что нужно учитывать при подготовке мероприятий в социальном проекте
Что нужно учитывать при подготовке мероприятий в социальном проекте
Что такое социальный проект? У любого проекта есть два ключевых признака: ограниченность во времени и наличие заранее запланированного измеримого результата. Любую деятельность, которая соответствует этим признакам, можно считать проектом. Социальным считается такой проект, который направлен на решение социальной проблемы определенной целевой группы.
Социальный проект всегда направлен на решение конкретной социальной проблемы определенной целевой группы в заранее известные сроки. Подробно о том, как приступить к разработке социального проекта, руководство фонда и руководители проектов-победителей конкурсов президентских грантов рассказывают в бесплатном онлайн-курсе по социальному проектированию.
Пройдите курс, чтобы избежать типичных ошибок на этапе проектирования и узнать, какие проекты побеждают в конкурсе и почему. В этой статье мы поделимся с вами базовыми принципами социального проектирования.
Что такое социальное проектирование
Социальное проектирование — это механизм разработки и планирования социального проекта. Не путайте социальное проектирование с подготовкой заявки на грантовый конкурс.
Социальный проект — это комплекс действий и мероприятий, направленный на достижение цели, выполнение задач и получение заранее запланированных результатов для решения актуальной социальной проблемы. Проект всегда ограничен временем, территорией, командой и бюджетом.
Заявка на конкурс — это описание социального проекта по специальной форме, которую задает грантодатель. Заявку пишут с целью получить недостающие ресурсы на реализацию социального проекта. Это описание может и должно быть разным в зависимости от требований организации, которая распределяет гранты. Таким образом, один и тот же проект можно по-разному структурировать в заявку.
Фонд предлагает вам разделить процесс создания социального проекта на три этапа: изучение проблемы, разработка механизма решения проблемы и обеспечение проекта ресурсами. Рассказываем о каждом этапе по порядку.
1. Изучаем проблему
Социальный проект всегда начинается с людей, которые сталкиваются с определенной проблемой. Определите целевую группу своего проекта: людей, на решение или смягчение проблемы которых направлена деятельность в рамках проекта. Эти люди должны будут ощутить положительные изменения по его итогам.
Определитесь с географией проекта: на какой территории вы собираетесь работать — в одном районе города, в одном городе, в целой области?
Внимательно изучите проблему целевой группы и ее причины на территории реализации проекта. Пообщайтесь с представителями целевой группы, проведите небольшой опрос или анкетирование, обратитесь к сторонним исследованиям, официальной статистике и высказываниям представителей власти, которые касаются выбранной целевой группы на территории реализации проекта.
После того как вы поймете, для кого, из-за чего и на какой территории вы собираетесь работать, приступайте к поиску способов решения проблемы.
2. Разрабатываем механизм решения проблемы
Предложите решение конкретной проблемы определенной целевой группы на ограниченной территории: сформулируйте цель социального проекта. Точность формулировки цели во многом зависит от того, насколько точно вы определили проблему.
Чтобы сформулировать цель проекта, сравните два состояния целевой группы: «есть сейчас» — негативное состояние, которое не устраивает целевую группу, — и «должно быть» — позитивное состояние, в котором целевая группа окажется после реализации вашего социального проекта. Достижение этого позитивного изменения и станет целью вашего социального проекта.
При постановке цели помните о том, что она должна быть:
Чтобы оценить проект по завершении, подумайте о том, каких результатов вы хотели бы добиться. Количественные результаты — это количество представителей целевой группы, которые примут участие в мероприятиях проекта и ощутят позитивные изменения в процессе реализации вашего проекта. Качественные результаты — это конкретные изменения, которых вы добьетесь для выбранной целевой группы. Убедитесь, что запланировали ожидаемые результаты для всех целевых групп, которые вы выявили на первом этапе изучения проблемы.
Ключевой этап в социальном проектировании — определить задачи и мероприятия проекта. Задача — это составляющая цели, которая помогает устранить конкретную причину существования проблемы. Мероприятия — это действия, которые вы предпримете, чтобы решить конкретную задачу. Для решения задачи всегда нужен комплекс мероприятий, поэтому задача всегда шире, чем мероприятие.
3. Обеспечиваем проект ресурсами
Реализация мероприятий проекта должна быть обеспечена материальными ресурсами и сильной командой. Опыт и навыки членов команды должны соответствовать специфике задач и обеспечивать выполнение всех мероприятий проекта.
Для того чтобы понять, какие финансовые ресурсы вам понадобятся, какие из них у вас уже есть и каких не хватает, а также увидеть, какие расходы вам придется понести, нужно составить бюджет проекта.
Перечислите в бюджете все необходимые ресурсы и рассчитайте их стоимость. Каждая статья расходов должна быть обоснована, то есть связана с мероприятиями в рамках проекта, и реалистична, то есть связана с реальными ценами. Бюджет проекта должен обеспечить возможность реализации всех запланированных мероприятий в рамках проекта.
В бюджете важно предусмотреть административные расходы на сопровождение всего проекта: зарплату руководителя, вознаграждение бухгалтеру, расходы на связь, а также офисные, банковские и другие расходы.
Бюджет проекта состоит из средств гранта и софинансирования — собственного вклада организации и вклада партнеров. Собственный вклад — это те ресурсы, которые уже есть у организации и которые она готова вкладывать в проект. Вклад партнеров — это ресурсы, которые вы привлекли или планируете привлечь со стороны.
В бесплатном онлайн-курсе фонда по социальному проектированию руководство и эксперты фонда подробно разбирают каждый из этапов социального проектирования, в том числе рассказывают, как правильно представить проект в заявке на президентский грант.
Внутри курса — 10 видео-уроков по 2-6 минут на 2,5 часа со статьями, схемами и практическими заданиями. Пройдите курс, чтобы разработать сильный социальный проект и правильно представить его в виде заявки на конкурс.
Методические рекомендации по социальному проектированию. Рекомендации по оформлению, оценке эффективности и ресурсному обеспечению социальных проектов
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
462630, Оренбургская обл., г. Гай, ул. Советская, д.14а
Тел.: (35362) 4-23-34, факс: (35362) 4-01-25
Методические рекомендации по социальному проектированию.
Рекомендации по оформлению, оценке эффективности и ресурсному обеспечению социальных проектов
Подготовила: методист Рудь Л.И.
Рекомендации по оформлению, оценке эффективности и ресурсному обеспечению социальных проектов
Сегодня рынок социальных программ и проектов представляет совокупность существующих и потенциальных проектов, ориентированных на реализацию нужд, потребностей и интересов потребителей: населения, общественных, коммерческих и государственных институтов, заинтересованных в их реализации.
Условием, определяющим необходимость появления на рынке той или иной программы или проекта, является спрос на нее, т.е. потребность в данном виде деятельности. Вторым важным условием разработки проекта является государственный социальный заказ, цель которого – эффективное и экономичное решение социальных проблем с опорой на общественную инициативу, адресность социальных услуг.
Успешность того или иного проекта зависит как от индивидуальной или общественной потребности в организации определенной деятельности, так и от достижения эффекта в социальной сфере и расширение числа людей, получающих пользу от реализации проекта.
Необходимым и достаточным условием конкурентноспособности проекта является сочетание нереализованного спроса на данный вид деятельности и профессиональных, организационно – финансовых возможностей организации /учреждения, реализующих данный проект.
Документом, закрепляющим юридически основные цели и задачи учреждения/ организации, является Устав, который служит основой для разработки документов учреждения: концепций, программ, проектов, положений, планов. Между ними существует ряд принципиальных отличий.
Концепция – описание основного смысла деятельности. Необходима для получения представления о смысле, миссии и основных направлениях деятельности учреждения. Во-первых, концепция позволяет всем сотрудникам и заинтересованным лицам иметь единую, целостное представление об основах содержания деятельности учреждения. Во-вторых, концепция является ориентиром, с которым сверяется вся логика деятельности учреждения. На ее основе строятся все программы и проекты, регламентирующие деятельность.
Концепция, как правило, включает:
Общие подходы к деятельности,
Анализ сложившейся ситуации,
Описание образа желаемой ситуации (видение),
Формулирование миссии учреждения, основной цели деятельности,
Обозначение основных направлений деятельности,
Перечисление и краткая характеристика ведущих программ и проектов деятельности.
Программа – описание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанную на достижение определенных результатов в перспективе.
Программа необходима для получения представления о специфике содержания деятельности учреждения, об особенностях организационно – управленческого процесса в учреждении/ организации, о целях, задачах, средствах и путях их реализации.
Классификация программ обширна, их различают по продолжительности (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные), по направленности (комплексные, профильные, др.), по стратегии ( программы развития, деятельности, др.) и т.д.
Программа, как правило, включает следующие разделы:
Материально – техническое и финансовое обеспечение;
Планы реализации программы;
Проект – представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации. Проект – это средство управления деятельностью, наиболее конкретная и выполнимая форма для учреждения/ организации.
Проект, как правило, включает:
Введение (анализ, разъяснение актуальности и новизны по сравнению с аналогами, указание сферы применения, функционального назначения, выявление конкретной, локальной и решаемой проблемы).
Постановка цели деятельности и конкретных, измеряемых и достижимых задач.
Управленческо – кадровый аспект (механизм управления, квалификация персонала).
Содержание и механизм реализации (модули, этапы, формы и методы, организационная структура, план конкретных действий).
Характеристика и способ оценки планируемых результатов.
Бюджет. Материально –техническое обеспечение.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ.
Ограниченность ( по времени, целям и задачам, результатам, и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа. Ограниченность проекта означает, что он содержит:
этапы и конкретные сроки реализации;
четкие и измеряемые задачи;
конкретные и измеряемые результаты;
планы и графики выполнения работ;
конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
Целостность – общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
Последовательность и связность – логическое построение частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
Объективность и обоснованность – доказательство того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
Компетентность авторов и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТЕКСТА ПРОЕКТА
Если проект представляется для участия в конкурсе, то авторами заполняются формы заявок и информационных карт (паспортов, др.), запрашиваемых организаторами конкурса, а также сметы финансирования строго в соответствии с указанными образцами. Организаторы могут также предъявить дополнительные требования к расположению и названию основных разделов, что облегчает администрирование конкурсов и оценку, рецензирование проектов. Наиболее часто используется следующая форма структурирования проектов.
Название проекта должно быть запоминающимся, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия.
Организация –исполнитель –название, адрес, телефон, реквизиты ; в этом разделе отдельной строкой указывается организация –заявитель, если это не одна и та же организация; поддерживающая организация (учреждение, которое содействует выполнению проекта либо является учредителем исполнителя).
Руководители проекта – ФИО, должность, место работы, адрес, телефон, звание.
География – территория, на которой будет проходить реализация, координаты участников.
Сроки выполнения – если проект проходит по этапам, указываются сроки выполнения каждой его стадии.
Учреждение/организация –исполнитель – указывается дополнительная информация, доказывающая компетентность исполнителей, цели, задачи, род деятельности заявителей. Наличие достижений в сфере деятельности по проекту, опыт реализации аналогичных проектов и программ.
Постановка проблемы (введение) – актуальность проекта определяется его значимостью. При этом социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность и которое оно намеревается преодолеть.
Схема формулирования проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (предложения-штампы: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы…» или «Все меры оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло результатов…»).
В этом разделе разъясняется актуальность и новизна данного проекта по сравнению с аналогами, чьи интересы затрагивает эта проблема, каковы ее масштабы и что может произойти, если она не найдет решения.
Одной формулировки недостаточно, требуется аналитическое осмысление, проблему необходимо представить в количественных и качественных показателях, ее структурных характеристиках.
В этом разделе важно также выделить сферы применения проекта, его функциональное назначение, стратегию, как основной способ решения проблемы.
С точки зрения проектирования, стратегия определяет назначение проекта, его долгосрочные цели, это последовательная схема принятия решений, логически продуманная миссия проекта, обоснование его существования. Раздел «Постановка проблемы» можно считать качественно прописанным, если:
он описывает, почему возникла необходимость выполнения проекта;
ясно, какие обстоятельства побудили написать проект;
проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества;
исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта;
масштабы проекта разумны ( не делает попытки решить все мировые проблемы сразу);
проект поддерживается статистическими и аналитическим данными, ссылками на экспертов, ключевые научно-методические источники;
проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя;
нет голословных утверждений, минимум наукообразных и специальных терминов, интересен для чтения и краток;
четко определен способ решения проблемы.
Цель проекта
Это осознанное представление результата деятельности по проекту. Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата. Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и по возможности решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта.
Основные требования к формулировке цели таковы:
достижимость в рамках этого проекта;
безусловность, так как для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ;
предусматривание итогового результата проекта;
соответствие компетентности, подготовленности, финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта.
Определение цели – важный момент процесса проектирования и нельзя подходить к нему формально. Добиться результата в любом деле можно, если четко знаешь, чего именно хочешь добиться. Псевдоцели ( неточно поставленные или неверные) в процессе реализации проекта не позволяют добиться положительных результатов.
Задачи проекта
В работе над проектом важно дифференцировать понятия «цель» и «задачи». В жизни и в справочной литературе эти понятия, к сожалению, трактуются как синонимы, но в процессе проектирования они наполняются специфическим смыслом.
Раздел «Цели и задачи» можно считать прописанным, если он соответствует условиям:
описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке;
цель является общим итогом проекта, а задачи – промежуточными, частными результатами;
ясно, какие произойдут изменения в социальной ситуации;
по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна четкая задача;
цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению;
постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения;
ясное и четкое изложение, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок.
В данном разделе авторам необходимо кратко описать схему или механизм управления проектом и квалификацию основного персонала, обеспечивающего его реализацию. Если проект предполагает систему обучения и роста кадрового состава, необходимо прописать механизм и тематику обучения.
Раздел можно считать достаточным, если:
четко распределены сферы и функции деятельности между персоналом;
ясно, кто кому подчиняется и кто несет ответственность за определенные виды работы;
персонал, реализующий проект, обладает достаточной квалификацией или получает дополнительное обучение до или в процессе реализации;
механизм управления является эффективным, действенным, не тормозит, а увеличивает эффективность работы;
описание четкое, краткое, содержание – ясное и понятное.
Содержание и механизм реализации
Основной компонент проектирования – выбор содержания, форм, методов деятельности по проекту. Это технологический этап, который подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач. Подбор технологического инструментария предполагает, что вы достаточно подробно прописываете: в каких направлениях, каким образом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов.
Если содержание представляет из себя монолит, не разделенный на части, то это затруднит работу по проекту, так как деятельность носит всегда разноплановый характер. Содержание проекта, как главы в книге, должно строиться из больших и малых элементов – частей. В качестве элементов структуры используются: модули, блоки, направления, ступени. Для небольших проектов такого деления можно не делать (если проект сам по себе состоит из одного модуля или направления). Если же мы структурируем содержание, то нужно продумать «вертикальные» и «горизонтальные» связи между частями. Чтобы разобраться, можно все содержание сначала представить в виде схемы, так как это позволяет легче представить «что», «где», «в какой последовательности» будет проводиться при реализации проекта. Составление схем – дело не обязательное, но полезное. Схема (или текстовая информация) работы по проекту и план действий являются базовыми понятиями в технологии разработки содержания и механизма реализации, так как достаточно четко показывают: что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.
Контрольными характеристиками к этому разделу могут служить:
полная ясность направлений, в которых будет работать проект;
четкость структурирования проекта на части и видение их взаимосвязей;
доступное описание основных мероприятий и причин выбора именно этих форм работы;
из раздела понятно как, с кем, когда и где будет проходить/реализовываться проект;
естественность логической цепочки: проблема—цель—задача—метод;
нет «воды», то есть ненужных описаний, приложений и прочего отягощения текста.
Является самой важной частью механизма реализации. При планировании мероприятий по реализации социально-педагогического проекта желательно ориентироваться на следующие принципы.
Принцип содержательности. Формы работы соответствуют содержанию проекта, решению его целей и задач.
Принцип времени. Рациональное и логичное, последовательное распределение мероприятий. Нельзя «шить лоскутное одеяло» из набора непоследовательных действий, всему свое время. Если проект выходит за пределы среднесрочного планирования, его целесообразно разделить на несколько последовательно осуществляемых этапов или отдельных проектов.
Принцип ресурсов. Человеческие и материальные ресурсы, которые можно не использовать без большого ущерба для достижения цели, не следует использовать. Проект рассчитан на достижение максимального результата при минимальных ресурсных затратах.
Принцип места. Проект ориентирован на место проведения, соответственно отбирается и каждая форма работы по проекту, нельзя ориентироваться на единый стандарт.
Принцип последствия. Поскольку всякое дело имеет как позитивные, так и негативные последствия, надо анализировать результаты и стремиться к уменьшению до минимума негативного и развертывания до максимума позитивного последствия.
Принцип коррекции. Нет незыблемых планов, лучше вовремя внести корректировки, чем получить отрицательный результат.
План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, модулям и т.д. Все виды работ увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители. Конкретизация плана ведется различными способами, в том числе в графической форме:
Методические рекомендации по социальному проекту
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
УЧИМСЯ СОЦИАЛЬНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по её реализации. Проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для организации/учреждения.
Метод проектов обеспечивает развитие инициативности и самостоятельности, способствует осуществлению непосредственных связей между приобретенными знаниями и умениями и применением их в решении практических задач.
Особенность проектного метода – конструирование целенаправленной деятельности по нахождению (определению) ресурсов, позволяющих реализовать общественную инициативу.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Под социальным проектированием понимается деятельность:
социально значимая, имеющая социальный эффект;
результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;
через которую формируются социальные навыки подростка.
Проекты должны отвечать трём основным требованиям:
Во-первых, проект – это план действий по удовлетворению конкретных потребностей его участников и по решению конкретных проблем местного сообщества.
Во-вторых, проект – это способ привлечения дополнительных ресурсов (людских, материальных, информационных и т.п.). Проект – не жалоба, не мольба, а психолого-педагогическое и материально-экономическое обоснование способов решения конкретных проблем и потребностей.
В-третьих, проект – это исследовательская работа, прогноз конечного результата предпринятых усилий, вносимых изменений.
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);
социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)
Основные требования к проекту
Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.
Ограниченность проекта означает, что он содержит:
— этапы и конкретные сроки их реализации;
— четкие и измеряемые задачи;
— конкретные и измеряемые результаты;
— планы и графики выполнения работ;
— конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
5. Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.
— отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп старшеклассников;
— переоценка старшеклассниками своих сил и возможностей проектной группы;
— провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны школьников, то есть доведения до практических результатов;
— отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.
СТАДИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
Целью данной стадии является проверка знаний и умений команды, необходим ых для социально-значимой деятельности, формирование представлений о современном этапе и перспективах развития села, района, города, области.
В ходе беседы, организованной педагогом, актуализируются знания об учающихся о структуре органов государственной и местной власти, проводится анализ нынешней ситуации на данной территории (насколько здесь органы власти реализуют интересы разных категорий населения), рассмат риваются вопросы влияния общественности, средств массовой информа ции на политику администрации.
Итогом работы на этой стадии должны стать четко сформированные представления обучающихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях законодательных органов, приобретение навыков делового общения, анализа разнородных материалов (ста тистики, СМИ, нормативных актов и др.).
На данной стадии командам предстоит детально проанализировать широкий спектр вопросов, значимых для данной территории, требующих решения.
Вот примерный перечень различных источников информации:
Изучая подшивки газет, встречаясь с журналистами, специализирующимися на конкретных темах, можно сделать некоторую подборку материалов и документов по определенной проблематике.
Здесь на большом информационном массиве (книг, журналов, газет, Интернета) нетрудно собрать необходимую информацию, а при помощи имеющейся в библиотеках множительной техники сделать копии отдельных статей и материалов.
В сети Интернет можно ознакомиться с сайтами органов государственной власти и местного самоуправления, получить информацию об их структуре, режиме работы, направлениях деятельности, должностных лицах, контакнтых телефонах. Кроме того сеть Интернет представляет широкие возможности для поиска правовых актов по выбранной проблеме, а также публикациях в электроынных СМИ по интересующей тематике.
Научные работники, преподаватели ВУЗов, учителя .
Эта категория специалистов сможет дать компетентную информацию по заинтересовавшей учащихся проблеме, стать для них экспертами.
Контакты с этой категорией специалистов помогут школьникам соотнести видение своего проекта с нормативной, законодательной базой, проконсультироваться по вопросам конституционности и правомерности действий властных структур по реализации отдельных проблем.
Специалисты, работающие в административных органах на местном, районном, городском или областном уровнях, чаще всего ответственны за решение проблемы, которую избрал коллектив, могут дать учащимся объемную и объективную информацию.
Представители законодательной власти в областном центре, городе или районе, достаточно активно изучают насущные общественные проблемы и вырабатывают по ним решения. У депутатов разных ветвей законодательной власти есть телефоны, приемные дни в их представительствах, помощники, ответственные за взаимодействие с общественностью. Войдя с ними в контакт, можно получить разнообразную информацию по широкому спектру вопросов развития конкретной территории.
Работа с источником информации в результате переписки или по телефону требует особой подготовки и корректности. В силу того, что сотрудники властных структур и различных организаций очень занятые люди, задание позвонить конкретному лицу по телефону должен получить только один ученик. Важно, чтобы он сумел грамотно и четко представиться, внимательно выслушать собеседника и затем подробно записать представленные сведения по проблеме.
Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестки которой представляют актуальные проблемы школы, общественного объединения, села, района, города, региона. Команды, перебрав каждый из «лепестков», выбирают один из них, который станет объектом исследования и разработки варианта его решения.
С целью выявления актуальной проблемы можно организовать игру «Ящик предложений». Это может быть коробка, воле которой лежат листки бумаги и ручка, для того, чтобы каждый в любой удобный момент мог написать свое предложение, высказать свое мнение или пожелание, а также поделиться тем, что не может или не хочет публично сказать всем. Затем можно организовать дискуссию по широкому кругу предложений, собранных в этом ящике.
После обсуждения спектра проблем, характерных для конкретной местности, можно разделиться на малые группы и работать с аргументами по матрице:
Форма выявления и анализа проблемы
Фамилии членов группы_______________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________
Считаете ли вы и окружающие, что данная проблема является актуальной для вашей местности? _____________________________________________________
Какие органы власти ответственны за ее решение?_____________________
Осуществляется ли этим органом какая-то деятельность по решению названной проблемы? __________________________________________________
Если такая работа осуществляется, то ответьте на следующие вопросы:
Какова ее эффективность? ______________________________________
Каковы ее недостатки? _________________________________________
Каким образом ее можно совершенствовать?_________________________
Какие мнения на данной территории имеются относительно этой деятельности органов власти?_________________________________________
Где можно получить наиболее компетентную информацию по данной проблеме? _________________________________________________________
Имеются ли какие-либо еще важные проблемы района, города, которые можно было бы обсудить? Что это за проблемы? _________________________
После проведения этой работы каждая группа представляет свои ответы и аргументы всем участникам разработки проекта.
В целях соотнесения своих представлений об актуальных проблемах конкретной территории, социального слоя или возрастной группы возмож но проведение социологического исследования обширного контингента респондентов. Почему именно данная проблема приобрела особую актуальность? Какое влияние оказывает она на окружающее социальное пространство? Почему проблема, признанная особенно острой, до сих пор оставалась нерешенной?
Можно провести также интервью с родителями, родственниками, соседями, чтобы узнать и зафиксировать, что они думают о проблемах местного сообщества, и как они относятся к ним.
При выборе проблемы следует обращать внимание на такие существенные критерии, как:
посильность задачи для команды;
ее соответствие возрасту и возможностям участников;
сумма затрат и сроки необходимые для реализации проекта;
Рейтинговым голосованием выбирается наиболее понравившаяся проблема для дальнейшей работы над проектом. Большинством голосов определяется проблема, которая станет темой социального проекта.
Определение цели – важный момент процесса проектирования, нельзя подходить к нему формально. Добиться результата в любом деле можно, если чётко знаешь, что именно хочешь добиться. Псевдоцели (неточно поставленные или неверные) в процессе реализации проекта не позволяют добиться положительных результатов.
Требования к формулировке цели:
Достижимость в рамках этого проекта
Конкретность и измеримость
Ориентированность на определенный отрезок времени
Предусматривание итогового результата проекта
Соответствие финансово-экономическим, материально-техническим,
организационным условиям реализации проекта
Важно дифференцировать понятие «Цель» и «Задачи». Задачи помогают детализировать поставленную цель, раскрывают её объём и указывают (перечисляют) конкретные дела, которые необходимо выполнить, чтобы получить намеченный результат.
Задача – это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. Лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), а применять слова: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить (глаголы совершенного вида).
Результаты проекта – это то, что предполагалось достичь, воплотив проект в жизнь.
Напомним, что цель – это образ предполагаемого результата. При описании результатов следует руководствоваться требованиями к формулировке блока целей и задач: конкретность, реальность, достижимость. Эффективность проекта оценивается по его результативности. Одна из заповедей авторов любого проекта: «Проект начинается с цели. А цель с вопроса: «Чего же я хочу добиться?» Значит, проектирование начинается с осмысления результата».
Итогом работы на этой стадии должно стать ясное понимание избранной проблемы, над которой будет работать команда. Формируется общее представление о работе над проектом, его этапами, команды соответственно разделяются на микрогруппы, решаются определенные организаци онные вопросы.
В рамках этой деятельности командам предстоит собрать и проанали зировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме.
Первая группа изучает правовую информативную базу по избранной проблеме.
Группа «Юристов» должна освоить и проанализировать массив правовых актов (от международных до местных и локальных), регулирующих ту сферу общественной жизни, в которой существует изучаемая проблема.
Классификация нормативно-правовой базы:
Всеобщая декларация прав человека (1948г)
Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950г)
Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г)
Декларация прав инвалидов (1975г)
Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995г)
Конституция Российской Федерации
Кодексы РФ (Трудовой, Градостроительный, Лесной, Водный и др.)
Федеральные законы РФ
Указы Президента РФ
Постановления палат Федерального собрания
Постановления правительства РФ
Нормативно-правовые акты, принятые органами местной власти (город, район, село)
Устав или учредительный договор учреждения или организации
Распоряжения, приказы различного характера учреждения или организации
Вторая группа проводит социологические исследования среди раз личных категорий населения по поводу их точки зрения по данному вопросу, определяет, насколько он важен и злободневен для этой местности.
Социологический опрос является хорошим ресурсом грамотной разработки социального проекта, так как позволяет выявить:
Насколько проблема адекватна интересам жителей данной территории
Разноплановые и интересные предложения по реализации отдельных направлений проекта
Потенциальных союзников и помощников в продвижении проекта (готовность оказать финансовую помощь, участвовать в информационной поддержке, экспертизе отдельных частей проекта или включиться собственными силами в его реализацию).
Опрос может проходить в форме: анкеты, интервью, опроса граждан на улице или по телефону. Самой доступной и популярной формой является анкетирование.
Анкеты бывают групповыми и индивидуальными.
Важно, чтобы социологический опрос охватывал круг респондентов, который по своему количеству соответствовал представительству различных групп населения и позволял получить объективное и объемное отношение к данному проекту представителей той или иной территории.
В интересах качественного проведения социологического исследования целесообразно определенную компактную группу населения опросить в форме интервью.
Реальная возможность получить более емкую информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондентов.
Ситуация интервьюирования, по форме близкая к обычному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышения искренности ответов.
Существует возможность вести наблюдение за непосредственной реакцией респондента и, в случае необходимости, осуществлять корректировку вопросов или уточнения.
Целостные итоги опросы можно оформить в виде «большой анкеты», в которой нужно показать, как распределились ответы на каждый из поставленных вопросов. К ней стоит приложить выводы (из обобщенных результатов всех анкет). Можно попросить экспертов (профессиональных социологов) прокомментировать эти результаты. Очень наглядным будет графическое изображение результатов опроса. Их можно оформить в виде диаграмм, наглядно демонстрирующих распределение мнений опрошенных людей.
Третья группа занимается сбором и изучением материалов средств массовой информации по ранее заданной теме и обсуждает вместе с остальными участниками команды реакцию властей и населения на выделенную проблему.
СМИ являются одним из важных каналов сведений о сути исследуемой в проекте проблемы (печатные издания, теле и радио программы).
Подтверждение актуальности проблемы проекта
Выявление разнообразия подходов в оценке явления или программы
Знакомство с интересными и результативными путями решения исследуемой проблемы в других территориях страны или за рубежом
Направления работы группы:
Подборка материалов печатных, телевизионных, радио, электронных изданий с последующей их разбивкой по тематическим блокам
Статистическая обработка сообщений СМИ по интересующей проблематике
Анализ печатной и электронной прессы с точки зрения:
наличия/отсутствия тех или иных тем;
частоты тематических упоминаний в отдельных СМИ;
выявление связей между различными проблемами.
Диагностика позиций информационных субъектов относительно изучаемой проблематики.
Обращаясь к тем или иным источникам, необходимо учитывать, является ли этот источник официальным, что позволит пользоваться впоследствии проверенной информацией.
Следует осознавать, что СМИ могут придерживаться различной политической ориентации, выражать интересы определенных бизнес-структур, что может отражаться на их позиции по отношению к исследуемой проблеме.
Группе стоит обратить особое внимание на профессиональные издания – газеты и журналы для определенного круга специалистов (экологов, военнослужащих, социальных работников), где имеются взвешенные аналитические материалы по той или иной проблеме в масштабе страны или региона.
Четвертая группа входит во взаимодействие с компетент ными специалистами (возможно при помощи администрации школы или родителей) для получения взвешенной, аналитической информации о со стоянии дел на территории по этому конкретному вопросу и делает вывод, кто несет ответственность по этим конкретным делам и каков механизм принятия конструктивного решения.
Работа группы может проходить в режиме:
Личной беседы с должностным лицом
В любом случае предстоит этап согласования вопросов экспертизы с тем или иным уровнем власти. Быстрее всего это осуществить по телефону.
Для этого можно использовать следующую форму обращения:
Я ученик (класс, школа) из детского объединения_______________
Мы исследуем проблемы, которые существуют в нашем городе, районе.
Как они решаются органами управления?
Как граждане могут повлиять на их решение?
Проблема, которую изучает наша группа________________
Я ответственный за сбор официальной информации по проблеме, которую мы затем будем обсуждать в детском объединении.
Могу ли я задать Вам несколько вопросов сейчас или лучше позвонить в следующий раз? С кем бы я еще мог поговорить по этой проблеме?
Имеется ли у Вас какая-либо письменная информация по проблеме, которую вы могли бы выслать нам?
Необходимо дать контактную информацию про себя.
Для беседы следует грамотно подготовиться. Поэтому:
Следует подготовить список вопросов, которые предстоит задать должностному лицу;
Стоит задавать лишь те вопросы, которые входят в компетенцию представителя власти или эксперта;
Продумать время, которое может понадобиться для ответа на вопросы, и соотнести предполагаемый результат с тем временем, которое отведено для встречи;
Если предлагается делать во время встречи ауди или видеозапись, надо обязательно предупредить эксперта об этом заранее и спросить его разрешение.
Если личная встреча по каким-то причинам невозможна или нецелесообразна, можно обратиться в органы власти с письменным запросом.
После завершения сбора информации каждая исследовательская группа должна проанализировать материал исходя из целого ряда параметров:
Актуальность избранной проблемы для определенных групп населения;
Причины ее нерешенности или забвения со стороны различных уровней власти;
Реализация данной проблемы в рамках существующего федерального, регионального или местного правового поля;
Вариантов решения проблемы и их технико-экономического обоснования.
После этого каждая группа должна представить участникам проектной команды результаты своей работы.
Участникам проекта необходимо сопоставить сведения, полученные из различных источников, и при наличии значительных расхождений следует либо проверить информацию еще раз через надежные источники, либо отказаться от ее использования в проекте.
Итогом работы должна стать всеобъемлющая, доступная командам информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии ра боты над проектом.
Основной задачей этого этапа является формирование конструктивной программы действий команды по реализации социального проекта.
Критерии эффективности плана реализации проекта:
Ожидаемый эффект (полнота реализации цели, степень социальной значимости и т.д.)
Правовая обоснованность деятельности по реализации проекта
Простота реализации, посильность исполнения
Наличие необходимых ресурсов
Наличие определенного опыта
Существующие временные рамки
Возможность использования ресурсов потенциальных партнеров, спонсоров.
Методом «мозгового штурма» каждая микрогруппа предлагает различные варианты решения проблемы. Одно из условий этого метода – не обсуждать на этапе генерирования идей их результативность. Задача состоит в том, чтобы записать все без исключения предложенные варианты решения проблемы, даже если, на первый взгляд, они покажутся абсурдными.
На следующем этапе работы каждая группа представляет емкий список вариантов решения проблемы. Выработанные предложения суммируются. Составляется общий перечень вариантов решения.
Последний шаг – анализ вариантов решения проблемы. Теперь перед всеми участниками проекта стоит следующая задача: по каждому варианту необходимо найти аргументы «за» и «против» данного способа решения проблемы.
На этом этапе завершающем этапе работы необходимо выявить наиболее оптимальный способ решения проблемы.
Важным фактором продвижения проекта является подготовка бюджета. Надо предусмотреть объем ресурсов на всех этапах реализации проекта (возможно при помощи квалифицированных экономистов и бухгалтеров).
Особое внимание при разработке бюджета следует уделить таким вопросам:
Сколько в целом необходимо средств на осуществление проекта?
На какие цели будут израсходованы средства?
Какие средства есть в наличии у организаторов проекта?
Какая есть материально-техническая база?
Какие дополнительные источники финансирования можно найти? (конкурсные средства государственных структур и общественных фондов, бюджетные поступления, взносы, средства учредителей, благотворительные пожертвования, спонсорские отчисления, доходы от разрешенной законами деятельности, труд добровольцев, прочие, не запрещенные законом поступления)
Важным фактором успешности проекта является привлечение к нему групп поддержки.
Поэтому команде стоит продумать, как объяснить общественности содержание данной социальной проблемы, добиться одобрения и поддержки проекта с ее стороны. Важно определить круг общественных организаций, родительского сообщества, депутатов, журналистов, некоммерческих организаций и других заинтересованных лиц в решении данной проблемы.
Команде необходимо скорректировать программу и план действий с учетом социальной ситуации, определить деловых партнеров – организации и лица, способные помочь в реализации проекта. Можно составить список местных органов власти, должностных лиц, бизнес-структур, предприятий, учебных заведений, учреждений культуры, расположенных в регионе, ознакомиться с направлениями их деятельности, чтобы определить, кого из них можно привлечь к сотрудничеству. Целесообразно составить предложения о совместной деятельности для обсуждения с новыми партнерами, возможно, те6ксты договоров о сотрудничестве.
Когда отработан алгоритм реализации социального проекта и он структурирован, определяются основные направления, формы и методы деятельности в рамках проекта, объем предстоящей работы, сроки ее выполнения и ответственные. Все это может быть оформлено в виде плана.
План должен быть четким, ясным и реально достижимым. В нем необходимо отразить не только конечные результаты, но и пути их выполнения, то есть решения конкретных задач, с помощью которых реализуются этапы проекта. План обсуждается и одобряется всеми участниками и принимается ими для реализации.
План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Все мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, разделам. Все виды работ увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители. Конкретизация плана ведется различными способами, в том числе в графической форме.