что о человеке говорит его музыкальный вкус
Как связаны интеллект и музыкальные предпочтения: теории и исследования
Связь музыкального вкуса с уровнем интеллектуального развития — популярный стереотип. Многие считают, что умные люди слушают только Баха и Моцарта, а попса и рэп — любимая музыка людей простых и менее образованных. Но так ли это?
Есть ли у этого стереотипа научная основа? Что на этот счет говорят психологи, нейробиологи и социологи? Сегодня мы решили разобраться в основных исследованиях.
Психология: связь музыкального вкуса и типа личности
Музыка — часть нашей идентичности, и многие считают, что любимая музыка может многое сказать об их характере. В Университете Техаса провели исследование, в рамках которого попытались найти корреляцию между любимыми музыкальными жанрами и чертами характера респондентов. Студенты прошли несколько тестов — на музыкальные предпочтения, тип личности и уровень IQ. Потом психологи сравнили результаты тестов и нашли некоторые корреляции между результатами.
Всего они выделили четыре группы (в более поздних версиях теста появилась и пятая группа):
Вторую группу предпочитают «напористые и бунтующие» натуры — у них много общего с предыдущей группой, но они более спортивны и не любят казаться умнее всех.
В третьей группе — оптимисты и экстраверты, более добросовестные и склонные соглашаться с другими. Они видят себя спортивными, богатыми, красивыми и политически консервативными. Эта группа менее всего склонна к депрессии, но и результаты теста IQ у неё ниже, чем у всех остальных.
Музыку из четвертой группы предпочитают энергичные и ритмичные люди, которые разделяют многие представления респондентов из третьей группы, отличаются отсутствием консерватизма, более высоким уровнем дохода и IQ. Интересно, что представители последней группы менее всего склонны к эмоциональным порывам и предпочитают не прислушиваться к своим чувствам.
Фото Tony Smith CC
Похожее исследование провели в Университете Хериот-Ватт, Эдинбург. Ученые попросили 36 тысяч человек оценить множество музыкальных стилей и пройти личностный тест.
Оказалось, что поп-музыку любят «честные и не очень креативные», у фанатов рэпа высокая самооценка, а любители хэви-метал — нежные, но недостаточно уверенные в себе люди. Инди предпочитают «не очень трудолюбивые интроверты», а джаз и классическую музыку — люди с высоким интеллектом и самооценкой.
Личностные тесты — не единственная метрика. Есть другая группа исследований, где используются когнитивные тесты — они позволяют оценить стиль мышления человека по шкале от чисто эмпатического до чисто систематического. Первые хотят и умеют понимать чувства и эмоции других людей. Вторые склонны искать паттерны поведения и анализировать системы отношений.
Такое исследование провели среди четырех тысяч респондентов — они заполнили онлайн-опросники и узнали свой стиль мышления. Потом они прослушали 50 музыкальных отрывков из разных жанров и оценили их по шкале от 1 (очень не понравилось) до 9 (очень понравилось).
Оказалось, что те, кто более склонен мыслить эмпатически, любят более мягкую музыку (RnB, соул, софт-рок). Люди со систематическим мышлением предпочитают панк, хэви-метал и тяжелый рок.
Это интересная статистика — люди действительно слушают музыку по-разному: кто-то воспринимает её исключительно на уровне эмоций, другие же, например, живо интересуются её композиционным устройством. Отсюда может проистекать и связь между типом мышления и жанровыми предпочтениями.
Культурная подвижность против эволюционной предопределенности
Принято считать, что человек на биологическом уровне предпочитает гармоническое звучание. Но есть исследования, которые говорят об обратном — правда, они используют при этом довольно необычные данные.
Джош МакДермотт (Josh McDermott) из Массачусетского технологического института и его коллеги отправились к племени Чимани (Tsimane) в леса Амазонки. Это одно из последних человеческих поселений, практически никак не связанных с внешним миром.
Эти люди не знакомы с западной музыкой, которая основана на мелодии, гармонии и полифонии. Им нравятся многие звуки, которые наш слух сочтет неприятными, расстроенными и некрасивыми. Ученые попросили 64 местных жителей оценить, насколько приятными им кажутся звуки из обширной выборки консонантных и диссонантных звуков. Аналогичное испытание ученые провели среди тех, кто был знаком с западной музыкой: американских музыкантов, американских не-музыкантов и жителей столицы Боливии, Ла-Пас.
Представители племени Чимани не выказали очевидных предпочтений — и консонантные, и диссонантные звуки им казались одинаково приятными (ученые предварительно убедились, что жители племени понимают разницу между консонантными и диссонантными звуками и имеют определенные музыкальные предпочтения). Те же, то был знаком с западной музыкой, отдали предпочтение консонантным звукам.
Фото Steve Snodgrass CC
Поэтому исследователи предположили, что музыкальный вкус — всё же не биологическая категория, а культурная. Мы слушаем музыку, устроенную по определенным принципам, всю свою жизнь. Гармоническая музыка чаще всего звучит в кино и рекламе на счастливых, радостных и вдохновляющих моментах. Вполне вероятно, что музыкальные предпочтения — результат «воспитания, а не природы».
Социология — правильный ответ?
Группа ученых из Университета Британской Колумбии провели большое исследование, в рамках которого они искали ещё одну связь — на этот раз между социальными категориями и музыкальными предпочтениями. В телефонных интервью приняли участие 1600 респондентов.
Оказалось, что любители кантри, диско, хэви-метала и рэпа беднее и хуже образованы. Более богатые и образованные предпочитают классическую музыку, блюз, джаз, оперу, поп, рэгги, рок и мюзиклы. Это исследование — важная часть общего дискурса, актуального для социологии культуры: социальному классу просто «приписаны» определенные культурные вкусы, или же разные предпочтения — это реальный инструмент разграничения социальных элит? Социологические школы предлагают различные ответы — единого мнения на этот счет нет.
Стереотипы появляются из-за ненаучных исследований — например, Вирджил Гриффит (Virgil Griffith), автор WikiScanner, создал карту, на которой показал связь музыкальных вкусов школьников (данные он взял с Facebook) с их уровнем интеллекта (а именно — оценками за экзамен SAT). Оказалось, что фанаты Лил Уэйна справились с экзаменом хуже всех (поклонники жанров в целом — будь тот «поп-музыка» или «классика» — также не смогли похвастаться высокими оценками), в то время как любители Бетховена получили лучшие оценки. Это — пример ненаучного и нерепрезентативного эксперимента с популистским результатом.
Научные же исследования обнаруживают некоторые корреляции между разными культурными, личностными или социологическими сущностями и музыкальным вкусом, но результаты не так однозначны. Не все исследования показывают и наличие причинно-следственных связей между явлениями, а неоднозначность результатов — явный повод к тому, чтобы оставить «жанровые войны» в прошлом.
Как нас характеризует наш музыкальный вкус
Любимые мелодии, как ни странно, говорят о многом
Все, наверное, знают, что по мимике, стилю одежды и манере общения можно многое сказать о человеке. А способны ли рассказать о характере музыкальные предпочтения? Вполне, утверждают специалисты. Не зря бытует слегка переделанная древняя поговорка: «Скажи мне, что ты слушаешь, и я тебе скажу, кто ты».
Изыскания британских психологов
Тема о взаимном влиянии характера личности и его музыкальных предпочтений является очень популярной, тем более что психологи до сих пор не могут точно определить, насколько тесно зависят эти вещи друг от друга. В течение многих лет неоднократно проводились исследования. Ученые пытались определить схожесть натур людей, увлекающихся одним и тем же музыкальным стилем.
Дальше всех в этом направлении продвинулись англичане. Британские психологи опросили более 36 000 человек из разных уголков мира. Эти импровизированные интервью доказали: люди, увлекающиеся одним и тем же музыкальным жанром, несомненно похожи друг на друга характерами. Учтем: речь идет в первую очередь о европейцах и жителях других иностранных государств. А теперь подробнее.
Самой популярной, безусловно, является поп-музыка. Она и воспринимается проще, поскольку не отличается глубоким смыслом по тексту, да и гармонически сама по себе очень доступна (иногда даже чересчур навязчива). Исследования показали, что любители поп-музыки, как правило, экстраверты. Это уверенные в себе, общительные, однако не творческие люди.
Поклонников рок-музыки и тяжелого металла тоже не единицы. Порой считают, что адепты хэви, треша и харда склонны к одиночеству и суициду. Но, в принципе, это не так. Как ни удивительно, вопреки бытующему мнению, они обладают чрезвычайно мягким и даже утонченным характером. Это творческие люди, но, как правило, с довольно низкой самооценкой. Кстати, поклонники хард-рока оказались ближе всех по характеристикам к любителям классической музыки. Тут к месту будет вспомнить о знаменитых соло рок-гитаристов вроде Блекмора или Мальстина, которые вставляют в партии куски из Баха либо других академических композиторов.
Что можно сказать о любителях рэпа? Главная его особенность – некий порой сумбурный, порой серьезный, порой социально конфликтный смысл, изложенный в длинном тексте. Важную роль играет монотонный ритм, повторяющийся на протяжении всей песни. Любители рэпа очень коммуникабельны, независимы, умеют грамотно вести переговоры и отстаивать свою точку зрения. Также отмечается их высокая самооценка.
Приверженцы кантри и вестерна – настоящие трудоголики. Таких в нашей стране относительно немного, поскольку данный жанр пользуется популярностью в основном в США. То же самое, впрочем, можно сказать и о фолке.
Классическую музыку слушают раскованные, уверенные в себе, но, как правило, замкнутые люди, интроверты. Истинных поклонников классики среди современного поколения заметно мало, среди них по большей части преобладают личности с музыкальным образованием. Увлечение академической музыкой ощутимо связано с нежеланием воспринимать то, что «впаривает» современная музыкальная индустрия. Кстати, некоторые считают себя ярыми поклонниками классической музыки, хотя вовсе в ней не разбираются.
Джаз и блюз определенно по душе творческим, общительным, чрезмерно самоуверенным, добрым и непринужденным людям. Данные жанры по праву считаются элитарными. Действительно, далеко не каждый способен понять и почувствовать синкопированные ритмы джазовой композиции.
Электронная музыка сегодня считается достаточно популярной. Она, как правило, воспринимается положительно практически всеми типами личностей, но только в качестве нейтрального фона. Люди, по-настоящему «болеющие» данным стилем, по натуре являются флегматиками. Они невозмутимы, спокойны, их настроение устойчиво и не меняется в течение длительного времени. Отмечено, что электронную музыку предпочитают многие программисты.
Можно ли отнести к тому же самому описанию любителей дабстепа? Несмотря на то, что это некое ответвление электронной музыки, скорее всего, нельзя. Дабстеп стал относительно новым направлением и получил заметную популярность буквально за несколько лет. Его поклонники достаточно импульсивны, внутренне сильны и непостоянны.
Приверженцы танцевальной музыки оказались наиболее коммуникабельными и разносторонними личностями, но в то же время достаточно жесткими по отношению к другим.
Конечно, есть и те, кто слушает и положительно воспринимает все музыкальные стили. Таких людей немного, поэтому сложно что-то сказать об их характере. Предположительно это творческие, незаурядные и непостоянные личности, стремящиеся к переменам.
Помимо этого, британские психологи убеждены, что уровень IQ также зависит от музыкальных предпочтений. Наиболее низкий порог интеллекта, как показали исследования, у поклонников хип-хопа и R’n’B. Любителей рэпа они также назвали недалекими. На вершине интеллектуального хит-парада, как ни странно, оказались приверженцы тяжелого рока, немного не дотянули до них любители классической музыки.
Представленную психологами информацию, безусловно, не стоит принимать целиком на веру. Зачастую люди вообще слушают ту или иную музыку из-за выставленной напоказ обществом моды. Сегодня ее фаворитом может быть дабстеп, завтра кантри или джаз. Да и с годами вкусы трансформируются, причем иногда разительно. Но определенные закономерности из жизни не вычеркнешь. В низкопробных «наливайках», где собирается характерный контингент, вы вряд ли услышите что-то умнее «Бутырки».
Моцарт и рисовая водка
Каждый человек на вопрос, почему ему нравится та или иная музыка, ответит по-своему. Кому-то по душе звучание, кому-то смысловое содержание. Однако есть и реальные факторы, влияющие на выбор.
Как мы упоминали выше, сегодня очень мало настоящих ценителей классической музыки. Почему, как думаете? Оказывается, длина звуковой волны в классических произведениях больше, чем способен воспринимать человеческий мозг. Поэтому некоторые просто не в состоянии длительное время слушать классику. И очень жаль, потому что классическая музыка оказывает на человека ярко выраженное положительное действие. Да и не только на человека.
Во Франции был проведен любопытный эксперимент. На ферме, где содержали коров, регулярно включали записи произведений Моцарта, в результате чего коровы стали давать больше молока. Схожие результаты были получены в разных странах и в сферах, никак не связанных с сельским хозяйством. Например, в США на уроках по изучению языка для иммигрантов играла музыка Моцарта, Вивальди, Баха. И обучение продвигалось быстрее, чем обычно. В некой пекарне в Японии производство хлеба происходит под аккорды шестой симфонии Бетховена. Ее хлеб пользуется большой популярностью из-за исключительных вкусовых качеств. Там же, в Японии, на одном из предприятий по производству саке регулярно ставят Моцарта, и качество рисовой водки от этого очень выигрывает.
«Эффект Моцарта» – так окрестили феномен положительного влияния произведений великого композитора.
Вообще гармоничные и благостные музыкальные произведения эпохи барокко оказывают специфическое воздействие на мозг: они заставляют его генерировать тета-волны, что способствует улучшению концентрации внимания и положительно влияет на память (напомним, что бета мозговые волны блокируют эмоции, а тета-волны дают нам возможность полностью использовать наши природные эмоции).
Ах, этот джаз!
Среди других музыкальных направлений, хорошо влияющих на человека, можно выделить джаз. На него всегда косо смотрели идеологи при Советском Союзе. Очень показательны высказывания типа: «от саксофона до ножа – один шаг» (А.А. Жданов), или поговорка, в которую на потребу дня легко подставлялось нужное составляющее: «сегодня слушает он джаз («…носит «Адидас»), а завтра Родину продаст», или «джаз – музыка толстых» (М. Горький). Такое отношение к джазу совсем не случайно. Обычно им увлекаются и его исполняют люди, имеющие собственное мнение, нестандартное творческое мышление. К чему были такие в стране, где все кроилось на один аршин?
В общем, музыку можно и важно использовать в интересах саморазвития. Если вы нуждаетесь в повышении умственных и творческих способностей, улучшении памяти для достижения лучших результатов, попробуйте провести эксперимент и пополнить плэй-лист классическими и джазовыми произведениями.
Как формируется наш музыкальный вкус — и что о нас говорит?
Развитие плейлиста от колыбели до зрелости
Включите прямо сейчас выступление победителей «Евровидения-2021» Måneskin — и мозг наградит вас за прослушивание так же, как за занятие сексом: «гормоном счастья» дофамином. (Разумеется, только если такая энергичная и не слишком сложная музыка вам нравится.) На первый взгляд кажется, что этот выбор — любить или не любить Måneskin, Манижу, Бетховена или любую другую музыку — абсолютно случаен. «Дело вкуса» — так принято говорить. Но на самом деле музыкальный вкус может многое рассказать о вашей личности. Reminder изучил исследования, посвященные тому, как формируются пристрастия в музыке и что они говорят об интеллекте, эмпатии и характере.
Подростки в наушниках
Наше знакомство с музыкой начинается еще в раннем детстве, с особого «языка», который взрослые используют, когда общаются с маленькими детьми. Это семантически очень простой язык, с утрированными интонациями, особым ритмом, завышенными частотами и короткими фразами. Эхо воспоминаний об этом «мелодическом лепете» можно различить и во взрослой музыкальной культуре. Например, песня-хит 1984 года Стиви Уандера «I Just Called to Say I Love You» апеллирует к детскому опыту беззаветной любви.
Но критический возраст для формирования вкуса — подростковый. К 11 годам лимбическая система мозга, которая отвечает за обработку социальной информации и эмоциональное реагирование, уже полностью развита. Подросток фокусируется на своей роли в социуме и осознании своей индивидуальности. Музыка, которая раньше была лишь культурным фоном, становится инструментом для поиска себя и снятия эмоционального напряжения. А музыкальные пристрастия подростка формируются под влиянием значимой для него социальной группы. Слушать ту или иную музыку важно, чтобы быть «своим», чувствовать сопричастность и выражать общие представления и идеалы.
Конечно, подросток постоянно слушает музыку не только из-за социализации. Есть объяснение и получше. Лимбическая система связана с прилежащим ядром, центром вознаграждения и удовольствия мозга. Сканирование мозга показывает: центр вознаграждения у подростков намного чувствительнее, чем у взрослых и детей. Подростки получают гораздо больше удовольствия от музыки.
Лобная доля мозга, отвечающая за контроль эмоций, принятие решений и планирование, развивается полностью только после двадцати лет. Поэтому музыкальный вкус подростка — отражение его эмоций. Настолько точное, что канадские исследователи научились по плейлисту подростков определять их проблемы и составили три типовых музыкальных профиля. По ним, конечно, нельзя судить о личности конкретного подростка, но можно понять, какие особенности характера и поведения типичны для любителей тех или иных музыкальных жанров.
Портрет 1. Тяжелая музыка: рок, метал и рэп
Подростки, которые предпочитают тяжелый и классический рок, метал и рэп, — независимые нонконформисты. Они склонны подвергать сомнению чужие мотивы, способности и правила. Они не признают авторитеты и противятся давлению родителей и учителей. Часто они не получают особого удовольствия от учебы. При этом из-за напряженных или конфликтных отношений с родителями их самооценка и уверенность в себе невысоки. Отсюда проблемы с идентичностью. Эти подростки не понимают, кто они и какими должны быть. Мрачная, тяжелая, бунтарская музыка, отражающая их мысли и чувства, дает им пространство для самопознания и ощущение того, что они не одиноки в своих переживаниях. А еще она может заглушать эмоции, когда они становятся невыносимыми.
Портрет 2. Легкая музыка: софт-рок, поп и танцевальная
Портрет 3. Эклектичный плейлист
Подростки с разносторонними вкусами, которые слушают и легкую, и бунтарскую музыку, переживают пубертат легче других. У них нет ни серьезных конфликтов с родителями или учителями, ни беспокойства о своей сексуальности, ни проблем в отношениях со сверстниками. У них стабильная самооценка. Они выбирают музыку в зависимости от настроения (чтобы подчеркнуть или поменять эмоциональный фон), ситуации (в одиночестве или в компании сверстников) и конкретных потребностей: когда на первый план выходят отношения — это поп, а когда волнуют вопросы автономии — метал.
Классная песня = новизна + сложность
Мозг привередлив к впечатлением. Песня, от которой сегодня мурашки по коже, завтра может вызвать скуку, а то и раздражение. И вот мы уже лихорадочно листаем плейлист в поиске той самой композиции, которая вызовет новый дофаминовый всплеск. Для этого она должна соответствовать определенным критериям.
Модель, объясняющую выбор музыки, предложил еще в 1960 году психолог Даниэль Берлин. Вкус формируется в результате взаимодействия двух систем. Первая позволяет нам анализировать звуковые паттерны и делать прогнозы. Вторая оценивает точность прогнозов и награждает за их правильность. Поэтому нам нравится такая музыка, которая уже более-менее знакома, но достаточно сложна, чтобы заинтриговать. Если включить незнакомый трек, в мозге будут одновременно активироваться и прилежащее ядро, «центр удовольствия», и корковая область лобной доли, отвечающая за анализ и оценку. По степени активности этих зон можно определить, насколько вам понравилась услышанная музыка.
Модель Берлина также объясняет, почему по мере взросления музыкальные предпочтения становятся разнообразнее и сложнее. Подросток, предпочитающий поп-музыку, будет искать песни со знакомыми элементами. Но нравиться ему будет музыка, в которой привычные для него элементы сочетаются с новыми. По мере обогащения опыта у него будет расти интерес к новым музыкальным формам. В итоге подросток станет взрослым с эклектичным вкусом.
Но это не единственное, что изменится с возрастом. Благодаря формированию высших областей мозга его музыкальные предпочтения начнут отражать не только эмоции, но и аналитические способности. Если верить исследованиям, по плейлисту взрослого можно даже оценить его IQ. Чем лучше и точнее мозг анализирует и предсказывает слуховые паттерны, тем более сложная музыка необходима для получения удовольствия, — и наоборот.
Джаз — для либералов, кантри и метал — для спортсменов?
Первый факт, которые установили ученые, когда исследовали вкусы более трех с половиной тысяч взрослых, — большинство из нас абсолютно уверено: выбор музыки отражает нашу личность. Но не наивно ли так считать?
Оказалось — нет: музыкальные предпочтения действительно совпадают с определенными чертами характера. Сопоставив данные о вкусе участников исследования и с Пятифакторной моделью личности (Big Five), исследователи вывели четыре музыкальных типа личности.
Рефлексивная сложная музыка. Блюз, джаз, классическая и народная музыка сложны по структуре и способствуют рефлексии. Люди, которые предпочитают эти жанры, редко ведут спортивный образ жизни. Зато они открыты новому опыту и изобретательны, имеют хорошие вербальные способности и развитое воображение. Часто они придерживаются либеральных взглядов и отвергают консервативные. Они не стремятся к социальному доминированию, терпимы к другим и ценят эстетический опыт.
Энергичная бунтарская музыка. Рок, альтернативная музыка и хеви-метал в плейлисте у взрослых, в отличие от подростков, редко является маркером невротизма, агрессии или неприязни. Любители таких стилей любят рисковать, физически активны и открыты новому опыту.
Оптимистичная традиционная музыка. Кантри, инструментальная, религиозная и поп-музыка — жанры, которые акцентируют положительные эмоции и структурно просты. Они встречаются в плейлистах приветливых, сознательных экстравертов. Часто у них консервативные взгляды, они избегают нового опыта, но любят спорт и стремятся помогать другим.
Энергичная и ритмичная музыка. Рэп, хип-хоп, электронная и танцевальная музыка — тоже излюбленные жанры экстравертов, но среди них меньше консерваторов и больше уступчивых и снисходительных людей.
Эмпатичные люди слушают R&B
Если музыкальные вкусы отражают наши личные качества, можно ли судить по ним о нашем стиле мышления? Таким вопросом задались кембриджские исследователи. Оказалось, действительно: одни слушают музыку умом, то есть воспринимают ее прежде всего на уровне аналитического интеллекта, а другие — сердцем, задействуя эмоциональный интеллект.
Люди первого типа склонны к систематизации: они анализируют и прогнозируют, стараются выявить закономерности и механизмы. Ко второму типу относятся эмпатичные люди, которые интуитивно понимают чужие эмоции и могут предсказать поведение другого человека. Есть еще «сбалансированный тип»: его представители одинаково хороши и в эмпатии, и в систематизации.
Исследователи из Кембриджа протестировали 4000 добровольцев на уровень эмпатии и систематизации, а затем сопоставили результаты тестов с их музыкальными предпочтениями. Оказалось, люди с высоким уровнем эмпатии предпочитают эмоционально глубокую и проникновенную музыку типа софт-рока, R&B и авторской песни. Например, многим эмпатам нравится Hallelujah в исполнении Джеффа Бакли. Систематизаторы предпочитают более насыщенные композиции, с сильными и даже агрессивными элементами: классический рок, хеви-метал, панк. Тяга к сложным структурам выражается у них и в выборе музыки с интеллектуальной глубиной и сложностью. Например, авангардной классики вроде Etude opus 65 no 3 Александра Скрябина.
Судя по всему, систематизаторов больше привлекает музыкальная структура. Эмпаты получают удовольствие от музыки благодаря сопереживанию выраженным в ней эмоциям. А представителей «сбалансированного типа» привлекает и то и другое.
Правда, точно определить степень эмпатии по плейлисту не получится из-за того, что музыкальные жанры не укладываются в строгие научные рамки. Возьмем, к примеру, джаз. Его любят и эмпаты, и систематизаторы. Но эмпатичные люди предпочитают мягкий, расслабленный, неприхотливый mellow jazz и unpretentious jazz. А люди, склонные к систематизации, — быстрый, сложный и напористый sophisticated jazz и intense jazz.
Но для экспресс-теста на эмпатию можно воспользоваться методом английских и финских ученых. Их заинтересовал парадокс: мы слушаем грустную музыку — и нам становится приятно. Почему? Они дали послушать сотне добровольцев фрагмент малоизвестной и очень грустной музыкальной композиции Discovery of the Camp Майкла Кэймена из саундтрека к сериалу про Вторую мировую войну Band Of Brothers. Она звучит в тот момент, когда американские солдаты входят в оставленный охраной немецкий концлагерь. Как показали опросы испытуемых до и после эксперимента, а также электрическая активность кожи и сердечный ритм в процессе прослушивания, есть прямая связь между удовольствием от грустной музыки и уровнем эмпатии. Так что если при звуках печальной баллады вы ощущаете сладкую тоску, значит, с эмпатией у вас все в порядке.