что нужно при посадке в самолет аэрофлот
Авиакомпания предъявляет свои требования к коронавирусным документам. Это законно?
Я собиралась в отпуск в Турцию. Изучила правила въезда на официальных сайтах, например посольства. В них сказано: те, кто официально переболел коронавирусом, с обращением в поликлинику, не должны сдавать ПЦР-тест за 72 часа до прилета. Я была уверена, что это правило для меня сработает, потому что сама недавно перенесла заболевание.
Я знаю, что иногда правила въезда трактуют двояко, поэтому на всякий случай написала в авиакомпанию, чтобы уточнить их требования. Представитель Azur Air сказал мне, что я все-таки должна представить отрицательный результат ПЦР-теста на коронавирус. На вопрос, на каком основании, он скинул ссылку на правила на своем сайте. Хотя у посольства и МИД Турции таких требований к справке нет.
Может ли авиакомпания предъявлять свои требования к документам, если они противоречат правилам посольства? Это вообще законно?
Это непростой вопрос. С одной стороны, авиакомпания не должна ухудшать уровень обслуживания пассажиров. С другой — отстаивать свои права вам, скорее всего, придется в суде. А поскольку практики по таким делам еще нет, сложно предсказать, чью сторону примет суд.
Что вправе требовать авиакомпания
Авиакомпании вправе устанавливать свои требования для пассажиров. Но они не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров.
Например, авиакомпания может вводить ограничения на ручную кладь или запретить пассажирам провозить в салоне некрупных животных, даже если они будут сидеть в переноске. Но если перевозчик разрешит пассажирам брать с собой в салон только верхнюю одежду и сумочку 20 × 15 × 5 см для документов, то это будет ухудшением уровня обслуживания: такие требования противоречат общим правилам.
Во время пандемии разные страны часто требуют у туристов дополнительные документы: отрицательный результат теста на коронавирус, медицинскую страховку и так далее. Авиакомпании обязаны проверить, есть ли у пассажиров нужные бумаги при посадке на борт. А еще — убедиться, что документы оформлены правильно. Например, что в них корректно указаны паспортные данные путешественника.
Проблема в том, что страны назначения четко не прописывают требования к документам, которые нужны туристам во время пандемии. Обычно на сайтах МИД, Минтуризма, пограничного контроля и посольства зарубежного государства ограничиваются только списком бумаг, которые должен представить турист. Но как их оформить, не указывают. Поэтому непонятно, подойдет переболевшему сертификат с госуслуг или нужно получить его в поликлинике, чтобы на документе была печать.
Разберу ситуацию со сложными правилами из-за коронавируса на примере Турции.
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Правила въезда в Турцию
На сайте посольства Турции в Москве сказано, что туристы могут въезжать в страну с отрицательным результатом теста на коронавирус. ПЦР-тест нужно сдать в течение 72 часов до въезда, антиген-тест — в течение 48 часов.
Без тестов страна принимает путешественников, привитых от коронавируса хотя бы за 14 дней до въезда и переболевших COVID-19 за последние шесть месяцев. В НОТАМ — извещениях, которые рассылают авиакомпаниям, — сказано, что с момента положительного ПЦР-теста должно пройти минимум 28 дней. Это подтверждает посольство России в Анкаре.
НОТАМ — извещения, которые рассылают авиакомпаниямPDF, 282 КБ
Согласно последним изменениям в правила въезда в Турцию из российских вакцин для путешествия подойдет только «Спутник V». Привитым «Спутником Лайт», «КовиВаком» и «ЭпиВакКороной» придется сдать ПЦР-тест до вылета.
Все документы нужно оформить на английском языке или перевести на английский. Сертификат о вакцинации должны выдать официальные власти Российской Федерации. Что это значит — не уточняют. Других требований нет. Например, не указано, кто должен выдать справку о перенесенном коронавирусе, нужна ли влажная печать на ней.
Мы обратились в посольство Турции, и нам сообщили, что для путешествия подойдет сертификат о вакцинации или болезни, который россияне получают на госуслугах. Но опять же в правилах это не прописано.
Как правила интерпретируют авиакомпании
У «Турецких авиалиний» правила не отличаются от тех, что прописаны на сайте посольства и в НОТАМ. Требований к оформлению справок и сертификатов нет.
Pegas Fly пишет, что справку об отрицательном результате ПЦР-теста можно оформить на русском языке, но сам результат — Negative/Positive — нужно указать латиницей. Свои требования у авиакомпании и к справке переболевшего. По версии Pegas, на документе должна быть печать организации. Вероятно, сертификат с госуслуг не подойдет: на нем печати нет.
Редакция путешествий провела эксперимент: мы, как туристы, запросили информацию о требованиях к сертификату через форму обратной связи. В ответ нам предложили ознакомиться с требованиями страны прибытия на портале Nordwind, где сказано то же самое.
При этом на сайте туроператора «Пегас-туристик» говорится, что переболевшие должны распечатать сертификат с госуслуг.
«Аэрофлот» не предъявляет каких-то дополнительных требований к сертификатам о вакцинации или справкам о болезни. А вот все ПЦР-тесты просит оформить по образцу. Например, в требованиях сказано, что на документе должна быть печать организации, точная дата и время забора материала.
Azur Air на своем сайте сначала вообще ничего не писала о том, что в Турцию без справки могут улететь переболевшие коронавирусом путешественники. Авиакомпания информировала только, что без дополнительных документов на борт посадят вакцинированных и тех, кто сделал анализы на коронавирус. Но затем информацию на портале исправили на корректную.
Если Azur Air действительно пускает на борт пассажиров с документом о перенесенном заболевании, то авиакомпания соблюдает права пассажиров — не требует лишних документов.
Почему еще возникают проблемы при регистрации на рейс
К сожалению, такие случаи происходили — о них путешественники рассказывали на форумах. Пассажирам приходилось доказывать свою правоту — показывать страницы с сайтов авиакомпании и посольства и даже вызывать старшего сотрудника авиакомпании. Иногда это помогало, иногда нет.
Может ли авиакомпания требовать оплатить ручную кладь во время посадки?
Рейс Москва — Тюмень. Помимо ручной клади мой брат решил взять в самолет мультиварку, которая не проходила по габаритам. Я приехал с ним, чтобы забрать мультиварку, если на стойке регистрации ее откажутся грузить в самолет. Но брат спокойно прошел регистрацию и досмотр, где ему ничего не сказали.
Когда он уже должен был садиться в самолет, представители авиакомпании заявили, что груз не соответствует габаритам. Брату предоставили выбор: доплатить 2500 Р за груз, который не пойдет даже в багажный отсек, либо его снимут с рейса. Он не смог ни отдать эту мультиварку мне, так как уже прошел пункт досмотра, ни выкинуть ее.
Насколько законно предоставлять такой выбор? Если я уже оплатил услугу — сам полет, то почему должен доплачивать за недосмотр авиакомпании на этапе регистрации?
Вы оказались в неприятной и неоднозначной ситуации. Здесь все зависит от действий сотрудников авиакомпании. Если при регистрации вашему брату дали бирку ручной клади, а при выходе на посадку сотрудники авиакомпании не измерили габариты мультиварки, требование доплатить за багаж было незаконным. Вот почему.
Как оформляют ручную кладь
Пассажир вправе взять с собой в салон самолета ручную кладь. Это вещи, вес и габариты которых установил перевозчик и которые можно безопасно разместить в салоне.
При регистрации на рейс сотрудник авиакомпании должен проверить, соответствует ли ручная кладь пассажира требованиям перевозчика. Для этого при регистрации на рейс сумку должны взвесить, измерить и дать бирку.
Например, «Аэрофлот» разрешает провозить одно место ручной клади с габаритами не более 55 см в длину, 40 см в ширину и 25 см в высоту. Допустимый вес клади в тарифах «Эконом» и «Комфорт» — 10 кг, в тарифе «Бизнес» — 15 кг.
«Ютэйр» позволяет взять на борт стандартную ручную кладь размером 40 × 30 × 20 см и весом 5 кг. Клиенты с тарифами «Премиум» и «Евробизнес» могут дополнительно пронести в салон большую ручную кладь: 55 × 40 × 25 см и весом 10 кг.
Если вещи путешественника не соответствуют требованиям авиакомпании к ручной клади, он должен сдать их в багаж. Для этого должны совпасть два условия: в стоимость билета входит бесплатный провоз багажа, а вес вещей укладывается в нормы авиакомпании. Авиакомпания может взять на борт сверхнормативный, негабаритный и тяжеловесный багаж, если в самолете есть место и пассажир заплатил за провоз.
Как победить выгорание
Как должны были оформить багаж
Ваш брат должен был предъявить мультиварку во время регистрации на рейс. Сотрудник авиакомпании обязан был ее взвесить и измерить габариты. А потом выдать бирку ручной клади или объяснить, почему мультиварку нельзя провезти в салоне. Тогда у вашего брата был бы выбор: оставить мультиварку вам или заплатить перевозчику, чтобы ее загрузили в багажный отсек.
Если сотрудник компании по какой-то причине не обратил внимания на багаж при регистрации на рейс, работники у гейта должны были сначала взвесить и измерить мультиварку.
Иногда пассажиры сами отказываются сдавать в багаж свои вещи, которые по габаритам не подходят для провоза в качестве ручной клади. Например, пассажир летел из Минеральных Вод в Москву и решил взять в салон три сумки весом 31 кг. Бирку ручной клади ему выдали только на одну сумку. Пассажир все-таки пронес на борт все три сумки и отказался сдавать их в багаж по требованию бортпроводников. Он вез фотоаппаратуру и боялся, что перевозки в багажном отсеке она не выдержит.
Командир экипажа вызвал полицию, клиента сняли с самолета, после чего ему пришлось покупать билет на другой рейс. У нового перевозчика вопросов к багажу не возникло. Пассажир предъявил первой авиакомпании иск о возмещении денег на новые билеты и компенсации морального вреда. Но суд сказал, что мужчина мог заранее согласовать с авиакомпанией и оплатить одну из услуг на выбор — провоз хрупких вещей в багажном отделении или дополнительных сумок в салоне, — а значит, перевозчик не нарушил права потребителя и не должен ничего компенсировать.
Совсем другое дело, если сотрудники авиакомпании не измеряют и не взвешивают багаж, но при этом требуют от пассажира дополнительную плату за провоз. За такие действия перевозчика могут оштрафовать, потому что они нарушают требования нормативных правовых актов.
На тот момент, когда Роспотребнадзор оштрафовал перевозчика, действовало правило бесплатного провоза багажа в пределах 10 кг с любым билетом. С 5 ноября 2017 года пункт 122 ФАП-82 изменили: теперь бесплатно провезти багаж можно в пределах нормы, которую установил перевозчик, и в случае, если багаж предусмотрен тарифом билета.
Но если у пассажира есть право на бесплатный провоз багажа в пределах определенного веса, требовать с него дополнительную плату за груз весом не выше нормы авиакомпания не вправе.
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда г. Владимира от 16.03.2018 № А79-13352/2017 PDF, 306 КБ
Как быть, если требуют доплаты за ручную кладь
Если вы везете какую-то вещь и хотите взять ее с собой на борт, настаивайте, чтобы при регистрации на рейс ее измерили и выдали бирку ручной клади. Тогда сотрудники авиакомпании на посадке не смогут требовать от вас доплатить или сдать вещи в багаж.
Если вам не дали бирку и вы не уверены, что вас пустят в салон с сумкой, лучше сразу сдайте все в багаж или верните провожающим, пока не покинули зону досмотра.
Если вы все-таки дошли до гейта, а при посадке сотрудники авиакомпании начали требовать доплатить за передачу ваших вещей в багаж, настаивайте, чтобы груз измерили. Если его габариты соответствуют требованиям и багаж включен в билет, попросите сдать сумку в багажное отделение без доплаты.
Если считаете, что авиакомпания незаконно взяла с вас доплату, напишите жалобу в Роспотребнадзор. Если ведомство найдет нарушения в действиях перевозчика и назначит административное наказание, у вас будет больше шансов требовать деньги обратно, ведь ведомство подтвердит незаконность сбора.
Мы писали, как правильно подать жалобу в любое ведомство, — можете воспользоваться нашими шаблонами и советами.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Инструкция для тех, кто первый раз в аэропорту
Прежде чем попасть в самолет, вам предстоит пройти через дебри запутанных и страшных лабиринтов местного аэропорта. На самом деле не все так страшно. Страшнее может быть только то, что вы забудете ребенка на земле. Такое бывает.
Первый кордон: досмотр
Телефон уберите в сумку, ноутбук достаньте заранее.
Вопрос: Зачем доставать ноутбук?
Чтобы забрать свои вещи и попасть внутрь аэропорта, Макс направляется к рамке металлоискателя и выкладывает перед ней на стол ключи и телефон. Не забывает про них и забирает свой рюкзак и ноут.
Второй кордон: стойка регистрации
Если не знаете где ваша стойка, попросите помочь сотрудника аэропорта.
Зря конечно он ноут убрал, ну да ладно. Макс лицезреет аэропорт и замечает табло. На табло выведен список со всеми рейсами. Там указана вся нужная информация для пассажиров. В том числе и стойки регистрации. Макс не сразу понял куда идти. Конечно, разве разберешься в этом сложном механизме. Мимо проходящий здоровяк с аббревиатурой ГБР ему точно подскажет куда путь держать. У стойки регистрации оживленная очередь. Простояв 10 минут, пассажир Иванов Максим Иванович с билетом и биркой «ручная кладь» на рюкзаке, направляется на посадку.
Третий кордон: опять досмотр
Предполетный досмотр более тщательный. Здесь не раздевают до трусов, а проходят, не снимая их, в сканер.
На предполетном досмотре требуют снимать верхнюю одежду,обувь с подошвой толще 1 см и высотой каблука более 2.5 см, а также ремни, шарфы, головные уборы и часы.
Снимать все вышеперечисленное не обязательно. Можно пройти в сканер, но только предварительно оставив электронные устройства в сумке или контейнере.
Сдать предметы на платное хранение
Выбрав последний вариант, Макс с угрюмым лицом пошел на посадку.
Четвертый кордон: посадка
Объявляется посадка на рейс… — Иваново, просьба пройти к выходу D 02. Посадка началась и очередная скопившаяся очередь в аэропорту ждала Макса. Очередь прошла, а Макс сидел в ноутбуке и потягивал свежесваренный кофе. Посмотрев на время, он бегом помчался к выходу и на удивление успел. Если бы Максим не приехал заранее в аэропорт, то наверняка бы опоздал на рейс.
Приезжайте в аэропорт за 2-3 часа до вылета
Аэропорт — это огромный механизм состоящий из множества служб. Каждая служба отвечает за вашу безопасность. Помните это, когда будете совершать очередную посадку в другом городе.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Минтранс отказался от требования продажи билетов на самолет по QR-кодам
Министерство транспорта отказалось от идеи обязать пассажиров предъявлять QR-коды при покупке билета на самолет. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на три источника в авиакомпаниях и источник, знакомый с итогами совещания в министерстве. Когда проверка QR-кодов на транспорте станет обязательной, показывать их нужно будет только перед регистрацией на рейс.
«Это общий успех авиакомпаний. Минтранс изначально направил в Госдуму проект без позиции авиакомпаний. Но в конечном итоге позиция о нецелесообразности применения при продаже была услышана», — сообщил источник РБК, близкий к одной из авиакомпаний.
Источники «Ведомостей» подтвердили, что совещание в Минтрансе, на котором обсуждали QR-коды, прошло с участием представителей авиаотрасли. По данным газеты, ведомство представит свою скорректированную позицию 7 декабря в комитете Госдумы по транспорту.
Если у пассажира, купившего билет, не будет сертификата о вакцинации, зарегистрированного на «Госуслугах», авиакомпания пришлет ему уведомление о необходимости получить его, сообщили собеседники газеты. Если сертификата не будет к началу регистрации на рейс, авиакомпания расторгнет договор перевозки и должна будет вернуть полную стоимость билета в течение 30 дней, пишет издание.
Собеседник газеты пояснил, что запрашивать информацию о наличии сертификата будет не сама авиакомпания, а провайдер системы бронирования, где хранятся данные о рейсах, тарифах и емкостях: Sabre, Amadeus, Navitaire или российские «Сирена трэвел» и «Онлайн резервейшн систем». Таким же образом сертификат будут проверять, если билет приобретут не напрямую у авиакомпании, а у агента по продажам.
Как будут проверять сертификаты у россиян, не зарегистрированных на «Госуслугах», источники «Ведомостей» не пояснили.
В начале ноября правительство внесло в Госдуму законопроекты о введении доступа по QR-кодам в общественные места и на междугородние и международные рейсы на поездах и самолетах. Совет Госдумы рассмотрел поправки и отправил их на обсуждение в регионы, Счетную и Общественную палаты, а также Совет Федерации.
Как сообщал 12 ноября глава Минтранса Виталий Савельев, если законопроект примут, QR-коды нужно будет предъявлять не только при посадке на самолет или поезд, но уже при покупке билетов. Он заявил также, что правительство вместе с авиационными и железнодорожными компаниями отработает технологию, «как можно быстро проверять медицинскую документацию, которая будет предъявляться, чтобы не задерживать пассажиров на посадке».
Против идеи проверять QR-коды при покупке билетов на самолет выступила авиакомпания S7. Не поддержал ее и гендиректор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов: «Я даже не понимаю, как это технически можно сделать. Мало ли когда человек летит». Инициативу требовать QR-коды при посадке он одобрил и сообщил о готовности установить необходимое для этого программное обеспечение, когда оно будет разработано.
Вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин также предложил запрашивать QR-коды при регистрации на рейс или посадке на самолет, а не при покупке билетов.
Из-за роста заболеваемости коронавирусом два российских региона — Камчатский и Хабаровский края — приняли решение ввести требование о предъявлении QR-кода при посадке на самолет. В случае с Камчаткой коды нужно предъявлять на внутрирегиональных рейсах. В Хабаровском крае они потребуются и гражданам, прилетающим в регион.
«Небо только для привитых»? Проблемы и угрозы для отрасли
В СМИ и телеграм-каналах обсуждают возможность введения в России обязательных QR-кодов при покупке авиа и железнодорожных билетов. Авиакомпании выступают против такой практики, но готовы проверять QR-коды при регистрации пассажиров. Первыми участниками эксперимента могут стать внутренние рейсы, считают эксперты.
«РБК» со ссылкой на источник сообщил, что обсуждается техническая возможность запустить систему проверки у авиа- и ж/д-пассажиров QR-кодов, подтверждающих отсутствие заражения коронавирусом и иммунный статус. Такая возможность может быть рассмотрена, если произойдет ухудшение эпидемиологической ситуации.
Решение о введение QR-кодов на транспорте еще не принято, ясность может появиться после 15 ноября.
Телеграм-канал Baza, ссылаясь на источник в транспортной отрасли, пишет, что система будет введена в два этапа. В ноябре сертификаты у пассажиров начнут проверять при посадке в транспорт, а позже коды будут проверять при покупке билетов.
Помимо этого, обсуждается включение QR-кода непосредственно в чек, подтверждающий покупку билета, пишет Baza. Проверять сертификаты будут только у совершеннолетних пассажиров.
ЭКСПЕРИМЕНТ НАЧНЕТСЯ С ВНУТРЕННИХ РЕЙСОВ
Источник «Вестника АТОР» говорит, что идея о внедрении QR-кодов на транспорте обсуждается уже почти год. И начало ее реализации было положено пилотным проектом по проверке QR-кодов о заполнении у прибывающих из-за рубежа россиян.
Развитие идеи может предполагать обязательное наличие QR-кода об иммунном статусе у авиапассажиров, но окончательное решение еще не принято, сообщают источники «Вестника АТОР».
Идея пока представляется технически не проработанной, говорит источник. Так, например, невозможно проверять QR-коды у иностранных авиапассажиров – иностранные вакцины Россией не признаны, а странички на Госуслугах у них не может быть.
Не ясно также и то, как обязать проверять российские QR-коды иностранные авиакомпании, на которых могут совершать перелеты и россияне. Если эти перевозчики QR-коды проверять не будут, то российские авиакомпании оказываются в экономически проигрышном положении на фоне и так сложного для рынка периода.
«Вероятно, эксперимент начнется с внутренних рейсов. Сторонники внедрения QR-кодов говорят о том, что в Краснодарском крае и Крыму такая практика уже применяется для заселения в отели, поэтому сложностей не возникнет. Но противники идеи указывают, что люди, путешествующие по России, просто пересядут на автотранспорт. Отрасль может не досчитаться до 60% пассажиропотока», – говорит один из опрошенных экспертов.
Также пока неясно, какая именно информация должна будет отражаться в QR-коде. Будет ли приниматься ПЦР-тест или к перевозке в самолете и на поезде будут допускать только вакцинированных россиян.
Наконец, непонятно, как система будет защищена от сбоев. Напомним, что на днях произошел сбой на сайте Госуслуг. В результате, действие QR-кодов россиян, прошедших вакцинацию, сократилось на полгода. Для многих это обернулось срывом поездок, деловых встреч и т.д.
АВИАКОМПАНИИ ГОТОВЫ ПРОВЕРЯТЬ QR-КОДЫ ПРИ ПОСАДКЕ
Генеральный директор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов на встрече с членами Совета Федерации заявил, что поддерживает идею проверки QR-кодов о вакцинации у пассажиров перед посадкой в самолет.
«На мой взгляд, нельзя применять QR-код при покупке билета, ты должен иметь возможность купить билет без всяких ограничений. А при посадке, если такие ограничения вводятся, — это нормально», — сказал он.
S7 Airlines не поддерживает введение проверки QR-кодов при покупке авиабилетов. «Возможное требование о проверке QR-кодов при регистрации и посадке на рейс требует детальной технологической проработки», — сообщили в компании.
В «Победе» поддерживают введение QR-кодов при регистрации на рейс, но покупка билетов должна происходить без QR-кода.
При такой практике авиакомпания находится в более надежном положении: туристы уже оплатили билеты, а вот успеют ли они вакцинироваться до вылета – их личная ответственность. Непонятно, будут ли такие билеты возвратными, и можно будет ли получить компенсацию денежных средств, если к моменту вылета произойдет какая-то проблема с QR-кодом.
Напомним, что Хабаровский край и Камчатка, вводят обязательное требование предъявлять QR-код о вакцинации при посадке на самолет. Но пока речь идет о рейсах внутри этих регионов.
ВНИМАНИЕ:
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в «Академии АТОР».