что нужно знать чтобы стать успешным бизнесменом
Как стать бизнесменом: подробное руководство для тех, кто хочет зарабатывать
Рассказываем, как стать бизнесменом с нуля и не облажаться по полной программе.
Здесь и далее фото unsplash.com
Многие люди в нашей стране хоть раз в своей жизни задумывались, как стать бизнесменом с нуля и закончить работать на «дядю». Эта мысль сидит, пожалуй, в голове каждого второго россиянина, ведь предпринимательство для нас — это синоним слов «независимость», «успех» и «благополучие». Кто, спрашивается, не хочет всего этого?
Тем не менее, опытные бизнесмены понимают, что их деятельность — это не отдых на Мальдивах, пока кто-то за тебя трудится на родине. Свое дело — это огромная ответственность, сопряженная с рисками и полной самоотдачей.
В связи с актуальностью вопроса про уход в предпринимательство, мы решили рассказать, как становятся успешными бизнесменами, и что для этого надо сделать.
Содержание
1. Для начала пойми, справишься ли ты
Сейчас в интернете появилось очень много бизнес-коучей, которых нередко называют инфоцыганами. Их задача — продать свои тренинги широкой аудитории, мотивируя при этом пользователей сети кликбейтными обещаниями, что уже через месяц они будут зарабатывать миллионы и станут успешнее Илона Маска.
Такой подход, возможно, и увеличивает продажи их инфопродуктов, но вселяет ложную надежду тем, кто вряд ли потянет свое дело. Причем проблема тут может быть не столько в личных качествах человека, сколько в не слишком подходящем времени для бизнеса или отсутствии средств и ресурсов.
Любому начинающему бизнесмену надо понимать, что в начале пути необходимо приложить огромное количество усилий, времени и денег. Более того, прибыль сразу не придет, ее надо будет подождать.
Именно поэтому в самом начале необходимо объективно оценить свои возможности, просчитать риски, подготовить финансовую подушку безопасности, а также прокачать свои лидерские навыки.
Не стоит начинать свой предпринимательский путь с установкой «разберемся по ходу дела». Лучше заранее разобраться с финансами, правовыми тонкостями и организацией будущего рабочего процесса, чтобы не попасть в неудобную ситуацию.
2. Проработай бизнес-идею
Прежде всего, начинать свое дело надо с понимания, насколько это будет востребовано среди потенциальных клиентов. Поэтому не обязательно придумывать что-то инновационное и гениальное. Большинство бизнесов предоставляют те услуги, которые являются востребованными.
В таком случае каждому стартаперу нужно исследовать рынок и целевую аудиторию своего продукта.
Причем лучше всего заранее получить фидбек по своим услугам от будущих сотрудников и фокус-группы (друзей, друзей друзей и незнакомых людей). До запуска желательно провести несколько тестов, получить ответ на все интересующие тебя вопросы и оценить обратную связь.
Таким образом, ты должен хорошо понимать, какую проблему клиента решаешь и в чем заключается твое уникальное торговое предложение. Более того, тебе необходимо понимание, кем являются твои конкуренты и чем ты отличаешься от них.
Довольно сложно быть лучшим во всем. Для начала надо быть просто востребованным и полезным.
3. Составь план своих действий
Каждому начинающему предпринимателю нужно стартовать с бизнес-плана, где будет прописано, что надо делать, куда идти, сколько вкладывать денег и как скоро вся затея окупится.
Как мы уже говорили, на начальном этапе необходимо учесть все нюансы, а также зафиксировать их на листе бумаги (или на электронном носителе).
4. Разберись с деньгами
«Ну, а что там с деньгами?», — один из первых вопросов, который ты должен задать самому себе и своим партнерам.
Если у тебя уже есть стартовый капитал на покорение своего сегмента рынка — это замечательно. Однако если его нет, все становится чуточку сложнее. В таких случаях некоторых стартаперы прибегают к кредитованию, привлечению инвесторов или даже краудфандингу (не стоит забывать про этот инструмент поиска средств).
5. Постарайся не ошибиться в партнерах
Партнерство в бизнесе — это отдельная история, которая требует очень продуманного подхода. Прежде всего, вы должны быть единомышленниками и гореть общим делом примерно одинаково.
В таком случае общая цель будет минимизировать количество разногласий, и вы сможете принимать взвешенные и полезные решения на пути к успеху.
Надо также понимать, что твои партнеры могут отличаться от тебя по опыту, знаниям, амбициям и достижениям. Тут надо понимать, подходят ли они тебе, и подходишь ли ты им.
Отдельного внимания в предпринимательском партнерстве заслуживают договоренности. При старте любого дела договариваться обо всех тонкостях процесса надо в самом начале. Нужно обговорить условия входа, функции и обязанности каждого из участников и так далее. Желательно, закрепить это все договором, чтобы быть увереннее друг в друге.
6. Будь готов вкладываться в продвижение
Продвижение бизнеса — это неотъемлемая часть производственного процесса, от которой зависит успех всего дела. Сейчас никто не узнает о твоем бренде без подобающей рекламы. При этом надо понимать, что она будет стоить немалых денег.
Более того, если у продукта не будет достойного продвижения, все вложения в его производство окажутся напрасными. С другой стороны, не хочется вкладывать большие деньги в раскрутку, ведь их и без этого не так много. Но бизнес есть бизнес. По таким правилам он работает. Не стоит полагаться на сарафанное радио, лучше действовать самому.
7. Подойди внимательно к поиску сотрудников
Все процессы на старте твоего бизнеса должны работать исправно, чтобы каждый клиент оставался доволен предоставленными ему услугами и порекомендовал тебя своим друзьям.
Поэтому тебе нужно найти ответственных и заинтересованных сотрудников на все позиции. Подойди к их выбору осознанно и не поддавайся искушению нанимать друзей, если тебе кажется, что они будут халтурить.
Лучше найти незнакомых единомышленников, но с пониманием того, что они будут исполнительными, чем портить отношения с друзьями, которые не готовы отдаваться процессу по полной.
Многие бизнесмены также советуют на самом старте предприятия нанять компетентного бухгалтера и юриста, чтобы не решать проблемы с отчетностью и правовыми аспектами самому.
8. Не бойся экспериментировать
Смелые эксперименты в бизнесе — это двигатель прогресса. Не надо бояться брать инициативу в свои руки и ломать привычный ход игры. Возможно, в этом процессе тебе удастся выработать инновационный подход к делу, который станет для тебя весомым конкурентным преимуществом.
Поэтому пробуй нестандартные методы, дай волю своей фантазии и не бойся принимать смелые решения.
Помни, что это, в конце концов, твой бизнес, и ты имеешь полное право решать, как его вести.
9. Постоянно анализируй результаты своей деятельности
Чтобы понимать, хорошо ли работает предприятие, ты должен постоянно анализировать его финансовые показатели. Дело в том, что любому малому бизнесу необходимо сразу определять, как те или иные решения влияют на его успех.
В связи с этим старайся самостоятельно следить за основными операциями, чтобы видеть динамику развития своего дела в реальном времени. Попробуй освоить базовые принципы бухгалтерского учета, чтобы понимать, приносит ли твое дело прибыль или убытки.
Бонус: на кого нужно учиться, чтобы стать бизнесменом
Многие люди также интересуются, куда можно пойти учиться, чтобы стать успешным бизнесменом. Для понимания экономических основ, можно выбрать множество факультетов соответствующей направленности в ведущих вузах страны и получить хорошую теоретическую базу.
Однако далеко не у каждого есть четыре года, чтобы заканчивать бакалавриат и прочие магистратуры. Более того, для открытия бизнеса не нужен диплом, как на некоторых работах.
Лучше всего при возникновении того или иного вопроса просто хорошо погуглить. Сейчас любую информацию по поводу построения бизнеса можно найти в интернете. Однако в некоторых случаях есть смысл пойти на курсы, но тут надо отличать инфоцыганство от компетентных практиков, которые могут дать знания. Поэтому в идеале каждому начинающему предпринимателю нужен наставник. Попробуй найти своего, и пробелов в знаниях станет гораздо меньше.
16 Советов, как стать успешным бизнесменом
Идти по пути предпринимательства – не для всех. Принять трудные вызовы, чтобы оставить след в обществе является непростым выбором. Это путешествие, полное неизбежных взлетов и падений, призванное сделать этот мир лучше. Ну, как было сказано, «Рим строили не за один день» – нельзя стать успешным бизнесменом в одночасье. Даже если вы много работаете, добиться успеха в качестве предпринимателя сложно. Вам нужна деловая хватка и правильное сочетание навыков, особенно в работе с людьми.
По данным Управления по делам малого бизнеса, 66% стартапов терпят неудачу в течение первого года после запуска. Более того, по данным Организации предпринимателей, более 50% стартапов терпят неудачу в течение первых двух лет. Таким образом, становится важным найти, как стать успешным бизнесменом и вести бизнес гладко. Итак, вот несколько советов, как стать успешным бизнесменом.
Советы, как стать успешным предпринимателем
Вот, что следует рассмотреть на пути к успеху в бизнесе.
Не бойтесь рисковать
Вы решили стать предпринимателем, и одна из самых захватывающих сторон предпринимательства – это острые ощущения и воодушевление, которые вы испытываете, если что-то работает. Даже если что-то не работает, признайте ошибку, учитесь и двигайтесь дальше. Всегда поощряйте новые идеи, экспериментируйте с ними, а затем заставляйте их работать на вас.
Попросите совета
Вы обычно самый умный парень в комнате? Если так, то вы попали не в ту комнату. Если вы углубитесь в жизнь успешных предпринимателей, вы обнаружите, что наставничество – это факт, который они все упоминают, и это то, что позволило им достичь того, чего они достигли. Вы можете получить совет от финансовых учреждений, профессионалов и отраслевых гуру, среди прочего, но суть в том, что, прежде чем делать серьезные шаги вам нужно обратиться за советом.
Продолжайте двигаться
Если у вас нет определенных навыков и знаний, не ждите и не останавливайтесь. Наймите сотрудника или наймите фрилансера, который сделает это за вас. Никогда не знаешь, сколько может стоить отложить задачу на потом. Хорошая практика – поддерживать бизнес в любой ситуации.
Обучайтесь
Читайте книги на широкие темы и часто. Знайте, чем занимаются ваши сверстники, и как люди должны добиваться успеха. Чем больше знаний вы получите, тем больше вы будете информированы и быстрее сможете принять решение. Вот топ книг по саморазвитию, которые помогут вам расширить свои горизонты в бизнесе.
Ваша команда – это все
Если вы когда-то были наемным работником, вы, должно быть, думали: «Должно быть, так приятно работать из дома, я хотел бы сделать это!» Создайте для своих сотрудников домашний очаг. Поговорите и обсудите с ними различные бизнес-процессы. Чем больше вы им расскажете, тем больше они будут отдавать вам. Вдохновляйте их.
Инновации, инновации и всегда инновации
Инновации должны быть основой вашего бизнеса. Единственное, что поддерживает работу компании в настоящее время – это инновации. Это то, что позволяет вам опережать конкурентов. Инновации не означают придумывать что-то новое только ради этого, но придумывать что-то, что поможет вашему клиенту добиться большего результата.
Смотрите результат, а не причину
Есть причины и есть результаты, и единственное, что имеет значение – это результаты. Причины полны эмоциональных предубеждений и часто ошибочны. Вместо того, чтобы руководить своим бизнесом на основе предположений, стройте его на данных.
Хорошо знайте своего клиента
Вы думаете, что у вас есть идея на миллиард долларов, и на создание продукта у вас ушёл год. Теперь вы идете на рынок и обнаруживаете, что продукт на самом деле никому не нужен. Так вы действительно создали какой-нибудь продукт или стартап? НЕТ! Сначала узнайте своего клиента и создайте то, что хочет ваш клиент. Постарайтесь дать ему лучший опыт любыми возможными способами.
Будьте лидером
Предприниматели должны работать в команде и каждый день принимать трудные решения. Для всего этого нужно быть уверенным, потому что команда следует за Лидером. Чтобы стать успешным предпринимателем, нужно знать качества хорошего лидера. Помните, что хороший лидер – это тот, кто мотивирует других в любой ситуации.
Сделайте критиков своими друзьями
Получите как можно больше отзывов от как можно большего числа людей о любой идее, которая у вас есть, и ищите критические отзывы. Спросите их, что случилось. Люди не любят жаловаться или указывать на недостатки, но это сделает ваш бизнес сильнее. Вы не обязаны соглашаться с ними или обязательно следовать их предложениям. Но чем больше у вас будет обратной связи, тем больше у вас будет информации, чтобы принять правильные решения для своего бизнеса.
Сделайте свой бизнес и работу вашим центром
Если вы хотите стать успешным бизнесменом, проявляйте энтузиазм и решительно относитесь к тому, что вы делаете на 100%. Середины нет и никогда не бывает. Управление по делам малого бизнеса сообщает, что более 47% стартапов терпят неудачу, когда владельцы почивают на лаврах. Марк Цукерберг ходит на работу ежедневно, как и Билл Гейтс из Microsoft среди других успешных предпринимателей. Почему вы должны оставлять других управлять шоу
Соблюдайте основные правила
То, что вы молодой предприниматель, не освобождает вас от необходимости регистрировать свой бизнес, вести учет и платить налоги. Следование этим простым правилам сейчас избавит вас от юридических и административных проблем в дальнейшем.
Будьте готовы к потрясениям
Вы должны быть готовы к событиям, которые вы не в силах контролировать. Что-то может иметь неприятные последствия, и вы можете потерять всякую надежду. Существует так много неуверенности, что в какой-то момент вы можете почувствовать, что потеряли почти все. У человека должна быть сильная воля и должна быть надежда в любой ситуации.
Имейте видение
Знайте, каких изменений вы хотите. Обладая видением, вы можете думать о своих возможностях и ресурсах. Быть бизнесменом, не имея четкого видения или целей – самая опасная вещь для бизнеса и для вас самих. Чтобы стать успешным бизнесменом, вы должны знать, каких целей вы должны достичь и какие изменения необходимо внести для достижения этих целей.
Не соглашайтесь
Как говорится, всегда есть возможности для улучшения. Успешный бизнесмен всегда видит, где дела идут не так и, как их можно исправить. Независимо от того, насколько хорош ваш бизнес в настоящее время, нужно искать возможности для дальнейшего улучшения.
Чтобы стать успешным бизнесменом, вы должны испытать себя
Если вы хотите быть как преуспевающим, так и успешным бизнесменом, вам придется бросить вызов себе, что бы ни случилось. Никто другой не будет толкать вас, поэтому решать вам.
Часто задаваемые вопросы
Вот ряд часто задаваемых вопросов.
Как стать бизнесменом или как быть бизнесменом?
Качества хорошего предпринимателя:
Как стать успешным предпринимателем?
Вот как стать успешным предпринимателем:
Какими навыками должен обладать бизнесмен?
Основные бизнес-навыки, необходимые бизнесмену:
Как улучшить деловые навыки?
Вот как улучшить деловые навыки:
Секреты успешного бизнеса
Статистика безжалостна: из сотни компаний более 90 прекращает свое существование. Даже успешные и зрелые бизнесмены могут рассказать пару историй о том, как на старте их проекты умирали.
Почему от ошибок никто не застрахован?
Почему даже заведомо успешное дело может провалиться?
Все дело в так называемом успехе в бизнесе.
Это способность бизнесмена достигать целей, которые были поставлены им до начала реализации своей идеи или уже во времена существования дела. Цели у каждого свои, поэтому и критериев успешности бизнеса единых не существует. Также нет и единой формулы, расчеты по которой делают бизнес успешным. У каждого свой путь построения дела жизни, поэтому критерии измерения успеха будут различаться.
Способы достижения успеха в бизнесе
Конечно, одинаковых путей не бывает. Однако общие моменты достижения успеха выделить можно. Вот эти способы достижения цели:
Законы успеха в бизнесе
Бизнес — это среда, построенная на своих законах. Даже у успешности бизнеса есть свои законы. Их выделяют 5 штук. Каждый из них учитывает интересы клиента, ведь в конечном счете именно от него зависит работаете вы еще на рынке или вынуждены закрыться.
От чего зависит успех
Один из самых успешных бизнесменов США Харви Маккей считает, что успешность бизнеса зависит от трех факторов:
По его словам, значение имеет сфера, в которой работает компания. Вообще же он считает, что каждый человек наделен своими способностями, позволяющими ему решать задачи. И если способности будут правильно определены, то выбрать направление будет просто. А значит, успех неминуем.
Интересный факт: ученые из Гарвардского университета установили, что успех в бизнесе не связан с умственными способностями и финансами. Большую роль здесь играет способность человеческого мозга противостоять неудачам. Из этого можно сделать вывод, что залог успеха кроется в умении не сдаваться при первых проблемах и брать ответственность за свое сознание.
Как успех зависит от размера прибыли
Любой бизнес связан с получением прибыли. Но даже деньги не показатель его успеха. Как такое возможно? Все дело опять-таки в целях каждого отдельного человека. Кто-то хотел заработать 5 тыс. руб., но смог заработать 10 тыс. и это для него сверхуспех. А для того, кто стремился получить 20 тыс. руб. заработанные 10 тыс. равны неудачи. Некоторые бизнесмены и вовсе довольствуются малом, считая, что если дело не в убыток — то все в порядке.
Ошибки начинающих предпринимателей
Сколько предпринимателей, столько и ошибок. Но есть и основные пробелы. Главный из них — спешка, ведущая к тому, что бизнес не готов к запуску, но осознавать это и всматриваться в детали желания нет. Нужно быть внимательным на каждом этапе. Предстоит кропотливая работа: анализ рынка, расчет вложений и рентабельности (как на текущий момент, так и в перспективе). Помимо этой, часто встречаются и другие ошибки:
Проанализировав ошибки, можно сказать, что важнейшие качества успешного предпринимателя: энтузиазм, смелость, увлеченность идеей, авантюризм, гибкость и умение принимать решения.
Секреты, помогающие компании вести успешный бизнес
Как увеличить прибыль
Сперва стоит понять: в какой ситуации вы будете считать себя победителем. Какой исход дела станет для вас выигрышным. Затем нужно сделать ставку на свое конкурентное преимущество: оно должно быть настолько сильным, чтобы потребитель даже не стал смотреть в сторону других компаний.
Ниша должна быть не только низкоконкурентной, но и интересной вам. Самый успешный бизнес рождается у тех, кто горит своей идеей, заинтересован не в прибыли, а в процессе.
Можно ли увеличить прибыль без лишних усилий и суеты? Закон Парето: 20% усилий эквивалентны 80% результата. Оставшиеся 80% усилий дают лишь 20% выигрыша. Из этого стоит сделать вывод, что правильные действия принесут максимум пользы.
10 факторов успешного бизнеса
Эти советы, конечно, не сделают из любого человека бизнесмена. Однако помогут начинающим предпринимателям избежать главных ошибок, которые могут навредить на самом этапе становления компании.
Как стать успешным бизнесменом
От постановки цели до бизнес-плана
Предпринимательство требует от человека сочетания профессиональных, управленческих и личностных качеств. Тот, кто их гармонично разовьёт, обязательно добьётся нужного результата. У вас ещё нет любимого бизнеса? Рассказываем, как стать предпринимателем с нуля, на что обратить внимание в первую очередь и как не сойти с этого сложного, но интересного пути.
Научитесь ставить цели
Сперва научитесь ставить цели так, чтобы их обязательно достигать. Есть несколько факторов, которые отличают цель от мимолётного желания или мечты.
Осознанность
Задайте себе вопрос — действительно ли вы чего-то хотите? Или это навязано другими людьми, например, родителями или партнёром? Вы хотите достичь желаемого только потому, что так принято в обществе? Влияют ли стереотипы на постановку вашей цели?
Возьмите ручку и бумагу. Выпишите все ваши цели. Затем напишите, что будет с каждым из начинаний через пять-десять лет. Не пытайтесь планировать, мечтайте.
Прочитайте то, что получилось. Прислушайтесь к себе — написанное находит эмоциональный отклик?
Соответственно, стоит заняться пунктом номер один, даже если он кажется немного наивным — главное, что идея нашла эмоциональный отклик.
Итак, самое важное в том, как стать успешным предпринимателем, — это верный выбор цели. Если он уже сделан, движемся дальше.
Конкретность
Главный критерий — цель не должна быть обобщённой или расплывчатой. Попробуйте конкретизировать:
Обобщённая цель | Конкретная цель |
Хочу машину | Хочу Porsche 911 |
Хочу много зарабатывать | Хочу чистый доход в 5 тысяч евро в месяц |
Реалистичность
Когда формулируете цель, не совершите ошибку, спутав её с мечтой. Сделать так, чтобы все люди стали счастливыми — это нереальная, обобщённая цель. Сделайте её достижимой — устроиться на работу в «Красный крест», организовать благотворительный фонд, стать миссионером. Мало просто хотеть — желания должны быть достижимыми.
Сроки
Конкретика не помешает не только самой цели, но и срокам её реализации. Если вам не хватает опыта в конкретной сфере и вы не можете реально оценить временные затраты, обратитесь за помощью к экспертам. Или возьмите первый, небольшой этап в осуществлении цели и установите для него конкретный срок. Пример:
Нет | Да |
Выучить английский | Получить сертификат уровня А1 к 10 января 2020. |
Заработать много денег | К 1 марта 2020 года выполнить заказы на веб-дизайн на 5 тысяч евро. Структурированная деятельность, постоянный рост — искать больше заказов, обучать сотрудников и делегировать процессы. |
Открыть онлайн-школу | К 1 января 2020 года подготовить сайт, собрать аудиторию для рекламы, нарисовать баннер и написать промо-пост. Зарегистрировать статус индивидуального предпринимателя. |
Точность и реалистичность в постановке целей пригодятся и в саморазвитии, и в управлении бизнесом.
Выберите направление бизнеса
Поиск оригинальной идеи, которая перевернёт мир, занимает тысячи людей. В основном их жизнь так и не меняется. Зарабатывают деньги и создают бизнес те, кто понимает — достаточно делать то, что нравится, и делать это хорошо. Ваш следующий шаг — подумайте, чем вы любите заниматься и как это превратить в бизнес.
Идеи рядом
Посмотрите вокруг — на чём зарабатывают бизнесмены? Может быть, в вашем районе есть магазин, в котором огромные очереди? Или, наоборот, услуги или продукция, разочаровывающие людей? Это повод изучить направление и вступить в конкурентную борьбу. Способ рискованный — вы можете не сразу сделать качественный товар и понесёте убытки. В целом, это применимо к любому бизнесу в сфере товаров и услуг.
Бизнес вместо профессии
У вас есть работа, вы отлично выполняете своё дело, но должностной рост вас не интересует? Или в организации трудится слишком много родственников генерального директора и повышать вас не планируют? Вместо того чтобы пытаться пробить эту «стену», подумайте — может, лучше стать конкурентом своему работодателю? Вы знаете все тонкости, ниша для вас стала родной, есть контакты, вас уважают как профессионала — отличные факторы для хорошего старта.
Обучение как бизнес
Неплохая идея сейчас — открывать онлайн-школы. Спрос на такие услуги большой, а конкуренции во многих нишах практически нет.
Плюсы такого бизнеса:
Изучите рынок
Вы выбрали направление. Теперь необходимо составить детальный портрет целевой аудитории. Это поможет определить проблемы и задачи клиентов, продумать услугу или продукт и проработать маркетинговую стратегию для нового бизнеса.
Результатом изучения ЦА будет портрет вашего клиента — один или несколько. Вот что нужно знать о клиентах:
Выглядеть результат будет так:
Продаём курсы фотографов. Конкретное направление — портретная съёмка. Интересующая аудитория — девушки 18–30 лет. Уровень дохода — от минимального до среднего. В основном проводят время в Instagram и во ВКонтакте.
Ориентируемся на тех, кто уже решил пойти в онлайн-школу. Занятия дадут покупателю практические знания — те, которых нет в бесплатных роликах на YouTube. Он научится зарабатывать с помощью фотографии.
Пример выше — всего лишь гипотеза. Её нужно подтвердить — анализом конкурентов и общением с людьми, которые могли бы стать вашими клиентами.
Конкуренты
Воспользуйтесь инструментами онлайн-сервисов по парсингу аудитории социальных сетей. Зарегистрируйтесь в Pepper Ninja или TargetHunter. Найдите сообщества конкурентов и запустите анализ целевой аудитории. Сервис выдаст общую статистику, покажет, в каких ещё группах находятся подписчики, где они проявляют активность. Составляйте портрет аудитории максимально полно.
Используйте Popsters для анализа контента в сообществах-конкурентах и в сообществах, найденных с помощью парсеров. Вы узнаете, какие посты получают больше лайков, комментариев и репостов. В какие дни недели и в какое время аудитория наиболее активна — всю информацию добавляйте в портрет аудитории.
Интервью
Найдите представителей вашей целевой аудитории и проведите с ними интервью. Это могут быть ваши знакомые, друзья, родственники. Будьте аккуратны в постановке вопросов — заходите издалека, не рассказывайте, что изучаете их ответы для нового бизнеса. Не используйте прямые вопросы, лучше вовлекайте аудиторию и поощряйте рассуждения.
Пример портрета ЦА
Если вы грамотно подошли к изучению аудитории, то составите подробный портрет. Часто он отличается от того, который был выдвинут вначале в качестве гипотезы. Выглядит это так:
Продаём курсы по фотографии. Аудиторию больше всего интересует журнальная фотография — девушки 18–25 лет хотят устроиться на работу в популярные издания (узнали из интервью). Те, кто старше, рассматривают фото скорее как подработку. За курс готовы выложить и больше 50 тысяч рублей, но напрягают отзывы — якобы в курсах много воды и мало практики (из интервью, вывод — нужно больше отзывов и качественный бесплатный промоурок).
Информацию в основном берут из ВКонтакте, в Instagram реакции на продающие посты совсем нет. Помимо фотографий, аудиторию интересует дорожная карта по построению карьеры.
После исследования портрет целевой аудитории изменился — итог поможет составить план маркетинговой кампании.
Составьте бизнес-план
Универсальной инструкции для бизнес-плана нет — в зависимости от вида бизнеса меняется и структура плана. Самые важные пункты — результат анализа рынка, основные расходы (фонд оплаты труда, технические расходы и расходы на рекламу), точка безубыточности.
Анализ рынка
Вам нужно понять, насколько востребован ваш продукт. Проще всего — изучить спрос в интернете с помощью инструмента Яндекс.Вордстат. Вбейте в поисковую строку запрос, по которому ищут в сети ваши потенциальные клиенты. Используйте синонимы — «курсы по фотографии» и «школа фотографии» будут разными запросами. Сервис подскажет статистику показов в «Яндексе» за последний месяц. Кнопка «История запросов» продемонстрирует спрос в динамике.
Сначала используйте прямые запросы, которые вводят потенциальные покупатели. Затем те запросы, которые вводят люди, не интересующиеся продуктом, но условно подходящие под портрет вашей целевой.
Например, запрос «курсы по фотографии» прямой — люди уже хотят попасть на сайт школы. А запрос «какое ISO использовать ночью» — косвенный. Он касается темы фотографии и своим содержанием указывает на новичка — профи уже знают ответ. Теоретически этого человека может заинтересовать ваша онлайн-школа.
Основные расходы
В этом разделе нужно просчитать основные расходы нового бизнеса. Они делятся на две части — разовые и периодические. Периодические расходы состоят из:
Корректируйте категории в зависимости от вашего бизнеса. Ищите направление, в котором не нужно вкладывать сразу много денег.
Составьте таблицу расходов и посчитайте общую сумму. Показываем на примере онлайн-школы рисования:
Вид расхода | Разовые вложения | Периодические вложения |
Зарплаты сотрудникам: Бухгалтер Эксперт 1 Эксперт 2 | 3 тысячи рублей месяц 25 тысяч рублей в месяц 5 тысяч рублей в месяц | |
Сайт | 10 тысяч рублей | 1 тысяча рублей в год |
Реклама в Яндексе | 10 тысяч рублей | 3 тысячи рублей в месяц |
Реклама во ВКонтакте | 10 тысяч рублей | 5 тысяч рублей в месяц |
Налоги | 5 тысяч рублей в месяц |
Итого расходы: разовые — 30 тысяч рублей, ежемесячные — 47 тысяч рублей
Точка безубыточности
Точка безубыточности — это момент, когда расходы сравнялись с доходами. В примере выше нужно сначало вложить 30 тысяч, а потом тратить ещё по 47 тысяч рублей в месяц. Основной курс по фотографии в онлайн-школе стоит 10 тысяч рублей. Соответственно, чтобы достичь точки безубыточности, нужно продать курс 8 раз в первый месяц, а дальше — пяти слушателям в месяц. Остальное — доход. Неплохо, можно запускать.
Учитесь переговорам
Бизнес, хотя бы вначале, требует активности и внимания собственника и наработки полезных контактов. Для этого полезно научиться грамотно вести переговоры. Следуйте советам из списка:
Постоянно практикуйтесь
Чек-лист успешного бизнесмена:
И не забывайте масштабировать бизнес — если ваша идея приносит доход, самое время подумать, как заработать больше. Настоящий бизнесмен никогда не останавливается на достигнутом!