами. Неслучайно в ранних редакциях «Мастера и Маргариты» один из православных священников устраивал распродажу церковных ценностей прямо в храме, а другой, отец Аркадий Элладов, убеждал Никанора Ивановича Босого и других арестованных сдавать валюту. В последующем эти эпизоды из романа ушли из-за своей явной нецензурности. И. Г.-Н. — это Христос, очищенный от мифологических наслоений, хороший, чистый человек, погибший за свое убеждение, что все люди — добрые. А церковь по силам основать лишь Левию Матвею, человеку жестокому, каким и называет его Понтий Пилат, и знающему, что «крови еще будет».
Иешуа Га-Ноцри
История персонажа
Образ путешествующего философа, цитаты которого затрагивают струны души, является ключевым в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Наравне с главными героями классического произведения Иешуа Га-Ноцри учит читателя мудрости, терпению и пониманию того, что злых людей не бывает, а дьявол – вовсе не квинтэссенция порока.
История создания
Имя колоритного персонажа, как и большинство деталей романа, имеет определенное значение. Иешуа – один из вариантов произношения имени Иисус. Га-Ноцри же переводится как «из Назарета».
Михаил Булгаков
Все это намекает, что перед читателем стоит узнаваемый герой Библии. Но исследователи нашли подтверждения, что в лице философа Булгаков изобразил Христа только частично. В задачу автора романа не входило воспроизвести события, связанные с сыном Божьим.
Одним из прототипов Иешуа стал граф Мышкин из романа «Идиот». Характеристика героя совпадает с персонажем Булгакова. Мышкин – спокойный и нравственный мужчина, который кажется окружающим чудаковатым. Исследователи творчества Достоевского называют героя «олицетворением христианской добродетели».
Роман «Мастер и Маргарита»
По мнению биографов Булгакова, именно от этого видения Христа отталкивался писатель, создавая образ Га-Ноцри. Библия преподносит Иисуса как сына Божьего, способного творить чудеса. В свою очередь оба писателя (Булгаков и Достоевский) хотели показать в романах, что Иисус существовал на свете и нес свет людям, не используя при этом мистические способности. Далекому от христианства Булгакову такой образ казался ближе и реалистичнее.
Детальный разбор биографии Иешуа подтверждает мысль, что если Иисус и был использован писателем как прототип Га-Ноцри, то только в общих вехах истории. Философия странствующего мудреца отличается от догматов Христа.
Прототип Иешуа – Иисус Христос
К примеру, Иешуа отвергает мысль, что человек может содержать в себе зло. Такое же отношение к ближнему встречается у Дон Кихота. Это еще один повод утверждать, что образ Иешуа – собирательный. Библейский же персонаж утверждает, что общество в целом (и каждый человек в частности) может быть злым или добрым.
Иешуа не ставил себе цель распространить собственную философию, путешественник не призывает людей к себе в ученики. Мужчина приходит в ужас, когда находит свитки, записанные соратником. Такое поведение в корне отличается от поведения Христа, старающегося распространить учение на всех встречаемых людей.
Образ и сюжет
Иешуа Га-Ноцри родился в городке Гамла, расположенном на западном склоне Голанской возвышенности. О родителях мальчика ничего не известно, лишь вскользь упоминается, что отец Иешуа прибыл в Гамлу из Сирии.
У мужчины нет близких людей. Философ много лет скитается по свету и рассказывает желающим о собственном взгляде на жизнь. У мужчины нет философской школы или учеников. Единственным последователем Иешуа стал Левий Матвей – бывший сборщик налогов.
Воланд
Первым в романе Булгакова, как ни странно, Иешуа упоминает Воланд. Разговаривая с новыми знакомыми на Патриарших прудах, маг рисует перед слушателями портрет просвещенного:
«Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью…»
Именно в таком виде предстал перед римским префектом Понтием Пилатом Иешуа Га-Ноцри. В черновиках Булгаков упоминает длинные рыжие волосы мужчины, но позже эту деталь убрали из романа.
Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат
Бесхитростного философа схватили и объявили преступником из-за проповедей, который читал Иешуа на рынках Ершалаима. Представителя закона поразили проницательность и доброта арестованного. Иешуа интуитивно угадал, что Понтий Пилат страдает от боли и мечтает, чтобы мучения прекратились:
«Истина, прежде всего, в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что малодушно помышляешь о смерти».
Не менее впечатлило прокуратора, что Иешуа свободно говорил на арамейском, греческом и латинском языках. Допрос с пристрастием внезапно превратился в интеллектуальный разговор двух образованных и нестандартно мыслящих людей. Мужчины спорили о власти и истине, доброте и чести:
«Настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где не будет надобна никакая власть».
Осознав, что причиной ареста стала глупость и недалекость местного населения, Понтий Пилат пытается повернуть судебное расследование вспять. Прокуратор намекает философу, что нужно отвергнуть собственные убеждения, чтобы сохранить жизнь, но Иешуа не готов отказаться от собственного взгляда на будущее.
В этом поступке все, даже стражники, видят смелость мужчины, который до последнего вздоха остается верен себе. Но прокуратор не готов рисковать карьерой из-за умного и доброго путешественника, поэтому, невзирая на симпатии, казнь состоится.
Суд Пилата
Приговоренных к смерти ведут на Лысую гору, где и произойдет распятие. Смирившегося с судьбой и не сопротивляющегося Иешуа прибивают к деревянным доскам. Единственное, что смог сделать Понтий Пилат – отдать приказ, чтобы философа быстро закололи ножом в сердце. Подобный поступок избавит славного Га-Ноцри от продолжительных мучений. В последние минуты жизни Иешуа говорит о трусости.
«…он не был многословен на этот раз. Единственное, что он сказал, это что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».
Казнь Иешуа Га-Ноцри
«Он прочитал сочинение Мастера и просит, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем… Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, взяли тоже».
Экранизации
В 1972 году режиссер из Польши Андрей Вайда представил зрителям кинокартину под названием «Пилат и другие». Вдохновленный произведением Булгакова, Вайда решил экранизировать часть сюжета, посвященную взаимоотношениям Понтия Пилата и Иешуа. Действия фильма перенесено в Германию 20-го века, роль бродячего философа досталась Войцеху Пшоняку.
Тадеуш Брадецкий в образе Иешуа
Классическая экранизация известного романа вышла в 1988 году. За съемки столь сложного и многогранного сюжета вновь взялся режиссер из Польши – Мацек Войтышко. Критики отметили талантливую игру актерского состава. Роль Иешуа исполнил Тадеуш Брадецкий.
Российская киноверсия «Мастера и Маргариты» вышла на экраны в 2005 году. Режиссер картины Владимир Бортко делал упор на мистическую составляющую фильма. Но и часть сюжета, посвященная Иешуа, занимает значимое место в кинокартине. Роль Га Ноцри досталась актеру Сергею Безрукову.
Сергей Безруков в образе Иешуа
В 2011 году состоялась премьера экранизации «Мастер и Маргарита», съемки которой закончились еще в 2004 году. Из-за разногласий об авторских правах премьеру фильма отложили на 6 лет. Долгожданный дебют оказался провальным. Актеры и роли выглядели, по современным меркам, наивными и ненатуральными. Роль Иешуа в картине досталась Николаю Бурляеву.
Николай Бурляев в образе Иешуа
Цитаты
«Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые».
«Правду говорить легко и приятно».
«Прошлое не имеет значения, найди себя в настоящем и будешь править в будущем».
«Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?»
Иешуа Га-Ноцри — образ и характеристика героя романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
В его структуре — две абсолютно разные сюжетные линии. Первая история разворачивается в Москве начала двадцатого века, где описывается история Мастера и Маргариты. Во второй истории читатель окунается в Ершалаим, где знакомится с библейскими персонажами: Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом.
Действия этих сюжетов происходят одновременно, и объединяет их общая тема борьбы добра со злом. Характеристика образа Иешуа Га-Ноцри представляет немалый интерес, поскольку прообразом героя является один из самых известных библейских персонажей — Иисус Христос.
Иешуа и его учение
Иешуа Га-Ноцри (в переводе «спаситель из Назарета») в произведении — бедняк-философ. Внешности героя не придаётся особенного значения. Известно лишь, что ему около двадцати семи лет. На его лице ссадины и синяки, а его одежда очень скромна: изорванный голубой хитон, белая повязка на голове, а на ногах — старые изношенные сандалии.
Иешуа одинок, у него нет семьи, своих родителей он не знал. Но всё это его не смущает. У героя есть цель. Он странствует по земле, проповедуя учение о добре, терпимости, человечности, и верит, что все люди от природы добры и милосердны. Любого встречающегося ему на пути человека он называет добрым, даже Пилата или Крысобоя. Он не считает таких людей злыми, они несчастны в силу жизненных обстоятельств.
Иешуа и Пилат
За эти речи по ложному доносу Иешуа был схвачен и доставлен к Понтию Пилату, прокуратору Иудеи, на суд. Его идеи сочли призывом к свержению власти. Прокуратор быстро понял, что бедняк не представляет угрозы. Он даже сочувствует Иешуа. Этот бедняк смог покорить властного и жестокого тирана своей искренностью, добротой и участием. Но как бы ни старался, Пилат не смог спасти преступника от казни. Он слишком сильно боялся пойти против воли кесаря и потерять должность.
Философ принял свою участь спокойно и смиренно, даже в такой безнадежной ситуации он «не винит никого за то, что у него отняли жизнь». После казни Га-Ноцри как воплощение доброты и сострадания, становится бессмертным. Он видит, как Пилат, терзаемый совестью, жаждет прощения, поэтому просит Воланда помиловать прокуратора. Князь Тьмы исполняет просьбу Иешуа.
Прототип персонажа
Как было сказано выше, прототипом Иешуа Га-Ноцри послужил Иисус Христос. Эти герои имеют между собой определенные сходства.
Внешнее сходство характеров. Основные личные качества Иешуа и Иисуса совпадают: исключительная доброта, терпимость, человеколюбие, образованность, смирение и стойкость.
Одинаковые судьбы. Оба персонажа пришли в этот мир как спасители людских душ. Они проповедовали одни ценности, пережили предательство и заплатили жизнью за стойкость в выражении собственных взглядов.
Несмотря на схожесть героев, автор ставил своей целью изменение традиционных представлений о Спасителе. Михаил Афанасьевич не был очень набожным человеком, но и не считал себя атеистом. Одно можно сказать с уверенностью: он хорошо знал Священное писание, а значит, все расхождения в образах были допущены не случайно. Сделано это было для того, чтобы изобразить Сына Божьего более человечным, приземлённым, таким, как другие люди.
Можно отметить несколько основных существенных различий:
Вывод
Образ Иешуа Га-Ноцри в романе Михаила Булгакова воплощает желание автора показать Спасителя реальным человеком. По мнению А. Н. Варламова, автор любил в Иешуа его положительные качества: человечность, доброту, великодушие, сострадание. Но он не принимал его божественного происхождения и искупительного смысла его деяний. Он искренне считал этого персонажа реальным человеком и не хотел лгать о его происхождении в своем романе.
Характеристика образа Иешуа Га-Ноцри может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Иешуа Га-Ноцри (персонаж Булгакова)
Иешуа, по прозвищу Га-Ноцри (ивр. ישוע הנוצרי) | |
Иешуа Га-Ноцри на суде Понтия Пилата («Мастер и Маргарита», спектакль театра «Арбат») | |
Создатель: | Михаил Булгаков |
Произведения: | «Мастер и Маргарита» |
Ие́шуа Га-Но́цри [1] (ивр. ישוע הנוצרי (Yeshua ha Nozri) ) — один из героев романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Прототипом образа стал евангельский Иисус Христос, но сюжет Булгакова далёк от евангельского.
Иешуа — еврейское произношение библейского имени Иисус (в оригинале — с ударением Иешу́а). Булгаков стремился в лексике романа максимально приблизить имена и названия к их оригинальному, ивритскому звучанию (Ершалаим, Вар-равван и др.). Смысл прозвища «Га-Ноцри», упомянутого в Талмуде (в Синодальном переводе Нового Завета: «Назареянин»), неясен и может восходить к месту происхождения Иешуа (в христианской традиции: Назарет), но едва ли к слову «Назорей» (евр. назир), с которым сближается лишь в греческой передаче. [2]
Иешуа — один из ключевых героев романа, антипод Воланда. Он появляется вначале во встроенном романе, но в конце романа он действует и в основной сюжетной линии, где характеризуется как повелитель сил Света. Прочитав роман Мастера, Иешуа посылает к Воланду Левия Матвея с просьбой наградить Мастера и Маргариту покоем. Один из глубинных смыслов этой сцены — последовательно проводимое в романе (начиная с эпиграфа) противопоставление пассивного Добра и активного Зла, которые совместно и независимо участвуют в едином историческом процессе.
Га ноцри что это значит
Иешуа га-Ноцри. Иисус из Назарета. Кто же Он на самом деле? Основатель новой монотеистической религии? Один из пророков? Выдающийся учитель гуманизма? Или всё-таки Машиах Израиля? Споры об этом ведутся уже почти две тысячи лет, и было бы наивным пытаться разрешить их в рамках одной короткой статьи. Тем не менее, рассмотрим некоторые интересные тексты Библии и ряд исторических фактов и постараемся сделать из них выводы.
«Но тогда почему же евреи не приняли Иисуса?» До боли знакомый вопрос. Приняли! Более того, если бы иудеи не приняли бы Его, как долгожданного Машиаха, – Его бы не распяли. Люди ходили за Ним тысячами, целыми городами (Матф. 4:25, Мк. 3:7-8, Лук. 6:17). Верующих в Иешуа иудеев было десятки тысяч в самом Иерусалиме (Деян. 5:14, 21:20) и огромное количество по всей Римской империи (Деян. 14:1, 17:4). Тех, кто не принял Его, было меньше, но это были люди, обременённые богатством и властью (1 Кор. 2:8). На службе у них стояли религиозные фанатики, которых всегда хватает и которые готовы на всё, лишь бы сохранить устоявшуюся форму, не вникая в содержание. В личности Иешуа они видели угрозу утраты своего положения (Матф. 27:18) и потому организовали Его казнь и позже преследовали Его последователей (Деян. 5:17). Другими словами, в лице религиозно-политической элиты мессианское движение имело сильное сопротивление. Однако это не отменяет того, что вплоть до 4-го века верующие и неверующие в Иешуа были частью одного еврейского народа, вместе ходили в синагоги и вместе праздновали установленные в Торе праздники Господни.
Блаженный Августин писал, что евреи «виновны в крови Христа» и т.к. они «проклятые от земли», они также «прокляты церковью».
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинополя, в своих проповедях утверждал, что «Бог всегда ненавидел eвpeeв» и что «на всех христиан наложена обязанность ненавидеть евреев». Через год после выхода этих проповедей в свет «христианами» была разрушена синагога в городе Калиникон. Так началась история еврейских погромов.
Во время средневековых крестовых походов убийство евреев крестоносцами по дороге в Святую землю было рутинным делом. Когда эти заблудшие люди прибыли в Иерусалим в 1099 году, они согнали и заперли всех евреев в Большой синагоге и подожгли её. И пока здание полностью не сгорело, торжествующие крестоносцы маршировали вокруг и пели: «Христос, мы обожаем Тебя».
Испанская инквизиция жестоко преследовала евреев, насильно обращая их в католичество, под страхом пыток и смерти заставляя отречься от законов Торы либо (в лучшем случае) предлагая оставить все имущество государству и позорно покинуть страну.
Антисемитизм продолжался и во время протестантской Реформации церкви. Отец реформации, Мартин Лютер, в своём труде «Евреи и их ложь» изложил следующие идеи:
Еврейские синагоги следует сжечь.
Еврейские дома должны быть разрушены.
Евреям следует давать работу слуг и лакеев.
Еврейские деньги следует конфисковать.
Евреев следует изгнать силой из их сообществ.
Эти идеи заложили основание для событий Холокоста, случившегося 400 лет спустя, когда Гитлер, прикрываясь «заветами» Лютера, задался целью стереть еврейский народ с лица земли.
Как исправить ситуацию? Восстановить установленный Богом порядок! Удалить из христианских домов молитвы идолов. Отвергнуть языческие праздники и начать отмечать праздники Господни. Убрать из церковных лавок обереги и талисманы. Восстановить авторитет Священного Писания. Всем миром попросить у евреев прощения за многие века жестокости. Вернуть Израилю его Землю. Просить мира Иерусалиму (Пс. 121:6). Утешать народ Его (Ис. 40:1). Тогда сердца евреев откроются, и мы увидим Того, Которого пронзили, и поймём, что это наш еврейский Машиах, и будем плакать о Нем как о единственном сыне (Зах. 12:10).
Но всё это не произойдет само собой. Нам нужно приготовить путь Господу (Ис. 40:3):
Как христианам, так и иудеям пересмотреть «учения старцев» и отказаться от всего, что противоречит Библии.
Найти в себе силы, и ради Бога отказаться от многовековой вражды.
Восстановить разрушенные мосты и стать наконец одной Семьёй в Боге.
В заключение хочу привести цитату из книги Мишлей (притчи царя Соломона) 30:4-6:
«Кто восходил на небо и нисходил? Кто собрал ветер в пригоршни Свои? Кто завязал воду в одежду? Кто поставил все пределы земли? Какое имя Ему? и какое имя Сыну Его? знаешь ли? Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя и ты не оказался лжецом.»
Вот так выглядит этот текст на иврите:
Прямо по центру можно рассмотреть крест, состоящий из двух слов: «имя» (השם), являющееся частью фразы «какое имя Сыну Его», и «Иешуа» (ישוע). Основанием креста служит фраза «Не прибавляй к словам Его», которая фактически является цитатой из книги Дварим (Второзаконие) 12:32, т.е. из Торы. Говоря образно, это место показывает нам, что идея распятого Машиаха не является «христианским новоделом», а основана на Торе.
Сверху крест как бы накрывает слово «руах» (רוח); в данном случае оно переведено как «ветер», но также может быть переведено как «дух». И это отсылает нас к ещё одному мессианскому пророчеству: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его. » (Ис. 61).
Дух Господа помазал Иешуа, чтобы. утешить сетующих на Сионе. Услышь это, Израиль!
Автор: Михаил Heгpич, Московская еврейская мессианская община, для IsraLove