что обеспечивает прочность костей
Что обеспечивает прочность костей
8. Строение и рост костей
Состав костной ткани. Кости отличаются большой прочностью. Большая берцовая кость человека, находящаяся в вертикальном положении, может выдержать груз в 1500 кг (рис. 38).
Рис. 38
Большая прочность костей зависит от их состава. Они образованы как органическими, так и неорганическими соединениями. Значение этих веществ легко выяснить, проделав простой опыт. Если долго прокаливать кость, то из нее удаляется вода, а органические соединения сгорают. Когда это делают осторожно, кость не теряет своей формы, но становится настолько хрупкой, что при прикосновении сразу рассыпается на мелкие, но очень твердые частицы, состоящие из неорганических веществ.
Сочетание твердости неорганических соединений с упругостью органических обеспечивает большую прочность костей. Наиболее прочны кости взрослого, но не старого человека.
Строение костей. Прочность костей обусловлена не только их составом, но и строением.
Рис. 39
Головки трубчатых костей образованы губчатым веществом (рис. 39 ), которое состоит из множества перекрещивающихся костных пластинок. Они расположены в тех направлениях, по которым кости испытывают наибольшее растяжение или сжатие. Такое строение обеспечивает прочность и легкость костей. Многие легкие и прочные конструкции, например мосты, радиомачты, строят из перекрещивающихся металлических балок (рис. 40 ).
Рис. 40
Короткие кости, например косточки запястья и предплюсны, позвонки, также образованы в основном губчатым веществом. Такое же строение имеют плоские кости, например лопатки, ребра, кости таза и крыши черепа. Пространства между костными пластинками заполнены красным костным мозгом, который образован соединительной тканью.
Рис. 41
Для изучения роста и обновления костного вещества проводились опыты на животных.
В пищу теленка добавляли специальную неядовитую краску. В кормлении такой пищей делали перерывы: десять дней давали пищу с краской, следующие десять дней без нее, и так несколько раз. От кишечника краска переносилась кровью ко всем органам. После забоя бычка одну из его длинных трубчатых костей распилили поперек. На распиле обнаружились окрашенные и белые слои, чередующиеся в виде концентрических колец. Стало ясно, что кость выросла в толщину и во время роста она покрывалась снаружи новыми слоями. Что это действительно так, показал другой опыт. У молодой собаки разрезали кожу на бедре, раздвинули мышцы и обвязали бедренную кость проволочкой. Прошли годы. После смерти животного его вскрыли. На поверхности бедренной кости проволочного кольца не было. Его нашли во внутренней полости кости.
Чем же объясняется рост кости в толщину? Клетки внутренней поверхности надкостницы быстро делятся и откладывают на поверхности кости новые слои костных клеток. Вокруг этих клеток образуется межклеточное вещество.
У взрослых кости не удлиняются и не утолщаются. Но замена старого костного вещества новым продолжается всю жизнь. Как это происходит? Выяснено, что в костях есть особые клетки, которые разрушают старое костное вещество. Теперь понятно, как проволочное кольцо, надетое на бедренную кость собаки, попало во внутреннюю полость. Старое костное вещество изнутри разрушалось, а с поверхности образовывалось новое.
■ Длинные кости. Короткие кости. Плоские кости. Надкостница.
? 1. Какие вещества входят в состав кости? 2. Какое строение имеют кости? 3. От него зависят прочность и легкость костей скелета? 4. Благодаря чему происходит рост костей в толщину?
▲ Из двух одинаковых листков бумаги скатайте полую трубочку и сплошную палочку. Положите каждую из них горизонтально на две подставки и, подвешивая к середине их постепенно увеличивающиеся грузики, определите, какая из них прогибается при меньшей и какая при большей нагрузке. Сообразите, какую особенность строения кости вы выяснили этим опытом.
Что обеспечивает прочность костей
Кость, os, ossis, как орган живого организма состоит из нескольких тканей, главнейшей из которых является костная.
Химический состав кости и ее физические свойства.
Строение кости
Структурной единицей кости, видимой в лупу или при малом увеличении микроскопа, является остеон, т. е. система костных пластинок, концентрически расположенных вокруг центрального канала, содержащего сосуды и нервы.
Распределение компактного и губчатого вещества зависит от функциональных условий кости. Компактное вещество находится в тех костях и в тех частях их, которые выполняют преимущественно функцию опоры (стойки) и движения (рычаги), например в диафизах трубчатых костей.
В местах, где при большом объеме требуется сохранить легкость и вместе с тем прочность, образуется губчатое вещество, например в эпифизах трубчатых костей.
Таким образом, все внутренние пространства кости заполняются костным мозгом, составляющим неотъемлемую часть кости как органа.
Костный мозг бывает двух родов: красный и желтый.
Желтый костный мозг, medulla ossium flava, обязан своим цветом жировым клеткам, из которых он главным образом и состоит.
В периоде развития и роста организма, когда требуются большая кроветворная и костеобразующая функции, преобладает красный костный мозг (у плодов и новорожденных имеется только красный мозг). По мере роста ребенка красный мозг постепенно замещается желтым, который у взрослых полностью заполняет костномозговую полость трубчатых костей.
Снаружи кость, за исключением суставных поверхностей, покрыта надкостницей, periosteum (периост).
Таким образом, в понятие кости как органа входят костная ткань, образующая главную массу кости, а также костный мозг, надкостница, суставной хрящ и многочисленные нервы и сосуды.
Кости, их соединения
Опорно-двигательный аппарат
Помимо того, что вы узнали о строении костей в разделе «соединительные ткани», существует еще ряд важнейших моментов, на которые я обращу внимание в данной статье.
Строение кости
Компактное вещество кости формируют костные пластины, плотно прилегающие друг к другу и образующие остеоны (структурные единицы компактного вещества костной ткани). Компактное вещество придает кости прочность.
Губчатое вещество также содержит костные пластинки, однако они не образуют остеоны, в связи с чем губчатое вещество менее прочное, чем компактное вещество. В губчатом веществе между костными перекладинами (костными балками) расположен красный костный мозг.
В красном костном мозге проходят начальные стадии развития форменные элементы крови: здесь появляются эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.
Локализуется желтый костный мозг в костномозговых полостях (костномозговом канале) трубчатых костей (в диафизах).
Основные клетки костной ткани, изученные нами в разделе «соединительные ткани»: остеобласты, остеоциты и остеокласты. Остеоциты имеют отростчатую форму и располагаются вокруг Гаверсова канала.
Классификация костей
Кости цилиндрической формы, чаще всего их длина больше ширины. В полости трубчатых костей находится желтый костный мозг.
Ширина губчатых костей приблизительно равна длине. Губчатые кости покрыты снаружи слоем компактного вещества, состоят из губчатого вещества, в котором находится красный костный мозг.
Площадь плоских костей значительно преобладает над шириной. Плоские кости сходны по строению с губчатыми костями.
Плоскими костями являются: теменная, лобная, височная и затылочная (кости свода черепа), лопатка, грудина, ребра, тазовая кость.
Строение трубчатой кости
Обратите свое особое внимание на то, что рост кости в длину осуществляется за счет эпифизарной пластинки. Именно за счет этой пластинки, располагающейся между метафизом и эпифизом, происходит рост кости в длину. Эпифизарная пластинка хорошо кровоснабжается.
Соединения костей
Кости могут быть соединены друг с другом неподвижно: кости таза (подвздошная, лобковая, седалищная), кости черепа (кроме нижней челюсти), позвонки крестцового отдела, копчик.
Суставная сумка (капсула) крепится к суставным поверхностям или в их близи, окружает суставную полость (щелевидное пространство). Суставная сумка изнутри покрыта синовиальной оболочкой, которая секретирует синовиальную жидкость. Синовиальная жидкость заполняет полость сустава, питает сустав, увлажняет его, устраняет трение суставных поверхностей.
Подвижно в скелете человека соединены: нижняя челюсть + височная кость, ключица + лопатка (сустав малоподвижен), бедренная кость + тазовая кость (тазобедренный сустав), плечевая кость + локтевая + лучевая (локтевой сустав), бедренная + большеберцовая + надколенник (коленный сустав), голень и стопа (голеностопный сустав = большеберцовая + малоберцовая + таранная кости), фаланги пальцев.
В норме кости могут смещаться относительно друг друга в суставе, однако при травме, слишком резком и сильном движении это смещение может быть слишком сильным: в результате нарушается соприкосновение суставных поверхностей. В таком случае говорят о возникновении вывиха.
Техника оказания медицинской помощи при вывихах:
Перед вправлением вывиха следует делать рентгенологическое исследование, чтобы убедиться в отсутствии переломов костей, которые иногда сопутствуют вывиху.
Переломы костей
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Урок биологии «Строение, состав и свойства костей, рост костей».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: «Строение, состав и свойства костей, рост костей».
Цель урока: изучить химический состав, строение и свойства костей, рост костей
Тип урока: комбинированный.
Методы: проблемно – исследовательский, объяснительно иллюстративный, аналитический, индуктивный.
Оборудование: таблицы: «Скелет человека», «Строение костей», «Типы соединения костей» Интерактивная доска, презентация Power Point.
выставка продуктов питания, необходимых для укрепления костной системы;
подарки учащимся ( творожные сырки);
на столах учащихся раздаточный материал: прокаленные, декальцинированные кости, салфетки, кусочки мрамора; печатный материал: оценочные листы с инструкционными картами для выполнения лабораторной работы и тестовыми заданиями, рабочий лист.
2 штатива, аптекарские чаши весов, лист бумаги.
^ Актуализация знаний учащихся и целеполагание.
Учитель биологии. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем разговор о движении человека. Девизом урока я выбрала слова Вольтера: “Движение – это жизнь”. (Слайд 1)
^ Проверка знаний учащихся. Воспроизводящая беседа и тест.
— А какая система органов обеспечивает движение тела, перемещение его в пространстве?
-Из каких частей состоит Опорно-двигательная система? (Слайд 2) (Слайд 3)
— Как называется наука о костях?
— Каковы основные функции опорно-двигательного аппарата?
Выполнение тестового задания (5 минут) Подпишите свой оценочный лист и приступайте к выполнению теста.
Один ученик работает у доски по слайду: Назовите отделы скелета и покажите их на модели скелета человека. устанавливает соответствие в строении скелета. (Слайд 4)
^ Изучение новой темы: (запись темы в тетрадь). (Слайд 5)
Формулировка цели урока. Попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего урока. (Учащиеся формулируют цель урока, исходя из названия темы урока).
Цель урока: изучить строение, свойства и химический состав костей, рост кости и типы соединения костей. (Слайд 6)
–Какие вопросы мы должны рассмотреть сегодня на уроке?
Какие особенности состава, строения и свойства костей обеспечивают выполнение опорной и защитной функции?
Как происходит рост кости?
Как соединяются между собой кости в скелете.
Учитель: Ответим на первый вопрос.
Какая наука изучает вещества и их свойства?
Биология и химия – естественные науки. Они тесно взаимосвязаны.
Для химиков очень важна логическая взаимосвязь понятий: состав – строение – свойства; она является для химиков основной при изучении веществ (учитель прикрепляет карточки схемы на доске, учащиеся записывают в тетради). Интересно проследить эту взаимосвязь на примере веществ, из которых состоит костная ткань. И химия нам в этом первая помощница, ведь химия – это наука о веществах. Кость состоит из чего? – Из веществ.
Помогут нам в изучении химического состава кости учащиеся 1 группы, которые занимались изучением этого вопроса.
Сообщения учащихся: Учёные установили, что в состав кости входят многие вещества, химический состав её очень сложен. Кость состоит из воды, органических и неорганических веществ. Обезжиренная, и обезвоженная кость состоит на 1/3 из органических веществ, получивших название “оссеин”, и на 2/3 из неорганических. Химики установили, что в состав кости входят соли кальция и магния, фосфора, и более 30 других различных элементов, необходимых для нормального функционирования костной ткани. Итак, кость состоит из многих веществ и обладает определенными свойствами.(Слайд 6)
— Какие свойства кости позволяют ей выполнять свои функции?
— Твердость, прочность, гибкость. И очень важным свойством кости является прочность.
Сообщения учащихся: По прочности кость сравнивают с некоторыми металлами (медью, железом). Прочность кости относится к прочности стали, как 1:10. Например, короткий сегмент большеберцовой кости может выдержать вес легкового автомобиля! Предел прочности ребер на излом у молодых колеблется от 85 до 110 кг. Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита – в 2,5 раза. Она прочнее дуба и почти также прочна, как чугун. (Слайд 7)
Кость очень прочна, а почему? (Постановка проблемы урока.)
^ А. Лабораторный опыт: “Свойства прокалённой и декальцинированной кости”
Мы постараемся ответить на этот вопрос с точки зрения состава. И для этого проведём лабораторный опыт, ведь “опыт – кратчайший путь познания истины”, а народная мудрость гласит: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, а я бы ещё добавила: “А ещё лучше потрогать”, ведь чтобы определить свойства (твёрдость, гибкость, хрупкость), нужно косточки потрогать (используйте салфетки). ( Слайд 8).
Вы знаете, что для опыта нам нужны три кости животных: нормальная, прокаленная и декальцинированная. Спасибо всем, кто принял участие в подготовке опыта. Мы выяснили, что кость состоит из органических (ОВ) и неорганических веществ (НВ).
— Давайте вспомним: как мы получили прокаленную кость?
— Мы прокалили её длительное время в духовом шкафу.
— Что происходило с органическими веществами кости при прокаливании?
— Органические вещества сгорали, остались неорганические.
Запись на доске:
— Из каких веществ состоит прокалённая кость?
— Как мы получили декальцинированную кость?
— Мы поместили кость в раствор соляной кислоты.
— Что произошло с неорганическими веществами в соляной кислоте?
— Неорганические вещества растворились, а органические остались.
Запись на доске:
— Как вы понимаете слово “декальцинированная кость?” Из каких веществ состоит декальцинированная кость?
Итак, сравним свойства прокаленной, декальцинированной и нормальной кости и ответим на вопрос: какие вещества определяют прочность кости? Перед вами инструкционная карта. Читаем задание и выполняем его. Заполняем таблицу и делаем вывод.
— Какое свойство наиболее характерно для прокалённой кости?
— Какие свойства характерны для декальцинированной кости?
— Твёрдость, упругость, гибкость, прочность.
— Какие вещества входят в состав кости?
— Органические и неорганические.
— Какое свойство кости зависит от органических веществ?
— Какое свойство кости зависит от неорганических веществ?
— Уместно сказать о единстве живой и неживой природы, ведь в состав кости входит карбонат кальция, он же – мрамор, потрогайте, какой он твердый!
— Сочетание твёрдости и гибкости определяют прочность кости.
Вывод. Свойства кости определяются её составом. Прочность кости определяется единством органических и неорганических веществ. Итак, мы убедились, что свойства кости зависят от состава. Но только ли состав влияет на свойства?
— От чего еще зависят уникальные свойства кости?
^ Б. Объяснение вопроса строения кости 2 группа: “Строение кости”.
Учитель биологии. Рассмотрим строение кости, и докажем что ее свойства зависят от строения. По ходу моего объяснения вы будете выполнять задание 1 на (обозначение частей кости на рисунке).
— Какие типы костей по строению вы знаете?
— Ребята, назовите основную ткань, из которой построена кость?
-А что такое соединительная ткань? Какие она имеет особенности?
^ Костная ткань построена из костных клеток и межклеточного вещества, имеющего у человека пластинчатое строение.
Снаружи кость покрыта надкостницей – тонкой, но весьма прочной оболочкой. Ее толщина у разных костей колеблется от 0,1 до 0,8 мм. В надкостнице можно выделить 2 слоя: внешний – более грубый, волокнистый, с множеством кровеносных сосудов и нервов, и внутренний – тонкий, нежный. Внешний слой выполняет функцию связи кости с сухожилиями, связками, мышцами, а внутренний – образует собственно кость. Именно этот слой восстанавливает ее при повреждениях и переломах, участвует в росте кости.
В костной ткани выделяют три вида клеток: остеобласты – за счет которых кость растет, остеокласты – предназначенные рассасывать (растворять) то, что препятствует росту и перестройке кости. Они буквально вгрызаются в плотное вещество кости и растворяют его. Благодаря этому расширяется полость кости, и она становится трубкой. И остеоциты – зрелые клетки костной ткани.
Костные клетки и межклеточное вещество образуют систему костных пластинок, вставленных друг в друга как цилиндры с разным диаметром, вокруг сосудов.
Если костные пластинки плотно прилегают друг к другу, то образуется компактное вещество, а если рыхло – то губчатое.
Под надкостницей находится плотное компактное вещество – костное. В нем находятся кровеносные каналы и нервы
^ Красный костный мозг – орган кроветворения и орган иммунной системы человека. Полость в диафизах заполнена желтым костным мозгом, в котором много жировых клеток.
— Может ли трубчатое строение обеспечить кости большую прочность?
1испытание: Бумажную полоску просовывают в кольца и укрепляют так, что ее середина свободно провисает между кольцами. Учитель вешает на нее чашку от аптекарских весов, которую затем нагружает грузом до тех пор, пока лист не согнется.
2испытание: между кольцами закладывают трубку и сразу вешают на нее чашку с грузом, который согнул бумажную полоску. Учащиеся видят, что эта нагрузка не может согнуть трубку. Чашку весов учитель нагружает до критической величины, после чего сравниваются результаты первого и второго испытания.
Вывод: Трубка обладает большей прочностью, чем стержень такой же массы.
— Чем обеспечивается большая прочность?
— Есть ли закономерность в расположении пластинок губчатого вещества?
Пластинки губчатого вещества пересекаются под углом 90, поэтому они противостоят растяжению и сжатию. Поскольку перекладины опираются на компактное вещество кости, возникает жесткая и прочная конструкция, в которой нагрузка равномерно распределяется на всю ткань. Данные особенности строения были использованы Эйфелем при создании всемирно известной башни – Эйфелевой.
Повторим основные понятия по строению кости: надкостница, костное вещество, губчатое вещество, красный костный мозг, желтый костный мозг, костные клетки: остеобласты, остеокласты, остеоциты
— Итак, мы рассмотрели строение, и рост кости, и теперь можем ответить на вопрос: “Зависят ли свойства кости от ее строения?”.
Учитель: Вернемся к нашему второму вопросу:
— Как соединяются между собой кости в скелете, и в чем проявляется взаимосвязь строения и функций их соединений?
Об этом нам расскажут учащиеся 3 группы.
-О каких способах соединения костей вы слышали и знаете?
По выполняемым функциям существуют три группы соединения костей: неподвижные, малоподвижные, подвижные соединения.
Неподвижное соединение костей происходит путем их срастания. Движения при этом ограничены или вовсе отсутствуют.
– Какие кости имеют такой тип соединения?
— Как соединены кости черепа?
— Какие особенности есть в строении черепа ребенка?
— Какое значение имеет такое соединение костей черепа?
2. Полуподвижное соединение достигается упругими хрящевыми прокладками между костями. Такие прокладки находятся между отдельными позвонками. При сокращении мышц эти прокладки сжимаются и позвонки сближаются. При ходьбе, беге, прыжках прослойки упругого хряща действуют как амортизаторы, смягчая резкие толчки и предохраняя тело от сотрясения.(грудные позвонки, ребра с грудиной).
— Какое значение имеет такое соединение? Такое соединение имеет опорное, защитное и двигательное значение.
3. Подвижное соединение.
— Какие кости в скелете человека соединены подвижно?
— Как называется такое соединение?
— Какое значение имеет?
— Какое строение имеет суставное соединение?
Ученик: Сустав состоит из суставных поверхностей сочленяющихся костей; суставной сумки, суставной полости, суставной жидкости. Суставные поверхности костей покрыты гладким хрящом (облегчение движения костей в суставе). Суставная поверхность одной из костей сустава (головка) – выпуклая, суставная поверхность другой (впадина) – вогнутая. Суставная сумка охватывает суставные поверхности сочленяющихся костей, образуя замкнутую полость, заполненную суставной жидкостью. Количество суставной жидкости, заполняющей узкую щель между суставными поверхностями, очень невелико. Жидкость выполняет роль смазки. Суставы укрепляются связками, которые располагаются вне суставной сумки и внутри нее.
Суставы различаются по числу и форме суставных поверхностей костей и по возможному объему движений, т.е по числу осей, вокруг которых может совершаться движение.
По форме суставных поверхностей суставы делят на 4 типа:
— плоские (между костями запястья и пястья),
— Цилиндрические (между локтевой и лучевой костями)
— Эллипсоидные (между костями предплечья и кисти)
— Шаровидные (плечевой сустав).
По числу поверхностей:
— простые (две суставные поверхности),
— сложные (более двух)
Итак все 3 группы поработали хорошо. Давайте подведем итог.
Одна из основных функций костей – защитная. Чтобы с ней справиться, кости должны быть и крепкими, и прочными, и упругими. Достигается это благодаря своеобразию химического состава и строения кости. А защитная функция и подвижность скелета различными видами соединения костей.
— Как вы думаете, изменяется ли состав костей с возрастом? Каким образом? Рассмотрим диаграммы “Возрастные изменения состава костей”.
С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.
— Почему у детей часто встречаются искривления костей, а у пожилых людей переломы?
— Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой?
Учитель биологии. Выдающийся русский анатом П.Ф. Лесгафт проделал интересный опыт. Он кормил четыре группы щенков разной пищей: молочной, мясной, смешанной и растительной. В костях щенков, которых кормили молоком и мясом, соотношение неорганических и органических веществ было примерно 1:1. Несколько меньше неорганических веществ в кости при смешанном питании, и особенно при питании растительной пищей, где это соотношение выражается 1:2.
При недостатке неорганических веществ в кости, а именно солей фосфора и кальция, развивается заболевание, которое носит название – рахит. Соли не усваиваются из-за недостатка витамина D и солнечного света. В результате в такой кости соотношение неорганических веществ к органическим составляет 1:4, тогда как в нормальной кости 3:1. Кости ребенка, страдающего рахитом, мягкие, гибкие. Кости черепа, таза, грудной клетки, нижних конечностей деформируются. Профилактикой такого заболевания служит правильное сбалансированное питание, направленное на нормализацию нарушенных обменных процессов. Необходимо вводить в питание овощные продукты, белки и жиры, также употреблять фруктовые и овощные соки, крупяные каши, яйца и витамины группы B и D. Все перечисленные продукты представлены на нашей выставке здорового питания.
^ VI. Подведение итогов урока.
Подытожить наш урок можно словами П.Ф.Лесгафта: «Костная система человеческого организма устроена таким образом, что при наибольшей легкости она представляет наибольшую крепость и всего лучше в состоянии противодействовать влиянию толчка и сотрясения»
VI. Домашнее задание: § 23 стр. 81, ответить на вопросы и найти дополнительную информацию об опорно-двигательной системе под рубрикой “Это интересно”.
— Молочные продукты содержат кальций, он необходим для укрепления костей.
Следите за своей осанкой, занимайтесь физической культурой и правильно питайтесь. Желаем, чтобы ваши косточки были здоровы, а вы были всегда такими гибкими и пластичными.
Оценочный лист учащегося 8 «А» класса________________________________________
Кости состоят из ткани: а) эпителиальной, в)мышечной, с)нервной, д)соединительной, е)эпителиальной.
Короткие кости: а) плечевая, в) ребра, с)позвонки, д)кости запястья, е)лопатка.
Кость плечевого пояса: а) плечевая, в) лучевая, с) ребра, д)ключица, е)локтевая.
Активным элементом опорно-двигательной системы является: а) кости, в)связки, с)суставы, д)мышцы.
Скуловая кость, носовая кость, нижнечелюстная кость относятся к отделу скелета: а)лицевой отдел черепа, в)пояс верхних конечностей, с)туловище, д)верхние конечности, е)мозговой отдел черепа.
Пара лопаток и пара ключиц составляют скелет: а) верхних конечностей, б)пояса нижних конечностей, с)пояса верхних конечностей, д)нижних конечностей
Назовите кости кисти человека и их количество….
По строению и форме кости подразделяются на …
Лабораторная работа №2.
Тема: «Изучение свойств декальцинированной и прокаленной кости».
Цель: Изучить химический состав костей, влияние органических и неорганических веществ на свойства кости. Установить зависимость свойств кости от состава.
Оборудование: прокаленные, декальцинированные и нормальные (мацерированные) кости, салфетки, кусочки мрамора.
Ответьте на вопросы, изучив свойства костей.