что нужно уметь чтобы работать в цирке
Как стать артистом цирка
Многих в детстве родители водили на представления в цирк. С замиранием сердца дети наблюдали, как под куполом цирка кружили и летали воздушные акробаты, а ловкие жонглеры и фокусники удивляли своей магией. Других же привлекали смешные клоуны. Цирк – это вечный праздник, поэтому неудивительно, что юные зрители под впечатлением от выступлений артистов начинали мечтать также постигнуть цирковое мастерство.
Конечно же, лишь единицы все же воплощали эту идею в реальность. Но все же интересно, какие образование надо иметь, чтобы быть артистом цирка.
Кто работает в цирке: творческие профессии
Для начала стоит пояснить, что цирк, как и любая другая организация, имеет в своем штате огромное число специалистов самых разных направлений. И глупо будет полагать, что там работают исключительно «люди творчества». На самом деле, для того, чтобы цирк работал там трудятся рабочие сцены, административный персонал и многие другие.
Но все же обратим свое внимание для начала на творческую категорию работников. Наверно, самыми зрелищными артистами цирка являются гимнасты. С замиранием сердца наблюдают зрители за их полетами на высоте. Гимнастом может стать не каждый, к этой профессии нужно готовиться с детства. Как и в профессиональном спорте, необходимы хорошая физическая подготовка, выносливость, гибкость.
Эквилибристика – еще один вид циркового искусства, который также поражает своей зрелищностью. Эквилибристы держат равновесие в неустойчивом положении или на предметах: например, канатоходцы, или вспомните знаменитую картину Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Для того, чтобы покорить современного зрителя эквилибристы выполняют свои трюки на проволоке, велосипеде, стульях, лестнице, бутылках и других неустойчивых конструкциях. И профессия эта все еще считается достаточно опасной, пусть в современном цирковом деле никто никогда не пренебрегает правилами безопасности.
Конечно же, представить цирк невозможно без клоуна, а сама клоунада является одним из основных жанров. В цирковом искусстве клоуны работают, как правило, либо группой, либо парами, где у каждого участника четко и полно прописано амплуа, характер. Также есть и вариации сольного исполнения, но эта отдельная категория, требующая определенного мастерства. Удерживать внимание большой публики для одного артиста – достаточно сложно.
Иллюзионисты или фокусники также достаточно часто выступают в цирке. При этом они могут как работать в паре, так и давать сольные представления, где в выполнении трюков им будут помогать помощники.
Отметим, что каждая из творческих профессий цирка имеет множество специализаций. Например, цирковые клоуны могут быть пантомимистами, музыкальными эксцентриками. В целом, важно понимать, что строгого разграничения поджанров нет и поэтому артисты могут использовать в своих представлениях различные приемы.
Кем можно работать в цирке
Как уже отмечалось ранее, в цирке можно работать не только артистом и выступать с номерами, но и в других профессиях: костюмер, художник по костюмам, постановщик цирковых номеров, режиссер.
Но есть одна профессия, которая вызывает особенный интерес, хотя при этом не требует специальной физической подготовки или особых навыков, – это инспектор манежа. Он выходит перед номером и общается со зрителями. Необходимые качества для этой профессии – природное обаяние и владение ораторским искусством. И пусть может показаться, что профессия очень простая, но крайне сложно не дать заскучать зрителю в то время пока ведется подготовка к следующему номеру.
Как стать артистом цирка
Часто в цирке работают целые династии артистов. Дети воспитываются на арене цирка, тренируются с малых лет, гастролируют вместе с родителями. Например, цирковая династия Дуровых.
Получить цирковое образование можно только в Государственном училище Циркового и Эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева. Начинать подготовку лучше заранее, так как поступить в училище очень сложно.
При поступлении абитуриент проходит три этапа. На первых этапах творческого конкурса нужно продемонстрировать физическую подготовку и музыкальную импровизацию. На третьем этапе необходимо показать жюри полноценный цирковой номер. Также нужно предоставить медицинские справки, подтверждающие наличие хорошего здоровья и физических данных.
Многие артисты цирка активно тренируются, занимаются как минимум по четыре часа каждый день без выходных. В этом отношении вновь можно провести аналогию с профессиональным спортом, когда нельзя терять форму и поддерживать высокий уровень.
Как попасть в цирк работать
Попасть в цирк в качестве артиста не так просто. Например, акробатика является основой всего циркового искусства. Поэтому заниматься акробатическими номерами и гимнастикой нужно с детства.
Советы для будущих цирковых артистов:
Нужно понимать, что жизнь циркового артиста требует постоянные перемещения по стране и миру. Поэтому артисту цирка нужно быть готовым к жизни на чемоданах.
И немного попроще тем, кто хочет работать в цирке, но не выступать перед зрителями. Как уже ранее отмечалось, в цирке традиционно работают целыми династиями, поэтому «новые лица» там появляются относительно редко по сравнению с другими организациями. Так что текучка кадров там достаточно своеобразная. Поэтому если есть желание поработать по ту сторону цирковой арены, можно поработать в цирке инженером, поваром, разнорабочим и т.д.
Описание профессии дрессировщик в цирке — где учиться, зарплата, плюсы и минусы
Человек, который любит общаться с животными и хочет совместить своё увлечение с работой, может стать успешным дрессировщиком в цирке. Описание профессии, где учиться, зарплата, плюсы и минусы, а также основные характеристики помогут больше узнать об этой необычной специальности. Её представители занимаются тренировкой различных животных с целью последующего выступления перед зрителями.
Направления деятельности
Дрессурой называется комплекс специальных действий, которые помогают выработать у животных условные рефлексы и навыки. Наиболее часто она применяется в цирке, где тренер (дрессировщик) учит своих подопечных выполнять различные команды. В дрессуре выделяют 3 основных направления, которые отличаются друг от друга методом достижения нужных результатов:
Преимущества и недостатки
Чтобы понять основные характеристики профессии, нужно назвать её положительные и отрицательные стороны. У работы дрессировщика довольно много и тех и других. Главные достоинства:
Человек, который хочет связать жизнь с этой цирковой профессией, не должен забывать о её недостатках. Они могут превратить работу в настоящее испытание, с которым справится далеко не каждый.
Основные недостатки:
Важные личные качества
Чтобы дрессировать животных, нужно иметь определённые личные качества. Без них шанс добиться успеха будет минимальным. Необходимые качества:
Предъявляемые требования
Дрессировщику надо много работать с животными. Из-за этого он должен обладать определёнными навыками и знать все особенности своих подопечных. Только в этом случае специалист сможет хорошо справляться со своими обязанностями. Список требований:
Основные обязанности
В большинстве случаев мастера дрессуры работают с одним видом животных, поэтому в круг обязанностей специалиста входит небольшое количество функций. Главные обязанности:
Места работы, зарплата и карьера
В большинстве случаев дрессировщиками становятся дети работников цирка. Они часто являются представителями целой династии и продолжают дело своих родителей. Из-за этой особенности дрессировщики в цирк требуются довольно редко, многим специалистам приходится осваивать другие профессии, связанные с животными (например, стать кинологом). Возможные места трудоустройства:
Зарплата дрессировщика зависит от статуса цирка и его популярности среди граждан. В большинстве случаев размер оклада составляет 30—50 тыс. рублей. Однако наиболее востребованные специалисты могут получать в 2—3 раза больше. Примерно такие же зарплаты у кинологов и работников других сфер.
Карьерная лестница дрессировщика очень короткая. Единственное, чего может добиться специалист, — популярности у зрителей. Для этого ему нужно много работать и постоянно совершенствовать своё мастерство.
Способы обучения профессии
Чтобы получить профессию дрессировщика, нужно окончить цирковое училище или специализированный колледж. В России таких учебных заведений мало, поэтому поступить в них бывает довольно трудно. Чтобы увеличить свои шансы, нужно заранее узнать, какие предметы сдавать на экзаменах. В большинстве случаев их список ограничивается зоологией и психологией. Лучшие училища и колледжи:
Альтернативным вариантом станет обучение в вузе по специальности «Цирковое искусство» или «Кинология». Такие направления есть более чем в 100 высших учебных заведений России. Наиболее популярные вузы:
Дрессировка животных — это интересное и ответственное занятие, которое некоторые люди превращают в свою профессию. Такая работа требует выдержки, больших затрат времени и сил.
При этом результат труда радует не только специалиста, но и любителей цирка.
Как устроиться в цирк и остаться там работать.
Пикабушник @Andrey, попросил пост про атмосферу цирка, как туда попадают.
Текстом атмосферу я думаю хорошо передать не получится. Вот объясни, как я должен передать запах в цирке? запах преющих опилок и сырости. Причем даже самый самый капитальный ремонт не помогает. Я не знаю почему. Может вентиляция плохая. Да и само внутреннее устройство цирка слишком обширно, чтобы уместить в один пост. В цирке не только артисты работают, по мимо артистов там очень много служб. Цирк — это не только репетиции и представления. Мы переезжаем из города в город постоянно, а так же отмечаем праздники, создаём семьи, потом разводимся. Ничто человеческое нам не чуждо))
В России есть как государственный цирк — РосГосЦирк, так и частные цирки. Самые известные частные — это цирк на цветном бульваре (Максим Никулин, сын Юрия Никулина), Цирк на ул. Вернадского. (братья Запашные). Я буду рассказывать в первую очередь про РосГосЦирк, т.к проработал там 5,5 лет. Ушел я из ГосЦирка в августе 2013 года.
Работать в цирк, можно попасть простым способом. устроиться туда на работу. Объявлений например в ВК в тематических группах предостаточно. Люди в цирк требуются всегда (зависит от должности). В цирке по мимо артистов и танцоров, есть и различные службы. Самая текучка кадров — это конечно рабочие по уходу за животными, или как в цирке их называют — служащие.
В обязанности служащего входит: уборка у животных, кормежка, чистка места, где содержаться животные, участие в репетициях и в представлениях.
Животных в цирке прямо скажем не мало и они разнообразные и всех перечислять смысла нет.
В служащие в основном идут люди без образования (9-11 классов или в лучшем случае закончили профтехучилище.) и как правило не горящие желанием работать (лентяи). Поэтому даже, если в порядке исключения в цирк устраивается парень или девушка, которые исполнительные (девушкам я бы не рекомендовал устраиваться в цирк в качестве служащей), и которые не привыкли к агрессивной среде, то к ним в любом случае будут относится точно также как и к остальным. В цирке не матерятся, там матом разговаривают.
Среднестатистический рабочий день выглядит следующим образом:
Начало работы зависит от типа животных, поэтому, кто-то обязан приходить к 5 утра, а кто-то может приходить и к 12:00. Ну и еще от дрессировщика зависит.
Раньше всех в цирк приходят тот, кто ухаживает за конями (кобыл в цирке не используют) это где-то 4:45 — 05:00. За час служащим нужно успеть почистить стойло, почистить коней, от опилочной пыли, покормить коней, сделать так, чтобы конь сходил в туалет, ну и потом еще раз стойло почистить. (тоже самое касается и верблюдов, зебр, и т.п)
В 05:30 — 06:00 начинается репетиция. Среднее время репетиции — час. Разумеется, что некоторые репетировали бы и больше, но больше не получится, потому, что в коллективе (в труппе. самое забавно, ты в цирке никогда слово «труппа» не услышишь. Используют слово «коллектив») репетиции расписаны на весь день, и получается, что манеж занят с утра до вечера
в 07:00 заканчивается репетиция. После репетиции, коней долго отшагиваю, т.е в закулисной части водят коней по кругу, чтобы восстановить им пульс, чтобы они остыли, ну и т.п. В общем тоже самое, что и для людей упражнение на дыхание. Потом коней ведут в стойло, дают им попить, оставляют немного сена (их же в 5 утра кормили уже). Рабочие заметают еще раз конюшню. Да, конюшню метут много раз за день. Потом начинают мыть морковь и перебирать сено, чтобы покормить уже в обед. Качество продуктов зависит от дирекции цирка. В некоторых городах в директорах сидят люди, которых просто поставили, потому, что они «удобные» Москве, а именно так называемому главку (центральному офису российской государственной цирковой компании.) Поэтому сено могу привезти гнилое.
примерно к 11:00 дня рабочие заканчивают все приготовления к обеду для коней и у них может быть свободное время, а может и не быть, т.к очень часто, что-то ломается, и это надо ремонтировать. Потом у животных обед, а вот после обеда если ничего экстренного нет, то всех кроме дежурного по конюшне отпускают. Где-то примерно в 14:00 тебя могут отпустить до 18:00. В это время делай, что хочешь. Можешь пойти по городу погулять, можешь с гостиницу спать пойти, но к 18:00 должен уже быть на конюшне. До 21:00 ухаживают за конями. Чистить, подметать, кормить, поить, и т.п. В 21:00 как правило конец рабочего дня, и всех кроме дежурного отпускают в гостиницу, дежурный же или до полуночи сидит на конюшне, или там ночевать остается, отводится место в комнате на конюшне, и рабочий остаётся ночевать там.
Это я описал день когда нет представления, если же представление есть, то рабочие как правило никуда не уходят, потому, что еще нужно готовить реквизит к представлению и следить за животными в оба глаза, чтобы не дай бог не испачкались. Но благодаря политике РосГосЦирка, который считает, что цирк это убыточное предприятие (разумеется на самом деле это не так), в данный момент за месяц порой даже 20 представлений не получается.
На этом думаю все пока. Разумеется я могу и дальше писать, но будет слишком длинно я думаю. P.s Я описал только примерно как ухаживают за конями, но в цирке же есть и другие животные, собаки например, и у рабочих по уходу за собаками будет другой график (да, точно так же в цирке целый день находится)
В деле: работа в цирке
Сибдепо представляет следующий материал проекта «В деле». Мы расспрашиваем людей разных профессий о том, что скрыто от посторонних глаз, бываем на производстве и сами на время меняем работу, чтобы выяснить, как всё устроено.
Ещё до новогодних праздников Кемеровский цирк активно рекламировал специальную программу – «Новогодняя сказка в гостях у Йети». Грандиозное шоу с танцующими бизонами, прыгающими через барьер петухами и управляющими мотоциклом яками мало кого оставило равнодушным. Корреспондент Сибдепо устроилась на работу в Кемеровский цирк специалистом по уходу за животными и увидела другую сторону красочного представления. Об избитых животных, страхах циркового рабочего и бесконечных фекалиях — в нашем материале.
Собеседование
Объявление о вакансии специалиста по уходу за животными в Кемеровском цирке я нашла на одном из сайтов, посвящённых трудоустройству. Работнику обещали зарплату в 20 000 рублей ежемесячно, от него лишь требовалось спокойно отнестись к командировкам. Я позвонила по указанному номеру. Трубку взяла приветливая женщина: «Анжелочка, поймите, работа тяжёлая, нам мужики нужны». Я уточнила, что входит в обязанности специалиста по уходу за животными. «Сказать вам прямо? Г*вно убирать — такие обязанности», — ответил милый голос на том конце провода. Я сообщила, что это меня ничуть не пугает, и я готова в любой момент приступить к работе.
Она позвонила через неделю и в срочном порядке пригласила на собеседование. Обладательница приятного голоса оказалась заслуженной артисткой России, Инессой Эльворти. Они с мужем Юрием, тоже заслуженным артистом – представители одной из немногих в России цирковых династий. Их программа «Царские забавы» известна не только в нашей стране, но и за рубежом. Супруги дрессируют собак, медведей и птиц.
Знакомство с подопечными
Инна (так все называют Инессу) встретила меня в цирке и сразу же повела на экскурсию. Мы зашли в дверь с табличкой «Вход только работникам цирка по пропускам». Я почувствовала резкий запах фекалий. Артистка, видимо, заметила мою реакцию и сказала: «Вот так пахнет наша работа. Вас не смущает? Ничего, привыкните. Я вот уезжаю по делам в Москву или ещё куда-нибудь, и думаю: где этот родной запах?» Кстати, фразу «Ничего, привыкните» Инна повторила ещё раз десять. Кроме запаха, мне нужно было привыкнуть к постоянному страху перед хищниками, подъёму в пять утра, выступлениям перед публикой и 11-ти собакам, для которых, как оказалась, с этого дня я должна быть мамой.
Когда мы зашли в комнату, мои новоявленные «дети» громко залаяли, что меня до ужаса напугало. Это были 11 псов: 5 далматинцев, 3 колли, 1 пудель и 2 дворняги. Каждый заперт в своей клетке, в которой собаки могли только стоять, лежать или сидеть: их «апартаменты» не велики по размеру. Рядом находился вольер, в котором гуляли 2 собаки колли. В этой же комнате в небольшой клетке жил медвежонок Джин.
Экскурсия продолжилась в другом помещении, там в вольерах жили птицы, рядом с ними ютился большой медведь Винни. Пока Инна рассказывала мне о цирке, одна утка напала на другую: запрыгнула сверху и принялась активно её клевать. На плечо Инны откуда-то сверху «упала» голова страуса, который, видимо, захотел внимания. Инна погладила его по шее.
Для новичков закулисье цирка — некомфортное место. Пока Инна что-то рассказывала, сзади раздался какой-то звук. Я подскочила. «Всё хорошо, здесь постоянно шумно»,- успокоила меня артистка и сообщила, что сейчас придёт её муж — дрессировщик Юрий, и мы пойдём к инспектору по кадрам оформлять меня на работу.
Пока мы ждали Юрия Эльворти, Инна познакомила меня с молодым парнем Колей, которого несколько дней назад тоже приняли на работу.
Трудоустройство
Юрий отвёл нас с Колей в гримёрку, в которой висели десятки разноцветных костюмов. Их, как рассказала Инна, она сшила сама. Там же я написала заявление «на должность ассистента артиста в номере с собаками с исполнением обязанностей специалиста по уходу за животными». Бумагу тут же отнесли инспектору по кадрам.
Инна ещё долго расспрашивала меня о личной жизни и отношению к животным. «Главное, чтобы не было вот этих сантиментов: я скучаю по маме, я люблю того парня. Терпеть не могу эти сопли. Я к этому по-другому отношусь, легко оставляю прошлое позади. Так что звоните всем своим мальчикам, скажите — всё, я уезжаю на гастроли с цирком, до свидания!».
Артистка рассказала также, что многие работники, вроде меня, после нескольких лет уборки фекалий оставляют должность ассистента и становятся дрессировщиками. Только нужно хорошенько потрудиться.
Вечером Инна позвонила мне и пригласила на репетицию.
Первая репетиция
Репетиция началась в 8 утра. То, что я тогда увидела на манеже, меня, мягко говоря, шокировало. За кулисами на очень коротких цепях были привязаны собаки, каждый пёс норовил сорваться с привязи и откусить какую-нибудь часть меня. Возле манежа на цепи сидел медвежонок Джин, который постоянно открывал какую-то крышку в полу и ковырялся в земле, за что получал по спине палкой от работников цирка. По манежу туда-сюда бродили птицы: утки, гуси, курицы и страус. Я села на пятый ряд, боясь, что меня кто-нибудь съест.
Инны на репетиции не было, работал только Юрий (артистка появлялась лишь на выступлениях). На прогоне Юрий отдавал распоряжения — и животным, и людям. По его указанию работники приводили кого-нибудь из четвероногих артистов. Собак на манеж тащили силой за ошейник и ставили на исходную точку, остальное по команде дрессировщика они делали сами. За каждое правильное действие псы получали награду — кусочек мяса, немного сухого корма или печенье (еда для животных заготавливалась заранее). В придачу к угощениям Юрий одаривал животных похвалой: «Ай, бравушки, ай, молодец, Джекуся! Ай, умница!». Если собаки что-то делали не так, дрессировщик бил их по лапам палкой и кричал: «Апорт, апорт! Обленился, совсем, скотина!», и грозно ругался матом.
В это время птицы гуляли по манежу и испражнялись. Ассистенты еле успевали вытирать их экскременты тряпкой. По очереди репетировали далматинцы, колли и полугодовалый медвежонок Джин. Последнему доставалось больше всех: он настойчиво отказывался стоять на задних лапах, особенно ему не нравилось кувыркаться по радиусу манежа. Он выл, сквозь намордник, и пытался освободиться от рук дрессировщика. Его держали двое – Юрий и помощник Саша. Они хватали зверя за уши и силой переворачивали через голову. Перед медведем стояла ассистентка Нина, она кормила медведя сгущёнкой из ложечки за каждый кувырок.
Джин ещё не выступал, а только учился трюкам, поэтому нуждался в «правильном» воспитании. Когда медведь пытался напасть на дрессировщика, тот сажал его на цепь и бил по спине палкой. Джин выл от боли, но ничего сделать не мог. История повторялась на каждой репетиции.
Единственная, кто не участвовал в прогоне, — это страус Лейла. Она просто мешала всем работать, бродя по манежу, за что постоянно получала по боку, заднице или шее. Лейла чаще других птиц гадила, за что ей тоже доставалось. Работница Нина из-за этого причитала: «Зачем я тебя кормила, скотина такая, сколько можно ср*ть?»
В общем, в тот день я увидела настоящий беспредел, который для работников цирка был привычным, ежедневным бытом. Тогда я ещё не подозревала, что скоро тоже буду таскать собак за ошейник и убирать фекалии Лейлы с манежа.
Коллеги
Артисты уехали в Москву по делам. Я начала работу в их отсутствие, меня заверили, что с этого дня я зарабатываю деньги, хотя договор подписан так и не был, о размере зарплаты я знала только со слов Инны. Она пообещала утвердить мою кандидатуру в Москве — так требуют правила, и только тогда моё трудоустройство оформят, как положено.
Ознакомиться с обязанностями специалиста по уходу за животными мне помогли Саша из Иваново (в цирке 5 лет) и Нина из Рязани (в цирке 9 лет). Они позволили мне прийти на час позже — к девяти утра. Дожидаясь своего наставника Сашу, который, как позже выяснилось, проспал, я проштудировала Интернет на тему: «Что делать, если на тебя напала собака». Усвоив основные правила, я отправилась в гостиницу для рабочих и артистов, которая находится в цирке, чтобы разбудить Сашу. Он жил в маленькой очень скромной комнате вместе с котом, которого, как мне потом рассказали, он подобрал в одном из городов на гастролях. Кстати говоря, проживание в гостиницах для работников цирк предоставляет бесплатно.
Прежде чем начать работать, Саша предупредил: «Смотри, с собаками не сюсюкайся. Бери палку. А иначе сядут на шею, особенно далматинец Джек, он вообще придурок, постоянно лает. И будь осторожнее с Царём и Цезарем — они самые злые». Такие наставления мне пришлись не по душе. До этого я вообще никого никогда не била и не собиралась бить животных. Саша дал мне кофту Светы, которая работала до меня, чтобы собаки быстрее ко мне привыкли. Он показал мне, как надо пинать под зад колли Филю, который, бросив жалостливый взгляд, отказывался заходить в свою клетку.
В один из рабочих дней ко мне обратилась администратор Кемеровского цирка. Она поняла, что я новенькая, и принялась отговаривать меня от работы здесь. К женщине присоединился ещё один сотрудник. Они уверяли меня, что в цирке работают те, кому не жаль времени, у кого нет ни дома, ни семьи, ни целей: «Здесь работают пропащие люди, здесь все пьют. И думаешь, легко тут работать? Молодая красивая девочка, от тебя же г*вном будет пахнуть!»
Питание животных
Моя работа заключалась в том, чтобы накормить собак, погулять с каждым по очереди на специальной огороженной территории, потом почистить клетки и почесать троих колли, по необходимости вымыть далматинцев.
Больше всего меня удивил размер порций, которые псы получали два раза в день: каждой собаке полагалась небольшая горстка сухого корма, залитого водой из-под крана. Моя кошка, которая весь день валяется дома, ест в три раза больше. Я из жалости к псам увеличила порции в два раза, и по очереди поставила миски с едой в собачьи клетки.
В отличие от собак, остальные животные цирка Эльворти питаются хорошо: медведи получают большие порции рыбы, фруктов, орехов и овощей. Птицы тоже не обижены: в их рацион входят пшено и мясо. Все продукты предоставляются за счёт федерального бюджета. Раз в неделю их привозят в цирк на машине. Все яства, кстати, очень хорошего качества — картофель и морковь, мясо и рыба, груши и яблоки.
Один раз работники дали мне с собой немного продуктов: моркови, яблок и рыбы. По их словам, дрессировщик этого не запрещает, раз в неделю кто-нибудь один из ассистентов может взять себе мясо. Два раза мне разрешили покормить собак морковью, каждому дать по одной штуке. Псы были невероятно этому рады. Меня удивила забота работников о чистоте пищи, которую получают животные. Фрукты и овощи должны быть тщательно вымыты, миски — тоже.
Самым сложным в первый день работы было забрать грязные миски обратно. Мучилась я минут 30, но всё обошлось. И, действительно, через пару дней я ко всему привыкла и научилась легко отличать, казалось бы, одинаковых далматинцев Царя, Цезаря и Джека.
Кормить собак нужно было два раза в день: в дни без репетиций в 9 утра и в 6 вечера. Перед прогоном давать собакам корм строго запрещено, иначе они будут плохо работать.
И еще отметила такой парадокс: Росгосцирк кормит животных, но не покупает. Все собаки, бизоны, лисы куплены на собственные средства дрессировщиков. Как мне рассказали, далматинцев, птиц и медведей Эльворти купили в разных городах. Иногда животных артистам дарят.
Выгул животных
В цирке есть специальное огороженное место для выгула. Туда я выводила собак по одному, с далматинцами нужно было гулять не долго — они очень быстро замерзают. А колли могли бродить по территории цирка бесконечно. Через неделю я уже знала, как «ходит в туалет» каждая собака: например, Джек перед тем, как «сходить по большому», бегал из стороны в сторону и кружился, а Сэм — царь горы, ему нужно было обязательно забраться на возвышенность перед тем, как усесться. Гулять с собаками мне иногда помогал Коля, он брал одного пса, а я — другого, во время прогулки мы обсуждали, как какая собака гадит. «А ты замечала, что Джек всегда ср*т пирамидами?», — спрашивал Коля. После того, как все собаки сделали свои важные дела, я брала совок и веник и собирала все отходы жизнедеятельности.
Сам Коля после каждой репетиции выпускал на улицу медвежонка Джина, но резвился зверь только на привязи. На прогулке с животным играл наш наставник Саша: забирался на медведя сверху и валялся с ним в снегу. «Медведь должен тебя бояться, надо показать ему, что ты сильнее», — говорил Саша новичку.
Я быстро подружилась с собаками, даже со злыми Царём и Цезарем. Псы настолько понимали меня даже по взгляду или жесту рукой. Иногда я баловала своих подопечных сосисками, которые приносила из дома. Собаки встречали меня, виляя хвостом, каждый просил ласки и внимания.
Репетиции
Когда артисты вернулись из Москвы, график работников цирка Эльворти изменился: начались репетиции. За день до моего первого представления состоялся генеральный прогон с артистами из других трупп. Тогда я впервые посмотрела всю программу «Новогодняя сказка в гостях у Йети»: бизоны, яки, козы, дикие кошки, дикобразы.
Репетиции длились несколько часов и проходили с 8 утра, поэтому работники приходили к 7 утра, чтобы успеть приготовиться. До прогона я гуляла с собаками, чтобы они не испражнялись во время репетиции. Потом я стелила на место каждого пса возле кулис клеенки, на случай, если они сходят под себя. Потом одевала собак в костюмы. Собаки, конечно, были не очень довольны и всё время хотели есть. Я втихаря давала им немного корма.
До репетиции работница Нина меня сразу предупредила: «Юра будет ругаться, материться, не обращай внимания. Он так всегда, это нормально. Когда я только устроилась — 9 лет назад, он на меня тоже кричал. Я поплачу и успокоюсь. А сейчас уже всё равно!»
Каждый раз Юрий прогонял все трюки с собаками, птицами и медвежонком Джином. Как мне рассказали, обучать животных начинают с самого детства, давая их костям окрепнуть. Работать четвероногие артисты начинают примерно с полугода. Дрессировщик показывает им, что нужно делать, при этом подкармливая и угрожая палкой, пока они сами не научатся трюкам.
В день первой репетиции сначала Юрий обращался ко мне очень вежливо, объяснял, как и что я должна делать: привезти собак к манежу, посадить куриц на катапульту. Это такой номер: на двух колли с катапульты запускается петух и кукарекает. В награду птица получает корм, который клюёт прямо с собаки.
Генеральный прогон
Перед первым выступлением я ужасно волновалась и даже записала последовательность своих действий на бумаге, чтобы лучше запомнить. Мой напарник Коля тоже очень переживал. Хотя ему нужно всего-то было выкатить дерево с птицами, а мне вывести несколько собак на манеж и загнать страуса в клетку. Кстати, только на представлении я поняла, зачем нужен страус Лейла. На её тонкую шею надевают юбочку, и она скачет по манежу, пока её не загонят за кулисы.
Мы репетировали с 8 утра. Юрий должен был показать, каким будет номер после урезки. «Он и сам нифига не помнит»,
— прокомментировала Нина. На этот раз дрессировщик был не в настроении: доставалось и животным, и нам. По словам Нины, у далматинца Цезаря, которому было больше 10 лет, болела лапа, поэтому он плохо выполнял некоторые команды: «Я сколько раз Юре говорила, что собаки старые, нужно с ними помягче, или перед выступлением ставить Цезарю укол, но ему всё равно, лишь бы работал».
Цезарю доставалась постоянно, особенно по больной лапе, которую он не мог ровно держать. От голоса дрессировщика он дрожал, как лист, выполняя команды изо всех сил. В тот день не повезло и фазану Федьке, тот не подчинялся командам Юрия и не прыгал через барьеры. Артист швырял его за лапы, бил палкой, приговаривая: «Какой же тупой!». Смотреть на это было невозможно, я сказала Нине: «Жаль птицу». Она ответила: «Это ещё что! Я боюсь одно перышко у птиц повредить, а этот иногда бьёт, пока они не сдохнут. Будешь работать, увидишь».
Я, кстати, читала статьи про номер Эльворти, про невероятных дрессированных птиц, которые всё понимают. Как мне рассказали, петухи или фазаны знают только язык боли или просто помнят, что скоро их ждут угощения. На вопрос, почему тогда Юрий разговаривает с птицами, работники только махнули рукой. Чтобы пернатые сидели на своём месте во время выступления, их сначала привязывают и подкармливают, пока они не привыкнут.
На генеральной репетиции всё пошло не так. Я не ожидала, что всё нужно делать так быстро — за несколько минут проходит всё выступление. К тому же, Нина перепутала похожих далматинцев Царя и Джека, а один из них вообще убежал. В общем, наш выход получился неудачным. Дрессировщик Юрий назвал меня дурой: «Всё понятно с тобой, у тебя мозгов нет».
За меня заступились работники из другой труппы: «Некоторые годами работают и тупят, а тут девочка первый раз».
Директор цирка осталась недовольна выступлением на генеральной репетиции и урезала нашу программу вполовину.
Закулисье
За полчаса до представления работники выводят животных из комнат и привязывают возле кулис. Так что в коридоре перед выступлением стоят бизоны и пони, а возле манежа клетки с пумой и собаками. Птиц привязывают скотчем к тому месту, где они должны сидеть. Артисты переодеваются всего за несколько минут до шоу, видимо, чтобы не запачкать костюм. Ассистенты тоже должны хорошо выглядеть, мне, например, выдали чёрную блестящую рубашку и велели принести чёрные брюки.
Во время выступления за кулисами ужасная суета: кто-то приводит-уводит животных, кто-то ведёт их на манеж, кто-то просто громко матерится и говорит, что устал. Тихонов младший объясняет своему отцу, что его прозрачная кофта сексуальная, а тот пытается убедить его надеть приличную рубашку. Ведущий кричит, что забылся и бежит на манеж. Работники ловят бизонов, которые только что ушли с глаз зрителей, с помощью огромных железных щитов, потом ведут их за рога, предупреждая всех, если бизоны заходят кого-то забодать, животное весом 500 килограммов они вряд ли смогут удержать. На меня чуть не напал як со спины, пока я мирно с кем-то беседовала.
Далматинец Джек, видимо, тоже перенервничал, обмочился и весь вымазался в грязи. Он прыгнул на меня и запачкал рубашку. Инна прокомментировала: «Это ещё ничего, иногда птичка на меня во время представления гадит. Так и выступаем — все в г*вне».
Минута позора
Сначала я всё сделала правильно, но потом раньше вывела Джека, тот оказался умнее и утащил меня за собой в кулису. Выглядело всё это, конечно, не очень красиво. К тому же, в спину мне прозвучал комментарий Юрия: «Ну тупая!». Люди из-за громкой музыки ничего, естественно, не слышали. А дрессировщик не прекращал ругаться сквозь широкую улыбку.
После нашего выступления я увидела, как красавец дрессировщик Виктор Тихонов приближается ко мне. Я обрадовалась, что он, наконец, со мной заговорил: «Там ваша птица такую кучу наложила, убери г*вно». Я направилась к манежу с тряпкой, молясь, чтобы среди зрителей не оказалось моих знакомых. Мой костюм, кстати, к тому моменту весь был в опилках и грязи.
После шоу коллеги поздравляли меня с дебютом, успокаивали, что ничего страшного в моей неудаче нет, и скоро я всему научусь. Один из рабочих сказал: «Это ты считаешь, что всё плохо вышло. А зрителям пофигу, они смотрят на животных, умиляются и думают, что всё так и должно быть».
Остальные выступления Эльворти, в которых я участвовала (обычно их было два в день — в 12 и в 16 часов), идеальными назвать сложно: из рук артистов улетел дрессированный ворон, я выпустила собаку раньше времени, и Юрий опять сквозь зубы обзывал меня последними словами. В другой раз собак, которые должны были выйти на манеж, кто-то увёл назад в клетки, и артисты стояли без дела несколько минут, ожидая выхода псов.
Страх и опасность
В мой первый рабочий день ассистент Саша сказал: «Работа не сложная, только каждый раз «День сурка». Он был прав, через неделю — все события и истории слились в одну большую кучу. Меня уже не пугала реплика «Быки идут!», я стояла на месте, пока они проходили мимо. Тем более, в коридорах цирка не раз приходилось случайно встречать верблюда или бизона.
В цирке притупляется чувство страха. Хотя работники часто подвергаются атаке животных. На моих глазах, казалось бы, безобидный пони сбил с ног мужчину и начал топтать его копытами по лицу. Беременная работница жаловалась, что ей приходится общаться с яками и бизонами, а в последнее время даже лама ведёт себя агрессивно и пытается на неё напасть. По словам одного из сотрудников цирка, которому приходится работать с медведями, лучше оформить себе медицинскую страховку. По справедливости те, кто ухаживает за хищниками, получают надбавку за опасность.
«У нас был коронный номер: медведь выходил на манеж со мной на руках, — рассказала Инна Эльворти. — Сколько раз он мне ломал рёбра, один раз прямо во время номера он оторвал мне палец, кровь лилась ручьём, но я улыбалась и выступление закончила. Каждый раз выходишь на манеж и боишься… А что делать? Это ведь работа». Она показала палец, на котором были видны швы, и рассказала о династии Эльворти, мать Юрия — известная цирковая артистка, она дрессировала белых медведей: «У неё тоже по всему телу шрамы от когтей медведей».
Увольнение
Дрессировщик не возражал, и как только прилетел из Москвы, пригласил меня к инспектору по кадрам. Как я ни просила, трудовой договор мне так и не показали, заявление об увольнении тоже писать не пришлось. Сначала мне вернули трудовую книжку с записью, на следующий день — зарплату за две недели работы — 7500 рублей. По моим подсчётам, я должна была получить больше 10 000 тысяч, ведь меня принимали на работу с окладом 20 000 рублей. Инспектор по кадрам заявила, что меня, видимо, обманули, потому что на самом деле зарплата специалиста по уходу за животными — 14 500 рублей в месяц. Артистка Инна, скорее всего, назвала мне сумму, в которую включены доплаты за переезд из одного города в другой.
До того, как прийти в цирк, я прочитала несколько возмущённых текстов защитников животных. Мол, это место – ад, концлагерь для зверей. И как могут люди, которые бьют и держат в неестественной среде медведей, собак, лисиц и быков, заявлять, что любят животных?
Это не совсем так: я своими глазами видела, как цирковые звери получают ласку и заботу. Все они ухоженные и накормленные.
С другой стороны, звери проводят в тесных клетках 90 процентов своей жизни. Запуганные и униженные хищники вынуждены стоять на задних лапах или танцевать ради куска мяса или из страха перед палкой дрессировщика. Ради трюков животных бьют, но я не видела, чтобы кто-то избивал их до крови.
По мне так работа и жизнь в цирке противоестественна не только для животных, но и для людей. Артисты и их помощники не могут иметь полноценную семью и дом из-за частых переездов, они каждый день рискуют жизнью.
В мой последний рабочий день ассистентка Нина сказала: «Ну, вот и отмучилась ты, можно сказать. Конечно, на такой работе, ещё и с таким начальником. Мы уже привыкли, а ты-то как натерпелась».
А я, выйдя из здания цирка в последний раз, подумала: «Слава богу, меня никто не съел».
Если вы хотите поделиться секретами своей профессии, звоните по телефону Сибдепо: 900-800.