что нужно соблюдать после похорон
Порядок действий после похорон в православной традиции
Первые 40 дней после похорон важно выражать скорбь молитвой и трауром, поминать умершего. Внешне это выражается в ношении одежды тёмных тонов и сознательном отказе от увеселительных, развлекательных мероприятиях. Существуют благочестивые обычаи: раздавать вещи и одежду умершего нуждающимся, милостыню, угощать трапезой нищих, стариков и детей.
Третий день после смерти:
После того как кинули последнюю лопату земли, на могилу укладывают венки, цветы и фото умершего. На могиле устанавливают деревянный крест, потом его можно заменить на памятник или плиту.
Можно помянуть умершего непосредственно у могилы. Рабочих, которые помогали закапывать могилу, стоит также угостить ритуальными блюдами. Трапеза, угощения — это форма милостыни, которую мы жертвуем другим людям. И функция этой традиции только в том, чтобы человек, угостивший кого-то, почувствовал умиротворение и вспомнил добрым словом покойного. По этой причине трапеза без молитвы и для соблюдения формы не принесёт пользы покинувшему этот мир человеку.
Четвёртый день после смерти:
Можно прийти на кладбище и помолится за умершего. Но не стоит приносить еду на могилу, ведь это языческая традиция. С точки зрения православной традиции, от такого угощения будет польза только бродячим животным, обитающим на кладбище.
Девятый день после смерти:
На девятый день после смерти важно поминать умершего самостоятельно и в церкви, ведь считается, что в этот день душа предстает перед Всевышним. На девятый день близкие молятся за усопшего и просят Судью Небесного о водворении своего чада со святыми душами.
Сороковой день после смерти:
Сороковой день после смерти считается особо важной датой. В этот день молитва во спасение души умершего должна особенно важна, так как побывав в аду и посмотрев на то, как мучаются нераскаявшиеся грешники, душа умершего предстает перед Господом. На сороковой день она опять видит Господа, и тот решает её судьбу до Страшного суда.
Год после смерти:
Спустя год после смерти человека его близким стоит прийти на кладбище и помянуть покойного всем сердцем. Будет хорошо, если это сделают хотя бы его ближайшие родственники умершего.
Поминки после похорон
Поминки — не церковная традиция, но благословлена ею. Включает в себя поминовение молитвой и трапезой.
Поминки на третий день
Поминают в честь воскрешения Христа и во славу образу Пресвятой Троицы. Первые два дня после смерти считается, что душа вспоминает свои хорошие и плохие дела, парит над Землёй вместе с Ангелом по местам, которые напоминают ей о земном счастье и горе.
На третий день Господь вызывает душу к себе. Душа предстаёт пред лицом Бога, а близкие на земле поминают её молитвой и добрыми словами, тем самым помогая. В этот день после погребения проводят поминальный обед. Стол накрывают либо дома, где жил покойный, либо в нейтральном месте – главное не делать из поминовения и прощания пьяное застолье.
Девятый день
Поминают именно на девятый день во славу девяти ангельских чинов, которые ходатайствуют Богу о помиловании умершего. Шесть предыдущих дней душа вместе с Ангелом находится в раю и созерцает его красоту. В эти дни она думает о прожитой ею на земле жизни. И в этот день душа опять предстаёт перед Богом.
Сороковой день
В сороковой день после похорон определяется, где будет пребывать душа покойного до Страшного Суда: в аду или раю. Также сорок дней – срок, после которого Иисус Христос вознёсся на небо после своего воскресения. 40 суток пророк Моисей постился на горе Синай, после чего получил от Бога Скрижали Завета.
Самый большой литургический цикл длится год. Когда начинается новый год, по новой повторяются неподвижные христианские праздники. Поминают в этот день потому, что дата смерти — это день рождения в вечной жизни.
Дни и праздники, когда принято приходить на могилу
Придя на могилу, принято помолится своими словами за усопшего или совершить литию — краткий чин панихиды. Можно прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Важно не только поправить и подновить памятник и ограду, посадить цветы и небольшие деревья, но и вспомнить близкого человека добрыми словами. Этими действиями живые как будто бы ухаживают за душой умершего и напоминают себе о своей собственной связи с вечностью.
Дни поминовения:
Вселенские панихиды
В эти дни Великого поста, церковь призывает быть в христианской любви и мире и с живыми и с мёртвыми. Необходимо совершать в эти дни молитвы поминовения усопших.
Одноимённая неделя посвящена напоминанию о Страшном Суда. Церковь во имя этого просит не только за живых людей, но и за всех от века умерших, живших в благочестии. Особенно молятся за умерших внезапной смертью. Церковь молит Господа о прощении их. Такое церковное поминовение приносит большую пользу душам умерших.
Этот праздник установлен в честь события сошествия Святого Духа, которое завершило домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие.
Отмечается на второй вторник после Пасхи.
Этот праздник с одной стороны отмечают во славу сошествии Иисуса во ад и его победы над Смертью. В этот день родные и близкие приходят на могилы усопшего с благой вестью о Воскресении Христовом. Во время Пасхальной недели панихиды не служат.
Возможно, вам будет интересно:
Что делать после похорон
Содержание:
Важные обряды после похорон
В православной религии существует много обычаев, которые требуют беспрекословного выполнения верующими. К наиболее распространенным традициям относят поминки на 9, 40 дней, годовщину и поминальный завтрак на второй день на кладбище.
Посещение могилы на второй день после погребения
На второй день после погребения принято приходить на кладбище, чтобы проведать усопшего на новом месте. По возможности рекомендуется организовать завтрак после похорон, который символизирует «пробуждение» покойного в ином мире. Для этого на могилу приносят еду (вареные яйца, постное мясо, бутерброды), которые складывают в месте захоронения. Самим есть эти блюда нельзя. Их раздают нуждающимся с просьбами помянуть усопшего.
Традиция поминального завтрака уходит корнями к древним славянам. Существует мнение, что после смерти душа оставляет тело и перемещается в загробный мир. На второй день она еще пребывает на земле – в том месте, где покоится тело. Чтобы пробудить ее и помочь отправиться на небо, на могилу и приносят еду, которая помогает душе очиститься и перейти к жизни вечной. Благодаря завтраку можно не только помочь душе, но и обрести моральное успокоение. Как считается, если не посетить могилу на второй день, покойный может обидеться, что о нем забыли.
Поминки на 9 и 40 день
Согласно религиозным традициям, покойного принято поминать на 9 и 40 день после упокоения. На поминки никого не следует приглашать. Все, кто помнит умершего и хочет почтить его память, приходят самостоятельно. Для поминального обеда готовятся обычные и ритуальные блюда. Поминки можно устраивать в ресторане, кафе или дома, но предварительно нужно посетить храм и помолиться об умершем. В дальнейшем поминальные обеды проводят в годовщину смерти, на именины или день рождения.
Известные приметы
Существует много суеверных людей, которые стараются придерживаться определенных правил после проведения похорон:
Что делать с едой, оставшейся после поминок
Часто после поминок в доме остается много еды, которую запрещается съедать родственникам. Что же делать с такими блюдами? Остатки после поминального обеда нельзя выбрасывать, ведь этим можно осквернить память усопшего. Оптимальное решение – отнести их на кладбище и положить на могилу, где еду разберут нуждающиеся. Также можно самостоятельно раздавать пищу прохожим, которые в этот день встретились на погосте. Выпечку лучше отнести в храм или отдать людям, которые просят милостыню под стенами церкви.
Что делать с иконой из гроба
Насущный вопрос для многих людей – как быть с иконой, которая размещалась в гробу. Православие допускает хоронить ее вместе с усопшим, но если она сохранилась после погребения, существует несколько вариантов решения этого вопроса:
Что делать с вещами усопшего
Носить или отдавать кому-либо одежду, в которой человек умер, опасно. На ней могли остаться следы разложения, представляющие вред для здоровья. Сразу после погребения от нее лучше избавиться. Все остальные вещи покойного можно раздать родным, друзьям или нуждающимся. Существует несколько мнений, когда нужно раздавать одежду. Одни считают, что вещи лучше отдать в течение 40 дней после смерти, чтобы люди могли помянуть усопшего. Другие полагают, что первые 40 дней на одежде сохраняется энергетика умершего, поэтому ее лучше раздать по истечении этого срока.
При желании родственники могут оставить несколько предметов себе. Их рекомендуется хранить не на открытом месте, а в каком-то шкафу. Считается, что они не должны лежать в комнате, где спят люди, иначе покойник будет являться во сне. Кроме того, в православной религии не рекомендуется носить одежду усопшего тем родным, которые жили с ним в одном доме.
Решение мирских дел
Уже на второй день после похорон родственников ожидает много вопросов, которые касаются мирских дел. В частности:
Если вы не знаете, что делать после похорон на следующий день, обращайтесь за помощью в ритуальное бюро «Честный Агент». Наши сотрудники в совершенстве знакомы с приметами, обычаями, особенностями погребения в разных религиях и готовы предоставить подробные консультации относительно соблюдения принятых традиций. Также мы можем взять на себя все заботы по организации похорон. Наша компания обладает многолетним опытом в подготовке к захоронению и может гарантировать проведение достойного погребального ритуала согласно пожеланиям родственников.
Что можно и нельзя делать после похорон близкого
Когда кто-либо умирает, наступает тяжелое испытание для его семьи. Помимо тяжелой боли утраты, на людей сваливается необходимость организации погребения, оформления бумаг, проведения поминок – вещей, с которыми многие не сталкивались никогда. Поэтому так часто у родственников возникает вопрос, что можно, а что нельзя делать, когда хоронят усопшего, а также в ближайшие недели или в первый год после похорон близкого человека.
Множество традиций, поверий и собственных страхов могут только усугубить скорбь родственников и друзей. Поэтому важно разобраться с планом своих действий по возвращению с кладбища, чтобы избежать лишних переживаний.
Стоит отметить, что современные взгляды на этот вопрос стали намного мягче в сравнении с теми, которых придерживались еще наши бабушки и дедушки. И все же существуют устоявшиеся правила и определенные каноны, которые стоит соблюдать после похорон.
Что делать после похорон
Все действия по окончанию погребения можно разделить на те, которые необходимы согласно канонам церкви, и те, которым следуют согласно светским традициям.
К первым можно отнести:
Среди вторых выделяют:
Что нужно делать согласно православным традициям
Согласно православию, проведение поминок – неотъемлемая часть ритуального обряда, проводимого, когда человек умирает. Их суть заключается в помощи душе обрести покой и вознестись в рай. Именно поэтому так важно точное соблюдение традиций: сроки проведения, произносимые слова и осуществляемые действия.
По религиозному уставу есть три обязательных дня поминовения:
Традиционно поминки проводятся за столом. Однако существуют некоторые заблуждения, которые укрепились в сознании общества, но идут в разрез с православными канонами.
О чем следует знать:
Молитва – главная помощь, которую могут оказать живые душе умершего. Заупокойная служба, целью которой является просьба к Богу простить грехи покойного, называется панихида. Ее могут отслужить в храме, в квартире, откуда будут уносить гроб, или на кладбище.
Далее ее заказывают на 9 и 40 дни после кончины.
В этот период близкие люди сами могут ходить в храм, чтобы поставить свечу за упокой души и помолиться перед иконами. Это может помочь и им унять скорбь от разлуки.
По прошествии года панихиду служат обычно в родительскую субботу, годовщину смерти или рождения, на Радоницу.
Самой большой силой обладает поминание умершего на Литургии, поэтому в храме заказывается сорокоуст и его поминают в сорока Литургиях.
Молитвы можно заказывать сразу в нескольких церквях, чтобы его поминали сразу несколько молитвенников.
Светские нормы поведения после похорон
В нашем обществе существуют действия, которые принято совершать сразу после прощания с покойником. Большей частью они носят религиозный или суеверный характер и отдают дань уважения устоявшимся нормам поведения.
Что нельзя делать после похорон
Провожая человека в последний путь, нужно помнить, что существуют определенные вещи, от которых следует отказаться в первые дни, месяцы, а иногда даже на ближайший год. К подобным суевериям можно относиться по-разному, но ряд традиций поддерживается уже не один десяток лет и прочно вошел в нашу жизнь. Одни из них действительно оберегают спокойствие и здоровье оставшихся в живых, другие, согласно библейским канонам, помогают душе обрести покой, третьи, по народными поверьям, призваны защищать от злых духов и темных сил, которые могут ходить по земле.
Рекомендации врачей и психологов
Не следует сильно страдать по умершему – есть разница между скорбью от утраты и убиванием от горя. Близким следует сдерживать себя, чтобы не нанести чрезмерный вред своему психологическому и физическому здоровью, а также не травмировать детей. Помочь и принести утешение может искренняя молитва, поддержка родственников и друзей, а также осознание того, что душа почившего перешла в лучших загробный мир.
По канонам православия
Приметы и суеверия
Прочие ситуации
Близким людям рекомендуется отказаться от участия в развлекательных мероприятиях и праздниках. Этого нельзя делать до года после смерти близкого человека. С этической точки зрения будет уместным отказаться от празднования дня рождения и, по возможности, перенести свадьбу. Особенно, если эти даты выпадают на первые 40 дней с момента кончины.
В случае, если торжество отложить не удается, следует выделить несколько минут, чтобы почтить память умершего, произнести несколько слов о нем и еще раз пожелать его душе попасть в рай.
Также не рекомендуется посещать гостей в течение 40 дней после потери. Лучше провести этот время в тихом семейном кругу в молитвах об умершем. Это будет и моральной поддержкой друг другу, чтобы легче пережить утрату.
Каждая семья выбирает для себя, что делать нельзя после смерти родственника или друга. Это во многом зависит от близости отношений, религиозных взглядов, их приверженности суевериям и морально-нравственного воспитания. Разногласия могут возникнуть и в том случае, если не все окружающие люди принадлежат к православию. Но как бы каждый не относился к традициям, очень важно уважать чувства других и придерживаться общественных норм.
Кончина близкого — что делать христианину?
На сайт Саратовской епархии «Православие и современность» пришли вопросы на очень сложную и больную тему: кончина близкого — что делать христианину? Мы попросили ответить на них Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
— Да. Именно поэтому я бы начал этот разговор с другого. Немного раньше: не с того, что надо делать, когда человек умер,— а что нужно делать, когда он умирает.
Полное разрушение церковной жизни в нашей стране в течение многих десятилетий привело к очень тяжелой ситуации: большая, подавляющая часть нашего народа, в том числе и крещеные православные люди, уходят в мир иной неподготовленными, то есть без последнего напутствия. Еще некоторое время тому назад это было совершенно немыслимо. А сейчас мы видим, что, во-первых, по незнанию, а во-вторых, из-за суеверной боязни люди не готовятся к смерти.
— А в чем заключается подготовка к смерти?
— Это обязательно соборование, исповедь и Причастие. Те христиане, которые готовятся предстать пред Богом, стремятся сделать это с чистой совестью. Но сегодня священника приглашают к больным или умирающим крайне редко — боятся. Укоренилось суеверие, что соборование, которое называют таинством исцеления, это то, что совершают исключительно над умирающими. И, бывает, что даже если кто-то из родственников предлагает: «Давайте батюшку позовем?» — сам больной отвечает: «А вы что — меня уже хоронить собрались?». Получается, что человек изо всех сил цепляется за жизнь, даже понимая, что она заканчивается, и вместо того, чтобы подумать о том, как достойно завершить свой жизненный путь — раскаяться в грехах, причаститься,— не может и не хочет согласиться с неизбежностью близкой смерти. Буквально на днях мы разговаривали с одним батюшкой, и он говорит: «Вы знаете, Владыка, сколько раз я соборую в последнее время (а соборование — достаточно долгое таинство, больного семь раз помазывают освященным маслом) — и не успеваю закончить: умирают во время соборования». Это говорит о том, что родственники изо всех сил оттягивают участие человека в таинствах и приглашают священника, когда умирающий уже отходит,— и то это буквально единицы. У людей совершенно нет представления о том, что такое последнее напутствие и как оно важно для человека. Это проблема нашей церковной жизни, и она сегодня стоит очень остро.
А потом, как обычно, приходят какие-то бабушки, соседки и начинают занавешивать зеркала, телевизоры, открывать окна, ставить стаканы с хлебом и водой, а то и с водкой… Я не знаю, откуда берутся эти бабушки и эти «обычаи», список которых варьируется в зависимости от местности. Это, конечно, производит удручающее впечатление. И эта мелочная глупейшая суета выполняет функцию «замещения» того, что действительно необходимо,— молитвы к Богу и поминовения усопшего близкого человека.
— Владыка, как же молиться о тех, кто умирает, и об ушедших близких?
— Церковь сопровождает человека всю жизнь и особым, я бы сказал, трогательным вниманием, почтением окружает его исход в вечность. Есть специальные молитвы, которые можно найти в молитвословах. Существует канон на исход души, который читается, когда человек умирает. Есть молитвы, которые читаются, когда человек долго страдает и не может умереть. И обычно после того, как их прочитают, душа разрешается от тела.
После смерти человека омывают, одевают, полагают во гроб и начинают читать над ним Псалтирь. Совершаются панихиды, потом отпевание в храме. В те времена, когда церковная жизнь была нашему народу близка и знакома, родные старались, чтобы гроб с телом усопшего пробыл хотя бы одну ночь перед погребением в храме. В эту ночь над ним также читали Псалтирь. Обязательно устраивались православные поминки, смысл которых раньше был немного другим. Это была трапеза, на которую приглашались во множестве бедные, неимущие. За ней старались обязательно накормить как можно больше нуждающихся людей, чтобы они помолились о новопреставленном.
— Владыка, нам пришел такой вопрос: есть ли какой-то минимальный список того, что должен сделать православный христианин при смерти близкого человека, а что необязательно?
— Совершенно не обязательна вся та накипь, о которой мы сейчас говорили: занавешивать зеркала, прятать вилки и прочее. Следовать всяким «народным обычаям» ни в коем случае не нужно. И всех этих доморощенных специалистов — соседок-старушек и прочих — надо просто с Богом вежливо провожать.
Обязательно нужно начинать молиться о человеке с момента его кончины — и самим близким, и просить молитв Церкви. Обрядив покойного, опрятав его и положив во гроб, необходимо начинать чтение Псалтири, которое закончится перед погребением. После похорон близким усопшего можно читать Псалтирь девять, сорок дней, полгода — кто как может. Обязательно нужно служить панихиды и поминать усопшего на Божественной литургии. Обычно стараются заказать сорокоуст, то есть поминовение, которое будет совершаться 40 литургий. Это как минимум, а как максимум — можно всю жизнь поминать своих родственников. Здесь все на усмотрение родни — по возможности и по силам.
— Обязательны ли поминки? Нам пишут: «Не всегда с усопшим были хорошие отношения, не всегда боль потери позволяет вынести это действо, да и не все в принципе любят поминки. Можно ли без них обойтись?».
— Видите ли, по своей сути поминки — это призыв к как можно большему количеству людей молиться об усопшем. Кроме того, они имеют и чисто практический смысл. На похороны обычно во множестве собираются родственники и знакомые. Если они верующие, христиане, то они идут в церковь, стоят на Литургии. После Литургии совершается отпевание человека, оно достаточно долгое. Потом все едут на кладбище. Время уже за полдень. А если учесть, что верующие люди приходят на Литургию натощак, то к середине дня все уже голодные и уставшие. Поэтому устроить поминки и пригласить за стол всех, кто пришел проститься с умершим, совершенно естественно. В этом нет ничего предосудительного. Предосудительно, если поминки переходят в попойку и, как иногда бывает, еще и в потасовку. Это, конечно, страшно. Такого не должно быть ни в коем случае. Поэтому Церковь призывает на поминках никогда не употреблять спиртного. Но это, конечно, трудно, поскольку у нас уже прижилась «традиция», в плохом смысле этого слова, поминать водкой. Кто-то, может быть, и начнет возмущаться. Христианину здесь просто нужно проявить мужество, силу воли и отказаться от распития спиртных напитков на поминках и, если это зависит от него, не ставить их на стол.
— Следующий вопрос, Владыка: «Обязательно ли получать прощение у всех знакомых перед их или своей кончиной? Как понять, у кого нужно просить прощения, а у кого нет? С одной стороны, совесть может мучить из-за детских обид, но не будешь же писать всем подряд. Стоит ли на словах просить прощения у близкого родственника, не имея душевных сил в реальности его простить?».
— Думаю, это вопрос от человека, не представляющего себе, что такое христианство. Сам этот вопрос — «а нужно ли просить прощения у этого, а у того, может, и не нужно» — не христианский. Прощать нужно всех, и всех нужно просить о том, чтобы тебя простили.
Мы часто говорим о смирении. Есть замечательные слова об этом преподобного Амвросия Оптинского: смирение ни на кого не гневается и никого не прогневляет. Вот так и должен жить христианин — ни на кого не гневаясь и никого не прогневляя. Если же это случилось, нужно тут же просить прощения. И ни в коем случае не пытаться рассуждать, достоин или нет человек нашего прощения.
— «Я никак не могу понять,— пишет наш читатель,— почему нельзя кремировать людей. В Греции, например, покойников закапывают, потом из-за нехватки земли их выкапывают и вроде как кремируют. Почему нельзя кремировать сразу, ведь Господь всемогущ и может воскресить всех умерших из любого состояния, как говорится в Православии?»
— Действительно, кремация тел усопших Церковью не благословляется. Прежде всего, позиция Церкви тут основывается на словах Священного Писания: яко земля еси и в землю отыдеши (Быт. 3, 19). Человек создан Богом из земли, и по кончине человек также уходит в землю. Запрет на кремацию существовал еще в ветхозаветные времена. Он был установлен в противовес тем языческим верованиям, для которых кремирование было основным видом погребения, начиная от античного Рима и заканчивая восточными экзотическими культами. То есть кремация всегда была не просто каким-то удобным, как иногда сегодня говорят, «гигиеничным» способом погребения, а имела религиозную окраску. Естественно, что народ Ветхого Завета, который призывался не ходить вслед идолопоклонников, не принимал так называемого «огненного погребения» — кремации — как неотъемлемой части языческих верований. И сегодня мы поступаем так же.
Кстати, вспомните, что, когда большевики пришли к власти, крематории стали для них одним из символов нового мира. Многие известные деятели большевизма тоже были заражены оккультизмом, и идею кремации они проталкивали с небывалой настойчивостью. Помните известную фразу из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова: «Ну что, старик, в крематорий пора? — Пора, батюшка, в наш советский колумбарий». Самый первый крематорий в России, в Москве, кстати, был устроен в церкви Донского монастыря. Он так неумеренно расхваливался, рекламировался, что это было самое натуральное беснование. Сам этот факт достаточно показателен и говорит о том, что вопрос кремации лежал далеко не в практической плоскости, а в идеологической, я бы даже сказал, квазирелигиозной. Это из той же серии, что и лжемощи, которые до сих пор находятся на Красной площади.
Что касается Греции — это древний обычай, характерный для всего Средиземноморья. Действительно, через некоторое время костные останки там откапывают и вкладывают в особые помещения — костницы. Они есть и в Западной Европе, и в православных Греции, Румынии, Болгарии. Кремация тут ни при чем. И связано это не с недостатком земли, а с другими обычаями, которые идут со времен античности.
Слава Богу, в России земли много. Поэтому разговоры о том, что у нас не хватает земли для того, чтобы погребать усопших, как минимум недобросовестны.
Господь действительно может воскресить человека из любой субстанции, любого состояния. Если посмотреть на какую-нибудь старинную историческую фреску Страшного Суда, то там, возле трубящих ангелов, обычно в медальонах, изображены сцены, которые подписаны так: «Земля отдает мертвые своя», «Вода отдает мертвые своя», «Огонь…» — и так далее. Ведь люди погибают по разным причинам. Но Господь силен воссоздать каждого человека в воскресение Суда.
— Нас спрашивают: «Люди тратят большие суммы на похороны, памятники и прочее. Можно ли сэкономить на похоронах, сделать по минимуму? Ведь, с одной стороны, человек умер, и его душе важнее молитва, нежели памятник, как мне кажется. С другой стороны, многие хотят почтить память усопших и тратят много средств на это. Как найти разумный компромисс?»
— Действительно, все должно быть разумным. Конечно, огромные мемориалы воздвигать совершенно ни к чему. Очень неприятное впечатление складывается, когда приходишь на кладбище и видишь, что люди кичатся друг перед другом своим богатством даже после смерти близкого, возложив на его могилу неимоверное количество мрамора. Но и совсем не заботиться о месте последнего упокоения наших близких тоже неправильно. Поэтому надо все делать скромно, достойно и прилично, насколько позволяют ваши возможности.
Газета «Православная вера» № 23 (618)