что нужно знать о техникуме
Как я получил среднее профессиональное образование
И почему не хотел учиться в вузе
Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.
Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.
Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.
Что такое среднее профессиональное образование
Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:
Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».
После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».
После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.
Почему я решил получить СПО
Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.
Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.
Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.
Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.
Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ
Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.
Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.
Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.
Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.
Как я поступал на СПО
Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.
Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.
В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.
Как я учился
Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.
Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.
Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.
В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.
Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.
заплатила моя мама за три года моей учебы
Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.
На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.
Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.
Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.
Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.
Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.
Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.
Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.
На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.
Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.
Мои доходы во время учебы
Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.
моя стипендия в 2012 и 2013 годах
Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.
Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.
Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.
Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.
На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.
Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.
Как я писал и защищал диплом
Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.
К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».
Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.
В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Почему я не стал учиться в вузе
Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.
Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.
Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.
Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.
Кем я работал
Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.
я получал на первой работе в месяц
Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т—Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.
Минусы СПО
Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.
Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.
Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.
Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.
Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.
Знания из колледжа помогли мне начать свое дело
В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.
В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.
СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.
За СПО — будущее
В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.
Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.
Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.
Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза
Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.
Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.
Полезно знать о колледжах
Вопросы и ответы о колледжах
Кто бы мог подумать! В России на шесть выпускников вузов приходится один человек со среднетехническим образованием. Как вы думаете, кому из них легче устроиться на работу? Если безделье не является целью вашей жизни, то, скорее всего, без работы вы уж точно не останетесь. Это, а также еще 10 плюсов обучения в колледже — в рубрике «Ответы».
—Правда ли, что в колледж поступить легче, чем в институт?
— В большинстве случаев — да. Обычно абитуриент колледжа должен предъявить при поступлении аттестат о неполном или полном среднем образовании. Количество баллов ЕГЭ, как правило, не имеет никакого значения — важно только наличие сертификата о сдаче. Только некоторые колледжи всерьез рассматривают результаты госэкзамена по русскому языку и математике, которые обязательно сдаются после окончания 11-го класса. Так что особенно заморачиваться по поводу ЕГЭ не придется — достаточно набрать минимум баллов по каждому предмету. Если в школе вы учились хорошо, это будет плюсом при поступлении — приемная комиссия колледжа (в отличие от вуза!) обращает внимание на аттестаты без троек.
— Нужно ли специально готовиться к поступлению?
— Для кулинарных и промышленных колледжей, которые не сотрудничают с университетами или находятся под покровительством институтов с низким рейтингом, дополнительная подготовка к поступлению не обязательна. Достаточно знать русский, математику и — иногда — дополнительный профильный предмет на уровне среднего школьника. Бояться таких экзаменов не стоит — для поступления на бюджетное место достаточно набрать 35–50 баллов из 100 по каждому. Конкурс «на бюджет» колеблется от 0,3 до 2 человек на место.
Но если вы собираетесь поступать в колледж при популярных вузах типа РГГУ, МГЮА или МИЭТ, учтите, что конкурс на бюджетное место будет достигать 3–5 и больше человек, а во многих колледжах бесплатных мест не будет вовсе. В такие учебные заведения поступить не так-то просто: внутренние вступительные испытания «заточены» целенаправленно под вуз и в 90% требуют дополнительной подготовки. Найти репетитора для сдачи такого узконаправленного экзамена достаточно трудно. Поэтому колледжи не упустили случай подзаработать и практически при каждом учебном заведении создали платные курсы. Такие курсы — лучший вариант, они практически гарантируют поступление.
— Сколько стоит обучение в колледже на контрактном отделении?
— При самом неблагоприятном раскладе цена за обучение в колледжах, как правило, намного демократичнее, чем в вузах. Она колеблется от 12 до 60 тысяч рублей за год обучения. Если колледж существует при известном вузе, цены могут достигать и университетских. Например, за один семестр в Гуманитарном колледже при РГТУ придется выложить 53 тысячи рублей.
— Сколько лет учатся в колледже? Чем обучение в колледже отличается от вузовского?
— После девятого класса обучение в колледже составит три-четыре года, после одиннадцатого — два-три года. В некоторые колледжи можно поступить после седьмого или восьмого класса. По-хорошему, девизом студента колледжа является фраза: «Практика, практика и еще раз практика». В учебном плане колледжей намного меньше теории, чем в программах вузов, и намного больше практических занятий и рабочей практики по профессии. Учебный план колледжа узкоспециализированный и краткий, в нем нет фундаментальных теоретических предметов и знаний для обогащения кругозора. В экономических колледжах студенты изучают не историю теории Кейнса и курс Рузвельта, а правила составления бизнес-планов и отчетов. Будущим бухгалтерам с первых занятий объясняют, как проще составить доходные ведомости и свести дебет с кредитом, студенты-кулинары каждую неделю практикуются в ресторанах. В отличие от студентов вуза, которые сталкиваются с рабочими стажировками только на старших курсах, студенты колледжа уже знают, что их ждет — ведь за плечами не один месяц работы по профессии. В этом плане учеба в колледжах более нацелена не на получение диплома, а на дальнейшее применение знаний в работе.
— Правда ли, что после колледжа можно поступить в университет сразу на третий курс, не сдавая ЕГЭ?
— Не совсем так. По новым правилам, принятым Рособрнадзором в 2010 году, после колледжа студент имеет право претендовать на бюджетное место на первом курсе (!) профильного института с сокращенной формой обучения в 3–3,5 года. При этом можно рассчитывать только на очно-заочную форму обучения. Если абитуриент хочет обучаться на дневном отделении, то время обучения составит стандартные 5 лет для специалиста и 4 года для бакалавра.
— Если у меня низкий балл ЕГЭ, могу ли я поступить в вуз через колледж напрямую?
— Да, но только на полученную в колледже специальность. Результаты ЕГЭ при поступлении по схеме «колледж — вуз» не нужны. Чтобы стать студентом вуза, поступающий проходит три экзамена, которые каждый год утверждает университет. Сдать эти экзамены после нескольких лет профильного обучения намного проще, чем выпускнику средней школы достойно выдержать ЕГЭ. За счет полученной базы знаний выпускники колледжей без дополнительной подготовки поступают в вузы. Еще одно условие: можно поступить только в те вузы, с которыми сотрудничает колледж.
— Можно ли, обучаясь в колледже, получить степень бакалавра?
— Можно, но степень будет называться немного иначе — прикладной бакалавриат. Это нововведение вступило в силу с 1 сентября 2011 года.
— Чему дополнительно можно научиться в колледже?
— В приличных местах студент колледжа имеет право на льготное дополнительное изучение иностранных языков, которые преподаются в его учебном заведении, курсы по творческому развитию и спортивные секции.
— Чем отличается начальное профессиональное образование от среднего профессионального?
— НПО предполагает получение профессии до окончания средней школы (после девятого класса). Уже в восемнадцать лет можно получить специальность и начать работать. Поступить легко — достаточно пройти собеседование. Изучение общеобразовательных предметов сведено к минимуму. Максимум времени занимает практическое обучение профессиональным дисциплинам. Учебные заведения в рамках программы НПО выпускают квалифицированных рабочих и служащих.
СПО направлено на подготовку специалистов-практиков и дает возможность получить востребованную специальность за 2–4 года. Поступать можно как после 9-го класса (тогда образование будет длится 4 года) или после 11-го класса (и получить СПО за 2–3 года). Для поступления требуется свидетельство ГИА или ЕГЭ и сдача дополнительного экзамена колледжа. Выпускники таких учебных заведений имеют возможность поступить по специальности в вуз сразу на 2–3-й курс.
— Не останется ли выпускник колледжа безработным? Существует ли трудоустройство после окончания колледжа?
— Вряд ли. Если безделье не является целью вашей жизни, то, скорее всего, без работы вы уж точно не останетесь. С первого курса колледжа студент практикуется в своей профессии. Это говорит о том, что к выпуску у него за плечами уже будет опыт. Кроме того, в центре трудоустройства (он существует при каждом уважающем себя колледже) всегда открыто около десятка вакансий для студентов. Статистика говорит сама за себя: по данным Минобразования, студенты колледжа в 87% случаев находят работу за первое полугодие после получения среднего специального образования, а 70% из тех, что совмещали работу и прохождение практики, не меняют место работы после окончания колледжа.
— Предоставляется ли студентам колледжей отсрочка от армии и стипендия?
— В аккредитованных государством колледжах отсрочка от армии предоставляется на все время обучения. Студентам-бюджетникам выплачивается стипендия. Правда, она вдвое меньше вузовской — примерно 400–500 рублей.
Как учатся в колледже? Особенности обучения и перспективы выпускника
Колледж – среднее специальное учебное заведение, в котором можно учиться после окончания 9 или 11 классов общеобразовательной школы. Как правило, срок обучения после 9 класса около 4 лет. После 11 – три года. Обычно поступление студента связано с его отъездом из дома, что вызывает волнение у родственников – как он там будет, кто ему будет помогать, как справится со всеми проблемами? Но то и есть процесс взросления – человек учится самостоятельности в реальных условиях.
Если родители категорически не хотят отпускать ребенка, считая его неготовым к самостоятельной жизни, можно предложить другую форму – например, заочную или дистанционную. Поступать в колледжи Москвы после 9 класса можно на любой формат обучения – качество знаний от этого не пострадает.
По закону можно даже рассчитывать на бюджетные колледжи Москвы, если выбрать заочную форму, как вариант удаленного обучения.
Дистанционный формат недоступен по нескольким причинам:
Постараемся разобраться, как проходит обучение в колледже при разных форматах обучения, сколько это может стоить и как начать учиться. Как пример – учеба в московских частных и бюджетных учебных заведениях.
Формы обучения в колледжах Москвы
На сегодняшний день учебные заведения, которые осуществляют подготовку младших специалистов, стараются предложить максимум услуг. Потому что многие стремятся в столицу и хотят получить образование именно там. Но проживающим далеко от Москвы детям в возрасте 15 – 16 лет трудно убедить родителей отпустить их самих. Выходом может стать дистанционное или заочное обучение в колледже.
Заочно
При заочной форме нужно будет приезжать для сдачи экзаменов и зачетов в колледж. По времени сессия занимает 2 недели. За этот период студенты сдают академическую задолженность и разбирают темы для следующей сессии. В день может быть до 5 пар и практически все учебное время студенты проводят в стенах учебного заведения. Получив задание на следующую сессию, и сдав все предметы, студенты уезжают домой. Там они самостоятельно осваивают учебный материал. Данная форма так же связана с отъездом из дома, поэтому, если родители переживают, эта форма им не подходит.
Дистанционно
Дистанционное обучение предполагает учебу из дома. При этом не нужно никуда уезжать, даже сессия сдается по интернету в виде собеседования или письменных работ. Другое дело, что не все учебные заведения могут предоставить данную услугу и она платная. Большинство специальностей для освоения можно найти в колледжах Москвы в дистанционном формате.
Практику студенты проходят по месту проживания, но у них есть отличная возможность устроиться на работу по будущей профессии. Поискав в Интернете вакансии, можно найти работодателя, который примет новичка без опыта с расчетом на хорошего специалиста в будущем. Возможно, потребуется предоставить справку о месте учебы. Начиная с 3 курса, работодатели имеют право принять сотрудника без образования на самую низкооплачиваемую должность.
Учеба не помешает работе, потому что самостоятельно освоить материал можно даже быстрее, чем в колледже, потому что там программа рассчитана на среднестатистический уровень студентов. Время учебы можно выбирать по настроению – вечером, ночью, по выходным. Работа может быть засчитана как практика, что даже лучше, потому что за нее платят деньги. Вдобавок – уровень ответственности гораздо выше.
Очное обучение в московских колледжах доступно тем студентам, которым помогают родители. Проживание и обучение в Москве – затратный процесс в плане финансов, поэтому стоит хорошо подумать, прежде чем решаться на такой шаг. Многие считают, что получить знания можно только очно, но статистика показывает другие цифры:
Так почему же среди очников такой большой процент отстающих? Наверное, это связано не только с интеллектуальными возможностями, но и психологической готовностью человека быть в коллективе и не поддаваться чужому давлению. Возможно, эти 60 % выбрали не свою профессию, или им нужна более спокойная обстановка, чтобы они проявили себя в учебе.
Направления колледжей, специальности
Не всегда можно получить желаемое в плане образования. Например, медицинские специальности не рассчитаны на заочное или дистанционное освоение – диплом получают только при очном обучении. Это связано со спецификой профессии – нужно видеть своими глазами, что происходит в аудитории или на практических занятиях. Возможно, человеку не подходит данная специальность и ее лучше сменить поскорее.
Медицинский колледж или вуз лучше заканчивать по месту жительства, если родители не отпускают далеко.
Нельзя учиться удаленно по специальностям искусства или художественному направлению. Студенты колледжей искусства Москвы также обучаются очно. Заочное образование доступно по некоторым теоретическим дисциплинам в вузах. Объясняется это тем, что индивидуальные уроки нельзя провести дистанционно, потому что обучение будет неполноценным из-за отсутствия контроля преподавателя.
Педагогический колледж можно окончить заочно или дистанционно. Но, скорее всего, дистанционный формат придется искать в Москве, так как региональные учебные педагогические заведения не имеют возможности передавать материалы удаленно, а ограничиваться одной электронной почтой или по скайпу – малоэффективно.
Практическая деятельность студентов педагогических колледжей в удаленном формате должна проходить более интенсивно. Желательно, чтобы студент уже начал работать в данной сфере. Дело в том, что в колледже очники часто посещают детские сады, школы, чтобы увидеть, как проходит учебный процесс и что должен делать преподаватель.
Но дома студент имеет под рукой только теоретический материал. Чтобы помочь себе разобраться, нужно попробовать поработать некоторое время в детском учреждении хотя бы помощником воспитателя. Так легче будет писать дипломную работу, которая является обязательным условием получения диплома, будет легче общаться с преподавателями.
Перспективы после колледжа
После получения диплома можно рассчитывать на работу по специальности и зарплату, но многие предпочитают не останавливаться и продолжают учиться. Студенты любой формы обучения имеют равные возможности в получении высшего образования, в том числе и бесплатно. Но если выбирать удаленное обучение, то оно в любом случае будет платным. Бюджетные места предусмотрены только в государственных вузах на очном или заочном факультетах.
При дистанционной или заочной форме можно продолжать работать, но теперь уже на должности, доступной дипломированному специалисту. Получить работу, имея опыт и диплом, гораздо легче.