что нужно знать о канаде перед переездом
Переезд в Канаду в 2021: Пошаговая инструкция
Приблизительно 250 000 человек переезжают в страну кленового листа каждый год. Существует несколько путей легального переселения. Вот подробная пошаговая инструкция.
Как переехать в Канаду?
Шаг 1: Узнайте, имеете ли вы право въехать в Канаду
Прежде чем приступить к реализации ваших планов на переезд, вы должны проверить – имеет ли вы право ехать в Канаду. Вам может быть запрещено иммигрировать по одной из многих причин.
Эти причины включают в себя:
– из соображений безопасности, в том числе
– нарушения прав человека или международных прав, в том числе
– по состоянию здоровья
– финансовые причины
– подлог документов
– несоблюдение какого-либо положения Акта об Иммиграции и Защите Беженцев (IRPA)
– если один член вашей семьи “inadmissible” (возникли проблемы при проверке).
Шаг 2: Ознакомьтесь с различными видами легального проживания в Канаде
В Канаде действует множество так называемых иммиграционных программ. Каждая такая программа иммиграции представляет собой определённый набор требований и процедур, необходимых для того, чтобы кандидат прошёл иммиграционный процесс и получил иммиграционную визу.
Различают федеральные и провинциальные иммиграционные программы в Канаду.
Федеральные программы действуют на территории всей Канады, без привязки к конкретной провинции (кроме Квебека). Провинциальные программы ориентированы на требования конкретных провинций и построены таким образом, чтобы иммигрант с максимальной вероятностью остался жить в той или иной провинции.
Express Entry
Система Express Entry не является иммиграционной программой как таковой, а всего лишь системой отбора иммигрантов для следующих федеральных экономических программ:
Исходя из вышесказанного, отбор в этой системе всего лишь позволяет вам подать заявление на одну из вышеперечисленных федеральных программ.
Бизнес-иммиграция (Business Start-up или Investor)
Эти типы виз предназначены для лиц, которые являются предпринимателями, владеют собственным бизнесом или являются профессиональными инвесторами.
Провинциальные программы
У каждой провинции Канады есть своя программа иммиграции, существуют квоты, которые они получают от министерства иммиграции Канады.
Провинциальное правительство рассматривает запрос и может либо утвердить его и выдать подтверждение, либо отклонить. После чего с имеющимся подтверждением и другими документами подается заявка на получение статуса постоянного резидента в федеральное правительство Канады.
Стоит отметить, что шансы что федеральное правительство утвердит заявку довольно высоки, поскольку есть подтверждение провинциального правительства. Федеральное правительство выдает визу, которая потом гарантирует получение статуса постоянного резидента в Канаде.
Семейное спонсорство
Семейное спонсорство – второй по популярности способ иммиграции в Канаду.
По Канадским законам любой житель Канады, гражданин или имеющий статус постоянного жителя, достигший возраста 18 лет, имеет право оказать спонсорство своим близким родственникам с тем, чтобы они получили иммиграционную визу в Канаду. Обязательное требование – спонсор должен проживать на территории Канады.
Провинциальная программа Квебека
Особенная провинция — Квебек. Любой кандидат, желающий иммигрировать в Квебек, не может для этой цели пользоваться федеральными программами иммиграции. Вместо этого он должен подавать заявление по одной из программ Квебека. Самой доступной является квебекская программа для квалифицированных специалистов — аналог федеральной программе Federal Skilled Worker.
Беженцы
Чтобы успешно пройти иммиграционный процесс по программе беженства, необходимо убедительно доказать, что на родине беженец подвергался преследованиям, его жизнь и/или здоровье находились под угрозой, и государство не могло его защитить.
Сиделка
Если вы приезжаете в Канаду с целью ухода за жителем или гражданином Канады, вы можете подать заявление на получение визы Caregiver.
Частный предприниматель
Шаг 3: Заполните анкету на иммиграцию в Канаду
Анкеты отличаются в зависимости от программы, по которой вы планируете переезжать.
[Личный опыт] «Повзрослевшая Россия»: тонкости переезда в Канаду
В июле 2020 года, в разгар уже опостылевшей всем пандемии, ValCanada получил статус резидента Канады и переехал с семьёй в Северную Америку.
Откровенно и искренне он поделился с нами особенностями страны, про которые мало говорят в инструкциях о релокации: как получить максимум баллов для ПМЖ, каким IT-специалистам легче найти работу, как законно сэкономить на съёмном жилье (но, возможно, заработать невроз), почему при переезде стоит одеваться теплее, и как обстоят дела с новомодным дайверсити.
Привет, меня зовут Валерий. Я работаю в IT почти 20 лет, и 15 — в сфере ИБ. Эмигрировать хотел давно, задумался об этом ещё лет 10 назад, и изначально в планах была только Европа. Но спустя несколько лет исследования возможных вариантов, я осознал, что есть только две страны, где опытных специалистов ждут, и где их навыки востребованы: это Германия и Канада.
Почему Канада?
По статистике g-mate, минимум 30–50% работодателей готовы рассматривать удаленку, а релокейт среди локаций на второй месте по популярности. И надоевший всем коронавирус — не препятствие: за время пандемии и в России, и за рубежом наём ускорился в 3 раза.
Регистрируйтесь в @g_jobbot, подходящие вам вакансии с релокейтом будут приходить в Телеграм.
Почему НЕ Канада: о чем стоит знать до переезда?
На фото форточка, открытая на 0.1 мм на ночь, и дверь, которую для проветривания комнаты даже открывать не надо
Что нужно для переезда
Примечание: 1 CAD ≈ 0.8 USD по курсу на 24 марта
Квалифицированные специалисты могут подать заявку на получение статуса постоянного резидента Канады — эта федеральная система называется Express Entry. У канадских провинций есть отдельные программы иммиграции. Они могут номинировать своих кандидатов на резидентство и выдавать им провинциальную номинацию — документ, который даёт право претендовать на ПМЖ, ниже расскажу про неё подробнее.
Заявку на провинциальную номинацию я подал в октябре её очень быстро одобрили «в первом чтении»: это этап, где кандидаты отсеиваются по данным, которые сами о себе предоставили.
После этого начинается второй этап, «второе чтение»: загруженные документы проверяет иммиграционная служба провинции.
Здесь у меня почти случился инфаркт: попросили предоставить зарплатные листочки за последние 10 лет и вообще всё, что подтверждает опыт работы. В ответ я написал письмо с просьбой сжалиться: перевод только этих самых листочков обошёлся бы в сумму порядка 4,000 канадских долларов (CAD), а справки и трудовая ничем не хуже листочков.
Express Entry
Наконец, к декабрю я получил номинацию и перешёл к Express Entry, где по сути требовались все те же документы, что для провинциальной номинации. Также мы всей семьёй заранее прошли медосмотр и, как оказалось, не зря. Вечером 31 декабря я нажал на Apply и ушёл пить шампанское.
Я был готов собирать чемодан и выезжать сразу же, как получу визу — но поставили её в марте 2020 года: через неделю началась всемирная изоляция, и до июля пришлось сидеть пеньком. Зато у меня было время тщательно отобрать вещи, да так чтобы всё необходимое и достаточное влезло в чемоданы весом не более 23 кг и ручную кладь. А ещё я вдоль и поперёк изучил место будущей дислокации: школы, магазины, цены на съёмное жильё и т.п.
Балльная система
Чтобы вашу заявку на резидентство одобрили, нужно набрать достаточное количество баллов в системе Express Entry. Они периодически меняются, сейчас минимальный уровень — 449 баллов, через неделю может быть 430, еще через неделю — 455. Это связано с тем, что выбирают «сливки», то есть примерно 3,000 человек с самыми высокими баллами. У программы есть удобный калькулятор баллов, заодно можно оценить свои шансы заранее.
Чтобы понимать, баллы близкие к проходным вы наберёте, если:
Отдельно про язык: бонусные баллы вы получите, только если на IELTS набрали не менее 7 баллов по всем частям (Writing, Reading, Speaking) и не менее 8 за аудирование (Listening). Это самый сложный пункт в подготовке документов: чаще всего сдать его на желаемый балл сложнее, чем собрать все остальные документы. Люди обычно спотыкаются о планку в 6.5 пунктов на письменной и разговорной части IELTS — такой уровень сильно уменьшает сумму баллов в иммиграционной программе, по сравнению с 7/8 пунктами.
Если вы едете не один, то изначально баллов начислят меньше, но вернут обратно, если супруг/супруга всеми этими качествами тоже обладает. От супругов обычно не требуется отличное знание языка, а вот «дополученные» таким образом баллы могут стать решающими.
Периодически сами провинции из общего пула выбирают интересных им кандидатов по заявленным профессиям и высылают «уведомление об интересе» (Notification of Interest, NOI). Это означает, что вы можете подать заявку на провинциальную номинацию, не требующую предложения о работе, т.е. провинция как бы гарантирует вам, что работа точно найдётся. Я знаю, что Онтарио регулярно выбирает тех, у кого более 400 баллов.
Вы можете и самостоятельно участвовать в провинциальных программах. Причём, если по самым минимальным критериям для Express Entry вы подходите, номинация — гарантия того, чтобы попасть в число отобранных на ближайшем же раунде: она дает +600 баллов (это максимум) к вашей заявке, и сумма сразу становится около 1000 баллов.
Но надо иметь в виду, что получив ПМЖ по провинциальной номинации, вы обязуетесь жить и работать в этой провинции по меньшей мере до получения гражданства.
С другой стороны, есть Хартия прав и свобод, которая запрещает ограничивать перемещение граждан и постоянных резидентов. То есть, после приземления в аэропорту Канады и получения всех подписей на важном документе «подтверждение постоянного резидентства» (Confirmation of Permanent Residence, CoPR), можно ехать куда глаза глядят.
На мой взгляд, это скверный путь, который может вести к потенциальным проблемам, потому что ПМЖ получено на основании обязательства, которое вы тут же нарушаете. Если заикнуться об этом на границе, вас просто выгонят. Несмотря на это, логичным и вполне законным основанием для переезда из провинции может быть длительное отсутствие работы.
Какие документы нужны
Грубо говоря, какие вопросы задают в калькуляторе — те документы и нужны. Состоите в браке? Значит, свидетельство. Образование? — диплом. Опыт работы подтверждают рекомендательные письма, трудовая, налоговые декларации (справки Ещё будет нужна справка «о наличии (отсутствии) судимости» не старше 180 дней. Средства к существованию, о которых чуть подробнее ниже, должны лежать у вас на счете не менее месяцев.
На диплом о высшем образовании необходимо поставить апостиль, а также на диплом супруга/супруги, если переезжаете с семьёй. Заверять апостилем свидетельство о браке и свидетельство рождении ребенка иммиграционная служба не требует, но я бы настоятельно рекомендовал. Госслужбы очень любят бумажки, Канада — не исключение.
Сам столкнулся с такой тонкостью: в некоторых ведомствах спрашивают, для какой страны апостиль, и даже говорят, что «для Канады не ставят». Не верьте: для конкретных стран апостилей не существует, в форме заявления для документов об образовании даже нет такого пункта. Для особо упорных можно сказать «для Германии».
Все документы нужно перевести на английский. И не только свидетельство о браке и диплом, но и свидетельства о рождении, причём всех желающих переехать. По каким-то причинам канадцы считают с.о.р. чуть ли не важнее паспорта.
Дипломы после перевода нужно отправить на эвалюацию: то есть отправить в канадскую организацию, которая уполномочена сопоставлять наш уровень образования с канадскими аналогами. Как правило выбирают World Education Services (WES). Тут всё просто: создаёте в личном кабинете заявку, получаете номер, оплачиваете процедуру и отправляете оригинал и перевод диплома любым уважаемым перевозчиком по указанному адресу. Оригинал вам потом вернут, а перевод — нет.
Пока будут апостилировать и проверять дипломы, стоит обновить загранпаспорт — если он заканчивается менее, чем через 5 лет, и, если есть возможность, сделать его сроком на 10 лет.
Обычно получение гражданства происходит быстрее, но сами видите, что со сроками всего сделал ковид.
Конечно, в Канаде можно оформить новый загранпаспорт в посольстве или консульстве, смотря что ближе. Но туда ещё нужно записаться на визит — порой, сильно заранее, а потом доехать. Сейчас срок записи в некоторые дипмиссии составляет до полугода! А если загранпаспорт будет просрочен хоть на 1 день, придётся проходить процедуру проверки гражданства — это очень долго и стоит дополнительных денег.
Наконец, надо пройти довольно дорогое медицинское освидетельствование, об этом далее. Кстати, если уверены в себе, то медицинские исследования можно пройти заранее — и это, судя по отзывам других кандидатов, ускоряет рассмотрение.
Оформление документов и подача заявки, от и до, стоили для меня порядка 6,000 CAD (300,000₽ по курсу 2019 года) на семью из человек, для одного получится около 3,000 CAD.
Иммиграция в Квебек стоит отдельно. Это провинция со своими законами и требованиями, которая не участвует в Express Entry! Вместо этого у них Certificat de sélection du Québeс, где первым пунктом, разумеется, стоит знание французского.
Что осложнит иммиграцию в Канаду или сделает её невозможной
Есть несколько моментов, которые затруднят получение резидентства.
Где искать работу
Опытным путём установлено, что самый удобный способ найти работу в Канаде — это Indeed. Но больше вакансий выкладывают на LinkedIn, хотя лично меня поиск там печалит. Кстати, озаботьтесь хорошим профилем, это сильно пригодится в целях расширения связей — нетворкинг тут штука важная и нужная, много работы люди именно так и находят. Помимо профиля также стоит заводить знакомства, кто знает, куда кривая судьбы выведет.
Канадские работодатели активно проверяют профили, рекомендации и прочие судимости, особенно если это крупная контора или правительственная организация. Для последних может потребоваться получить допуск высокого уровня. Это не то чтобы невозможно, но попасть на такую позицию свежему иммигранту сильно сложнее, потому что допуск нельзя сделать заранее и самостоятельно, только по заявлению самой организации.
Количество работы прямо пропорционально населению, что неудивительно. Провинции, кроме Онтарио и Британской Колумбии, активно приглашают IT-специалистов всех мастей, чтобы компенсировать технологическую отсталость от гигантов, вроде Ванкувера и Торонто, в которых, к слову, конкуренция может быть довольно высокой, и люди определенных профессий уезжают. По этой же причине зарплаты в этих провинциях могут быть чуть выше, тогда как стоимость жизни и жилья — ниже.
Требования к IT-специалистам
Так как я работаю в другой сфере, детально оценить требования именно к разработчикам мне трудно. Но вакансии в целом составлены грамотно, после изучения нескольких сотен оных у меня сложилось такое мнение: разработчики в Канаде требуются всякие, везде и всюду, в самых разных областях разработки. Специфичные для программистов сертификации даже не упоминаются, встречается пожелание знать что-нибудь про облака — да и это пожелание, скорее, для девопсов.
Ровно наоборот обстоят дела со всеми остальными специалистами в IT: тут треш, угар и содомия. Требования вакансий в большинстве случаев выглядят не совсем адекватно. Или совсем не. Чуть ли не с уровня Middle начинаются «пожелания» иметь сертификаты CISSP/OSCE/CCIE/Solutions Architect, а лучше два или больше. Как правило, пожелание означает, что у кого сертификата нет — того как кандидата не рассматривают. Но при этом компании регулярно публично страдают по поводу того, что возник дефицит кадров.
В госконторах к таким требованиям подходят особенно жёстко: если бумажки нет, можно даже не тратить время, такого кандидата 100 % отфильтруют. Один раз рекрутер случайно переслал мне форму для кандидатов и там буквально: True/False в поле со списком сертификаций.
Также нельзя обойти вниманием Diversity или этническое разнообразие, которое местами стало принудительным. До переезда думал, что это только для красного словца: дескать, мы за всё хорошее и против всего плохого, но при мне на топовую должность реально взяли человека без опыта и сертификаций (которые, кстати, были указаны как «желаемые», но мы-то знаем), потому что так было надо. На мой взгляд, давать людям возможность работать и развиваться — это хорошо, но вот тут был откровенный перегиб.
Как искать квартиру
Если едете сами, без помощи будущего работодателя, для начала лучше всего снять на месяц жильё через Booking/AirBnB. А потом, уже с местного телефона не спеша пообщаться с теми, кто предлагает аренду на долгосрочных условиях.
Большой выбор жилья на Craigslist и Kijiji. Но большинство квартир и домов сдаются без мебели, поэтому для тех, кто ищет сразу всё готовое — выбирайте furnished, но варианты резко сократятся. К тому же, в таком помещении нельзя будет держать животных.
Плюс, не всё жильё можно снять на долгий срок: это связано с налогами и прочими юридическими заморочками. Закон здесь на стороне арендатора, и даже злостного неплательщика выселить сложно, а зимой вообще запрещается. У профессиональных арендодателей картина скорее обратная: срок аренды от года, со штрафами за раннее расторжение. Но и тут наследил ковид: владельцы доходных домов стали сговорчивее.
В процессе рассмотрения заявки на аренду могут попросить подтверждение, что у потенциального жильца есть работа или достаточно денег на счёте, и он не находится на каком-нибудь пособии от государства. Это нужно для того, чтобы гарантировать оплату аренды.
Плюс стоит проверить, что включено в ежемесячную плату: иной раз дешевле платить за «всё включено», чем доплачивать за интернет, свет, воду и отопление по долларов в особо холодные времена.
Если готовы сэкономить ценой вида из окна — здесь очень популярны жилые подвальные помещения. Да, буквально подвал с евроремонтом — хотя не всегда евро, но жить точно можно. Это легально и дёшево, только света точно будет не хватать: придётся постоянно жить с включённой лампочкой. Если шумоизоляция страдает, будет слышно каждый шаг соседей сверху.
Что с медициной
Пока жаловаться непосредственно на качество не приходилось, к тому же здесь привычная схема обязательного страхования: вы не платите за приём врачей. За исключением офтальмолога и зубного — так что совет: сделайте очки и вылечите зубы заранее.
А вот цены на лекарства просто космические, в несколько раз выше европейских. Поэтому те, кто хочет и может, заказывают их через интернет-магазины, хотя это рискованно.
Немного проще, когда есть дополнительная медстраховка, особенно если она оплачивается работодателем в виде бонуса.
Важное для тех, кто переезжает с семьёй
Пока рассматривают заявки, семье стоит подучить английский или французский — смотря в какой регион направляетесь. Строго говоря, учить язык стоит лет за 5 до переезда. Для работы с людьми критично иметь хотя бы уровень CLB 5 (Canadian Language Benchmark), что соответствует европейскому B1, но гораздо более уверенно можно себя чувствовать с CLB 7 (B2) и выше. Как уже упоминалось, если супруг/супруга сдают экзамен, в иммиграционной программе это тоже добавит баллов.
За детей, особенно маленьких, беспокоиться не стоит: они впитывают язык так, что говорят лучше родителей, и без акцента. Родной язык ребёнок при должном внимании не забудет, если с ним разговаривать, да и к тому же книжки тут можно найти на всех языках, в том числе бесплатно в библиотеках.
Общие впечатления от жизни в Канаде
Общие впечатления, думаю, у всех будут отличаться, и зависят только от самого иммигранта. Я встретил в Канаде людей одного возраста, которые приехали из одного и того же города. Но один живёт и радуется, а второй — люто-бешено всё вокруг ненавидит, хотя уезжать, тем не менее, не спешит.
В одном из комментариев на Хабре я упоминал, что с финансовой точки зрения к переезду надо подходить с хорошим запасом прочности, потому что что-то может пойти не так. Базовые цифры есть в требованиях к будущим иммигрантам. Умножьте цифры на 2, а лучше на 3, и сверху добавьте хотя бы 10,000 канадских долларов на нормальную подержанную машину.
По-хорошему, если работа есть, то все остальные проблемы решаемы. С минимальной зарплаты можно платить взносы за ипотеку — пусть за минимальную квартиру, но всё же.
При прочих равных или схожих — температуре, размере страны, населенности — я бы назвал Канаду повзрослевшей Россией, в первую очередь из-за общества. Хотя и здесь есть люди, ворчащие про «понаехавших тут», но их недовольство быстро прекращается вопросом: «А ты сам тут абориген?» Но у большинства местных в крови помогать вновь прибывшим, потому что они сами или их родители когда-то были такими же приезжими.
Плюс, в стране есть всё необходимое для успешной интеграции: специальные центры помощи (государственных и частных), где есть вся информация, языковые курсы, семинары-вебинары, бесплатный адвокат, переводчик, нотариус и прочая, и прочая. Иммигранту выделяют специально обученного человека, который следит, чтобы у него всё было хорошо, и к этому же человеку можно обращаться по всем вопросам. В общем, надо хорошенько постараться, чтобы не вписаться в местное сообщество.
Так что, когда вы, наконец, привыкнете, возможно, возвращаться уже не захочется. Ну а если будет не хватать более острых ощущений, рядом есть США: там и зарплаты повыше, и уклад жизни другой.
По статистике g-mate, минимум 30–50% работодателей готовы рассматривать удаленку, а релокейт среди локаций на второй месте по популярности. И надоевший всем коронавирус — не препятствие: за время пандемии и в России, и за рубежом наём ускорился в 3 раза.
Регистрируйтесь в @g_jobbot, подходящие вам вакансии с релокейтом будут приходить в Телеграм.
Как переехать в Канаду: варианты иммиграции, документы, адаптация
Я назову всего пять причин, и ты задумаешься о переезде в Канаду, хотя раньше никогда об этом даже и не помышлял.
1. Канадская иммиграционная политика открывает двери для большого количества переселенцев.
2. Гражданство дают после трёх лет проживания в стране.
4. Гарантировано бесплатное медицинское обслуживание как для граждан с паспортом, так и для владельцев иммиграционных виз со статусом постоянного жителя (резидента).
5. Канада — одна из самых безопасных и экологически чистых стран мира.
А теперь самое время рассказать, что нужно сделать, чтобы оказаться в этой прекрасной стране.
Личный опыт: как я переехала в Канаду
«Она нашла мужчину своей мечты на сайте знакомств, удачно вышла замуж и уехала с ним в другую страну» — всегда считала такие истории вымыслом модных журналов и никогда бы не поверила, что подобное может произойти со мной. Однако построить серьёзные отношения через интернет и перевернуть жизнь с ног на голову за три года оказалось вполне возможно. Волей судьбы нас с будущим мужем, не верящих в сайты знакомств, именно туда и занесло.
Свадьба была вполне обычной и ничего, кроме паспортов и желания вступить в брак, не требовала. Главный плюс — союз, заключённый на территории Канады, не требовал дальнейшей легализации.
Канада — одна из самых безопасных и экологически чистых стран мира.
Самое интересное началось после: я вернулась в Россию, а муж остался в Канаде. Нам предстояло отправить один совместный пакет документов в центральный процессинговый центр — шаг вполне логичный, так офицеры точно ничего не потеряют. На мои плечи легла основная бюрократия, поэтому я дождалась анкеты супруга и отправила конверт толщиной в пачку бумаги «Снежинка» в город Миссиссага.
Счастливая развязка моей иммиграционной истории такова: через 31 месяц после знакомства с мужчиной моей мечты я с дочкой и двумя чемоданами стояла на земле Канады — моего нового дома. Теперь живу в Калгари — городе-миллионнике в духе Дикого Запада, расположенном на краю Великих равнин, у подножия Скалистых гор.
Канадский Калгари — город-миллионник на краю Великих равнин, у подножия Скалистых гор.
Как попасть в Канаду на ПМЖ
Иммиграцинный лимит Канады в 2019 году
Естественно, одного желания мало. Прежде чем рассматривать варианты для переезда, нужно убедиться, что соответствуешь минимальным требованиям.
1. Здоровье. То есть не представляешь опасности для окружающих и не скрываешь болезни, требующие дорогостоящего лечения. Медицина в Канаде бесплатная, поэтому тех, чьё здоровье препятствует работе и принесёт государству большие расходы, отсекают уже на первом этапе.
2. Знание языка. Уровень определяется для каждой программы индивидуально.
3. Отсутствие проблем с законом. От будущих граждан ждут законопослушания и соблюдения установленных правил.
Если проходишь эти фильтры, можешь переходить на официальный иммиграционный сайт и примерять на себя одну из программ для легального переезда в страну мечты.
Как натренировать свой английский
Справедливости ради, подтянутый английский нужен не только ради переезда в Канаду. Хотя, если вдруг твоя жизнь сделает такой крутой поворот, ты точно будешь во всеоружии. Обычно английский нужен для работы, учёбы или просто для общения. Какие бы цели ты ни ставил, попробуй онлайн-школу английского языка Skyeng.
На первом бесплатном занятии методист поможет тебе составить схему обучения именно под твои цели — сдаёшь ты экзамен, собираешься в длительную поездку или просто хочешь смотреть «Чёрное зеркало» в оригинале. На основе твоих интересов и пожеланий подберут преподавателя, с которым тебе будет максимально комфортно и свободно.
Экспресс-въезд ( Express Entry) и рабочая иммиграция
Для специалистов самых разных профессий в Канаде действует федеральная программа иммиграции и 12 провинциальных. Так что проще всего переехать тем, кто может подтвердить опыт работы и похвастаться хорошим уровнем знания языка.
Идеальный иммигрант — девушка или молодой человек 29 лет со степенью магистра, уровнем IELTS 9 и опытом работы более трёх лет.
Чиновники учтут каждый пункт профиля кандидата: уровень владения английским и французским, образование, опыт работы по специальности, трудоспособный возраст, приглашение на работу от канадского работодателя, родственников в Канаде, а также опыт работы или обучение в Канаде. Особенно высокие баллы начисляют за высшее образование, опыт работы и возраст до 30 лет.
Подсчитаем
150 баллов — аспирантура PhD.
120 баллов — диплом бакалавра.
135 баллов — диплом магистра/специалиста.
Портрет идеального канадского иммигранта
Девушка или молодой человек 29 лет со степенью магистра, уровнем IELTS 9 и опытом работы более трёх лет, что в сумме равно 469 баллам.
Набравшим наибольшее количество баллов по всем пунктам высылают приглашение на получение разрешения на работу.
Парламентский холм в Оттаве
Сроки
Время рассмотрения заявок индивидуально для каждой программы и провинции.
Плюсы
Минусы
Социальные работники
Социальная программа популярна для иммиграции после 30 лет и для тех, кто не получил достаточно баллов по рабочей визе. В данном случае необходимо найти работодателя и проработать на него два-три года, предоставляя помощь детям, пожилым или людям с особенностями здоровья.
Виктория (Британская Колумбия). Фото: Andreas Prott / Shutterstock.com
Сроки
Сроки рассмотрения зависят от страны гражданства заявителя. Например, срок рассмотрения заявки россиян составит шесть недель.
Плюсы
Невысокие требования по сравнению с программами Express Entry и провинциальными программами.
Минусы
Программа даёт право подать заявление на ПМЖ в Канаде с семьёй только после двух лет работы в стране.
Семейное спонсорство
Человек, который является гражданином или постоянным жителем Канады, может спонсировать жену, мужа, партнёра в гражданском браке, родителей и неженатых детей младше 19 лет для иммиграции.
Шато-Фронтенак в Квебеке. Фото: LeonWang / Shutterstock.com (справа)
Сроки
В среднем процесс занимает 17 месяцев, однако многое зависит от правильности заполнения документов и страны гражданства кандидата.
Плюсы
Минусы
Программа воссоединения семьи
Я иммигрировала именно по этой программе. Тест по английскому в этом случае сдавать не нужно, а вот справку из полиции и медицинское заключение сделать необходимо. Что у тебя за душой, не менее интересно служителям закона: учёба, карьера, семья, дети, имущество, история посещения других стран, счёт в банке и его состояние, многочисленные анкеты.
Также нам с мужем нужно было предоставить доказательство развития наших отношений: селфи, совместные фотографии с друзьями и родственниками, посадочные талоны, билеты в музей, чеки за подарки и совместные ужины, копии переписки и скриншоты из Skype. Всё это вошло в сочинение на 12 листах для иммиграционных офицеров, которые могли уличить нас в фиктивном браке.
Виза стартаперов
Цель программы — нанять инновационных иностранных предпринимателей, которые создадут новые рабочие места и ускорят экономическое развитие Канады. Стартапы должны быть поддержаны одним из венчурных фондов, бизнес-инкубаторов или инвесторов, входящих в список правительства страны.
Цель программы для стартаперов — нанять инновационных иностранных предпринимателей, которые создадут новые рабочие места и ускорят экономическое развитие Канады.
В страну может въехать до пяти совладельцев бизнеса, которые должны отвечать следующим требованиям: иметь 10% от доли в компании, пройти тест на минимальный уровень знания английского или французского, предоставить выписку со счёта с необходимой суммой для проживания в Канаде, проект должен пройти экспертную оценку.
Сроки
В среднем процесс рассмотрения заявки занимает 12—16 месяцев.
Плюсы
Минусы
Иммиграция через обучение
Получить ПМЖ в Канаде через образование вполне реально: отучившись два-три года в университете, можно подать заявку на участие в программе Post Graduation Work Permit, по которой можно получить рабочую визу и остаться в Канаде.
После учёбы зарубежные студенты могут оформить рабочую визу и остаться в Канаде. Фото: Gilberto Mesquita / Shutterstock.com
Сроки
Процесс рассмотрения заявки на Study Permit занимает две недели.
Плюсы
Минусы
Беженцы
Теоретически в Канаду можно попасть в статусе беженца. Подать заявление можно на границе, в аэропорту или уже находясь на территории Канады по туристической визе. В иммиграционную службу необходимо подать заполненные формы, по которым офицер решит, подходишь ты под определения «беженец по Конвенции» или «лицо, нуждающееся в защите». К критериям относятся:
Окончательное решение принимается на слушании в Отделе защиты беженцев Канадского совета по делам беженцев.
В Канаду можно попасть в статусе беженца. Подать заявление можно на границе, в аэропорту или уже находясь в стране по туристической визе.
Сроки
Время ожидания слушания составит 30—60 дней в зави симости от страны прибытия. В это время беженцы, приехавшие в Канаду извне, находятся на территории специальных лагерей, поддерживаемых государством.
Сколько стоит подготовка документов
Тест на знание языков
Стоимость сдачи теста IELTS General в Москве — 15 000 руб. на одного человека. Маловероятно, что получить высокие баллы по нему удастся без подготовительных курсов, а это ещё около 10 000—15 000 руб.
Реально серьёзная подготовка
Подготовительные курсы — это сила, но, как ты понимаешь, без постоянной практики всё почти бесполезно. Со Skyeng ты можешь заниматься хоть каждый день в удобное время в любом месте.
Помимо уроков, на платформе можно пересматривать старые добрые сериалы, читать новости, слушать музыку (всё в оригинале!) и наблюдать, как твой английский реально растёт и крепнет.
Оценка или эвалюация дипломов
Государственные иммиграционные пошлины
Вне зависимости от программы в момент подачи пакета документов необходимо оплатить две пошлины канадской иммиграционной службе за рассмотрение заявок.
Медкомиссия
Стоимость осмотра варьируется в зависимости от центра и составляет 12 000—15 000 руб. Результаты медосмотра действуют всего год, поэтому если рассмотрение заявления затянется, то медкомиссию придётся проходить повторно.
Другие статьи расходов
На официальном сайте Министерства гражданства и иммиграции Канады есть не только все актуальные программы иммиграции, но и подробные гиды и чек-листы к каждой из них.
Иммиграционный консультант
Если выбор подходящей программы и подготовка пакета документов вызывают затруднение (или просто вселенский ужас), можно обратиться к иммиграционным консультантам — их сопровождение составит от 150 000 руб. Увы, но даже идеально подготовленный пакет документов не может гарантировать положительное решение о переезде.
Немного об адаптации
Иммиграция, как отпечатки пальцев, у всех разная. Нет одинаковых историй, однако есть похожие способы интегрироваться в новую жизнь.
2. Поищи группы в Facebook. Русскоязычные сообщества помогут найти новый и знакомый круг общения с таким же менталитетом.
3. Скачай приложение Meetup. Оно поможет найти людей по интересам и встречаться с ними в реальности.
4. Социализируйся. Посещай бесплатные курсы, кружки, встречи, которые организуют как коммьюнити (досуговые центры по месту жительства), так и город, центральная библиотека.
Национальный парк Джаспер Фото: i viewfinder / Shutterstock.com
Несмотря на всю добродушность и вежливость, канадцы — весьма закрытый народ. Найти людей с похожим чувством юмора и уж тем более стать лучшими друзьями можно скорее с соотечественниками. Особенно это касается несмешанных семей.
Я же нашла друзей как среди коренных канадцев, так и русскоговорящих. Первые — соседи и близкие друзья мужа, вторые — девочки из группы Russian women in Calgary в Facebook. Большой плюс, что такие сообщества часто устраивают торжества в честь национальных праздников и важных дат. Например, «День плова», шествие в честь 9 Мая, Сабантуй, Масленица.
Моё мнение — лучше сделать, чем не сделать и сожалеть. К тому же в иммиграции всего два варианта: тебе понравится и ты адаптируешься или не понравится и можно будет вернуться назад.
Мой первый год в иммиграции прошёл насыщенно и довольно легко. Переезд научил меня преодолевать страхи, находить в себе новые силы и ресурсы, акцентировать внимание на действительно важных вещах. Я уже чувствую себя канадкой с русскими корнями и смело называю Страну кленового листа вторым домом.