что нужно сдавать чтоб поступить на юридический
Юридическое образование: четыре непростых шага к изменению
Критиковать модно. Так же модно писать дорожные карты разной степени воздушности. Ну и восхищаться тоже модно – классические университеты выпускают отличных юристов. Или все-таки не очень? Пока мы окончательно не запутались я предложу 4 конкретных шага, которые могут улучшить юридическое образование в России.
1. Навыки
В основе юридической профессии лежат базовые навыки: поиска информации (research), убедительного и точного изложения своих мыслей на бумаге (writing) и в устной речи (advocacy). Этот тезис представляется мне бесспорным. Но организация юридического образования игнорирует его. На первом курсе любого театрального университета есть курс по сценической речи. На первом курсе юридического факультета – по ОБЖ или современному естествознанию.
Навыки студентам, видимо, предлагается освоить по ходу обучения. В поиске материалов к семинару, при написании курсовой. Ну вы поняли. Обучением должны заниматься преподаватели специальных курсов. Семинарист по гражданскому праву, возможно, научит искать полезные статьи или решения судов. А по конституционному праву – немного поучит писать на примере тех 80 эссе, которые он или она должны проверить за неделю.
Научить навыкам «по ходу» невозможно. Во-первых, к этому вопросу нужно подходить системно: постоянно давать задания именно на их развитие, контролировать и корректировать. Талантливый преподаватель экологического права может хуже учить поиску судебных решений. Это логично. Во-вторых, развитие базовых навыков – того, с чем студенты должны приходить к изучению специальных предметов, отнимает время и силы от собственно специальных курсов. Одни и те же вопросы на навыки повторяются, какие-то аспекты, наоборот, пролетают.
Учить навыкам нужно специально. Можно это делать по-разному. Можно сделать отдельный курс или курсы в самом начале. Для того чтобы их преподавать не нужно «выписывать» профессоров из США по скайпу. Достаточно привлечь несколько молодых преподавателей, которым это будет интересно, и которые пройдут курсы повышения квалификации. Можно, наоборот, выбрать какой-то базовый курс или курсы (например, конституционное право и римское право) для развития этих навыков. Увеличить количество часов и добавить количество практических занятий, ориентированных на развитие навыков. В любом случае рассчитывать что «все само как-то образуется» нельзя.
Можно и нужно учиться софт-скиллс. Здорово, когда студентов учат вести переговоры и не выгорать (кто бы меня научил в свое время). Но это не замена ключевым – хард – навыкам.
2. Из фундаментального и практически-ориентированного выбираем оба
На протяжении нескольких лет я наблюдаю за горячей дискуссией – должно ли юридическое образование быть фундаментальным или, наоборот, практическим. Это как спросить: Вам правую ногу отрубить или левую? А можно вообще ничего не отрубать?!
Дискуссия зациклилась на ложном выборе, который, на самом деле не нужно делать. Конечно, образование не должно заключаться только в практике написания договоров и процессуальных документов, студенты должны также понимать всю систему, историю формирования тех или иных институтов и различные варианты решения тех или иных вопросов в разных правовых системах. Это не значит, что написание искового заявления подействует на студента как магическое заклинание, после произнесения которого он сразу забудет все фундаментальные знания.
Фундаментальные знания и практические навыки могут и должны идти рука об руку. Не имея глубокого понимания гражданского или уголовного права, студент не придумает правовую конструкцию для сложной сделки или аргументы защиты клиента по необычному уголовному обвинению. Но не понимая зачем ему все эти теоретические конструкции, как они применяются на практике, студент будет изучать их с меньшим интересом, забудет многое после экзамена, и останется, извините, «полуфабрикатом» (возможно, хорошим, как замороженная мраморная говядина Вагю, но «полуфабрикатом»).
Что делать (с практическим обучением, с фундаментальным все вроде бы неплохо)? Опять же возможно несколько (взаимодополняющих) вариантов. Первый – специальный курсы, практикумы по сделкам слияний и поглощений, уголовному праву и процессу, конституционному праву. Второй – клиники, где под руководством опытных юристов студенты будут работать над сложными и интересными делами. Клиники в России существуют и сейчас, но большая часть из них сконцентрирована на помощи малоимущим гражданам по достаточно стандартным вопросам. Это очень важная и благородная задача, и студенты, которые хотят в ней участвовать заслуживают всяческой поддержки. Однако должен быть и другой вариант – ведение прецедентных дел, требующих большой подготовки (читай, работы студентов), и ставящих интересные и важные вопросы. Третий – интеграция практического образования в существующие курсы. Четвертый – муткорты, в том числе внутренние. В странах общего права все студенты первого курса (а курсов обычно три) участвуют в одном внутреннем муткорте, финал которого обычно судят реальные судьи или известные специалисты. Такую же модель можно было бы использовать, например, на втором курсе российского юрфака.
Необходимо стремиться к качественному и интегрированному практическому обучению. Задание для семинара написать договор или обвинительное заключение, курс практикующего юриста по сделкам банковского финансирования или экономическим преступлениям – хорошее начало, но нужно больше. Необходима кропотливая работа, шаг за шагом, с постоянной возможностью для студента делать что-то и получать критику и комментарии преподавателя.
А нужно ли все это, может задача университета – выпускать полуфабрикаты, а там уже на работе доучат? Мой ответ – конечно, нужно. Причина не только в том, что задача университета дать выпускнику как можно больше навыков и возможностей, сделать «готовый продукт», но и в том, что качественное изучение «фундамента» невозможно или затруднительно без постоянного тестирования его результатов на практике.
Исключение из обязательной программы многих предметов (и разделение занятий по некоторым другим на «общие» и «продвинутые» курсы) необходимо, чтобы освободить время для изучения студентами навыков и курсов по практическому применению права в реальной жизни – курсов, о которых я писал выше. Оно также необходимо, тк изучение таких предметов в текущей форме бесполезно и подрывает мотивацию.
А как же общая база, спросят меня. Юрист же должен понимать налоговые последствия сделки, уметь оформить право собственности на унаследованный дачный участок и, мое любимое, рассчитать себе пенсию (#тыжюрист #Россиядлягрустных). Ну, во-первых, в моем понимании, курсы, как их преподают сейчас, не рассчитаны на понимание студентами общей базы. Например, налоговое право – налоговое право от А до Я, а не НДФЛ и налоговые последствия сделок. Земельное право – 100500 технических вопросов по изменению разрешенного использования, а не 10 важнейших принципов того же права. Криминалистика – протокол осмотра трупа (Федора) и трасологическая экспертиза, а не признаки подделки подписи или документа. Во-вторых, ну кого мы обманываем? Большая часть этих «знаний» будет забыта вечером дня экзамена. Если юристу действительно потребуется разобраться с вопросами пенсии и земельного участка, то гораздо полезнее будут как раз навыки поиска информации и практического применения норм права.
4. Магистратура должна быть магистратурой, а не обязательной «примочкой»
Я закончил юридический факультет СпбГУ, пять лет проработал в юридических фирмах и поступил в магистратуру Университетского колледжа Лондона изучать международное право. Это был один из лучших периодов в моей жизни: я знал какие курсы я хочу изучать и почему, я скопил «денежную подушку», чтобы позволить себе посвятить год учебе – каждый день ходить в библиотеку или сидеть с книгой в парке, я отдыхал от «мясорубки» работы. Средний российский студент приходит в магистратуру сразу после окончания университета, вынужден работать параллельно с обучением, не всегда понимает, чем он(а) хочет заниматься. Нужно что-то менять…
По моему мнению, обучение в магистратуре должно быть выбором каждого юриста, выбором, который он(а) может сделать на любом этапе карьеры. Ну или выбрать практику, решить, что магистратура не нужна. Только в этом случае обучение в магистратуре будет осознанным, понятным и приятным.
Утверждение, что бакалавр недостаточно квалифицирован, по моему мнению, неверно. За 4 года обучения вполне можно усвоить все необходимые знания и навыки (особенно, если провести предложенные выше реформы), а те специальные знания, которые студент получает в магистратуре – глубокое понимание той или иной отрасли права – как раз можно получить на практике, курсах повышения квалификации или, как в старину, почитав книжки.
Научить профессии юриста вполне можно за четыре года. Например, в США срок обучения – три года. Вот мы тебя и подловили, скажет кто-то – в США-то на юрфак поступают после колледжа. Оставим в стороне вопрос о том, как изучение английской литературы или микробиологии в колледже влияет на рассматриваемый нами вопрос (оно безусловно влияет на кругозор и мышление студента, но мы же о юристах). Перейдем к другому близкому нам примеру – Англии. В Англии обучение на юрфаке занимает, если честно, четыре года (3 года в университете и потом одногодичный курс подготовки для будущих солиситоров или барристеров). И ничего, никто не жалуется. После этого будущие юристы должны пройти отдельную 1-2 годичную практику (training contract, pupilage). Ну так и у нас для получения статуса адвоката необходим практический опыт. Есть и другие примеры, включая Германию, где учиться профессии юриста можно очень долго. Это не значит, что нам нужно брать с них пример.
В общем я считаю, что магистратура должна быть добровольной, обучение в ней должно быть осознанным выбором. Пока я вижу только одно основное препятствие на пути к этому. Речь идет о практике многих фирм не повышать своих сотрудников до позиции (младшего) юриста до получения диплома магистра. У этой практики нет объективного и честного объяснения и мне кажется, что от нее следует отказаться. Есть и еще одна причина – обязательная военная служба по призыву, военная кафедра на 5 лет. С этим тоже нужно что-то делать, но это уже совсем другая история…
Надеюсь, что описанные мною предложения будут кому-то полезны и, в любом случае, дадут почву для размышлений и дискуссий. В дискуссиях буду рад поучаствовать.
Какие предметы нужно сдавать на юриста
Каждый год в нашей стране проходят итоговые аттестации для учеников 9 и 11 классов. В это время выпускникам необходимо сделать ещё один шаг в своей образовательной деятельности. Если ученики 9 класса могут не сдавать дополнительных экзаменов и продолжить обучение в школе, то выпускникам 11 классов придётся делать выбор.
На первом этапе необходимо определиться с профессией. Здесь, несмотря на множество отрицательных отзывов, лидирующую позицию занимает профессия юриста. Кто бы что ни говорил, а юристы нужны в нашей стране и за её пределами.
Именно поэтому у выпускников появляется логичный вопрос, какие нужно сдать предметы, чтобы стать юристом. В этой статье мы постараемся дать ответ на этот вопрос.
Какие предметы нужно сдавать на юриста
Порядок поступления на программы высшего и среднепрофессионального образования регламентируется ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также правилами учебных заведений. Для поступления в высшее учебное заведение достаточно сдать ЕГЭ по профильным экзаменам и набрать соответствующее количество баллов. Итак, какие нужно сдавать предметы, чтобы поступить на юридический факультет:
В некоторых институтах могут проводиться дополнительные экзамены. Например, может пройти экзамен по обществознанию или истории. В основном это устные экзамены. Некоторые вузы проверяют владение иностранным языком. Такой экзамен придётся сдать выпускникам, которые хотят поступить на юриста-международника.
Какие экзамены нужно сдавать на юриста
Юрист – это общее название. Юридическое образование может использоваться в разных отраслях жизни. Именно поэтому и направленность подготовки юристов бывает разная. То есть, будут отличаться и вступительные экзамены на эти специализации:
Выводы
Юриспруденция – это большая специализация. Вузы готовят специалистов для разных областей. Некоторые готовят, работников правоохранительных органов или специалистов судебной экспертизы. Другие вузы осуществляют образовательную программу для подготовки специалистов государственного аппарата, а также юристов для защиты трудовых, гражданских прав. Именно поэтому выбирая профессию юриста, необходимо подумать, в какой области вы хотите развиваться или какая сфера вам интересна.
Что касается поступления на юридический факультет, то большого разброса с экзаменами между профилями нет. В основном сдаётся история, общество, русский язык. Дополнительные экзамены будут проводиться институтом. Чтобы точно знать, какие нужны экзамены для поступления, необходимо зайти на официальный сайт института и посмотреть информацию или позвонить по телефону. Также вам объяснят, когда открывается набор и до какого числа он будет идти, какие нужны документы для поступления.
Подготовка к поступлению
Схема поступления достаточно проста. Вы подаете документы в приемную комиссию, ожидаете размещения списков поступающих на сайте https://spb.hse.ru/, затем подаете заявление о согласии на зачисление. После этого издается приказ о зачислении и все, Вы поступили.
Подробнее об этом можно узнать на сайте: https://spb.hse.ru/ba/shema
Какое в этом году количество мест для поступления?
В 2022 году на Юридическом факультете всего: 90 бюджетных мест, 60 платных, также 6 платных мест для иностранных граждан в рамках отдельного конкурса.
Полный список доступен по следующей ссылке: https://spb.hse.ru/ba/kolbak
Сколько нужно набрать баллов для поступления?
Если говорить о минимальных баллах, то в 2022 нужно набрать:
В 2021 году проходным баллом на юридический факультет по сумме четырех предметов было 354 баллов.
Подробнее об этом Вы можете прочитать на сайте: https://spb.hse.ru/ba/minimum
Что если мне не хватает баллов для поступления на бюджет?
Есть возможность поступить на платную форму обучения! Стоимость одного года обучения в 2021 году составляет 350 тысяч рублей. Поступление на платную форму обучения мало отличается от поступления на бюджет, разве что придется заключить дополнительно договор с НИУ ВШЭ. Подробнее о договорах и ценах по следующей ссылке: https://spb.hse.ru/ba/fee
Скидки
Да! И причем не в долгосрочной перспективе, а сразу же при поступлении. В зависимости от набранных баллов за ЕГЭ, предоставляется скидка на обучение. Критерии скидок будут опубликованы не позднее 01 июня 2022 года. При поступлении в 2021 году если в сумме за четыре предмета абитуриент набирал более 325 баллов, то скидка составляла 70%, то есть стоимость первого года обучения составила всего 105 тысяч рублей. Соответственно при суммарных баллах в размере 290-324 абитуриаенты получали скидки в 50%, а при 270-289 баллах скидка составляла 25%.
Скидка при поступлении предоставляется на первый год обучения сразу при поступлении. В дальнейшем скидка будет предоставляться по итогам обучения в зависимости от положения в рейтинге.
Можно ли перейти на бюджетное место?
Можно. И более того, это вполне реально! Даже если Вы поступили на платную форму обучения, то можно перевестись на бюджет. Для этого нужно хорошо учиться и раз в полгода проверять есть ли возможность перевода и вакантные места.
Подробнее о переводе на бюджет можно узнать у самих студентов, которые смогли перевестись: https://spb.hse.ru/ba/law/news/218023418.html
Учтут ли какие-то мои личные достижения при поступлении? Участие/победа в олимпиаде или в спортивных соревнованиях, что-нибудь еще?
Да, конечно!
Вариантов учета личных достижений также много.
Все зависит от того в какой олимпиаде Вы приняли участие и чего Вам удалось достичь. Так, к примеру, победители и призеры олимпиады школьников могут вообще быть зачислены без вступительных испытаний. А спортивные достижения могут дать вам дополнительные баллы для поступления. Список возможных олимпиад или прочих достижений достаточно большой, более подробно с ним можно ознакомиться на сайте приемной комиссии по следующей ссылке: https://spb.hse.ru/ba/pravaolimpyada
Предоставляется ли общежитие?
НИУ ВШЭ СПб размещает студентов в 6 общежитиях. У нас есть как наши собственные общежития, так и возможность заселения студентов в межвузовский студенческий городок (МСГ). Общее количество мест для размещения студентов — 2056. Мест обязательно хватит всем без исключения.
Подробнее об общежитиях по следующей ссылке: https://spb.hse.ru/dormitory/
Как осуществляется учебный процесс? Как учиться?
Учебный год в ВШЭ делится на четыре модуля, по итогам каждого модуля проводится сессия. Не пугайтесь количеству сессий, учебный процесс сделан так, чтобы все было равномерно, на каждую сессию свое количество экзаменов, на зимнюю и летнюю больше, на осеннюю и весеннюю меньше.
В ВШЭ оценка выставляется по десятибалльной шкале. Отлично (пять) это от 8 до 10, где 10 — просто идеально, хорошо (четыре) — 6 и 7, удовлетворительно (три) — это 4 и 5, а неудовлетворительно (то есть два) это оценка от 1 до 3.
У каждой дисциплины есть своя собственная программа, из которой можно узнать сколько идет дисциплина, какие темы будут изучаться, что нужно сдавать и какую литературу можно почитать. Программы на все учебные дисциплины юридического факультета можно найти на сайте: https://spb.hse.ru/ba/law/courses
На юридическом факультете есть четыре кафедры: кафедра гражданского права и процесса, кафедра финансового права, кафедра теории и истории права и государства, кафедра конституционного и административного права.
На каждой кафедре работают высококвалифицированные преподаватели, кандидаты и доктора юридических наук, судьи, адвокаты и следователи. Если стало интересно кто будет Вас учить, кто поможет Вам сориентироваться в мире юриспруденции, то это также можно посмотреть на сайте — https://spb.hse.ru/ba/law/tutors
Что еще мне нужно знать?
Для поступления и обучения в целом этого достаточно. Для того чтобы узнать больше о факультете можно посетить страничку на сайте НИУ ВШЭ СПб: https://spb.hse.ru/ius/. Кроме бакалавриата на факультете есть магистерские программы, а также много возможностей для научной и учебной деятельности.
Но не одной учебой живет университет. Внеучебная жизнь университета также насыщенная и разнообразная. Можно вступить в студенческий спортклуб, а можно пойти в театральную студию. Можно вступить в клуб «Что? Где? Когда?», а можно в музыкальный клуб. Попробовать свои силы в КВН или в киберспорте. Или все это вместе! Не забывая, конечно, об учебе. Главное правильно распределить свое время, ведь возможностей действительно много.
К чему готовиться студенту-юристу?
Ollyy / Shutterstock.com |
25 января отмечается День российского студенчества. В честь этого праздника практикующие юристы и адвокаты поделились с ГАРАНТ.РУ своими мнениями относительно текущего состояния юридического образования в России, а также перспектив выпускников, его получивших.
В юридическом образовании пытаются ужиться две противоположности – консерватизм и современность. Консервативный подход, по крайней мере, в теории права, в целом закономерен – у классического юридического образования богатая история. Так, римское право изучали в Болонском университете еще в XII веке, а, к примеру, юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова был основан в 1755 году и стал одним из первых в Московском университете.
Но с другой стороны, право регулирует общественные отношения, которые постоянно меняются, а значит, оно вынуждено не отставать от современных тенденций и технологий. Это ему, впрочем, не всегда удается, как считают некоторые эксперты.
Именно по этой причине, надо полагать, мнения опрошенных юристов разделились – практически ни по одному вопросу, касающемуся образования, нет однозначной и четкой позиции. Хотя в этом можно найти и положительную сторону – абитуриенты, студенты и те, кто интересуется юридическим образованием, могут ознакомиться с несколькими мнениями и выработать собственное.
Проблемы юридического образования
Эксперты назвали целый ряд проблем, с которыми могут столкнуться студенты-юристы в вузах – к ним стоит быть заранее готовыми. Отмечается падение качества юридического образования, по сравнению в том числе с тем, каким оно было в СССР, снижение уровня преподавания, оторванность от современных реалий и технологий. При этом, отмечают практики, выпускники многих коммерческих учебных заведений покидают их с «корочками диплома», но без необходимых знаний. Предположительно, цель таких вузов – только получение от студентов платы за обучение.
Однако и крупные государственные вузы неидеальны. В них, в частности, можно обнаружить существенный недостаток практики.
Теория vs. практика
Владимир Постанюк |
Эксперты признают, что практики в юридических вузах недостаточно, но однозначного решения данной проблемы, как представляется, нет. В первую очередь из-за того, что перейти сразу к практике, не имея фундаментальных теоретических знаний, не получится. «Никакой практической подготовкой невозможно восполнить даже малейший теоретический пробел в знаниях», – отметил адвокат Владимир Постанюк.
В то же время, по словам коуча и тренера для юристов Юрия Зачека, упор на практику позволил бы облегчить жизнь молодым юристам и работодателям, поскольку как раз с развитием юридической науки сегодня дела обстоят намного лучше. Адвокат АБ «Матюшенко и партнеры» Дмитрий Егоров в связи с этим даже считает, что дисциплины по фундаментальным наукам – теория государства и права, философия, история государства и права должны быть сокращены в пользу как можно большего количества практических занятий, посещений судебных процессов, общения с практикующими юристами.
Виталий Субботин |
Не исключено, что это решило бы некоторые проблемы начинающих специалистов. Юристам, по словам руководителя направления «Право» Русской Школы Управления Виталия Субботина, сегодня не хватает практики составления документов, навыков ведения переговоров, медиации и выступления в судебном заседании, практических знаний по сбору и применению доказательств, управленческих навыков.
Правда, когда речь заходит о прохождении практики в рамках образовательного процесса, выявляется другая проблема. «А какова эта практика и какие требования выставлены для ее прохождения?», – поставил вопрос адвокат АБ «Матюшенко и партнеры» Сергей Романовский. Сегодня требования в данной области, по его словам, минимальны, ведь достаточно печати организации в дневнике прохождения практики, а это может быть печать любого юрлица или ИП, где якобы есть юридический отдел. И такой способ прохождения практики студенты используют часто. В связи с этим важно, считают эксперты, чтобы юридический факультет взаимодействовал с действующими юридическими компаниями, адвокатскими образованиями и госорганами, где студент действительно сможет получить практические навыки, а возможно и рассчитывать на дальнейшее трудоустройство.
В то же время отмечается, что формирование сознания юриста только на практических примерах также чревато проблемами. «Юрист, сформировавшийся исключительно или преимущественно на практике, превращается в робота, способного совершать определенные действия по заученным шаблонам», – заявил адвокат АБ «Матюшенко и партнеры» Евгений Семьянов. Он добавил, что исключительно практико-ориентированный подход в обучении юристов приводит к утрате уважения к юридическому сообществу со стороны общества и государства.
Баланс учебных дисциплин и методы обучения
Олег Головчанский |
Хороший юрист должен обладать глубокими знаниями и фундаментальных, и прикладных дисциплин – с этим согласно большинство профессионалов. «Как показывает практика, современный юридический рынок требует от молодого специалиста глубокого погружения в отдельные, специфические отрасли права и актуальные тенденции. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что на настоящий момент «прикладные» дисциплины становятся не менее важны, чем фундаментальные», – отметил ведущий юрист «Пепеляев Групп» Олег Головчанский.
Однако эксперты не рекомендуют студентам чрезмерно увлекаться слишком узкими направлениями практики. По словам Дмитрия Егорова, большой перекос в область конкретных, слишком узких специальностей при обучении может сыграть со студентами «злую шутку», если после окончания вуза выбранные направления окажутся невостребованными.
При этом учебные дисциплины, как обращают внимание юристы, не должны быть слишком оторваны от практики. «Нужна некая матрица для студентов, которая покажет, как та или иная учебная дисциплина применяется на практике, для чего она нужна юристу, клиентам, обществу. К примеру, где конкретно применяется налоговое право (юридические и аудиторские фирмы, налоговые отделы компаний, налоговые органы и т. д.)», – предположил Юрий Зачек.
К слову о теории, нередко в юридических вузах студентам дают представление о неких правовых идеалах, рассказывают, «как должно быть», в то время как на практике дела обстоят иначе. Эксперты отнеслись к этому явлению по-разному. «Такой подход является в корне неверным», – считает Дмитрий Егоров. По его словам, получается, что студенты сдают зачеты и экзамены по теоретическим дисциплинам, а на первой работе их просят «забыть все, чему учили в университете». В итоге, указал эксперт, выпускники на протяжении нескольких лет являются по сути лишь стажерами и помощниками юристов. Владимир Постанюк и Виталий Субботин, напротив, сочли такой подход правильным. Знание о том, «как должно быть», по их мнению, заложит представление о том, к чему нужно стремиться – юрист должен применять именно то, что прописано в законе. И в то же время, признали эксперты, без изучения реального положения вещей такие знания окажутся оторванными от действительности.
Юрий Зачек |
Поэтому, как отметил Юрий Зачек, уже начиная со 2-3 курса студентов должны готовить к тому, что система правосудия и правоохранительная система в современной России далеки от идеала. Чтобы реализовать такую идею, пояснил эксперт, нужно приглашать практикующих юристов и не пытаться «причесывать» реальность. «Ситуация, когда выпускники выходят с искаженным пониманием того, как работает право на практике, приводит к стрессу и дальнейшей ломке личности при столкновении с реальностью», – добавил он. Эксперт также выступил за введение обязательной психофизической подготовки будущих юристов для того, чтобы учить их работать с негативом, под давлением, в жестких временных рамках и в стрессовых ситуациях.
Опрошенные ГАРАНТ.РУ юристы также не пришли к единому мнению относительно того, насколько применимы новые форматы обучения к юридическому образованию. Например, такие, как case study (метод кейсов) или дистанционное взаимодействие преподавателей и студентов. «Личный контакт профессора и студента не может быть заменен ничем, этот метод апробирован веками», – высказал мнение Владимир Постанюк. А Юрий Зачек и Дмитрий Егоров считают, что вузам, наоборот, следует не только экспериментировать с новыми форматами, но и активно внедрять их. «Все ведущие мировые вузы уже оцифровали свои программы, и их образование и дипломы уже можно получить, не отходя от экрана собственного компьютера. Границ больше не существует», – отметил первый. «Метод кейсов является весьма прогрессивной и интересной формой обучения, которая может совмещать в себе полученные теоретические знания с импровизированной практической ситуацией, тем самым постепенно готовить студентов к самостоятельному анализу юридических ситуаций и ведению практических дел», – добавил второй.
Сергей Романовский при этом обратил внимание на возможные риски новых форматов образования. Дистанционное обучение, по его мнению, стали выбирать студенты, проходящие обучение «для галочки» либо «потому что мама заставила». Поэтому, полагает адвокат, необходим тщательный контроль при сдаче зачетов и экзаменов по такой форме обучения.
В целом восприятие новых тенденций обучения и современных технологий, как представляется, зависит от конкретного вуза. «Существуют вузы, которые «идут в ногу со временем», а есть и такие, которые считают, что консервативное образование, как вино, со временем становится лишь более востребованным», – резюмировал Дмитрий Егоров.
Профессорско-преподавательский состав и учебная литература
По наблюдениям одних юристов, в вузах слишком много теоретиков, в том числе не способных качественно преподавать прикладные дисциплины, другие считают, что хороших теоретиков, наоборот, мало. В данном вопросе важен, скорее, разумный баланс, то есть профессорско-преподавательский состав вузов, как отметил Евгений Семьянов, должен быть разным. Причем практиков, по его мнению, не стоит допускать к чтению теоретических дисциплин, а вот практико-ориентированные дисциплины могут читать теоретики и практики совместно. Следует учесть, добавил Дмитрий Егоров, что знания привлекаемых к работе вузов практиков безусловно не должны быть поверхностными и полностью приобретенными за счет практических навыков.
«Что касается возрастного состава вузов, он должен обновляться. Это естественно. Однако для роста конкуренции в этой сфере необходимо создать материально-технические условия для повышения привлекательности преподавательской работы, повышения ее престижа в общественном сознании», – указал на еще одну проблему Семьянов.
Важным вопросом образования является не только «у кого учиться», но и «по чему учиться». Современная юридическая литература, по словам некоторых экспертов, не отличается высоким качеством – «давно неэффективна» и даже «не выдерживает никакой критики». Основная проблема заключается в том, что учебники, основанные на законодательстве, быстро устаревают, что приводит к частым переизданиям и потере качества. «Переиздают каждые 2-3 года почти все учебники, практически не меняя их содержания», – поделился Евгений Семьянов, пояснив, что издание учебной литературы стало еще одним источником получения дохода.
Это, впрочем, касается не всей литературы. Дмитрий Егоров высказал мнение, что на достаточно высоком уровне находится специализированная литература, написанная опытными юристами в своей области. В то же время, по словам Виталия Субботина, нужно искать новые инструменты преподнесения юридической информации – к ним он отнес информационно-правовые системы.
Что интересно, эксперты не исключают – на качество юридического образования в будущем может повлиять введение адвокатской монополии. Так, Олег Головчанский предположил, что появление требования об обязательном наличии статуса адвоката для допуска к профессии может привести к качественному скачку в сфере юридического образования. С ним согласился Дмитрий Егоров, но при этом не исключил, что юридические вузы могут использовать заявление о перспективах адвокатского статуса в целях рекламы, причем не всегда правдивой. Он также допустил, что повысятся возможности коррупционной составляющей при обучении.
Портрет идеального выпускника юрфака
Студенту-юристу, скорее всего, придется столкнуться с перечисленными проблемами российского образования. И в этих условиях ему предстоит также решить сверх-задачу – стать молодым востребованным специалистом при высокой конкуренции. Эксперты констатируют, что выпускников юридических вузов очень много, но при этом не считают необходимым вводить ограничения, чтобы образование в данной сфере стало «элитарным».
Совсем наоборот, юристы отметили, что такое нововведение ограничило бы конкуренцию. Они напомнили о недостатках монополизации той или иной сферы: качество падает, а цены растут. Но вместе с тем, считают практики, необходимо повышать уровень юридического образования. А это формирует повышенные требования к студентам.
Кто нужен на рынке юридических услуг?
Дмитрий Ястребов |
«Как показывает практика последних лет, работодателей можно условно разделить на два основных типа: первый тип – интересует «юрист-многостаночник», в принципе готовый «закрывать» все возможные правовые вопросы, второй тип – интересует юрист-отраслевик, способный «решить» сложные задачи в конкретной области», – рассказал о ситуации на рынке главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы», к. ю. н. Дмитрий Ястребов. На собеседованиях работодателей, по словам эксперта, теперь интересует, не какое учебное заведение закончил соискатель, а какие задачи он способен успешно решать и какой метод он при этом выберет.
Нетрудно заключить, что выпускнику юрфака, желающему успешно начать карьеру, не хватит лишь теоретических знаний. Восполнить пробелы и получить представление о практике Дмитрий Ястребов рекомендует посредством:
Крайне важным эксперты считают изучение иностранных языков. «Сегодня знание иностранного языка, как минимум одного, предполагается. Для образованного молодого человека это должно быть нормой, для юриста особенно», – констатировал Владимир Постанюк. В идеале, обеспечить такое знание – задача вуза. В частности, Виталий Субботин отметил, что студентам нужно преподавать не только разговорный, но и юридический английский или даже англо-американское право на английском языке. Но если такие знания не были получены в университете, очевидно, студентам придется компенсировать этот недостаток своими силами.
Максим Крупышев |
Эксперты также считают, что выпускники юрфаков должны иметь представление о ведении бизнеса, причем с использованием современных инструментов. «Стоит осваивать такие навыки, как умение развивать бизнес и привлекать клиентов, ориентироваться в новейших информационных технологиях и законодательных инструментах – в частности, big data и онлайн-правосудие», – перечислил владелец фирмы «Юристы России» Максим Крупышев. Он также рассказал, что наиболее актуальными сейчас являются такие направления практики, как корпоративное, международное право, защита прав интеллектуальной собственности, разрешение налоговых споров, реструктуризация долгов и практика банкротства.
Алексей Головченко |
К «джентльменскому набору» в виде знаний о работе бизнеса и профессиональному владению английским языком Олег Головчанский добавил навыки в сфере программирования. По его наблюдениям, в последние годы они также требуются юристам.
Юристам также, по мнению Юрия Зачека, необходимо знание о том, как обращаться с личными финансами. «Иначе возникает ситуация, когда юристы попадают в финансовую ловушку или так называемые «золотые наручники»: работа уже не в радость, но уйти с нее не можешь, потому что ты привык к высокой зарплате, у тебя масса невыплаченных кредитов, платиновые кредитные карты, ипотеки, и т. д.», – отметил он.
Пригодится будущим практикам, по мнению управляющего партнера юридической компании «ЭНСО» Алексея Головченко, также и владение ораторским искусством. Нелишними будут дополнительные знания в сферах психологии и межличностных коммуникаций. Легко догадаться, что такой массив знаний вряд ли обеспечит даже самый лучший юридический вуз, а значит, конкурентным преимуществом выпускника должна стать активная самостоятельная работа над собой.
«Я, робот», или К чему готовиться студенту, живущему в мире технологий?
Виктор Садовничий |
Активно обсуждаемый сегодня тезис – «юристов заменят роботы». Его, разумеется, не стоит воспринимать буквально. «Никогда, мне кажется, [разрабатывая технологии. – Ред.] мы не достигнем того уровня, которым обладает человек, его мозг», – дал комментарий порталу ГАРАНТ.РУ ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. То есть в данном контексте речь идет не о каком-либо фантастическом сюжете, а о современных технологиях, которые способны выполнять рутинную работу, не требующую активного участия человека. Помощь «юриста-робота», как считает Дмитрий Егоров, действительно возможна по простым, однотипным юридическим делам: бракоразводный процесс при обоюдном согласии, взыскание долга по расписке, долгов со стороны банков и т. д.
То есть на сегодняшний день действительно беспокоиться за свое будущее стоит только тем выпускникам, которые рассчитывают составлять однотипные договоры или заполнять шаблоны исковых заявлений, меняя лишь фамилии клиентов. Виктор Садовничий обратил внимание, что за счет роботизации может измениться ситуация на рынке занятости, и это должны уловить университеты. Тем же, кто собирается стать профессионалом, готовым в том числе подходить к работе творчески, технологии должны только помогать.
Однако качества, которые действительно требуются в новых условиях от юристов, и с этим согласны многие из опрошенных профессионалов, – это гибкость и острый ум. Юрий Зачек обратил внимание, что сегодня нужно постоянно учиться, развиваться и перепрофилироваться, а также следить за новыми технологиями. Данный тезис касается, кстати, не только молодых специалистов, но и опытных. «Нам придется соответствовать, хотим мы этого или нет. Так что, пристегните ремни и держитесь крепко: будет трясти!», – призвал Зачек. По его представлениям, в будущем основными навыками юриста станут продажи, общение, коммуникации и презентации. «Юристы будут работать в максимально гибкой среде, в большей степени в виде фрилансеров, подключающихся то к одному, то к другому проекту или к той или иной фирме. У всех будут свои персональные рейтинги, и клиенты смогут сами выбирать, с кем им работать на основании отзывов», – предположил он.
Если попробовать спрогнозировать будущее и дальше, можно сказать, что юридическая профессия все же претерпит изменения, несмотря на сопутствующий консерватизм. Виталий Субботин не исключил, что скоро появится много новых специализаций юристов (например, связанных с отношениями в сфере Интернета вещей) и, если это понять сейчас, то возможно, есть шанс занять пока пустующую, но высокодоходную нишу юридической практики.
Не исключено, что за практикой подтянется и образование. Дмитрий Егоров уверен, что уже в краткосрочной перспективе в нашей стране появятся вузы, которые станут обучать студентов-юристов новым IT-технологиям, в том числе робототехнике.
Учитывая все вышеизложенное, кратко ответить на вопрос, к чему готовиться студенту-юристу, не получится. Но очевидно, будущим профессионалам нужно готовиться далеко не только к зачетам и экзаменам, но еще и к конкурентной борьбе, к меняющимся реалиям и к внедрению новых технологий.