что нужно знать чтобы устроиться в банк
Специалист банковского дела: особенности профессии, обязанности, требования, где учиться
Содержание:
Сложно встретить россиянина, который не хотел бы работать в банке. Но реализовать такое стремление удается далеко не всем. Обязательным условием для этого становится получение профессии специалиста в банковском деле. Даже окончание среднего специального учебного заведения практически гарантирует беспроблемное трудоустройство. А при наличии высшего образования открываются серьезные перспективы – как в плане заработка, так и карьеры.
Должностные обязанности
Банковский сектор выступает важной частью экономики. Характерной для России особенностью становится серьезное участие в нем государства. Это повышает статус профессии и минимизирует любые сопутствующие риски.
Важной особенностью специалистов банковского дела становится разнообразие выполняемых функций. Работники банка могут занимать следующие должности с абсолютно разным набором обязанностей:
Приведенный список далеко не исчерпывает перечень необходимых для эффективной работы банка специалистов. Поэтому обучение банковскому делу предусматривает не только базовую подготовку по общим теоретическим вопросам, но и изучение узкоспециализированных учебных дисциплин.
Требования к специалисту
Главным требованием к сотруднику банка, независимо от занимаемой должности, становится умение работать с информацией, прежде всего числовыми данными. Другими немаловажными условиями для успешной работы становятся следующие профессиональные навыки:
На первый взгляд, приведенный список требований традиционен и применим к любой профессии. На практике отсутствие любого из перечисленных выше навыков негативно влияет на эффективность работы банковского сотрудника.
Порядок обучения
Для получения базовой подготовки по специальности «Банковское дело» достаточно закончить колледж. Сегодня в России работает немало ссузов, предоставляющих такую возможность. Поступление в колледж происходит после 9 или 11 класса, причем без экзаменов, то есть по среднему баллу аттестата. Другим важным плюсом такого подхода к получению профессии становится возможность официального трудоустройства уже в 18–19 лет. Это открывает серьезные карьерные перспективы, а также дает возможность начать полностью самостоятельную жизнь.
При выборе колледжа следует учитывать множество критериев – от стоимости обучения до престижности ссуза. В числе немаловажных и желательных параметров – работа при вузе. В этом случае у абитуриента появляется несколько дополнительных преимуществ. Например, более высокий уровень подготовки, которая ведется преподавателями института. Или льготы при поступлении в вуз.
Тем более сегодня многие самые престижные столичные университеты и институты имеют собственные колледжи, например, КМЭПТ при ИМЭС. Также возможно обучение дистанционно, что делает поступление еще более доступным. Главное – серьезно и ответственно подойти к выбору среднего специального учебного заведения, так как качественное образование выступает одним из обязательных требований для успешной последующей работы по профессии.
Возможности трудоустройства, плюсы и минусы профессии
Не следует думать, что специалист в банковском деле обязан работать в банке. Универсальность и разносторонность профессии позволяют трудоустроиться в самых разных местах. В числе самых типичных:
Огромные возможности в плане трудоустройства – одно из главных достоинств профессии банкира. Другими плюсами такого выбора становятся:
Основным недостатком профессии выступает высокий уровень ответственности. Он тем выше, чем выше занимаемая специалистом должность. Также в качестве минуса следует отметить серьезную конкуренцию, характерную как для банковской сферы в целом, так и для работы внутри конкретной организации.
Как я устроился на первую официальную работу в банк, а потом никак не мог уволиться
Я студент юрфака, полтора месяца назад я работал в банке — не буду говорить, в каком. К слову, это была моя первая официальная работа на позиции менеджера. Но фактически выполнял функции курьера, который встречается с клиентами и заполняет документы.
Я сразу понял, что что-то здесь не так, когда мой рабочий день выходил свыше 10+ часов. К тому же, он мог начаться как в 10.00, так и в 12.00, график ненормированный, все зависит от времени встречи и как долго добираться до места. Я быстро понял что это явно не мое. Не то чтобы я не люблю работать, но я не видел смысла выполнять рутинную работу с фактической зарплатой в день 1000 рублей (30 000 рублей в месяц до вычета налогов), при этом нужно еще и поесть в течение дня на сумму около 200-350 рублей.
В первый раз, когда я сообщил о намерении уйти, меня уверили что «ситуация сложная, дальше все будет хорошо». Однако, смотря на своих коллег, которые работали около или даже больше года, я понял что ничего не изменится, да и к чему ждать?
По закону я мог уйти за 3 дня (ч. 4 ст. 71 ТК РФ: если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня), однако было две проблемы:
Мне сразу дали понять что мне нужно будет отработать две недели, чего я очень не хотел чисто из принципа. Когда я сказал что хочу уйти через 3 дня, как по закону, на меня дружно «обиделись и надули губки»: «мы с тобой как человеком, а ты?» и так далее. К слову, в тот день я ушел с работы примерно в 21.00, а это была пятница. В конце рабочего дня, независимо где ты находишься, ты должен вернуться в банк и заняться документами — отсканировать, поставить печати и прочее.
Вариантов оказалось немного:
Я отработал две недели в обычном режиме, за пару дней до ухода мне дали заявление об увольнении, я подписал. В последний день получил трудовую книжку, и на карту упала зарплата.
На этом история закончилась, но теперь боюсь представить, что меня ждет в других компаниях. Закончу свой рассказ постаревшим мемом 2007 года: «Работать в нашем банке — большая честь».
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Что нужно знать для работы в банке
Банковским работникам не нужно обладать знаниями иностранных языков или иметь диплом об окончании самого лучшего учебного заведения. Им просто необходимо иметь правильную мотивацию.
Профессиональные качества у сотрудника банка определяются поэтапно, в процессе работы. Сначала он должен отправиться в отдел кадров, чтобы заполнить там анкету и пройти собеседование с руководителем. После этого, с помощью компьютерной техники в тестовой организации начинают оценивать личные характеристики кандидата.
В результате этой простой процедуры делают соответствующие выводы: подходит ли этот человек для работы в данном банковском учреждении. Затем данного претендента проверяют на наличие судимостей. При этом проводится проверка не только по отношению к нему одному, а проверяют всех его близких родственников.
Идеальный банковский работник обязательно должен брать во внимание не только интересы постоянных и внутренних клиентов, но также и внешних. Он должен осуществлять организационные процедуры совместной работы между банком и потребителем, чтобы была получена обоюдная прибыль. Таким образом, данный сотрудник должен быть в образе посредника, который может заключать сделки от лица банка с клиентами. Он в обязательном порядке все время должен увеличивать свой показатель профессионализма. Иметь амбиции и добрый настрой, а также проявлять инициативу. Он должен быть конструктивным, систематичным и уметь хорошо работать в коллективе.
У подобного работника должны быть следующие качества: целеустремленность, бесконфликтность, коммуникабельность. У него должна быть активная жизненная позиция, которая выявляется возможностью получения желаемых результатов. Работоспособность, профессиональные навыки, инициативность, отстаивание собственного мнения, умение справляться в стрессовых ситуациях, способность к обучению, а также применение новых сведений являются тоже очень важными качествами сотрудника банка.
Как пройти собеседование в банк ‒ советы на основе личного опыта
Как проходит собеседование в банке, каким соискателям отдают предпочтение и почему иногда перед собеседованием лучше сходить в парикмахерскую и на маникюр. Бонус: советы бывшей сотрудницы кредитного отдела ‒ как сразу расположить к себе эйчара
Эксперты советуют устраиваться на работу ещё во время учёбы. Однако не каждая должность подходит для студентов.
Например, 90% вакансий для банковских операционистов на GorodRabot.ru предлагают полную занятость ‒ на других условиях работать не возьмут.
Диплом получен, лето заканчивается ‒ для тебя наступает пора собеседований. Как в банках проходит отбор соискателей, что нужно учесть при подготовке собеседований ‒ рассказываем.
Добавили личные лайфхаки от нашего контент-менеджера Ольги ‒ она трижды проходила собеседования в разные банки, и все три раза успешно.
Что важно учесть при подготовке к собеседованию
Сначала определись с должностью. Банк ‒ это не то место, где соискатели в дефиците и для любого кандидата найдут подходящую вакансию. Настройся на жёсткий отбор и высокие требования.
Начни подготовку с резюме. Перечисли только тот опыт, который важен для выбранной вакансии. Подчеркни, что имеешь нужные навыки. В идеале ‒ докажи.
Проверь грамотность резюме. Это важно! Фотография с пляжа, небрежное оформление, орфографические ошибки недопустимы.
Когда пишешь сопроводительное письмо, соблюдай тот же деловой стиль изложения, что и в резюме. Не надо излишней креативности ‒ здесь не оценят.
Как проходит собеседование в банке
Очное собеседование проходит в три этапа: сначала беседа с HR, затем с непосредственным руководителем и третий этап ‒ анкетирование или тестирование. В некоторых банках первый этап ‒ это групповое собеседование.
Учти, для бэк-персонала и фронт-персонала собеседования проходят по-разному.
С бухгалтерами не проводят стресс-собеседования, у них не проверяют креативность. Кроме профессиональных навыков, у бухгалтеров оценивают пунктуальность, порядочность, ответственность, лидерские качества.
К сотрудникам фронт-офиса требования другие. Здесь главное ‒ те самые софт скиллз и грамотная речь. Так что на собеседовании проверят и стрессоустойчивость, и умение общаться.
Обязательно в список вопросов войдут:
На этапе тестирования нужно заполнить подробную анкету: перечислить все рабочие места, обязанности, указать прежних руководителей, которые могли бы дать характеристику как работнику, указать сведения о ближайших родственниках, владении иностранным языком и ещё много других.
Всю информацию тщательно проверят.
Потом дают тест на проверку внимательности, логики, стрессоустойчивости. Могут предложить кейсы.
Опыт и профильное образование не обязательны, если не претендуешь на должность топ-менеджера. Но минимальное требование ‒ высшее или неоконченное высшее.
Если все этапы пройдены успешно ‒ твоя анкета отправляется на проверку в службу безопасности банка. Это обязательная процедура, занимает обычно от 3 до 7 дней. В некоторых банках могут попросить пройти полиграф.
На что обратить внимание ‒ советы из личного опыта
Наш контент-менеджер Ольга работала в нескольких банках. Все собеседования Ольга проходила с первого раза ‒ вот её советы для тех, кто хочет работать в банке.
«Внешний вид может стать причиной отказа»
На собеседовании обязательно оценивают внешний вид кандидата. Речь не идёт о модельной внешности ‒ нужно быть опрятно и аккуратно одетым, длинные волосы лучше заколоть в хвост или пучок.
Могут спросить о наличии татуировок ‒ тем, кто работает с клиентами, запрещены татуировки на кистях, шее, лице и пирсинг. Если татуировку можно закрыть одеждой ‒ например, длинным рукавом, то проблем не возникнет.
Например, со мной работала девушка с большим и ярким рисунком на ноге, на работе она носила либо брюки, либо юбку с плотными чёрными колготками.
Сразу предупреждают о том, что от креативных стрижек и окрашивания, яркого маникюра и тяжёлого парфюма придётся отказаться. Меня, например, сразу предупредили о ювелирных украшениях. Допускаются неброские серьги, небольшое кольцо (помимо обручального) или тонкая цепочка.
Как объяснила HR-менеджер ‒ большое количество золота на сотруднике вызывает раздражение у клиентов.
«Очень важны грамотная речь и общительность»
Обязательно обращают внимание на речь соискателя, ведь общаться с клиентами придётся много. Грамотная речь, открытость и коммуникабельность ‒ эти качества указаны практически во всех вакансиях для банковских сотрудников.
Чтобы проверить, как соискатель разговаривает, просят рассказать, например, о хобби и внимательно следят за речью.
Обучаемость ‒ тоже важное качество. Учиться придётся много. Для прохождения обучения я уезжала в командировку на две недели. Первую неделю мы изучали теорию, на второй была практика под контролем сотрудника-куратора.
«Соискатель кажется вялым и пассивным ‒ сразу «нет»»
На собеседовании нужно показать амбициозность, целеустремлённость и заинтересованность в должности.
У тебя должны гореть глаза, но в то же время нужно быть спокойным и собранным. Как бы ты ни нервничал ‒ не показывай этого на собеседовании. Умение держать себя в руках ‒ большой плюс.
Покажи, что у тебя есть своя точка зрения, не надо всё время кивать и улыбаться. Безынициативные и вялые кандидаты собеседование не пройдут.
Записки банковского сотрудника: за что я люблю свою работу
У многих банки ассоциируются с деньгами, кредитами и вкладами. Для кого-то это возможности, для других – комфорт, для третьих – обязательства. Предлагаю посмотреть на банк моими глазами: рассказываю о плюсах и минусах своей работы.
Какие ассоциации возникают у вас со словом «банк»? Для меня это интересные задачи, стимул для развития, дружба, взаимовыручка, команда единомышленников, профессионализм и знания которых восхищают и мотивируют.
Это целый мир, неотъемлемая часть моей жизни. Почти десять лет я работаю в банковской сфере, и в этой статье расскажу об этом подробнее.
Работа в контакт-центре
Мой путь начинался с работы в контакт-центре крупного федерального банка. Работу нашла по объявлению в качестве временного варианта, но в итоге задержалась на должности специалиста отдела телемаркетинга почти на год. За это время я приобрела бесценный опыт и знания, которые стали толчком для моего дальнейшего развития.
Какие навыки и качества развивает работа в call-центре
Согласитесь, способность сохранять хладнокровие в любой непонятной ситуации – один из важнейших навыков для человека, вне зависимости от сферы деятельности.
Бывает, звонят с предложением от какой-нибудь организации, а в ответ на возражение озвучивают стандартную фразу, не вникая в смысл сказанного вами. Скорее всего, на линии новичок, ведь гуру телемаркетинга знают, как важно слышать клиента – только так можно понять его потребности и подобрать подходящее предложение, невзирая на первую реакцию.
Этому обучают на тренингах, этому учишься сам в процессе работы. Весь трудовой процесс строится на переговорах с клиентами. Их много, они разные, и к каждому нужно найти подход.
Полученными знаниями пользуюсь по сей день – и в жизни, и в работе.
Так я объединила комплекс разных навыков: быстро читать, анализировать, находить информацию, вычленять из объемных текстов нужные фрагменты и т.д.
Когда я работала на Горячей линии, телекоммуникационные системы были далеки от идеала – часто соединение с собеседником происходило секунд за 30 до того, как на экране появлялась карточка с данными клиента. А ведь первое, что было необходимо – убедиться, что это именно он. Приходилось проявлять находчивость, чтобы диалог не закончился, толком и не начавшись.
Иногда после такого зависания оказывалось, что у клиента редкие или нетипичные для твоего региона проживания имя и отчество. Например, однажды я разговаривала с Ракетой Герóиновной.
Алгоритм был примерно такой: начинаешь разговор, не зная, как обращаться к клиенту –> читаешь ФИО –> судорожно соображаешь, куда поставить ударение и т. д.
В связи с этим случались курьезы. Сидящая за соседним столом коллега случайно назвала Валерия Рафиковича, действующего клиента банка, Валерием Раковичем. От растерянности она засмеялась и не нашла ничего лучшего, как сбросить звонок. Ситуация, конечно, неловкая: человеку позвонили, исковеркали отчество, посмеялись и отключились.
Валерий Рафикович, если вдруг вы это читаете, знайте: Оксане было очень стыдно!
Плюсы
Помимо получения целого арсенала знаний и опыта, существует еще несколько плюсов работы в контакт-центре, характерных и для других подразделений банка:
Еще один плюс работы с клиентами по телефону – отсутствие строгого дресс-кода. Практически для всех специалистов, за исключением сотрудников отделений банка, допустим стиль кэжуал.
Минусы
Из минусов я бы выделила, в основном, моменты, к которым просто нужно привыкнуть:
Самоконтроль и дисциплина – маст-хэв для сотрудника call-центра.
О смене деятельности заставили задуматься проблемы со здоровьем (от длительных разговоров начал пропадать голос). Далеко ходить не пришлось – на внутреннем портале банка я нашла идеальную для себя вакансию скриптолога.
Отличный вариант купить жилье с низкой процентной ставкой и минимальными переплатами – оформить ипотеку в Совкомбанке. Банк поможет воспользоваться государственными программами – субсидиями на покупку строящегося жилья, маткапиталом для первоначального взноса, дает кредит пенсионерам и тем, кто только недавно начал официально работать. Заполните заявку на ипотеку с низким процентом, и специалист подробно расскажет вам об условиях.
Кто такой скриптолог
Скриптолог – это специалист по разработке сценариев разговоров, которые включают алгоритмы и речевые модули.
Несмотря на несоответствие требованиям (я – экономист, а не филолог), все-таки решила выполнить тестовое задание. Предыдущий опыт в молодежной журналистике, навыки, полученные в контакт-центре, и, конечно, находчивость и смекалка помогли мне успешно справиться с редактурой предложенных текстов и структурированием информации.
В итоге меня приняли. За годы работы из-под моего пера вышли сотни скриптов для специалистов, письменных ответов на жалобы и претензии клиентов, более тысячи вариантов ответов на вопросы и возражения клиентов.
Вспоминаю это время с огромной теплотой. Тогда я нашла свое призвание, единомышленников, ресурсы для личного и профессионального роста.
Особенности работы скриптологом
Если вы не любите работать с текстом, то эта работа точно вам не подходит.
Важно понимать, о чем пишешь, поэтому все новые процедуры работы с клиентами запускаются с твоим участием. Чувствуешь себя звеном цепи, частью команды, работающей на общий результат.
Плоды труда скриптолога – это инструменты для сотрудников, работающих с клиентами напрямую. Если скрипты неинформативны, сложны для понимания, неубедительны, это скажется на финансовых показателях всего банка.
Если что-то меняется в законодательстве или продуктах банка, скриптолог должен быстро оценить, как это может отразиться на материалах для сотрудников, и оперативно внести необходимые корректировки.
Работа в отделе маркетинга
Не буду вдаваться в подробности своего перехода в отдел маркетинга, скажу лишь, что со временем это позволило мне дважды шагнуть вверх по карьерной лестнице, а также развить навыки создания рекламных текстов и качества отличного менеджера.
Ни одна кампания в дистанционных каналах (телемаркетинг, рассылка email, информирование в интернет-банке или платежных терминалах) не запускалась без моего участия. В составе команды я занималась проработкой организационных вопросов и подготовкой носителей.
Эмоциональная нагрузка, высокие темпы работы, взаимодействие с десятками людей каждый день – это интересно, но в то же время изматывает. А если добавить к перечисленному регулярные переработки до глубокой ночи, станет понятно, почему это осталось в прошлом.
Плюсы и минусы работы в Совкомбанке
На протяжении рассказа я не упоминала банки, в которых работала. Считаю это неэтичным и не имеющим значения. На данный момент я работаю старшим копирайтером, пишу статьи и обзоры для блога Совкомбанка.
Плюсы моей работы
Существенный минус в моей текущей работе только один, и он абсолютно субъективен – это оторванность от процессов. Я привыкла к постоянным переговорам, движению, и мне немного этого не хватает. С другой стороны, можно с головой погрузиться в каждую задачу, практически не отвлекаясь на другие вопросы, – это уже плюс.
Если вам приглянулась какая-то вакансия в Совкомбанке – дерзайте. Здесь ценят и уважают сотрудников, и мы по-настоящему гордимся своей работой.