что нужно отразить в учетной политике на 2021 год
Как составить учётную политику на 2021 год
До начала нового года необходимо утвердить учётную политику на следующий. Но в реальности руки главбуха часто доходят до этого только после сдачи годового отчёта. Рассматриваем правила составления учётной политики и рассказываем, что нужно поменять в 2021 году. В конце статьи — примеры учётных политик для разных отраслей.
Каждая коммерческая организация должна разработать и утвердить правила ведения бухгалтерского и налогового учёта под свои особенности деятельности. За разработку учётной политики (УП) обычно отвечает тот, кто ведет бухгалтерию: главбух или внешний аутсорсер. Утверждает УП руководитель организации:
Что нужно утвердить в учётной политике
Для бухгалтерского учёта
Положением о бухгалтерском учёте ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» определено, что в УП необходимо утвердить следующие составляющие.
Для налогового учёта
Формировать УП для целей налогообложения обязаны налогоплательщики, которые применяют ОСНО. Упрощенцам этот документ важен, когда нужно выбирать способ учёта конкретных операций при применении УСН или ЕСХН.
УП для целей налогообложения предполагает выбор из возможных вариантов налогового учёта, предложенных законом, например:
Организация в бухучёте применяет унифицированные бланки документов, а налоговый учёт ведет в самостоятельно разработанных регистрах. Поэтому в её УП будет записано: «Налоговый учёт ведётся обособленно от бухгалтерского в аналитических регистрах налогового учёта, разработанных организацией самостоятельно. Перечень регистров налогового учёта и их формы приведены в приложении № 1 к Учётной политике для целей налогообложения».
Также в УП для целей налогообложения определяется порядок налогового учёта в тех случаях, когда Налоговый кодекс отдаёт его «на откуп» налогоплательщику. Например:
Обязан ли ИП формировать учётную политику
Предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учёт и не обязаны формировать учётную политику для бухгалтерского учёта. В налоговом учёте таких исключений нет ни для кого. Если ИП платит налоги в рамках ОСНО, он обязан формировать учётную политику.
И только если деятельность ИП не предполагает использования разных вариантов учёта и ведения раздельного учёта, предприниматель вправе не утверждать учётную политику для целей налогообложения. Например, такое может быть при применении УСН (доходы) или патентной системы налогообложения (ПСН).
Лайфхаки при составлении учётной политики
Когда нужно вносить изменения в учётную политику
Для бухгалтерского учёта
Правилам внесения изменений в УП в целях бухгалтерского учёта посвящён третий раздел ПБУ 1/2008. Корректировать учётную политику нужно, если:
C 1 января 2021 года вступил в силу ФСБУ 5/2019 «Запасы». Этот факт нужно отразить в УП организации следующим образом.
Для налогового учёта
В соответствии со ст. 313 НК РФ, корректировать учётную политику для налогового учёта нужно, если:
С 1 января 2021 года действует дополнение к ст. 288 НК РФ о том, что если налогоплательщик применяет пониженные ставки налога на прибыль и у него есть обособленные подразделения, нужно определять долю прибыли каждой обособки для каждой налоговой базы отдельно. Поэтому в УП необходимо внести дополнительный пункт о выборе показателя для расчёта:
Как внести изменения в учётную политику
Вот что нужно сделать для изменения учётной политики на 2021 год.
Как оформить изменения в учётной политике
Изменения необходимо закрепить приказом или распоряжением руководителя организации (п. 8 ПБУ 1/2008). Примеры приказов и вариантов учётной политики доступны по ссылкам:
Кстати, в сервис «Моё дело Профбухгалтер» встроен конструктор учётной политики, который помогает сформировать УП для бухгалтерского и налогового учёта, подходящую для вашего налогового режима. Готовую УП можно скачать, распечатать, утвердить у руководителя и хранить в организации.
Составление учетной политики организации в 2021 году в 1С:Бухгалтерии 8
Что такое учетная политика и зачем она нужна
В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.
В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.
Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.
В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.
Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.
Как сформировать и утвердить учетную политику организации в 2021 году
Учетную политику организация формирует самостоятельно, но с соблюдением ряда обязательных требований. Данные требования установлены в том числе положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н.
Так, в отношении каждого объекта выбирается один из способов ведения бухучета, допускаемых федеральными стандартами.
Если по какому-либо объекту способ ведения учета стандартами не установлен, то организация вправе самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). По общему правилу организация выбирает способы ведения бухучета независимо от всех прочих организаций.
Но если головная организация утверждает собственные стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерними предприятиями, то дочерние общества обязаны выбрать способы ведения бухгалтерского учета исключительно исходя из утвержденных организацией стандартов (п. 5.1 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).
В свою очередь организации, применяющие упрощенные способы учета, при отсутствии в ПБУ соответствующих способов учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.
При этом учетная политика каждой организации в обязательном порядке должна содержать следующие элементы (п. 4 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н):
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации соответствующей организационно-распорядительной документацией. В частности, учетная политика может утверждаться приказом или распоряжением генерального директора организации (п. 8 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).
Все существенные способы ведения бухучета, утвержденные в учетной политике, подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
При этом в промежуточной бухотчетности информацию об учетной политике организации указывать не обязательно. Исключения составляют случаи внесения изменений в учетную политику (приказ Минфина от 28.04.2017 № 69н).
Порядок применения и изменения учетной политики в 2021 году
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Утвержденная организацией учетная политика обязательна к применению всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их места нахождения.
Вновь созданные организации и организации, возникшие в результате реорганизации, должны разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации. В таких случаях учетная политика будет считаться применяемой со дня такой регистрации.
При этом в ряде случаев организация может вносить в свою учетную политику изменения. Так, изменение учетной политики допускается в следующих случаях (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):
Изменение учетной политики производится с начала отчетного года. Все изменения вносятся на основании распоряжения или приказа директора организации.
Последствия изменений, способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, должны оцениваться в денежном выражении. Оценка производится на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета (п. 13 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).
Изменения, способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.
Кроме того, при изменении учетной политики организация должна указать причину и содержание таких изменений, суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье отчетности, а также сумму соответствующей корректировки, относящейся к прошлым отчетным периодам (п. 21 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).
Как настроить и распечатать учетную политику организации в «1С:Бухгалтерии 8»
В «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 настройки учетной политики выполняются в форме Учетная политика (рис. 1).
Рис. 1. Регистр «Учетная политика»
Перейти к форме можно из раздела Главное либо непосредственно из карточки организации по гиперссылке Учетная политика.
Выполненные настройки сохраняются в виде записи регистра сведений Учетная политика и действуют начиная с даты, указанной в поле Применять с. Каждая запись регистра характеризует состояние учетной политики организации за определенный период. Перейти к списку настроек учетной политики можно по гиперссылке История изменений.
Учетная политика определяет правила бухгалтерского учета. Настройки для целей налогового учета выполняются в отдельной форме Настройки налогов и отчетов (рис. 2), которая доступна из раздела Главное по гиперссылке Налоги и отчеты.
Рис. 2. Настройки налогов
Программа позволяет сформировать комплект макетов печатных форм приказа об учетной политике вместе с приложениями в соответствии с заданными настройками.
Это можно сделать по кнопке Печать из формы Учетная политика (рис. 1) либо из списка настроек учетной политики, предварительно выделив курсором требуемую запись регистра Учетная политика (рис. 3).
Рис. 3. Список настроек учетной политики
Программа предлагает следующий комплект макетов печатных форм:
Приказ об учетной политике (рис. 4);
Учетная политика по бухгалтерскому учету (Приложение № 1 к Приказу);
Рабочий план счетов (Приложение № 2 к Приказу);
Формы первичных документов (Приложение № 3 к Приказу);
Регистры бухгалтерского учета (Приложение № 4 к Приказу);
Учетная политика по налоговому учету (Приложение № 5 к Приказу);
Регистры налогового учета (Приложение № 6 к Приказу).
Рис. 4. Макет Приказа
Состав разделов и подразделов учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета (Приложения № 1 и № 5) зависит от используемой функциональности программы в целом (раздел Главное – Функциональность), а также от применяемой системы налогообложения и выполненных настроек учетной политики для конкретной организации. Например:
если в организации не используются нематериальные активы и в программе отключена соответствующая функциональность по учету НМА (форма Функциональность программы – Нематериальные активы), то в макетах печатных форм Учетная политика по бухгалтерскому учету и Учетная политика по налоговому учету будут отсутствовать подразделы, относящиеся к учету НМА и НИОКР;
если в программе отключена функциональность по учету спецодежды, оборудования и инструментов (форма Функциональность программы – Запасы), то в макете Учетная политика по налоговому учету будет отсутствовать подраздел, посвященный учету таких спецпредметов для целей налогообложения прибыли;
если организация не выпускает продукцию и не выполняет работы производственного характера, то в макетах печатных форм учетной политики по бухгалтерскому и налоговому учету будут отсутствовать подразделы, посвященные незавершенному производству и готовой продукции;
если организация применяет упрощенную систему налогообложения, то в макете Учетная политика по налоговому учету будет содержаться только раздел Налог на доходы физических лиц, а в макете Регистры налогового учета будут отсутствовать формы регистров налогового учета по налогу на прибыль;
раздел Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость будет включен в макет учетной политики по налоговому учету, только если организация ведет раздельный учет НДС.
Обратите внимание, что предлагаемые варианты макетов печатных форм Учетная политика по бухгалтерскому учету (Приложение № 1) и Учетная политика по налоговому учету (Приложение № 5) ориентированы прежде всего на предприятия малого бизнеса и формируются по принципу разумного и необходимого минимума.
Пользователь самостоятельно может внести любые дополнения в макеты печатных форм бухгалтерской и/или налоговой учетной политики. Для этого в командной панели формы предназначены кнопки редактирования (рис. 5).
Рис. 5. Фрагмент макета печатной формы бухгалтерской учетной политики
Некоторые положения учетной политики отражены в макетах по умолчанию и при необходимости должны быть отредактированы пользователем.
Например, если с нового года в организации поменялись методы определения прямых расходов, то в регистре Настройки налогов и отчетов в разделе Налог на прибыль (рис. 2) следует перейти по гиперссылке Перечень прямых расходов и указать правила, отличные от правил, установленных для предыдущего налогового периода. Помимо этого, указанные изменения надо отразить в Приложении № 5 к Приказу.
При помощи кнопки Сохранить скорректированные макеты учетной политики (Приложения № 1 и № 5) можно сохранить в файл в формате htm. В этом же формате можно сохранить и сам приказ.
Рабочий план счетов оформляется в виде Приложения № 2 к Приказу об учетной политике (рис. 6).
Рис. 6. Фрагмент Плана счетов
В Приложении № 3 к Приказу об учетной политике представлены перечень и формы применяемых организацией первичных учетных документов (рис. 7).
Рис. 7. Формы первичных документов
В перечне первичных учетных документов содержатся как регламентированные законодательством формы (например, универсальный корректировочный документ, приходный кассовый ордер (КО-1), товарная накладная ТОРГ-12 и т. д.), так и другие формы, реализованные в программе (например, акт на списание материалов, разнообразные справки-расчеты и т. д.). Печатные формы первичных документов, не регламентированных законодательством, по умолчанию помечены флагами в настройках печатных форм и автоматически включаются в Приложение № 3 при печати.
Если какая-либо форма не используется организацией, ее следует убрать из перечня. Если эта форма нерегламентированная, то в настройках печатных форм потребуется отключить соответствующий флаг.
Перечень и формы используемых организацией регистров бухгалтерского учета включены в Приложение № 4 к Приказу об учетной политике (рис. 8).
Рис. 8. Регистры бухгалтерского учета
Перечень и формы регистров налогового учета представлены в Приложении № 6 (рис. 9).
Рис. 9. Регистры налогового учета
Неиспользуемые регистры бухгалтерского и налогового учета следует удалить из перечня и отключить соответствующие флаги в настройках печатных форм.
При внесении дополнений или изменений в учетную политику проще всего распечатать новый приказ об учетной политике с новым комплектом приложений к нему. Либо можно отредактировать предлагаемые файлы и оформить приказ о дополнении в учетную политику с внесением нового раздела или с изменением формулировки уже существующего раздела учетной политики организации.
N 2 (306) ФЕВРАЛЬ 2021
Конструктор учетной политики на 2021 год
Создать с нуля или проверить учетную политику коммерческой и бюджетной организации поможет «Конструктор учетной политики» в системе КонсультантПлюс
В Конструктор включены новые учетные политики на 2021 г.:
В «Конструкторе учетной политики» учтены все изменения законодательства, которые нужно применять в новом году.
Учетная политика для коммерческих организаций для целей бухгалтерского учета
В конструкторе отражены изменения, действующие в 2021 г.
Так, с 2021 г. обязательно применять ФСБУ 5/2019 «Запасы». В связи с этим в конструкторе скорректированы положения об учете сырья и материалов, товаров для перепродажи, незавершенного производства и готовой продукции. Кроме того, исключен из учетной политики раздел, посвященный учету спецодежды, специнструментов и других спецпредметов.
В конструкторе 2021 г. также добавлена возможность досрочного применения ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». В обязательном порядке эти стандарты будут применяться с 2022 г.
Учетная политика для коммерческих организаций для целей налогообложения
Также из конструктора для ОСНО удалены положения, предусматривающие для организаций, ведущих деятельность в области информационных технологий, возможность списания затрат на приобретение электронно-вычислительной техники в составе материальных расходов.
В конструктор для УСН добавлены формулировки, которые учитывают особые положения для небольшого превышения предельных значений доходов и средней численности работников.
Учетная политика для организаций бюджетной сферы для целей бухгалтерского (бюджетного) учета
Изменения в учетной политике:
Учетная политика для организаций бюджетной сферы для целей налогообложения
Как работать с конструктором
Перейти к конструктору в системе КонсультантПлюс можно сразу со стартовой страницы по кнопке «Конструктор учетной политики» (в профилях «Бухгалтерия и кадры», «Бухгалтерия и кадры бюджетной организации» и «Универсальный»).
Работать с конструктором просто:
Подобрать нужные условия помогут предупреждения. Они проинформируют об ограничениях при определении способов учета, о рисках и последствиях применения выбранных элементов учетной политики, о возможностях сближения бухгалтерского и налогового учета.
Приложения к политикам формируются автоматически.
Шаблон учетной политики можно перенести в Word.
Перейти к «Конструктору учетной политики» можно сразу со стартовой страницы системы
Новые правила розничной торговли
С 2021 г. действуют новые правила розничной торговли. Больше не нужна книга отзывов и предложений, покупатель вправе вернуть качественную технику, купленную дистанционно, нельзя запрещать фотографировать товар в торговом зале
Общие правила
Исключены следующие обязанности продавцов:
Продавец не должен препятствовать потребителю фотографировать товар в местах свободного доступа.
Расширили перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется обязанность безвозмездно предоставить покупателю по его требованию на период ремонта аналог или замену такого товара. В него добавили:
Теперь продавец не обязан менять только те технически сложные бытовые товары надлежащего качества, гарантия на которые год и более. Ранее условием для отказа покупателю было само ее наличие, а не срок.
Дистанционная торговля
В новых правилах закреплено, что технически сложные бытовые товары, транспортные средства и ювелирные изделия из драгметаллов и драгкамней, сертифицированных ограненных драгкамней, купленные дистанционно, покупатель вправе вернуть, даже если они надлежащего качества.
По общему правилу товар может получить как сам потребитель, так и иное лицо, предъявившее информацию о номере заказа либо другое подтверждение заключения договора (оформления заказа). Ранее иное лицо могло получить товар только при предъявлении квитанции или другого подтверждающего документа.
Если продавец не довел до потребителя информацию о форме и способах направления претензий, последний может направить претензию в любой форме и любым способом.
Продавец должен раскрыть дополнительные данные о себе: ОГРН, адрес электронной почты и (или) номер телефона.
Разносная торговля
Исключены следующие обязанности продавца:
Разрешена продажа в разнос таких товаров:
Товарные чеки
Продавец обязан предоставить товарный чек по требованию потребителя, только если в кассовом чеке не указаны индивидуализирующие признаки товара (например, наименование, артикул, модель). Правило касается следующих товаров:
Для продавцов ювелирных и иных изделий из драгметаллов и драгкамней обязанность по предоставлению товарного чека исключена.
Особенности торговли в иных сферах
На расфасованных продтоварах можно не указывать номер или фамилию весовщика.
При передаче автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов нужно предоставить информацию о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара, поддержания его в пригодном к эксплуатации состоянии.
АЗС обязаны представлять по требованию потребителей заверенную копию документа о качестве (паспорт). В нем должны быть указаны наименование изготовителя, поставщика топлива, дата и объем поставки.
МРОТ в 2021 году: какие выплаты пересмотреть
С 1 января 2021 г. МРОТ повысился, и теперь он равен 12 792 руб. Напомним, в каких расчетах применяется этот показатель
Зарплата
С 2021 г. минимальная зарплата сотрудников, которые отработали месячную норму рабочего времени, должна составлять следующие суммы:
Что не входит в расчет минималки
Ряд выплат нельзя включать в расчет минималки. К ним относятся следующие выплаты:
Пособие по больничному
Порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности, который установили на период с 1 апреля по 31 декабря 2020 г. включительно, стал постоянным (ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Теперь размер больничного, рассчитанного так, будто работник проболел месяц, нужно всегда сравнивать с МРОТ. Если пособие окажется меньше, его размер посчитают исходя из МРОТ.
С нового года во всех регионах действует проект «Прямые выплаты», поэтому большинство социальных пособий теперь рассчитывает ФСС. Однако работодатель по-прежнему считает и платит пособие за первые 3 дня болезни, поэтому повышение МРОТ нужно иметь в виду.
С 1 января по 31 декабря 2021 г. Все страхователи обязаны подавать в ФСС сведения и документы для назначения и выплаты пособий, а также возмещать фонду расходы, которые страховщик понес из-за недостоверных или неполных сведений.
Больничный лист открыт в 2020 г.
Если работник заболел в 2020 г., а листок нетрудоспособности закрыл в 2021 г., повышение федерального МРОТ при расчете пособия нужно учесть в следующих случаях:
В этих ситуациях пособие за день болезни в январе 2021 г. Составляет 412,65 руб. (12 792 руб. / 31 дн.).
Больничный лист открыт в 2021 г.
В 2021 г. новый федеральный МРОТ нужно учесть в тех же случаях, что и для больничных 2020 г.
Также новый МРОТ нужен при определении среднего заработка для расчета пособия. Если больничный открыт в 2021 г. и при этом в расчетном периоде сотрудник ничего не зарабатывал или его средний заработок за месяц составил меньше 12 792 руб., то для расчета пособия берется средний дневной заработок в размере 420,56 руб. (12 792 руб. х 24 /730).
Пособие за 1 день болезни в 2021 г. = 420,56 руб. х % оплаты больничного, который зависит от стажа. При этом минимальное пособие равно 412,65 руб., ведь в расчете за полный календарный месяц пособие не должно быть меньше МРОТ.
Оплата отпуска и командировки
Из-за повышения МРОТ оплату отпуска и командировки нужно пересчитать, только если одновременно соблюдаются 2 условия:
Рекомендуем по теме
В марте нужно сдать годовую бухгалтерскую отчетность за 2020 год, а также подать декларации по ряду налогов. Подготовить отчетность бухгалтерам поможет система КонсультантПлюс
Материалы в помощь бухгалтерам:
Пособия по годовой бухгалтерской отчетности
Проверить правильность заполнения отчетности поможет раздел «Взаимоувязка показателей».
Изменения в формах бухотчетности
С отчетности за 2020 г. применяется измененная форма отчета о финансовых результатах:
С 2020 г. обязательны к применению изменения, внесенные в ПБУ 13/2000, 16/02 и 18/02. Кроме того, с 2019 г. можно учитывать аренду по правилам ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». Все эти изменения учтены в новом практическом пособии.
С 2021 г. организации обязаны учитывать запасы по новым правилам. Тем организациям, которые приняли решение уже в 2020 г. начать применять требования ФСБУ 5/2019 «Запасы», советуем ознакомиться с новым «Практическим пособием по составлению промежуточной бухгалтерской отчетности в 2021 г.» в системе КонсультантПлюс.
Готовые решения по бухгалтерской отчетности
Ответы на конкретные вопросы по подготовке бухгалтерской отчетности специалисты найдут в Готовых решениях:
Для организаций, которые начали досрочно применять ФСБУ 25/2018 и ФСБУ 5/2019, могут быть полезны Готовые решения:
Готовые решения и образцы заполнения деклараций
Специалисты КонсультантПлюс подготовили рекомендации по заполнению налоговых деклараций за 2020 г.
Рекомендуем Готовые решения:
Подробные разъяснения с примерами и расчетами по каждому конкретному налогу смотрите в «Путеводителе по налогам».
В КонсультантПлюс представлены также образцы заполнения форм бухгалтерской и налоговой отчетности.
Книги по годовой отчетности
В КонсультантПлюс включены книги от известных авторов:
Чтобы найти книгу, укажите в запросе ее название и автора.
Актуальные формы и справочная информация
Бухгалтеры всегда могут уточнить сроки сдачи отчетности с помощью «Календаря бухгалтера», ставки налогов, скачать актуальные формы отчетности в формате Word и Excel и получить другую справочную информацию, которая может потребоваться.
Найти нужные сведения можно, задав соответствующий запрос в Быстром поиске.
Проверки в 2021 году: на что обратить внимание
Малый бизнес освобожден от плановых проверок, сами проверки стали короче и приобрели новые формы, расширена возможность досудебного обжалования. Отдельные изменения коснулись оценки пожарных рисков
Мораторий на проверки малого бизнеса
Правительство запретило включать субъекты малого предпринимательства в ежегодные планы проверок на 2021 г. Но есть ряд исключений. Например, от проверок не освобождается малый бизнес, отвечающий двум условиям:
Не избегут плановых проверок и те, у кого есть объекты чрезвычайно высокого или высокого рисков.
Новые сроки, формы и форматы проверок
Весь 2021 г. ЮЛ и ИП могут проверять дистанционно, используя в том числе аудио- и видеосвязь.
Если вас будут проверять во 2 полугодии 2021 г., то обратите внимание на два момента:
Относительно сроков проверки в новом году сохраняет актуальность позиция Верховного суда: предельный срок плановых проверок в 60 рабочих дней складывается из длительности проверок в отношении самой организации и всех ее обособленных подразделений.
Новый способ досудебного обжалования проверок
Значительно увеличился список ведомств, на проверки по линии которых можно пожаловаться через портал госуслуг. Речь идет о проверках, которые включены в единый реестр (proverki.gov.ru).
К МЧС, Ростехнадзору и Росздравнадзору добавились Минпромторг, Росреестр, ФНС, Росаккредитация, Россельхознадзор, Росгидромет, Роспотребнадзор, Роскомнадзор, Ространснадзор, Росалкогольрегулирование, Роструд, ФССП, Росстандарт, Рособрнадзор, Росприроднадзор и Ростуризм.
Новый механизм обжалования действует в рамках эксперимента, который продлится до конца июня.
Новый подход к проверкам противопожарного режима
Индекс индивидуализации учитывает как социально-экономические характеристики объекта защиты, так и добросовестность подконтрольного лица.
Такой риск-ориентированный подход снизит надзорную нагрузку на бизнес и избавит его от излишних проверок.
Рекомендуем по теме
Материалы номера подготовили: Светлана Агаева, Ольга Бебко, Станислав Гаранжа, Александр Коновалов, Ольга Серебряная