что нужно сделать чтобы попасть в рай
Сделай два шага и попадешь в рай
Слово о принуждении себя. Часть 1
Вот этот сегодняшний день – не какая-нибудь рутина, а что-то такое, что больше никогда не повторится на этом свете. Время проходит и уходит, но оно может принести тебе какие-нибудь неожиданности, новые послания, новое присутствие Бога в твоей жизни, новое ощущение Его благодати в твоей душе, чтобы ты пережил что-нибудь новое в своих взаимоотношениях с людьми, близкими, с любимым, ребенком, супругой (супругом), или же с братиями, если ты в монастыре, или с кем-нибудь из коллег, если работаешь. Время может принести что-нибудь новое – вот как его надо проживать и как думать, чтобы день твой обретал уникальный смысл, высшую ценность.
Я радуюсь, когда вижу людей, правильно понимающих церковные вещи. Мне это очень нравится. Это же замечательно – жить в Церкви, быть христианином и знать, как правильно делать то, что делаешь, знать, почему ты христианин, знать, во что ты веришь, знать, почему ты делаешь то, что делаешь, улавливать не форму, а суть вещей. Конечно, без формы сути не бывает. У всех ведь плодов есть какая-нибудь оболочка, кожура, но мы же не будем останавливаться на оболочке, презрев суть нашей веры, суть Православия.
– И для экономии, – там не много было такого, что можно было бы поесть, – и для смирения и аскезы! Здесь, на Святой Горе Афон, всё благословенно! Здесь всё – благословение! Это ведь сад Пресвятой Богородицы. Так что будете есть их с кожурой!
Так они их и ели – и кожуру, и плоды.
Я уже говорил вам, что эта книга понравилась и мне лично, и всем, кто мне о ней рассказывал. На меня она подействовала очень отрезвляюще. Если хочешь бодрствовать, если хочешь, чтобы сон бежал от тебя, почитай эту книгу. В ней видно, какую борьбу вели люди, как усиленно подвизались они в мире сем, как много боролись. Но я сейчас не буду говорить об этой книге, это можно сделать в другой раз.
Нет ничего хуже, чем быть христианином, не зная, почему ты христианин
Мне очень нравится, когда я вижу людей, радующихся церковной жизни. И скажу тебе кое-что между нами. Нет ничего хуже, чем быть христианином, не зная, почему ты христианин. Это крайне мучительно, крайне изнуряюще – и для тебя, христианина, потому что ты мучаешься и терзаешься, не зная, зачем делаешь то, что делаешь, но и для других тоже – ты создаешь трудности и для других. Потому что то, что ты хочешь сказать и передать им, получается не нежным прикосновением к ним, то, что ты говоришь им, не становится невидимым переходом в их жизни, нет – ты расцарапываешь им душу.
Старец Паисий говорит, что когда хочешь почистить глаз ребенку, не хватаешься за щетку для посуды, потому что ею ты разодрал бы ему глазик, а берешь мягкий платочек или пальцем нежно притрагиваешься к глазу ребенка. Точно так же, когда не живешь как следует тем, о чем говоришь, у тебя всё равно что оказывается в руках грубая щетка, с которой ты берешься исправить другого. А поскольку ты сам не живешь, как должно, тем, о чем хочешь сказать ему, то он начинается противиться. Он не слышит тебя так, как хотелось бы.
Поэтому было бы хорошо, чтобы мы воспринимали вещи красиво, жили церковной жизнью с удовольствием, наслаждением, красотой, благодатью, благоуханием, если хочешь. Вложи всё хорошее в свой ум, чтобы смочь, когда подойдешь к другому, сказать ему что-то, показать что-то – и он бы почувствовал твою радость, почувствовал твою красоту, твою перемену, почувствовал твое счастье. И чтобы то, что скажешь ему, оказалось для него нежным прикосновением, и он это воспринял. Это было бы замечательно.
Но чтобы это произошло, надо, чтобы, прежде всего, ты сам понял, что то, чем ты живешь, бесконечно велико. А ты сам понял, что значит, что ты Божий человек? Многие говорят:
– Наша религия – очень хорошая! У нас самая хорошая религия!
Для начала скажу тебе кое-что, и не пойми этого превратно. Мы привыкли к этому слову – «религия», но ведь наша вера – это не религия. И давай скажу тебе почему.
Наша вера – не религия, а Божие Откровение
У нас, дорогие друзья, нет религии в этом смысле – мы живем Божиим Откровением. Наша вера, Церковь, Православие – не религия в том смысле, чтобы мы ее якобы создали, а Божие Откровение. Не мы создали себе какое-то представление о Боге. Это Бог Сам пришел, нашел нас и сказал невообразимые вещи, о которых мы и помыслить не могли. Мы сами не могли бы сказать такого.
Покажу тебе, например, как явствует из Священного Писания, что евангельские слова – не слова какой-нибудь религиозной группы. Почему? Это заметил старец Софроний (Сахаров). Наш Христос говорит: «Любите врагов своих!» (ср. Мф. 5, 44). Возможно ли, чтобы я, как человек, когда-нибудь сам сел и придумал эту заповедь? Невозможно. И одна только эта заповедь, одни только эти слова Христа доказывают, что Христос не простой человек, а Бог, потому что только Бог мог сказать нам это. Мы и представить себе не можем, как можно любить наших врагов. И возражаем Богу, и говорим Ему…
На днях одна женщина поспешила подойти ко мне в церкви и исповедать такое:
– Отче, прежде чем увидеть вас в официальный день Исповеди, позвольте сказать вам это, чтобы мне стало полегче.
– Я была на свадьбе и встретила там близкого человека, с которым мы когда-то судились. Он протянул мне руку, а я не ответила! Развернулась и ушла!
Она не могла возлюбить этого человека, родственника, свою кровную родню – не могла возлюбить его. И тут приходит Христос и говорит нам, чтобы любили не просто друзей, родных, дорогих нам людей, а своих врагов. Ты такое видел? И одно только это, уже одно это доказывает, что пространство, в которое мы шагнули, – это пространство Откровения Бога, явления Бога. Сам Бог приближается к нам и дает такую мощную заповедь, которая стирает наши границы и простирает человеческую природу до высочайших точек, до которых только можно дотянуться. То есть Бог дает нам возможность подняться очень высоко благодаря Его силе, благодаря Его благодати. Потому что я начну отвечать Христу и скажу:
– Господи, да как же я это сделаю, когда я и своих-то иногда не могу возлюбить? Как я возлюблю врагов?
И Христос отвечает:
– Я даю заповедь – Я даю и благодать, Я даю тебе и силу сделать это. Сам ты не можешь! Без Меня вы ничего сделать не можете (ср. Ин. 15, 5)!
Мы призваны превзойти человеческое и прикоснуться к Богу, чтобы свойства Бога вошли в нашу жизнь
Видите? Очень важно чувствовать, что ты движешься в пространстве, где переплетаются Божественное и человеческое: мы живем в пространстве Церкви, где призваны превзойти человеческое, выйти за границы этой земли, этого творения – и прикоснуться к бескрайнему Богу, прикоснуться к любви, вечности, свету, добру, чтобы Божественные свойства Бога вошли в нашу жизнь. Это нелегко.
Было бы чудесно, чтобы другой ощутил этот вкус, стал чувствовать и догадываться, что «сейчас рядом со мной находится удивительный человек», который не просто верит, т.е. посвятил себя чему-то – как кто-нибудь посвятил себя йоге, буддизму, индуизму, – и у него есть какая-то религия – нет, мы ничему себя не посвящали, а просто упали в объятия Бога, Который явился в мире и призывает нас сделать большой шаг из противоестественного состояния в естественное, а оттуда – в состояние сверхъестественное. Чтобы у нас имелись Божественные переживания.
Поэтому я снова говорю, что мне очень приятно, когда вижу людей, понимающих, что Церковь – это не какая-нибудь религия, а движение, которое сделал Бог и нашел нас. Мы были – как бы это сказать? – мы были во мраке и тени, но обрели истину. Мы не знали, как найти Бога и как Его представить себе правильно. Спрашивали себя: «Каким образом существует Бог?» – но не узнавали Его. А Он пришел и нашел нас. Ты это понял?
Поэтому, когда кто-нибудь говорит тебе: «Да это говорят попы! А другие, такие же люди, написали Евангелия!» – ты скажи: «Но как же они их написали, когда даже те, кто поучает, сами этого не применяют? Тебя это ни о чем не заставляет задуматься?»
Евангелие превосходит меня самого, оно берет меня за руку и поднимает в бесконечность
Да и я сам, говорящий это, тоже этого не исполняю. А почему? Потому что не я это говорю, я это просто передаю. Я сам не могу делать того, что написано в Евангелии, хотя читаю это каждый день, и в храме тоже читаю это и проповедую. А почему? Потому что Евангелие превосходит меня самого, потому что оно берет меня за руку и поднимает в бесконечность, которой я не могу достичь.
Бог делает это. Поэтому, когда в Евангелии написана какая-нибудь заповедь, она не исходит от какого-нибудь человека, заинтересованного в том, чтобы тебе что-то сказать, или стремящегося добиться чего-то при твоем посредстве, направить тебя, руководить тобой, контролировать твою личность, твои эмоции, инстинкты, желания. Эти вещи говорит не какой-нибудь человек. Сам Бог говорит это, Творец говорит, Тот, Кто создал тебя, говорит, Тот, Кто знает тебя, как никто. Понимаешь?
Разве Создавший тебя не знает тебя? А разве не Бог тебя создал? Давай-ка спрошу тебя: а где ты был несколько лет тому назад? До того как родиться. Где ты был? Где ты был до того мгновения, когда твои родители соединились, ты был зачат и вошел в утробу своей матери? Где ты был? Где?
Когда я думаю об этом, у меня ум за разум заходит. Ведь существует дата, до которой меня не было. Есть конкретный момент, одна секунда, в которую я был зачат в утробе моей матери и стал существовать. А где я был до того, как родиться? Тот, Кто создал меня Своими руками, Кто создал Адама и всякого нового, рождающегося человека, – Этот Бог и говорит в Церкви. Он дает заповеди, Его мы любим, ради Него ходим в церковь, и в этом смысл нашей веры – приблизиться к Тому, Кто всегда существовал, существует и будет существовать. Не здания, не попы, не рясы, не формы, не что-нибудь наружное, а суть.
Поэтому, когда другой видит, что ты человек, который постиг суть вещей, а если и не постиг, то метишь в самую суть, и понимает, что ты в жизни исполняешь и формальные обязанности. Как мы говорим (монахи говорят):
– Мне сейчас надо исполнить свою обязанность.
Они исполняют свое правило: поклоны, пост, молитву, бдение, четки, всё такое. Хотя это и называется формальными обязанностями, но они их не оставляют, потому что знают, что через них мы прикасаемся к бескрайнему Богу, Который выше любых схем, цветов, идей, фантазий, выше всего человеческого.
Когда твои глаза сияют оттого, что видят лучик, исходящий от лика Христова, другие принимают тебя всерьез
…И когда ближний увидит, что ты подходишь к нему с этим чувством, с этим духом бескрайности, с этим благоуханием рая, с тем особенным, что несешь в себе, и когда твои глаза, как говорит старец Паисий, сияют оттого, что видят хоть лучик, исходящий от лика Христова и рая, другие это понимают и принимают тебя всерьез. Потому что понимают, что ты тоже всерьез отнесся к одному очень важному вопросу – вопросу нашего спасения, вопросу моей души, вопросу о том, зачем я живу, куда иду, куда уйду? Как я буду жить сейчас, всегда и после смерти – но и сейчас тоже. Понимаешь?
Когда говорю я или ты, другой против нас восстает. А когда говорит какой-нибудь святой человек, такой, у которого есть благодать Святого Духа, благодать Божия в душе, его слова нас трогают. Он может сказать нам и что-нибудь суровое, например:
– Оставь эту девушку! Это нехорошо – то, что ты делаешь! Эта связь, которую ты завел, – грех. Вы ведь не женаты!
Человек слышит это от святого, и душа его смягчается. А услышит от тебя или меня – и начинается злиться. И говорит:
– Да оставьте вы меня в покое! Я буду делать то, что хочу! Это говорите вы!
Как жаль. Как жаль! И ты говоришь себе: «Он не слышит. Как жаль (это я о себе говорю), что я не убедил его в том, что то, что я говорю, – это Божественное, а не мое, не человеческое, не моя настырность. Это не человеческая, а Божественная заповедь».
Мало говорить другим о Божественных заповедях, главное – говорить о них по-Божественному. Понимаешь? Люди потому и не меняются.
Евангелие существует, проповеди произносятся, беседы выслушиваются, делаются заявления, читаются окружные послания, а люди не меняются. Потому что здесь недостает не знаний и информации, а благодати, которая прошла бы через это оглашение. Оглашать значит вот что: я издаю звук, который входит в ухо другого, – некий звук, ты слышишь голос, но голос этот должен давать сладкий толчок, который коснется другого и повлияет на него.
Мы говорим, а нас никто не понимает, никто не придает нам значения, потому что мы еще не поняли, что существуем в пространстве Божественных откровений и явлений. Это я говорил вначале. Когда ты это поймешь, то всё воспримешь иначе и скажешь:
– Ах, мой друг! Сейчас говорит не священник, не духовник такой-то, не батюшка такой-то и т.д., а Сам Бог говорит через него!
Бог, Который является не моим изобретением, не плодом моего воображения, но Откровением. Небеса распахнулись, и Бог сошел на землю. Бог Сам пришел и нашел нас. Мы в слепоте своей не знали, куда идти, во что верить. Любили животных и стали обожать их, обожествлять, стали превращать творение в бога, а Бог пришел и открыл нам истину. Слова Христа Божественны.
Если мы поразмыслим обо всем, что переживаем в Церкви, если как следует, правильно усвоим себе это и поймем, что пространство, в котором движемся, – это Божественное пространство, а то, что мы говорим, – это не человеческое, тогда перестанем притеснять других, даже самих себя, и не будем ощущать никакого давления.
Я не ощущаю давления в Церкви. Я не могу оставаться там, где чувствую давление, где задыхаюсь, – вот это я подразумеваю под давлением: когда я чувствую, что задыхаюсь, что не могу там находиться, что не выношу этого. И я не хочу, чтобы ты становился Божиим человеком, если ты этого не выдерживаешь. Если ты чувствуешь то, что некоторые называют удушьем:
– Но я не выдерживаю в церкви!
– Не выдерживаешь в церкви? А что ты имеешь в виду?
– Я не могу найти общий язык с мамой!
Вы видели? Заметьте явные ошибки. Иначе говоря, для него Церковь – это его мать, это то, что она говорит ему и как она говорит. И знаете, что я ему сказал?
– Согласен! Я с тобой согласен! И маме твоей тоже скажу об этом, когда она придет!
Невозможно, чтобы этот печальный результат был, так сказать, церковным, невозможно, чтобы Богу хотелось видеть тебя таким, невозможно, чтобы Бог наш, Сладчайший Иисус (как говорит св. Никодим Святогорец в своих молитвах [4] ), ходивший по земле, евший и пивший с нами и бывший вместе с нами в боли и радости, к Которому шли и льнули детишки, радовались Ему и не хотели от Него уходить, – разве возможно, чтобы это Христос вынуждал тебя сейчас сказать: «Я задыхаюсь и не выдерживаю в церкви»?
– Надо отличать одно от другого: одно говорит твоя мать, а другое – Христос!
Или даже она может говорить то же самое, что Христос, но только говорит это по-другому – и вынуждает тебя сопротивляться, нервничать, бунтовать и уязвляться. Разберись в этом. Ты ведь уже не маленький.
Она говорила и что-то другое, и ты тоже возмущался, но только не стал бросать всего тут же, а сделал правильное движение. И сейчас я тоже хочу, чтобы ты поднял бунт, восстал и против матери, и против отца, и против меня, против кого хочешь, но только чтобы ты поднял хороший, правильный бунт. Я хочу, чтобы ты взбунтовался, но только не бросая Бога, не бросая Церкви, потому что это уже называется не бунтом, а самоубийством, и тогда ты реально задохнешься, реально себя погубишь.
Я хочу, чтобы ты сказал себе: «Я не принимаю этого Христа, Которому ты учил меня, потому что это не Христос. Я протестую и стараюсь Его найти». Кого? «Истинного Бога, истинного Христа, не Того, о Ком меня учили неправильно, не Того, Кого мне всегда преподносили как гневающегося, ругающего, карающего, постоянно наказывающего, Кто всё называет грехом, Кто не позволяет смеяться, не разрешает идти никуда, Кто не допускает, чтобы тебе было приятно, и не дает порадоваться ничему».
В нас борются противоположные чувства, мы раним себя и других, и всё это – «во имя Христа»
Здесь происходит путаница, ошибка, мы исходим из неверных посылок и всё запутываем, сбиваемся с толку сами и угнетаем детей и самих себя. В нас борются противоположные чувства, мы раним себя сами и раним других, и всё это – «во имя Христа».
В другой раз я расскажу тебе о том, что всё хорошее, чего ты хочешь, – того же хочет и Бог, всего хорошего, чего ты по-настоящему хочешь. Но когда я говорю «ты», то имею в виду твое подлинное «я», не правда ли?
Приведу тебе пример. Пьяный хочет пить еще, чтобы напиться еще больше. В этот миг для него самое лучшее – это пить, и если сказать ему: «Ты пить не будешь!» – он весь измучается. Я не это имею в виду, когда говорю, что всё хорошее, чего ты хочешь, этого же хочет и Бог, потому что этот пьяный человек сейчас не функционирует естественным образом, он сейчас не такой, каким создал его Бог. Это нездоровое явление, хоть он и считает его здоровым.
Итак, давайте проясним ситуацию, но только по-хорошему. То есть ты хочешь ощущать любовь, тепло, нежность, надежность, доверие, силу, славу, власть – это слова очень хорошие и даже церковные, они существуют в Церкви. «Прославляющих Меня прославлю», – говорит Господь (ср. 1 Цар. 2, 30). Он говорит о славе. Бог хочет, чтобы у нас была слава, но какая слава?
Что такое истинная радость? Кто хочет той радости, о которой ты говоришь: «Я хочу быть счастливым и думаю, что в той жизни, которую веду, я стану счастливым». Ты ли, твое ли подлинное «я», реальные ли потребности твоей души хотят этого – или, как в случае с пьяным, – страсть, бессилие, болезнь, зависимость, которую ты у себя создал, пристрастность? Понимаешь?
[1] В Октоихе есть такой стих: «Пожри́ душе́, же́ртву хвале́ния Бо́гу, потщи́ся и пока́йся, до́ндеже то́рг е́сть жите́йский: ны́не ку́плю де́й до́брых придая́ний» (понедельник, глас 7). А слова о душе как великом купце содержатся в Великом покаянном каноне прп. Андрея Критского: «Бди, о душе́ моя́, изря́дствуй, я́коже дре́вле вели́кий в патриа́рсех, да стя́жеши дея́ние с ра́зумом, да бу́деши ум зряй Бо́га, и дости́гнеши незаходя́щий мрак в виде́нии, и бу́деши вели́кий купе́ц» (вторник, песнь 4).
[2] См.: Добротолюбие, т. 1. Изречения св. Антония Великого и сказания о нем, 6, 50.
[3] В русском переводе есть два варианта этой книги старца Ефрема (Мораитиса), называемого также Святогорцем, Филофейским и Аризонским, первый вариант краткий: «Мой Старец Иосиф, Исихаст и Пещерник», а второй – более полный: «Моя жизнь со старцем Иосифом».
[4] «Акафист Иисусу Сладчайшему», составленный прп. Никодимом, содержится в обычных молитвословах.
[5] Свт. Дионисий Закинфский, архиеп. Эгинский († 1622), греческий святой, в месяцеслов Русской Церкви не включен.
Как попасть в Рай
По статистике, более 80% людей верят в существование райской потусторонней жизни. Представления об этом понятии в разных религиях совпадают.
Это вечное блаженство, радость, и отсутствие земных проблем. Христианство, иудаизм и ислам единодушны в том, что до грехопадения люди жили в раю.
Каждая религия имеет свое толкование о способах достижения этой счастливой участи. Рассмотрим, как попасть в Рай, с точки зрения православия.
Что такое Рай
Раем называют Царство Божие, или Царство Небесное. Представление о Рае, как о месте с координатами в N-мерном пространстве, в которое попадает праведник после смерти, существует со времен Ветхого Завета. О нем человечество мечтает со времен Адама.
С пришествием Спасителя понятие о Рае расширилось. Проповедник покаяния Иоанн Креститель говорит:
Иисус Христос уточняет:
«…и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть».
Апостол Павел пишет:
«Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».
На основании слов Спасителя, Царство Божие человек находит у себя внутри, и чувство этой радости переживает уже в земной жизни. Об этом повествует Евангелие, и свидетельствуют святые люди, почитаемые церковью.
«И сказал им: истинно говорю вам:
есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе».
Апостол Павел свидетельствует, что:
«…он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать».
Преподобный Серафим Саровский говорил:
«…я восхищен был в эти обители, только не знаю — с телом или кроме тела. Бог весть, это непостижимо.
А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать тебе невозможно…
Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на небеси, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением…»
Апостол Павел пишет:
Это радостное состояние души испытывает человек оттого, что он — с Господом, полноту познания Которого в земной жизни постичь человек не может. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно…»
Кто попадает в Рай
Все ветхозаветные люди попадали в ад, который находится во внутренностях земли.
После своего воскресения Христос сошел во ад и пребывал
«…в сердце земли три дня и три ночи»
там проповедал и вывел оттуда праведников в Райские обители.
После этого дорога в Рай открыта для всех желающих.
После второго пришествия
«…земля и все дела на ней сгорят»
в которой ад отсутствует. Между праведниками и грешниками будет
которую они перейти не смогут.
Сошествие Христа во ад
«Никакого ада, как объективной сферы бытия не существует, это совершенно безбожная идея, скорее манихейская, чем христианская.
Поэтому совершенно невозможна и не допустима никакая онтология ада…
Немыслимый, как сфера объективного бытия, ад существует в сфере субъективной и означает опыт человека и путь человека…»
По словам преп. Серафима Саровского, —
Принадлежность к тому или иному миру человек ощущает до смерти.
«Благодатное состояние человека, во время пребывания его на земле, служит залогом вечного блаженства его в небесном Эдеме…»
Все человеческие души будут объяты пламенем Божественной любви.
Если душа отвечает взаимностью, она радуется, если наполнена нечистотами — страдает.
«…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»
О том, что любовь Божия изливается на всех без исключения, писал прп. Исаак Сирин в книге «Слова подвижнические».
«Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви!
… Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое (в чем всякий согласен) дается всем вообще.
Но любовь силою своей действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших свой долг».
Что нужно делать, чтобы попасть в рай
Все люди предназначены для Царства Небесного. Бог
«хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».
Конкретной инструкции как попасть в Рай не существует. Условия и рекомендации изложены в Новом Завете.
Православная церковь призывает к каждодневному чтению его глав. С годами от постоянного чтения, ум будет «купаться» в словах Евангелия, и жизнь человека каждое мгновение будет оцениваться с точки зрения Закона Божьего.
Это является основой христианства.
Вне церкви нет спасения
Святые единогласно это утверждают. Господь устроил земную церковь, как место спасения. Он вооружил ее таинствами, наполнил учением. Церковь — это лечебница, в которой человек может восстановиться до состояния, в котором он находился до грехопадения.
Православие — единственная вера, которая хранит апостольские предания. Апостол Павел заповедывал:
«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим».
Евангелие — часть церковного наследия. Правильное его понимание о спасении изложено в апостольских преданиях, хранящихся в церкви, которые отвергнуты другими конфессиями.
Но главное в церкви это Христос. Он кормчий, лекарь и спаситель, слово которого неизменно:
«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».
Христос один, Он не разделим, и церковь Его одна. Апостол с возмущением говорит:
«один Господь, одна вера, одно крещение».
Без помощи Божьей через церковь, человек утонет в пучине страстей и грехов, как тонут в пучине морской без корабля и кормчего.
Образ церкви Христовой
Будьте как дети
То, какие люди попадают в Рай, указал сам Спаситель.
«…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном».
Человек должен быть прост к вере, как ребенок прост к словам родителей. Он верит не сомневаясь. В его душе отсутствует лукавство, она открыта для восприятия. Недоверие — это лукавство, с которым вход в Рай закрыт.
Воля Отца изложена в Законе Божьем.
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».
Перемена ума
Для правильного понимания Слова Божьего необходима перемена сознания, что в переводе с греческого означает покаяние.
«…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»
— призывает Иоанн Креститель.
Он предупреждает, что людям, не сотворившим достойный плод покаяния, не избежать будущего гнева.
«…ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют»
Преподобный Петр Дамаскин говорил: «Когда увидишь грехи свои, как песок морской, знай, что ты положил начало покаянию».
Смирение
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Святитель Иоанн Златоуст говорит:
«Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем».
Христос, обращаясь к своим последователям, говорит:
«…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» — говорят Апостолы Петр и Иаков в посланиях.
В Ветхом Завете Давид пишет:
«Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».
Через пророка Исаию Бог указывает, кто угоден Ему:
«на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим».
Без смирения человеку закрыт вход в Рай, из которого изгнан за гордыню Денница, ставший сатаною.
Гонимые за правду
«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».
Божественная правда изложена в Библии. Люди, исповедующие христианство, и преследуемые за него, наследуют жизнь со Христом. Слово «правда» тождественна слову «истина», а истиной называет себя Христос:
Мученики и исповедники, пострадавшие за Христа, увенчиваются на Небесах.
Собор Новомучеников Церкви Русской Икона «Сто тысяч мучеников грузинских»
Отречение от мира
Последование за Христом полагает отречение от земных привязанностей. Если цель жизни — Царство Небесное, то другие проблемы уходят на второй план.
Этот главный признак покаяния подтверждают притчи и примеры из Евангелия.
Христос юноше, исполнившему Закон, но не могущему отрешиться от своего имения, говорит:
«…истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное».
Почему в Царстве Божьем много званных, но мало избранных, Иисус поясняет:
«если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником».
Приводя притчи о недостроенной башне и царе, идущему на войну против другого царя (Лк. 14,28-32), Христос подчеркивает:
«всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником».
«Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему:
никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия».
Преподобный Иоанн Лествичник в знаменитой книге указывает на то, что без отречения нет смысла начинать крестный путь спасения (Слово 1, § 10).
«Приступающие к сему подвигу, чтобы положить доброе основание, должны всего отречься, всем пренебречь, всему посмеяться, все отвергнуть».
«Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего».
Сердце должно быть чисто от земных привязанностей, ибо «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
При этом нет необходимости оставлять свою работу, семью, и уходить в пустыню, о чем пишут Апостолы:
«Каждый оставайся в том звании, в котором призван. …В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом».
«…имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего».
«Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?»
Как в уединении человек остается с земными страстями в душе, так обладающий всем земным может не иметь сердечных привязанностей.
Дух Святой — цель христианской жизни
Преподобный Серафим Саровский в беседах говорил, что целью христианской жизни является обретение Духа Святого. Без этого важного содержания человеку будет закрыт вход в Царство. Об этом повествует притча о 10 девах.
«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
Из них пять было мудрых и пять неразумных.
Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас».
Девы — образ чистой души, масло — образ Духа Святого, жених — образ Христа. Апостол в послании утверждает:
«Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его».
По этой причине девам, не имеющим масла, жених говорит: «не знаю вас».
Прп. Серафим мир называл торжищем, на котором обретают Благодать Святого Духа. Товары — это добродетели, которые человек в силах совершать (Мф. 25,27).
Христос также говорит об этом в притче о талантах, которых одни прибавили, а другие зарыли в землю.
«…надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью».
Эта притча о дарах, которые люди получают от Бога: жизнь, силы, здоровье, ум, душевные способности, земные богатства, и прочие блага. Пользующиеся ими как товаром для купли Небесных благ, получают райское наследие.
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
Не судите и прощайте
Один из путей достижения Рая — способность не осуждать, и прощать других. Это дает право войти в Рай, минуя иные добродетели. Такой человек, попавший на суд Божий, услышит от Спасителя, — он никого не осуждал, и Я его не буду судить. Христос сам об этом свидетельствует:
«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы».
«…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный».
Прилагайте усилия
«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его».
«…терпением вашим спасайте души ваши».
На церковнославянском языке «силою берется» звучит «нудится». Принуждение себя к добру, борьба с греховными желаниями и помыслами, проявление терпения в борьбе со страстями и немощами, — таков узкий и тернистый жизненный путь христианина.
«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими».
Этот тесный путь сопровождается борьбой на невидимом поле битвы:
«…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной».
«…дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».
Господь близко, просите — и, дано будет вам
Несмотря на трудности дороги в Рай, Небесная помощь не замедлит прийти. С помощью Божьей преодолеваются все грехи, страсти и искушения. Господь, испытывая христианина на этом пути, наполняет Благодатию молящееся сердце, уповающее на Него с верой и смирением.
Это утверждает Господь:
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».
«…и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
«Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю».
К этому призывают святые Апостолы:
«…всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».
«…приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».
«…да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь».
Признаки Царства Божьего внутри
Признаком того, что человек обрел Рай в душе — это любовь. Об этом говорит Христос:
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
О такой любви пишет великий подвижник и аскет прп. Исаак Сирин. Сердце милующее, возгорается любовью обо всем, что его окружает.
О людях, о врагах, о тварях, и даже о самих демонах. Когда это открывается в душе, то уже нет предела радости. Такой человек готов 10-кратно быть сжигаемым за любовь к людям.
Прп. Силуан Афонский указывает, что признак Божьей Благодати в человеке — не чудотворение, а смирение, и любовь к врагам.
Подтверждение верности этих слов находится в Евангелии:
«Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.
Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность?
…Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».
Признак Царства Божия внутри — это стремление к одиночеству и скрытности. Люди, обретя такую драгоценность в душе, уединяются в келейной молитве. Они избегают общения с другими. На фоне этого сокровища обесцениваются былые удовольствия.
«…подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то».
Спасение разбойника
Первый человечек, вошедший в Рай — не христианин, а разбойник, который распят на кресте рядом с Иисусом. Он убивал, грабил, и понес справедливое осуждение. Но ему Господь говорит:
«истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
Испытывая страшные мучения, он перед смертью смирился, признал справедливость своего наказания, вступился за невинно страдающего Христа, и произнес:
«помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»
Он исповедал Иисуса Богом.
Непросто смриться с неудачами, болезнями, признать справедливость своего наказания. Особенно на грани жизни и смерти.
Два разбойника на кресте — это образ всего человечества. Одни страдают, и возмущаются: «За что?!». Другие смиряются, и за все благодарят Бога.
Икона Благоразумный разбойник в Раю
Заключение
Следуя призыву Спасителя:
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его».
Человек, наблюдая свои грехи и немощи, — видит перед собой непостижимую задачу. Как обрести детскую веру, смирится и изменить свое сознание, отречься от мира, подставить вторую щеку обидчику, и не осуждать его?
В таком же замешательстве пребывали Апостолы:
«Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно».
«Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».
Любящий и милующий Бог, который всем желает спасения, поможет ищущему Его.
Литература
Статьи
Видео:
Как попасть в Рай. Протоирей Андрей Ткачев.
«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21) — Осипов А.И.
Царство Божие внутрь вас есть — Никон (Воробьев).