что нужно юристу первокурснику
Пять советов первокурсникам юрфака
Студент, поступив в вуз, обнаруживает перед собой новые степени свободы. Их можно использовать по-разному. Вопреки распространенному мнению, учеба — это не только разгул или не только сон за столом на раскрытой книге и мучительные попытки вникнуть в поток профессионального жаргона; хотя и того, и другого не избежать. Однако жизнь продолжится и после выпуска, поэтому The Guardian предлагает несколько советов, как получить от учебы максимум возможного, которые, по мнению редакции «Право.Ru» будут полезны и студентам юрфака в России.
Юриспруденция способна вдохновить, внушить отчаяние или ощущение своей силы. Но всегда стоит помнить, зачем вы выбрали именно эту сферу, будь то прагматический расчет, любопытство или чей-то пример.
1. Привыкните к ощущению, что ничего не понимаете
Записывая рассуждения об эстоппеле, регрессном иске или предиальном сервитуте, порой вы будете чувствовать себя несколько потерянным. Это нормально, юриспруденция и не должна быть легкой для понимания, и можете не сомневаться — вы будете не одиноки в этом ощущении. В конце концов, лекции на первом курсе — это то, с чего ваше образование начинается, а не чем заканчивается. Не сомневайтесь в себе. Спрашивайте коллег, не паникуйте, подходите к учебе систематично, а не наскоками, и все получится.
2. Увлекайтесь!
Считайте учебу полноценным занятием, а не нагрузкой к прочим своим делам. Даже если вы не уверены насчет направления своей будущей карьеры, все равно вам будет легче, если вы не станете «отбывать срок» в ВУЗе, а попробуете получать удовольствие. Вы научитесь искусству юриспруденции, разбирать дела и решать поставленные ими вопросы, переосмыслять значения слов и задаваться вопросом, как бы поступил в данном случае разумный человек.
А кроме того, вы начнете понимать, что такое закон, каков его потенциал и его недостатки. Старайтесь мыслить широко, не ограничивайте себя, чтобы поскорее избавиться от текущей задачи, стремитесь отвергнуть стереотипы — они связывают мысль и легко могут обмануть. Учитесь активно — высказывайтесь, спрашивайте, критикуйте, берите на себя интеллектуальные риски. Не замыкайтесь, попробуйте найти подходящую волонтерскую работу, компанию или общество, где можно систематически обсуждать интересные вопросы. Постепенно вы увидите закон в другом свете.
3. Не ограничивайтесь учебником
Старайтесь побольше читать за пределами предписанного. Может показаться, что без этого можно обойтись, но поверьте — усилия себя оправдают, так же, как и время, потраченное на дискуссии, поскольку ваш мозг станет значительно более мощным инструментом, что впоследствии облегчит вашу жизнь. А когда делаете письменную работу, избегайте пересказа лекций, преподаватели, как правило, этого не любят. Будьте решительны и недвусмысленны, в меру разумного, анализируйте вопрос и оценивайте аргументы. И старайтесь не запутаться со ссылками на источник — ошибки по этой части могут сильно раздражить преподавателя. Если хотите, чтобы ваша работа выделялась среди прочих, постарайтесь выбрать не слишком экзотический способ этого добиться.
4. Не обязательно становиться юристом
Обычно юридический вуз готовит студентов к карьере юриста. Вокруг будет немало разговоров о карьере, о практике, профессиональной подработке и т.п. Если вы хотите стать именно юристом — участвуйте, люди, с которыми вы познакомитесь, и опыт живой практики так или иначе будут всю жизнь рядом с вами.
При этом помните, что человек с дипломом юриста не обязан им становиться. До 50% выпускников находят себе другое занятие, иногда вовсе не связанное с юриспруденцией, и это не повод чувствовать себя хуже других. Так что постарайтесь все равно получить хорошие оценки, разберитесь, что у вас получается особенно хорошо, и потом, если вы пойдете по другому пути, уважайте свой выбор.
5. Учеба важнее смайликов
Было бы неплохо, если бы преподаватель, увидев вас на семинаре, не задавался вопросом вроде «где же я вас раньше видел?» Если вы несете под мышкой учебники, то тем самым как бы говорите, что еще только собираетесь их открыть. Так что запомните, подготовка — это ваше все. Вас научат искусству формулировать аргументированные мнения, но если вы хотите когда-нибудь сделать жизнь вокруг вас лучше, не упускайте возможностей практиковаться. И еще — если ваши преподаватели не станут отвечать на смайлики в ваших е-мейлах, не принимайте близко к сердцу.
Юридическая карьера: с чего начать
Связано это с дистанционным форматом работы, который не всегда позволяет качественно адаптировать и обучить молодых специалистов. Кроме того, удаленка уменьшила объем технической работы, которая не требует высокой квалификации и опыта, подчеркивает руководитель юридического отдела недвижимости и строительства «Метро Кэш энд Керри» Алексей Марин.
Поэтому стажеры будут первыми в очереди на потенциальное трудоустройство, уверен юрист: «Для них сейчас самое благоприятное время. Есть возможность быстро чему-то научиться и заявить о себе». Оптимизируя свои бюджеты, компании с радостью возьмут на работу молодого и перспективного соискателя, который выполнял бы задания не хуже, чем опытный специалист, но за меньшие деньги, соглашается с коллегой вице-президент ГК «ПИК» по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям Дмитрий Тимофеев.
Источник: hh.ru, профобласть «юриспруденция», специализация «начальный уровень».
Поиск вакантного места: с чего начать и где искать
Вакантное место можно найти и на университетском дне открытых дверей. Компании, которые заинтересованы в молодых специалистах, презентуют себя студентам. На факультете права НИУ ВШЭ такое ежегодное мероприятие называется «День карьеры». Последний раз в нем приняли участие 23 фирмы. Юрфак МГУ дважды в год проводит целые карьерные недели под названием «Первая ступень». Юркомпании рассказывают о тонкостях трудоустройства и предлагают оставить свое резюме. Подобные мероприятия проходят также в МГЮА, МГИМО, Финансовом университете и многих других вузах, выпускающих юристов.
Кроме того, помочь с началом карьеры могут преподаватели – практикующие юристы. К ним, по словам Цветкова, нередко обращаются коллеги за рекомендацией талантливых студентов. Совет можно получить и от однокурсников, которые расскажут о своих текущих местах работы и шансах трудоустроиться туда, добавляет Виноградов.
Веерную рассылку никто не отменял, но нужно подходить к ней с умом. Всегда лучше отправить свое резюме конкретному лицу: партнеру, главе юридического департамента. Конечно, соискателю в таком случае нужно быть готовым, что большая часть адресатов может проигнорировать его сообщения, но часть может и ответить.
Дмитрий Тимофеев, вице-президент ГК «ПИК» по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям
Стажировка vs штат
Начинающий специалист, как правило, всегда оказывается перед выбором: попробовать свои силы сначала на стажировке или постараться сразу попасть в штат. На первый взгляд, второй вариант кажется куда более заманчивым, но все не так просто. Набережный уверен, что начинать лучше всего со стажировки. По его словам, она дает молодому специалисту возможность поработать в нескольких местах и попробовать себя в разных практиках. Когда устраиваешься в штат, то возникает чувство привязанности, поясняет юрист: «Если быстро уволиться, то последующие работодатели будут смотреть на кандидата с опаской».
Но даже если начинающий юрист не намерен экспериментировать, такой формат работы позволит ему получше присмотреться к выбранной организации. «Стажировка – отличная возможность познакомиться с корпоративной культурой, принципами компании, особенностями организации рабочего процесса и пространства, правилами взаимодействия и коммуникаций в коллективе», – поясняет Марин. Все эти нюансы лучше изучить до подписания трудового договора.
Еще одно немаловажное преимущество стажировки – плавное погружение в профессию. Такой формат подразумевает не только гибкий график работы, который проще совмещать с учебой, но и своеобразное продолжение обучения. Для стажера совершенно нормально чего-то не знать, его главная цель – получение новых знаний. Поэтому не надо бояться спросить совета у старших коллег, замечает Виноградов.
А самый главный плюс стажировки – возможность без опыта работы попасть в крупную фирму и попытаться в ней закрепиться.
Лучше стажировка в перспективном месте, чем штатная должность в малоперспективном. Важно не тратить время зря. Второго шанса попасть в правильное место может и не быть.
Дмитрий Прокофьев, партнер компании по поиску юридического персонала Norton Caine
По словам партнера компании по поиску юридического персонала Norton Caine Дмитрия Прокофьева, молодому юристу для успешной карьеры необходимо только одно – попасть в самом ее начале в «высокоорганизованное юрсообщество». Речь, по его словам, идет об «ильфе», ведущем «рульфе» или юрдепартаменте с качественной командой. С ним соглашается Кульков, подчеркивая, что начинающим специалистам следует идти только в фирмы с «именем».
Да, туда сложно попасть. Да, там на первых порах будут «много бить и мало кормить». Да, там помощников юристов не подпускают к сложной и интересной работе, в основном только к поиску информации и простейшим документам. Но это опыт, хорошая строка в резюме, а также с самого начала правильно поставленная техника.
Максим Кульков, управляющий партнер ЮФ «Кульков, Колотилов и партнеры»
В фирме «помельче» молодого юриста могут сразу «бросить в бой», ему придется учиться на своих ошибках, но переучиваться потом будет гораздо сложнее, уверен Кульков. Другого мнения придерживается Тимофеев. По его словам, большая и известная структура – это вовсе не обязательное требование для начала успешной карьеры, а лишь дополнительный бонус.
Я бы рекомендовал начинающему специалисту искать не компанию и должность, а конкретную функцию и дело, которым кандидат хочет заниматься.
Дмитрий Тимофеев, вице-президент ГК «ПИК» по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям
Для начинающего специалиста нет особой разницы работать в качестве стажера или же устраиваться в штат компании, говорит Даниил Тюпич из INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 15 место По количеству юристов 24 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 40 место По выручке Профайл компании × : обязанности на обеих позициях будут, как правило, одинаковые из-за отсутствия опыта. Смотреть нужно на условия, которые предлагает тот или иной работодатель, уверен эксперт.
Научные работы и социальные проекты: о чем писать в резюме
«При активном образе профессиональной жизни опыта не может не быть», – считает Тимофеев. Хороший бэкграунд – участие в конкурсах и конференциях, прохождение практики и дополнительных курсов. Весь этот накопленный багаж стоит перечислить в своем резюме.
Покажите, что вам уже что-то удалось сделать: вы стажировались там-то, научились тому-то, сделали проект такой-то, просудили для родственника или друга какой-нибудь несложный суд, провели студенческое исследование.
Артем Подшибякин, руководитель юридического департамента Inditex Russia
Такая активность свидетельствует о мотивации студента, которая очень важна для начинающего специалиста, говорит директор по правовым вопросам ППК «Российский экологический оператор» Александр Вязовик. О своем намерении развиваться в профессии не лишним будет упомянуть и прямо.
Акцентировать внимание в резюме стоит на желании работать, развиваться и получать новые знания, советует директор по управлению трудовой, уголовной, административной практиками и сопровождению исполнительного производства ПАО «ВымпелКом» Андрей Петров. Каждый из этих пунктов стоит конкретизировать. Соискатель может описать направление, в котором он видит свое профессиональное развитие, а также задачи, которые ему интересно решать уже сейчас, поясняет Марин.
Также вполне уместно упомянуть в резюме универсальные компетенции, которыми владеет кандидат. Хорошие аналитические способности и умение готовить процессуальные документы добавят «очков» претенденту, замечает Набережный.
Будьте готовы: вопросы, ошибки и главная задача на интервью
На собеседовании начинающему специалисту зададут вопросы, через которые интервьюер попытается раскрыть личностные качества претендента. Молодого юриста могут спросить о его увлечениях, о мотивации и даже об отношениях с близкими, предупреждает Марин.
Во время интервью проверяются не только профессиональные знания или навыки, но и способность рассуждать, умение анализировать, желание развиваться в выбранном направлении, изучать что-то новое.
Александр Виноградов, заместитель генерального директора «Пепеляев Групп»
По словам Тимофеева, с большой долей вероятности соискателю следует быть готовым как минимум к двум вопросам: почему вы выбрали именно эту компанию и чего ожидаете от первой работы. «Ответы на них, как и все интервью, должны быть логичным продолжением вашего резюме», – советует эксперт.
Самая большая проблема студента на интервью – это волнение.
С ней соглашается Виноградов, добавляя, что кандидаты без опыта прохождения собеседований нередко пугаются первой встречи, начинают стесняться, зажимаются и дают односложные ответы. Все это мешает соискателям проявить себя в полной мере.
Вообще, главная задача кандидата на интервью – правильно подать свои преимущества. Очень важно сделать это в меру, дать себе адекватную оценку. «Например: «Я вам подхожу на такую-то позицию, потому что хочу заниматься этой тематикой. Она меня всегда интересовала, я писал по ней курсовые работы, участвовал в профильных олимпиадах. У меня есть хороший теоретический базис, дайте мне шанс проявить его на практике». Такой подход сразу выделит кандидата из числа других, заставит к нему присмотреться получше», – подсказывает Тимофеев.
Как «зацепиться» в компании?
Молодой специалист успешно прошел все этапы отбора и занял вакансию, на которую претендовал. Как правило, главная цель стажера теперь – попасть в штат компании, а работника на младших позициях – получить повышение. Что поможет достигнуть желаемого? Первое, что нужно сделать специалисту, – подтвердить рассказанное о себе на интервью. «Если сотрудник на собеседовании был очень уверен в себе и зацепил своего работодателя именно этим, то ошибкой с его стороны будет в последующем проявить себя «мямлей», – приводит пример Тимофеев.
Также важно ответственно подходить к выполнению даже самых простых задач. «Под ответственностью подразумевают и качество работы, и соблюдение сроков, и умение вовремя уточнить детали, задать вопрос или попросить помощи коллег», – поясняет Виноградов.
Иногда бывшие студенты считают, что большое количество вопросов – это показатель некомпетентности. Это не так. Стажировка – это передача опыта. И чем больше вы будете спрашивать, тем больше получите.
Андрей Набережный, руководитель проектов МКА «Яковлев и Партнеры»
Нередко бывают случаи, когда молодой специалист не понял задание, но все равно решил попробовать. У него не получилось, поэтому в дедлайн он пришел не с готовым результатом, а с вопросом. Такой подход ошибочен, он может подвести команду. Поэтому умение по делу побеспокоить нужных людей, отсутствие барьера к этому – это очень важный навык, подчеркивает Тимофеев. В целом начинающий специалист должен быть готов много работать и выполнять самые разные поручения. Ему могут поручить и подготовку процессуальных документов, и их подачу в суд, предупреждает Цветков.
Важно никогда не отказываться от работы, выполнять ее качественно и даже с опережением срока. Можно и ночь посидеть. И не одну. Для молодого юриста это необходимое условие успешного старта карьеры. Оставляют в основном таких.
Дмитрий Прокофьев, партнер компании по поиску юридического персонала Norton Caine
Еще один необходимый навык – инициативность. Для молодого юриста важно быть активным, не стесняться, обсуждать и просить новые задачи. По словам Набережного, сотруднику нужно показать, что он готов и хочет учиться. Часто фирмы набирают кучу стажеров, половина сидит без дела, подчеркивает Кульков: «Надо самому добывать себе работу, предлагать сделать чуть больше, чем просят».
Нельзя забывать о значении социальных связей. Попадая в новый коллектив, молодые специалисты, как правило, «тихонечко сидят в уголке», мало общаются с коллегами и избегают «тусовок». Такой подход во многом мешает им «зацепиться» в компании, признается Махнева. Важно понимать, что именно коллеги могут предложить руководителю взять стажера в штат, поясняет директор по правовым вопросам корпорации «Русские машины» Александр Горлов. А если сотрудник ничем не запомнился, то и предложение такое вряд ли поступит.
К чему готовиться студенту-юристу?
Ollyy / Shutterstock.com |
25 января отмечается День российского студенчества. В честь этого праздника практикующие юристы и адвокаты поделились с ГАРАНТ.РУ своими мнениями относительно текущего состояния юридического образования в России, а также перспектив выпускников, его получивших.
В юридическом образовании пытаются ужиться две противоположности – консерватизм и современность. Консервативный подход, по крайней мере, в теории права, в целом закономерен – у классического юридического образования богатая история. Так, римское право изучали в Болонском университете еще в XII веке, а, к примеру, юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова был основан в 1755 году и стал одним из первых в Московском университете.
Но с другой стороны, право регулирует общественные отношения, которые постоянно меняются, а значит, оно вынуждено не отставать от современных тенденций и технологий. Это ему, впрочем, не всегда удается, как считают некоторые эксперты.
Именно по этой причине, надо полагать, мнения опрошенных юристов разделились – практически ни по одному вопросу, касающемуся образования, нет однозначной и четкой позиции. Хотя в этом можно найти и положительную сторону – абитуриенты, студенты и те, кто интересуется юридическим образованием, могут ознакомиться с несколькими мнениями и выработать собственное.
Проблемы юридического образования
Эксперты назвали целый ряд проблем, с которыми могут столкнуться студенты-юристы в вузах – к ним стоит быть заранее готовыми. Отмечается падение качества юридического образования, по сравнению в том числе с тем, каким оно было в СССР, снижение уровня преподавания, оторванность от современных реалий и технологий. При этом, отмечают практики, выпускники многих коммерческих учебных заведений покидают их с «корочками диплома», но без необходимых знаний. Предположительно, цель таких вузов – только получение от студентов платы за обучение.
Однако и крупные государственные вузы неидеальны. В них, в частности, можно обнаружить существенный недостаток практики.
Теория vs. практика
Владимир Постанюк |
Эксперты признают, что практики в юридических вузах недостаточно, но однозначного решения данной проблемы, как представляется, нет. В первую очередь из-за того, что перейти сразу к практике, не имея фундаментальных теоретических знаний, не получится. «Никакой практической подготовкой невозможно восполнить даже малейший теоретический пробел в знаниях», – отметил адвокат Владимир Постанюк.
В то же время, по словам коуча и тренера для юристов Юрия Зачека, упор на практику позволил бы облегчить жизнь молодым юристам и работодателям, поскольку как раз с развитием юридической науки сегодня дела обстоят намного лучше. Адвокат АБ «Матюшенко и партнеры» Дмитрий Егоров в связи с этим даже считает, что дисциплины по фундаментальным наукам – теория государства и права, философия, история государства и права должны быть сокращены в пользу как можно большего количества практических занятий, посещений судебных процессов, общения с практикующими юристами.
Виталий Субботин |
Не исключено, что это решило бы некоторые проблемы начинающих специалистов. Юристам, по словам руководителя направления «Право» Русской Школы Управления Виталия Субботина, сегодня не хватает практики составления документов, навыков ведения переговоров, медиации и выступления в судебном заседании, практических знаний по сбору и применению доказательств, управленческих навыков.
Правда, когда речь заходит о прохождении практики в рамках образовательного процесса, выявляется другая проблема. «А какова эта практика и какие требования выставлены для ее прохождения?», – поставил вопрос адвокат АБ «Матюшенко и партнеры» Сергей Романовский. Сегодня требования в данной области, по его словам, минимальны, ведь достаточно печати организации в дневнике прохождения практики, а это может быть печать любого юрлица или ИП, где якобы есть юридический отдел. И такой способ прохождения практики студенты используют часто. В связи с этим важно, считают эксперты, чтобы юридический факультет взаимодействовал с действующими юридическими компаниями, адвокатскими образованиями и госорганами, где студент действительно сможет получить практические навыки, а возможно и рассчитывать на дальнейшее трудоустройство.
В то же время отмечается, что формирование сознания юриста только на практических примерах также чревато проблемами. «Юрист, сформировавшийся исключительно или преимущественно на практике, превращается в робота, способного совершать определенные действия по заученным шаблонам», – заявил адвокат АБ «Матюшенко и партнеры» Евгений Семьянов. Он добавил, что исключительно практико-ориентированный подход в обучении юристов приводит к утрате уважения к юридическому сообществу со стороны общества и государства.
Баланс учебных дисциплин и методы обучения
Олег Головчанский |
Хороший юрист должен обладать глубокими знаниями и фундаментальных, и прикладных дисциплин – с этим согласно большинство профессионалов. «Как показывает практика, современный юридический рынок требует от молодого специалиста глубокого погружения в отдельные, специфические отрасли права и актуальные тенденции. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что на настоящий момент «прикладные» дисциплины становятся не менее важны, чем фундаментальные», – отметил ведущий юрист «Пепеляев Групп» Олег Головчанский.
Однако эксперты не рекомендуют студентам чрезмерно увлекаться слишком узкими направлениями практики. По словам Дмитрия Егорова, большой перекос в область конкретных, слишком узких специальностей при обучении может сыграть со студентами «злую шутку», если после окончания вуза выбранные направления окажутся невостребованными.
При этом учебные дисциплины, как обращают внимание юристы, не должны быть слишком оторваны от практики. «Нужна некая матрица для студентов, которая покажет, как та или иная учебная дисциплина применяется на практике, для чего она нужна юристу, клиентам, обществу. К примеру, где конкретно применяется налоговое право (юридические и аудиторские фирмы, налоговые отделы компаний, налоговые органы и т. д.)», – предположил Юрий Зачек.
К слову о теории, нередко в юридических вузах студентам дают представление о неких правовых идеалах, рассказывают, «как должно быть», в то время как на практике дела обстоят иначе. Эксперты отнеслись к этому явлению по-разному. «Такой подход является в корне неверным», – считает Дмитрий Егоров. По его словам, получается, что студенты сдают зачеты и экзамены по теоретическим дисциплинам, а на первой работе их просят «забыть все, чему учили в университете». В итоге, указал эксперт, выпускники на протяжении нескольких лет являются по сути лишь стажерами и помощниками юристов. Владимир Постанюк и Виталий Субботин, напротив, сочли такой подход правильным. Знание о том, «как должно быть», по их мнению, заложит представление о том, к чему нужно стремиться – юрист должен применять именно то, что прописано в законе. И в то же время, признали эксперты, без изучения реального положения вещей такие знания окажутся оторванными от действительности.
Юрий Зачек |
Поэтому, как отметил Юрий Зачек, уже начиная со 2-3 курса студентов должны готовить к тому, что система правосудия и правоохранительная система в современной России далеки от идеала. Чтобы реализовать такую идею, пояснил эксперт, нужно приглашать практикующих юристов и не пытаться «причесывать» реальность. «Ситуация, когда выпускники выходят с искаженным пониманием того, как работает право на практике, приводит к стрессу и дальнейшей ломке личности при столкновении с реальностью», – добавил он. Эксперт также выступил за введение обязательной психофизической подготовки будущих юристов для того, чтобы учить их работать с негативом, под давлением, в жестких временных рамках и в стрессовых ситуациях.
Опрошенные ГАРАНТ.РУ юристы также не пришли к единому мнению относительно того, насколько применимы новые форматы обучения к юридическому образованию. Например, такие, как case study (метод кейсов) или дистанционное взаимодействие преподавателей и студентов. «Личный контакт профессора и студента не может быть заменен ничем, этот метод апробирован веками», – высказал мнение Владимир Постанюк. А Юрий Зачек и Дмитрий Егоров считают, что вузам, наоборот, следует не только экспериментировать с новыми форматами, но и активно внедрять их. «Все ведущие мировые вузы уже оцифровали свои программы, и их образование и дипломы уже можно получить, не отходя от экрана собственного компьютера. Границ больше не существует», – отметил первый. «Метод кейсов является весьма прогрессивной и интересной формой обучения, которая может совмещать в себе полученные теоретические знания с импровизированной практической ситуацией, тем самым постепенно готовить студентов к самостоятельному анализу юридических ситуаций и ведению практических дел», – добавил второй.
Сергей Романовский при этом обратил внимание на возможные риски новых форматов образования. Дистанционное обучение, по его мнению, стали выбирать студенты, проходящие обучение «для галочки» либо «потому что мама заставила». Поэтому, полагает адвокат, необходим тщательный контроль при сдаче зачетов и экзаменов по такой форме обучения.
В целом восприятие новых тенденций обучения и современных технологий, как представляется, зависит от конкретного вуза. «Существуют вузы, которые «идут в ногу со временем», а есть и такие, которые считают, что консервативное образование, как вино, со временем становится лишь более востребованным», – резюмировал Дмитрий Егоров.
Профессорско-преподавательский состав и учебная литература
По наблюдениям одних юристов, в вузах слишком много теоретиков, в том числе не способных качественно преподавать прикладные дисциплины, другие считают, что хороших теоретиков, наоборот, мало. В данном вопросе важен, скорее, разумный баланс, то есть профессорско-преподавательский состав вузов, как отметил Евгений Семьянов, должен быть разным. Причем практиков, по его мнению, не стоит допускать к чтению теоретических дисциплин, а вот практико-ориентированные дисциплины могут читать теоретики и практики совместно. Следует учесть, добавил Дмитрий Егоров, что знания привлекаемых к работе вузов практиков безусловно не должны быть поверхностными и полностью приобретенными за счет практических навыков.
«Что касается возрастного состава вузов, он должен обновляться. Это естественно. Однако для роста конкуренции в этой сфере необходимо создать материально-технические условия для повышения привлекательности преподавательской работы, повышения ее престижа в общественном сознании», – указал на еще одну проблему Семьянов.
Важным вопросом образования является не только «у кого учиться», но и «по чему учиться». Современная юридическая литература, по словам некоторых экспертов, не отличается высоким качеством – «давно неэффективна» и даже «не выдерживает никакой критики». Основная проблема заключается в том, что учебники, основанные на законодательстве, быстро устаревают, что приводит к частым переизданиям и потере качества. «Переиздают каждые 2-3 года почти все учебники, практически не меняя их содержания», – поделился Евгений Семьянов, пояснив, что издание учебной литературы стало еще одним источником получения дохода.
Это, впрочем, касается не всей литературы. Дмитрий Егоров высказал мнение, что на достаточно высоком уровне находится специализированная литература, написанная опытными юристами в своей области. В то же время, по словам Виталия Субботина, нужно искать новые инструменты преподнесения юридической информации – к ним он отнес информационно-правовые системы.
Что интересно, эксперты не исключают – на качество юридического образования в будущем может повлиять введение адвокатской монополии. Так, Олег Головчанский предположил, что появление требования об обязательном наличии статуса адвоката для допуска к профессии может привести к качественному скачку в сфере юридического образования. С ним согласился Дмитрий Егоров, но при этом не исключил, что юридические вузы могут использовать заявление о перспективах адвокатского статуса в целях рекламы, причем не всегда правдивой. Он также допустил, что повысятся возможности коррупционной составляющей при обучении.
Портрет идеального выпускника юрфака
Студенту-юристу, скорее всего, придется столкнуться с перечисленными проблемами российского образования. И в этих условиях ему предстоит также решить сверх-задачу – стать молодым востребованным специалистом при высокой конкуренции. Эксперты констатируют, что выпускников юридических вузов очень много, но при этом не считают необходимым вводить ограничения, чтобы образование в данной сфере стало «элитарным».
Совсем наоборот, юристы отметили, что такое нововведение ограничило бы конкуренцию. Они напомнили о недостатках монополизации той или иной сферы: качество падает, а цены растут. Но вместе с тем, считают практики, необходимо повышать уровень юридического образования. А это формирует повышенные требования к студентам.
Кто нужен на рынке юридических услуг?
Дмитрий Ястребов |
«Как показывает практика последних лет, работодателей можно условно разделить на два основных типа: первый тип – интересует «юрист-многостаночник», в принципе готовый «закрывать» все возможные правовые вопросы, второй тип – интересует юрист-отраслевик, способный «решить» сложные задачи в конкретной области», – рассказал о ситуации на рынке главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы», к. ю. н. Дмитрий Ястребов. На собеседованиях работодателей, по словам эксперта, теперь интересует, не какое учебное заведение закончил соискатель, а какие задачи он способен успешно решать и какой метод он при этом выберет.
Нетрудно заключить, что выпускнику юрфака, желающему успешно начать карьеру, не хватит лишь теоретических знаний. Восполнить пробелы и получить представление о практике Дмитрий Ястребов рекомендует посредством:
Крайне важным эксперты считают изучение иностранных языков. «Сегодня знание иностранного языка, как минимум одного, предполагается. Для образованного молодого человека это должно быть нормой, для юриста особенно», – констатировал Владимир Постанюк. В идеале, обеспечить такое знание – задача вуза. В частности, Виталий Субботин отметил, что студентам нужно преподавать не только разговорный, но и юридический английский или даже англо-американское право на английском языке. Но если такие знания не были получены в университете, очевидно, студентам придется компенсировать этот недостаток своими силами.
Максим Крупышев |
Эксперты также считают, что выпускники юрфаков должны иметь представление о ведении бизнеса, причем с использованием современных инструментов. «Стоит осваивать такие навыки, как умение развивать бизнес и привлекать клиентов, ориентироваться в новейших информационных технологиях и законодательных инструментах – в частности, big data и онлайн-правосудие», – перечислил владелец фирмы «Юристы России» Максим Крупышев. Он также рассказал, что наиболее актуальными сейчас являются такие направления практики, как корпоративное, международное право, защита прав интеллектуальной собственности, разрешение налоговых споров, реструктуризация долгов и практика банкротства.
Алексей Головченко |
К «джентльменскому набору» в виде знаний о работе бизнеса и профессиональному владению английским языком Олег Головчанский добавил навыки в сфере программирования. По его наблюдениям, в последние годы они также требуются юристам.
Юристам также, по мнению Юрия Зачека, необходимо знание о том, как обращаться с личными финансами. «Иначе возникает ситуация, когда юристы попадают в финансовую ловушку или так называемые «золотые наручники»: работа уже не в радость, но уйти с нее не можешь, потому что ты привык к высокой зарплате, у тебя масса невыплаченных кредитов, платиновые кредитные карты, ипотеки, и т. д.», – отметил он.
Пригодится будущим практикам, по мнению управляющего партнера юридической компании «ЭНСО» Алексея Головченко, также и владение ораторским искусством. Нелишними будут дополнительные знания в сферах психологии и межличностных коммуникаций. Легко догадаться, что такой массив знаний вряд ли обеспечит даже самый лучший юридический вуз, а значит, конкурентным преимуществом выпускника должна стать активная самостоятельная работа над собой.
«Я, робот», или К чему готовиться студенту, живущему в мире технологий?
Виктор Садовничий |
Активно обсуждаемый сегодня тезис – «юристов заменят роботы». Его, разумеется, не стоит воспринимать буквально. «Никогда, мне кажется, [разрабатывая технологии. – Ред.] мы не достигнем того уровня, которым обладает человек, его мозг», – дал комментарий порталу ГАРАНТ.РУ ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. То есть в данном контексте речь идет не о каком-либо фантастическом сюжете, а о современных технологиях, которые способны выполнять рутинную работу, не требующую активного участия человека. Помощь «юриста-робота», как считает Дмитрий Егоров, действительно возможна по простым, однотипным юридическим делам: бракоразводный процесс при обоюдном согласии, взыскание долга по расписке, долгов со стороны банков и т. д.
То есть на сегодняшний день действительно беспокоиться за свое будущее стоит только тем выпускникам, которые рассчитывают составлять однотипные договоры или заполнять шаблоны исковых заявлений, меняя лишь фамилии клиентов. Виктор Садовничий обратил внимание, что за счет роботизации может измениться ситуация на рынке занятости, и это должны уловить университеты. Тем же, кто собирается стать профессионалом, готовым в том числе подходить к работе творчески, технологии должны только помогать.
Однако качества, которые действительно требуются в новых условиях от юристов, и с этим согласны многие из опрошенных профессионалов, – это гибкость и острый ум. Юрий Зачек обратил внимание, что сегодня нужно постоянно учиться, развиваться и перепрофилироваться, а также следить за новыми технологиями. Данный тезис касается, кстати, не только молодых специалистов, но и опытных. «Нам придется соответствовать, хотим мы этого или нет. Так что, пристегните ремни и держитесь крепко: будет трясти!», – призвал Зачек. По его представлениям, в будущем основными навыками юриста станут продажи, общение, коммуникации и презентации. «Юристы будут работать в максимально гибкой среде, в большей степени в виде фрилансеров, подключающихся то к одному, то к другому проекту или к той или иной фирме. У всех будут свои персональные рейтинги, и клиенты смогут сами выбирать, с кем им работать на основании отзывов», – предположил он.
Если попробовать спрогнозировать будущее и дальше, можно сказать, что юридическая профессия все же претерпит изменения, несмотря на сопутствующий консерватизм. Виталий Субботин не исключил, что скоро появится много новых специализаций юристов (например, связанных с отношениями в сфере Интернета вещей) и, если это понять сейчас, то возможно, есть шанс занять пока пустующую, но высокодоходную нишу юридической практики.
Не исключено, что за практикой подтянется и образование. Дмитрий Егоров уверен, что уже в краткосрочной перспективе в нашей стране появятся вузы, которые станут обучать студентов-юристов новым IT-технологиям, в том числе робототехнике.
Учитывая все вышеизложенное, кратко ответить на вопрос, к чему готовиться студенту-юристу, не получится. Но очевидно, будущим профессионалам нужно готовиться далеко не только к зачетам и экзаменам, но еще и к конкурентной борьбе, к меняющимся реалиям и к внедрению новых технологий.