что означает бортовой номер корабля
Бортовой номер
Бортовой номер — (англ. Hull number ) способ обозначения кораблей в ВМС и Береговой охране Соединённых Штатов и некоторых других стран, служащий одновременно для их классификации.
В Великобритании, странах Содружества, как и некоторых европейских странах, его аналогом является номер вымпела (англ. Pennant number ).
Основной особенностью обоих является то, что они присваиваются при заказе корабля, и сохраняются в течение всей службы. Только изменение назначения или переклассификация могут повлечь изменение бортового номера. Этим они принципиально отличаются от тактического номера, принятого в ВМФ России и некоторых её союзников или стран-клиентов. Следует заметить, что ВМФ России также использует для него термин «Бортовой номер», но вкладывает в него совершенно другой смысл. За пределами России его называют тактический номер.
Содержание
Состав
Бортовой номер состоит из буквенной и цифровой части. Буквенная указывает на классификацию. Может состоять из 1÷4 литер, иногда больше. Цифровая часть обычно является порядковым номером в классе или серии. На нумерацию влияют также традиция и изменения доктрины ВМС.
Примеры бортовых номеров: SSN-688 — подводная лодка атомная, ударная. LHA-1 — универсальный десантный корабль. AT-64 — флотский морской буксир. T-AKE-2 — универсальный транспорт снабжения Командования морских перевозок.
Расположение и вид
В общем случае, бортовой номер наносится на борту корабля в двух местах: большой хорошо заметный номер в носовой части в районе клюза, и малый в корме у начала закругления, или у края транца.
У авианесущих кораблей, имеющих непрерывную полетную палубу, номер также наносится на ней у носового среза. У авианесущих кораблей, имеющих островную надстройку, номер также наносится по обоим ее бортам. У десантных кораблей, имеющих полетную палубу или площадку, номер дополнительно наносится у ее кормового среза.
Подводные лодки присвоенный им бортовой номер не несут.
Во всех случаях, кроме полетной палубы, номер имеет белый цвет с черным оттенением справа и снизу. На полетной палубе авианосцев наносится белый контур.
Боевые корабли основных классов (авианосцы, крейсера, эсминцы, фрегаты), а также суда Командования морских перевозок несут только цифровую часть номера.
Вспомогательные корабли и суда обеспечения перед цифрами несут буквенное обозначение уменьшенного (в 2÷2,5 раза) размера, где опущен префикс «A» и дефис. Например, вместо AOE-7 на борту изображается OE 7.
Десантные корабли и вспомогательные корабли и суда серий кроме «A» несут префикс полностью.
Некоторые исторические изменения
Вид бортовых номеров установился с середины 1990-х годов. До этого времени существовали вариации в деталях. Например, подводные лодки несли уменьшенный бортовой номер в верхней части ограждения рубки.
Серьёзные изменения произошли по окончании Второй мировой войны. В ходе ее все корабли и суда США, по соображениям маскировки, несли только уменьшенную цифровую часть номера.
Номер вымпела
Номер вымпела появился в Великобритании. Происходит из эпохи парусного флота, где корабли различались по эскадрам и дивизионам цветом вымпела. С развитием парового флота и специализацией кораблей взамен цвета появилось буквенное обозначение, сопровождаемое номером.
Буква обычно соответствует классу корабля. Смысл буквенного обозначения меняется от страны к стране. Так, в Великобритании в разное время использовались: S — подводная лодка; R — авианосец; B — линкор; C — крейсер; D — эсминец; F — фрегат; U — шлюп; K — корвет; P — патрульный корабль; L — десантный корабль; A — вспомогательное судно (англ. Royal Fleet Auxiliary, RFA ), и другие. Но есть и флота, где все префиксы одинаковы. Например, все корабли Украины независимо от класса несут префикс U.
В 1960-х — 1980-х гг. в ВМС Франции и ВМС ФРГ использовались следующие обозначения: D — для обозначения эсминцев с ракетным вооружением, F — для обозначения фрегатов (в том числе ракетных), P — для обозначения патрульных кораблей. Относительно фрегатов и эсминцев та же система обозначения бортовых номеров была принята в ВМС Италии, Турции, Испании и в военно-морских силах некоторых других стран.
По британскому примеру, номер вымпела обычно наносится на борту в районе мостика полностью. Например, F235 для HMS Monmouth. Дополнительно, может быть номер меньшего размера на транце.
Основные страны-пользователи
Бортовой номер
Номер вымпела
Другие применения
Система классификации с помощью бортовых номеров широко используется в семействе справочников «Джейн» (Jane’s Information Group) и военными аналитиками вообще, как база для сравнения кораблей разных стран, независимо от того, приняты в них бортовые номера или другие системы. При этом «Джейн» пользуется американскими буквенными обозначениями, но называет их Class, и далее приводит действительные номера, называя их Pennant Number независимо от страны.
Бортовой номер корабля (СССР и Россия)
Тактический номер (англ. tactical number ) — принятый в государствах НАТО и ряде других государствах термин, являющийся переводом русскоязычного термина «бортовой номер».
Со временем термин «тактический номер» получил распространение и в русском языке как синоним понятия «бортовой номер» (не путать с понятием hull number — см. бортовой номер).
Содержание
История
Бортовой номер (англ. Tactical number ) в ВМФ СССР и России
Бортовой номер корабля (в русском языке) — трёхзначное (ранее двухзначное) цифровое обозначение корабля, которое является его тактическим идентификатором и позывным. Назначается на ограниченный срок (несколько лет), периодически сменяется по приказу командования флота. Назначенный на ограниченный период, цифровой идентификатор корабля не имеет никакой систематизации — ни относительно класса или типа/проекта корабля, ни относительно флота или оперативного объединения — то есть имеет случайный характер назначения номера тому или иному кораблю.
Эти две существенных особенности: отсутствие какой-либо логики назначения (отсутствие систематизации) и периодическое изменение номеров (временный характер назначения бортового номера) — в корне отличают советский/российский бортовой номер (англ. Tactical number ) от западного понятия бортового номера (англ. Hull number ). Но, в то же время такой подход к назначению бортового номера (временного и не системного) существенно усложнял идентификацию корабля до появления электронных средств идентификации и слежения.
Термин «тактический номер» используется в Корабельном уставе ВМФ России:
Бортовой номер (англ. Hull number ) в ВМС США
Литерно-номерные обозначения кораблей ВМФ СССР и России
Подводным лодкам, а также надводным кораблям 3…4 рангов (торпедные и ракетные катера, сторожевые корабли, тральщики и т. п.) при строительстве было принято давать литерно-номерные (литерно-цифровые) обозначения, которые являлись его именем и не изменялись со временем, кроме случаев переклассификации — например, подводные лодки С-56, К-21 и т. д. Это литерно-номерное обозначение (обычно — единственное имя корабля) было аналогом бортового номера в ВМС США и других стран (англ. Hull number ), то есть номером, который их классифицировал — относил к определённому классу или типу военных кораблей.
В отдельных случаях изменение или присвоение нового литерно-номерного обозначения происходит не в связи с переклассификацией корабля, а со структурно-организационными преобразованиями в составе флота и т. п., например: подводная лодка «Металлист» (носившая в период 1931—1932 годов бортовой № 16 [англ. Tactical number ], который затем был изменён на 25), в 1934 году вместо своего наименования получила новое литерно-номерное обозначение — А-5 (англ. Hull number ), при этом лодка переклассифицированна не была.
Примеры
Помимо бортового номера (англ. Tactical number ), периодически менявшегося, литерно-номерного обозначения (постоянного) и собственного имени, существовали также заводской номер и номер (код), определявший проект.
Так, первая советская атомная подводная подводная лодка проекта 627 при спуске на воду в 1957 году получила имя «К-3», до этого, при строительстве, имела заводской номер 254, 9 октября 1962 года лодке было присвоено почётное наименование «Ленинский комсомол», после чего именовалась АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» (то есть сохраняя и литерно-номерное обозначение [имя] и имя собственное), 14 марта 1989 года переклассифицирована из «крейсерской» в «большую» (БПЛ) с изменением литерно-номерного обозначения с К-3 на Б-3 (нечастый случай — обычно корабль носит единственное литерно-номерное имя от спуска на воду до списания). За годы службы носила бортовые номера (англ. Tactical number ): 303 (1958 год), 254, 270 (1962 год), 666, 655 (1998—2001 годы).
Другая информация
Основной особенностью тактического номера (в противоположность бортовому номеру) является то, что он присваивается кораблю не на постоянной основе, а чаще всего на определённый срок, и может быть изменён по приказу командования флота в любое время. В ВМФ СССР до 1990 года. действовала система, по которой раз в 2 года (по чётным годам) [1] корабли всех флотов меняли свои старые тактические номера на новые. После распада Советского Союза в Военно-морском флоте Российской Федерации тактические номера меняли только дважды: в 1992 и 1996 годах.
Появление системы тактических номеров в советском ВМФ было во многом вызвано стремлением запутать вероятного противника — США в оценке общего количества кораблей надводного и подводного флотов ВМФ СССР, а также стремлением затруднить для разведки противника определение того, какие именно боевые корабли находятся в боевых походах, на учениях и т. п. Учитывая, что большинство из типов надводных и подводных кораблей Советского флота строились серийно, идентифицировать отдельный корабль серии только на основе визуального наблюдения или аэрофотосъёмки было весьма сложно.
В России, в отличие от остального мира, тактические номера называют бортовыми, но вкладывают в него смысл, противоположный общепринятому для бортового номера. Термином же «тактический номер» для подводных лодок обозначают литерно-цифровой шифр, присваиваемый им на постоянной основе, то есть аналогично бортовому номеру в «западном» понимании. Например, подводная лодка «Ленинский комсомол» имела тактический номер «К-3» (позже в связи с переклассификацией лодки из крейсерской в большую её тактический номер был изменён на «Б-3»). В советские времена тактический номер считался секретным и не подлежал разглашению. Металлическая табличка с тактическим номером устанавливалась в ограждении рубки с внутренней стороны так, что бы она не просматривалась извне.
Состав
Тактический номер состоит исключительно из цифровой части, которая обычно представлена 3, реже 4 цифрами.
Примеры бортовых номеров:
655 — тактический номер ПЛ К-3 «Ленинский комсомол» в 2001 году; 670 — тактический номер эсминца «Современный» (проекта 956) в 1980 г.; 713 — тактический номер БПК «Керчь» (проекта 1134-Б) в 2007 г. и т. д.
Чего вы не знали о бортовых номерах кораблей?
Бортовой или тактический номер (tactical number) – это трехзначное число на борту корабля, которое является его тактическим идентификатором. Обычно его назначают на несколько лет, и время от времени меняют по приказу свыше.
Интересно то, что этот номер назначается абсолютно без какой-либо логики или систематизации: безотносительно к классу, проекту корабля и флоту, которому он принадлежит. Это абсолютно случайный набор цифр для каждого корабля.
Такие номера в ВМФ СССР появились, чтобы запутать США. Большая часть кораблей строились ( и строятся) серийно, а потому, определить какой корабль на учении, в боевом походу и т.д визуально очень сложно. Более того, по этому номеру было невозможно определить, сколько кораблей проекта на вооружении.
Кстати, эти две черты: отсутствие логики в назначении и периодическая смена номера – главное отличие российского бортового номера от западного.
Термином «tactical number» называют именно российский бортовой номер за пределами России. В США, например, бортовой номер называют “hull number” и в нем используются еще и буквы. В использовании номера тоже есть существенное отличие — на западе его дают единожды, еще при заказе, и изменить могут только при изменении назначения или переквалификации корабля.
Беляев А. Об именах, бортовых и тактических номерах кораблей
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его, тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
Переводя известные пушкинские строки на язык современных технико-бюрократических понятий и форм, сосредоточимся на следующем:
— имя технического объекта, в данном случае корабля ВМФ, – его непременный атрибут;
— по имени объекта, вскрытое в некотором описании, могут быть установлены, по крайней мере, факты его присутствия в тех или иных событиях в различные периоды времени;
— имя технического объекта нередко представляет собой структурно составной идентификатор;
— идентификатор в данном случае есть цифробуквенное обозначение, а также действительное или условное имя объекта, обеспечивающие установление его уникальности и отождествление для различных условий жизненного цикла и условий обстановки.
Если любезного читателя не смутил сей авторский волюнтаризм, продолжим.
Корабли 1-2 ранга традиционно обладали именами собственными, которые наносились на борта. Например, ракетный крейсер «Варяг», артиллерийский крейсер «Мурманск», большой противолодочный корабль «Адмирал «Нахимов», эсминец «Быстрый» и т.д.
Назначаемый на ограниченный период цифровой идентификатор корабля не имел определенной систематизации относительно класса, типа проекта корабля, или оперативного объединения — то есть, имел по существу случайный характер. Это было связано со стремлением запутать вероятного противника в оценке общего количества кораблей в серии, а также, в частности, затруднить для его разведки идентификацию советских кораблей в боевых порядках отрядов. Идентифицировать отдельный корабль серии только на основе визуального наблюдения или аэрофотосъемки было далеко не всегда возможно.
Добавляло путаницы «супостату» и использование в советском ВМФ назначенных штабом кораблям отряда на поход так называемых тактических номеров. Эти номера использовались в штабных документах, оперативной связи (в том числе незащищенной) и никак не соответствовали бортовым номерам тех же кораблей.
В отечественном ВМФ, в отличие от флотов остального мира, тактические номера иногда числят как бортовые. Термином «тактический номер» для подводных лодок, например, обозначали и литерно-цифровой шифр (выше упомянутый как имя ПЛ), присваиваемый им на постоянной основе, то есть аналогично бортовому номеру в «западном» понимании. Например, подводная лодка «Ленинский комсомол» имела тактический номер «К-3» (позже в связи с переклассификацией лодки из крейсерской в большую её тактический номер был изменён на «Б-3»). В советские времена тактические номера ПЛ считались секретным и не подлежали разглашению. Металлическая табличка с тактическим номером устанавливалась в ограждении рубки с внутренней стороны так, чтобы она не просматривалась извне.
Заметим, что в ВМФ России бортовые номера кораблей централизованно меняли только дважды — в 1992 и 1996 годах. В Корабельном же уставе ВМФ России есть статья, в соответствии с которой: «Перед выходом в море командир соединения кораблей ставит командирам кораблей задачу на поход, знакомит их с обстановкой на переходе, указывает походный порядок, место каждого корабля в нём и его тактический номер».
Исходя из этого, «запутывающие супостата» (и не только) пересечения понятий «бортовой номер» и «тактический номер» отечественных кораблей несложно отделить одно от другого. Соответственно, остается «перевести» остальные четверостишья пушкинского творения в данном случае на понятный флотский язык.
Имя собственное корабля в том или ином виде, а также его изменяемый во времени бортовой номер, в единой связке образуют своеобразные маркеры на историческом пути корабля. Худо лишь то, что перечни бортовых номеров на этом пути не всегда приживаются в действительной реальности. Даже в архивах. Поэтому пытливый исследователь, неравнодушный к Флоту, может в своих изысканиях невольно ошибаться в «расшифровке» не только деталей и нюансов, но и собственно событий. К счастью, в эпоху интернета и свободного доступа к его информационным ресурсам решение этой проблемы иногда значительно упрощается. Время от времени на поверхность всплывают забытые или утраченные официальными источниками свидетельства минувших событий, фото, кино и прочие документы. В том числе по корабельному составу и его деятельности.
Посмотрим, как в общих чертах выглядели результаты подобной работы на этапе подготовки материалов для книги «Краснознамённый «Киев». Хроники авианесущего крейсера»:
На этом пути, разумеется, могут быть и неточности, и ошибки. Как, впрочем, и в любом другом творческом поиске. Однако, как известно, дорогу осилит идущий.
В завершение и для пространственной что ли полноты картины отметим попутно следующее. В частности, в ВМС НАТО как «tactical number» традиционно воспринимают именно бортовые номера кораблей ВМФ.
В США же, к примеру, бортовые номера кораблей числятся как «hull number». В ряде случаев в них помимо двух или одной цифр используются еще и буквы. В использовании бортового номера «у них» тоже есть особенность, отмеченная выше, — «hull number» дают единожды, еще при заказе корабля и никогда не меняют, не считая крайне редких случаев переквалификации корабля.
Тайная бортопись
Иногда спрашивают, что означает та, или иная маркировка на борту судна.
Не просто на борту, а на корпусе.
Чтобы не отвечать и пояснять в отдельности, решил запилить пост, где сразу всё и растолкую.
Всю эту тайную бортопись, и, что из неё можно узнать.
Какой смысл несут в себе все эти слова, буковки и цифирки.
Для чего нужна вся эта информация на борту, и кому она пригодится.
(Умирает старый, заслуженный капитан.
Нашли. Развернули. Читают.
«Перед, это нос. Зад, это корма»)
Корма у современных судов чаще всего транцевая.
То есть плоская обрезанная.
Крейсерские кормы, с плавными обводами, закруглённые, остались в прошлом.
Хорошо это, или плохо, не об этом речь. Просто знайте, что плоская корма, это корма транцевого типа.
Что на ней пишут-рисуют?
Имя судна пишут обычно латиницей. Но никто вам не запрещает писать это имя и на национальном языке.
Вот пример хорошего тона.
Греки, кстати, такой фишкой особо не заморачиваются. Пишут по своему, по гречески. И не часто дублируют на корме.Но дублировка латиницей присутствует всё равно.Обычно дублировка пишется на именной доске, которая расположена на мостике.
Вон она, на леерах навигационного мостика.
Вот грек. Фотографировал в Бейре, Мозамбик.
Ну, и как название да приписку расшифровать?
Но и тут есть исключение. Не обязательна и эта доска, если судно работает только в каботаже, исключительно в своих территориальных водах. Япония вам в пример. Всё на иероглифах.
Как написать название судна «Залив Америка» латиницей?
Ну, да, так и есть. Но только, если указывать континент в качестве названия.
Поэтому, если вы вдруг заметили какое-то несоответствие в названии, не стремитесь тут же восстанавливать справедливость. А осторожно расповедайте, а мож. так и надо?
Танкер-афрамакс «Zaliv Amerika» в порту Анакортес, США.
А это судно часто меняло владельцев и имя. Но номер IMO остался прежний.
Это названия порта регистрации судна.
До повсеместного применения «удобных» флагов, а следовательно и портов регистрации судна, можно было с большой точностью назвать национальность судна.
(«Удобный» флаг, или флаг открытой регистрации.
Можно плевать на национальное законодательство, можно плевать на. Всё это было. Сейчас с этим намного строже. В нескольких строках не уместишь, это отдельная большая тема.)
Пароходы научились прятать так, что откопать настоящую принадлежность только под силу гениям сыска.
И помнить, что есть судовладелец, что есть оператор, что есть техменеджмент.
Номер это уникален. Он присваивается судну однажды, и на всю его жизнь.
Судно может поменять много имён, много портов приписки, но номер IMO не меняется.
Поэтому, когда рассказывают, что де в Сингопе (Сингапур по нашему), например, легко можно поменять регистрацию, этот рассказ ничего, кроме лёгкой улыбки не вызывает. Типа, пригнал любой пароход, да и поменял.
Ну, да. можно. Наверное. Желающие посидеть в сингапурской тюрьме могут начинать. Там клёво. Сингапур же, мля. Бананово-лимонный.
Номер IMO не только на корме. Он также нарисован в машинном отделении. Иногда на лобовине надстройки.
Под надписью No Smoking номер IMO.
Это номер танкера-афрмакса «Zaliv Vostok».
Найти судно в инете можно вбив в поиск номер IMO.
Поехали вдоль борта дальше.
А это вот цифирки такие. Бывают арабские, бывают римские.
Они есть на корме, на миделе( серединной части корпуса) и на носу судна.
Отсчёт идёт в метрической и/или имперской системе. Или, что понятнее, в сантиметрах или дюймах.
Показывают максимальное значения заглубления судна, при котором оно ещё может как-то ходить.
Но на самом деле, до максимальных значений грузить пароход никто( в здравом уме) не будет.
Заглубление на нос также сказывается и на мореходности судна. Иногда это заглубление получается просто в режиме нормальной эксплуатации.
Для примера. Вам надо перевезти 150 000 тонн нефти из Находки в Лонг-Бич(США). При загрузке, всё нормально, ровный киль. Но каждый день ваш танкер расходует 100 тонн топлива, а бункерные танки все в корме. И через две недели корма становится легче на 1400 тонн, следовательно, нос погружается в вод больше.И вот здесь и спасают танки водного балласта. Вы просто принимаете в эти танки, в кормовые секции те самые 1400 тонн воды, и снова даёте судну ровный киль.
Всё это упрощённые примеры, не надо воспринимать это как настоящее руководство.
Для чего ещё нужна марка заглубления?
Для упрощённых расчётов, сколько груза принято на борт.
Это символы, означающие, что на судне есть подруливающие устройства.
Есть на корме. Есть на носу. И не по одной штуке.
Дело новое, и появилась необходимость в маркировке.
Маркировка азиподов выглядит так.
Но пока ещё полностью не определились, как будет выглядеть маркировка выдвижных азиподов.
Дальше едем вдоль борта.
То, есть, самая серёдка парохода.
Гребёнка с латинскими буквами, это и есть грузовая марка.
Эта грузовая марка танкера. Есть ещё отдельные марки по типам судов, например, для лесовозов.
Это то, что спасло жизни тысяч моряков.
Это то, благодаря чему работа на море перешла из разряда экстрима в нормальную работу.
Могу добавить только то, что на могиле Плимсоля, на его памятнике, нанесена точно такая же марка, как и на бортах всех судов в мире.
Сэмюль Плимсоль. Друг моряка.
Хотя слово friend можно перевести, как «друг», но значение совсем не «друг». А больше.
Красно-белая вертикальная полоска.
А это стилизация лоцманского флага.
Это место приёма-сдачи лоцмана. И лоцманские катера подходят именно под эту маркировку.
Там тоже есть свои требования, по высоте, по освещённости, но. зачем вам это? Просто знайте, тут принимают-сдают лоцмана. Ну, и других членов экипажа, если вдруг потребовалось/
Вот под парадным трапом эта маркировка.
В районе грузовых манифолдов на танкерах (манифолды, это хвостовики грузовых магистралей), на борту может быть нанесена схема этих самых магистралей, с расшифровкой.
VR или VL, это vapour line. Приём/отдача газа из груза, который нельзя выпускать в атомсферу. Также для работы СИГа (Систем Инертного Газа. Инетрным газом заполняют грузовые танки танкеров для понижения значений кислорода в атосфере грузовых танков. Противопожарная система.)
Маркировка танкера VLCC.
И такая вот маркировка бульба.
Иногда пишут длину бульбы в метрах, чтобы особо ретивые буксиры под нос не влазили.
Снова тевтонские кресты. Про них вы уже знаете.
Также на борту могут быть нанесены зоны аварийного выреза.
Это значит, что здесь можно спокойно работать газорезкой, ничего опасного по ту сторону нет.
В основном эти зоны расположены в районе машинного отделения.
Иногда есть разметка корпуса вообще.
От форпика, до ахтерпика.
Размечены границы грузовых и балластных танков.
Размечены границы коффердамов ( это узкий отсек для разделения помещений на судне, в основном для предотвращения смешивания и просачивания газов из смежных цистерн) ), помпового и машинного отделения.
Фото было сделано в Дурбане, ЮАР, во время дождя.
STR, значит Store Room, подшкиперская обычно на баке, боцманские дела и вещи хранятся.
А ближе к корме уже показано разграничение между машинным отделением, грузовыми помещениями, ахтерпиком и помещением рулевой машины.
Сокращения могут быть не стандартными, но смысл будет понятен в любом случае.
Все сокращения я приводить не буду, незачем голову забивать)
Хммм. на картинку попал «Федя». У нас так звали чучело-манекен, имитирующее вахтенного наблюдателя. Почему-то спецы по безопасности (security), решили, что это может отпугнуть злоумышленников. И у нас на пароходе был свой «Федя». Мы как раз работали в районе Африканского рога и Сомали.
Правда «Федя » у нас был раздолбайский, не такой, как на картинке.