в каспийске в море что за здание

«Каспийский форт Боярд»: чем на самом деле является странная заброшенная постройка

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

В 1931 году на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) было принято решение о строительстве нового завода №182 в 18 км от Махачкалы. Предприятие будет заложено уже в 1932 году и получит в последствии название Дагдизель. На сегодняшний день этот завод остается старейшим и одним из крупнейших на территории Дагестана. Во времена Советского Союза предприятие было ведущим заводом по производству дизельных агрегатов и торпед (а также необходимого оборудования).

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

В 1934 году началось строительство еще одного цеха. Он получил обозначение «№8» и в последствии стал одним из наиболее засекреченных мест советской довоенной «оборонки». Строительные работы были завершены уже к 1938 году и на предприятии сразу же закипела работа по разработке, созданию и тестам торпедного вооружения для кораблей и подводных лодок. Именно здесь советскими инженерами были созданы самые грозные противолодочные и противокорабельные боеприпасы.

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

Отличительной особенностью цеха №8 было то, что возвели его прямо посреди Каспийского моря в 2.7 километрах от побережья. Для того, чтобы построить завод, пришлось сначала создать котлован, а затем установить каменное основание, на которое и был поставлен секретный цех. Посреди моря отделение завода строили не только для обеспечения секретности, но и для простоты проведения испытаний.
Высота цеха над фундаментом (вместе с вышкой) составляет 42 метра. Суммарная рабочая площадь – 5 тысяч кв.м. Помимо непосредственно цеха в отделении завода Дагдизель было построено общежитие, библиотека, кинотеатр, зона отдыха, столовая, лифт, испытательская лаборатория.

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

Интересный факт : испытывали в лаборатории цеха №8 Дагдизель не только торпеды.

Здесь тестировали многие другие виды вооружения, выпущенные по всей стране.
Секретный завод работал всю войну. Только в 1941 году здесь было выпущено более 3200 парогазовых торпед. О предприятии знала немецкая разведка. Хотя линия фронта до Каспия не дошла, люфтваффе регулярно бомбило этот регион. Досталось от авианалетов и 8-му цеху. Несмотря на это, завод продолжал работать.

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

Все изменилось в 1950-е годы. Парогазовые торпеды, как вид эффективного вооружения стремительно устаревали. Заводской цех и лаборатория стали постепенно терять свою актуальность. В 1966 году подразделение окончательно закрыли за ненадобностью, а испытательную лабораторию перенесли на Черное море. Все документы были забраны КГБ в архив или уничтожены. Спустя 10 лет в закрывшемся цеху произошел пожар. После этого было принято решение использовать остатки 8-го цеха для проведения учебных стрельб.

Сегодня «восьмерка» стоит заброшенной постепенно разрушаясь под действием времени и стихии. Данное место стало настоящей Меккой для многих любителей заброшенных советских заводов и прочих экстремалов.

Видео

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Каспийский форт Боярд: тайна, которой не было

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

Фото: Сабир Абдурахманов

«Дагестанский форт Боярд» — называют местные жители это загадочное сооружение, одиноко стоящее прямо в Каспийском море. «Закрытый» восьмой цех завода «Дагдизель» в Каспийске давно перестал работать по назначению — уже много лет он заброшен и никем не охраняется, но стал только более таинственным и притягательным.

С берега кажется, что добраться к нему можно чуть ли не вплавь, но расстояние по прямой — 2,7 километра. Предприимчивые ребята за тысячу рублей и 20 минут в хорошую погоду домчат вас на катере с одного из пляжей города до места. Не забудьте прихватить сменную одежду: Каспий непредсказуем и не всегда удается вернуться на берег сухим.

Экскурсии и одинокие любители приключений плавают к цеху давно — несмотря на тянущуюся за ним славу секретного объекта. С одной из сторон здания кто-то даже прикрепил канат: нужен только штиль на море, чтобы причалить поближе, и ловкость — и можно увидеть цех изнутри, распугав облюбовавших его чаек и бакланов. На заводе «Дагдизель» о визитах в заброшенный цех знают, не то что бы поощряют, но относятся к ним спокойно, только говорят, что забираться внутрь — опасно, здание ветхое.

Дом для пристрельщиков торпед

— Было несколько вариантов, где разместить станцию, — в Баку или Каспийске. Серго Орджоникидзе (народный комиссар тяжелой промышленности СССР. — Ред.) на совещании у Сталина предложил строить здесь. Место стратегически важное: не так близко к границе Союза, как Баку, ближе ко всем коммуникациям и в незамерзающей части Каспия. По глубинам, по гидрологии тогда это были самые подходящие условия, — рассказывает заместитель директора по техническим вопросам завода «Дагдизель» Михаил Халимбеков. На предприятии он работает уже более 50 лет — и был в числе тех, кто сжигал архив завода в потерявшем свою стратегическую важность цехе.

Сооружать станцию начали на берегу — в специально вырытом котловане изготовили железобетонное основание будущего цеха, а затем отбуксировали его в акваторию.

— В море отсыпали камни, сделав «подушку» высотой шесть метров. Еще больше шести метров была высота подводной части цеха, которую установили на эту «подушку». Она немного выглядывала из воды — и уже на ней возвели наружную часть сооружения.

Восьмой цех заработал в 1937 году. Его общая площадь — больше пяти тысяч квадратных метров. Высота вместе с вышкой — почти 42 метра. Толщина подводных стен — полтора метра. Толщина стекол в окнах — семь миллиметров. Цех был оборудован лифтом, кинотеатром, столовой, общежитием, библиотекой. Одновременно на станции могли находиться до 60 человек.

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

Фото: Сабир Абдурахманов

— Когда начинались шторма, связь с берегом прекращалась. Как-то люди жили там безвылазно два месяца, — рассказывает ветеран завода. — Цех был оборудован всем необходимым, была своя, автономная электростанция. С берега по дну моря шел кабель, подававший электроэнергию. От конца южного мола до цеха расстояние 2,2 километра — это самый длинный морской кабель, который был в акватории порта.

— ЧП за всю историю случилось только однажды: в 1954 году во время испытаний торпеда вылетела на каспийский пляж. Никто тогда, к счастью, не пострадал, — рассказывает Халимбеков.

«Немцы хотели захватить цех целым»

Во время Великой Отечественной войны завод работал в три смены — производство торпед резко возросло. Людей на «Дагдизеле» не хватало, брали буквально «с улицы» любого, кто мог стоять у станка. Сооружали тройные подставки — чтобы до станка доставали дети. Помимо торпед завод делал мины, пистолеты-пулеметы Шпагина, минометы.

В 1943 году «Дагдизель» эвакуировали подальше от фронта — в Алма-Ату. Работники переехали вместе с заводом — и дагестанское предприятие так и продолжало работать в Казахстане буквально до конца существования Советского Союза. А на каспийский «Дагдизель» эвакуировали завод из украинского Токмака, и здесь начали выпускать другие торпеды — авиационные.

До Дагестана немцы не дошли, но, по некоторым данным, все же пытались разбомбить восьмой цех.

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

Фото: Сабир Абдурахманов

— Тамарой этот цех окрестили приезжавшие сюда ленинградцы из НИИ «Гидроприбор», — объясняет Халимбеков. — Они назвали пристрелочную станцию замком царицы Тамары за внешнюю схожесть с крепостью.

Несостоявшееся казино

Роковую роль в судьбе восьмого цеха сыграл технический прогресс. В конце 50-х торпеды стали глубоководными, а достаточной глубины для их испытания в районе «Тамары» не было.

— Там было всего 13 метров до дна моря, а нужны были глубины от 200 до 500 метров. На Каспии такие есть только напротив Дербента. Переносить цех туда, имея на Черном море хороший полигон, смысла не было. «Пристрелку» перенесли на Черное море, а наш цех оказался брошенным, — рассказывает Халимбеков.

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

Фото: Сабир Абдурахманов

Бесперебойно цех проработал на испытании торпед только 20 с лишним лет: с 1938 по 1959 годы. Потом торпеды испытывались время от времени — серийно, а в 1966 году работа прекратилась вовсе. Еще 10 лет цех пустовал под охраной и в 1976 году окончательно закрылся.

— В 76-м я был одним из последних, кто покидал цех, снимая охрану. Это было 29 декабря, — вспоминает Халимбеков. — Мы уничтожили архив и пиротехнику, которая там находилась. Цех перестал охраняться, но по-прежнему принадлежит заводу. Сейчас он в плачевном состоянии. После подъема Каспия (1978−1995 гг. — Ред.) волны со льдом разбили его основание. А экранопланщики расстреливали его из пушки — пристреливались. Вышка с правой стороны подбита боевым снарядом и чуть-чуть наклонена.

По цеху стреляли в конце 80-х, когда военные моряки испытывали экраноплан — секретную тогда разработку, морское судно, способное лететь над поверхностью земли и моря. Боевые снаряды, выпущенные с экраноплана-ракетоносца, подбили в передней части цеха порты для стрельбы, до этого закрытые бревнами лиственницы так, что вода не попадала в цех даже при штормах. После обстрела вода стала проникать внутрь, и здание начало интенсивно разрушаться. А от взрывов начался пожар, за несколько суток уничтоживший все внутри цеха.

Источник

Каспийский форт Боярд

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

Вся подводная часть гигантского павильона, получившая название ‘Массив’, строилась на побережье в котловане емкостью пятьсот тридцать тысяч кубометров, вырытом с помощью земснарядов, (а порой вручную).

Первые упоминания о ‘павильоне’ (так это здание именовалось в официальной переписке) в архивных документах относятся к январю 1934 года. Начальник Специального проектного бюро при Двигательстрое Можуго в письме начальнику строительства Н.А.Фетисову и секретарю парткома З.Г.Феодаеву детально, с точностью до одного дня сообщает сроки возведения фундамента будущего здания или, как его называли, ‘массива-гиганта’, и вывода его в море.

Как гениально совершенна была конструкция самого здания, так же гениально прост был план его строительства: предлагалось на берегу моря вырыть огромный котлован, уплотнить его дно грунтощебенистой подсыпкой и уложить по ней брусчатый настил. Установить изготовленную заранее опалубку и забетонировать ‘массив’. Выдержав 28 дней в опалубке, вывести его в море. К этому времени в определенной морской точке уже должно быть подготовлено основание каменной наброски для установки на нем ‘массива-гиганта’. После установки и подводного бетонирования осень-зиму 1934 года и весну 1935 года отвести для естественной усадки сооружения. Затем в течение трех месяцев к августу возвести надводную часть.

В ходе строительства завода ‘Дагдизель’ было осуществлено предусмотренное проектом сооружение испытательной станции в море для испытания будущих изделий предприятия. Строительство этого уникального и единственного в нашей стране сооружения началось в июне 1934 года и завершилось в 1936 году. Станция площадью более 5 тысяч кв. метров с наблюдательной вышкой высотой 42 метра была воздвигнута в море на расстоянии 2,7 км от берега.

Вся подводная часть гигантского павильона, получившая название ‘Массив’, строилась на побережье в котловане емкостью 530000 кубометров, вырытом с помощью земснарядов.

На дне котлована был построен огромный железобетонный ‘ящик’ высотой 14 метров, после чего искусственная перемычка, отделявшая котлован от моря, была разрушена, и всплывший ‘ящик’ отбуксировали на место строительства станции в феврале 1935 года. Там ‘ящик’ наполнили водой и ‘посадили’ на заранее подготовленную площадку из бутового камня. Дальше строительство станции велось обычным способом с доставкой людей и материалов морскими судами. В отчете о состоянии строительства на 10 октября 1936 года отмечалось: ‘Выведен и установлен на море, на подготовленное основание железобетонный массив-гигант, на котором будет построено основное здание. Строительные работы и монтаж оборудования будут закончены в 1937 году’.

Функционировал лифт, который поднимал на смотровую вышку, находящуюся на девятом этаже. Так как погода на Каспии чаще неспокойная и испытатели из-за шторма могли задержаться на длительное время, для них в правом крыле цеха на верхних этажах были столовая, гостиница и даже библиотеке. А в середине подвального помещения в большом спортивном зале рабочие играли в баскетбол и волейбол. Для осуществления связи с восьмым цехом и его обслуживанием на берегу были сооружены северный и южный молы порта, пристань и судоремонтный цех. Строительство всех гидротехнических сооружений велось под руководством опытных специалистов П. И. Климова и М. Я. Соколова.

Подводными работами при сооружении станции руководил Н. А. Балабайченко. В 1942 году в связи с эвакуацией завода в Казахстан эксплуатация цеха прекратилась, после войны восстановилась и была окончательно прекращена в начале 1960-х в связи с выпуском новых торпед, требующих больших глубин для испытаний.

Помимо строительства морского цеха, перед Двигательстроем стояли и другие гидро-технические задачи: сооружение юго-восточного мола и причала для водного транспорта, который будет эксплуатироваться с момента вывода ‘массива’ в море.

Однако жизнь ставила свои преграды, и столь тщательно продуманный план рухнул в первые же дни. Прежде всего затянулось рытье котлована. Иначе и быть не могло, если на 25 марта 1934 г. там работало всего 35 человек, трактор ‘Коммунар’ да пара лошадей.

В дальнейшем этому строительному участку было уделено большое внимание, и численность рабочих здесь стала самой большой на Двигательстрое. Уже через 4 месяца здесь работало около ста плотников, 46 чернорабочих, 36 пильщиков 2 моториста, слесарь-водопровод.

9 апреля 1935 года в предмайском обращении к коллективу администрация по поручению производственной конференции призвала закончить рытье котлована к 1 июня, вынуть 140 тыс. кубометров земли. С 12 апреля был объявлен ударный штурм. Ежесуточную выемку земли с 500 кубометров довели до 3000. Каждый рабочий и служащий должен был в течение апреля отработать не менее 30 часов сверхурочного времени в котловане.

Уже 20 ноября 1935 г. секретарь парткома Феодаев сообщает в Северо-Кавказский краевой комитет ВКП(б): ‘Сооружение массива окончено. Остались штукатурные работы внутри массива, которые по намеченному плану должны быть окончены к 5-10 декабря. Вывод массива в море к его месту назначения в данное время за неподготовленностью ‘постели’ и неокончания морских работ задерживается’.

Что же такое ‘постель и основание каменной наброски? Почему эти работы выбились из графика и затянули строительство.
Дело в том, что глубина моря в месте возведения цеха достигала 12 метров. Нужна была каменная наброска, на которую и собирались водрузить массив. Но, если камни бросать непосредственно на дно, подводные течения будут вымывать из-под них песок, лишая тем самым здание устойчивости. Поэтому предполагалось за 10-15 дней до вывода массива в море в условленном месте начать дноуглубительные работы.

Обследование дна бурением заставило строителей предусмотреть его углубление до 19 метров от ординара. Объем работ предположительно определили в 530 тысяч кубометров выемки песчаного фунта. Для их выполнения были арендованы земснаряды ‘Степан Разин’, находящиеся в ведении Южно-Каспийской базы в Баку, и ‘Волго-Каспий N 6″ из Астрахани. Но ни один земснаряд не мог работать на больших глубинах, поэтому ‘Волго-Каспий’ пришлось переоборудовать. Кроме выемки котлована, земснарядам предстояло провести и другие дноуглубительные работы, в том числе прорыть подводный канал, чтобы в свое время по нему через мелководье вывести в море массив.

К моменту окончания строительства массива-гиганта работы в море были выполнены только на 30 процентов. Оставалось произвести тщательное равнение ‘постели’ укладкой 3000 кубометров камня. Вот что пишет об этом инженер Двигательстроя и автор проекта А.С.Дезорцев в Дагобком Н.Самурскому: ‘Железобетонный понтон, подлежащий выводу полностью закончен. Канал тоже прорыт на всем протяжении. Не закончено разравнивание водолазами каменной ‘постели’ в море, на которую должно быть поставлено сооружение после его вывода. Еще полтора месяца назад водолазных работ оставалось на 10 рабочих дней. Учет метеорологических условий позволял предположить, что в течение одного-двух месяцев мы будем иметь 10-12 штилевых дней, которые используем для окончания ‘постели’, и в конце ноября сможем вывести массив-гигант в море.

Штилевые дни действительно были и работа была бы закончена, ели бы не одно обстоятельство, которое я не учел и которое делает нереальным мои планы. Дело в том, что в штилевые дни, чередующиеся со штормовыми, возможен выход водолазного флота в море и спуск водолазов под воду, но их работа совершенно исключается, так как в этих слоях воды происходит такое помутнение, что водолаз не может ориентироваться и выполнять работу.

Только в сентябре 1936 года массив был выведен и установлен в море на железобетонное основание. Теперь предстояло возведение на нем основного здания. Но еще не существующий цех ‘А5″ уже переименовали в цех N 8. Проектировали надводную часть уникального сооружения управление строительства механического завода N 182 и Юго-восточное Ростовское отделение Промстройпроекта НКТП СССР. На чертежах — подписи главного инженера А.СДезорцева, начальника проекта двадцатипятилетнего Г.И. Ахенштейна, старшего инженера Матевосяна, проектировщика и чертежника П.П.Парфенова.

В 1939 году цех был сдан в эксплуатацию. В инвентарной карточке значится: ‘Здание площадью 5185 кв. м, общим объемом 26000 куб. м. установлено на железобетонном фундаменте, стены кирпичные, крыша рубероидная, перекрытия железобетонные, полы паркетные’.
Самая верхняя из четырех смотровых площадок возвышается над уровнем моря на 41,7 метра.

Из намеченных работ по строительству порта были сделаны только молы, волнорез и под бухту облагорожен котлован, в котором строили массив-гигант. К этим работам больше не возвращались и пользовались только теми причалами, которые были построены для катеров и барж, возивших строителей и стройматериалы в морской цех.

К сожалению, цех прослужил заводу недолго. И не от того, что был плохо построен. Поменялись требования к проводимой в цехе работе, и в апреле 1966 года это грандиозное сооружение было списано с заводского баланса.

Вот уже 60 лет стойко сопротивляется стихии это уникальное здание — памятник трудовому подвигу первостроителей-двигательстроевцев.
forum.guns.ru/forummessage/316/1593209.html
etokavkaz.ru/istoriya/kas…ard-taina-kotoroi-ne-bylo


Источник

8 цех завода Даг-дизель (безмолвный свидетель смены эпох и поколений)

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

Приветствую Вас друзья, всем пламенный салам и доброго времени суток! Сегодня хочу рассказать вам ещё об одном необычном объекте находящимся на территории республики Дагестан, речь пойдёт о цехе номер 8 находящийся в акватории Каспийского моря на расстоянии чуть менее трёх километров от береговой линии города Каспийска.
Вообще начну разговор с того что город Каспийск является одним из моих любимых мест время препровождения, этот город действительно совсем не похож на другие города Дагестана, спокойствие и гармония вот как я могу описать Каспийск, простое общество и отсутствие перенаселённости позволяют тебе расслабиться и остаться наедине со своими мыслями, прогуливаясь по набережной наслаждаясь монотонным звуком прибоя и криками чаек, каждый раз всматриваясь в даль мне искренне становится обидно что такое некогда значимое и стратегически важное здание, детище великих и талантливых инженеров советского союза в один миг вдруг стало ненужным, полагаю создатели этого произведения инженерного искусства даже не представляли что когда-то оно будет заброшено и оставлено на растерзание ветрам и волнам.

Итак, от размышлений перейду к истории, восьмой цех завода Даг-дизель был построен в 30х годах как испытательная база для торпедного и ракетного вооружения кораблей и подлодок класса вода-вода, основа здания была построена непосредственно на берегу, для этого с помощью земснарядов был вырыт огромный котлован глубиной 14 метров, далее в этом котле была залита огромная бетонная коробка квадратной формы с толщиной стен 150 сантиметров, высота короба составляла более 15 метров, далее котлован с сооружением был заполнен морской водой и всплывшую на поверхность конструкцию благополучно отбуксировали к месту запланированного строительства на расстоянии 2.7 километров от берега, там бетонный короб был затоплен и опущен на заранее подготовленную площадку на глубине 14 метров, дальнейшие строительство велось по стандартной схеме, с привлечением рядовых рабочих и строителей, стройматериалы и люди доставлялись на площадку с помощью небольших кораблей. Проектированием и разработкой подводной части массива занимались такие опытные специалисты как П.И. Климов а также М.Я. Соколов, надводная часть здания была спроектирована такими инженерами как А.Дезорцев Г.Ахтенштейном М.Матевосяном а так же П. Парфеновым.
Это были лучшие специалисты своего дела на тот момент времени.
Так же стоит отметить что возведение всех гидротехнических сооружений велось под контролем П.И.Климов М.Я.Соколов Н.А.Балабайченко
По завершению строительства в 1939 году объект получился достаточно большим, территория масштабом в более 5000 тысяч квадратных метров имела возможность при необходимости оставаться автономной более месяца, обходясь без поддержки с берега, так было сделано по причине того что в водах Каспия часто бушуют штормы и не всегда была возможность сохранять корабельное сообщение между берегом и новой испытательной базой, таким образом кроме испытательно технической базы комплекс включал в себя полноценные гостиничные номера, кафе, спортивный и тренажерные залы, медицинский комплекс, на высоте девятого этажа имелась смотровая площадка с лифтом. Во времена Великой Отечественной войны производственные линии завода были эвакуированы на территорию Казахстана, так же восьмой цех неоднократно подвергался бомбовым ударам со стороны немецкой авиации, но благо все они были безуспешными, после войны завод вновь приступил к работе и продолжил разработку и испытание торпед. Кстати говоря о немцах, поговаривают что в Германии есть точный аналог восьмого цеха который в своё время тоже специализировался на испытании ракетного вооружения, но примечателен тот факт что построено это здание на пять лет позже нашего с вами цеха номер восемь, а значит логично предполагать что за основу взят рассекреченный немцами проект 8го цеха. Но история завода была недолгой, времена менялись вооружение становилось лучше и в какой-то момент цех просто напросто перестал отвечать современным требованиям, новым торпедам нужна была большая глубина для испытаний которую уже не мог дать этот испытательный полигон, с того времени жизнь в цехах стала угасать и к середине 66 годов 8 цех полностью был закрыт и оставлен на волю ветрам и волнам.

Друзья буду вам душевно благодарен за Лайки и репосты 😉👍

Источник

Каспийский форт Бойяр — место, где ковалась победа

В открытом море, всего в 2,5 км от города Каспийск, находится заброшенный бастион, который местные жители называют «дагестанский форт Бойяр». Но это необычное сооружение, несмотря на грозный вид и необычное расположение, не имеет отношения к обороне побережья, сообщает zakon.kz.

Как отмечает bigpicture.ru, его строители преследовали более глобальные цели — укрепление обороноспособности целой страны на ее морских рубежах.

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

Заместитель директора по техническим вопросам завода «Дагдизель» Михаил Халимбеков как-то рассказал журналистам историю этой постройки. Проработавший более 50 лет на «Дагдизеле» инженер, один из немногих старожилов предприятия, который знает историю «дагестанского форта Бойяра» не понаслышке.

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

«Было несколько вариантов, где разместить станцию, — в Баку или Каспийске. Серго Орджоникидзе, занимавший должность народного комиссара тяжелой промышленности СССР, на совещании у Сталина предложил строить здесь. Место стратегически важное: не так близко к границе Союза, как Баку, ближе ко всем коммуникациям и в незамерзающей части Каспия. По глубинам, по гидрологии тогда это были самые подходящие условия».

Но возвести такое большое и здание в открытом море, известном своим капризным нравом, было невероятно сложно. Поэтому пристрелочную станцию начали строить на берегу, в специально вырытом для этих целей котловане. На суше изготовили из железобетона мощную конструкцию основания, которую затем отбуксировали в море.

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

Для установки фундамента на дне была отсыпана подушка из камней, высотой 6 метров, на нее водрузили плавающими кранами бетонное основание, высота которого составила также 6 метров. Глубина моря в месте строительства такова, что все 12 метров основания скрылись в волнах, оставив на поверхности только площадку. Именно на ней и начали строить восьмой цех, который был сдан в эксплуатацию в 1937 году.

Не имевший аналогов в СССР цех имел общую площадь более 5000 кв. метров, а его вышка поднималась над морской гладью на 42 метра. Подводные стены здания имели толщину 1,5 метра, а стекла в окнах — 7 мм. Такая мощь нужна была для того, чтобы бороться со штормами, которыми знаменит этот район Каспийского моря.

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

В цеху был предусмотрен лифт для перемещения между этажами, была столовая, общежитие, библиотека и даже кинотеатр. Жилые и бытовые помещения станции были рассчитаны на 60 человек, которые были обеспечены абсолютно всем необходимым для работы, отдыха и решения бытовых нужд. Электропитание поступало в цех по кабелю, проложенному по дну моря. Также станция имела свои дизельные генераторные установки на случай непредвиденных ситуаций.

Казалось бы, 2,5 км от берега — это сосем немного и не было нужды создавать на воде целую инфраструктуру. Но так может рассуждать лишь то, кто не знаком с капризным климатом Западного Каспия. Шторма в зимнее время здесь длятся по 1,5-2 месяца и сообщение с берегом в это время практически отсутствовало.

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

Торпеду запускали в море и следили за ее «поведением». Разумеется, изделия не были оснащены взрывчатым веществом, которые на испытаниях временно заменял балласт. После того как торпеда завершала свое плаванье, ее находили и транспортировали назад в цех. Здесь ее ждала «сухая переборка» — разборка, сушка, наполнение зарядом и отправка на склад. Оттуда торпеду забирали на боевую службу.

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

Система пристрелочной станции работала как часы и ЧП произошло лишь однажды — в 1954 году. Тогда одна из торпед неожиданно изменила траекторию и вылетела на пляж Каспийска. К счастью, в тот раз никто не пострадал, а специалисты цеха стали работать осторожнее.

В годы Великой Отечественной войны завод «Дагдизель» работал в три смены. Не прекращались и испытания готовых торпед на пристрелочной станции. Мощности завода были рассчитаны на выпуск 1,5 тысяч торпед в год и именно столько выпускал завод до 1941 года. В 1942 году специалисты предприятия смогли дать стране уже 3 тысячи единиц продукции. За годы войны завод выпустил 54% всех торпед, находившихся на вооружении советского военно-морского флота.

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

В 1943 году, когда война подошла вплотную к Северному Кавказу, весь «Дагдизель» вместе с оборудованием, рабочими и инженерами, эвакуировали в Алма-Ату. Кстати, завод так и остался в Казахстане, где выпускал продукцию военного и мирного назначения до самого развала Советского Союза.

В освободившиеся цеха в Каспийске перенесли другой военный завод, но выпускающий более нужные проходящему неподалеку фронту авиационные торпеды. Немцы страстно желали захватить уникальный завод, поэтому несмотря на существующую возможность, не бомбардировали ни завод на берегу, ни станцию в море. Бомбардировщики густо усыпали бомбами и минами море у Каспийска, опасаясь, что с завода морем вывезут уникальное оборудование, однако дойти до Дагестана и заполучить предприятие гитлеровцы не смогли.

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

Упадок и последующее закрытие пристрелочной станции были связаны с техническим прогрессом в военной отрасли. Новые торпеды, принятые на вооружение флотом, были рассчитаны на использование на глубинах от 200 до 500 метров, а «дагестанский форт Бойяр» мог предложить максимум 13-метровые глубины.

Рассматривался вариант постройки пристрелочной станции напротив Дербента, где позволяет глубина, но потом решили перенести испытательный полигон на Черное море. В итоге восьмой цех завода «Дагдизель» оказался никому не нужен и его закрыли в 1966 году. Еще 10 лет после этого станция находилась под охраной, а затем оставшееся оборудование цеха вывезли, а архив уничтожили.

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

Цех до сих пор стоит на балансе завода, только вот уже вряд ли кому-то понадобится. После подъема Каспийского моря, которое происходило с 1978 по 1995 год, волны и льдины разбили его фундамент. Свою лепту в хаос, царящий в форте, внесли также испытатели военных экранопланов, пристреливавшие пушки своих фантастических кораблей по одинокому зданию в открытом море.

До обстрелов вода не проникала внутрь станции, так как все испытательные порты для торпед были надежно защищены щитами из бревен лиственницы. Снаряды экранопланов разрушили эти барьеры и теперь во время штормов волны беспрепятственно захлестывают помещения цеха.

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

Кроме этого, один из снарядов нарушил несущие конструкции вышки, отчего она наклонилась, а другой попал в помещения с остатками неликвидного оборудования и вызвал пожар. Огонь бушевал внутри здания-острова несколько суток и уничтожил все, что не успели вывезти заводчане и предприимчивые местные жители.

В годы перестройки один дагестанский предприниматель предложил дать пристрелочной станции новую жизнь, открыв там развлекательный комплекс с отелем и казино. Но доживающий свои последние месяцы КГБ не одобрил проект, так как ввиду комплекса находится крупная стоянка пограничных боевых кораблей.

в каспийске в море что за здание. Смотреть фото в каспийске в море что за здание. Смотреть картинку в каспийске в море что за здание. Картинка про в каспийске в море что за здание. Фото в каспийске в море что за здание

Рассматривался и вариант сноса заброшенного цеха, но его не одобрили местные власти. Чтобы уничтожить построенное на совесть сооружение, нужен заряд огромной мощности. При таком взрыве от ударной волны может пострадать как Каспийск, так и несколько небольших рыбацких поселков в его окрестностях.

Так «дагестанский форт Бойяр» и доживает свои дни, привлекая туристов выдуманными местными жителями легендами и постепенно разрушаясь. Между тем когда он исчезнет, мы лишимся важного памятника военных лет, который напоминает о людях, которые в тылу ковали Победу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *