что нужно знать эрудированному человеку
Тест на общие знания и эрудицию с вопросами, ответы на которые должен знать каждый
Считаете ли вы себя умным и эрудированным человеком? Вы можете быть умным человеком, но только в определённой тематике.
Эрудированный человек обладает знаниями во многих областях. Проверьте себя, как много вы на самом деле знаете.
Викторина на общие школьные знания с ответами, проверьте ваш кругозор
Наверняка вам будут интересны следующие материалы:
Вы любознательный человек, любите загадки, кроссворды и проходить различные тесты IQ? Считаете, что вы знаете много интересного?
Тогда этот тест создан для вас. Тест на интеллект: 20 разнообразных вопросов, сложных и не очень. Сможете ответить на все – можете считать себя эрудитом! Удачи! P. P. S. Если тест не отобразился, подождите немного, он загружается.
Похвастайтесь в комментариях своей эрудицией и хорошей памятью – пишите, сколько вы дали правильных ответов.
Если вам мало, то вот ещё еще несколько крутых тестов:
Все наши тесты можно найти в этой рубрике.
Что-то не понравилось в данной статье, есть что добавить или вы нашли ошибку? Обязательно напишите об этом в комментариях. Ни один комментарий не останется без внимания!
Вещи, которые в 21 веке должен знать каждый
Наука — это система знаний и накопленный опыт человечества в той или иной сфере. Во все времена рядом с наукой в ногу шагала псевдонаука. В Средние века, например, химии бросала вызов алхимия. Приверженцы этой псевдонауки всерьёз пытались создать эликсир бессмертия, превратить металл или камень в золото и создать прочие «мана поты». Наряду с астрономией, за которую могли и на костёр отправить, была популярна астрология, которая вообще не является наукой. Но она была настолько популярна, что каждый королевский двор имел своего астролога.
Характер противостояния изменился со временем. Если раньше настоящую науку гнобили за то, что она являлась новым взглядом на устоявшиеся вещи, то сегодня псевдонаучные гипотезы популярны исключительно от малообразованности. Всякие гипотезы о плоской или полой Земле, всевозможные теории заговоров популярны потому, что кажутся удивительными и интересными. На деле же официальная наука, кроме того, что имеет логическое обоснование и подкреплена множеством опытов, ещё и зачастую оказывается куда удивительнее, куда фантастичнее, чем любая теория заговора и любая псевдонаучная гипотеза.
Если хочешь выделяться из общей массы этих экспертов, то тебе прямо по курсу — там можно освежить память, а возможно, и подобрать что-то, о чём не знал.
Астрономия
Человек в 21 веке обязан иметь хотя бы поверхностные представления об астрономии, и уж совсем недопустимо путать её с астрологией. Астрономия изучает Вселенную, объединяет в себе множество других наук — от химии с физикой до истории с философией. Пробежимся очень коротко по нескольким пунктам.
1. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун — это азбука астрономии, порядок планет Солнечной системы. Должно от зубов отскакивать, как азбука или счёт до 10.
2. Солнцу, как и всей Системе, около 4.5 миллиардов лет, а Вселенной — около 14.
3. Световой год — это не время, а расстояние. Примерно 9.5 триллионов км, или расстояние, которое свет проходит за год. От Земли до Луны — одна световая секунда.
4. Горизонт событий — это расстояние, за пределами которого никакие события никак и никогда не окажут никакого влияния на наблюдателя (на человечество, например). То есть «где-то там», очень-очень далеко, что-то происходит, но мы никогда не увидим даже света оттуда, не почувствуем магнитных волн, никогда не узнаем, что именно там происходит. Для нас «это» по сути не существует — оно за «горизонтом событий».
5. Американцы были на Луне, и это хорошо для всего человечества.
История
1. Знаменитое вымирание динозавров было не единственным и даже не крупнейшим. Во время «Великого» пермского вымирания с лица Земли исчезло около 80 % всего живого, что в 2 раза больше, чем во время мелового вымирания динозавров.
3. Рим отличается от Древней Греции тем, что в Греции были мифы и легенды, а в Риме — история. Такого влияния, как Рим на Европу (а может, и на весь мир), не оказала ни одна страна. В общем-то, мы до сих пор живём по Римскому праву, несколько видоизменённому естественно.
4. Тордесильясский договор — договор о буквальном разделе всего мира между Испанией и Португалией — был подписан в 1494 году. «Американцами», которые истребили индейцев, в действительности были испанцы. Именно они уничтожили империи инков и ацтеков. Во имя добра, естественно.
География
География имеет врождённый иммунитет к искажению: чтобы выдвигать чудесные гипотезы по этой науке, её всё же нужно хоть немного изучить. Этого достаточно для отпугивания 99 % «экспертов», но некоторые, наиболее настойчивые, пробиваются и сюда. Полая Земля, Всемирный потоп, воронки от ядерных взрывов несколько веков назад и прочее. Изучение географии расширяет общий кругозор, ведь наша планета огромна и невероятно разнообразна.
1. На Земле 6 континентов: Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия, Австралия, Антарктида. Иногда Европу и Азию делят на два разных континента, а Америки объединяют в один. На Земле 5 океанов: Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий, Индийский и Южный океан, получивший свой статус только в 2000 году. Это азбука географии — тоже должна от зубов отскакивать.
2. В мире 196 стран. Больше всего — в Африке (54). Европа — 44, Азия — 47, обе Америки — 35 и Океания — 14.
3. Америка носит такое название в честь английского мецената Ричарда Америке, который спонсировал экспедицию в Новый Свет. Эта экспедиция под руководством Джона Кабота достигла Америки в 1497 году — именно Джон стал первым официально зарегистрированным европейцем, посетившим новый континент. Достижение оспаривается Испанией, по представлению которой Америку открыл Колумб в 1492 году, хотя и не совершал высадку.
4. Пангея — не единственный существовавший суперконтинент. До неё были и другие, например: Колумбия, Родиния, Паннотия, Лавруссия. Через 300 млн лет возникнет очередной суперконтинент — Пангея Ультима.
5. Летом жарко, а зимой холодно, не потому что Земля отдаляется от Солнца, а потому что имеет наклон оси в 23 градуса и вращается вокруг Солнца. Таким образом, одно из полушарий в определённый период времени получает меньше света и тепла. Без этого наклона не было бы времён года.
10 научных вопросов, на которые каждый должен знать ответ
Научные исследования продолжаются. Уровень образованности населения растет. Окруженные технологическими чудесами, от носимой электроники до спутников связи, мы должны быть чертовски умными и разбираться в науке, не так ли? Проблема в том, что мы (ну хорошо, не мы, но многие) страшные невежды, если дело доходит до фундаментальных научных знаний. Только 53% людей знают, что Земля обращается вокруг Солнца за год, и только 59% людей знают, что первые люди и динозавры жили в разное время, а не как во «Флинстоунах». Только 47% людей точно отвечают, что 70% поверхности Земли покрыто водой.
Очевидно, хотя мы прошли длинный путь, впереди предстоит еще много шагов, прежде чем мы достигнем универсальной научной грамотности. Но для тех из вас, кто отчаянно пытается сменить тему, когда кто-то упоминает бозон Хиггса, суперкомпьютеры или начинает спорить о том, что у динозавров были перья, есть хороший повод почитать эту статью. Эта статья про десять научных вопросов, ответы на которые должен знать каждый.
Почему небо голубое?
Но не будем отвлекаться. Небо кажется голубым из-за так называемого эффекта рассеяния. Солнечный свет должен пройти через земную атмосферу, наполненную газами и частицами, которые являются барьерами, о которые стукается солнечный свет. Если вы когда-нибудь держали в руках призму, вы знаете, что свет состоит из кучи разных цветов, каждый из которых имеет разную длину волны. У синего цвета длина волны относительно короткая, поэтому он проходит через этот фильтр легче, чем цвета с большими длинами волн, и в результате рассеивается более широко по мере прохождения через атмосферу. Вот почему небо кажется синим, когда Солнце находится высоко в небе.
На рассвете и закате, однако, солнечные лучи должны пройти большее расстояние, чтобы достичь своей позиции. Это сводит на нет преимущество длины волн синего цвета и позволяет видеть нам другие цвета — часто красные, оранжевые или желтые.
Вы спросите, почему небо не фиолетовое? У фиолетового длина волны еще короче. Но солнечный спектр неравномерный, и фиолетового цвета в нем меньше, к тому же глаз более чувствителен к синем и менее — к фиолетовому.
Каков возраст Земли?
Но все это пошло прахом вместе с открытием радиоактивности. Последующие расчеты показали, с какой скоростью распадаются разные радиоактивные вещества. Ученые Земли использовали эти знания для определения возраста горных пород Земли, а также образцов из метеоритов и камешков, привезенных с Луны астронавтами. Они смотрели на состояние распада изотопов свинца из камней, а затем сравнивали со шкалой, которая показывала, как меняются изотопы свинца со временем. Земля образовалась примерно 4,54 миллиарда лет назад с погрешностью менее одного процента.
Как работает естественный отбор?
И есть одна идея, за которую цепляются противники эволюции: естественный отбор, центральное понятие Дарвина. Понять эту идею довольно просто. В природе мутации — то есть постоянное изменение генетической программы микроорганизмов, которое впоследствии будет отличать вид от его предшественника, — происходят случайно. Но эволюция, длительный процесс, в ходе которого животные и растения претерпели множество изменений в течение многих поколений, не случайна. Как правило, изменения в организмах становятся более распространенными со временем, если помогают организму выживать и размножаться.
К примеру, представьте, что некоторые жуки — зеленые, но вследствие мутации становятся коричневыми. Коричневые жуки сливаются с окружением лучше, чем зеленые, поэтому их нечасто едят птицы. Их выживает больше, они воспроизводятся в большем количестве, и эти изменения принимают не временный, а уже постоянный характер. Со временем популяция жуков станет коричневой. Но это простейший вариант. На практике же естественный отбор берет за основу среднестатистических, а не конкретных представителей, и выделить этот процесс не очень просто.
Погаснет ли Солнце когда-нибудь?
Это станет началом конца Солнца — ядро будет сокращаться, а внешние слои расширяться, и звезда станет красным гигантом. В заключительной вспышке Солнце поджарит Солнечную систему взрывом тепла, которое превратит в небесную сауну даже прохладные окрестности Плутона и пояса Койпера. Внутренние планеты, в том числе Земля, будут засосаны умирающим гигантом либо превратятся в пепел.
Впрочем, если люди не колонизируют Солнечную систему или другие звезды, никто и не узнает об этом финальном аде. Солнце, которое отжило уже половину своего жизненного срока, постепенно нагревается, и спустя миллиард лет будет на 10% больше. Увеличения солнечной радиации будет достаточно, чтобы испарить все земные океаны, оставив нас без воды и остальных радостей жизни.
Как работают магниты?
Люди знали о магнетизме с незапамятных времен. В природе магниты встречаются, и средневековые путешественники научились намагничивать стальные стрелки компасов, то есть создавали собственные магнитные поля. Такие магниты не были особо прочными, но в 20 веке ученые разработали новые материалы и зарядные устройства, которые привели к созданию мощных постоянных магнитов. Вы можете создать электромагнит из куска железа, обернув его электропроводом и присоединив его концы к полюсам крупной батареи.
Что вызывает радугу?
Теперь, конечно, ученым это хорошо известно. Радугу вызывают капли воды, которые остаются взвешенными в атмосфере после хорошего ливня. Плотность капель отличается от плотности окружающего воздуха, потому, когда солнечный свет попадает в них, они выступают в роли крошечных призм, разбивая свет на составные длины волн, а затем отражая их обратно. Рождается дуга с полосами цвета видимого спектра, которую мы видим. Поскольку капли должны отражать свет к нам, чтобы увидеть радугу, нужно находиться спиной к солнцу. Также нужно смотреть с земли под углом примерно в 40 градусов — таков угол отклонения радуги, то есть угол, под которым она преломляет солнечный свет. Интересно и то, что, находясь в самолете, вы можете увидеть радугу в виде диска, а не дуги.
Что такое теория относительности?
Вроде бы все понятно, хотя детали, конечно, сложнее. До Эйнштейна все в значительной степени считали, что пространство и время неподвижны и монотонны, никогда не меняются, с какой точки на Земле вы бы на них ни смотрели. Но Эйнштейн использовал математику, чтобы доказать, что абсолютный взгляд на вещи — иллюзия. На самом деле пространство и время меняются: пространство может сжиматься, расширяться, изгибаться, и время течет с разной скоростью в зависимости от скорости движения объекта или силы гравитационного поля.
Кроме того, проявление пространства и времени может зависеть от точки наблюдения человека. Представьте, например, что вы смотрите на старые тикающие часы. Теперь поместите эти часы на орбите Земли, чтобы они двигались с огромной скорость по сравнению с вашим положением на Земле. Часы на орбите будут тикать медленнее.
Часы идут медленнее из-за явления «замедления времени». Пространство и время на самом деле являются частями одного целого пространства-времени, которое может искажаться гравитацией и ускорением. Потому если объект движется очень быстро или на него воздействует очень мощное гравитационное поле, время для этого объекта будет идти медленнее по сравнению с объектом, который не подвергается такому же воздействию. С помощью математических расчетов можно предсказать, как будет замедляться время для быстро движущихся объектов.
Вероятно, это звучит странно. Но это правда. GPS-спутники, которые зависят от точного измерения времени и составляют карту Земли, хороший тому пример. Спутники летают вокруг планеты на скорости порядка 14 000 километров в час, и если бы инженеры не подкорректировали часы с учетом относительности, то уже через день карты Google ошибались бы почти на 10 километров во время позиционирования.
Почему пузыри круглые?
Что примечательно, ученые давно научились делать некруглые пузыри — кубические, прямоугольные (натягивая тонкий слой жидкости на проволочном каркасе), какие угодно.
Из чего сделаны облака?
Облака — ключевая часть гидрологического цикла нашей планеты, в процессе которого вода постоянно перемещается между поверхностью и атмосферой, сменяясь между жидким, твердым и газообразным состоянием. Если бы не этот цикл, жизни на нашей планете, возможно, не было бы.
В 1803 году метеоролог Люк Говард выделил четыре основных классификации облаков, которые сегодня имеют русские и латинские названия. Cumulus, или кучевые облака — это нагроможденные кусковые облака, которые мы часто видим в небе. Cirrus, перистые облака, что означает «волосы» на латыни, — это легкие перья на высоте, тонкие, как пряди волос. Плоские и невзрачные облака — это слоистые stratus, что означает «слой» на латыни. Есть также облака nimbus, низкие и серые дождевые тучи. Впрочем, подвидов и разновидностей облаков, а также их смесей чуть больше.
Почему вода испаряется при комнатной температуре?
И наоборот, когда воздух сухой, молекулы воды в вашей чашке могут прилипать к другим молекулам, проплывающим в воздухе. Этот процесс называется испарением. Если воздух достаточно сухой, больше молекул будет переходить от чашки к воздуху, нежели выпадать из воздуха в чашку. Со временем вода будет терять все больше молекул, и в конечном итоге вы окажетесь с пустой чашкой.
Способность молекул из жидкого состояния выпрыгивать в воздух и прилипать к нему называется давлением пара, потому что прыгающие молекулы оказывают силу, так же как газ или твердое вещество, которое давит на что-то. Различные жидкости имеют различное давление паров. У ацетона, например, этот показатель высокий, то есть он легко испаряется. Оливковое масло, наоборот, имеет низкий показатель давления пара и вряд ли будет испаряться при комнатной температуре.
Эрудиция: зачем много знать и помнить в эпоху интернета
Что такое эрудиция
Эрудиция — разносторонние знания или глубокая осведомленность в различных областях. Во многих словарях в качестве синонимов эрудиции используют «знания», «образованность», «начитанность», «грамотность» [1].
Про умного человека говорят, что он эрудированный. Такие люди могут поддержать разговор на разные темы, вспомнить необычный факт, привести пример из истории.
Похоже на всезнайство? Не совсем. Эрудиты не стараются выглядеть умнее, чем они есть на самом деле, а их знания не поверхностны. По-настоящему эрудированный человек действительно понимает то, о чем он говорит.
Для тех же, кто похож на ходячую «Википедию», есть другое слово — гелертер [2]. Это тоже умные люди, но их знания чаще всего носят книжный характер. Часто они не способны сопоставлять факты и применять знания на практике. Гелертер, который увлекается историей, легко перечислит вам российских императоров в порядке правления, но вряд ли назовет причины провала восстания декабристов.
Чем эрудиция отличается от интеллекта
Если эрудиция произошла от латинского слова ēruditio (ученость, просвещенность), то интеллект происходит от intellectus (восприятие, понимание, мышление). То есть интеллект — это мыслительная способность, умственное начало человека [3].
Именно интеллект отвечает за то, насколько человек обучаем, может воспринимать и обрабатывать информацию. Можно сравнить интеллект человека с сосудом, а вот то, чем он будет наполнен — это уже эрудиция и знания.
Почему эрудицию критикуют
И хотя это слово не несет в себе смысловой иронии, эрудитов и саму эрудированность нередко высмеивают.
В 1918-м американский экономист и социолог Торстейн Веблен ввел термин «капитаны эрудиции» (captains of erudition) [5]. Так он называл руководителей образовательных учреждений, которые были умны и начитанны, но не обладали необходимыми качествами для управленцев.
Эволюционный психолог Паскаль Буайе из Вашингтонского университета в Сент-Луисе исследовал связь науки и эрудиции [6]. Он отметил, что если раньше знаний было достаточно, чтобы считаться специалистом в какой-либо области, сейчас — нет. Если раньше для шекспироведов обязательно было знать ранние сочинения драматурга, то теперь подобная эрудиция — не главный критерий.
Паскаль Буайе приводит и более жизненный пример: раньше, чтобы стать водителем лондонского такси, нужно было наизусть знать все улицы города и сотни маршрутов. С появлением приложений-навигаторов эрудиция кандидатов-водителей уже не так важна.
Буайе считает, что только эрудиции для современного ученого недостаточно, поскольку эрудиция — это не гипотезы или объяснения, а лишь описание. Большая часть информации (особенно в литературе и филологии) уже изучена и структурирована. В современном мире от ученых и исследователей больше ждут личного вклада в область, собственных мыслей и выводов.
Существуют ли критерии эрудированности
Критерии эрудированности заложены в различных определениях этого слова. Есть общие черты эрудиции, которые встречаются почти во всех языках:
Гиперболизированный образ эрудита схож с описанием «универсального человека» или полимата. [7] Понятие появилось в начале XVII века для описания людей, которые достигли успехов сразу в нескольких областях.
Один из самых ярких полиматов в истории — Леонардо да Винчи. Он написал шедевр мировой живописи «Мона Лиза», спроектировал купол Миланского собора, изобрел прототип парашюта, дельтаплана и даже танка, сделал более сотни анатомических рисунков, а еще, по отзывам его друзей, великолепно готовил.
Российский культуролог Андрей Флиер отмечает, что выдающиеся личности в эпоху Просвещения имели тяготение к эрудированности в области национальной истории, литературы, искусства и мифологии: «То, что мы сегодня называем «развитой гуманитарной культурой личности», складывалось именно под влиянием идей «национального романтизма» и основывалось прежде всего на хорошем знании истории (как ни парадоксально, не столько в ее профессиональном научном, сколько в художественно-литературном изложении)». [8]
Еще один пример полимата — Мария Склодовская-Кюри, единственная женщина, удостоенная Нобелевских премий за разные науки — физику и химию. И да Винчи, и Кюри — гении и эрудиты, но их интересы не совпадают.
Не существует списка наук, которые «настоящий» эрудит должен изучить и разбираться в них. Поэтому даже если человек не знает (или не помнит), кто написал «Отцы и дети», чем знаменита фамилия Джугашвили и в каком веке правил Петр I — это не значит, что он не эрудирован*. Возможно, его область интересов — не история или литература.
При этом в современности часто пытаются развивать эрудицию у школьников. Академический директор онлайн-школы «Фоксфорд» Екатерина Латыпова считает, что эрудированным можно называть ребенка, который для своего возраста понимает значительно больше сверстников в одной или нескольких областях знаний.
Екатерина Латыпова, академический директор онлайн-школы «Фоксфорд»:
«Очень важно, что знания ребенка — это не просто результат запоминания большого количества фактов. Эрудированность означает понимание и умение объяснить причинно-следственные связи между объектами изучения. Дети любопытны от природы. Когда взрослые знают, что именно интересует их ребенка, они легче смогут развивать его эрудированность, отталкиваясь от интересной ему области знаний».
Зачем нужна эрудиция
В эпоху интернета, когда на большинство вопросов можно получить ответы за несколько секунд, кажется, что быть эрудированным не так уж и нужно. Но эрудиты не только много знают, но и применяют знания на практике: с этим навыком интернет уже не поможет.
Эрудиты могут стать ценными специалистами для новых междисциплинарных наук, где профессионал должен знать сразу несколько классических дисциплин. Например, в середине XX века появилась когнитивистика — наука на стыке шести наук, среди которых психология, нейрофизиология и лингвистика. Специалисты когнитивной науки изучают человеческий мозг и мышление. Профессионалы в этой области так или иначе обладают знаниями из нескольких областей науки, что делает их востребованными междисциплинарными специалистами.
Эрудиция актуальна для тех, кто хочет освоить профессию будущего. Биоэтик, дата-журналист, трендвотчер — эти специалисты не ограничены узкими знаниями и совмещают информацию из разных областей.
Многие онлайн-школы уделяют внимание развитию эрудиции у детей, но единой методологии проектирования подобных курсов не существует.
Екатерина Латыпова:
«Раньше дети собирали мини-город из Lego и были ограничены количеством деталей, а сегодня они создают целые миры в Minecraft, где есть огромное пространство для развития ребенка. Раньше дети читали энциклопедию в картинках, а сегодня смотрят фильм NatGeo, самостоятельно создают и печают 3D-модели живого мира, отправляются в виртуальные экскурсии с Google.
Большинство авторов курсов сегодня придерживаются позиции, что более эффективное обучение там, где ребенок занимает проактивную позицию, то есть самостоятельно исследует, открывает новое знание, а не получает его готовым «на блюдечке».
Стоит аккуратно относиться к лозунгам, что, благодаря какому-то продукту, ребенок запомнит 50 историй, 10 художников и несколько географических открытий. Эрудированность отражает не только количество фактов, которые запомнил ребенок, но и качество этого знания: может ли он применить его в другой ситуации, понимает ли он причинно-следственные связи».
Как развивать эрудицию у детей
Екатерина Латыпова для развития эрудиции у детей рекомендует много читать, смотреть познавательные видео, конструировать и обсуждать увиденное с ребенком.
Коммуникация. Обсуждайте с ребенком новое знание: что было понятно, а что нет. Не останавливайтесь на запоминании фактов, это быстро забудется, если в голове ребенка не возникнут связи и ассоциации с другими знаниями.
Критическое мышление. Задавайте открытые вопросы о новом знании, придумывайте задачи, в которых оно могло бы пригодиться. При этом у задачи необязательно должно быть единственное решение.
Коллаборация. Создавайте мини-учебные ситуации в группе детей с участием взрослого. Дети через общение и сотрудничество смогут находить ответы на сложные для их возраста задачи, а также приобретать новый социальный опыт. Любое сотрудничество учит умению договариваться, распределять роли и вместе достигать результата.
Креативность. Фантазируйте, где может пригодиться новое знание.